какая бывает форма конспект урока 1 класс перспектива
Математика 1 класс «Какая бывает форма?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока математики 1 класс «Перспектива»
Урок 1.Тема «Какая бывает форма?» стр. 4-5
Личностные— осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять положительное отношение к учебному предмету»Математика»,осознавать его значение.
1. Организационный момент.
—Мы начинаем урок математики. На уроках вы будете учиться считать, решать примеры и задачи, чертить фигуры и играть в математические игры. Но чтобы хорошо учиться математике, нужно быть очень внимательными.
– Ну-ка, проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
2.Игра-знакомство «Как тебя зовут?». Ход игры:
3- «Моего соседа / мою соседку зовут …».
Итог игры.- Мы уже познакомились, каждый из вас уже услышал имя своего соседа или соседки. Знаете ли вы, что обозначает слово сосед? Вслушайтесь в него: со-сед — вместе сидим. Со-трудники — вместе трудимся, со-ученики — вместе учимся. Кто мы?
2. Постановка проблемы.
Все вы — ученики 1-го класса … школы.
-Сегодня чуть позже после уроков вы пойдете домой, и прохожие, глядя на вас, будут знать: идет ученик. Как они об этом догадаются?
— Правильно, ваш внешний вид им подскажет. Что же такое форма?
3. Актуализация имеющихся у детей знаний.
1) Знакомство с учебником — рассматривание обложки, чтение заглавия.
Читаю обращение к первоклассникам стр.3
Переворачиваем страницу, вспоминаем тему урока.
2) Работа с учебником стр. 4—5. Стр. 4 — рисунки в верхнем ряду.
На левом рисунке изображены … (хором).
— Чем похожа форма у мальчика и девочки?
На правом рисунке в верхнем ряду (мужчина и женщина в форме).
Кто бы это мог быть? (Летчик и стюардесса, машинист поезда и дежурная по станции в метро, проводник и проводница в дальних поездах?).
— О чем нам говорит их внешний вид, их форма? (Они работают вместе).
— Назовите еще несколько профессий, где сотрудники носят форму (врачи, пожарные, продавцы в фирменных магазинах…).
Внизу слева изображены двое мужчин. Они — … (хором).
-Как вы догадались? В их спортивной форме больше сходства или отличий? Почему? А у членов одной команды?
Нижний правый рисунок. Назовите одним словом: «Кто изображен?» (Военные). Покажите того, кто служит на море. Покажите солдата.
-Где он служит? Почему у него форма такой необычной расцветки?
Посмотрите на нижние рисунки на этой странице.
-Как их назвать одним словом? (Пряники).
-Кто печет пряники? (Повар, кондитер, мама). Из чего? (Из теста).
Изготовим пряники — имитируем движения замешивания, раскатки теста, разрезания выемкой.
Какой формы пряники получились? (Ответы детей по цепочке, остальные при этом указывают названный пряник).
— Я бы хотела съесть пряник, похожий на треугольник.
Какой из них вы мне посоветуете? (На треугольник похожи и елочка, и звездочка).
Почему? (Самый большой; удобнее откусывать маленькими кусочками; самый вкусный — а тесто-то одинаковое!Значит, и вкус будет одинаковым!)
Вывод: Что такое форма? (Внешний вид).
-Форма нам позволяет отнести в какую-то группу не только людей, но и предметы, фигуры.
4. «Открытие» нового знания детьми.
1- Работа с формой геометрических фигур.
Учитель предъявляет 10—12 геометрических фигур разных видов, цветов, размеров; предлагает детям выйти и выбрать себе какую-либо фигуру, потом объединиться в группы: четырехугольники, треугольники, круги. (Можно ввести провоцирующие моменты: правильный восьмиугольник похож на круг, но — угольник, значит, к кругам нельзя; овал — не круг, но похож на круг тем, что нет углов.В итоге можно предложить деление по форме на две группы: фигуры с углами и фигуры без углов).
2) Верхнее задание на стр. 5 (Работа в парах).
Тень должна быть похожа на предмет по форме. А цвет у тени есть?
-Нашли тень зайчика, сами показали, посмотрели у соседа.
Подходит тень? А если бы ушки были опущены вниз?
-Нашли тень домика. Подходит тень? А если бы был без трубы?
— Нашли тень яблочка. Подходит тень?
— А если бы листик был с другой стороны ветки?
Вывод : важно уметь не только сразу видеть внешнее сходство, но и уметь видеть мелкие детали.
Стр. 5 № 4 Мяч-круг. Кубик-квадрат. Шапочка астронома-треугольник.
Стр. 5 № 5- Из геометрических фигур, как в детском конструкторе, составлены рисунки.
-Посчитайте, сколько треугольников, четырехугольников и кругов было использовано в фигуре паровоз; ёлка; машина.
Паровоз –квадрат, прямоугольник,(большой), 2 маленьких прямоугольника, треугольник, круг(большой) 2 маленьких круга.
Ёлка –, прямоугольник, треугольник,
Машина- 2 квадрата, прямоугольник, треугольник, круга.
N 1 (с. 4).Что вы видите на рисунке? (Столы.)
– Чем они отличаются? (Формой.
— Как вы закрасите квадратные столы? (Оранжевым цветом.)
-Какие столы раскрасите желтым цветом? (Круглые.)
— Какого цвета будут треугольные столы? (Зеленого.)
– Сколько круглых столов? (3.)
– Сколько треугольных столов? (1.)
N 2 (с. 4).-Почему цветы получили такое название? (По форме цветков)
N 3 (с. 5).(Чтение заданий учителем.)
– Какие фигуры вы будете раскрашивать? (Круги.)
– Что обозначают крестики в клетках? (Круги, которые закрасили.)
– Сколько вы нарисовали крестиков? (3.)
N 4 (с. 5).(Чтение заданий хором.)
– Какие фигуры вы будете раскрашивать? (Треугольники.)
– Как вы обозначите количество раскрашенных треугольников?
– Сколько палочек вы зачеркнули? (5.)
N 6 (с. 5).(Рисование по точкам.)
6. Работа в тетради.
1-знакомство с разлиновкой тетради по математике (каждая клетка — квадрат, 4 угла, 4 точки пересечения — вершины).
2) Анализ верхнего образца письма (в учебнике):
Точная постановка точек в вершинах квадрата—клетки.
3) Положение тетради при письме.
4) Правила посадки при письме.
5) Правила / упражнения по оптимальному способу держания ручки при письме.
Работа в тетради с проговариванием вслух.
Учитель задает ритм и комментирует (раз — два, отступили; раз — два, отступили; раз — два, отступили) в достаточно быстром темпе.
В начале урока мы пытались дать ответ на вопросы: «Что такое форма? Что она нам подсказывает? Как бы вы теперь ответили на эти вопросы?» (Внешний вид позволяет определить, кем работает, к какой группе относится).
Какие формы вспомнили? Давайте мы их все поместим на один лист, и это будет наш условный знак «форма».
-Что оказалось новым? Кто и как помогал нам на уроке? Кому мы можем сказать спасибо за работу?
Я тоже довольна тем, как интересно мы провели наш первый урок математики.
Конспект урока математики для 1 класса «Форма»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок математики Хохряковой Надежды Павловны
МАОУ «ЛИЦЕЙ №8» г. ПЕРМИ
Программа «2100» (Демидова Т.Е., Козлова С.А.,
(В урок включены элементы дидактической игры «Новосёлы», чтобы создать на уроке ситуацию психологического и физиологического комфорта у учеников, сохраняя их психическое и физическое здоровье, а также повышение мотивации к действию и интеллектуальной активности.)
-научить объединять объекты в группы по форме;
-научиться разбивать совокупности объектов на группы по форме;
-учить выделять свойства предметов (цвет, форма);
-развивать умение сравнивать, классифицировать предметы по цвету и форме.
-воспринимать одноклассников как членов своей команды;
-«читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков;
-понимать заданные педагогом правила игры;
-понимать и объяснять цель задания, данную педагогом;
-быть толерантным в игре и работе в парах.
-Активно участвовать в общей дидактической игре;
-ак тивно участвовать в обсуждениях;
-учиться работать в парах.
-принимать цель задания, заданную педагогом;
-выполнять заданные педагогом правила игры;
-изменять правила игры;
-участвовать в оценке полученного результата.
Таблица демонстрационная и таблицы для каждого ученика (для выполнения задания №2, с.4).
Набор геометрических фигур.
Набор карточек с геометрическими фигурами.
1этап. Мотивация к учебной деятельности (1 – 2 мин.)
Цель этапа: создание положительного отношения к учебной деятельности, заинтересовать.
— уметь предположить по внешнему виду гостя (геометрик состоит из геометрических фигур) о чем пойдет речь на уроке.
— заинтересованное отношение учащихся.
Здравствуйте, ребята, сегодня на урок к нам в гости пришел Геометрик (изображение гостя). Он построил домики для своих друзей, и они уже хотели заселиться, как налетел сильный ветер и… друзья растерялись. Давайте же поможем им заселиться в их домики.
2 этап. Актуализация опорных знаний (5 – 7 мин.). Игра по
— На данном этапе повторяются и фиксируются в речи понятия (круг, треугольник. ) и способы действия (соотнесение, сравнение изображений), которые необходимы для освоения нового знания.
— уме ть различать понятия (знакомые геометрические фигуры – круг, треугольник,…).
— умение учащимися соотносить, сравнивать изображения геометрических фигур с образцом и выбирать нужные для «своего домика».
— умение слушать и вступать в диалог, умение работать в паре.
ПЕДАГОГ: На полу у доски границы домиков. Внутри каждого лежит карточка с изображением того, кто в этом «доме» может жить. У вас на парте тоже лежат похожие карточки. Возле каждого «домика» стоит контролер, который решает, правильно ли жильцы заселяются.
Дети рассматривают свои карточки, обсуждают, в какой «домик» они должны отправиться, чтобы были выполнены правила игры. Педагог вмешивается только в том случае, если к нему обращаются за помощью.
этап. Затруднение в игре. Постановка учебной задачи (1-2 мин.)
Цели этапа: Осознание потребности в построении нового способа.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места (Как выполняли? Каким способом пользовались?) и причины возникшего затруднения (Почему? Почему известный способ не подходит?). В результате анализа проблемной ситуации учащиеся под руководством учителя формулируют цель предстоящей деятельности).
— уметь увидеть проблему (по каким признакам фигуры не подходят ни в один из домиков).
— умение под руководством учителя определять цель предстоящей деятельности.
ПЕДАГОГ: Ребята, что случилось? Эти фигуры тоже хотят в «домик», а их никуда не пускают.) Почему? (Наши карточки не подходят ни для одного «домика»).
4 этап. Открытие нового. Формулирование темы урока. Формулирование новых правил игры (8 – 10 мин.)
Цель этапа: построение нового способа действия или «открытие» понятия.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий (какой домик нужен): выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Обязательно действие с фигурами геометрического набора. Затем осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. В завершение уточняется общий характер нового знания(новый признак – форма_ и фиксируется преодоление возникшего затруднения (геометрическая фигура другой формы)
— уметь разбивать предметы на группы по заданному признаку (по
— уметь распознавать цвета.
— умение планировать будущие учебные действия (какой домик нужен), обсуждение вариантов решения проблемы и выбор оптимального варианта.
Давайте поможем ребятам. Может быть, нам построить для них новый «домик »? Только как же он будет называться?
Сколько в этом доме этажей?
Какой общий признак у жителей верхнего этажа? (Все красные.)
У жителей второго этажа? (Все синие.)
У жителей нижнего этажа? (Все зелёные.)
По какому признаку фигуры расселились на этажах? (По цвету.)
Рассмотрите подъезды. Как одним словом можно назвать жителей 1-го подъезда? (Круги.)
Как одним словом можно назвать жителей 2-го подъезда? (Квадраты.)
Как одним словом можно назвать жителей 3-го подъезда? (Треугольники.)
Можно ли сказать, что и в подъездах фигуры расселились по общему признаку?
Кто-нибудь знает, как называется этот признак? (Если никто из детей не знает этого слова, учитель может сообщить его сам.)
Это форма предметов,
ПЕДАГОГ: Как вы думаете, как же можно разбивать фигуры на группы? По каким признакам?
Дети, посовещавшись, отвечают. Затем этот ответ сверяется с текстом в оранжевой рамке. Геометрик дарит третий жетон –большой красный квадрат.
этап. Игра по новым правилам. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи (4 – 5 мин.).
Цель этапа: формирование умения применять новое знание (новый признак – форма) при решении типовых заданий.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах) типовые (стандартные) задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
— уметь применять новое знание – «форма» при решении типовых заданий.
— умение слушать собеседника, советоваться в выборе;
— умение обдумывать задания и делать свой выбор;
— умение соотносить свою работу с образцом, нахождение ошибок;
— умение высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий.
— умение проговаривать последовательность действий на уроке.
1)ПЕДАГОГ: Ребята, хочется продолжить игру? А что для этого надо сделать? (Открыть новые «домики».) А какие? Как? («домики» с названием геометрических фигур.) А какие фигуры вы знаете? (Дети называют известные им фигуры). Педагог раздаёт карточки. Разбивайтесь на группы. Геометрик дарит четвертый жетон – большой красный прямоугольник.
2) Выполняем в рабочей тетради задание № 1 (§ 1.2, с. 4).
а)Учитель выкладывает на доске последовательность
ПЕДАГОГ: Отвечайте на мои вопросы, предварительно посовещавшись в парах.
Чем отличается красный треугольник от синего круга? (Цветом и формой.)
А синий круг от зелёного квадрата? (Цветом и формой.)
К доске вызывается пара, и им даётся задание продолжить эту последовательность на доске из предложенных геометрических фигур.
Остальные дети выполняют это задание, совещаясь в парах и рисуя соответствующие фигуры в тетради. После выполнения задания сверяются.
Как мы построили ряд из фигур? Чем отличалась каждая следующая фигура от предыдущей? (Формой и цветом.)
б) Выполняем задание № 2 в рабочей тетради (§ 1.2, с. 4).Учитель просит детей рассказать, фигуры какой формы они видят на рисунке в рабочей тетради. Какой формы и цвета окрашенные фигуры. После этого читается задание, и учитель просит детей рассказать, посовещавшись между собой, что они сейчас будут делать. (Раскрашивать квадраты красным цветом и т.д.) Задание выполняется в парах. Дети советуются и помогают друг другу. Учитель просит детей назвать общие признаки всех квадратов, всех кругов, всех треугольников: это форма и цвет.
а) Рассмотрим задание № 2 учебника (§ 1.2, с. 4).
Такой домик называется таблица. Возьмите таблицы и положите их перед собой. У меня на доске такая же таблица.
Педагог задаёт вопросы, давая возможность детям обсудить их между собой.
б) Вместе, работая в парах, заполняем таблицы фигурами из геометрического набора. Учитель просит детей назвать признаки предметов, которые помогли нам выполнить задание.
в) От каждого ряда выходит пара учеников (поочерёдно) и выполняет команду учителя в таблице (она закрыта от остального класса). Дети работают в своих таблицах. Учитель даёт следующие команды:
Положите в таблицу красный овал.
Положите фигуру во 2-м столбике в I строке.
Заполните клеточку в III строке 3-го столбика.
После окончания работы таблица открывается и задание проверяется детьми по строкам и столбцам. (Проговаривается ещё раз обоснование по строкам и столбцам: все красные, все жёлтые, все синие, все овалы, все прямоугольники, все треугольники). Геометрик дарит пятый жетон – большая красная звезда.
На доске появляется ряд:
Что общего у всех этих фигур? (Цвет.)
Чем они отличаются? (Формой.)
А давайте вместе придумаем такой ряд фигур, чтобы каждая следующая фигура отличалась от предыдущей и цветом, и формой.
Назовите любую геометрическую фигуру из тех, с которыми мы сегодня познакомились.
— Какой может быть следующая фигура? (Выстраиваем все вместе ряд из 4-5 фигур.)
6 этап . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 – 5 мин.).
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
— обязательна самопроверка по эталону (подробному образцу) и коррекция ошибок
— уметь разбивать предметы на группы по заданному признаку (по
— уметь работать самостоятельно, проверять себя, сравнивая с образцом.
— уме ть корректировать ошибки.
а) Выполняем в рабочей тетради задание № 3 (§ 1.2, с. 4).
Учитель выставляет на доске таблицы, аналогичные тем, что изображены в тетради. Объясняет задание и просит детей выполнить это задание.
После выполнения заполненные таблицы сверяются с таблицей, выставленной педагогом.
б) Задание № 3 в учебнике (§ 1.2, с. 5) с раздаточным материалом
выполняется после разъяснения задания.
Дети, работая в парах, выкладывают на партах такие же геометрические фигуры, как в этом задании, и разбивают их на группы. После выполнения этой работы делается проверка: к доске поочерёдно выходят представители от каждого ряда и разбивают фигуры на группы с объяснением.
7 этап. Включение в систему знаний и повторение (5 – 8 мин.). Тренировочные упражнения (выполняются, если остаётся время)
1.Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
2. Проверка глубины понимания и прочности усвоения ранее изученных знаний.
На данном этапе учащиеся самостоятельно под руководством учителя выявляют границы применения нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой – пропедевтика введения следующих тем.
— уме ть применять новое знание при выполнении различных заданий.
— умение самостоятельно обдумывать ответ и высказываться.
а) задание №3 с. 4 в тетради
б ) Задание № 4 учебника (§ 1.2, с. 5). Читаем задание. Дети самостоятельно обдумывают ответ и высказывают его. Ответы сверяются всеми детьми класса и делается совместный вывод о том, что в букете.
Может быть лишним тюльпан, если мы будем различать цветы по форме лепестков;
Может быть лишним цветок, отличающийся по цвету.
в ) Задание № 5 учебника (§ 1.2, с. 5) выполняется, если останется время.
Посмотрите на фигуры первого ряда.
Что вы заметили? (Меняется цвет каждого следующего круга.)
Как вы думаете, по какому закону происходит смена цвета?
Назовите, каким по цвету будет следующий круг? А за ним?
Посмотрите на фигуры второго ряда.
Что вы заметили? (Меняется форма фигур.)
Назовите, какая фигура будет следующей, а за ней?
8 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. (2 – 3 мин.).
1) соотнести поставленную цель и результат; фиксируется новое содержание, изученное на уроке.
2) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
3) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
— уметь разбивать предметы на группы по заданному признаку (по
— умение соотнести поставленную цель и результат.
— умение оценивать свои знания, то, что усвоено и что еще нужно усвоить.
Обсуждается, что научились делать на этом уроке.
Возможные вопросы: Чему научились? Какое знание открыли? Какие были трудности в освоении нового знания? Достигли ли цели? Где возникло затруднение? Что помогло их преодолеть? Что запомнилось? Что понравилось? Давайте оценим свою работу. На доске 3 домика. Каждый из вас выберет 1 фигуру: круг – «понял и могу объяснить», квадрат – «понял, но не могу объяснить», треугольник – «трудно понять» и поместит ее в нужный домик на доске. Смотрим, какой домик самый заселенный. Кому трудно было понять, на следующих уроках мы продолжим работать с формой и цветом.
Домашнее задание: открыть дома учебник и рассказать родителям, какие на этой странице есть задания и как их выполняли на уроке. В тетради с.4 № 3,учебник с. 5 №4,5.(если не успели на уроке).
Урок математики по теме: «Какая бывает форма», УМК «Перспектива»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Маркина Ирина Владимировна Какая бывает форма урок 1
УРОК 1 (первая четверть).
Какая бывает форма (с. 4—5)
Цели урока:
1) познакомить учащихся с учебником математики, задачами обучения;
2) выяснить значение слова «форма», тренировать умение различать предметы по форме, сформировать представление об основных видах геометрической формы: квадратная, треугольная, круглая;
3) упражнять в счете предметов, выяснить знание слов-числительных (количественных и порядковых) и их последовательности при счете.
1. Организационный момент.
Учитель:
Мы начинаем урок математики. На этих уроках вы будете учиться считать, решать примеры и задачи, чертить фигуры и играть в математические игры. Но чтобы хорошо учиться математике, нужно быть очень внимательными. Давайте потренируемся во внимании.
2. Устные упражнения. Счет от 1 до 10.
— Внимательно осмотрите учебный класс, в котором вы сидите. Скажите, сколько в классе окон.
— Сколько шкафов (дверей, комнатных растений)?
— Сколько парт в первом ряду, у окна? (Ряд показывает учитель.)
— Сколько девочек во втором ряду? (Ряд показывает учитель.)
— Сколько мальчиков в третьем ряду? (Ряд показывает учитель.)
3. Сравнение по форме.
— Сегодня праздник. Первый день занятий в школе.
5. Знакомство с учебником.
С помощью учителя дети рассматривают обложку учебника, читают обращение к первоклассникам.
1) Выяснение значения слова «форма».
— Посмотрите на иллюстрации вверху левой страницы учебника. Скажите, кто на них нарисован. Как вы догадались? (Учащиеся в школьной форме, солдат в военной форме и т. д.)
Вывод: Люди одеты в разную форму в зависимости от того, чем они занимаются.
2) Знакомство с видами геометрической формы.
— Назовите фигуры, которые вы знаете.
Учитель демонстрирует геометрические фигуры, которые обычно уже знакомы детям: квадрат, круг, треугольник. Желательно, чтобы все они были одного цвета. Если ребята не знают каких-то фигур, то учитель называет их сам, приводит примеры предметов из окружающей обстановки, имеющих такую же форму.
-Обведите,пжл, 5 квадратов и сделайте из них рисунки, которые бывают квадратной формы.
— Какие предметы вокруг нас имеют квадратную форму? (Носовой платок, плитка паркета, клетка шахматной доски и т. д.)