какая бывает власть обществознание 9 класс
Власть и виды власти 9 класс
На уроке, ребята должны будут усвоить такие термины, как: власть, объект и субъект власти, политическая власть, власть закона. Также овладеть умениями: различать субъект и объект власти, определять ее виды и источники власти.
Просмотр содержимого документа
«Власть и виды власти 9 класс»
Власть зарождается одновременно
с человеческим обществом
3 формы проявления влияния:
«Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?»
2. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру
3. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении
Что общего в этих ситуациях?
Они строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой
подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.
– тот, кто обладает желанием
властвовать, реальной властью,
кто проявляет ее по отношению к другим.
– все те, на кого воздействует субъект власти.
— индивид — социальная группа — класс — общество
— богатство — положение в обществе — знания, информация — харизма – исключительные качества личности — демократические процедуры — свободные выборы — источник власти в РФ — народ
Средства осуществления власти:
— всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других
— материальные ценности — информация
Какая бывает власть обществознание 9 класс
Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти
Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.
Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.
ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ
Добиться власти значительно помогают следующие источники.
Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.
Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:
Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:
ВИДЫ ВЛАСТИ
Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.
⊕ По источнику власти:
⊕ По участникам власти:
⊕ По функциям органов власти:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.
Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.
⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:
⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:
⊕ Формы политической власти:
ЛЕГИТИМНОСТЬ
Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.
В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.
Основа власти: Личные качества лидера. Отличительные черты: Политический лидер проявляет себя в периоды кризиса, «ведёт» за собой народ. Пример: Махатма Ганди, Наполеон Бонапарт.
Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.
Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.
Смесь всех видов власти
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.
Существуют три ветви государственной власти:
Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.
Вы смотрели конспект «Власть: источники, виды, легитимность».
Конспект урока по обществознанию для 9 класса на тему «Власть»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Глава 1. «Политическая сфера общества». Урок №1.
Цитата на доске: «Политика, не задевающая ничьих интересов,
не дает никаких результатов»
Вопрос классу: Как вы думаете, что включает в себя политическая сфера общества? Какую роль в обществе играет политическая сфера? (мозговой штурм)
Результатом мозгового штурма становится схема, перенесенная в тетрадь:
Сегодня мы изучим один из аспектов политической сферы – «Власть».
Запишите тему сегодняшнего урока – параграф 1, страница 5 – «Власть»
Из названия темы, давайте попробуем определить цель сегодняшнего урока.
Цель урока: дать определение термину «власть» и выявить основные характеристики этого понятия.
На доске написано три слова: «Власть», «Сила», «Авторитет».
Чем эти понятия отличаются друг от друга?
Какие сходства есть между этими терминами? (фронтальная работа)
Записываем в тетрадь определения изученных терминов.
Власть – механизм управления, система социально-политических взаимодействий, влияющих на поведение и деятельность людей, основанная на законе или традициях.
Сила – физическое воздействие, направленное на достижение цели против воли людей к которым оно применяется.
Авторитет – признание за человеком выдающихся достижений, умений, знаний, значимых для общества или отдельных людей.
Работа в группах: у нас есть 6 групп, каждая из которых создает модель ситуации, где применяется один из трех способов управления «Сила», «Власть», «Авторитет». На подготовку 3 минуты, на выступление 3 минуты.
Анализ: итак, могут ли все эти способы управления сочетаться вместе? В каких случаях? Чем является сила и авторитет по отношению к власти? (это источник власти)
Государственная власть появилась в период возникновения государств, со временем она укреплялась и видоизменялась, закреплялась в законодательных документах. Властью наделялись отдельные представители, власть стала подразделяться на различные виды.
Из уроков истории мы знаем три основных ветви власти, какие? (исполнительная, законодательная, судебная)
Давайте посмотрим, как эти виды власти организованы в Российской Федерации. (чертим схему на доске поэтапно обсуждая каждый фрагмент) Фронтальная работа.
Властью в государстве обладают многие организации и отдельные люди. Как регулируются полномочия, какова система управления властными структурами? Для правильного функционирования власти в государстве должна быть строгая система, включающая в себя управленцев и подчиненных, эта система называется иерархией власти. Кто сталкивался с термином ИЕРАРХИЯ? Что оно означает?
Запись определения в тетрадь.
Иерархия – расположение частей целого в порядке от высшего к низшему.
Вывод урока (формируется путем обсуждения): власть это инструмент управления источником которого являются сила и авторитет, имеет разветвленную структуру и иерархичность.
Домашнее задание: выучить схему государственной власти и определения из тетради, прочитать параграф №1, ответить на вопрос №4 на странице 11.
Конспект создан на основе материалов учебника «Обществознание» под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.
Конспект урока по обществознанию для 9 класса на тему: « Политика и власть »
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по обществознанию для 9 класса на тему: « Политика и власть »
Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока
Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?
-На какие группы можно распределить все эти объекты?
-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?
— Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
Власть — это многообразие возможностей оказывать влияние на поведение людей.
семейной властью обладают родители, и опирается она на их авторитет.
Однако это власть не политическая, поскольку она не является публичной, не распространяется на общество в целом.
Политическая власть — отдельный вид власти, который отличается тем, что оказывает влияние на всех членов общества.
Политическая власть всегда является публичной и действует на основе права от имени всего общества. Важнейшей характеристикой политической власти является её легитимность. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Одним из признаков политической власти является её верховенство (решения власти обязательны для всего общества).
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Статья «Формирование финансовой грамотности учащихся в урочной и внеурочной деятельности».
Статья «Формирование социальных компетенций учащихся в гражданском образовании»
Рабочая программа по обществознанию: «Обществознание»
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Урок обществознания по теме: «Экономика и её основные участники»
ТЕСТЫ ПО ЩБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ «ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ»
Рабочая программа по обществознанию 5 класс
Адаптированная программа по обществознанию 6 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5277745 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию 9 класс. Политика
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Политика – сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти.
Власть – это способность, право и возможность распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо.
Источники власти: традиции, сила, авторитет, капитал (богатство), знания
Объект— лица, группы или организации, которым адресованы команда, приказ или распоряжение.
-классы, массы, группы, индивиды.
Субъект-участник политического процесса: государство, партии, лидеры и элита.
руководство, управление, организация, регуляция, мобилизация, господство
Политическая власть –это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
1.Экономическая (контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми)
2.Социальная (возможность влиять на положение различных слоёв населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп)
3.Культурно-информационная власть (власть над людьми с помощью научных знаний, информации)
4.Принудительная (опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратура)
5.Политическая (три ветви власти):
— Исполнительная власть – принадлежит правительству. Представители исполнительной власти обычно назначаются, а не избираются. Главная задача исполнительной власти – проводить в жизнь, т.е. исполнять, принятые парламентом решения. (Например: парламент принимает закон о государственном бюджете, т.е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе).
-Судебная власть – самостоятельная и независимая ветвь власти. Задача судебной власти является защита прав и свобод человека. Она состоит из трёх видов судов:
1. Конституционные суды (Конституционный суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации)
2. Суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а так же районные (городские ) суды, мировые суды, военные суды)
3. Арбитражный суд (Высший арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, субъектов Федерации)
Легитимная (власть по закону)
Нелегитимная (власть не по закону)
Основные признаки политической власти:
-верховенство ( распространяется на всё общество)
-публичность (действует на основе права от имени всего общества)
-легальность (только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны)
-моноцентричность (наличие единого центра принятия политических решений)
-использует самые разнообразные средства: принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные.
Государство – это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом.
Признаки (любого) государства
Признаки правового государства
2.Единая система управления
2.Максимальное обеспечение прав и свобод человека и хорошо налаженный механизм защиты этих прав
3.Единая система законов
3. Взаимная ответственность гражданина и государства
4.Государственный суверенитет(независимость государственной власти)
4. Все равны перед законом
5.Право на взимание налогов и сборов, эмиссия денег (выпуск денег)
5.Четкое разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
6.Наличие органов и методов принуждения.
6.Сильная судебная власть
7.Наличие государственной символики.
7. Эффективная работа правоохранительных органов
Функции государства – основные направления деятельности государства
Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
Обеспечение национальной безопасности
Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация)
Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
Развитие взаимовыгодного сотрудничества
Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
Участие в решение глобальных проблем
это устройство политической организации общества.
Форма правления — порядок образования и организации высших органов власти, их взаимодействие друг с другом и с населением.
Типы государств по форме правления:
1. Монархия — форма правления, при которой верховная власть передается по наследству, не является производной от какой-либо другой власти, не ограничивается временными рамками.
Самодержавная монархия — тип монархии, при которой власть монарха является сакральной.
Ограниченная монархия. Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена законами или парламентом.
2. Республика — форма правления, при которой власть находится у выборных лиц с определенным сроком полномочий, которые они получили от представительного органа или от самих избирателей.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
организация высших органов власти и способы ее формирования
(власть обычно предается по наследству) (представители власти избираются)
Три разновидности монархии :
Три разновидности республики :
1. Абсолютная (неограниченная,
власть находится в руках монарха)
Народ избирает президента, который является главой исполнительной власти и государства. Министры подчинены президенту. Судьи назначаются президентом с согласия верховной палаты парламента. Министров и других представителей исполнительной власти президент может смещать самостоятельно. Главный признак – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом.
2. Дуалистическая –ограниченная
(конституционная). Королева «царствует, но не правит»
Главой государства является президент(который избирается на заседании парламента), но полномочия, которыми наделяет его конституция, осуществляются, как правило, правительством.
Главный признак – политическая ответственность правительства перед парламентом.
3. Парламенская (конституционная)
Власть принадлежит парламенту. Формально монарх,
но с учётом парламентских выборов. Принцип
В ней сочетаются признаки и президентской и парламентской республик.
Формы государственно-территориального устройства
— организация взаимоотношений между центром и регионами
Объединение два и более независимых государств, которые при этом создают специальные объединенные органы для совместных действий в определённых целях (военные и.т.д.)
Отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают самостоятельностью. В субъектах Федерации наряду с общими(федеральными законами) действуют и свои собственные законы и органы управления.
(Россия, США, Индия, Мексика, Канада и т.д.)
Государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, единая конституция, законы, гражданство, правовая и судебная системы, местные органы власти подчиняются центральным. (Венгрия, Греция, Чехия и т.д.)
Унитарное Федерация Конфедерация
совокупность способов осуществления государственной власти.
Тоталитарный (власть полностью и целиком принадлежит главе государства). Общеобязательная идеология, полный контроль за всеми сферами жизни людей.
Авторитарный (правление группы людей, подавляющей оппозицию), контроль только в политической сфере.
Демократический (власть народа) основанный на признании народа в качестве источника власти.
-правительство, основанное на согласии;
-решения принимаются большинством голосов;
-гарантии основанных прав и свобод личности;
— свободные и честные выборы;
-равенство всех перед законом;
Парламентаризм – одна из форм представительной демократии, которая обеспечивает гражданам равные возможности при выборе представителей власти.
Виды государственных органов :
1.Законодательный (представительный) парламенты: Федеральное собрание, конгресс, рада, кнесет.
2. Исполнительные (распорядительные) –правительство
Гражданское общество – это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
Независимо от государства, располагает средствами, с помощью которых можно заставить человека соблюдать нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание гражданин.
Защищает граждан и их объединение интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
Способствует формированию органов власти, демократическому и гуманистическому развития всей политической системы.
1.Представительная: участие народа в управлении государства не на прямую, а через своих представителей, депутатов.
-референдум (всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Он является высшим непосредственным выражением воли народа наряду с выборами)
-участие в политической партии;
Признаки политической партии.
1.Наличие политической программы, в которой сформированы цели и задачи партии.
2.Партия носитель определённой идеологии (системы идей)
3.Наличие руководящих органов и партийных функционеров
4.Наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети местных организаций.
5.Наличие устава содержащего важнейшие нормы внутри партийной жизни.
7.Борьба за завоевание и осуществление политической власти.
Функции политической партии.
Политическая (овладение властью)
Борьба за власть в государстве и влияние на политику государства участие в осуществлении власти.
Подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов.
Идеологическая –разработка партийной идеологии и программы.
Электоральная –участие в избирательных кампаниях.
Социализация – формирование свойств и навыков участия в политических отношениях.
В зависимости от характера членства и принципов организации:
2. По идеологической направленности:
3. По месту в политическом спектре общества:
4. По участию в осуществлении власти:
5. По отношению к закону:
6. По характеру членства:
7. По способу деятельности:
Типы партийных систем
Выборы – это всеобщее голосование по каким-либо вопросам
Участвовать в выборах в РФ имеет право гражданин не моложе 18 лет, который не находится в местах лишения свободы по приговору суда, а также не признан недееспособным по суду.
Избирательное право может быть:
-активным (право избирать)
-пассивным (право быть избранным)
Принципы демократического избирательного права:
Всеобщность 9все старше 18 лет)
Состязательность-выбор на альтернативной основе
Мажоритарная (большинство) – это система определение результатов выборов, согласно которой, избранным считается кандидат(или список кандидатов), набравший большинство голосов.
Пропорциональная – это система представительства партий и движений основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов (от лат. Поручение-документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов.
Современные политические идеологии.
-отстаивание и борьба за свободу прав человека;
-демократические идеи правового государства;
-отстаивание принципов разделения властей;
-общество равных возможностей;
-равенство всех перед законом;
-свобода мысли и слова;
-рыночный механизм и конкурентная экономика;
-невмешательство государства в экономику;
-в начале 20 века появились идеи неолиберализма: пересмотрели роль государства в экономике, допускают вмешательство государства в экономику.
-стабильность и порядок;
-признается естественная иерархичность общества;
-сильная государственная власть;
-интересы нации государства ценятся выше чем интересы индивида;
-экономическая сфера: свобода предпринимательства, частная собственность, невмешательство государства.
-общество всеобщего равенства;
-отсутствие эксплуатации человека человеком;
-ликвидация частной собственности;
-организация общественного производства;
-первенство коллективному общественному началу.
-большая роль государства;
-власть основана на диктатуре (силе);
-одна партия и одна идеология;
-отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти;
-одно государство, одна партия, один вождь;
-насилие, человека ненавистничество
Черты политического лидера :
-наличие ясной политической программы;
-политическая воля и готовность брат на себя ответственность;
-популярность, умение нравиться людям;
-острый ум и политическая интуиция;
-организаторский талант и ораторские способности.