какая байдарка лучше для семейного сплава

Семейные байдарки

Байдарками называются узкие весельные лодки повышенной маневренности и плавучести, предки которых были изобретены еще несколько тысячелетий назад северными народностями для рыбалки и охоты. Сейчас байдарки активно используются для туризма, дальних походов, сплава, спортивной гребли, для рекреационных целей. Они изготавливаются из полиэтилена, пластика, различных композитных материалов, имеют разные модификации и габариты, оснащаются всевозможными дополнительными элементами.

Отдельным рядом стоят байдарки, предназначенные для отдыха и путешествий всей семьей. Такие лодки ориентированы на движение по относительно спокойной воде, обеспечены усиленной системой безопасности, обладают повышенным комфортом. Они бывают двухместными, трехместными и даже четырехместными, оборудуются откидными сиденьями для детей, имеют отличную остойчивость, практически непотопляемы, оснащаются мягкими сиденьями и подушками.

Семейные байдарки просты в управлении, снабжены вместительными багажными отсеками, герметичными камерами для перевозки продуктов и воды, имеют хорошую грузоподъемность. Модели превосходно держат курс, обладают легким ходом и великолепной парусностью. Они подходят и для кратковременных прогулок, и для довольно долгих путешествий по морям, озерам, рекам с несильным течением и небольшими порогами.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава

Виды семейных байдарок

Модели семейных байдарок бывают каркасными, надувными и корпусными. Самые распространенные каркасные лодки являются разборными. Они быстро и без труда собираются, могут доставляться к берегу на любом транспорте легковом транспорте, занимают немного места и обладают вполне достойными ходовыми качествами.

Корпусные семейные модели представляют собой цельнолитые лодки особой прочности. Такие байдарки обычно используются в путешествиях по рекам с приличным течением, небольшими водопадами и перекатами. Они подвижны, долговечны, выдерживают довольно сильные удары, не режутся об острые камни и ракушки.

Надувные байдарки для всей семьи снабжены отдельными секциями и усиленным дном. Они отличаются верткостью, малым весом, небольшой осадкой, приводятся в готовность за 15-20 минут и применяются в основном для прогулок недалеко от берега и для сплава невысокой сложности.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава

Конструкция семейных байдарок

Базисная конструкция всех семейных байдарок одинакова, независимо от их типа. Она включает в себя носовые и кормовые штевни, стрингеры, пиллерсы, шпангоуты, привальные брусья, обводы. Основой лодки являются кокпит, упоры для коленей и спины, анатомические сиденья, которые могут регулироваться по своему положению.

Разборные байдарки состоят из каркаса из дюралевых и фанерных элементов, обтягивающегося оболочкой из ПВХ, которая закрепляется фальшбортом, или из скрепляющихся замками пластиковых модулей. Надувные варианты состоят из одного-двух баллонов, утолщенной дно-деки, дренажных клапанов, сливных отверстий.

В конструкцию семейных байдарок входят емкости непотопляемости, герметичные камеры, багажные отсеки, отделения для перевозки вещей и снаряжения. Модели могут обладать системой рулевого управления с педальным приводом, укомплектовываются двухлопастными веслами, обвязкой, ручками для переноски, страховочным тросом, проходящим по всему периметру судна. Морские байдарки нередко имеют выдвижной киль, обеспечивающий курсовую устойчивость.

Семейные байдарки по способу посадки делятся на две категории – «сит ин» и «сит он топ». Категория «сит ин» самая распространенная и подразумевает расположение людей внутри кокпита. Такие лодки укомплектовываются фартуками и юбками, защищающими их от заливания водой, оснащаются термоизоляцией и удобны для продолжительных путешествий в любую погоду. Категория «сит он топ» больше подходит для прогулок в теплое время года. Байдарки этого типа отличаются очень простым управлением и особенно привлекательны для тех, кто любит купаться с лодки или занимается дайвингом.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплаваХарактеристики семейных байдарок

Семейные байдарки отличаются высокой степенью безопасности, плавучести, практически непотопляемы, укомплектованы всем, что необходимо для водных походов с детьми. Они дают возможность чувствовать себя на воде уверенно даже тем, кто не имеет никакого опыта в таких вопросах и выдерживают различные условия эксплуатации.

Источник

12 лучших байдарок

Самые надежные удобные и быстрые в сборке байдарки для активного спорта и приятного отдыха на воде.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава

Какую байдарку лучше купить

Одним из основных параметров выбора плавсредства является остойчивость. Способность лодки возвращаться в исходное положение после наклона крайне важна в любых условиях. Она во многом зависит от формы подводной части модели. Наиболее остойчивыми являются короткие и широкие байдарки с тупыми носом и кормой.

Стоит обратить внимание на непотопляемость лодки. Как правило, каркасные байдарки уходят на дно в случае пробития корпуса. Следует приобретать модель, оснащенную специальными емкостями с воздухом.

При чрезвычайной ситуации они помогут сохранить байдарку на плаву и отбуксировать на берег. Надувные модели должны обладать раздельным строением баллонов.

Важно учитывать и ходовые качества лодки. На них оказывает влияние сопротивление трения, формы волн.

Байдарка, обладающая вытянутой конструкцией, острыми ватерлиниями в носу и гладкой поверхностью, достигнет лучших показателей скорости и курсоустойчивости.

Не стоит забывать об удобстве сборки и обслуживания модели. Лодки, выполненные из жестких материалов и имеющие большое количество конструктивных элементов, более сложны при подготовке к спуску на воду. Даже при должном опыте этот процесс занимает не менее получаса.

После эксплуатации необходимо подготовить лодку к хранению. Для этого ее следует очистить от грязи и песка, хорошо высушить. Байдарки в разобранном виде хранят в сухом проветриваемом помещении при комнатной температуре.

Лучшие одноместные байдарки

Подобные модели предназначены для одиночного использования в туристических или спортивных целях. Они обладают малыми габаритами и весом, поэтому могут транспортироваться в собранном виде.

Источник

🏊Лучшие байдарки для туризма и рыбалки на 2021 год

Лето! Рыбаки и туристы всегда с нетерпением ждут это время года: когда воздух наполняется особым запахом путешествия и вода манит богатым уловом. Для сплава пригодится байдарка. Как выбрать прочную и надежную модель подскажут профессионалы.

Редакция сайта «ЯНашла» предлагает обзор качественных байдарок, составленный с учетом рекомендаций специалистов и бывалых гребцов на 2021 год.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава

Какие бывают байдарки

Современные маломерные запалубленные судна, так популярные среди любителей активного отдыха, различают по виду и типу конструкции.

Виды байдарок

Разборная

Плавсредство, собираемое из металлических деталей и «шкуры» – специальной ткани, натягиваемой на каркас. В комплект могут входить надувные баллоны, дающие лодке большую непотопляемость. Все детали хранятся в рюкзаке, что позволяет путешествовать и в пешем порядке, не только по воде.

Неразборная

Как правило, изготовлена из пластика или полиэтилена, с цельным корпусом, дающим преимущество в скорости передвижения по воде. Рассчитана на одного гребца. Разработаны, прежде всего, для спорта, а уже потом для отдыха на воде.

Каркасная

Судно с жестким каркасом, определившим его название, из дерева или металла. Оболочка делается из ПВХ или другого водонепроницаемого материала. Длинные модели более быстроходны. Преимущества каркасников заключаются в большой грузоподъемности и низкой осадке, однако такая модель громоздкая, при транспортировке доставит немало хлопот, да и на правильную сборку придется потратить много времени.

Надувная

В продаже представлены двухслойные и однослойные. Оснащены надувными баллонами, шкура – из ПВХ, «скелета» нет. Они весят гораздо меньше каркасных, просто собираются (главное, не забыть насос) и отлично ведут себя на воде, не боясь порогов, но сильных волн не любят, поэтому могут опрокинуться.

Каркасно-надувная

Универсальное изобретение с каркасом и надувными баллонами. Самый оптимальный вариант для туризма. Собираясь в сплав всей семьей, стоит подумать о покупке этой модели: остойчивость, непотопляемость, хорошая проходимость по мелководью – вот отличительные особенности такой лодки. Однако за счет баллонов страдает вместительность, да и тяжеловата. К недостаткам следует отнести длительное время, уходящее на сборку.

Пластиковая

С литым корпусом, прочная. О протечках можно не беспокоиться. Рассчитана на одного гребца. Скоростная, удобная, с большим сроком службы, но есть 2 минуса: неразборная – проблематично везти к месту сплава и хранить, а также внушительный вес. Но если большое путешествие не планируется, то одноместный каяк – это то, что нужно для приключения с водными препятствиями.

ТипКаркасныеКаркасно-надувныеНадувныеЦельнолитые
Средний вес, кг30272035
ОстойчивостьСредняяХорошаяХорошаяСлабая
Грузоподъемность, кгдо 550до 500до 300до 600
ХодкостьХорошаяХорошаяСредняяВысокая
Внутренний объемБольшойСреднийМалыйОчень малый
НепотопляемостьСлабаяХорошаяОтличнаяСлабая
Цена за новую лодку, рублейОт 15000От 25000От 30000От 20000

Лучшие производители

Принимая решение, какой фирмы лучше купить байдарку, стоит ознакомиться со списком представителей отечественной отрасли производства товаров водного туризма, зарекомендовавших себя за долгие годы работы.

Почему отечественный производитель в фаворе?

Из компаний, занимающих ведущие позиции на российском рынке водного снаряжения, стоит назвать следующие.

Вольный Ветер

История известной марки берет свое начало со времен существования Советского Союза. В маленькой мастерской при спортклубе создавалось туристическое снаряжение для водных походов. Потом появился кооператив «Спортиндустрия», а уже в 2004 году «Вольный ветер» стал известен как производитель качественных каяков, надувных байдарок и катамаранов. Компания также является представителем итальянской фирмы Rainbou.

Тритон

В 1989 году предприятие заявило о себе как о производителе качественных легких судов и не сдает позиций до сих пор. Самые популярные модели – «Свирь», «Ладога», «Вьюн». Качество продукции заслужило высокую оценку не только на отечественном, но и немецком рынке. Новинки Triton ADVANCED и Nortik отмечены профессионалами журнала о гребле Kanu Magazin.

Сталкер

Знаменитая «Щука» появилась на свет в 1993 году, за 3 года до официального начала деятельности конструкторского бюро и серийного производства. В последние годы появилось много подделок «Щуки» и «Налима» – еще одного детища «КБ Сталкер» – изготовленных «пиратами», однако желающим приобрести качественные лодки, следует обращаться к истинному производителю, тем более что оригиналы недорогие.

Минимальная стоимость – 11 тысяч рублей.

QRshop

Компания известна с 1995 года. Легендарная «Таймень», которую так хвалят сплавщики, сегодня производится только на этом предприятии. Здесь же можно приобрести восстановленный «Салют». Предприятие оказывает услуги по ремонту байдарок разных марок. QRshop – официальный представитель «Сталкера» по продаже моделей «Щука», «Налим» и др.

Time Trial

Санкт-петербургский производитель. Завод основан 20 лет назад. В ассортименте предприятия более 300 наименований: от продукции для спортсменов и туристов до специализированного оборудования, используемого в различных профессиональных областях.

Мастерская ФМК

Производитель из Подольска. На рынке более четверти века. Ведет разработку и производство малосерийных заказов, работает и в индивидуальном порядке. Специалисты мастерской также занимаются восстановлением раритетных и пострадавших в водном путешествии судов.

STREAM

Санкт-петербургская марка. Компания существует более 15 лет, производит байдарки и лодки с надувными баллонами, рафты, спортивное снаряжение и другие товары для активного отдыха на воде. Для лодок используются качественные детали, разработанные совместно с американским разработчиком, а также изготовленные корейским производителем.

СнарЯжение

Еще одна Санкт-петербургская фирма. Заявила о себе в 1991 году. Теперь – это один из крупнейших российских производителей туристического снаряжения. Сеть дилеров компании расположена во многих городах России, а также в Белоруссии и Казахстане.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава

Из иностранных производителей, заслуживших признание во всем мире, следует отметить.

Poucher Boote GmbH

Немецкая компания известна с середины 50-х годов прошлого века. Она заявила о себе созданием одноместного каяка Е 65. Чуть позже появились двухместные KS75 и WEZ80, которые охотно приобретали спортивные клубы. После 70-х годов производство легких судов было расширено, а с конца 1990-го используются инновационные технологии.

Klepper Folding Kayaks

Старейшая немецкая компания, основанная в 1907 году в Розенхайме (Южная Германия). Все складные одноместные, тандемные и семейные (трехместные) лодки изготавливаются вручную. Компания предлагает также сопутствующие аксессуары.

Prijon GmbH

Еще одна компания из Германии. Ее основатель, Антон Прийон, в конце 50-х годов ХХ века работал на фабрике Klepper и параллельно занимался гребным слаломом. В 1959 году Антон завоевал титул чемпиона мира в этом виде спорта, а спустя 3 года он основал Toni Prijon Sportwerkstätte и начал производство деревянных весел, а затем и байдарок. С 1981 года компания внедряет технологию создания легких суден из полиэтилена.

Intex Recreation Corp

Китайский производитель с 40-летней историей, выпускающий надувную продукцию, которая экспортируется в 100 стран. Как сказано на официальном сайте предприятия, цель Intex Recreation Corp – «поставлять продукцию самого высокого качества по доступной цене. Все это предназначено для комфорта, безопасности и удовольствия».

Wilderness Systems

Фабрика расположена в Гринвилле (Южная Каролина, США). Имеет мировой вес как автор значимых проектов в области создания туристических и рыболовных проектов. Многие разработки Wilderness Systems отмечены наградами.

OCEAN KAYAK

Еще один американский бренд. Компания была основана в 1971 году в Калифорнии. Темп лидера рынка OCEAN KAYAK начала набирать в 80-х годах. Технология Rotomolding, внедренная в производство, позволила компании заявить о себе как о производителе лучших качественных лодок для водного спорта, семейного отдыха и экстремального туризма.

Как выбрать хорошую лодку для водного похода

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава

Чтобы не ошибиться при выборе верной помощницы для сплавов, требуется учитывать следующие факторы:

Рейтинг качественных байдарок на 2021 год

Редакция сайта «ЯНашла», изучив отзывы сплавщиков на независимых форумах, составила список самых популярных моделей для рыбалки и туризма на воде.

Каркасные: ТОП-5

Самые хорошие каркасники, по мнению опытных сплавщиков, представлены прежде всего торговыми марками Poucher Boote GmbH, «Снаряжение», QRshop и Wilderness Systems.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава

Средняя цена – 15 тысяч рублей.

Производитель: Poucher Boote GmbH. Модель с сумкой, рюкзаком и рулем. Устойчивая, подходит для похода на речной и морской воде. На корме и в носовой части много места, предназначенного для снаряжения путешественника.

ТипКаркасная
Размеры (Длина, Ширина) м5,5х0,85
Грузоподъемность кг300
Вес кг34.3
Пассажировместительность2

Стоит 55 тысяч рублей.

Двухместная модель для быстрого хода по плесам. Больше подходит опытным гребцам. Может использоваться для спокойной и бурной воды. Рассчитана на средний спортивный маршрут. Весла в комплектацию не входят.

Типкаркасная
Размеры (Длина, Ширина) м5,3х0,83
Высота борта м0.35
Вес кг22.5
Грузоподъемностькг250
Количество мест2

Продается по средней цене 28 тысяч рублей.

Предназначена для длительных морских прогулок и путешествий. Хорошо переносит водные переходы средней сложности. «Таймень» изобретена 40 с лишним лет назад, однако популярность моделей этой марки не потускнела на фоне современных. Конструкция состоит из жесткого сборного каркаса, дюралевых элементов и шкуры из полихлорвинила, покрывающем сетки стекловолокна.

ТипКаркасная
Габариты (ДлинахШирина) м5,7х0,88
Грузоподъемность кг375
Вес кг38
Количество мест3

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава

На сайте производителя указана цена 380 тысяч рублей.

Классическая модель марки Wilderness Systems достойно справится с серьезной волной, но может использоваться и для спокойных водных прогулок. Универсальный характер позволяет управлять байдаркой 1 или 2 гребцам. Здесь найдется местечко даже для собаки, если конечно домашний питомец не боится таких путешествий.

Длина и ширина, см545 x 87
Вес, кг34
Нагрузка, кг380
Кожа100% хлопок и тройное покрытие Hypalon
Рамкабелая зола, древесина березы, устойчивая к соленой воде, с анодированной алюминиевой фурнитурой
Гарантия5 лет

Стоит 29 тысяч рублей.

Первые байдарки этой марки были популярны еще до 70-х годов прошлого века, однако опытные туристы и сегодня предпочитают отправляться в плавание на этих моделях. Новых «Салютов» не выпускают, но компания QRshop занимается модернизацией снятых с производства байдарок.

Бывший в эксплуатации каркас получает новое оснащение – оболочку из двусторонней ПВХ с капроновой основой. Этот современный прочный материал весит немного, не боится температурных перепадов.

Типкаркасная
Габариты (Длина, ширина) м5х1
Грузоподъемность кг300
Вес кг32
Количество мест2
КомплектностьКаркас, рюкзак, оболочка

ТОП-3 каркасно-надувных байдарки

Эти легкие судна, оснащенные накачанными баллонами, считаются более остойчивыми. Ими гораздо легче научиться управлять, нежели каркасными, однако как и любая другая лодка, данный тип байдарок не терпит самоуверенности и суетливости.

В тройке лидеров стоят следующие модели.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава

Средняя цена 58 тысяч рублей.

Производитель: «Тритон». Модель создана для походов по спокойной воде, поэтому считается фаворитом у рыбаков, охотников и семей, предпочитающих туристический отдых. Конструкция с надувными бортовыми элементами. Можно поставить парус и руль. Довольно габаритная.

Типкаркасно-надувная
Вместительность3 человека
Размер (Длина, Ширина), м4.85х0.98
Грузоподъемность, кг300
Вес, кг29

Автор изделия: «Мастерская ФМК». Трехместная лодка предназначена для несложных плаваний. Простая по сборке и надежная на воде – вот главные отличия этого судна. Это модель с открытой декой и дюралюминиевым «скелетом». «Шкура» – ткань PVC 900 — 950 г/кв.м. Отличная модель для семейного отдыха.

Тип суднаКаркасно-надувная
Количество мест3
Грузоподъемность, кг350
Вес, кг22
Габариты (Длина, Ширина), м5,4 х 0,8
Надувные элементынейлон с PU покрытием Carrington (Англия)

Источник

Как выбрать байдарку

Автор: Илья Култаев · Опубликовано 09.02.2021 · Обновлено 10.02.2021

Оглавление и разделы

В современном мире, даже бывалому воднику сложно выбрать себе байдарку, на столько велик выбор разнообразных моделей, да и вариантов использования туристских судов не мало. В данной статье попробуем разобраться, на что обратить внимание при выборе, и как выбирать, чтобы лодка радовала и использовалась, а не пылилась на полке.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава В настоящее время, выбор зачастую делается в пользу надувных каяков и байдарок

Назначение каяка или байдарки

Для выбора оптимального для вас судна, предлагаем вам перейти к карте решений, и отредактировать ее под свои нужды и предпочтения, ну а для начала напомним немного теории, которая позволит совершить меньше ошибок при выборе.

И первое, с чем вам нужно разобраться, это для чего вы хотите купить лодку. Как и в каких условиях собираетесь ее использовать, хранить, возить, … Опыт говорит о том, что приобрести, да и даже сделать универсальную байдарку на все случаи жизни, практически невозможно. Ведь чем более универсальным получается судно, тем хуже оно себя ведет в каждом отдельном случае. Я знаю только один относительно универсальный вариант, и с ним вы познакомитесь в конце статьи, но и он придется по душе далеко не каждому ;-))

Если вам хорошо знакомы ходовые свойства байдарок и катамаранов, как они зависят от формы лодки, материалов и других свойств, смело переходите к карте решений. В противном случае, предлагаем пробежаться по всем теоретическим моментам статьи.

Ходовые качества

Ходовые качества, это возможности лодки двигаться вперед, маневрировать, оставаться на ровном киле в различных условиях. На сколько это для вас важно, решать вам. Лично мне не нравится плестись в хвосте, тратить много сил на рулежку или поддержание прямолинейности движения. Кроме отрицательных эмоций, плохие ходовые качества способствуют более быстрому утомлению и как следствие снижению общего уровня безопасности на берегу и воде.

Остойчивость

Остойчивость — это способность судна сопротивляться перевороту через борт за счет правильного распределения веса и поперечного профиля корпуса. Различают остойчивость веса, и остойчивость формы. Т.к. тяжелый киль на байдарки и каяки мало кто захочет установить, основным видом остойчивости для разбора в данной статье будет остойчивость формы.

За счет чего лодка может сопротивляться силам, пытающимся ее перевернуть? Из средней школы многие помнят словосочетание Архимедова сила. Т.е. сила выталкивания, возникающая при попытке вытеснения объема жидкости. Совокупность распределения данной силы по поперечному сечению корпуса и определяет остойчивость. Из рисунка видно, что при попытке накренить судно на один из бортов, выталкивающая сила под этим бортом становится больше чем под противоположным, и если эта разница достаточна для компенсации внешнего воздействия, то переворота не происходит, а в случае снятия возмущающих усилий, байдарка возвращается на ровный киль. (Занимает горизонтальное положение)

На первый взгляд возникает соблазн, сделать байдарку широкой и с высокими бортами, чтобы не только повысить за счет этого остойчивость на ровной воде, но и противостоять «подкусыванию» на струе. Это когда набегающий на лодку поток воды с другой скоростью давит на борт и деку, пытаясь перевернуть судно. Однако такая лодка будет мало удобной для быстрой и комфортной гребли. Кроме того, для ее изготовления потребуется больше материалов, и она станет тяжелее и более объемной в транспортном виде. Здесь нужна мера.

Ну а если вы готовы потратить некоторое время на изучения кренов и эскимосского переворота, то широкие и пузатые борта вам вообще ни к чему.

Маневренность

Маневренность — это способность байдарки или каяка быстро изменять направление движения. Не стоит путать маневренность со склонностью к рысканью, хотя на первый взгляд понятия довольно близкие. Если лодка склонна к рысканию, то повернуть ее нос в нужную сторону будет проще, однако это еще только пол дела, для того, чтобы изменить направление движения, кроме того, что повернуть нос, нужно еще и придать ей движение в нужную сторону. И здесь оптимум находится где-то между короткой плоскодонкой, которая хорошо крутится на месте, но долго скользит по воде в туже сторону, что шла до поворота. И килеватым судном, которое при смене направления в котором смотрит нос, за счет формы корпуса начинает довольно быстро менять и направление своего движения.

Яркими представителями килеватых судов с довольно плохой маневренностью являются сияки. Лодки с ярко выраженными штевнями, препятствующими рысканью лодки при гребле и боковому сносу волной. Прямая противоположность сиякам лодки типа «Щука» и других подобных надувных конструкций, практически лишенные штевней, и имеющие малую длину и довольно широкое и плоское дно.

Одноместная Щука, почти вдвое шире и короче Вектора, и если первую умелый гребец может развернуть на 360 градусов с одного гребка и практически на месте, то на второй ему придется сделать значительно больше управляющих гребков, возможно помогая себе рулем.

А нужна ли каяку или байдарке хорошая маневренность? Все хорошо в меру, и в соответствии с текущими задачами! Так например меандрировать по узкой речке в верховьях, значительно приятнее на лодке с высокой маневренностью, а когда речка станет шире, а повороты реже и положе, вам может захотеться оказаться в менее маневренной лодке. Ну а пересекать большой водоем с волнением, на слишком маневренной лодке то еще занятие. Бывают случаи, когда поход начинается в одних условиях, а заканчивается в совсем других, и вам придется или искать байдарку с изменяемой «стреловидностью крыла», или на какой-то части маршрута мириться с тем, что лодка в данный момент не идеальна.

В качестве примера, можно привести сплав по весенней Клязьме до Менделеево. Где река в начале маршрута сильно петляет, а ее ширина местами меньше длины Тайменя, а уже к обеду вы доберетесь до довольно широкого и подпруженного русла.

Ходкость

Ходкость — это способность судна минимально сопротивляться движению вперед. Ходкость байдарок и каяков зависит от таких факторов как их соотношение длины к ширине, поперечного профиля в различных сечениях и материала днища. Ходкость, обратно пропорциональна силам трения о воду и волновому сопротивлению. И если первая часть имеет относительно линейные зависимости, то волновое сопротивление растет по кубическому закону. Т.е. чтобы увеличить скорость вдвое, вам нужно грести в восемь раз сильнее!

Какой из этого можно сделать вывод? Если вы собираетесь использовать лодку в одиночку, редко и на короткие расстояния, например для переправ в пешем походе, то вы вполне можете поступиться ходкостью в пользу минимизации веса и транспортного объема. В этом случае наиболее предпочтительной лодкой для вас может стать пакрафт.

Однако, если вы предполагаете сплавляться в группе и на значительные расстояния, то скорее всего вам захочется иметь лодку пошустрее. Т.к. мало кто любит сильно упираться и при этом отставать. Кроме того, накопившаяся за день или поход усталость, снижает общую безопасность похода и качество отдыха. Если конечно главная цель поездки не ломовой фитнес на пределе возможностей ;-))

Крейсерская скорость — это пожалуй главная характеристика ходкости байдарки, но к сожалению, практически ни в одном паспорте или описании вы не найдете этого значения. Что она характеризует? Крейсерская скорость — это скорость, которую может поддерживать экипаж на этой лодки в течение продолжительного времени. Например, в течение дня. Для каждой лодки это будет своя скорость. Как правило, у коротких и широких плоскодонок она ниже, а у длинных и узких килеватых лодок выше. При этом, если на первых вы с трудом будете разгоняться выше пяти километров в час, а на вторых без особого труда сможете поддерживать 7-10 км/ч.

Но! Собираясь на порожистую реку, где кроме ходкости на безопасность значительное влияние оказывает и маневренность, длинный и узки сияк будет не самым лучшим решением.

Всхожесть на волну

Если вы собираетесь проводить большую часть времени на малых и спокойных реках, то это качество лодки вас может не интересовать вовсе. Ведь если нет волн, то какая разница, насколько хорошо лодка на них взбирается. Но всё-таки если вы решили вдумчиво подойти к выбору лодки, то вам стоит оценить и этот параметр. Т.к. для обеспечения хорошей всхожести на волну, носовая часть лодки делается больше в размерах, а это лишние материалы, которые вы будете возить и хранить.

Где еще может пригодиться подобная форма? Широкими и объемными носами снабжаются крикинговые каяки. Такая форма позволяет не застревать носом в камнях, сплавляясь по крутопадающим, маловодным рекам.

Дека, или самоотлив?

Этим вопросом водники начали задаваться относительно недавно, с широким распространением надувных каяков и байдарок. И то и другое предохраняет объем кокпита от заполнения водой, но делает это по разному. Дека — препятствует ее попаданию, и зачастую требует использования юбок. А Самоотлив — способствует естественному удалению уже набранной воды.

Что лучше? И здесь опять решать вам. В лодках с декой и юбками теплее в холодное время года, но как вы уже догадались, материал на их изготовление вам придется носить с собой и хранить. Ну а самоотлив далеко не всегда быстро справляется со своей задачей, и некоторое время после того, как вы зачерпнете воды через борт, вы будете сидеть в луже. А это не только временами холодно и мокро, но и наносит существенный урон управляемости байдарки. Ведь управлять лодкой в пару десятков и пару сотен килограмм далеко не одно и тоже.

Ну а если вы не планируете выходит на воду в межсезонье и сплавляться по порожистым рекам, то возможно для вас будут лишними и дека, и самоотлив.

Загрузка лодки

Если вы собираетесь оттачивать технику водного туризма на слаломной трассе, кататься на лодке возле пляжа, или повышать свое умение в родео на бурной воде, то возможность грузить в лодку вещи будет для вас далеко не на первом месте. Значительно больше внимание вы захотите уделить ее маневренности и другим характеристикам. А вот в случае ПВД, или экспедиций, возможность погрузить нужное снаряжение и продукты становится более насущной задачей.

При загрузке вещей в байдарку или каяк немаловажную роль будут играть их конструкционные особенности. В каркасно-надувные байдарки вещи чаще загружаются в большом количестве мелких гермоупаковок, склеенных по формам и объемам внутренних пространств. В корпусных каяках основной объем груза приходится на кормовую герму, а в надувных судах с открытой палубой могут оказаться предпочтительнее драйбеги.

Данный параметр не является основным, но в зависимости от наличия герм и количества «любимого» снаряжения, вы можете склониться к выбору другого судна.

Удобство посадки и гребли

На этот параметр многие вообще не обращают внимания, до тех пор, пока затекшие ноги в новой лодке не начнут портить жизнь. Однако это банальный временный дискомфорт, и если своевременно выходить на берег и разминать ноги, организм довольно быстро привыкает, и к концу первого похода вы скорее всего не будете части и первыми проситься на берег.

Однако значительно важнее удобство посадки для гребли. Ведь если вы не сможете эффективно грести и рулить, то вы быстрее устанете, и меньше сможете. Кроме того, приобретете «дурные привычки» в виде неправильной гребли. Что этому способствует в первую очередь:

Конструкционные особенности байдарок и каяков

Ну, что, в первом приближении с основными характеристиками судов разобрались, а как они изменяются в зависимости от типа судна, да и вообще, на какие группы можно разделить туристские каяки и байдарки?

Корпусные суда

Байдарки и каяки с жестким корпусом. Как правило, неразборные, но есть отдельные модели, собирающиеся из отдельных секций или по принципу оригами. Но основная масса корпусных судов это полиэтиленовые и композитные неразборные суда.

Прародителем данного класса судов являются долбленки, клинкеры, … Но, прогресс не стоит на месте, и сейчас доступны суда из более современных и легких материалов.

Пластик имеет значительно меньшее трение о воду и меньший вес при схожей продольной жесткости, и из него делаются большинство современных спортивных судов. Как для гладкой гребли, так и для гребного слалома. Однако эти суда довольно дороги и относительно хрупкие. По этому в туризме больше прижились лодки с жестким корпусом из толстого полиэтилена.

Данные материалы позволяют добиться почти любой формы, и ходовые качества лодок из схожих материалов в основном отличаются проработкой формы для тех задач, которые преследовал производитель. При этом есть возможность сделать лодки максимально узкими и удобными для гребли и управления в рамках предполагаемых задач.

Существенным минусом данных судов в наших реалиях, является то, что эти лодки крайне неудобно перевозить общественным транспортом. Однако если вы автомобилист, и ваши интересы не отходят далеко от автомобильных дорог, подобный тип байдарок и каяков является оптимальным, как для решения конкретных задач похода, так и для совершенствования техники гребли и понимания/чтения воды.

Каркасные суда

Каркасные байдарки и каяки это родоначальники вида в нашей стране. Эскимосы и жители нашего крайнего севера, не имеющие дерева в изобилии, веками использовали конструкции из костей и шкур животных для создания лодок.

Так как по этой схеме можно сделать простую и бюджетную лодку, доступную массовому и не очень подготовленному туристу, к второй половине прошлого века в разных странах было налажено производство каркасных судов. Многие из них бороздили речные просторы нашей страны. Старшему поколению водников ласкают слух Нептун, Салют, Таймень, выпускавшиеся заводом Салют в промышенных масштабах, и широко доступные в профкомовских турклубах и спортивных магазинах СССР. Чуть реже попадались Колибри, RZ-ки и прочие представители забугорных производителей.

Как вы догадались, кроме каркаса, в конструкции данной байдарки присутствует и оболочка, в простонародье именуемая «шкурой». Лодки этого класса в свое время считались достаточно компактными и легкими для перевозки в общественном транспорте. Обладали сносными ходовыми качествами и были относительно легкодоступны.

К преимуществам данного класса судов можно отнести их высокую обитаемость, в них можно нагрузить довольно много барахла, при этом не обязательно рассовывать все по узким щелям. Внутренний объем позволяет грузить довольно большие мешки.

К отрицательным чертам класса каркасных байдарок и каяков можно отнести их не самую оптимальную для маневрирования форму поперечного сечения и высокую склонность к пробою оболочек в местах контакта с элементами продольного и поперечного набора. При наезде на камень, камень и элемент набора работают почти как ножницы, и с легкостью пробивают отверстие, даже в усиленной леерами шкуре.

Кроме того, у старых лодок была прорезиненная шкура на ХБ основе. Которая требовала тщательной просушки, иначе быстро сгнивала, и рвалась при незначительном приложении усилий. Современные ткани меньше подвержены этим проблемам, особенно если добротная ПВХ ткань проклеена хорошим леером, однако качество алюминия в современных байдарках становится все хуже и хуже. Он легче мнется и ломается, собирать такие байдарки долго, особенно если их предварительно немного помять и познакомить с песком.

Но! У лодок этого класса есть один неоспоримый плюс. Они способствуют осознанному и аккуратному сплаву почти как слаломные каяки. Ведь если вы плохо ими управляете, вы вынуждены часто их ремонтировать ;-))

Несколько особняком стояли каркасные байдарки Питерского кустарного производства, в которых между набором и внешней оболочкой вставлялась толстая и крепкая пена. По характеристикам это получалась переходная модель между каркасными и каркасно-надувными лодками. Живьем мне подобные экземпляры давно не попадались.

Каркасно-надувные байдарки и каяки

С появления у водников интереса к ТВТ (соревнований по технике водного туризма) и развитием материаловедения в туристской среде появился класс каркасно-надувных каяков и байдарок. Наиболее распространенными стали двух и четырех-баллонные схемы.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава Условный разрез четырехбаллоной байдарки или каяка слева, и двухбаллонная схема справа.
Из рисунка видно, что в случае двухбаллонной схемы в лодке может быть чуть больше полезного внутреннего объема, не занятого баллонами, а в случае четырехбаллоной конструкции минимизируется набор и достигается более удачная для маневрирования форма.

Что дают лодкам дополнительные надувные элементы?

В результате, обладатель каркасно-надувной лодки приобретал почти идеальную для туризма своего времени лодку, которая при этом была разборной, более ходкой и маневренной чем эталонные на тот момент Таймени.

Однако шли годы, и водный прогресс не стоял на месте. Появлялись новые материалы и технологии.

Надувные лодки

Примерно во второй трети прошлого века, кроме ЛАСов и ПСНов (Лодка авиационная спасательная и плот спасательный надувной) водникам стали доступны и надувные байдарки Ласточка. Они отличались от Тайменей легкостью, однако имели довольно небольшой полезный объем, который почти полностью занимал гребец.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава Надувная байдарка Ласточка

С началом перестройки, в стране появилось некоторое количество производителей туристического снаряжения следящих за спросом. Выпуск Тайменей хромал, а народ привык к лодкам, в которые можно погрузить много, в которых сложно перевернуться, кроме того, в надувных лодках набор отсутствовал как класс. А какое это удовольствие, собирать алюминиевые трубочки на морозе старое поколение водников еще помнит.

В прочем и в этом классе были исключения. Например Смена, была по внешним обводам даже лучше Тайменя, ее последователи, различные модификации Ё, были еще ближе к обводам слаломника, и доказали, что надувная байдарка вполне может быть спортивной. Но, т.к. по законам рынка предложение определяет спрос, наибольшее распространение среди надувных судов на наших реках получили широкие диваны с высокими подлокотниками.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплаваНадувная байдарка Смена имеет боковые баллоны с перемычками, что делает ее одной из самых узких надувных байдарок какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплаваНадувной каяк Ё. Эта надувная лодка максимально близка к обводам слаломника, и если вы хотите учиться, а возить с собой слаломник не представляется возможным, то эта лодка может стать удачным выбором какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплаваТипичный представитель надувных диванов с самоотливом. Большая закаячка и как следствие плохая курсовая устойчивость. Хотите научиться грести прямо? Заведите себе такую лодку, и когда научитесь, любая другая покажется вам слишком неповоротливой ;-))

В общем случае, надувные каяки и байдарки легко собираются, их сложно пробить, но приобретая наиболее распространенную пузатую модель, вы откладываете свой рост в плане техники и тактики в долгий надувной ящик. К сожалению, мало кто из новичков об этом задумывается. А после того, как дорастет на такой лодке до четверки, пересаживаться на слаломный каяк способны немногие. Ведь на нем придется учиться ходить заново, с малых категорий. Вот и получается, что логичным решением для повышения категории становиться не повышение знаний и техники, а приобретение большого катамарана, позволяющего повышать категорию еще выше своих собственных возможностей.

Варианты компоновки надувных элементов судов различаются от конструкции к конструкции, но наиболее распространены следующие:

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава Поперечный разрез надувной лодки с самоотливом. Ватерфляй, Каньон, Одиссей, … какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава Условный разрез надувной лодки без надувного дня. Например Щуки, Тайги, … или пакрафта

Несложно заметить, что при появлении у байдарки надувного дна у нее появляется некоторая килеватость, а центр тяжести приподнимается вверх, что отрицательно сказывается на остойчивости формы, но позволяет более комфортно сидеть в пустой лодке (если она не оборудована банкой). Кроме того, наличие надувного дна снижает вероятность повреждений, возникающих при контакте груза с подводными камнями.

Однако пытливый глаз может заметить, что если у лодки с самоотливом, гребцы и грузы находятся выше уровня воды на надувном дне, то стоит ли носить и возить с собой надувные борта? С одной стороны, большие надувные борта создают дополнительную остойчивость и добавляют уверенности, с другой, они добавляют парусности и сопротивления о воду, и несколько мешают правильно грести.

Несколько особняком в классе надувных лодок стоят пакрафты. Эти надувные мини диванчики делаются из наиболее тонких и легких материалов, ввиду чего чрезвычайно компакты и крайне полезны в пеше-водных походах, где они не успеют испортить вашу технику, но и с переноской проблем не составят.

Ну и относительно недавно появился новый класс надувных матрасиков без подлокотников. Пока он представлен на рынке только одной моделькой, под названием Лагуна, однако на ее прародителе, я научился держать баланс лучше, чем на слаломном каяке.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава

Хотите еще больше ускорить свое обучение в ПВД? Закажите себе нечто подобное

Удобства транспортировки и хранения

Здесь все просто. Чем компактнее и легче лодка, тем проще ее перемещать в пространстве. Но если ваша цель реки высших категорий, то вам вероятно придется поступиться этим параметром в пользу более подходящего для этих рек судна.

Надежность и ремонтопригодность

У современных байдарок и каяков с надежностью и ремонтопригодностью все относительно нормально. Если же вы решили приобрести судно с историей, то наличие резиновых внутренних баллонов и внешней шкуры из ПВХ, приведет к необходимости возить лишний тюбик клея, т.к. не все универсальные клеи хорошо держатся в походных условиях и на резине и и на ПВХ.

При наличии шкуры из хорошей лодочной газодержащей ткани и аналогичных заплаток, латать монобаллон не сложнее ремонта шкуры каркасной байдарки. А зачастую даже легче, т.к. ничего не нужно разбирать, и ни куда подлезать.

Полиэтиленовые суда наиболее устойчивы к пробоинам и потертостям, а надувнушки не сильно уступают им в этом.

А как же собственно выбирать?

Если вы дочитали до этого места, или перешли сразу к нему по ссылке, значит вы понимаете, что однозначно сказать, что вот эта лодка самая лучшая, невозможно. Для каждой комбинации участник-маршрут-погода-… будет своя оптимальная лодка, и вам придется решить, или вы выбираете одну лодку, которая наиболее подходит для тех условий, в которых вы оказываетесь чаще всего, а в остальных случаях вы будете мириться с ее недостатками Или вам нужно иметь целый парк лодок под разные задачи.

Карта решений по выбору каяка или байдарки

Все это удобно сделать в табличном виде, где с одной стороны расположить интересующие параметры, а с другой подходящие на первый взгляд модели.

На пересечениях желательно указывать значимость данного параметра для вас.

В итоге, по каждой модели из выбора у вас сформируется сумма, размеры которой будут характеризовать ее привлекательность для вашего выбора.

Для примера, в табличке выбора каяка для ПВД в межсезонье указаны не конкретные модели, а классы судов. Вы можете выбирать последовательно из классов, а затем уже по моделям, или сразу прикинуть из тех моделей, что понравились в сети или на воде.

ХарактеристикиКаяк надувнойКаяк слаломныйКаяк полиэтиленовыйКатамаран
Маневренность5544
Ходкость4443
Ширина прохода4552
Компактность5334
Скорость сборки4553
Итого:22222116

Пример выбора каяка для ПВД в межсезонье

Ну и не забудьте добавить в карту решений лодки на которых ходят в вашей группе. Ваша лодка не должна оказаться сильно хуже. Не по тому, что засмеют, а по тому, что вы будете слишком много уставать, и вам будет не до отдыха!

Универсальная байдарка

К сожалению, это почти миф. Вы можете найти байдарку, которая будет середнячком во многих условиях, но найти байдарку или каяка, которая будет лидировать по характеристикам в нескольких вариантах эксплуатации невозможно, т.к. ходкость и маневренность практически противоположные качества.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава Надувная байдарка Лагуна какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплава Парусный катамаран из двух прототипов Лагун

По моему мнению, наиболее универсальная на текущий момент модель, это Лагуна, от Вольного ветра. Она достаточно ходкая и управляемая, а в случае повышения категории или желания прогуляться под парусами, из пары Лагун можно сделать кат. Однако для вас оптимальной лодкой может оказаться слаломник или сплавной полиэтилен, а возможно даже надувной диванчик с подлокотниками.

В настоящее время, ТаймТриал разрабатывает по нашему заказу следующую версию подобных лодок, и у вас есть возможность присоединиться к заказу.

А когда универсальность не нужна, то лучше выбирать уже внутри классов.

Пакрафт — Средство для переправ и выброски в пеших или пеше-водных походах

Исходя из материалов и концепции, традиционные пакрафты имеют наименее приспособленную форму для оптимизации ходовых качеств, зато они самый легкие и компактные среди туристских средств сплава. Ну а если производители начнут делать их в более традиционных обводах, позволяющих перемещаться по воде быстрее, желающих их приобрести будет значительно больше. Ждем появления подобных решений!

Каяк или байдарка для походов выходного дня (ПВД)

Здесь многое будет зависеть от наличия у вас автомобиля и возможности доехать на нем до нужных вам водоемов. Вам могут подойти и слаломный или сплавной каяк, надувная или каркасно-надувная байдарка, и даже катамаран.

Кроме упомянутой выше Лагуны, разумным выбором для ПВД мне кажутся лодки типа Илексы, хотя на вкус и цвет, …

Байдарка или каяк для походов 2-3 категории сложности

Выбирая байдарку для походов второй-третьей категории сложности, я бы не рекомендовал выбирать слишком пузатую лодку. На шестерку вы на ней все равно не пойдете. В этом случае, вы не только будете носить лишнее, но и будете медленнее учиться. Хотя, распределяя в предложенной выше табличке важность обучения как мало необходимую, можно получить совсем другой вывод ;-))

Лодки для озер и морей (Сияки)

Здесь больше всего на выбор будут влиять ваши логистические возможности и возможности хранения. На воде предпочтительнее будет пластики или полиэтилен, а в перевозке общественным транспортом и хранении каркасные одноклассники.

Каяки и байдарки для походов 4-6 к.с.

Да, каякам и байдаркам доступны и реки высших категорий сложности. Главное чтобы технический и физический уровень туриста соответствовал реке и лодке. Чаще всего на этих категориях встречаются полиэтиленовые сплавные лодки, но при наличии большого опыта и недостатке средств есть удачные случаи прохождения рек высших категорий сложности и на КНБшках. Правда в составе лучших групп страны.

какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть фото какая байдарка лучше для семейного сплава. Смотреть картинку какая байдарка лучше для семейного сплава. Картинка про какая байдарка лучше для семейного сплава. Фото какая байдарка лучше для семейного сплаваКаркасно-надувная байдарка

Учимся управлять каяком и байдаркой

Ну, что, лодку выбрали? Хотите научиться ей управлять? Записывайтесь в наши туршколы, на лекции и мастерклассы, присоединяйтесь к нашим походам. Если не нашли списка наших ближайших мероприятий, но готовы принять в них участие, постучитесь в форму обратной связи ;-))

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *