какая аудитория условно считается маленькой
Типы аудитории и их классификация. Какие типы аудитории бывают.
Ораторское искусство: типы аудитории и методы ораторов
Ораторское искусство – это, с одной стороны, наука и предмет для изучения, а с другой, по сути, это мастерство публичного выступления перед аудиторией, целью которого является достижение определенной степени воздействия на слушателей. И достижение этой цели зависит от двух составляющих – от самого оратора и от типа аудитории, перед которой ему нужно выступать.
Типы аудитории могут иметь различную окраску и их часто квалифицируют и разделяют по различным признакам:
• возраст (дети, молодежь, средний или старший возраст);
• уровень подготовки аудитории по теме выступления или её профессионализм;
• профессия и уровень образованности большинства (рядовые работники, ученики или студенты, сотрудники НИИ кибернетики или «гуманитарии»);
• восприятие темы (положительное, равнодушие, отрицательное);
• размер (большая аудитория или небольшая (менее 30 слушателей));
• психическое настроение (возможно ли изменить мнения слушателей по теме);
• гендерный признак (смешанная, больше мужчин или женщин);
• национальность (слушатели одной национальности или нескольких);
• настрой к теме и к информации (конструктивный, конфликтный, сослагательный, безразличный или инфантильный).
Знания некоторых особенностей различных типов аудитории и методов проведения мероприятия весьма важные моменты, поэтому рассмотрим вопрос немного подробнее.
Конструктивный тип аудитории. Слушатели имеют похожие с оратором ценности и их вовсе не обязательно сильно убеждать и заинтересовывать, или говорить им общепринятые истины. Выступать нужно со сжатым вступлением, по сути, типа делового сообщения. Чуть дольше можно говорить при обсуждении, например, какого то новшества по известной всем общей теме. При этом слушатели могут меняться и не быть постоянными: например, могут быть даже представители конкурирующих фирм одинакового вида деятельности.
Конфликтный тип. Конфликт может быть вызван разным пониманием и восприятием, и, соответственно, разными точками зрения на одну и ту же ситуацию, или же, аудитория не воспринимает оратора как личность, или как авторитет. В первом случае оратору нужно, соблюдая осторожность, попытаться найти весомые аргументы, чтобы переубедить, если не всех, то некоторых присутствующих, или, хотя бы, заставить задуматься о правильности своего мнения. Второй случай ещё сложнее: при явном не восприятии оратора или при нагнетании конфликта возможен и отказ от выступления, или обращение за помощью к авторитетному для аудитории лицу, чтобы управлять конфликтом, используя конструктивные коммуникации.
Аудитория «соглашателей». Это собрание слушателей, у которых ещё нет сформировавшегося мнения по обсуждаемой теме. И, соответственно, оратору легко навязать им своё мнение, если он специалист в вопросе, который нужно обсудить. Но оратору нужно учесть то, каков уровень образования аудитории и культурный уровень присутствующих, т.к. образованные люди редко сразу согласятся даже с аргументированными, на первый взгляд, доводами оратора по неизвестному им вопросу. Тем более, если выступающим навязывается точка зрения, отличная от собственных ценностей.
Тип аудитории разнороден. Т.е., присутствуют люди разных профессий и возрастов, с разным образованием и подготовкой. Здесь оратору целесообразнее обратить внимание более слабым слушателям, но хорошо подготовиться, чтобы легко ответить на спровоцированные самим выступающим вопросы от специалистов в обсуждаемой теме и более конкретно, легко и подробно осветить именно подготовленные заранее варианты.
Аудитория однородного типа всегда считалась более удобной, так как оратор может быстро понять однородность мышления, интересов и запросов аудитории. Поэтому, ему легко выступить именно в нужном для слушателей направлении, получив одобрение в ответ.
В большой аудитории важным моментом является удачное начало выступления. Подойдут даже прописные истины или игра на общих нуждах. Поскольку, получив вначале одобрение большинства, оратор сводит к минимуму возможность возражения отдельных слушателей – ведь мало кто решится идти против мнения толпы, находясь внутри неё. Говорить нужно эмоционально, с видного места, аргументированно, просто и четко (примером может послужить даже Ленин…).
Особый тип аудитории – толпа. При больших скоплениях людей (митинги, стадионы, масштабные мероприятия на площадях или на улицах) особенности личности перестают иметь значение, нивелируются. Правят бал эмоции и настроение толпы, а не разум и аналитическое или логическое мышление. Например, прочтите речи того же Ленина в тихой комнате и в спокойном настроении – одни лозунги, повторы и пафос. Но в том то и дело – они ведь предназначены были для увлечения и «взбудораживания» толпы, а не для чтения философами в тихой комнатушке.
Малая аудитория больше доверяет выступлению, которое проводят не как митинг, а как беседу. Именно в этом разговорном стиле и следует выступать: без излишних эмоций, с опросом мнений и с приглашением к обсуждению. А свои слова, идеи, мнения и ответы оратору следует тщательно и весомо аргументировать.
Хорошо подготовленная аудитория. Обычно это люди с достаточным опытом и с высшим или средним специальным образованием. В начале выступления желательно сразу заинтересовать их чем-то новым, что они смогут узнать в ходе прослушивания дальнейшей речи, разбудив внутренние естественные мотивы таких слушателей к познанию нового. Более желателен высокий темп речи оратора. Можно некоторым активным слушателям предложить высказать варианты решения какого-то вопроса, а в конце предложить аргументированный логически и правильный свой вариант.
Не стоит забывать, что хорошо подготовленной (особенно, – к какому-то действию) может быть и толпа. Особенно сильный эффект дает подготовка толпы известной ей личностью с последующим выступлением ещё более известного организатора, кумира или вождя.
Все вышеописанные типы аудиторий и основные принципы работы с ними ораторов, надеемся, помогут многим начинающим ораторам или людям, которым хоть и не очень нравится быть таковыми, но заставляет какая-то необходимость или жизненная ситуация.
Особенности выступлений перед разными группами людей
Предлагаем ниже рекомендации по выступлению в различных типах аудитории. Они носят комплексный характер, включая известные на настоящий момент и проверенные ораторской практикой правила эффективного риторического воздействия на конкретную аудиторию.
1. Однородная/разнородная аудитория
2. Большая/небольшая аудитория
Большой обычно считается аудитория более 30 человек. В большой аудитории выступать легче всего (как это ни парадоксально на первый взгляд). Почему?
Какие требования предъявляются к выступлению перед большой аудиторией?
Выступая перед небольшой аудиторией, следует иметь в виду, что она всегда настроена более критично, чем любая большая аудитория, поэтому выступать в такой аудитории сложнее. Выступая в небольшой аудитории, необходимо учитывать следующее.
3. Подготовленная/неподготовленная аудитория
Обычно выделяют три уровня подготовленности аудитории и соответственно три вида аудитории по степени подготовленности: хорошо подготовленная, подготовленная и неподготовленная (малоподготовленная) аудитория.
При выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией необходимо акцентировать внимание на том новом, что она узнает из выступления, так как главный мотив подготовленной аудитории — «что нового?» Темп речи должен быть достаточно высоким, так как подготовленная аудитория лучше понимает и доверяет быстрой речи.
При выступлении перед подготовленной аудиторией нужна большая эмоциональность, чем при выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией. Абстрактные рассуждения неэффективны, нужны конкретные доводы.
При выступлении перед малоподготовленной аудиторией рекомендуется говорить медленно: малоподготовленные люди лучше понимают медленную речь.
4. Позитивно/негативно настроенная аудитория
По настроенности к оратору или защищаемой им позиции выделяют позитивную (благожелательную), равнодушную (индифферентную) и негативную (неблагожелательную) аудиторию.
Благожелательно настроенная аудитория хорошо реагирует на одностороннюю аргументацию: данный прием аргументации оказывается в такой аудитории самым эффективным. Тезис надо сформулировать прямо во вступлении. Наибольший эффект дает восходящая аргументация — от более слабых к более сильным аргументам. Выводы в позитивно настроенной аудитории не следует формулировать эксплицитно, не надо их подсказывать аудитории: ей приятнее сделать выводы самостоятельно.
С равнодушной аудиторией ораторам приходится сталкиваться весьма часто. Внимание такой аудитории необходимо завоевать. Для нее особенно эффективным оказывается увлекательное начало, рекомендуется максимально использовать приемы захвата и поддержания внимания: говорить с повышенной эмоциональностью, чаше обращаться к аудитории и отдельным слушателям, показывать слушателям возможные выгоды от прослушивания вашего выступления (я научу вас, как избавиться от колорадского жука; я покажу вам, как можно значительно сократить время на домашние дела; я расскажу вам о новом простом способе похудеть и т.д.), говорить коротко, рассказывать случаи из жизни.
Как же выступать в негативно настроенной аудитории? Надо прежде всего попытаться найти хотя бы нескольких союзников среди сидящих в зале и опереться на них. Вот некоторые правила выступления в негативно настроенной аудитории:
5. Аудитория с разным отношением к воспринимаемой информации
Следует также учитывать, что та информация, которую предлагает оратор аудитории, может изначально вызывать разное отношение к ней слушателей. Выделяют несколько категорий слушателей.
Можно ли определить эти категории слушателей среди сидящих перед оратором? Негативные слушатели обычно перед началом выступления стремятся сесть в последние ряды, как можно дальше от оратора. Как к ним относиться? Если они не мешают — не замечать. Не надо стараться их заинтересовывать, эффект будет крайне мал, а сил на это пойдет много. Сопереживающие и сверхактивные видны по активной позе слушания, потенциальные — по пассивной. Некоторые исследователи показали, что в среднестатистической аудитории ее активная часть, чье внимание оратору обеспечено, обычно составляет около 30%, негативные слушатели — 10%, а около 60% аудитории — это потенциальные слушатели.
Если оратору удастся увеличить активную часть аудитории до 50-60 %, то этого вполне достаточно, чтобы выступление можно было считать удачным. Никогда не удастся заинтересовать всех, не надо к этому и стремиться.
6. Оценка эффективности публичного выступления
Можно предложить самому оратору оценить после выступления некоторые параметры своего ораторского опыта. Для этого оратор должен ответить на следующие вопросы.
На каждый вопрос надо ответить по десятибалльной шкале: да — 10, нет — 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то ваше выступление должно быть признано неудачным. Посмотрите, за счет чего вы получили низкий балл, и поработайте над этим.
Можно оценить выступление и « снаружи ».Экспертная оценка публичного выступления может быть проведена по следующей схеме.
Экспертная оценка публичного выступления осуществляется по десятибалльной шкале: да — 10 баллов, нет — 1 балл, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Данная анкета может быть использована для всех типов публичных выступлений, но при оценке развлекательных выступлений вопросы 12 и 13 не учитываются. Удачным считается выступление, набравшее не менее двух третей возможных баллов, т.е. не менее 86 при 13 вопросах. Удобно сочетать самооценку выступления с его экспертной оценкой кем-либо из посторонних.
Знайте свою аудиторию: особенности выступлений перед разными группами людей
Аудитории можно разделить на типы по многим основаниям: по возрасту, профессиональному признаку и уровню понимания, по отношению к воспринимаемой информации и степени однородности. Приведенные далее рекомендации по выступлению в различных типах аудитории носят комплексный характер, включая известные на настоящий момент и проверенные ораторской практикой правила эффективного риторического воздействия на конкретную аудиторию.
Аудитории можно разделить на типы по многим основаниям. Наиболее существенные для практики следующие:
1. Однородная/разнородная аудитория
Однородная аудитория справедливо считается удобной и легкой для любого выступления. Разнородная включает разных по уровню и возрасту, профессиональной подготовке людей: родителей и детей, старшее поколение и молодежь, образованных и малообразованных. Именно поэтому трудно найти подход к такой аудитории: как отмечал академик М. Старикович, очень трудно выступать перед широкой аудиторией в Политехническом музее в Москве, приходится читать лекцию по принципу булки с изюмом: «кто пришел плотно поесть, тот жует хлеб. а другой выковыривает изюминки — интересные детали». Как выступать в разнородной аудитории?Ориентироваться надо на слабых слушателей, т. е. выступать как перед детьми. Сложные проблемы рекомендуется затрагивать так, чтобы спровоцировать вопрос от слушателей-специалистов — в таком случае конкретный вопрос можно будет осветить для них подробнее. В разнородной аудитории рекомендуется выносить на обсуждение только один вопрос.
2. Большая/небольшая аудитория
Большой обычно считается аудитория более 30 человек. В большой аудитории выступать легче всего (как это ни парадоксально на первый взгляд). Почему?
Обычно выделяют три уровня подготовленности аудитории и соответственно три вида аудитории по степени подготовленности: хорошо подготовленная, подготовленная и неподготовленная (малоподготовленная) аудитория.
При выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией необходимо акцентировать внимание на том новом, что она узнает из выступления, так как главный мотив подготовленной аудитории — «что нового?» Темп речи должен быть достаточно высоким, так как подготовленная аудитория лучше понимает и доверяет быстрой речи.
По настроенности к оратору или защищаемой им позиции выделяют позитивную(благожелательную), равнодушную (индифферентную) и негативную(неблагожелательную) аудиторию.
Благожелательно настроенная аудитория хорошо реагирует на одностороннюю аргументацию: данный прием аргументации оказывается в такой аудитории самым эффективным. Тезис надо сформулировать прямо во вступлении. Наибольший эффект дает восходящая аргументация — от более слабых к более сильным аргументам. Выводы в позитивно настроенной аудитории не следует формулировать эксплицитно, не надо их подсказывать аудитории: ей приятнее сделать выводы самостоятельно.
С равнодушной аудиторией ораторам приходится сталкиваться весьма часто. Внимание такой аудитории необходимо завоевать. Для нее особенно эффективным оказывается увлекательное начало, рекомендуется максимально использовать приемы захвата и поддержания внимания: говорить с повышенной эмоциональностью, чаше обращаться к аудитории и отдельным слушателям, показывать слушателям возможные выгоды от прослушивания вашего выступления (я научу вас, как избавиться от колорадского жука; я покажу вам, как можно значительно сократить время на домашние дела; я расскажу вам о новом простом способе похудеть и т.д.), говорить коротко, рассказывать случаи из жизни.
Выступление в негативно настроенной аудитории, конечно, самое трудное. Статистика показывает, что 10% любой аудитории негативно относится к лектору, оратору или к самой теме, предмету, вынесенному на обсуждение, и т.д.Причины — самые разные: от личной неприязни к оратору до озабоченности собственными проблемами, головной боли и т.д. Поэтому не надо ставить задачу заинтересовать всех — это нереально. Негативная аудитория формируется также за счет того, что любой человек не хочет легко и автоматически поддаваться влиянию другого человека (в нашем случае оратора), принимать его тезисы в готовом виде и пытается оказывать оратору внутреннее сопротивление. Это своего рода самосохранение, попытка уберечься от чужого влияния, сохранить свой информационно-оценочный статус-кво. Это и приводит к скептицизму, который может быть усилен неопытностью или ошибками лектора, оратора.
Как же выступать в негативно настроенной аудитории? Надо прежде всегопопытаться найти хотя бы нескольких союзников среди сидящих в зале и опереться на них. Вот некоторые правила выступления в негативно настроенной аудитории:
Следует также учитывать, что та информация, которую предлагает оратор аудитории, может изначально вызывать разное отношение к ней слушателей. Выделяют несколько категорий слушателей.
Если оратору удастся увеличить активную часть аудитории до 50-60 %, то этого вполне достаточно, чтобы выступление можно было считать удачным. Никогда не удастся заинтересовать всех, не надо к этому и стремиться.
6. Оценка эффективности публичного выступления
Можно предложить самому оратору оценить после выступления некоторые параметры своего ораторского опыта. Для этого оратор должен ответить на следующие вопросы.
Можно оценить выступление и « снаружи».Экспертная оценка публичного выступления может быть проведена по следующей схеме.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Глава 8 Типы аудиторий
Никакая речь не будет успешной, если она не рассчитана на конкретных слушателей. Поэтому, прежде чем готовить речь, оратор должен обязательно выяснить, перед кем ему придется выступать. Иногда достаточно узнать о будущих слушателях следующее.
• Будут ли среди них и мужчины, и женщины?
• Каков их должностной уровень?
• Чего они ожидают от выступления?
• В какой области они специализируются?
• Хотят ли они присутствовать на выступлении?
• Есть ли у них какие-либо предрассудки?
• Есть ли у них какие-либо твердые религиозные или политические убеждения?
• Почему они должны слушать Вас?
• Похожи они на Вас или нет?
• Старики: «Яйца курицу не учат», «Молодо – зелено».
• Мужчины: «Интеллект у женщин ниже, чем у мужчин».
• Подчиненные: «Начальство что хочет, то и делает» и т. д.
Существует множество психологических типов людей, однако в ситуации публичного выступления слушателей можно подразделить на три типа: ригидные, гибкие и средние.
Ригидный слушатель доверяет авторитетам, сформировавшемуся мнению, хранит верность докоммуникативному воздействию, не склонен менять своих мнений.
Гибкий слушатель вырабатывает собственное мнение как бы каждый раз заново, с учетом новой ситуации, по всем вопросам имеет собственное суждение, не преклоняется перед авторитетами, дает самостоятельную оценку. Средний слушатель демонстрирует черты ригидного и гибкого. Принадлежность того или иного человека к определенному типу определяется экспериментально. Старшее поколение обычно склонно к ригидности, поэтому его так трудно убедить принять что-либо новое. Молодежь, как правило, относится к гибкому типу.
Преодоление ригидности аудитории – практически недостижимая задача. Сверхригидных слушателей убеждать трудно, поэтому им лучше предложить сугубо информационное выступление. Самая благодарная аудитория – гибкие слушатели. Они легко вступают в диалог с оратором, живо реагируют, пытаются осмыслить приводимые аргументы.
Объективная оценка не зависит от оратора и его речи, являясь неотъемлемым признаком аудитории: количество слушателей, их возрастные особенности, гендерный фактор, интеллектуальный уровень, профессиональные особенности. Учитывая данные характеристики, выделяют следующие типы аудиторий:
• молодежная, среднего возраста, старшего возраста;
• доброжелательная, критически настроенная;
• заинтересованная, нейтральная, враждебная.
Шестилетний сын ест яблоко и задумчиво спрашивает отца:
– Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?
– Дело в том, – отвечает отец, что в яблоке есть разные химические вещества. В том числе – железо. Когда железо вступает с кислородом, который есть в воздухе, в химическую реакцию, происходит окисление. В результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет.
Некоторое время царит тишина. Потом ребенок робко спрашивает:
– Пап, а ты сейчас с кем разговаривал?
Чаще всего оратору приходится сталкиваться с нейтральной аудиторией. В такой аудитории сначала необходимо завоевать внимание с помощью увлекательного начала, приемов захвата внимания, повышенной эмоциональности, частого обращения к аудитории и к отдельным слушателям. Надо показать слушателям выгоду от выступления: Я научу вас…; Я покажу вам…; Я расскажу о… Надо говорить кратко. В такой аудитории особенно хорошо воспринимаются истории из жизни.
Наименее изученной остается аудитория образованных людей. Она объединяет в себе характеристики всех других аудиторий.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 1. Типы руководства
Глава 1. Типы руководства В данном блоке твоего тренинга ты пройдешь по галерее портретов, великолепных образцов профессионального и не совсем руководства. Ты увидишь многообразие типов, рассмотришь прекрасные лица царей и тиранов, звезд и провинциальных артистов,
Глава 2. Типы и виды позиционирования
Глава 2. Типы и виды позиционирования Российская школа позиционирования — самая крутая.К нам едут учиться всякие продвинутые зарубежные пиплы, несмотря на то, что никаких официальных дипломов по этой дисциплине мы им не вручаем.И даже штатовцы признают нашу крутизну.Что
Глава 6. Волшебники – те ещё типы!
Глава 6. Волшебники – те ещё типы! Харизмены, Халявумены и Хотелкиндеры Везение – штука многоплановая. В ней выделяются как минимум три[56] способа везения. В нашей практике выделяются так называемые Харизма, Халява и Хотелка. Чуть подробнее о каждом пути
Глава 4. Мифологические типы страдающих женщин
Глава 4. Мифологические типы страдающих женщин Он открывает всем нам душу женщины (…) Трогательная и возвышающая сердца драма жизни, которой мы теперь живем. Она облагораживает эмоции сочувствием и ужасом. Пэлем Грэнвил Вудхауз. Мир мистера Муллинера. Замужняя
Глава 4. Мифологические типы недовольных мужчин
Глава 4. Мифологические типы недовольных мужчин Славист также признался себе, что желание быть землепашцем — все же кокетство перед самим собой, что быть гением, хоть и непризнанным, гораздо приятнее, чем копаться в черноземе. Дмитрий Липскеров. Сорок лет
Глава 4 Типы когнитивного поведения
Глава 4 Типы когнитивного поведения Есть терапевты, которые полагают, что сексуальная дисфункция не является проблемой; если возникают трудности, они считают проблемой «отношения». Но что это значит – проблемы в отношениях? Слово «отношение» – это искаженный дериват
Глава 2.Типы «непростых» личностей
Глава 2.Типы «непростых» личностей Когда вы поймете их точку зрения, сможете разобраться и с логикой поведения. А это хороший фундамент для конструктивного и безопасного взаимодействия. Такой подход связан с идеей, лежащей в основе когнитивно-поведенческой
Глава Одиннадцатая ТИПЫ СЦЕНАРИЕВ
Глава Одиннадцатая ТИПЫ СЦЕНАРИЕВ А. Победители, Непобедители и Неудачники Сценарии должны действовать в течение всей жизни. Они основаны на решениях, принятых в детстве, и на родительском программировании. И то и другое постоянно подкрепляется. Подкрепление может
Глава 1 Типы темперамента
Глава 1 Типы темперамента Каждый человек обладает неповторимым своеобразием уже с момента рождения. Это может подтвердить любая медсестра, работающая в родильном доме: все новорожденные ведут себя по-разному: один карапуз спит двадцать два часа в сутки, другой, нарушая
Глава 7. Типы, которые нас выбирают А мы — мы выбираем их. И что в результате?
Глава 7. Типы, которые нас выбирают А мы — мы выбираем их. И что в результате? Кролик. Это может показаться парадоксальным, но Кролики чаще всего выбирают Крошек Ру. Мы уже писали о череде конфликтов, которые возникают при совместной жизни этих типов. Но тем не менее Кролика,
Глава 4. Сложные типы людей
Глава 4. Сложные типы людей Столько разных людей по складу характера и манере поведения обитает вокруг нас. Со сколькими из них нам приходится общаться в течение дня, недели, месяца, года? И все они такие разные. Есть среди них и те, находясь рядом с которыми, невольно
Глава 3 УЧИМСЯ ДИАГНОСТИРОВАТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТИПЫ
Глава 3 УЧИМСЯ ДИАГНОСТИРОВАТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТИПЫ Когда вы взаимодействуете с людьми, вам нужно иметь глаз орла и слух совы, чтобы быть уверенным в том, что происходит вокруг. Внимание и острота вашего сенсорного восприятия всегда должны быть главной и обязательной
Способы аргументации для различных аудиторий
Способы аргументации для различных аудиторий Причинно-следственные связи тезиса с аргументами, развиваемые в основной части выступления, являются для аргументированной речи приоритетными, поскольку при подборе аргументов оратор каждый раз задает вопрос, почему некое