какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ

Конспект урока музыки на тему «Бессмертные звуки «Лунной» сонаты» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок 13. Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Планируемые результаты учебной деятельности:

— осознание значения искусства для решения проблемы «экологии» человеческой души.

— понимание отражения проблем и страданий людей в музыке;

— осознание этической роли музыки в решении проблем и преодолении страданий людей.

— совершенствование навыков полноценного анализа музыкального произведения, объединяющего эмоциональную и технологическую составляющие сочинения.

Форма проведения занятия: Урок-беседа об этическом значении музыки для человека на примере Сонаты № 14 для фортепиано Л. Бетховена.

Живопись: П. Уткин. Крымский этюд. «Лунный».

Поэзия: П. Б. Шелли. «Любовь бессмертная».

Музыка: Л. Бетховен. Соната №14 для фортепиано, «Лунная». I часть (№17 аудиоприложения ).

Песенный материал: А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду».

Виды деятельности учащихся: Беседа о выражении проблем, страданий, переживаний в музыке. Беседа о плодотворной роли музыки в решении проблем, преодолении страданий, смягчении переживаний людей. Просмотр и анализ репродукции картины. Выразительное чтение фрагмента стихотворения. Смысловое прослушивание фрагмента произведения Л. Бетховена. Сравнительный анализ живописного, музыкального и поэтического произведений. Выявление сходства и различия в характере, содержании, эмоциональной палитре произведений разных видов искусства. Разучивание и исполнение романса. Обсуждение характера и выразительных средств романса.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе об этической ценности музыки. Контроль развития и совершенствования певческих и хоровых навыков. Контроль знания черт творческого облика Л. Бетховена. Контроль понимания этического и эстетического содержания фортепианной Сонаты №14 Бетховена. Контроль понимания содержательной связи между стихотворением П.Б. Шелли, пейзажем П. Уткина и музыкой Л. Бетховена.

Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Игра «Угадай мелодию»: Звучат фрагменты произведений П. Чайковского «Болезнь куклы», Р. Шумана «Грёзы».

Какие образы передаёт музыка этих произведений?

Каково эмоциональное воздействие на людей грустной музыки?

Сообщение темы урока. Целеполагание

Такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, предстают в искусстве отнюдь не мелкими. Напротив, они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души.

Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства.

Что такого в этой музыке, что притягивает к ней новые и новые поколения? Какая бессмертная песнь звучит в «Лунной» сонате, торжествуя над всеми сословиями мира, над суетой жизни, над самой судьбой? Об этом и состоится наша сегодняшняя музыкальная беседа.

Тема урока – «Бессмертные звуки «Лунной» сонаты».

Мы прослушаем потрясающую музыку Сонаты №14 Л.В. Бетховена, проанализируем её характер и постараемся понять отражённые в музыке человеческие проблемы и страдания, и то, как сама музыка помогает решать эти проблемы и сглаживать либо преодолевать человеческие страдания.

Проведём также сравнительный анализ произведений разных видов искусства: живописного, музыкального и поэтического, постараемся выявить сходства и различия в характере, содержании, эмоциональной палитре этих произведений.

1) Лунное. Просмотр и анализ картины

Рассмотрите прекрасную картину русского живописца-символиста Петра Саввича Уткина. Достойно и великолепно смог он передать свои мысли посредством кисти и холста: глядя на картину, возникает чувство восторга!

Пётр Саввич Уткин — русский художник первой трети XX в., представитель символизма. Его произведениям свойственна мечтательность и музыкальность. Это становится понятно уже по названиям многих его картин: «Сон», «Мираж», «Мимоза». Также Уткин занимался книжной иллюстрацией, графикой, росписями зданий.

Художник отличался привязанностью к пейзажу как жанру и, в отличие от многих символистов своего времени, он не отошёл полностью от изображения натуры к чистому символу. Живописец по-своему «прочувствует» жанровые пейзажи. Его пейзажные зарисовки остаются мелодичными, самоценными и привлекательными, полотна звучат поэтично и лирично, выстроенные и композиционно, и даже, можно сказать, музыкально-ритмически точно, выражая любовь и интерес к природе.

П. Уткин. Крымский этюд. «Лунный». 1913 г.

какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть картинку какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Картинка про какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ

Мотив пейзажа «Крымский этюд» выбран в парке виллы, на которой художник проживал в определённый период своей жизни. Здесь изображён ночной вид парка с лестницей, украшенной скульптурами. В этом пейзаже особенно наглядно выступает богатство живописной и эмоциональной нюансировки. Художник нашёл интересные оттенки для передачи лирического образа. Созданный этюд подкупает искренностью поэтического видения, углубленной созерцательностью.

Через природный мотив Уткин приходит к романтическим размышлениям, к музыкальности и ритмичности. В рисунке художник скрупулезно фиксирует очень лиричный и музыкальный пейзаж, даже своеобразную крымскую сюиту – скульптурная композиция на фоне парковой природы.

Свет лунный —
зеленовато-голубым тоном
цвет каждого предмета.
. Им освещённое — в него погружённое —
особый свето-цвет от предметов.
Осязаема эта их аура,
звучащая
южной ночью, пряными ароматами.

2) Романтические видения Шелли

Также возвышенна и романтична и поэзия Перси Шелли.

Перси Биши Шелли — английский поэт-романтик XIX в., младший современник Бетховена. Поэзия Шелли отмечена мечтательностью, возвышенностью, романтической чувствительностью. Его мир — мир туманных, загадочных поэтических виде́ний.

Прочитайте выразительно фрагмент стихотворения П.Б. Шелли «Любовь бессмертная». О чём так возвышенно рассуждал поэт?

Богатство вместе с властью вольно бродят, какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть картинку какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Картинка про какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ

Вступая в океан добра и зла,

Когда они из наших рук уходят;

Бессмертная, в бессмертии пребудет,

Всё превзойдёт, что было – или будет.

3) Бессмертная музыка Л. Бетховена

А) Людвиг ван Бетховен и его сонаты

Он дорого заплатил за них. Джульетта неожиданно предала его. Она вышла замуж за графа Галленберга, молодого, начинающего карьеру композитора, отдав ему предпочтение не только как претенденту на её руку, но и как музыканту! После измены Джульетты Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще обессилевшим от голода и страданий. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой «Сонаты вроде фантазии».

Не так давно, кстати, австрийским архивариусом Феликсом Шнитке в семейном архиве князей фон Танельген был обнаружен любопытный документ. Бумаги, датируемые началом XIX века, сильно пострадали от пожара. Остались нетронутыми только несколько фрагментов. Вот один из них:

«…Меня зовут Джульетта фон Галленберг. Мне 39 лет. Я пианистка и певица. Мой муж Венцель Роберт фон Галленберг – известный композитор. (…) Пока мы испытываем, пусть временную, но сильную нужду в деньгах. В отчаянии, я написала письмо Людвигу, который хотя и окончательно потерял слух, но стал известен, богат и популярен. В ответ на мою просьбу о займе Людвиг прислал опубликованную, ещё в 1802 году с посвящением мне партитуру сонаты, названной им «Соната №14» с краткой припиской — это всё что я могу для Вас сделать, сударыня. Деньги — это время. А я Вам дарю вечность…»

Любовь бессмертная… Пусть она редкая гостья в мире, но всё же она есть, пока звучат произведения, подобные «Лунной» сонате Бетховена.

какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть картинку какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Картинка про какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответЛ. Бетховен5

Перу Бетховена принадлежат 32 сонаты для фортепиано, 10 — для скрипки и фортепиано, 5 виолончельных сонат.

Однако в Сонате №14 Л. Бетховена это правило нарушается. Не случайно композитор назвал своё произведение сонатой-фантазией.

Название же «Лунная» дал сонате поэт Л. Рельштаб, которому музыка I части напомнила пейзаж ночного озера, и таким образом, оно (название «Лунная») в первую очередь относится именно к началу сонаты.

Б) «Бессмертная песнь» «Лунной» сонаты

В своей рапсодической форме, свободно произносимой, знаменитое adagio из «Лунной», двойное пение которого развёртывает свою усталость на тусклом однообразии сопровождения, — представляет собою ткань без швов, чётко окутывающую прекрасные линии мысли, простые и правдивые.

Гигантская картина души, которая обязана своим успехом не столько мастерству художника, часто увлекаемого волною, сколько внутренним свойствам этой высокой души, сохраняющей гармонию и естественное благородство вплоть до самых судорог.

Д.Б. Кабалевский в книге «Лунная соната» писал:

«Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в её первой части такую скорбь, какой никогда раньше не слышали; во второй части — такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале — такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся…»».

В) Смысловое прослушивание фрагмента произведения (1-я часть) и музыкальный анализ. Вопросы и задания:

Какими музыкально-выразительными средствами передаётся глубоко печальное, сосредоточенное задумчивое состояние?

Сравните музыку Сонаты №14 Бетховена со стихами П. Шелли и картиной П. Уткина «Крымский этюд». Назовите сходства и различия в характере, содержании, эмоциональной палитре произведений разных видов искусства.

— Строение 1-ой части музыки «Лунной» сонаты как бы состоит из трёх пластов: глубоких басов, удвоенных в октаву, колышащихся плавных триолей в среднем голосе, немногозвучной строгой мелодии декламационного склада в верхнем голосе.

Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь,

Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,

Я подумаю: «Боже, Всевышний…».

Я тебя никогда не забуду,

Я тебя никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветра

Безнадежные карие вишни.

Я тебя никогда не увижу.

И качнутся бессмысленной высью

Пара фраз, залетевших отсюда:

«Я тебя никогда не увижу…

Я тебя никогда не забуду…»

Сегодня для меня было открытием…

Я почувствовал, что…

Свою сонату Бетховен посвятил возлюбленной. Попробуем иначе взглянуть на музыку сонаты. У Владимира Набокова есть цитата «…трёхсложная формула человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность». Как вы понимаете эти слова?

Невозвратимость: То, что уже никогда не вернется: детство, молодость и т.д.

Несбыточность: Мечты, которым не суждено было сбыться.

Неизбежность: Рано или поздно жизнь закончится.

Подумайте, какая из этих формул применима к 1-й части сонаты по содержанию музыки?

Значение искусства высоко этично ( этический – нравственный, благородный): оно способно воспитывать человеческие чувства, призывать людей к добру и милосердию по отношению друг к другу.

Подумайте, как тонок и нежен внутренний мир человека, как легко его ранить, уязвить, иногда на долгие годы. Мы всё больше осознаём необходимость защиты окружающей среды, экологии природы, но по-прежнему слепы в отношении «экологии» человеческой души. А ведь это самый динамичный и подвижный мир, который порой заявляет о себе тогда, когда ничего уже нельзя поправить.

Вслушайтесь во всевозможные оттенки грусти, которыми так богата музыка, и представьте, что живые человеческие голоса рассказывают вам о своих печалях и сомнениях. Ведь часто мы поступаем неосторожно не оттого, что злы по природе, а оттого, что не умеем понимать других людей.

Такому пониманию и может научить музыка: нужно только поверить, что в ней звучат не какие-то отвлечённые идеи, а реальные, сегодняшние проблемы и страдания людей.

Источник

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть картинку какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Картинка про какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Содержание:

Музыкальный материал:

Характеристика видов деятельности:

«Музыка в себе – это страсть и тайна.
Слова говорят о человеческом;
в музыке выражается то, что никто не знает, никто не может разъяснить,
но что в большей или меньшей степени есть в каждом…»

Ф. Гарсиа Лорка (испанский поэт, драматург, известный также как музыкант и художник-график)

Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души.

Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства. Что такого в этой музыке, что притягивает к ней новые и новые поколения? Какая бессмертная песнь звучит в «Лунной» сонате, торжествуя над всеми сословиями мира, над суетой и заблуждениями, над самой судьбой?

(П. Б. Шелли. Любовь бессмертная)

Соната № 14 до-диез минор (cis-moll ор. 27 № 2, 1801 г.) стала знаменитой ещё при жизни Бетховена. Название «Лунная» она получила с лёгкой руки поэта Людвига Рельштаба. В новелле «Теодор» (1823) Рельштаб описывал ночь на Фирвальдштетском озере в Швейцарии: «Гладь озера освещена мерцающим сиянием луны; волна глухо ударяет о тёмный берег; покрытые лесом мрачные горы отделяют от мира это священное место; лебеди, подобно духам, проплывают с шелестящим плеском, и со стороны руин раздаются таинственные звуки эоловой арфы, жалобно поющей о страстной и неразделённой любви».

Читатели легко связали этот романтический пейзаж с давно уже завоевавшей популярность I частью бетховенской сонаты, тем более что на слух музыкантов и публики 1820–30-х годов все эти ассоциации выглядели совершенно естественными.

Трудно сказать, как отнёсся бы к подобным интерпретациям Бетховен (Рельштаб посетил его в 1825 году, но, судя по воспоминаниям поэта, они обсуждали совсем другие темы). Не исключено, что композитор не нашёл бы в нарисованной Рельштабом картине ничего неприемлемого: он не возражал, когда его музыку истолковывали с помощью поэтических или живописных ассоциаций.

Звуки музыки

Первая часть «Лунной» Adagio sostenuto резко отличается от первых частей других сонат Бетховена: в ней нет контрастов, резких переходов. Неторопливое, спокойное течение музыки говорит о чистом лирическом чувстве. Композитор отметил, что эта часть требует «деликатнейшего» исполнения. Слушатель точно вступает в зачарованный мир мечты и воспоминаний одинокого человека. На медлительном волнообразном сопровождении возникает полное глубокой выразительности пение. Чувство, вначале спокойное, очень сосредоточенное, разрастается до страстного призыва. Постепенно наступает успокоение, и вновь раздаётся грустная, полная тоски мелодия, замирающая затем в глубоких басах на фоне беспрерывно звучащих волн аккомпанемента.

Вторая, очень небольшая, часть «Лунной» сонаты полна мягких контрастов, лёгких интонаций, игры света и тени. Эту музыку сравнивают с танцами эльфов из «Сна в летнюю ночь» Шекспира. Вторая часть служит чудесным переходом от мечтательности первой части к могучему, гордому финалу.

Все три части «Лунной» производят впечатление единства благодаря тончайшей мотивной работе. Кроме того, многие выразительные элементы, заключённые в сдержанной первой части, развиваются и достигают кульминационной точки в бурном драматическом финале. Стремительное восходящее движение арпеджий в заключительном Presto начинается с тех же звуков, что и спокойное волнообразное начало первой части (тоническое трезвучие до-диез минор). Самое движение вверх через две-три октавы перешло из центрального эпизода первой части.

Любовь бессмертная: пусть она редкая гостья в мире, но всё же она есть, пока звучат произведения, подобные «Лунной» сонате. Не в этом ли заключено высокое этическое (этический – нравственный, благородный) значение искусства, способного воспитывать человеческие чувства, призывать людей к добру и милосердию друг с другом?

Подумайте, как тонок и нежен внутренний мир человека, как легко его ранить, уязвить, иногда на долгие годы. Мы всё больше осознаем необходимость защиты окружающей среды, экологии природы, но по-прежнему слепы в отношении «экологии» человеческой души. А ведь это самый динамичный и подвижный мир, который порой заявляет о себе тогда, когда ничего уже нельзя поправить.

Вслушайтесь во всевозможные оттенки грусти, которыми так богата музыка, и представьте, что живые человеческие голоса рассказывают вам о своих печалях и сомнениях. Ведь часто мы поступаем неосторожно не оттого, что злы по природе, а оттого, что не умеем понимать других людей. Такому пониманию и может научить музыка: нужно только поверить. Что в ней звучат не какие-то отвлечённые идеи, а реальные, сегодняшние проблемы и страдания людей.

Вопросы и задания:

Презентация

Источник

Конспект урока музыки на тему «Бессмертные звуки «Лунной» сонаты» (8 класс)

какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть картинку какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Картинка про какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ

какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть картинку какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Картинка про какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ

Урок 13. Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Планируемые результаты учебной деятельности:

— осознание значения искусства для решения проблемы «экологии» человеческой души.

— понимание отражения проблем и страданий людей в музыке;

— осознание этической роли музыки в решении проблем и преодолении страданий людей.

— совершенствование навыков полноценного анализа музыкального произведения, объединяющего эмоциональную и технологическую составляющие сочинения.

Форма проведения занятия: Урок-беседа об этическом значении музыки для человека на примере Сонаты № 14 для фортепиано Л. Бетховена.

Живопись: П. Уткин. Крымский этюд. «Лунный».

Поэзия: П. Б. Шелли. «Любовь бессмертная».

Музыка: Л. Бетховен. Соната №14 для фортепиано, «Лунная». I часть (№17 аудиоприложения).

Песенный материал: А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду».

Виды деятельности учащихся: Беседа о выражении проблем, страданий, переживаний в музыке. Беседа о плодотворной роли музыки в решении проблем, преодолении страданий, смягчении переживаний людей. Просмотр и анализ репродукции картины. Выразительное чтение фрагмента стихотворения. Смысловое прослушивание фрагмента произведения Л. Бетховена. Сравнительный анализ живописного, музыкального и поэтического произведений. Выявление сходства и различия в характере, содержании, эмоциональной палитре произведений разных видов искусства. Разучивание и исполнение романса. Обсуждение характера и выразительных средств романса.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе об этической ценности музыки. Контроль развития и совершенствования певческих и хоровых навыков. Контроль знания черт творческого облика Л. Бетховена. Контроль понимания этического и эстетического содержания фортепианной Сонаты №14 Бетховена. Контроль понимания содержательной связи между стихотворением П.Б. Шелли, пейзажем П. Уткина и музыкой Л. Бетховена.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Игра «Угадай мелодию»: Звучат фрагменты произведений П. Чайковского «Болезнь куклы», Р. Шумана «Грёзы».

· Какие образы передаёт музыка этих произведений?

· Каково эмоциональное воздействие на людей грустной музыки?

2. Сообщение темы урока. Целеполагание

Такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, предстают в искусстве отнюдь не мелкими. Напротив, они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души.

Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства.

Что такого в этой музыке, что притягивает к ней новые и новые поколения? Какая бессмертная песнь звучит в «Лунной» сонате, торжествуя над всеми сословиями мира, над суетой жизни, над самой судьбой? Об этом и состоится наша сегодняшняя музыкальная беседа.

Тема урока – «Бессмертные звуки «Лунной» сонаты».

Мы прослушаем потрясающую музыку Сонаты №14 Л.В. Бетховена, проанализируем её характер и постараемся понять отражённые в музыке человеческие проблемы и страдания, и то, как сама музыка помогает решать эти проблемы и сглаживать либо преодолевать человеческие страдания.

Проведём также сравнительный анализ произведений разных видов искусства: живописного, музыкального и поэтического, постараемся выявить сходства и различия в характере, содержании, эмоциональной палитре этих произведений.

1) Лунное. Просмотр и анализ картины

Рассмотрите прекрасную картину русского живописца-символиста Петра Саввича Уткина. Достойно и великолепно смог он передать свои мысли посредством кисти и холста: глядя на картину, возникает чувство восторга!

Пётр Саввич Уткин — русский художник первой трети XX в., представитель символизма. Его произведениям свойственна мечтательность и музыкальность. Это становится понятно уже по названиям многих его картин: «Сон», «Мираж», «Мимоза». Также Уткин занимался книжной иллюстрацией, графикой, росписями зданий.

Художник отличался привязанностью к пейзажу как жанру и, в отличие от многих символистов своего времени, он не отошёл полностью от изображения натуры к чистому символу. Живописец по-своему «прочувствует» жанровые пейзажи. Его пейзажные зарисовки остаются мелодичными, самоценными и привлекательными, полотна звучат поэтично и лирично, выстроенные и композиционно, и даже, можно сказать, музыкально-ритмически точно, выражая любовь и интерес к природе.

П. Уткин. Крымский этюд. «Лунный». 1913 г.

какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть картинку какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Картинка про какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ

Мотив пейзажа «Крымский этюд» выбран в парке виллы, на которой художник проживал в определённый период своей жизни. Здесь изображён ночной вид парка с лестницей, украшенной скульптурами. В этом пейзаже особенно наглядно выступает богатство живописной и эмоциональной нюансировки. Художник нашёл интересные оттенки для передачи лирического образа. Созданный этюд подкупает искренностью поэтического видения, углубленной созерцательностью.

Через природный мотив Уткин приходит к романтическим размышлениям, к музыкальности и ритмичности. В рисунке художник скрупулезно фиксирует очень лиричный и музыкальный пейзаж, даже своеобразную крымскую сюиту – скульптурная композиция на фоне парковой природы.

Свет лунный —
зеленовато-голубым тоном
цвет каждого предмета.
. Им освещённое — в него погружённое —
особый свето-цвет от предметов.
Осязаема эта их аура,
звучащая
южной ночью, пряными ароматами.

2) Романтические видения Шелли

Также возвышенна и романтична и поэзия Перси Шелли.

Перси Биши Шелли — английский поэт-романтик XIX в., младший современник Бетховена. Поэзия Шелли отмечена мечтательностью, возвышенностью, романтической чувствительностью. Его мир — мир туманных, загадочных поэтических виде́ний.

Прочитайте выразительно фрагмент стихотворения П.Б. Шелли «Любовь бессмертная». О чём так возвышенно рассуждал поэт?

какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть картинку какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Картинка про какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответБогатство вместе с властью вольно бродят,

Вступая в океан добра и зла,

Когда они из наших рук уходят;

Бессмертная, в бессмертии пребудет,

Всё превзойдёт, что было – или будет.

3) Бессмертная музыка Л. Бетховена

А) Людвиг ван Бетховен и его сонаты

Он дорого заплатил за них. Джульетта неожиданно предала его. Она вышла замуж за графа Галленберга, молодого, начинающего карьеру композитора, отдав ему предпочтение не только как претенденту на её руку, но и как музыканту! После измены Джульетты Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще обессилевшим от голода и страданий. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой «Сонаты вроде фантазии».

Не так давно, кстати, австрийским архивариусом Феликсом Шнитке в семейном архиве князей фон Танельген был обнаружен любопытный документ. Бумаги, датируемые началом XIX века, сильно пострадали от пожара. Остались нетронутыми только несколько фрагментов. Вот один из них:

«…Меня зовут Джульетта фон Галленберг. Мне 39 лет. Я пианистка и певица. Мой муж Венцель Роберт фон Галленберг – известный композитор. (…) Пока мы испытываем, пусть временную, но сильную нужду в деньгах. В отчаянии, я написала письмо Людвигу, который хотя и окончательно потерял слух, но стал известен, богат и популярен. В ответ на мою просьбу о займе Людвиг прислал опубликованную, ещё в 1802 году с посвящением мне партитуру сонаты, названной им «Соната №14» с краткой припиской — это всё что я могу для Вас сделать, сударыня. Деньги — это время. А я Вам дарю вечность…»

Любовь бессмертная… Пусть она редкая гостья в мире, но всё же она есть, пока звучат произведения, подобные «Лунной» сонате Бетховена.

какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Смотреть картинку какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Картинка про какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ. Фото какая бессмертная песнь звучит в лунной сонате бетховена поясни свой ответ Л. Бетховен5

Перу Бетховена принадлежат 32 сонаты для фортепиано, 10 — для скрипки и фортепиано, 5 виолончельных сонат.

Вспомним строение сонаты: Вообще классическая соната, как правило, состоит из трёх частей: подвижных первой и третьей, окружающих медленную вторую часть.

Однако в Сонате №14 Л. Бетховена это правило нарушается. Не случайно композитор назвал своё произведение сонатой-фантазией.

Название же «Лунная» дал сонате поэт Л. Рельштаб, которому музыка I части напомнила пейзаж ночного озера, и таким образом, оно (название «Лунная») в первую очередь относится именно к началу сонаты.

Б) «Бессмертная песнь» «Лунной» сонаты

В своей рапсодической форме, свободно произносимой, знаменитое adagio из «Лунной», двойное пение которого развёртывает свою усталость на тусклом однообразии сопровождения, — представляет собою ткань без швов, чётко окутывающую прекрасные линии мысли, простые и правдивые.

Гигантская картина души, которая обязана своим успехом не столько мастерству художника, часто увлекаемого волною, сколько внутренним свойствам этой высокой души, сохраняющей гармонию и естественное благородство вплоть до самых судорог.

Д.Б. Кабалевский в книге «Лунная соната» писал:

«Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в её первой части такую скорбь, какой никогда раньше не слышали; во второй части — такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале — такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся…»».

В) Смысловое прослушивание фрагмента произведения (1-я часть) и музыкальный анализ. Вопросы и задания:

· Какими музыкально-выразительными средствами передаётся глубоко печальное, сосредоточенное задумчивое состояние?

· Сравните музыку Сонаты №14 Бетховена со стихами П. Шелли и картиной П. Уткина «Крымский этюд». Назовите сходства и различия в характере, содержании, эмоциональной палитре произведений разных видов искусства.

— Строение 1-ой части музыки «Лунной» сонаты как бы состоит из трёх пластов: глубоких басов, удвоенных в октаву, колышащихся плавных триолей в среднем голосе, немногозвучной строгой мелодии декламационного склада в верхнем голосе.

1. Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь,

Ты меня никогда не увидишь.

2. Заслонивши тебя от простуды,

Я подумаю: «Боже, Всевышний…».

Я тебя никогда не забуду,

Я тебя никогда не увижу.

3. Не мигают, слезятся от ветра

Безнадежные карие вишни.

Я тебя никогда не увижу.

4. И качнутся бессмысленной высью

Пара фраз, залетевших отсюда:

«Я тебя никогда не увижу…

Я тебя никогда не забуду…»

Сегодня для меня было открытием…

Я почувствовал, что…

Свою сонату Бетховен посвятил возлюбленной. Попробуем иначе взглянуть на музыку сонаты. У Владимира Набокова есть цитата «…трёхсложная формула человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность». Как вы понимаете эти слова?

· Невозвратимость: То, что уже никогда не вернется: детство, молодость и т.д.

· Несбыточность: Мечты, которым не суждено было сбыться.

· Неизбежность: Рано или поздно жизнь закончится.

Подумайте, какая из этих формул применима к 1-й части сонаты по содержанию музыки?

Значение искусства высоко этично (этический – нравственный, благородный): оно способно воспитывать человеческие чувства, призывать людей к добру и милосердию по отношению друг к другу.

Подумайте, как тонок и нежен внутренний мир человека, как легко его ранить, уязвить, иногда на долгие годы. Мы всё больше осознаём необходимость защиты окружающей среды, экологии природы, но по-прежнему слепы в отношении «экологии» человеческой души. А ведь это самый динамичный и подвижный мир, который порой заявляет о себе тогда, когда ничего уже нельзя поправить.

Вслушайтесь во всевозможные оттенки грусти, которыми так богата музыка, и представьте, что живые человеческие голоса рассказывают вам о своих печалях и сомнениях. Ведь часто мы поступаем неосторожно не оттого, что злы по природе, а оттого, что не умеем понимать других людей.

Такому пониманию и может научить музыка: нужно только поверить, что в ней звучат не какие-то отвлечённые идеи, а реальные, сегодняшние проблемы и страдания людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *