какая бывает внеурочная деятельность в школе

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

Методички Педсовета

01 января 2020 • 11:35

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

Виды внеурочной деятельности:

Формы внеурочной деятельности:

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

Общекультурное:

Общеинтеллектуальное:

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

Источник

Внеурочная деятельность по ФГОС в школе

Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации учащихся и развитие их интересов. Данный вид деятельности призван реализовать требования ФГОС начального и среднего образования.

Внеурочная деятельность по ФГОС в школе представляет сбой проведение и организацию вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их индивидуальных способностей.

Внеурочная деятельность — это совокупность разных видов внеучебной, внеурочной активности, при реализации которых учащиеся наиболее успешно осваивают основную образовательную программу, достигают личностных и метапредметных результатов.

Внеурочная работа как неотъемлемая часть образовательного процесса

К особенностям внеурочной деятельности в школе относится возможность образовательного учреждения самостоятельно ее планировать. Ученикам предоставляется обширный выбор занятий, направленных на их умственное и духовное развитие.

Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Государственного образовательного стандарта и является неотъемлемым элементом школьного образования в целом, ставящим задачу перед педагогическим коллективом, организовать развивающую среду для обучающихся.

Заинтересованность школы во внеурочной деятельности в рамках ФГОС проявляется, прежде всего, не во включении вышеназванной деятельности в учебные программы, а в новых взглядах на образовательные результаты, т.е. урочная и внеурочная деятельность должны иметь определённую связь, но не подменять друг друга. Значимость внеучебной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей ребенка при том, что он сам выбирает ее.

Участвуя в различных видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои индивидуальные особенности и учится при этом жить в коллективе, а именно, проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с другими школьниками. Внеучебная деятельность в школе, будь она спортивная, творческая, познавательная, игровая или трудовая, способствует коллективному взаимодействию школьников, что в свою очередь производит определенный воспитательных эффект.

какая бывает внеурочная деятельность в школе. Смотреть фото какая бывает внеурочная деятельность в школе. Смотреть картинку какая бывает внеурочная деятельность в школе. Картинка про какая бывает внеурочная деятельность в школе. Фото какая бывает внеурочная деятельность в школе

Цели, задачи и принципы организации внеурочной деятельности в школе

Анализ внеурочной деятельности в начальной и основной школе позволяет прийти к выводу, что главной ее целью является помощь в обеспечении достижения результатов, которые запланированы образовательной программой.

Внеурочная деятельность школьников направлена на создание условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие, сформируют правосознание и добровольческую инициативу учащихся, их способность на социально значимую деятельность.

Основными целями внеурочной деятельности в школе являются:

какая бывает внеурочная деятельность в школе. Смотреть фото какая бывает внеурочная деятельность в школе. Смотреть картинку какая бывает внеурочная деятельность в школе. Картинка про какая бывает внеурочная деятельность в школе. Фото какая бывает внеурочная деятельность в школе

Задачи

Организация внеурочной деятельности в школе способствует решению ряда важных задач, основными из которых являются:

Принципы организации

Для успешного достижения поставленных целей в построении внеурочной деятельности в школе необходимо соблюдение следующих принципов:

какая бывает внеурочная деятельность в школе. Смотреть фото какая бывает внеурочная деятельность в школе. Смотреть картинку какая бывает внеурочная деятельность в школе. Картинка про какая бывает внеурочная деятельность в школе. Фото какая бывает внеурочная деятельность в школе

5 направлений внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в условиях ФГОС должна опираться на заданные направления развития личности учащихся. Таких направлений пять.

Направления внеурочной деятельности:

Источник

Методический материал. «Виды и формы внеурочной деятельности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формы и виды внеурочной деятельности в условиях ФГОС

В данной статье описаны формы внеурочной деятельности по направлениям и видам. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на воспитательные результаты.

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

Структура внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

Направления, виды и формы внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

Виды внеурочной деятельности:

Формы внеурочной деятельности:

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс

Школьник знает и понимает общественную жизнь

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы

Школьник ценит общественную жизнь

Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Дос тижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

МБУ ДО ЦРТДиЮ Первомайского района г. Ростова-на-Дону

Источник

Внеурочная деятельность в образовательных организациях «Направления внеурочной деятельности.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в образовательных организациях

1. Направления внеурочной деятельности;

2. Виды внеурочной деятельности;

3. Формы работы с обучающимися по направлениям внеурочной деятельности;

4. Реализация внеурочной деятельности через систему дополнительного образования ;

5. Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности, планируемые личностные результаты.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям:

Данные направления являются содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имеет свои целевые установки

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, воспитание ценностного отношения к здоровью; формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, в том числе через занятия спортом

Воспитание нравственных чувств и этического сознания; гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции и правового самосознания младших школьников, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Воспитание творческого и ценностного отношения к учению, труду; развитие интеллектуально-творческого потенциала

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, воспитание нравственных чувств, формирование основ культуры общения и поведения; коммуникативной и общекультурной компетенций

Воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирование социально-трудовой компетенции и компетенций социального взаимодействия

Виды внеурочной деятельности:

-Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

-Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

-Трудовая (производственная) деятельность

Час общения, прогулки на природу, походы, выезды; спортивные соревнования, эстафеты, «уроки гигиены», «уроки здорового питания», спортивные секции и кружки; подвижные игры, игровые программы по пропаганде ЗОЖ, акции по пропаганде ЗОЖ; творческие и исследовательские проекты; КТД и т.п.

Час общения, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, сюжетно-ролевые игры нравственного и патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, туристско-краеведческие экспедиции, социально-значимые проекты, акции, национально-культурные праздники, встречи с интересными людьми, ветеранами ВОВ; КТД; творческие и исследовательские проекты; кружки и т.п.

Час общения, познавательные беседы, диспуты, библиотечные уроки, интеллектуальные клубы, акции познавательной направленности, интеллектуальные и творческие марафоны, олимпиады, факультативы, интеллектуальный клуб, турниры, интеллектуально-творческие проекты и научно-исследовательские; кружки, проектная деятельность и т.п.

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Час общения, беседы, экскурсии, встречи с представителями творческих профессий, знакомство с лучшими произведениями искусства, творческие программы, праздники, формирующие художественную культуру школьников, посещение конкурсов и фестивалей фольклорного и современного творчества, тематических выставок; творческие конкурсы, кружки; библиотечные уроки; творческие проекты; дополнительное образование и т.п.

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Беседы, социально-значимые акции, туристско-краеведческие экспедиции, экологические акции, десанты, экологические патрули, социальные и экологические проекты; КТД, дополнительное образование и т.п.

Реализация внеурочной деятельности через систему дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации общеобразовательных дополнительных программ (Программ внеурочной деятельности), оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Плюсы дополнительного образования заключаются в том, что оно предоставляет широкий выбор для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности самоопределения и самореализации ребенка.

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего

образования ориентированы на достижение определенных воспитательных

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное

духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или

ином виде деятельности.

Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности:

Преимущественные формы достижения планируемых результатов

Беседы, факультативы, олимпиады, игры, культпоходы, экскурсии, социальная проб (участие в социальном деле, организованном взрослым), игры с ролевым акцентом, занятия по конструированию, рисованию, техническому творчеству и т.д., занятия спортом, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, поездки и т.д.

Игры с деловым акцентом, интеллектуальный или творческий клуб, агитбригады, смотры-конкурсы, театральные постановки, дебаты, диспуты, дискуссии, инсценировки, концерты, художественные выставки, фестивали, спектакли, КТД (коллективно-творческое дело), трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, трудовой отряд, оздоровительные акции, социально-значимые акции, туристические походы и т.д.

Социально моделирующие игры, детские исследовательские проекты, внешкольные акции, конференции, интеллектуальные марафоны; проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов; социально-значимые, трудовые, творческие, художественные акции в социуме ( вне школы), выступление творческих групп самодеятельного творчества; социально-образовательные проекты, спортивные и оздоровительные акции в социуме, поисково-краеведческие экспедиции, ярмарки и т.п.

Планируемые личностные результаты:

-Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;

-Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;

-Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;

-Способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье;

-Сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;

-Сформированные представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

-Приобщение к разумной физической активности, сформированная потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.

-Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция;

-Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

-Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормам; сформированная коммуникативная компетенция;

-Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

-Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

-Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

-Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

-Осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству;

-Потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;

-Сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно- практической деятельности;

-Сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);

-Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения

-Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;

-Освоение механизмов самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром;

-Формирование внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка.

-Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

-Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

-Способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

-Сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;

-Сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности;

-Способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах;

-Знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

-Овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни;

-Сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом;

-Достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия;

-Сформированные компетенции социального взаимодействияс обществом, общностью: сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность;

-Умение коммуникативно взамодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

-Ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *