какая в россии система оценок в школе
Родителям напомнили о возможности менять систему оценок в школах
Родители учеников вместе с руководством школ могут отказаться от классической пятибалльной системы оценок по некоторым предметам. Об этом заявила замминистра просвещения Анастасия Зырянова на Общероссийском родительском собрании, передает «РИА Новости».
В ходе беседы Зыряновой задали вопрос, о выводе в разряд факультатива музыки, изобразительного искусства и физкультуры — сейчас успехи школьников по этим предметам оцениваются по традиционной пятибалльной шкале, но родители отмечают, что не все дети обладают одинаковыми талантами к этим дисциплинам.
«С 1 января 2021 года вступил в силу новый порядок заполнения аттестатов, и теперь по тем предметам, которые мы сейчас обсуждаем — изобразительное искусство, музыка и физическая культура — может устанавливаться оценка не по пятибалльной системе, а исходя из системы «зачет-незачет», — пояснила замминистра. По словам Зыряновой, подобные вопросы относятся к компетенции каждого отдельного учебного учреждения, поэтому родители сами вправе изменить систему оценки.
В то же время глава Минпросвещения Сергей Кравцов отметил, что ИЗО, музыка и физкультура позволяют детям развиваться всесторонне, поэтому делать их факультативными не целесообразно. Однако допустил, что учебную программу по этим предметами было бы неплохо оживить.
Возглавлявшая ранее Минпросвещение Ольга Васильева в январе 2020 года анонсировала изменения в системе оценок по ИЗО, физкультуре и музыке. В новых аттестатах по этим предметам могут проставляться «зачет» либо «незачет».
Васильева рассказывала, что многие российские школы используют альтернативные системы оценивания знаний: как «зачет-незачет», так и стобалльные. Однако при получении аттестатов выпускниками все они приводятся к «единому знаменателю» в виде пятибалльной шкалы.
Пятибалльную систему оценок в российских школах начали внедрять еще в первой половине XIX века, позже она перекочевала в советскую систему образования. Однако в 1920-1930-е годы во многих школах применялась двухбалльная или трехбалльная шкала («удовлетворительно», «вполне удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Унифицировали систему и ввели окончательную пятибалльную шкалу окончательно только в 1944 году.
Обсуждение отмены этой традиции велось на протяжении всех последних 77 лет. В 2018 году тогда еще замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев рассказывал, что ведомство обсуждает возможность отказа от пятибалльной системы. Однако чиновник отмечал, что учителя сейчас не владеют «современными методиками внутришкольного оценивания». Поэтому для перехода на другую шкалу — например, стобалльную — нужно провести огромную работу.
Руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов отмечал, что обычный учитель не может сейчас отличить 55 от 57 баллов, поэтому переход на эту систему пока невозможен. В то же время он отметил, что сегодня в российских школах применяется фактически четырехбалльная шкала, поскольку «единицу» никто и нигде почти не ставит. Эксперты отмечали, что переход к системе оценки ЕГЭ и ОГЭ тоже невозможен, потому что она отличается концептуально: является накопительной, когда за каждую ошибку вычитаются баллы из максимально возможного количества.
Возглавлявшая тогда Минпросвещения Ольга Васильева также сомневалась в необходимости отказа от пятибалльной системы. «Я думаю, что далее дискуссии речь не пойдет, потому что никаких серьезных предложений ни от кого не поступало», — говорила она.
Альтернативные системы оценки школьных знаний обсуждаются не только в экспертном сообществе, но и в родительском. В последние годы родители учеников неоднократно заявляли, что второгодники и двоечники остались в 2000-х годах, в современных школах их почти нет. Это связано, в первую очередь, с тем, что от успеваемости учеников часто зависят стимулирующие субсидии преподавателей. Поэтому они нередко «натягивают» оценку. Кроме того, успеваемость сказывается на престиже и рейтинге школ в регионах, поэтому большое количество двоек в журналах может привести к конфликтам учителей и администраций учебных заведений.
Вне весовых категорий: почему родители выступают против новых систем оценок
В Калужской области родители выступили против введения новой системы оценок — средневзвешенной. В отличие от привычной среднеарифметической системы при таком подходе учитывается не только сама оценка, но и так называемый вес того или иного вида работы. Что представляет собой такая система, которая, впрочем, уже несколько лет вводится и в других российских школах, а также каким образом родители могут влиять на критерии оценивания своих детей — в материале «Известий».
Родители против нововведений
В Калужской области разгорелся спор вокруг введения в одной из школ города Малоярославец новой системы оценок. Участники общественной организации «Родительское движение. Калужская область», а именно родители учащихся Малоярославецкой школы № 1, выступили за отмену средневзвешенной системы оценок. Они создали петицию, где говорится о том, что «данная система не является оптимальной для объективной оценки полученных знаний, а является лишь еще одним стрессовым фактором для неокрепшей психики детей школьного возраста».
По мнению родительского сообщества, привычный среднеарифметический метод более универсален и объективен, чем средневзвешенный.
— При средневзвешенной системе оценки выставляет компьютер, а каждая оценка имеет свою «весовую категорию». Например, оценка по контрольной — это три балла, самостоятельная работа — два балла, домашняя работа или ответ у доски — один балл. Таким образом, если ученик написал контрольную работу на тройку или двойку в конце четверти, у него уже не будет времени и возможности на исправление этой оценки, ведь исправить надо будет не одну тройку, а целых три тройки или двойки, — указывалось в тексте.
Согласно петиции, решение об изменении системы оценивания знаний было принято без согласования с родителями и учащимися и «без каких-либо аргументированных обоснований целесообразности данной методики приняли решение».
Однако, утверждают родители, статья 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» гласит, что обучающиеся и родители являются важнейшими участниками образовательных отношений (п. 31). Статья 3, п.10 гарантирует «демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями».
Введена и в других регионах
Как сообщили «Известиям» в министерстве образования Калужской области, инициатором введения этой системы оценивания выступило не само ведомство, а администрация школы. «Они приняли решение перейти на средневзвешенную систему. Какая-то группа родителей предложила не переходить на нее, выступили против, записали ролик. Мы всё это увидели и попросили руководство школы еще раз выйти на диалог с родителями», — отметили в министерстве.
— Что касается самой средневзвешенной системы — это обычная пятибалльная система, просто каждый вид работы имеет свой удельный вес — коэффициент. Она применяется и в других регионах России, в частности, в некоторых московских школах. В чем смысл: в зависимости от сложности работы выставляются коэффициенты — 1, 2, 3, 4. Например, ученик получил пятерку, и эта пятерка умножается на этот коэффициент. Следующую оценку он, например, получил за устный ответ, допустим, четверку. Но у устного ответа коэффициент пониже — 3. Оценки умножаются на коэффициенты, складываются и потом делятся на сумму этих коэффициентов — получается средний балл. Это только один из вариантов, как может это проходить, — рассказали «Известиям» в ведомстве. — В некоторых школах электронный журнал так и считает оценки автоматически, в нем заложена эта градация.
Возможно, позже
Как сообщили «Известиям» в самой Малоярославецкой школе № 1, школа только планировала перейти к этой системе с начала учебного года. Согласно принятому в школе еще в августе положению о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, вычисление средневзвешенной оценки планировалось сделать автоматическим в электронном дневнике. Однако сейчас реализация этого плана приостановлена после обращения недовольных родителей.
— Меньшинство победило большинство. Весь педагогический коллектив, администрация школы и большинство детей, заинтересованных в качестве знаний и результатах, были согласны с внедрением этой системы. Кроме того, сейчас мы принимаем претензии родителей о том, что они против того, что мы отказались от этой системы, потому что их как раз таки она устраивала. Мы никаких экспериментов не проводили, эта система проходит уже во многих российских школах, мы консультировались перед принятием решения о ее введении, — рассказали «Известиям» в Малоярославецкой школе. — Пока это внедрение приостановлено, и мы возвращаемся к старой системе. Будем работать над ней, и есть вероятность, что, может быть, мы к ней вернемся в следующем году, если она получит должное признание.
Решается локально
С математической точки зрения средневзвешенная система оценок более объективна, чем традиционная, потому что оценки, например, за проверочную работу или итоговый годовой экзамен теоретически имеют разный вес, считает член совета по общему образованию и дополнительному образованию детей комитета по образованию и науке Госдумы Константин Деревянко.
— Тем не менее ключевой вопрос состоит в том, а как определять вес той или иной учебной деятельности. Это на сегодняшний день регулируется локальными актами, то есть на уровне регионов или отдельных школ. Единых подходов в этом вопросе пока не существует. Система подвижна, развивается и требует еще уточнений и совершенствований, — указал он в разговоре с «Известиями». — Однако для того, чтобы она стала объективной и могла обеспечивать профилактику любых конфликтов, которые возникают в связи с тем, что, например, родители недовольны итоговыми оценками из-за несогласия с системой распределения этих коэффициентов, необходимо проводить комплексный анализ и вырабатывать единые стандарты.
Каждая школа в рамках действующего законодательства имеет право по согласованию с участниками образовательного процесса принимать решения о том, по какой системе оценивать учеников и делать ли это вообще, указывает в беседе с «Известиями» председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор лицея № 369 Константин Тхостов. «Сейчас, например, также активно обсуждается тема с выведением на зачетную систему таких предметов, как ИЗО, технологии, физкультура, музыка. Дело в том, что эти предметы иногда вызывают вопросы у детей и у родителей, ведь по большому счету они нужны для эмоциональной разгрузки, а когда начинается дополнительная нагрузка на и без того занятого по всем направлениям ребенка — это не совсем правильно, — отмечает Тхостов,
— По большому счету какова будет система оценивания — это договоренность отдельной школы с родителями во благо тех, кто там учится. Однако прежде чем что-то вводить, необходимо договариваться с участниками образовательного процесса, не забывая при этом главных экспертов в системе образования, к которым относятся и сами школьники, — считает он. — В любом случае это надо закрепить локально. В нашем учебном заведении, например, оценка выводится самой программой, которая называется «Электронный дневник»: ребенок свою четвертную оценку видит по ходу получения своих текущих оценок, и в этом нет никаких сложностей и проблем. Чем меньше человеческого фактора, тем лучше.
Законный рычаг давления
Любой локальный акт может быть обжалован вплоть до суда, сообщила «Известиям» адвокат Наталья Карагодина.
— По закону «Об образовании в Российской Федерации» у родителей также есть возможность обжаловать оценку ребенка по статье 45, где гарантируется «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Родители в праве направлять в органы управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, обращение о применение к его работнику, нарушающему или ущемляющему права обучающихся, дисциплинарных взысканий. По закону должна создаться комиссия по регулированию споров в целях урегулирования разногласий. Комиссия создается в самой организации, — отметила Карагодина. — В то же время, если накопилось какое-то количество проблем и претензий у нескольких родителей, реально в таких ситуациях работает и коллективное обращение.
Неуд от Луначарского
«Математик сел, потер ладони и улыбнулся.
Эта же пятибалльная система оценок действует в российских школах и сейчас. Но так было не всегда.
В постановлении, подписанном народным комиссаром просвещения А.В. Луначарским в мае 1918 г., говорилось:
«1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики.
2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета. » 3
Вместо пяти цифровых оценок успеваемости осталось лишь две словесных: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Первый шаг к преодолению несоответствия между официальной системой оценок и реальными потребностями системы обучения был сделан в 1933 г., когда народный комиссариат просвещения «установил четырехбалльную словесную систему»: «неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и очень хорошо». 10
Также оценки из двух разных систем упоминает поэт Константин Ваншенкин, автор слов песни «Я люблю тебя, жизнь!»: «Существовал кодовый школьный жаргон: «очхор», «хор», «посик». «Плохо» в некоторых местностях называлось «плюха». Вполне художественно. Далее: «отл», «удик» («удочка»), «неуд». » 13
Назад к пяти баллам
Пока школьники осваивали мир словесных оценок при помощи игры слов («удочка», «удик», «неуд», «пос», «пес», «посик», «песик». ), Совет народных комиссаров РСФСР 10 января 1944 г. постановил:
Школьники и учителя после четвертьвекового словесного оценочного сумбура 1918-1943 гг. вернулись к действовавшей без малого столетие до революции пятибалльной цифровой системе.
Характерный эпизод, связанный со сменой систем школьных оценок, имеется в повести И. Василенко «Звездочка». В книге о воспитанниках ремесленного училища, впервые напечатанной в 1948 г., описывались события середины 1940-х гг.:
«Сеня Чесноков рассказал. о том, как он в ленинградской школе решил ужасно трудную задачу по арифметике, как учитель пришел в восторг и поставил ему отметку «шесть». И, как всегда, Сеню разоблачил придирчивый Степа Хмара. Он сказал:
— В те времена отметки ставили не числами, а словами, например: «плохо», «хорошо», «отлично».
Тряпошник по физике
Когда вернулась цифровая система оценок, началось их жаргонное обыгрывание.
Пример из книги «Экзамен Гали Перфильевой» 1956 г.:
«- По правде сказать, я знала немецкий на трояк.
Пример из рассказа В. Перуанской 1958 г.:
«- Тряпошник по физике схватила! Антонина поставила. Мы ее сегодня на большой доводили.
Анна Михайловна догадалась, что на современном школьном жаргоне «тряпошник» означает тройку». 17
В 1960-е гг. тройку могли называть «трёшманкой»:
Пятибалльная система оценок действует в нашей школе непрерывно уже более семидесяти лет. Тем, возможно, интереснее было заглянуть в краткое «непятибалльное» прошлое. А читатель пусть вспомнит из своей школьной жизни какой-нибудь «двояк», «гуся» или «тройбан». И улыбнется.
1. Соловейчик С. Сколько лет школе? // Пионер. 1970. № 1. С. 38.
2. Филиппова К. В гимназии. Свердловск, 1938. С. 66.
3. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917-1973 гг. М., 1974. С. 133.
4. Квасникова-Зилитинкевич В. Между двух войн // Нева. 2009. № 10.
5. На чьей стороне вы? // Пионер. 1931, № 1. С. 16-17.
6. Дьяконов И. Книга воспоминаний. СПб., 1995.
7. Королев Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации и в первые годы сплошной коллективизации (1926-1930/31 уч. гг.) // Советская педагогика. 1950. № 5. С. 91.
8. Любимов Н. Неувядаемый цвет. Главы из воспоминаний // Дружба народов. 1992. № 7. С. 106.
9. Лихоталь Т. Счастливый случай. Повести. М., 1975. С. 19-20.
10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (1917-1941 гг.). М., 1980. С. 275.
11. Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР о школе. 1930-1935 гг. Челябинск, 1935. С. 40.
12. Коринец Ю. Там вдали за рекой. Две повести о дяде. М., 1977. С. 105.
13. Ваншенкин К. Из записей // Литература в школе. 1996, № 14. С. 15.
14. Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1948. С. 97-98.
15. Василенко И. Звездочка. М.-Л., 1949. С. 3.
16. Сальников Ю. Экзамен Гали Перфильевой. М., 1956. С. 6.
17. Перуанская В. Олина обида (рассказ) // Поговорим о наших детях. Сборник бесед, рассказов, очерков. М., 1959. С. 255.
18. Багров С.П. Белые сени: Повесть в рассказах. Л., 1986. С. 82, 83.
19. Низова А.М. Они пришли в школу. М., 1967. С. 141.
20. Мелентьев В. Солнце над школой. Повесть. М., 1961. С. 73.
21. Рыжаков В. О Гриньке, о Саньке и немного о девчонках. Повесть. М., 1971. С. 7.
22. Поляков С. Рассказы // Подъем. 1991, № 7. С. 159.
5-балльная или 10-балльная система оценок в школе
Время чтения: 6 минут
«Получить пятерку» – понятная и амбициозная задача мотивированного школьника в советские времена в наши дни не совсем однозначна. Балл, который является максимальным в школе с традиционной 5-балльной системой, становится аналогом тройки в школе с 10-балльной системой. «Одни пятерки по итогам года» – не всегда повод для гордости, хотя, справедливости ради, удобно, ведь можно и не уточнять, по какой шкале выставлялись оценки.
Ну а если серьезно, система оценивания знаний – это основной объективный инструмент для понимания уровня развития ребенка, маркер проблем и возможность оценить прогресс в обучении.
С вами Mr. Great, и мы говорим о системах оценок в школе.
Система оценки знаний. Экскурс в историю
5-балльная система оценок в России появилась в первой половине 19-ого века. Однако, есть нюанс – высшим баллом тогда считалась единица, а пятерки, напротив ставили отстающим ученикам! Начиная с 1837 года в силу вступила привычная нам балльная система оценивания по возрастающей, от 1 до 5.
До этого учителя выражали свое мнение относительно успехов учеников развернутыми комментариями. «Похвальное» или «посредственное» отношение к работе, трудности в обучении или выдающиеся достижения глубоко анализировались и доносились до родителей в виде подробных характеристик.
Подобная традиция в трансформированном формате сохранилась во многих международных школах и сейчас! Например, в Heritage School в качестве системы оценок мы получаем обстоятельные отчеты по успеваемости детей, а не только табели.
Однако, в большинстве государственных школ на протяжении десятилетий 5-балльная шкала оставалась единственным методом аттестации учащихся.
Интересно, как менялось словесное описание оценок. Если в царской России двойки означали лишь «слабые успехи», то в советские времена появилось понятие «неудовлетворительно»! Какую отметку комфортней получить ученику? Не нужно быть специалистом в детской психологии, чтобы понять: первая формулировка может послужить мотивацией, а у второй окраска явно негативная – звучит как осуждение без права апелляции!
5-балльная система оценок в школе
В пятибалльной шкале оценок учитель формально имеет возможность поставить ученику отметку от 1 до 5. Однако, на практике, эта система по сути является трехбалльной, так как единицы и двойки не выставляются ни как четвертные, ни как итоговые оценки.
Смысловая интерпретация 5-балльной системы следующая:
5-балльная система привычна и понятна как родителям, так и ученикам. Ребенок, хорошо справляющийся с учебой, регулярно получает максимальные баллы, что, безусловно, положительно сказывается на самооценке.
Но у системы есть и минусы:
10-балльная система оценивания
Переход на 10-балльную систему в российском образовании обсуждается уже давно. Часть учебных заведений успешно использует новый метод, однако, массового распространения 10-балльная шкала пока еще не получила.
Очевидное преимущество 10-балльной системы – более глубокая классификация в оценке знаний обучающихся. Так, освоение материала характеризуется помимо прочего и качественными характеристиками. При отметках 1 и 2 уровень знаний оценивается как поверхностный. Баллы 3 (удовлетворительно) и 4 (весьма удовлетворительно) говорят о том, что у школьников отмечается запоминание и неосознанное воспроизведение материала. Ребята, получившие по предмету 5 (хорошо) и 6 (весьма хорошо) баллов поняли, т.е. «осознали» теорию. Оценки 7 (очень хорошо) и 8 (почти отлично) соответствуют пятерке по 5-балльной шкале и говорят о том, что ученики в полной мере овладели материалом. А максимальные баллы – 9 (отлично) и 10 (превосходно) свидетельствуют о нестандартном творческом подходе в применении полученных знаний.
10-балльная система позволяет оценить уровень знаний более точно. Стирается некомфортный разрыв между двоечниками и отличниками. Класс больше не делится на успевающих и отстающих, ведь все оценки выше пятерок – положительные. Очевидно, что и с педагогической задачей школы – мотивировать учащихся – 10-балльная система справляется лучше.
Влияние оценок на развитие личности ребенка
— Какая непослушная девочка!
— Молодец, сама пирамидку собрала!
Оценки в том или ином виде мы начинаем получать с самого раннего детства. Даже не умея говорить, ребенок уже чувствует одобрение, восхищение или недовольство родителей.
Оценки – неотъемлемая часть процесса интеграции в общество. Двухлетние малыши в детском саду ежедневно оцениваются воспитателями. Дети привыкают к тому, что их поведение сопоставляется с некими эталонами: «Маша, ты почему не доела? Вон Катя уже всё скушала!»
Ежедневное оценивание помогает ребенку определить свое место в социуме. Например, в каждой детсадовской группе обязательно найдется хулиган, самая красивая девочка или мальчик, который никогда не спит днём.
В процессе обучения в школе на первое место выходят оценки знаний. И если в начальных классах деление на «касты» успевающих и отстающих учеников не так заметно, то в средней школе каждый ученик уже точно знает, на какой ступени школьной иерархии он находится.
Подростковый период самоопределения напрямую связан с общественной оценкой. Систему оценивания в школе нельзя воспринимать исключительно как определение образовательных результатов ребенка, важно понимать, что этот опыт экстраполируется на всю оставшуюся жизнь.
Итоговая цель школы – дать знания и научить ими пользоваться. При всех плюсах и минусах, 10-балльная система позволяет детям чувствовать себя более комфортно. Прямой зависимости между отличной успеваемостью в школе и успешностью в дальнейшей жизни нет, а вот зависимость между низкой самооценкой и проблемами с физическим и душевным здоровьем – доказана! Оценки – это очень важно. Но еще важней сохранить у детей веру в себя и желание узнавать новое!