какая была просьба князя андрея к своему отцу перед первым отъездом на войну
Тест по литературе для учащихся 10 класса (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по литературе для учащихся 10 класса
(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Составитель: Морозова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» Кашира – 8, Московская область.
ЦЕЛЬ: проверить, как учащиеся знают произведение, прочитали ли они вообще данное произведение в полном объёме; развивать умение сопоставлять, анализировать; подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Методические рекомендации: тест состоит из двух частей. В первой части учащиеся должны дать краткий ответ на поставленный вопрос, а во второй части необходимо выбрать вариант ответа. На вопросы (из второй части), в которых требуется дать не один ответ, хотя бы дать два правильных ответа. Тогда это задание считается правильно выполненным.
Оценивание данного теста
Уровень выполнения работы
Процент выполнения работы
Баллы (правильные ответы)
Часть 1 (Задания с кратким ответом)
1. Назовите фамилию фрейлины и приближённой императрицы Марии Фёдоровны. Именно ей принадлежат слова: «Я верю в одного Бога и в высокую судьбу нашего милого императора…».
2. Назовите имена детей князя Василия Курагина.
3. О ком идёт речь? «Отец очень богат и скуп. Он живёт в деревне… Он очень умный человек, но со странностями и тяжёлый…».
4. О ком идёт речь? «…Вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах… Этот… человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи…».
5. На сколько кружков разбилось общество на вечере у Анны Павловны?
6. О ком идёт речь? «Слегка шумя своею белою бальною робой, … и блестя белизной плеч, … как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч…».
7. О ком идёт речь? «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…».
8. Кому принадлежат слова: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу».
9. Что подарила перед отъездом на войну Марья Андрею?
10. Какая была просьба князя Андрея к своему отцу перед (первым) отъездом на войну?
11. Сначала для князя Андрея Наполеон был его героем. А когда изменилось его мнение: «Но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой …»?
13. Кто был крёстным отцом и крёстной мамой у сына князя Андрея?
14. Какое решение принимает Николай Ростов, когда проиграл Долохову в карты?
15. Что символизирует дуб на краю дороги, который встретил Андрей Болконский, когда весной 1809 –го года поехал в рязанские имения своего сына.
16. Кто стал избранником Веры Ростовой?
17. С кем танцевала Наталья Ростова на балу у екатерининского вельможи?
18. Кто был против женитьбы князя Андрея и Наташи?
19. На что хотел пойти Анатоль Курагин ради Наташи Ростовой? (укажите конкретно)
20. Что сделала Наташа Ростова, когда разорвала с Андреем, когда не получилось с Анатолем Курагиным?
21. Продолжите фразу Андрея Болконского: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я ……».
22. Кто спас Марию Болконскую от «грубого народа здешнего»?
23. Где встретил князь Андрей Болконский Анатоля Курагина?
24. Что произошло с Элен Курагиной?
25. Для чего Пьер остался в Москве, когда французы её заняли?
26. Какой подвиг совершил Пьер в горящей Москве?
27. Смог ли Андрей Болконский простить Наташу? Почему?
28. Что стало с Петром Ростовым?
29. В ком и в чём нашёл своё счастье Пьер Безухов?
30. Кто стал мужем Марии Болконской?
31. Что сделала Наташа Ростова «неслыханного и вредного» (для общества) по отношению к своим детям?
Часть 2 (Задания с выбором ответа)
1. Князь Василий Курагин имел жизненные позиции:
А) помогал всем, кто его об этом просил; он часто употреблял своё влияние для того, чтобы помочь другим;
Б) он редко употреблял своё влияние, так как «вскоре ему нельзя было бы просить за себя».
2. Кто и кому даёт такой совет: «Нельзя … везде всё говорить, что только думаешь».
3. Назовите причину того, что князь Андрей идёт на войну (в 1 томе):
А) «… эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне!»;
Б) а кто должен защитить Отечество;
В) предки воевали, поэтому и ему необходимо встать на защиту.
4. Сдержал ли Пьер слово, данное Андрею: «Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить к Курагиным»?
5. Когда мы впервые встречаемся с Ростовыми?
А) в салоне А.П.Шерер;
Б) на именинах Натальи.
6. Чья представлена жизненная позиция: «До тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо, буду ездить» «Мне всё равно, что бы обо мне ни думали»?
А) княгиня Друбецкая Анна Михайловна;
Б) мать Наташи Ростовой;
В) княжна Марья Болконская.
7. У кого такой жизненный принцип: «Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут… Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму»?
8. В чём искал успокоение Пьер Безухов (вариант ответа не один)?
9. Кто остался «навсегда в душе Пьера самым сильным и добрым воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого»?
А) Андрей Болконский;
10. Кто размышлял: «Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Всё перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания Божества. Любить жизнь, любить Бога…»?
Б) Андрей Болконский;
11. Какие произошли изменения в жизни Пьера Безухова после плена (вариант ответа не один)?
А) перестал верить в Бога;
Б) стал мягче, участливее;
В) редко увлекался разговорами и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны;
Г) «он много попростел».
12. За что любил Николай ростов Марию?
Б) за возвышенный, нравственный мир;
В) за то, что она умело управлялась с крестьянами.
Анализ сцены эпизода отъезд князя Андрея на войну по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)
25 глава часть 1 том 1
Толстой в целом относится к князю Андрею положительно, однако некоторые качества героя позволяют нам задуматься о том, как сложится его судьба в дальнейшем. Это подтверждает и сцена отъезда Болконского на войну 1805 года.
С одной стороны, князь Андрей отправляется на войну совсем не по той причине, что видит в Наполеоне «антихриста», как его называют в салоне Анны Павловны Шерер. Истинной причиной является то, что ему нужны новые ощущения. Ему наскучило светское общество, опостылела нелюбимая жена, он полон мечтаний о славе. А это значит, что его политические убеждения здесь ни при чем.
С другой стороны, его сдержанное поведение в родовом имении Лысых Горах, куда он привез свою жену Лизу, ожидающую ребенка, говорит о довольно сложном и достаточно противоречивом характере. Князю Андрею тяжело расставаться с близкими, однако он сдерживает свои чувства, не показывает их.
В этой сдержанности заключается то, что не совсем нравится нам в Андрее. Немного открытости, немного нежности к жене сделали бы его более живым героем, и ему самому было бы потом легче, не было бы угрызений совести по отношению к Лизе. Даже с близким ему человеком, так похожим н него самого, сестрой Марьей, князь Андрей не хочет поделиться теми чувствами, которые у него на душе. Княжна Марья просит брата во время прощания с ним вспомнить христианские заветы и проявить снисходительность к жене. Однако Андрей не желает входить в положение Лизы, несмотря на то, что ему хорошо известен сложный характер отца, в поместье которого он оставляет свою жену. Но скоро Болконский признает свою ошибку и упрекнет себя в том, что был невнимателен к Лизе, что не воспринимал ее страх перед родами всерьез, и в том, что почти бросил жену, когда семейная жизнь надоела ему. Князь Андрей глубоко уважает свою сестру, но и над ней он немного подтрунивает, особенно в разговорах об отце. В этот момент княжна Марья, добрая и проницательная, одной своей фразой позволяет нам понять, в чем сущность характера князя Андрея: в нем присутствует «гордость мысли», а это само по себе большой грех. Княжна Болконская понимает брата, порой даже лучше, чем сам он себя понимает, поэтому она и видит в нем гордыню, он не умеет прощать ошибки ни себе, ни другим, ему свойственны высокомерие и прямолинейность. А жизнь княжны Марьи подчиняется христианским заповедям, она и своих близких пытается приобщить к этому. Порой ей сложно общаться с отцом, но она никогда не осуждает его и не обсуждает. Ей тягостно постоянное присутствие компаньонки, однако она даже жалеет ее. Она отличается от брата тем, что умеет прощать. Княжна Марья просит брата надеть на шею фамильный образок Болконских. Князь Болконский не верит в Бога, но он тронут просьбой сестры и подчиняется ей, хотя не может удержаться от насмешки.
Слова и мысли князя Андрея подтверждает характеристика маленькой княгини. Она настолько привыкла к светскому обществу, что даже в Лысых Горах, провожая мужа на войну, Лиза ведет себя так же, как и в Петербурге. Старый князь Болконский хорошо понимает сына, его чувства по отношению к жене, а княжна Марья жалеет ее и все прощает.
Прощание князя Андрея с отцом демонстрирует их полное взаимопонимание, они одинаково мыслят, они оба живут глубокой интеллектуальной жизнью. У Андрея к отцу одна просьба: если ему суждено погибнуть на войне, когда на свет появится сын, оставить его жить у Болконских, а не отдавать на воспитание супруге. Старый князь Болконский понимает мысли Андрея, с Лизой мальчик будет воспитываться в лицемерной атмосфере светского общества, полной лжи. Поэтому старый князь дает обещание сыну выполнить его просьбу. При этом он дает наставления Андрею о том, как следует вести себя на войне, о том, что главное – не собственная жизнь, а честь, хотя он был уверен в том, что его сын не опорочит фамильную честь. Отец тяжело переживает отъезд сына на войну, но его характер не позволяет ему показать свои чувства. Однако мы хорошо их понимаем, как понимает их и Андрей.
С женой Болконский попрощался быстрее. Он сказал всего лишь: «Ну. », прозвучавшее как холодная насмешка. Лиза падает в обморок, князь Андрей целует сестру, попросив заботиться о жене и уезжает. Лишь из кабинета старого князя доносятся сердитые звуки сморкания.
Сцена отъезда Андрея Болконского на войну позволяет нам глубже понять его характер, задуматься о его последующей судьбе. Мы восхищаемся его умом, силой воли, достоинством и благородством. Но в то же время нам становятся понятны причины будущих неудач и страданий Андрея, скрывающихся в его излишней гордыне.
Какая была просьба князя андрея к своему отцу перед первым отъездом на войну
1. Разбирая эпизоды романа «Война и мир», важно понять, какова основная окраска эпизода – объединение или разъединение, мир или война.
2. Эпизод делится на части: князь Андрей и княжна Марья, князь Андрей и старый князь Болконский, князь Андрей и маленькая княгиня. Князь Андрей дома, в кругу семьи, где все любят друг друга, что должно символизировать мир. Но все не так однозначно.
3. О чем говорит брату княжна и как реагирует на ее слова князь Андрей?
– Княжна говорит о любви, о прощении, о понимании и принятии другого. Князь Андрей воспринимает её слова ласково, но и с насмешкой, чем огорчает и пугает сестру. Правда княжны Марьи пока не доступна ему. Догадавшись из её слов о жалобах и слезах жены, он жалеет сестру, но не жену. Последнее, что говорит княжна Марья перед разлукой, – о своей мечте, чтобы бог даровал брату любовь. Ответная реплика князя Андрея свидетельствует о том, что до этого еще далеко. Действительно, встретившись в галерее с мадемуазель Бурьен, он посмотрел на неё злобно и презрительно. Выразительная деталь – он смотрит не на сестру, а в темноту отворенной двери. Отворенная дверь в романе часто символизирует войну. И к своей жене он входит в отворенную дверь.
4. В сцене прощания отца и сына Болконских звучит объединяющий их мотив – мотив гордости. Несмотря на неприятие этой войны, старый князь благодарит сына за его решение. Очевидно потому, что старый князь не вообще отрицает войну, а именно эту войну. Он смотрит на поступок сына как воин и патриот. Это благородно, это «по-болконски». Но благородство переплетается с эгоизмом и нетерпимостью. Разговаривая о жене и будущем сыне, они уже приговорили маленькую княгиню. И последнюю точку ставит сцена прощания князя Андрея с женой.
5. Прощание с женой.
– Никакого стремления понять, увидеть, услышать. Полное несовпадение ритмов. Холодное формальное прощание. Не дождавшись, когда жена очнется, князь Андрей уходит на войну. За ним захлопывается дверь.
6. Он вернется домой через четыре месяца. Вернется другим человеком. В момент его прихода от ветра распахнется окно родного дома. Окно, как и дверь, символизирует границу миров.
«Война и Мир»
1.Князь Андрей говорит, что несчастлив в браке, так же как несчастлива и его жена. Сестра дает ему совет: «Если бы ты имел веру, то обратился бы к богу с молитвой, чтоб он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы успешна».
Старый князь благодарит сына за то, что тот идет на службу, а не держится за бабью юбку. Он пишет для сына рекомендательное письмо Кутузову.
Князь Андрей просит отца в случае своей гибели «если родится мальчик, не отпускать его от себя и воспитывать лично». Отец с сыном прощаются без лишних слов, но оба они очень взволнованы и растроганы.
2.Перед разлукой княжна Марья дает князю Андрею старинный образок с изображенным на нем «Спасителем с черным ликом» и умоляет брата никогда его не снимать: «его еще дедушка носил во всех войнах». Хотя князь Андрей не верит во все эти приметы, он все же с благодарностью принимает подарок и даже целует образок. Он признается сестре, что несчастлив в семейной жизни, как несчастлива и его жена, хотя оба они ни в чем друг перед другом не провинились. Отец хвалит князя Андрея за то, что «за бабью юбку» не держится: «Служба прежде всего». Сын просит, когда «будет время родить» послать в Москву за акушером, говорит, что жена видела плохой сон, что ей что-то наговорили, и она теперь боится. Отец прекрасно понимает что сын несчастлив в браке: они все такие, не разженишься.
3. И просьба князя Андрея: если его убьют и родится сын, не отпускать его от себя, воспитать — тоже понятна старику.
Отъезд князя Андрея на войну
Князь Андрей – один из главных героев романа “Война и мир”, на примере которого автор показывает нам жизнь и искания передовой части дворянства первой половины XIX века. Отношение Толстого к своему герою очень сложное: наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя задуматься о его дальнейшей судьбе. Сцена отъезда князя на войну 1805 года подтверждает это.
Во-первых, князь Андрей идет воевать не потому, что считает Наполеона “антихристом”, как отзываются о нем в салоне Анны
Быть может, если бы князь Андрей смог быть более открытым человеком, не таким сдержанным, если бы он проявил немного нежности к жене, он бы не мучился бы впоследствии угрызениями совести. Но даже с сестрой, княжной Марьей, он не делится своими сокровенными переживаниями. Княжна Марья при прощании просит брата обратиться к христианским заветам: призывает быть более снисходительным к жене: “Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело”.
Но князь Андрей не хочет даже представить себе положение своей жены, при том, что очень хорошо знает тяжелый характер отца, у которого в имении оставляет жену: “Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах”. Но он ошибается, очень скоро он упрекнет себя, что был недостаточно внимателен к маленькой княгине, что он смеялся над ее страхом умереть родами, что, в конце концов, он практически бросил ее, потому что ему надоела семейная жизнь.
Сама же княжна Марья живет по христианским заповедям и пытается приобщить к этому и своих близких. Ей действительно бывает тяжело от самодурства отца, но она не может позволить себе обсуждать и осуждать его, ее тяготит присутствие компаньонки, но она находит в себе силы жалеть ее. В отличие от брата, она умеет прощать.
Она просит князя Андрея надеть на шею образок, который надевали на себя все предки Болконских, несмотря на то, что князь Андрей не верит в Бога. В этот момент “из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным”.
Внутренняя красота души княжны Марьи выражается в ее глазах. Сам князь Андрей одновременно и тронут ее просьбой, и насмешлив, но подчиняется ей. Разговор с сестрой благотворно воздействует на князя: “Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском”.
Как подтверждение слов и мыслей князя Андрея, идет описание маленькой княгини: она так вжилась в светское общество, что и в Лысых Горах, перед отъездом мужа на войну, она ведет те же беседы, что и в Петербурге: “Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время… Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены”. Княжна Марья все прощает маленькой княгине, а старый князь Болконский прекрасно понимает все мысли и чувства сына по поводу жены, понимает без слов.
В сцене прощания князя Андрея с отцом поражает их взаимопонимание, единство мнений, их глубокая интеллектуальная жизнь. Даже ничего не спрашивая о семейной жизни князя Андрея, старый князь все понимает: “Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью; потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом. Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его”. Андрей просит отца, чтобы, если он погибнет на войне, а у него родится сын, не отдавать его на воспитание жене, а оставить жить у Болконских.
Старый князь понимает, что его сын не хочет, чтобы ребенок воспитывался в лицемерной, лживой и пустой атмосфере светского общества. Он обещает все выполнить. В свою очередь, он считает долгом дать свои наставления сыну, как вести себя на войне, хотя прекрасно знает, что князь Андрей всегда будет достойным фамильной чести: “Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!” Старик переживает отъезд сына очень тяжело, но в силу своего характера не показывает этого и сердится: “Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына.
Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились…ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом”.
Прощание с женой прошло быстрее: “Ну, – сказал он, обратившись к жене, и это “ну” звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: “Теперь проделывайте вы ваши штуки”. Маленькая княгиня падает в обморок, Андрей, поцеловав сестру и оставив на ее попечение жену, уезжает, а из кабинета старого князя “слышны были… часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания”.
Эпизод отъезда князя Андрея на войну очень многое раскрывает нам в его характере, дает пищу для размышлений над его дальнейшей судьбой, вызывает у читателя восхищение его силой воли, умом, благородством, достоинством, и в то же время показывает причины дальнейших страданий и неудач Андрея, которые кроются в его непомерной гордыне.