какая бывает остановка с удвоенной согласной
Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)
II. Двойные согласные
Орфография
II. Двойные согласные
§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.
§ 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.
§ 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:
с суффиксом -н-, например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);
с суффиксом -ск-, например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);
с суффиксом -ств-: искусство (ср. искусный).
Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на -с с возвратной частицей -ся, например: спасся, несся.
Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.
Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).
Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.
С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.
§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.
Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторое другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.
Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и cyществительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учено, ученость (ученый); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).
§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны; девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.
Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны; юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.
§ 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжешь, жжет, жженый, жжение, жженка.
При наличии чередования зг – зж, зд – зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжишь (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем. поздно), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг – «рассвет»).
§ 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось, составом слова, например: рассориться (рас + ссориться), одесский (одесс + ский), прусский (прусс + ский), пятитонный (пятитонн + ный).
§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.
§ 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа – группка, группочка; программа – программка, программный, киловатт – киловаттный, Калькутта – калькуттский; класс – классный, гунн – гуннский, балл (единица меры оценки) – пятибалльный; галл – галльский; либретто – либреттист.
Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонки (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).
Примечание. В первой части сложносокращенных слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грамзапись, групком.
Удвоенные и одинарные согласные в словах. Запоминалки
Искусство равно 1/2.
Помогает запомнить сколько букв «с» в слове, сначала одна «с», потом 2 «с». Количесто букв С в слове.
Коль есть к искусству интерес –
То научись писать в нём «С».
На первом месте – «С» одно,
Про это знают все давно.
А если место второе –
То «С» там уже двойное.
В трудном слове «рассчитать»
Будем мы две «C» писать.
А в «расчётливый«, «расчёт»
Пишем только корень «чёт».
МошеННик у тружеНика одну Н украл!
Киллер у дилера отнял одну «Л».
Правописание удвоенных согласных в русском языке. Правила
Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.
Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.
Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:
Если хочешь суп куриный,
Проходи за стол в гостиной.
Ошибаться не спеши,
Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.
Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и существительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учёно, учёность (учёный); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).
Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны, девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.
Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны, юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.
Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжёшь, жжёт, жжёный, жжение, жжёнка.
Жужжащие стихи
Встретил я в лесу Ежа.
Ёж лежал в лесу ЖУЖЖА.
Я спросил ежа: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Ёж сказал: — Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит жужжа.
Я сказал Ужу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: — Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.
— Жабе я кричу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула Ужу:
— И совсем не я жужжу.
Проглотила я Жука,
Жук жужжит наверняка.
Все кричат Жуку: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?
— Ну, жужжу, — ответил Жук. —
Иждаю нормальный жвук…
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!
При наличии чередования зг – зж, зд – зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжать (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем, поздно), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг – «рассвет»).
Запоминалка для двойной «Ж»
Если хочешь научиться,
Где двойную «Ж» писать,
То запомни: «вожжи», «дрОжжи»,
«Можжевельник» и «жужжать»,
А еще словечко «жжёный».
Вот теперь ты, брат, – учёный!
Запоминалка для одинарной «Ж»
Сколько ни дрожИ,
«Ж» одну пиши.
Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется по словарю, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.
В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа – группка, группочка; программа – программка, программный; киловатт – киловаттный; Калькутта – калькуттский; класс – классный; гунн – гуннский; балл (единица меры, оценки) – пятибалльный, галл – галльский; либретто – либреттист.
Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонка (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).
Примечание. В первой части сложносокращённых слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грамзапись, групком.
Двойные согласные. Слова с двойными согласными.
В русском языке слова с двойными согласными в корне встречаются достаточно часто в иностранных словах, а также в некоторых русских словах. Наиболее часто в русских словах удвоенная согласная встречается на стыке корня и суффикса, а также на стыке приставки и корня.
Двойные согласные в корнях
В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные сс и жж. Таких слов немного.
Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: поссорить, поссориться; а также в словах Россия (от устаревшего росс), российский, Белоруссия (но Русь, белорус).
Буквы жж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и образованных от них родственных словах, например: жужжание, можжевеловый. Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут), например: жжение, сожжение, жжешь, жжет, сожжет.
Двойные согласные на стыке приставки и корня
Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: бесспорный, восстание, воззрение, поддержать, оттеснить.
Примечания:
1. С буквами сс пишутся слова, образованные от корня -счит- при помощи приставки рас-, например: рассчитать, рассчитывать. Слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с, например: расчет, расчетливый (но бессчетный, от без счета).
Двойные согласные в иностранных словах
Большинство сдвоенных согласных встречается в иноязычных словах, например: апелляция, интеллигент, оккупант. Эти слова, как и слова с непроверяемыми написаниями, нужно запоминать. Ниже приводится список наиболее встречающихся слов с двойными согласными.
Слова с двойными согласными
Удвоенные согласные: примеры
При затруднении написания удвоенных согласных примеры легко можно найти в словаре.
Там имеется большой выбор всего необходимого:
Это лишь небольшая часть. В словарях есть множество примеров (нежелательно использовать сомнительные из интернета).
Правописание двойных согласных
Все слова в русском языке состоят из морфем — самых важных частей, которые делятся на приставки, корни, суффиксы и окончания.
При этом корни, как правило, считаются отдельной морфемой, заключающей в себе смысл целого слова.
А вот с помощью окончания, как формообразующей части, его можно не только склонять (у существительного), но и спрягать (у глагола).
В то же время бывают ситуации, когда двойные части речи во время написания отражаются в виде двойных букв.
По правилам, их необходимо сдвоить (основной признак):
Примеры можно увидеть на стыке морфем:
Также они могут находиться в слове:
Таким образом, правописание таких согласных обязательно надо помнить, а в случае возникновения каких-либо сомнений следует тут же брать в руки словарь орфографии для проверки.
Вдобавок следует знать, что там, где слышен долгий звук, записываются двойные согласные. Но даже в таких случаях имеются некоторые исключения, о которых тоже никогда не следует забывать. Хоть и слышится длинное звучание, однако пишется всего лишь одна буква: имитация, галерея.
Еще важно обращать внимание на то, что все двойные согласные чаще всего стоят в одном слоге: кон — гресс, а — ппе — тит, а при переносе делятся: ап — петит, колон — на.
В заимствованных словах
Слова, которые имеют иноязычное происхождение, как правило, записываются таким образом, что парные согласные сохраняются не только в собственных языках, но и во время перехода в русский: koloss (франц.) — колосс (рус), antenna (лат) — антенна (рус).
Однако, если не знать морфем того языка, откуда первоначально все произошло, просто невозможно пояснить, почему пишется удвоенная согласная.
Следовательно, правописание подобных слов, как и тех, что считаются непроверяемыми, требуется постоянно заучивать.
Для этого как минимум стоит составить специальный список, помогающий быстро выучить нужное:
В корне заимствованных слов, которые во многих случаях можно без каких-либо усилий определить в словарном порядке:
Тем не менее в нескольких словах (бакалавр, волейбол, тротуар), а также уменьшительно-ласкательном значении собственных имен возможно написание только одной согласной.
Примеры для запоминания:
В корне русских слов
В большинстве случаев удвоенные согласные в корне слов встречаются крайне редко. Причем используются в основном только такие как «жж» и «сс».
Написание парных букв «жж» можно увидеть:
В случае звукового чередования зд — зж и зг — зж пишут не два раза «ж», а именно «зж»: приезжать (приезд), брюзжать (брюзга).
Однако в таких словах, как брыжи и брыжейка, прописывают всего одно «ж». Потому как все это связано с историческим формированием.
Буквы «сс» чаще записываются:
В других ситуациях сдвоение согласных происходит на стыке приставки с корнем: рассказать, поддержать, либо корня с суффиксом: черкесский, туманный. И только в таком случае написание слов повинуется морфологическому правилу — происходит сохранение одинакового написания каждой морфемы. Следовательно, нужно как можно тщательней проводить анализ состава слова, когда приставка заканчивается, а корень начинается с одной и той же согласной: рассвет, воззрение.
Двойная согласная пишется в сложносокращенных словах, когда одна часть завершается, а следующая берет свое начало с одной согласной, то есть одно и та же буква идет подряд: юннат (юный натуралист), главврач (главный врач).
Однако если первая часть сложносокращенного слова представляет собой основу, оканчивающаяся двойной согласной, тогда прописывается лишь одна единственная согласная: юнкор (юный корреспондент), грампластинка (граммофонная пластинка)
Правописание двойных согласных перестает выглядеть трудным, когда хорошо известны все правила. При этом постоянно следует помнить о примерах, которые вообще никогда не поддаются проверке. И в случае потребности, можно просто взять себе в помощь орфографический словарь, в котором показывается верное написание слова, а также его производные.
Закрепить материал помогут некоторые упражнения.
1. Чтение таблицы, в которой указаны слова с двойными согласными, и последующее употребление их в словосочетании.
Например, антенна — телевизионная антенна.
агрессор | коллектив | пессимизм |
колосс | программа | территория |
миссия | сумма | шоссе |
2. Составление предложений, в которых были бы слова с двойными согласными:
Такие простые упражнения помогут разобраться в правилах и научить правильно писать слова.
Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенными согласными.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по русскому языку.
Тема : Слова с удвоенными согласными.
Цель : дать представление о словах с удвоенными согласными и способами их переноса.
Предметные: учащиеся научатся различать в слове согласные звуки по их признакам, наблюдать за образованием слов с удвоенными согласными, определить способ переноса слов с удвоенными согласными.
Личностные: у учащихся будет сформирован интерес к новым знаниям, понятие о правилах поведения ученика на уроке.
Оборудование: учебник, карточка.
1. Мотивационное начало урока:
Вы уже много знаете о звуках. Какие звуки бывают в русском языке? Правильно, гласные и согласные звуки. Сегодня мы с вами продолжим разговаривать о согласных буквах и узнаем о новых «особенных» словах, о правилах их написания и переноса.
2. Актуализация знаний.
Отгадайте загадку. И запишите отгадки в тетради.
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (Школа)
Загадка про школу,
про тот самый срок,
Который ребятам
Прозвонит звонок. (Урок)
Ученикам велит садиться.
Затем вставать и расходиться.
В школе многим он велит,
Ведь звонит, звонит, звонит. (Звонок)
Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
Давайте еще раз выпишем слово «звонок» и произведем звуко-буквенный анализ.
звонок (поставим еще раз ударение, отметим слоги)- 2 слога, 2 гласн, 4 согл.
3. Открытие нового знания.
Чем интересны эти слова. Как вы считаете, что может вызвать затруднения в написании данных слов, т.е. какая орфограмма в этих словах? Подчеркните её.
Какие буквы вы подчеркнули? Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Удвоенные согласные.
5. Закрепление изученного материала.
Откройте учебник на с 77. Найдите пожалуйста 7 упр. Прочитайте слова. Чем похожи все эти слова?
Объясните значения этих слов. По очереди (по цепочки).
Прочитайте задание после упражнения под второй красной точкой. Какие правила переноса вы знаете?
Какие слова мы не можем перенести с одной строки на другую по правилам переноса?
Запишите слова: Инна, класс, трасса, аллея, коллектив… (На слове «коллектив» у учащихся заканчивается рабочая строка).
Что нам нужно знать, чтобы правильно перейти на следующую рабочую строку? Правила переноса слов с удвоенными согласными. Чтобы узнать их, нам нужно прочитайте про себя слова из упр 8, которые уже разделены по правилам переноса. Сформулируйте правило: как мы будем переносить слова с удвоенными согласными?
Чтобы слово с удвоенными согласными перенести с одной строки на другую, одну букву необходимо оставить на строке, а другую перенести. Посмотрите еще раз на слова. Как переносим слово ванна, сумма, хоккей? Ван-на, сум-ма, хок-кей.
Посмотрите на задание этого упражнения под второй красной точкой. Спишите. Ван-на, сум-ма. Образец на доске.
Прочитайте свои слова, согласно правилам переноса.
6. Закрепление изученного материала.
Молодцы, из печатной рабочей тетради на с 51 делаем номер 3 самостоятельно, показываем готовность.
Вам понравился наш с вами урок?
Кто можем похвалить себя за деятельность на уроке встаньте пожалуйста?
А у кого что-то не получилось?
Трудно было вам сегодня?
О чем был наш сегодняшний урок?
Какое правило мы с вами изучили?
Аллея а-ллея, ал-лея, алле-я
Касса Ка-сса, касс-а, кас-са
Дрожжи Дро-жжи, дрожж-и, дрож-жи
Суббота Суб-бота, су-ббота,
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.