какая бальная система в россии

5-балльная система против 10-балльной: что лучше?

Система оценки знаний

Система оценки в школе – неотъемлемый элемент образовательного процесса. По сути, это базовый критерий для определения уровня усвоения учебного материала. Большинству российских родителей привычна и понятна 5-балльная система, ведь мы помним ее со времен своего детства. За рубежом же актуальны новые системы – 10-, 12- и даже 100-балльная. Не обошла эта тенденция и отечественное образование: некоторые школы помимо привычной 5-балльной ввели систему оценивания по шкале 10 баллов.

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

Какая система лучше? На что обратить внимание, выбирая между старым и новым форматом оценки знаний? И как дети реагируют на оценку их успехов вообще? Поговорим об этом ниже.

Оценка как фактор влияния

С раннего детства мы проходим процесс социализации, то есть интеграции в существующее общество. Роль связующих звеньев между личностью и социумом выполняют так называемые агенты социализации: сначала это собственная семья, а затем детский сад, школа, университет, рабочий коллектив. Но если семья, как правило, любит нас такими, какие мы есть, то расположение других агентов еще нужно заслужить. Более того, эти агенты постоянно нас оценивают.

В детском саду воспитатель оценивает поведение и успехи ребенка: как он проводит время, каким образом контактирует с другими детьми и персоналом, насколько легко ему даются коллективные игры, задачки и упражнения. Так дети привыкают к оценке – они начинают понимать, что их поведение постоянно сопоставляется с некими эталонными значениями («довольно умный», «не слишком послушный», «очень общительный»). Затем их оценивают в школе, но здесь упор делается уже на уровень усвоения знаний из учебной программы – ученик получает низкие или высокие оценки. Этот опыт экстраполируется на всю дальнейшую социальную жизнь. В университете бывший школьник становится отличником, двоечником или середнячком, а на работе, соответственно, хорошим, плохим или посредственным сотрудником.

Пубертатный период развития приходится как раз на школьные годы, поэтому особое влияние на становление ребенка оказывает именно школьная система оценок. Сегодня ситуация в школах неоднозначна: одни учебные заведения используют традиционную для России 5-балльную систему, другие постепенно переходят на 10-балльную, а некоторые и вовсе применяют их параллельно. Например, в младших классах ученикам ставят оценки от 1 до 5, а в средних и старших – от 1 до 10.

5-бальная система

Пятибалльная система оценок демонстрирует, как ученик усвоил учебный материал. При этом каждой количественной оценке соответствует определенная смысловая характеристика.

Вообще не знает и не понимает учебный материал

Не знает большую часть материала. На устные вопросы отвечает неуверенно, допускает грубые ошибки в письменных работах

Знает основной материал, но не может без сторонней помощи правильно использовать полученные знания на практике. Допускает ошибки при устных ответах и в письменных работах

Знает требуемый материал, без затруднений отвечает на вопросы, применяет полученные знания на практике. Не делает грубых ошибок при устных ответах, а в письменных работах допускает лишь незначительные ошибки

Знает программный материал в полном объеме, демонстрирует отличное понимание темы, правильно и уверенно отвечает на вопросы учителя, способен самостоятельно решать практические задачи при помощи усвоенных знаний. Не допускает ошибок при устных и письменных ответах

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

10-бальная система

Основное отличие 10-балльной системы – более глубокая классификация и детализация достижений учащегося. Помимо уровня усвоения материала, такая шкала показывает и качественные характеристики учебной деятельности.

Источник

5-балльная или 10-балльная система оценок в школе

Время чтения: 6 минут

«Получить пятерку» – понятная и амбициозная задача мотивированного школьника в советские времена в наши дни не совсем однозначна. Балл, который является максимальным в школе с традиционной 5-балльной системой, становится аналогом тройки в школе с 10-балльной системой. «Одни пятерки по итогам года» – не всегда повод для гордости, хотя, справедливости ради, удобно, ведь можно и не уточнять, по какой шкале выставлялись оценки.

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

Ну а если серьезно, система оценивания знаний – это основной объективный инструмент для понимания уровня развития ребенка, маркер проблем и возможность оценить прогресс в обучении.

С вами Mr. Great, и мы говорим о системах оценок в школе.

Система оценки знаний. Экскурс в историю

5-балльная система оценок в России появилась в первой половине 19-ого века. Однако, есть нюанс – высшим баллом тогда считалась единица, а пятерки, напротив ставили отстающим ученикам! Начиная с 1837 года в силу вступила привычная нам балльная система оценивания по возрастающей, от 1 до 5.

До этого учителя выражали свое мнение относительно успехов учеников развернутыми комментариями. «Похвальное» или «посредственное» отношение к работе, трудности в обучении или выдающиеся достижения глубоко анализировались и доносились до родителей в виде подробных характеристик.

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

Подобная традиция в трансформированном формате сохранилась во многих международных школах и сейчас! Например, в Heritage School в качестве системы оценок мы получаем обстоятельные отчеты по успеваемости детей, а не только табели.

Однако, в большинстве государственных школ на протяжении десятилетий 5-балльная шкала оставалась единственным методом аттестации учащихся.

Интересно, как менялось словесное описание оценок. Если в царской России двойки означали лишь «слабые успехи», то в советские времена появилось понятие «неудовлетворительно»! Какую отметку комфортней получить ученику? Не нужно быть специалистом в детской психологии, чтобы понять: первая формулировка может послужить мотивацией, а у второй окраска явно негативная – звучит как осуждение без права апелляции!

5-балльная система оценок в школе

В пятибалльной шкале оценок учитель формально имеет возможность поставить ученику отметку от 1 до 5. Однако, на практике, эта система по сути является трехбалльной, так как единицы и двойки не выставляются ни как четвертные, ни как итоговые оценки.

Смысловая интерпретация 5-балльной системы следующая:

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

5-балльная система привычна и понятна как родителям, так и ученикам. Ребенок, хорошо справляющийся с учебой, регулярно получает максимальные баллы, что, безусловно, положительно сказывается на самооценке.

Но у системы есть и минусы:

10-балльная система оценивания

Переход на 10-балльную систему в российском образовании обсуждается уже давно. Часть учебных заведений успешно использует новый метод, однако, массового распространения 10-балльная шкала пока еще не получила.

Очевидное преимущество 10-балльной системы – более глубокая классификация в оценке знаний обучающихся. Так, освоение материала характеризуется помимо прочего и качественными характеристиками. При отметках 1 и 2 уровень знаний оценивается как поверхностный. Баллы 3 (удовлетворительно) и 4 (весьма удовлетворительно) говорят о том, что у школьников отмечается запоминание и неосознанное воспроизведение материала. Ребята, получившие по предмету 5 (хорошо) и 6 (весьма хорошо) баллов поняли, т.е. «осознали» теорию. Оценки 7 (очень хорошо) и 8 (почти отлично) соответствуют пятерке по 5-балльной шкале и говорят о том, что ученики в полной мере овладели материалом. А максимальные баллы – 9 (отлично) и 10 (превосходно) свидетельствуют о нестандартном творческом подходе в применении полученных знаний.

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

10-балльная система позволяет оценить уровень знаний более точно. Стирается некомфортный разрыв между двоечниками и отличниками. Класс больше не делится на успевающих и отстающих, ведь все оценки выше пятерок – положительные. Очевидно, что и с педагогической задачей школы – мотивировать учащихся – 10-балльная система справляется лучше.

Влияние оценок на развитие личности ребенка

— Какая непослушная девочка!

— Молодец, сама пирамидку собрала!

Оценки в том или ином виде мы начинаем получать с самого раннего детства. Даже не умея говорить, ребенок уже чувствует одобрение, восхищение или недовольство родителей.

Оценки – неотъемлемая часть процесса интеграции в общество. Двухлетние малыши в детском саду ежедневно оцениваются воспитателями. Дети привыкают к тому, что их поведение сопоставляется с некими эталонами: «Маша, ты почему не доела? Вон Катя уже всё скушала!»

Ежедневное оценивание помогает ребенку определить свое место в социуме. Например, в каждой детсадовской группе обязательно найдется хулиган, самая красивая девочка или мальчик, который никогда не спит днём.

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

В процессе обучения в школе на первое место выходят оценки знаний. И если в начальных классах деление на «касты» успевающих и отстающих учеников не так заметно, то в средней школе каждый ученик уже точно знает, на какой ступени школьной иерархии он находится.

Подростковый период самоопределения напрямую связан с общественной оценкой. Систему оценивания в школе нельзя воспринимать исключительно как определение образовательных результатов ребенка, важно понимать, что этот опыт экстраполируется на всю оставшуюся жизнь.

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

Итоговая цель школы – дать знания и научить ими пользоваться. При всех плюсах и минусах, 10-балльная система позволяет детям чувствовать себя более комфортно. Прямой зависимости между отличной успеваемостью в школе и успешностью в дальнейшей жизни нет, а вот зависимость между низкой самооценкой и проблемами с физическим и душевным здоровьем – доказана! Оценки – это очень важно. Но еще важней сохранить у детей веру в себя и желание узнавать новое!

Источник

Кому и зачем нужна двенадцатибалльная система оценок — репортаж

Социальные сети бурно обсуждают инициативу правительства о замене существующей пятибалльной системы оценок знаний.

Фото, видео: Пятый канал, ИЗВЕСТИЯ/ Павел Бедняков

Интересно, как отреагируют наши школьники на изменения, которые им готовит Министерство просвещения. Там сейчас активно обсуждают двенадцатибальную систему оценок. Авторы инициативы убеждены, что старая пятибалльная шкала — себя изжила. Учителя практикуют промежуточные плюсы и минусы. Вот, их и собираются легализовать. Виталий Ханин выслушал все за и против.

Пятибалльную систему оценок в российских школах могут пересмотреть

В министерстве просвещения началось обсуждение перехода на двенадцатибальную систему оценок в российских школах. Там уверены — нынешние пять с плюсом — только путают учеников.

— Де-факто эта система уже существует. Многие учителя используют плюсы и минусы, добавляя их к оценке. Двенадцатибальная система более гибкая и может лучше соответствовать задаче мотивирования ученика, — считает руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов.

За двенадцатибальную систему выступает человек, известный как «отец ЕГЭ», Виктор Болотов. Учителя, зная, что этот чиновник быстро переходит от слов к единой системе — уже с ностальгией вспоминают старые добрые «отлично» и «хорошо».

Ведь рука уже набита, выработан свой стиль. Одни пятерку рисуют аккуратно, а двойку — во всю тетрадь. Другие — могут и рожицу кокетливую добавить. Впрочем, более полная дифференциация может и выручить.

— Если мы говорим о более творческой работе, то достаточно сложно оценить работу ребенка именно по пятибальной системе. Иногда хочется поставить больше, а иногда вот эта разница между пятёркой и четвёркой становится либо очень существенной, либо очень не существенной, — говорит педагог Елизавета Мещерякова.

Хотя пока только начинается этап обсуждения, уже понятно, что ввести изменения в привычный школьный уклад — удовольствие не дешевое. Речь идет не о рекомендации, а о том, чтобы переписать федеральный закон. Сейчас учебное заведение самостоятельно устанавливает правила. Если серьезно рассматривать идею перехода к двенадцатибальному стандарту — то сотни учёных, психологов, учителей и чиновников потратят огромное количество времени и бюджетных денег.

— Ее ключевой недостаток будет в том, что в процессе ее введения, на первом этапе, который может растянуться надолго, к ней окажутся не готовы. Ни учителя, ни педагоги, ни учащиеся, — уверен директор центра социально-экономического развития школы института образования ВШЭ Сергей Косарецкий.

Конечно, у школьников министерство просвещения вряд ли спросит — нужно им нововведение или нет. Но мы вопрос всё-таки задали, и выяснилось — пока взрослые спорят, дети хотят просто хорошей оценки.

— Раз это не повлияет на мою учебу, то мне все-равно, какая оценка будет — 5 или 12. Только интересны критерии оценивания. Например, за что будут ставить 7, за что 8, — говорит ученица 9 класса Валерия Коровина.

Переход на двенадцатибальную бальную систему обсуждался в министерстве просвещения ещё около десяти лет назад, но тогда инициативу не поддержали. К первому сентября очередная попытка установить новые правила, скорее всего, не успеет.

Источник

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

Неуд от Луначарского

«Математик сел, потер ладони и улыбнулся.

Эта же пятибалльная система оценок действует в российских школах и сейчас. Но так было не всегда.

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

В постановлении, подписанном народным комиссаром просвещения А.В. Луначарским в мае 1918 г., говорилось:

«1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики.

2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета. » 3

Вместо пяти цифровых оценок успеваемости осталось лишь две словесных: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

Первый шаг к преодолению несоответствия между официальной системой оценок и реальными потребностями системы обучения был сделан в 1933 г., когда народный комиссариат просвещения «установил четырехбалльную словесную систему»: «неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и очень хорошо». 10

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

Также оценки из двух разных систем упоминает поэт Константин Ваншенкин, автор слов песни «Я люблю тебя, жизнь!»: «Существовал кодовый школьный жаргон: «очхор», «хор», «посик». «Плохо» в некоторых местностях называлось «плюха». Вполне художественно. Далее: «отл», «удик» («удочка»), «неуд». » 13

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

Назад к пяти баллам

Пока школьники осваивали мир словесных оценок при помощи игры слов («удочка», «удик», «неуд», «пос», «пес», «посик», «песик». ), Совет народных комиссаров РСФСР 10 января 1944 г. постановил:

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

Школьники и учителя после четвертьвекового словесного оценочного сумбура 1918-1943 гг. вернулись к действовавшей без малого столетие до революции пятибалльной цифровой системе.

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

Характерный эпизод, связанный со сменой систем школьных оценок, имеется в повести И. Василенко «Звездочка». В книге о воспитанниках ремесленного училища, впервые напечатанной в 1948 г., описывались события середины 1940-х гг.:

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

«Сеня Чесноков рассказал. о том, как он в ленинградской школе решил ужасно трудную задачу по арифметике, как учитель пришел в восторг и поставил ему отметку «шесть». И, как всегда, Сеню разоблачил придирчивый Степа Хмара. Он сказал:

— В те времена отметки ставили не числами, а словами, например: «плохо», «хорошо», «отлично».

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

Тряпошник по физике

Когда вернулась цифровая система оценок, началось их жаргонное обыгрывание.

Пример из книги «Экзамен Гали Перфильевой» 1956 г.:

«- По правде сказать, я знала немецкий на трояк.

Пример из рассказа В. Перуанской 1958 г.:

«- Тряпошник по физике схватила! Антонина поставила. Мы ее сегодня на большой доводили.

Анна Михайловна догадалась, что на современном школьном жаргоне «тряпошник» означает тройку». 17

В 1960-е гг. тройку могли называть «трёшманкой»:

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

Пятибалльная система оценок действует в нашей школе непрерывно уже более семидесяти лет. Тем, возможно, интереснее было заглянуть в краткое «непятибалльное» прошлое. А читатель пусть вспомнит из своей школьной жизни какой-нибудь «двояк», «гуся» или «тройбан». И улыбнется.

какая бальная система в россии. Смотреть фото какая бальная система в россии. Смотреть картинку какая бальная система в россии. Картинка про какая бальная система в россии. Фото какая бальная система в россии

1. Соловейчик С. Сколько лет школе? // Пионер. 1970. № 1. С. 38.

2. Филиппова К. В гимназии. Свердловск, 1938. С. 66.

3. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917-1973 гг. М., 1974. С. 133.

4. Квасникова-Зилитинкевич В. Между двух войн // Нева. 2009. № 10.

5. На чьей стороне вы? // Пионер. 1931, № 1. С. 16-17.

6. Дьяконов И. Книга воспоминаний. СПб., 1995.

7. Королев Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации и в первые годы сплошной коллективизации (1926-1930/31 уч. гг.) // Советская педагогика. 1950. № 5. С. 91.

8. Любимов Н. Неувядаемый цвет. Главы из воспоминаний // Дружба народов. 1992. № 7. С. 106.

9. Лихоталь Т. Счастливый случай. Повести. М., 1975. С. 19-20.

10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (1917-1941 гг.). М., 1980. С. 275.

11. Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР о школе. 1930-1935 гг. Челябинск, 1935. С. 40.

12. Коринец Ю. Там вдали за рекой. Две повести о дяде. М., 1977. С. 105.

13. Ваншенкин К. Из записей // Литература в школе. 1996, № 14. С. 15.

14. Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1948. С. 97-98.

15. Василенко И. Звездочка. М.-Л., 1949. С. 3.

16. Сальников Ю. Экзамен Гали Перфильевой. М., 1956. С. 6.

17. Перуанская В. Олина обида (рассказ) // Поговорим о наших детях. Сборник бесед, рассказов, очерков. М., 1959. С. 255.

18. Багров С.П. Белые сени: Повесть в рассказах. Л., 1986. С. 82, 83.

19. Низова А.М. Они пришли в школу. М., 1967. С. 141.

20. Мелентьев В. Солнце над школой. Повесть. М., 1961. С. 73.

21. Рыжаков В. О Гриньке, о Саньке и немного о девчонках. Повесть. М., 1971. С. 7.

22. Поляков С. Рассказы // Подъем. 1991, № 7. С. 159.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *