какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Гибель Хатыни: тайна без срока давности (25 фото + 1 видео)

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

СУДЬЯ ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА: Не хочу, чтоб тайны Хатыни ушли вместе со мной

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Виктор Глазков,
судья Военного трибунала БВО, вынесший смертный приговор карателю Григорию Васюре, помнит подробности процесса до мельчайших деталей.
Так сложилось, что и после завершения дела, уже занимаясь другими процессами, жизнь то и дело возвращала его к далеким событиям, произошедшим в марте 1943 года на дороге Плещеницы – Логойск.
Подполковник юстиции Виктор Глазков рассказал подробности дела, которое было завершено еще в 1986 году, но получило неожиданное продолжение после.

Из истории вопроса

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Процесс над карателем Григорием Васюрой, который прошел в 1986 году в Минске, стал последним громким делом о злодеяниях фашистских наемников-предателей в СССР.

В свое время о процессе немало писали. Не в 80-х, конечно, – тогда у всех журналистов, допущенных к процессу, материалы были сняты уже «с полосы». Писать о «деле Васюры» стали в 90-х. Но, даже несмотря на многочисленные публикации, в деле остается немало спорных моментов. Новые обстоятельства теснят старые догмы. И не все готовы пересматривать хрестоматийный сюжет.

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Все предатели называли человеком, который руководил их действиями, Григория Васюру

В 1984 году я прибыл служить в Белорусский военный округ. До этого я рассматривал немало дел об измене родине и преступлениях против человечности – с 1977 по 1983 я работал по Северному Кавказу, по Калмыцкой республике, там было много подобных историй. Калмыцкий кавалерийский корпус, который стоял в Астрахани, дезертировал к фашистам в первом же бою. Я провел немало процессов, связанных с этим корпусом. Они были шумные и открытые.

В трибунале Белорусского военного округа не было опыта ведения подобных процессов. В середине 70-х были «вскрыты» первые дела предателей из 118-го полицейского батальона Василия Мелешко, Остапа Кнапа, Ивана Лозинского, но их рассматривали другие судебные инстанции. Все предатели тогда называли человеком, который руководил их действиями, Григория Васюру, но привлечь его к ответственности смогли лишь в 1986 году.

До своего перехода к немцам Васюра был офицером связи РККА, поэтому дело было подсудно военному трибуналу. Председатель военного трибунала Белорусского военного округа поручил вести это дело мне.

Роковые выстрелы на дороге

Как и всякая большая беда, хатынская трагедия случилась в результате череды случайных обстоятельств.
Всё началось с того, что в Плещеницах в 118-м полицейском батальоне служил гауптман Ганс Вёльке. И 22 марта он ехал в аэропорт в Минск, чтобы улететь в Берлин в отпуск. Его легковой автомобиль сопровождали две машины с солдатами.

Такой эскорт для обычного гауптмана (соответствует званию капитана в советской армии – Sputnik) объяснялся его особым статусом. Дело в том, что он был первым олимпийским чемпионом Германии в легкой атлетике. На Олимпиаде 1936 года он установил мировой рекорд в толкании ядра. Если учесть сопутствующие обстоятельства – Олимпиада проходила в нацистском Берлине, многие страны хотели ее бойкотировать, – для Гитлера много значила эта победа. Рекорд Вёльке он счел личным подарком, присвоил ему внеочередное воинское звание и назвал его своим любимчиком.

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Ганс Вёльке на олимпийских играх в Берлине, 1936 год.

«Никто не планировал никакого боя»

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Фрагмент немецкой карты 1941 года, регион к северу от Минска.

Лев (Рудерман) подтвердил, что именно их группа обстреляла автомобиль Вёльке

В то роковое утро небольшая группа евреев (по разным версиям, их было 7 или 8 человек) перерезали линию связи в районе деревни Козыри и сели в засаде. Надеялись, что приедет наряд связистов, который они обстреляют.

Но получилось так, что вместо связистов поехал Вёльке с колонной, а связисты вообще пешком пошли. Засевшие в лесу люди стали обстреливать машины, не сильно выясняя – те или нет. Двое солдат были убиты, ранение получил комвзвода Василий Мелешко, но самое главное – был убит Вёльке, который выпрыгнул из легкового автомобиля и пытался залечь, чтобы отстреливаться.

Почему я так уверенно об этом говорю, ведь в официальной историографии значится совсем другое? Я разыскал этих людей, разговаривал, у меня есть их признания. С немалым трудом мне удалось их разыскать. Один жил в Германии, сменил имя – раньше он был Яковом Рудерманом, а потом стал Артуром Левом. Я общался с ним и даже ездил к нему в Дюсельдорф – он подтвердил, что именно их группа обстреляла автомобиль Вёльке.

Артур Лев (Рудерман) утверждал, что они не относили себя ни к какому партизанскому объединению и достаточно долго блуждали в логойских лесах. Национальный архив Беларуси на мой запрос ответил, что Яков Рудерман и Израил Шпарберг являлись рядовыми партизанами разных партизанских отрядов. Но и Шпарберг, и Рудерман это опровергли.

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Нападавшие отрицали свою причастность к регулярному партизанскому движению

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Надежда Шалупина выступает свидетелем на процессе по делу Васюры. Минск, 1986 го

Черный полдень

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Такого рода масштабная карательная операция была впервые применена в Хатыни, в дальнейшем фашисты применят ее на десятках других белорусских деревень
По тревоге в то утро были подняты 118-й полицейский батальон, который стоял в Плещеницах, и батальон СС Дирлевангера (что-то вроде штрафбата, в котором состояли солдаты с тюремными сроками, отпетые головорезы), базировавшийся в Логойске. По следам на талом мартовском снегу они вышли к деревне Хатынь.

Дальнейшее развитие событий известно всему миру. К полудню полицаи окружили деревню двойным кольцом. Направили пулеметы, автоматы и пистолеты на людей. Приказ о сожжении отдавал Эрих Кернер, полицейскими действиями на местах руководил Васюра.

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Окружной комиссар СС и полиции Борисова
Борисов, 5.4.1943 г.
Окружному начальнику жандармерии г-ну лейтенанту Христелю
Плещеницы

Содержание: Донесение о нападении, произошедшем 22.3.1943 года в районе Губы.
Ссылка: письмо генерального комиссара
отдел II Управления от 1.4.1943 г.

От генерального комиссара в Минске мне было послано следующее краткое сообщение: 22.3.1943 года под Губой – 2260 – 14 км севернее Логойска дозор охранной полиции подвергся нападению бандитов. Убиты 1 гауптман и 3 украинца, 1 украинец ранен. При преследовании банда была остановлена. Потери противника – 30 убитых. Бандитская деревня Хатынь = 2260 = (12 км ю.в. Плещениц) была при этом уничтожена вместе с 90 жителями.
Для доклада г-ну ген. комиссару мне требуется подробное донесение об указанном нападении. Прошу предоставить мне это донесение в кратчайший срок.

БУШМАН
Штандартенфюрер СА

Из рапорта майора Эриха Кернера:

Трагедия

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Всех жителей деревни согнали в колхозный сарай. Заставили поднять даже больных, взять с собой маленьких детей (самому младшему из погибших в Хатыни было семь недель от роду). Плотная колонна полицаев расстреливала всех, кто пытался спрятаться или сбежать. Впрочем, до сих пор осталось неизвестным имя полицая, который оставил в живых Владимира и Софью Яскевичей, детей, спрятавшихся в картофельном бурте – он только рявкнул, чтобы сидели тихо. Среди жителей деревни были многодетные: в семье Барановских было девять детей, в семье Новицких – семеро. Всех загнали в сарай. Его заперли, обложили соломой, облили бензином и подожгли.

Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать. Но полицаи оцепили сарай по периметру – практически все, кто пытался из него выбраться, были убиты. В огне погибли 149 жителей деревни, из них 75 – дети. Спастись тогда удалось двум девушкам – Марии Федорович и Юлии Климович, которые чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но войну им пережить не удалось – позднее и эта деревня была сожжена оккупантами.

Единственная уцелевшая фотография. Погибшая жительница Хатыни Ванда Яскевич.
Из находившихся в сарае детей выжили двое: семилетний Витя Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Желобковича накрыла своим телом смертельно раненная мать, а раненого Барановского каратели приняли за мертвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень.

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Антон Барановский (слева) и Виктор Желобкович (справа) – единственные, кто выжил из находившихся в сарае детей.

Антон Иосифович трагически погиб в 1969 году, спустя пять месяцев после открытия мемориального комплекса«Хатынь». В последний месяц своей жизни он работал в Оренбурге. Ночью барак, в котором он жил, загорелся, и Антон Иосифович умер от удушья.

Еще троим детям – Саше Желобковичу, Володе Яскевичу и его сестре Соне Яскевич удалось спрятаться в окрестностях Хатыни и избежать смерти.
После войны все уцелевшие дети воспитывались в Плещеницком детдоме. Когда велось расследование хатынской трагедии, показания этих детей и стали причиной ошибки: они утверждали, что те, кто жег Хатынь, были немцами, ведь они были одеты в немецкую форму и говорили непонятно.

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Софья и Владимир Яскевичи (послевоенные фото).

Софья Антоновна работала телеграфисткой на одном из почтовых отделений Минска, сейчас на пенсии, живет в Минске.

Владимир Антонович работал на Минском автозаводе, после выхода на пенсию жил в д. Козыри, умер в 2008 году.

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Виктор Желобкович (слева) и Владимир Яскевич (справа) в Мемориальном комплексе «Хатынь», 1984 год.

Виктор Андреевич работал на Минском станкостроительном заводе, затем в конструкторском бюро точного машиностроения. Живет в Минске.

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Александр Желобкович (слева) и Иосиф Каминский (справа).

Александр Петрович служил в Советской Армии, в запас ушел в звании подполковника.
Умер в 1994 году

Из взрослых выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский. Он пришел в сознание ночью, когда каратели покинули деревню. Среди тел односельчан он стал искать свою семью. Во время пожара он вытолкнул через пространство под крышей сына Адама – очень надеялся, что мальчик выжил.

Воспоминания Иосифа Каминского:

«Як цiха стала, я Адасiка знайшоў: «Уставай, гавару, яны паехалi ўжо». Стаў яго падымаць, а ў няго кiшачки вывальваюцца. Я их збiраю, збiраю, а ён просиць: «Пiць, пiць. »

Мальчик скончался на руках у отца. Каминский стал символом мертвой деревни, который теперь знает каждый.

Источник: www.youtube.com

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Иосиф Каминский в Мемориальном комплексе «Хатынь», 1970 год.

Иосиф Иосифович Каминский – единственный выживший взрослый. После войны жил в деревне Козыри. До последних дней жизни приходил в Хатынь. Умер в 1973 году. Похоронен в Логойске.

Возмездие, которое не спешило

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

«Погеройствовав» в Беларуси, 118-й полицейский батальон ушел в Польшу, а потом во Францию. Многие каратели этого батальона пошли с немцами до конца, многие не стали возвращаться в СССР. Совсем недавно в Канаде умер последний палач Хатыни Владимир Катрюк. Его экстрадиции просил еще Громыко в бытность министром иностранных дел СССР. Но Канада его так и не выдала. Правда, когда местные журналисты стали писать о его фашистском прошлом, его лишили гражданства.

На этой волне пересмотров военных дел стали всплывать новые обстоятельства. Немало людей по ним были оправданы, но многие, удачно маскировавшие следы своих военных преступлений, были разоблачены.

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Страница 25 приговора Военного трибунала Белорусского военного округа.

Из приговора Военного трибунала Белорусского военного округа

Из показаний свидетеля Думыча (Янковского), исследованных в суде, видно, что Васюра присутствовал на месте расправы над лицами еврейской национальности в Налибокской пуще летом 1943 года.

Свидетель Шакаль показал, что в Лучинском бору Налибокской пущи, где он вместе с односельчанами прятался от карателей летом 1943 года, видел, как каратели, прочесывающие лес, обнаружили в землянках граждан еврейской национальности. Он слышал оттуда стрельбу, взрывы гранат, а когда каратели ушли, то около одной из землянок увидел трупы не менее 5 мужчин и женщин, а в землянке – много трупов женщин и детей. По разорванным телам было понятно, что каратели бросали в землянку гранаты.

Из оглашенных в суде показаний свидетеля Соболевского усматривается, что летом 1943 года он также скрывался в лесу и видел, как каратели прочесывали болотистую местность, затем он слышал стрельбу, взрывы гранат, крики женщин и детей. Когда он подходил туда к землянке, видел много трупов женщин и детей.

По заключению судебно-медицинского эксперта, обнаруженные в землянках много лет спустя на месте уничтожения граждан еврейской национальности костные останки являются частями не менее 19 скелетированных трупов людей.
26 декабря 1986 года

«В судебном заседании установлено, что за весь период службы подсудимого Васюры в 118 полицейском батальоне на территории Белоруссии лично им и руководимыми им карателями в ходе операций, вмененных ему по приговору, расстреляно, убито и заживо сожжено свыше 360 советских граждан, в основном детей, женщин и стариков, их имущество разграблено, уничтожено около 300 дворов с надворными постройками, многие граждане были угнаны в фашистское рабство».
26 декабря 1986 года

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Нужно было видеть взгляд Васюры. И спустя десятилетия люди буквально цепенели под ним

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Я составил для себя подробный план судебного следствия. Дело было очень большое – три чемодана документов. Надо было четко выписать всю линию обвинения, я должен был быть во всем уверен, ведь Васюра цеплялся за малейшую нестыковку.

На суд было вызвано 26 бывших карателей – участников уничтожения Хатыни. Они не боялись уже ничего. Двоих доставили на процесс из Коми АССР – их приговорили к расстрелу, а президиум ВС БССР помиловал – дал по 15 лет. К тому моменту они уже досиживали. Поэтому рассказывали все с мельчайшими деталями – кто и как убивал.

А выжившие жертвы трагедии такой безупречной памятью похвастать не могли. Многие из них боялись давать показания. Нужно было видеть взгляд Васюры. И спустя десятилетия люди буквально цепенели под ним.

Даже бывшие его приспешники просили зачитать старые показания – не хотели говорить под его тяжелым взглядом. А он не просто сидел – он негромко сыпал на их спины проклятия, создавал невыносимую атмосферу.

Жестокость его проявилась и после войны. За малейшую провинность он избивал подчиненных, в совхозе его все боялись.
На суде один из односельчан рассказал интересную деталь: когда все село праздновало день Победы, те, кто служил немцам, а таких в Великой Дымерке было 9 человек, садились отдельно и тоже что-то отмечали. У всех на виду, никого не смущаясь. Та ситуация, которая сейчас на Украине – она не вчера создалась, она созревала годами. Слыханное ли дело – когда предатели могли вот так вот прилюдно свои «праздники» справлять.
Как и все жители СССР, я был в Хатыни на экскурсиях еще в 70-х. Слушал страшную историю сгоревшей деревни и даже представить не мог, что через несколько лет буду судить ее карателей. А спустя несколько лет после суда, после того, как был вынесен приговор и расстреляли Васюру, я сопровождал в Хатынь кого-то из коллег. И меня поразило, что экскурсоводы рассказывают то же, что и в 70-х годах!

Наша история, в отличие от закона, вновь открывшихся обстоятельств не любит. Даже тогда, когда вел дело, не раз доходили до меня рекомендации из ЦК не поднимать шума, не проводить открытый процесс. Говорят, и первый секретарь ЦК КП Украины Владимир Щербицкий очень хотел не придавать огласке факт того, что в уничтожении Хатыни участвовали предатели всех мастей, в том числе и украинские националисты. Думаю, во многом эта политика замалчивания сыграла свою негативную роль.

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Свидетели на процессе по делу военного преступника Григория Васюры.

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Надежде Шалупиной во время процесса пришлось вызывать скорую.

Медали на лацканах карателя

Проведение процесса над Васюрой было очень непростым
Процесс проходил в здании военного трибунала на улице Фрузне в Минске. Некоторые каратели, как, например, Мелешко, были расстреляны. Их показания зачитывались по стенограммам. Непросто оказалось доставить свидетелей из числа мирных жителей. Мало того, что жили все в глубинке, где в ту пору ни дорог, ни телефонов, так еще и средств на проведение этого процесса выделено не было.

Всех свидетелей надо найти и доставить в Минск. А это ведь дело было в ноябре-декабре – сначала проливные дожди, потом пурга, холод. Большинство свидетелей – люди пожилые, понятно было, что из своих глухих деревень сами не приедут, даже по повестке. Командующий Белорусским военным округом генерал-лейтенант Владимир Шуралев нам сильно тогда помог – дал УАЗик и неограниченное количество бензина к нему.
К сожалению, система работала так, что, даже отсидев срок за предательство, этим людям исправно присуждали юбилейные награды и знаки
Приезжаем за свидетелем – а старушка ни в какую, плачет: скоро корова телиться должна. Сколько помощнику моему пришлось ночевать в деревнях, чтобы наутро свидетеля на процесс привезти. Помню, заседание начиналось в 10 утра, и сидишь, бога молишь, чтобы свидетеля привезли хотя бы к обеду, иначе снова придется всех невероятными усилиями собирать.

На суде был вопиющий случай – один из карателей по фамилии Козынченко пришел на процесс весь в наградах. По залу прокатился шум. На лацканах карателя – медали за победу, юбилейные и памятные знаки. Прокурор просто вне себя от злости. К сожалению, система работала так, что, даже отсидев срок за предательство, эти люди числились в списках военкоматов, от которых призывались, и им исправно присуждали юбилейные награды и знаки. Я ему тогда сказал: по результатам дела вы точно будете лишены наград, снимите лучше их сразу. Он сопротивлялся: дескать, служил в советской армии, имею право. Но потом под общее шиканье снял пиджак и стал откручивать награды.
Васюра во время суда содержался на Володарке (в тюрьме на улице Володарского, в Пищаловском замке, – Sputnik). 26 декабря 1986 года Военный трибунал Белорусского военного округа приговорил Григория Васюру к расстрелу. Он обжаловал приговор, но Военная коллегия Верховного суда СССР оставила приговор без изменений. Вскоре его привели в исполнение.
Ребята, которые его конвоировали, называли его «чертом», слишком уж жуткое впечатление производил. Может, случайность, а может, и нет, но после расстрела его закопали в логойских лесах, там же, где лежат многие его жертвы. В архивах хранятся бумаги, где обозначен квадрат, в котором было захоронено тело. Нет у него могилы. У палача и душегуба ее не может быть.

Эпилог

В моей работе очень часто приходилось делать выбор, непростой, порой мучительный. И я всегда относился к жизни по принципу: правда сама все расставит на свои места. Прольет свет на все темное и непонятное. От нее и надо идти. Всегда. Как бы сложно это ни было. А если каждый будет пытаться гнуть ее под свою конъюнктуру, со временем она исчезнет. И чем дальше уйдет время, тем сложнее будет ее восстановить. А потом уже и невозможно. Именно поэтому в своем возрасте я до сих пор пытаюсь рассказать то, что узнал за годы своей сопричастности к хатынскому делу. В этой страшной трагедии не должно быть белых пятен. И то, что все уже написано и устоялось, меня не останавливает: в таких преступлениях не бывает срока давности.

Источник

Сожженные деревни: преступление без срока давности

Пепел Хатыни

Попытки переписать историю в последнее время становятся все более частыми и циничными по своей сути. Дошло до того, что у некоторых наших соседей предателей делают национальными героями, устанавливают им памятники, проводят в их честь парадные марши. В Украине, например, националисты едва ли не боготворят пособников фашистов Степана Бандеру и Романа Шухевича. И никто из них не говорит о том, что кровавый след таких «героев» протянулся до Беларуси. Приложили они свою руку и к трагедии в белорусской Хатыни, уничтоженной 22 марта 1943 года.

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов
В советское время виновными в сожжении 149 жителей деревни называли исключительно немецких карателей. Но сегодня установлено совершенно точно, что особая роль в этой операции была отведена 118-му батальону — коллаборационистскому подразделению немецкой вспомогательной охранной полиции. В подавляющем большинстве он состоял из украинских националистов, задачей которых было поддержание порядка, охрана военнопленных и концлагерей, борьба с партизанами. Как пишет russian7.ru, основу украинских полицейских батальонов составляли походные отряды ОУН, Киевский и Буковинский курени, дружины украинских националистов, баталь­оны «Нахтигаль» и «Роланд». В частности, ядром 118-го батальона стал Буковинский курень. Впрочем, ошибочно все сваливать исключительно на украинских националистов. В Хатыни, например, им помогали и местные предатели, действовавшие под бчб-флагами.

Роковая встреча

Начальником штаба в ­118-м батальоне был Григорий Васюра, уроженец Черкасской области. В 1941 году во время боев за Киевский укрепрайон он попал в плен, после чего перешел на сторону нацистов. На исполнительного и усердного перебежчика обратило внимание немецкое начальство, и вскоре ему доверили полицейский батальон. С ним Васюра проявил себя в печально известном Бабьем Яру под Киевом, где было расстреляно около 150 тысяч евреев. Послушного полицая решили бросить на борьбу с партизанами в леса Беларуси.

Сегодня, спустя 78 лет с того страшного мартовского дня 1943-го, трагедия ­Хатыни восстановлена почти поминутно. За день до карательной операции в селе заночевали члены партизанского отряда «Дяди Васи», двинувшись наутро в сторону поселка Плещеницы. В это же время навстречу им направлялась колонна немцев. В ее составе находился командир одной из рот 118-го батальона охранной полиции гауптман Ганс Вельке — любимец Гитлера, спортсмен, первым из немцев выигравший золото на Мюнхенской олимпиаде 1936 года. По дороге каратели встретили работавших на лесозаготовке женщин, которые на вопрос о наличии поблизости партизан ответили отрицательно. Ничего не подозревающая немецкая колонна двинулась дальше. Не проехав и трехсот метров, гитлеровцы попали в засаду. В завязавшейся перестрелке партизаны сумели уничтожить троих нацистов, в числе которых оказался Вельке. Отступившие каратели выяснили, где именно накануне укрывались народные мстители. Сначала они расстреляли 26 человек на лесозаготовке, а затем двинулись к Хатыни.

На помощь полицаям отправили подкрепление из особого батальона СС под командованием штурмбанфюрера Оскара Дирлевангера. Здесь сделаем небольшое отступление. Батальон Дирлевангера был уникальной частью всех вооруженных сил Третьего рейха. Его ядро, команду в полторы сотни человек, набрали из осужденных за браконьерство, дав им возможность искупить вину военной службой. А так как все они были прекрасными стрелками и хорошо ориентировались в лесу, то из них получилось отличное подразделение для борьбы с партизанами. По ходу этой борьбы они жгли деревни, убивали местных жителей, не щадя ни детей, ни стариков.

Главарь зондеркоманды «прославился» тем, что еще в 1934 году был осужден за педофилию. Его уличили в связи с 13-летней девочкой из подразделения гитлерюгенда, разжаловали, лишили всех наград и приговорили к двум годам тюрьмы. Однако позже благодаря протекции своего друга Готтлоба Бергера, приближенного к Генриху Гиммлеру, Дирлевангер вступил в СС и рьяно бросился выслуживаться перед фюрером, пытаясь реабилитироваться за свое темное прошлое.

22 марта 1943 года полицаи 118-го батальона под руководством Васюры окружили деревню Хатынь, а затем всех, кого сумели найти — больных, стариков, женщин с грудными детьми, — согнали в колхозный сарай и заперли. Постройку обложили соломой, облили бензином и подожгли. Ветхое сооружение быстро занялось пламенем. Люди в панике стали наваливаться на дверь, которая под напором десяток тел не выдержала и раскрылась. Однако тех, кто сумел вырваться из огненного ада, ждали пулеметные очереди. В этот день погибли 149 жителей села, из них 75 детей.

какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Смотреть картинку какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Картинка про какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов. Фото какая белорусская деревня стала символом жестокости фашистов

Получили по заслугам

Уже после войны, как только стало известно, что украинские полицаи 118-го баталь­она причастны к массовому уничтожению мирных жителей, первый секретарь ЦК КП Украины Владимир Щербицкий обратился в Политбюро с просьбой не разглашать эти сведения. К просьбе главы Украинской ССР в Москве отнеслись с пониманием. Однако от общественности эту информацию уже невозможно было утаить.

Трагедия Хатыни — не случайный эпизод войны, а один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии и ее прислужников по отношению к населению Беларуси. Страшную судьбу уничтожения вместе с Хатынью разделили свыше 9000 сел и деревень Беларуси. Комплекс «Хатынь» включен в Государственный список историко-культурного наследия.

КОММЕНТАРИЙ

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, член-корреспондент НАН, доктор исторических наук:

— Апологеты и любители бело-красно-белых знамен в Беларуси обычно принимают в штыки любые параллели между бчб-символикой и символами нацизма. Однако факты говорят сами за себя. Например, 27 июля 1942 года открылись курсы офицеров «Беларускай самааховы», перед курсантами выступил гауляйтер Вильгельм Кубе, назвав их своими друзьями. В тот же день Кубе разрешил использование бчб-флага на различных торжествах. Белорусские полицейские принимали под этой символикой непосредственное участие в карательных операциях нацистов «Котбус» и «Корморан», безжалостных расстрелах в Мире, Несвиже, Слуцке, Новогрудке, Слониме, Клецке, Ракове, Лиде, иных населенных пунктах. 13-й белорусский батальон СД, который в коллаборационистской прессе чаще именовали белорусским батальоном СС, местные националисты называли образцовым. На его совести — уничтожение пяти гетто, в том числе в Глубоком и Минске, участие в уничтожении евреев в Тростенце, уничтожение 22 тысяч человек в Колдычевском концлагере под Барановичами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *