какая будет школа в будущем
Большая перемена: какое будущее ждет школьное образование
Российский бизнес кровно заинтересован в квалифицированных кадрах, и многие компании сегодня сотрудничают не только с вузами, но и со школами. Некоторые предприниматели мыслят еще шире — они открывают собственные учебные заведения. Например, в Новой Москве начала работать школа-пансион «Летово» Вадима Мошковича, основатель «Тройки Диалог» и Московской школы управления «Сколково» Рубен Варданян запустил частную школу в Дилижане (Армения), семья президента — председателя правления Сбербанка Германа Грефа открыла в российской столице Хорошевскую прогимназию.
Парта как социальный лифт
Для Bain важно, чтобы и в компании, и у клиентов работали профессиональные сотрудники. А школьное образование — это реально действующий социальный лифт. Например, большинство наших коллег, которые получили дипломы престижных вузов, оканчивали обычные государственные школы, часто даже не в крупных городах.
Школьное образование в России исторически всегда было сильным. Однако современная система образования вызывает много вопросов: немало экспертов и родителей считают, что школа отстает от реалий сегодняшнего дня. Так ли это?
В рамках исследования «Московское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен» мы изучили ситуацию с подготовкой школьников. В частности, сравнили качество обучения в школах Москвы и крупнейших городов мира (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сидней, Гонконг, Лондон, Берлин, Сингапур, Шанхай, Хельсинки и др.). Выяснилось, что Москва входит в число мировых лидеров — среди 20 мегаполисов российская столица находится на пятом месте по рассчитанному нами интегральному показателю «Знания» (включает средний уровень знаний школьников, доступность образования и достижения сильнейших учеников), а по достижениям сильнейших учащихся (по сути, по результатам на международных предметных олимпиадах) — на четвертом месте. В обоих случаях впереди только города Азии. При этом важно подчеркнуть доступность московского образования — среди городов с высоким средним уровнем знаний школьников разброс между «худшими» и «лучшими» в Москве существенно ниже. Ситуация в других регионах России, конечно, отличается, но многие лучшие практики можно перенимать из столицы.
Для наиболее мотивированных детей в Москве есть школы топ-уровня, их история складывалась десятилетиями («Пятьдесят седьмая школа», которой Bain pro bono помогал с разработкой стратегии, 179-я школа, лицей «Вторая школа», лицей №1535, школа-интернат имени А.Н. Колмогорова и другие). Сюда принимают только после серьезного отбора и, как правило, детей постарше. В последние годы топовых школ становится все больше. Например, лицей НИУ ВШЭ — прекрасный трамплин для поступления в Вышку. Появляются также передовые частные школы, но их число пока невелико.
Для способных детей, родители которых не могут позволить себе платное обучение, некоторые частные школы предлагают стипендии. Например, схему финансовой поддержки активно применяют в «Летове», хотя отбор здесь одинаково строгий для всех детей без исключения.
Так что доход семьи не является определяющим фактором по возможностям обучения для ребенка — достойное школьное образование доступно практически всем столичным жителям.
Расписание на завтра
Если же говорить о том, какое будущее ждет школу, то здесь пока многое неясно. Даже сейчас в мире нет единственной признанной модели — скорее, речь идет об успешных локальных практиках. Например, две успешные образовательные системы, финская и корейская, отличаются друг от друга кардинально. В Южной Корее 15-летние дети проводят на уроках свыше 30 часов, кроме того, более 80% всех школьников посещают репетиторов и тратят на это почти девять часов в неделю. В Финляндии на учебу отводят менее 25 часов, а посещение дополнительных занятий по школьным предметам не распространено.
Учитывая быстрое изменение рынка труда, все чаще говорят о необходимости «научить детей учиться», дать им навыки «открытости новому», «критического мышления», «умения взаимодействовать и сотрудничать» с другими людьми. Однако, на наш взгляд, в школе пока рано обучать только soft skills — мы видим ценность в том, чтобы предлагать детям и широкий набор фундаментальных знаний в ключевых предметных областях.
Мы считаем, что будущее во многом связано с индивидуализацией образовательных программ. Все уже привыкли, что когда в какой-то отрасли говорят про персональный подход, имеют в виду цифровые технологии. Скорее всего, digital-модели перевернут образование, как перевернули другие сферы. Учебные заведения уже внедряют отдельные элементы — технологическую инфраструктуру, цифровой контент. Однако школьная среда крайне консервативна, поэтому процесс цифровизации наверняка займет продолжительное время.
Сейчас персонализация достигается скорее традиционными методами, путем изменения программ и внедрения дополнительных курсов. То есть пока можно говорить об отдельных направлениях развития школьного образования, которые расширяют индивидуализацию.
Средняя школа без середнячков
После окончания начальной и средней школы дети, как правило, переходят в старшую, и многие из них поступают в профильные классы. Но если ценность начальной школы и профильных классов для учащихся и их родителей в целом понятна, то со средними классами (с пятого по седьмой-восьмой) ситуация неоднозначная. Мы считаем, что данный период недооценен незаслуженно.
К моменту перехода на углубленную подготовку дети должны научиться понимать себя, свои интересы и способности. И здесь большая нагрузка ложится именно на среднюю школу. Цель данного периода — сосредоточиться на максимальном развитии детей, дать им фундаментальную базу. А главное — познакомить их с самыми разными направлениями, чтобы учащиеся могли сделать осознанный выбор.
Такой подход уже используют во многих странах. В частности, постепенный ввод элективов, то есть курсов по выбору. Другой вариант — метапредметное обучение, очень популярное в Финляндии (например, изучать конкретный регион с точки зрения его истории, географии, природы, знаменитых жителей и т.д.). Наконец, можно давать сначала ознакомительный курс и лишь потом предлагать углубленное изучение. Во многих западных школах дисциплина, в которой преподают основы физики, химии и биологии, называется science. Именно с ее изучения школьники начинают знакомство с естественными науками, а позже переходят к отдельным заинтересовавшим их предметам.
Но проблема в том, что учителям готовить подобные курсы сложно: нужно не только знать свой предмет, но и смежные. Как правило, такие курсы — это авторские методики, и для их разработки нужны педагоги очень высокого уровня.
Конкуренция за юных гениев
Ведущие школы сегодня конкурируют между собой — за рейтинги, финансирование, а главное — за талантливых детей. Это негласное соревнование проявляется, в частности, в том, что некоторые школы стремятся перехватить сильных детей как можно раньше — они объявляют набор в классы с углубленным изучением предметов не в 8–9-е классы, как делали раньше, а в 7-й или даже 6-й. А готовиться к переходу на профильное обучение дети начинают уже в начальной школе.
Тот факт, что школы конкурируют за учащихся, многим пока не очевиден, учитывая огромные конкурсы в престижные учебные заведения. Но цифры здесь не показательны — конкурс нередко создают амбициозные родители, дети которых не готовы к профильному обучению в топ-школе и/или недостаточно мотивированы на тяжелый труд.
Старшие классы в профиль
Ценность профильного образования дети и их родители уже осознали — по нашим данным, в Москве 76% детей в 7–11 классах учатся или планируют учиться в профильном классе и почти все школы реализуют три и более профильных программ. В свое время многие критиковали укрупнение московских школ, но этот шаг позволил увеличить размер параллели и тем самым формировать профильные классы с учетом широкого спектра интересов учащихся.
Выбор профиля в старших классах — это лишь первый шаг к индивидуализации обучения. Персональные траектории можно также создавать за счет многоуровневой подготовки — например, когда ребенок выбирает либо базовый уровень дисциплины, либо углубленное ее изучение. От каких-то курсов можно вообще отказаться. Нынешний госстандарт это позволяет в 10–11 классах, когда обязательными являются только часть предметов (русский язык и иностранный, литература, математика, история, ОБЖ, физкультура, астрономия и один предмет естественно-научного направления на выбор).
Гибкость программы в старших классах нужна детям, которые еще не осознали свои интересы, а также тем, кто хочет чего-то необычного. Например, у направления «компьютерная лингвистика» нетипичный набор предметов, и вряд ли школа соберет целый профильный класс. Однако дети, которых интересует эта сфера, могут самостоятельно выбрать продвинутую математику, программирование, языки.
Как уже было сказано выше, система элективов (курсов по выбору) является одним из эффективных инструментов персонализации образования в средней и старшей школе. Однако сразу внедрить такую систему сложно с организационной точки зрения, поэтому в Москве пока в основном используют возможности дополнительного обучения. Дети и их родители сегодня могут выбирать среди всевозможных кружков и факультативов. Занятия можно найти практически под любой запрос, причем многие секции и клубы бесплатные. По нашим данным, около 80% московских детей посещают различные кружки, и с 2010 года их популярность выросла почти вдвое.
Конечно, факультативы решают только часть образовательных задач — ответственность детей за выбор ограничена, ведь дополнительные занятия, в отличие от элективов, в любой момент можно бросить. Но все же кружки позволяют развивать индивидуальные способности, поэтому было бы логично комбинировать оба направления.
Напоследок важно сказать еще об одном. Согласно прогнозам экспертов, более половины детей, рожденных в развитых странах мира в начале ХХI века, проживут более 100 лет. Думая уже сегодня об их обучении, важно при этом сохранить им детство. Ведь среди ученых пока нет четкой уверенности, что раннее интенсивное обучение принесет в будущем лучшие результаты.
Школа будущего: как технологии влияют на учебный процесс
Робототехника, монтаж видео, запись треков — предметы, которые пока не связаны с классическим образованием. При этом в шведской школе уже вводят уроки по игре в Minecraft, а в Калифорнии преподают геометрию в виртуальной реальности в игре Half-Life. Как технологии меняют учебный процесс — на этот вопрос ответил ведущий YouTube-канала «Индустрия 4.0» Николай Дубинин.
Традиционное обучение по книгам в момент его создания было самым дешевым и доступным способом передачи информации. О звуках и видео тогда не могло быть и речи. Школа XX века отвечала на запросы людей своего времени. Но XXI век — это уже про креативные технологии, которые не могут не влиять на процесс обучения.
Школа будущего
Образовательный центр Tumo располагается недалеко от «Москва-Сити».
Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в эту школу — отсутствие парт. По словам центр-менеджера Tumo Александра, это принципиальное решение. Парты ассоциируются со строем, который убивает образное мышление.
Второе, что не может не удивить человека, учившегося в классической школе, — ту-мобиль. Его разработали в главной школе в Ереване, где все занимаются на стационарных компьютерах. Технология позволяет студентам подъезжать друг к другу и работать вместе.
В школе есть большая зона для самообучения — так называемый атриум. Здесь каждый получает необходимые теоретические знания в комфортном для себя темпе. После студент отправляется работать в ВоркШоп над групповым проектом. Туда его уже сопровождают кураторы.
Вообще, слова «ВоркШоп», «куратор», «коуч» можно заменить привычными всем «класс» и «учитель». Однако от этих терминов отказываются специально. Это должно сломать в голове подростков установку, что они в школе. По той же причине все общаются на «ты».
В аудиториях все модифицировано. Сначала в нем может проходить мастер-класс по кинопроизводству, а потом по 3D-моделированию или программированию. У робототехников студия отдельная. В ней установлен огромный стол, за которым и создают больших роботов.
Устройство учебного процесса
Основная миссия — познакомиться со студентами, дать им возможность попробовать себя в разных проектах, после которых они смогут понять, чем именно хотят заниматься. В школе всего восемь основных направлений:
Учащимся нужно выбрать четыре из них. Но перед этим они выполняют восемь заданий — по одному на каждое направление, чтобы попробовать себя во всем.
Сначала удивляет отсутствие таких направлений, как VR, AR, беспилотники. Но это легко объясняется. Если человек решил, что хочет заниматься исключительно созданием роботов, он идет получать соответствующее образование.
Стоимость обучения и поиск заинтересованных студентов
Есть три разных направления. Первый вариант — очное обучение. Он стоит 30 тыс. руб. Второй — смешанный стоит 15 тыс. руб. Третий, позволяющий учиться только онлайн — 5 тыс. руб.
При этом регулярно разыгрывается 100 грантов. С их помощью ищут молодых и талантливых людей. Сейчас в соцсетях проходит конкурс. Задача — снять мотивационное видео и рассказать, как студент хочет развиваться, почему и как ему в этом поможет школа.
Центр цифрового лидерства SAP
Tumo — не единственное место, побывав в котором, человек сталкивается с будущим. Компания SAP объединяет студентов со всего мира и дает им возможность проявить себя и развиваться, создавая новые технологии и интересные проекты.
Региональный директор Университетского Альянса SAP в Кремневой долине Виктор Таратухин преподает в Стэнфордском университете с 2015 года. Каждый год он участвует в реализации новых идей со студентами Стэнфорда и ребятами из других стран. Вместе они создают проект по дизайн-мышлению на протяжении девяти месяцев. Раньше они могли встречаться вживую, теперь — нет. Из-за этого участники лишились возможности привыкнуть друг к другу. Это, бесспорно, сделало их работу сложнее.
Перед компанией стоит задача позволить студентам раскрыть себя. Важен не только результат, но и процесс работы, образное мышление. Конечно, если какой-то проект получится создать, SAP найдет возможность поддержать студентов.
Так, например, три студентки базовой кафедры SAP НИУ ВШЭ Эльвира Козлова, Валерия Юдина и Юлия Скрупская работают над созданием платформы для дистанционного обучения. Студенты учатся онлайн уже почти год, и все сталкиваются примерно с одними и теми же проблемами: не удается войти в программу — это приводит к потере времени. Девушки решили провести кастинг ИТ-специалистов, которые смогут создать платформу, с помощью которой учиться будет удобно. Этого приложения сейчас не хватает многим студентам.
Дистанционное обучение и новые технологии
Школьники опять учатся дома. Все снова стали обсуждать внедрение технологий виртуальной реальности в процесс обучения. Но как? Новый шлем, который выпустил в этом году Facebook, стоит около 50 тыс. руб. Вряд ли это подойдет школьникам. Но интересно то, что существуют обучающие курсы по VR, которые можно заказать на дом. Занимается этим Московский городской университет правительства Москвы.
Виртуальная реальность меняет отношения, снимает барьеры и какие-либо ограничения. В VR человек полностью включен в процесс. Это нельзя сравнить с нахождением у монитора компьютера. В виртуальной реальности мы начинаем верить миру и тому, что нарисовано вокруг. Подключаются также чувства и эмоции.
Именно поэтому все тренажеры, которые компания создала при помощи виртуальной реальности, действительно помогают. Человек включается в игру, и мозг реагирует так, как будто ситуация настоящая.
Тренажеры VR
В VR-центре есть много обучающих программ. Например, существует тренажер для сотрудников Государственной инспекции по недвижимости. Тренирует он, так сказать, умение отказываться от взяток. Как это работает?
Процесс похож на искушение в виртуальной реальности. Сотрудник смотрит, где находится самострой, а где нет. Сначала ему необходимо сфотографировать объект и описать все. После к ним подходит собственник жилья и пытается предложить взятку.
Другая обучающая программа связана с практикой публичного выступления. Она оценивает всего два параметра: молчит человек или говорит, а также куда направлен твой взгляд. Ну точнее, шлем. Зрителями становятся боты.
Еще один тренинг построен на отснятых заранее видео с актерами. Человек от первого лица ведет диалог с разными людьми и пытается выбрать варианты, которые подходят для общения с собеседниками разных характеров, или старается распознать эмоции.
Но сказать, что все скоро будут учиться в VR, и что про поездки на лекции можно будет забыть, — сложно. Да и долгие лекции в виртуальной реальности пока ставятся под сомнение. Ведь больше 40 минут сложно находиться в пространстве.
Получается, что технологии, которые используются в процессе учебы, дают нам больше практики. Ты получаешь знания и дальше применяешь их. Профессиональные же курсы за полгода будут стоит дешевле обучения в университете. Классическое образование останется фундаментом, а новые навыки станут на нем этажами.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Счастливые и неумелые: что не так со «школами будущего»
Массовое школьное образование часто критикуют, обвиняя в неэффективности, «натаскивании» на ЕГЭ, неизбежной зубрежке и провоцировании стресса. В качестве альтернативы предлагаются всевозможные «школы будущего» — учебные заведения нового типа, которые взамен академической составляющей опираются на самообучение детей, их рефлексию и интерес в условиях отсутствия конкуренции. Однако на практике такие концепции в чистом виде редко приводят к хорошим результатам.
В основе многих альтернативных школ лежит идея прогрессивного (или проектного) образования, которую в конце XIX века разработал американский философ и педагог Джон Дьюи. Суть метода состоит в том, что дети обучаются сами через приобретение опыта и построение собственных догадок, а вместо конкуренции между учениками предлагается коллективная работа. Учитель здесь — не опытный мастер, передающий накопленные веками знания, а скорее вопрошающее эхо, которое только направляет на открытия.
Помимо идей Дьюи, альтернативные школы опираются и на другие педагогические методики, многие из которых объединяет исключение из образовательного процесса соревновательного аспекта, то есть оценок и экзаменов, и фокус на самообучение.
Хотя метод Дьюи, как и многие другие подобные концепции, появился на рубеже XIX-XX веков, сейчас он переживает второе рождение. Стремительно меняющийся профессиональный мир требует творческих, самостоятельно мыслящих и успешно владеющих soft skills специалистов, способных эффективно взаимодействовать с людьми. На первый взгляд кажется, что альтернативные школы — отличный способ воспитать таких людей, отвечающих современным условиям. Стремление сформировать у подрастающего поколения установки, которые должны помочь им добиться успеха в новом мире, и обусловило растущую популярность «школ будущего».
Классическое и альтернативное
Однако не стоит спешить и отметать накопленный годами педагогический опыт. Как показывают исследования, принцип самообучения может стать крайне неэффективным для неопытных школьников. Так, популярный британский учитель математики Крэг Бартон в своей книге «How I Wish I‘d Taught Maths» ссылается на множество научных статей, доказывающих, что в начале обучения детям необходимо четкое и последовательное объяснение теории, регулярная практика с постепенным усложнением заданий и обязательная обратная связь — в том числе в виде проверочных тестов. Автор книги приводит интересный пример: однажды он решил преподать классу новую тему, математические дроби, по принципам прогрессивного образования. Он купил всеми любимых пирожных, вооружил детей ножами и тарелками; все перепачкались, наелись, остались довольными. Но спустя некоторое время выяснилось, что ученики не запомнили ни тему, ни суть урока: в памяти остались только веселье и крем.
Да, метод самостоятельных открытий на собственном опыте несомненно может быть полезен для взрослых, увлеченных старшеклассников и студентов или гениальных детей. Но для начальной и средней школы в своей массе практика такого подхода может оказаться плачевной ведь:
Все же главная задача школы — дать ребенку необходимый багаж академических знаний, навыков и научить ими пользоваться. А уже потом он будет выбирать, что из этой базы ему пригодится, а что нет.
Стресс и гибкие навыки
Важный аргумент сторонников альтернативного образования касается стресса, связанного с контрольными работами, оценками и экзаменами — взамен предлагается, чтобы ребенок сам оценивал свою работу. Но этот подход противоречит тому, с чем ученик столкнется в реальной жизни после окончания школы. Необходимость демонстрировать свои компетенции и получать оценку со стороны встретится ему и в вузе, и при трудоустройстве, и на рабочем месте.
Увы, мир так устроен, что в нем не избежать конкуренции и стресса, и их исключение из учебного процесса означает, что ребенку придется адаптироваться к реальности уже во взрослом возрасте, когда это будет намного сложнее.
Школьная система оценок — не только работающий инструмент обратной связи, но и хороший способ подготовить ученика к профессиональной жизни. Все же это не стресс такого уровня, чтобы сломать ребенку психику. Да, бывают плохие школы и плохие учителя — но здесь речь идет о конкретных случаях, а не о системе в целом.
Еще одно отличие альтернативного образования от обычного — внимание к развитию гибких навыков: умения работать в команде, общаться, творчески мыслить и ставить цели. В последние годы о роли таких навыков говорят очень много, поэтому многие школы используют акцент на их формирование как козырь. Действительно, кто из родителей не хочет, чтобы их ребенок стал коммуникабельным и приобрел лидерские качества?
Но здесь мы уходим в другую крайность: если в советские годы про развитие «гибких» компетенций не говорили вообще, то сейчас их роль гипертрофируется. Никто не спорит, что soft skills важны, но не слишком ли многого мы хотим от школы? Для их формирования есть родители, друзья, дополнительные кружки, сама жизнь — а у школьного образования все же другая задача.
Если ставить soft skills во главу угла, мы рискуем выпустить во взрослую жизнь счастливых, но не приспособленных к жизни людей, которые считают, что активность и умение общаться перебьют все.
Роль преподавателя
Наконец, мы подходим к вопросу: если альтернативные школы не панацея, что тогда можно противопоставить недостаткам нынешней образовательной системы — зубрежке, «натаскиванию» на ЕГЭ, отсутствию индивидуального подхода?
К сожалению, у нас действительно нет массового высококачественного школьного обучения. Связано это в первую очередь с тем, что профессия учителя не считается престижной и чаще всего невысоко оплачивается — особенно в регионах. Пока эта ситуация не изменится, в профессию не будут идти талантливые специалисты, и качество средних учителей останется на том же уровне.
Возвращаясь к роли учителя — от таланта преподавателя зависит очень многое. Талантливый педагог отлично знает предмет, любит свою работу, обладает эмпатией и разбирается в детях. Соответственно, он способен интересно подать самую скучную тему и вдохновить ей окружающих, понять, кому из учеников дать задачу посложнее, а кому, наоборот, подсказать. Способен дать самому слабому школьнику такую работу, где он сможет раскрыться. Конечно, для такого индивидуального подхода нужны условия: если в классе сорок человек, уделить внимание каждому преподаватель не сможет физически. Точно так же невозможно делать работу хорошо, если учитель перегружен учебными часами, которые ему приходится набирать ради прибавки к мизерной зарплате.
Поэтому я убежден, что бесполезно менять методики, облегчать их и делать необременительными для детей. Чтобы улучшить качество школьного образования, нужны абсолютно другие меры, и в первую очередь — повышение престижа профессии, отбор опытных и талантливых педагогов и их финансовое стимулирование.
Привычка трудиться
Безусловно, нельзя утверждать, что все, что предлагают альтернативные учебные заведения, неэффективно.
Хорошо, когда школе удается объединять классический и нетрадиционный подходы: развивать гибкие навыки, время от времени включать в процесс элементы самообразования и учить детей самостоятельно оценивать свою работу. Замечательно, если время от времени устраиваются дни самоуправления, ярмарки, предпринимательские проекты. Но если этим инициативам отводится главная роль, весь их смысл пропадает.
Когда ребенок, воспитанный в духе альтернативного обучения, вырастет и начнет искать работу, его ждут серьезные трудности. Он не привык к конкуренции, стрессу, внешней оценке своей работы со стороны начальства и главное — не привык к труду, к выполнению задач, которые ему не хочется делать. Труд — крайне важный компонент школьного образования. Без него невозможно найти себя — достичь той цели, которую заявляют многие альтернативные школы и не достигают. Без труда нельзя понять, «твое» это или нет: нельзя осознать, нравится ли тебе бег или рисование, пока не вспотеешь и не разрисуешь десяток листов. Осознанию должен предшествовать период, во время которого надо вкладываться в дело, пробовать и стараться.
Задача школы — дать ребенку к моменту поступления в вуз и выходу на рынок труда возможность выбора. Без обучения труду мы закрываем для него ту часть рынка, где победят те, кто хочет соревноваться. Реальность такова, что кроме творческих специальностей и спорта все основные вертикали пока четко ориентируются на академические успехи.
Если вы хотите дать своим детям возможность выбирать свой путь и зарабатывать на комфортную жизнь, одного внутреннего счастья или готовности работать в команде недостаточно.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.