какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Скульптура «Дискобол» древнегреческого мастера Мирона – ее значение и уникальность

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

«Дискобол» – древнегреческая скульптура

«Дискобол» – первая классическая скульптура, которая изображает человека в движении. Автор бронзовой композиции – древнегреческий скульптор Мирон, живший в V веке до нашей эры. Оригинал «Дискобола» утерян в Средние века, сохранились копии римского периода.

Древнегреческая культура и спорт

В жизни Древней Греции важное место занимал спорт, особо почитаемый эллинами. Они считали, что жизнь – это состязание и борьба и с юных лет готовили к этому подрастающее поколение.

Греческие мальчики с 12 лет учились в спортивных школах – палестрах, где занимались борьбой, бегом и прыжками, метанием копья и диска. Совершенство человеческого тела, развитого спортивными упражнениями, – идеал, к которому стремились греки.

Греция – родоначальница Олимпийских игр, которые начались в 776 году до н.э. в Олимпии на Пелопоннесе – южной части Балканского полуострова. Античные состязания требовали силы, ловкости и координации движений.

Спортивная тема была в почете и у античных скульпторов, которые воспроизводили красоту человеческого тела, его совершенство и силу. Античные мастера оставили потомкам мастерски выполненные скульптурные композиции. Расцвет и подъем эллинской скульптуры – V век до нашей эры.

В это время жил мастер Мирон, который создал статуи древнегреческих героев и богов: фигуры Геракла, Зевса и Афины, изваяние Аполлона и памятник Персею. Самая известная статуя мастера – «Дискобол».

«Дискобол» – первая скульптура движущегося человека

При создании скульптуры автор отказался от изображения прямостоящего человека. Предшественники Мирона изображали атлетов, стоящих в позе победителя с выдвинутой вперед ногой. По фигуре спортсмена невозможно было понять, каким видом спорта он занимается.

Мирон оказался первым, кто сотворил статую атлета во время соревнований, вдохнув в бронзу энергию и азарт игры. Бронза, из которой выполнена скульптура, придала телу атлета золотистый цвет загорелой кожи: древнегреческие спортсмены тренировались на солнце.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Особенности скульптуры

Метатель диска запечатлен в момент размаха перед броском. Спортсмен замер, но движение прекращено только на мгновение. Наметив направление и держа диск перед собой, атлет напряг все силы, нагнулся и далеко откинул назад правую руку с диском.

Спортсмен изображен в момент наивысшего напряжения. Свидетельство тому – широко раскинутые руки и ноги, вдавленные в землю, наклоненная голова и накаченный торс, на котором виден каждый мускул.

Еще мгновение – и скрытая энергия распрямит его тело, как сжатую пружину. Атлет правой рукой отправит диск, вложив в бросок всю силу, ведь диск метали не в цель, а на расстояние.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Напряжение атлета выражено выступающими сухожилиями и пальцами, подобно когтям, вцепившимся в землю. Это ничуть не портит, а только подчеркивает легкость, естественность и эластичность фигуры.

Красивое и умиротворенное лицо юноши – олицетворение энергии и азарта молодого спортсмена, уверенности в победе и желания успеха.

Момент между двумя движениями – замахом и броском – вобрал в себя спокойствие и сосредоточенность спортсмена, совершенство и гармонию, силу воли и спокойствие с одновременным умением его сохранить.

Скульптура Мирона отображает идеал античного человека – сильного, целеустремленного, спокойного и гармоничного. Атлет Мирона, мастера, изваявшего движение в скульптуре, – символ стремления к победе.

Древняя литература – о «Дискоболе»

Древнегреческие писатели часто обращались к образу «Дискобола» Мирона, который считают собирательным образом античного атлета. Однако, древнегреческий писатель Квентиллиан утверждал, что это портрет реального человека – победителя Олимпийских игр древности.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Видео: авторская расшифровка скульптуры

Источник

«Дискобол»: скульптура Мирона

Содержание статьи

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Культура Древней Греции

Культура античного периода занимает важное место в мировой культуре, она значительно повлияла на совершенствование человеческого общества. Жители древней Греции оставили потомкам большое количество памятников материального и духовного искусства. Особенно превзошли греки в мастерстве создания скульптурных композиций. Статуи, которой дошли до нас из античности, поражают своей красотой и гармонией.

Первые греческие скульптурные композиции зарождались во времена Гомера, в тот период появились отдельные статуи и целые ансамбли. Своего расцвета и подъема эллинская скульптура достигла в V веке до нашей эры. Древнегреческая культура оставила в памяти много великих имен: поэтов, актеров, есть среди них и скульпторы. У каждого мастера был свой неповторимый почерк. Скульптуры Эллады всегда отражали изменения, которые наступали с приходом нового периода истории.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движенияГреческая культура и спорт

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движенияОписание статуи

Скульптурное изображение дискобола запечатлело метателя диска в момент размаха перед броском. До сегодняшнего дня остается тайной, кого хотел изобразить автор. Возможно, это был именитый спортсмен и победитель Олимпийских состязаний.

Тело атлета изображено в сложном повороте, когда юноша нагнул корпус вперед, а руку отвел назад, чтобы сильнее размахнуться. Его задача – метнуть диск максимально далеко. В изображении спортсмена чувствуется напряженность, и желание победить.

Автор прекрасно понимал анатомию человеческого тела и умел передавать в своих работах самые сложные движения. Метатель диска застыл, но в нем ощущается движение. Он широко раскинул руки, а ноги вдавил в землю, голова наклонена. На его накачанном торсе просматривается каждый мускул. Это слишком напряженная поза, в которой невозможно находиться более 2-3 секунд. Глядя на произведение Мирона, кажется, что атлет вот-вот распрямит тело, как пружину, правой рукой отпустит диск, и он стремительно полетит в цель. Но даже сквозь напряжение просматривается легкость и естественность фигуры. Лицо молодого человека сосредоточенное и умиротворенное. На нем нет никаких особенностей, оно безлико, по нему нельзя определить его принадлежность к какому-либо сословию и настоящие эмоции, поэтому бытует мнение, что автор создал собирательный образ греческого мужчины, близкий к идеалу.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движенияОсобенности композиции

В скульптуре «Дискобол» автору удалось сделать то, что ранее не совершал ни один скульптор. Они пробовали изобразить человека в динамике, но только труды Мирона впервые увенчались успехом. Ранее изображения спортсменов, метающих диск, получались застывшими и скованными. Как правило, это были атлеты, ставшие победителями, с лавровым венком на голове и выставленной вперед ногой. Эта победная поза свидетельствовала о важности результата. Но по фигуре нельзя было определить вид спорта, которым занимается атлет. Мирон первым вложил в свою бронзовую фигуру энергию и азарт, это был настоящий прорыв в искусстве.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движенияОб авторе «Дискобола»

До сих пор среди историков существуют разногласия по поводу авторства скульптуры «Дискобол». Чаще всего его связывают с античным мастером Мироном, который жил в середине V века до нашей эры. Более точных дат его рождения и смерти не существует. Также остается загадкой биография скульптора. Известно только, что он жил и творил в столице государства Афинах – наиболее красивом и богатом городе Древней Греции. Сохранилась информация, что Мирон родился в Элевферах – небольшом городе, который располагался между Аттикой и Беотикой.

Известно, что прославленный скульптор владел ювелирным делом. Сохранились сведения современников Мирона о сосудах, которые он выполнил из серебра.

Значение «Дискобола»

Известно, что возраст скульптуры «Дискобол» – более двух с половиной тысяч лет. К великому сожалению, оригинальная бронзовая композиция была утеряна. О ее красоте можно судить лишь по нескольким копиям, которые были сделаны во времена правления Римской империи. Одна из статуй была обнаружена на Эсквилинском холме, одном из семи Римских холмов, в 1871 году. Еще один экземпляр был найден в Кастель Порциано в 1906-м.

Почти все копии статуи «Дискобол» хорошо сохранились до наших дней. Они изготовлены из различных материалов и сегодня украшают многочисленные музеи мира: Ватиканский, Британский, в Базеле, Берлине и Флоренции. Мраморная копия находится в Национальном музее в Риме. Эту скульптурную композицию принято считать символом современного Олимпийского движения. Тем самым подчеркивается связь с античностью и ее традициями.

Источник

Статуя «Дискобол»: наглядное пособие и произведение искусства

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Общая информация

Самая знаменитая из работ Мирона, статуя «Дискобол», создана греческим скульптором ок. 460-450 гг. до н. э. Оригинал ее хранится в Риме в Национальном музее. История знакомства с произведением Мирона связана с описанием ее древнегреческим писателем Лукианом. Но, к сожалению, подлинное произведение скульптора было утрачено.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

В свое время со статуи было выполнено четыре копии из разных материалов, оригинал же сделан из бронзы. Считается, что лучшей копией является статуя «Дискобола» из мрамора.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Попытка воссоздания

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Статуя Мирона «Дискобол» как учебное пособие и образец для подражания

В таких палестрах стояли скульптурные изображения атлетов, выполненные знаменитыми греческими мастерами. Среди них можно было видеть и статую Мирона «Дискобол». Эти скульптуры служили для мальчиков идеалом человеческого тела, гаромонично развитого при помощи спортивных упражнений, а потому прекрасного. Это был стимул для занятий.

Статуя «Дискобол» как произведение искусства

«Дискобол» изображен обнаженным, что соответствовало спортивным традициям Древней Греции, ведь на соревнованиях все участники выступали без одежды. А бронза, из которой была выполнена скульптура, придавала телу атлета золотистый цвет загорелой кожи, что вполне соответствовало историческим фактам: древнегреческие спортсмены тренировались на открытом солнце, их кожа загорала под лучами солнца.

«Дискобол» в истории и литературе

В эпоху римской культуры и Возрождения интерес к древнегреческой культуре был велик. Сам император Адриан использовал копии с произведений знаменитых греческих авторов для оформления своей виллы в Тиволи. А римские папы в эпоху Ренессанса скупали античные произведения искусства, соревнуясь друг с другом, украшая ими свои дворцы.

В XX веке (во времена правления Гитлера) вновь обратились в фашистской Германии к этому образу. Но использовали его как идеологический символ. Сам Гитлер очень увлекался античным искусством, а статуя «Дискобол» Мирона была его любимым произведением. Потому в 1938 году он даже приобрел ее копию.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Образ Дискобола и современное искусство

К образу и красоте человеческого тела и до сих пор обращаются художники. Его изображение создают в разных стилях и направлениях искусства скульптуры. Так, например, в коллекции Эрмитажа в разделе современного искусства экспонируется современная трактовка статуи Мирона. «Дискобол» имеет небольшие размеры: высотой всего 28 см. Фигурка отлита из бронзы, а по верху выполнено серебрение.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Источник

Какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движенияВ центральной части Олимпии находился свя­щенный округ — Альтис (что по-гречески озна­чает «роща»), утопавший в зелени оливковых рощ, стройных пиний и платанов. Здесь, окру­женные стеной из белого камня, располага­лись величественный храм Зевса Олимпийско­го, построенный архитектором Либоном в V ве­ке до н. э. храм богини Геры и небольшие зда­ния-сокровищницы с дарами крупнейших греческих городов, алтарь для жертвоприноше­ний и многочисленные мраморные и бронзо­вые статуи атлетов-победителей. В храме Зевса зрителей привлекала знаменитая скульптура бога-громовержца, исполненная величайшим афинским мастером Фидием из золота и слоно­вой кости и причисленная к семи чудесам света.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движенияК V веку до н. э. окончательно сложился ка­лендарь древних Олимпиад. Они происходили в високосный год, во второе или третье полно­луние после летнего солнцестояния (что соот­ветствует июлю или августу), и продолжались пять дней, из которых первый и последний бы ли посвящены торжественным церемониям, а три дня занимали выступления атлетов и кон­ные состязания.

«Все на­ше государство — это школа Эллады, и каждый гражданин у нас может быть способен к са­мым разнообразным видам деятельности, об­ладая изящным и ловким телом».

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движенияТак в сознании эллинов сложился идеал раз­носторонне развитой личности, в которой кра­сота тела гармонически сочетается с духовным богатством и нравственным величием. «Прек­расным и доблестным» называли философы Древней Греции человека, соединявшего в себе силу атлета, мужество воина и высокие этиче­ские качества гражданина. Средство достиже­ния этого идеала греки видели в гимнастиче­ском воспитании, а своеобразным экзаменом для эллинских юношей стали общегреческие состязания, и в первую очередь самые знамени­тые среди них — Олимпийские игры.

Победители Олимпиад считались «лучшими из людей», их провозглашали «равными бо­гам», избирали на высшие государственные должности, предоставляли почетные места в театрах и на стадионах, освобождали от нало­гов, порой до конца жизни их кормили за об­щественный счет. Самые прославленные скульп­торы Древней Эллады — Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп — созда­вали мраморные и бронзовые статуи победите­лей, которые стояли как на площади их род­ного города, так и в Олимпии, у храма Зевса. Сцены упражнений и соревнований атлетов — любимый сюжет греческих художников, укра­шавших краснофигурными росписями велико­лепные вазы и чаши. Эти живые и выразитель ные изображения, исполненные двадцать пять веков тому назад, воссоздают картину древних Олимпийских игр.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движенияОдин из лучших мастеров краснофигурной вазописи, Евфроний, работавший в Афинах в конце VI века до н. э., запечатлел на своем кра­тере (так греки называли сосуд, в котором во время пиршеств смешивали вино с водой) юно шей в гимнастической школе, где обычно про­водили свои тренировки и атлеты, желающие защищать честь родного города в Олимпии. Безупречно точным рисунком художник пере­дал красивые и стройные фигуры атлетов, один из которых стоит, опираясь на голову мальчи­ка-раба, другой, сняв одежды, капает себе на ладонь оливковое масло, чтобы натереть им кожу и тем самым спастись от солнечных ожо­гов, а также затруднить действия соперника во время борьбы. Третий юноша аккуратно скла­дывает плащ — гиматий.

Атлеты Древней Греции и во время упражне­ний, и на Олимпийских играх в присутствии десятков тысяч зрителей выступали без одеж­ды. Этот обычай появился еще на заре Олим­пиад, когда один из бегунов потерял набедрен­ную повязку, но первым пришел к финишу. С тех пор юноши без всякого смущения выхо­дили на поле стадиона обнаженными, а элли­ны восхищались их мужественной красотой, благородной осанкой, загаром, который у гре­ков считался показателем здоровья, и совер­шенной пластикой движений.

«Бегущий не смотрит на зрителей, он видит только награ­ду; он никуда не оборачивается, пусть смеются над ним, пусть хвалят его или даже бросают в него камни; пусть расхищают его дом; пусть явятся вдруг дети, жена. Он ничего не увидит и не заметит. Его привлекает одно — добежать и получить награду».

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движенияНа краснофигурной вазе, вышедшей из гон­чарной мастерской Брига, судья в длинном плаще наблюдает за движениями прыгуна. На состязаниях в Олимпии участники класси­ческого пятиборья прыгали в длину, но без разбега и при этом использовали бронзовые гантели. Перед прыжком атлет несколько раз размахивал гантелями и, оттолкнувшись от не­высокого каменного порога, взлетал в воздух, а перед приземлением, прогибаясь, отбрасывал гантели назад, что, как полагали греки, увели­чивало дальность прыжка.

Художники часто показывают на вазах ме­тание диска и бросок копья, которые входили в пятиборье, одно из популярнейших состязаний древних Олимпийских игр. Всемирной извест­ностью пользуется статуя Мирона, изобража­ющая атлета с диском в момент перехода от размаха к броску, когда все тело юноши на пряжено, и кажется, что через мгновение он распрямится, а брошенный сильной рукой брон­зовый диск полетит на далекое расстояние. Талантливый афинский скульптор середины V века до н. э. сумел с удивительной точностью передать движение атлета и раскрыть в нем способность человека к активному, волевому, героическому действию.
Замечательная бронзовая статуя обнаженно­го борца, найденная вместе с парной ей фигу­рой при раскопках Геркуланума, представляет атлета в характерной позе, перед началом схватки. Поединок происходил в Олимпии на площадке, посыпанной толстым слоем песка. В отличие от современной борьбы древние ат­леты боролись не на ковре, а стоя, и для побе­ды нужно было бросить противника на песок трижды. Неизвестный скульптор изобразил бор­ца с атлетически тренированной фигурой, силь­ными руками и цепкими пальцами, словно под­стерегающим малейший просчет соперника. Сама поза борца передает напряженное ожида­ние и стремительную энергию юного атлета.

Проверкой выносливости и мужества буду­щих воинов служил бег в тяжелых доспехах на два стадия, что составляло около 400 метров. Одного из участников этого состязания изобра­зил на дне краснофигурного килика афинский художник начала V века до н. э.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движенияРисунки на вазах переносят нас и на иппод­ром древней Олимпии, где происходят конные состязания. Наездники, сидящие на породис­тых скакунах, без седла и стремян, проскакав половину дистанции, ловко прыгали с лошади и старались, не отставая от нее, добежать до финиша. Бывало, что резвый скакун сбрасывал всадника у поворотного столба, как видно на рисунке Сизифа. Позу наездника в этом состя­зании прекрасно передал греческий скульптор III века до н. э. в бронзовой статуе мальчика, найденной на дне моря, у маленького островка Антикифера. Он был представлен скачущим на лошади (фигура ее не сохранилась).

Гонка колесниц, один из эпизодов которой запечатлен на чернофигурной амфоре VI века до н. э., была самым опасным состязанием древних Олимпиад. Ее участники должны были пройти двенадцать кругов по ипподрому, что составляло дистанцию около 13 километров. Наибольшую сложность представляли поворо­ты, где многое зависело от искусства возни­чего. Если колесница поворачивала слишком близко от столба, она могла врезаться в него. Нередко у поворотного столба сталкивались не­сколько колесниц, и возничие гибли. Победу в гонке присуждали не возничему, а хозяину упряжки, как правило, богатому и знатному рабовладельцу.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Торжественную церемонию награждения олимпионика — чемпиона древних Олимпий­ских игр мы видим на краснофигурной вазе VI века до н. э., где судья завязывает на голове атлета пурпурную повязку и вручает ему ветвь пальмы — «пальму первенства», знак победы на состязаниях. В последний, пятый, день ат­лет получал из рук главного элланодика олив­ковый венок, сплетенный из ветвей священного дерева, которое, по преданию, посадил Геракл и которое росло перед храмом Зевса Олимпий­ского.

Знакомясь со статуями олимпийских победи­телей и вазами, запечатлевшими их подвиги, мы еще лучше осознаем прекрасные и вдохно­венные слова Пиндара:

«Нет более славной по­беды, чем победа на Олимпийских играх».

Источник

Какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Идеал атлетической красоты наиболее полно раскрывается в значительных творениях греческой скульптуры V — IV веков до н. э., эпохи греческой классики, которая вошла в художественную историю мировой культуры как одна из непревзойденных ее вершин. К числу шедевров принадлежит бронзовая статуя Дельфийского возничего, отлитая около 470 года до н. э. Когда-то она стояла на бронзовой колеснице, запряженной четверкой бронзовых лошадей. Эту скульптурную группу посвятил богу Аполлону правитель сицилийского города Гелы в память о победе, одержанной им в гонке колесниц на Пифийских играх в Дельфах. Стройная фигура возничего в длинном хитоне, охваченном пояском, напоминает дорическую колонну. Необычайную живость придают облику юноши инкрустированные глаза. Правильный овал лица с идеально красивыми чертами и исполненный горделивого достоинства взгляд заставляют вспомнить прекрасные слова великого греческого трагика Софокла: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».

Образы могучих атлетов привлекали и величайших мастеров V века до н. э.— Мирона, Поликлета и Фидия. Среди произведений Мирона особой известностью пользовалась статуя Дискобола, созданная между 460 и 450 годами до н. э.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Мирон. Статуя дискобола. Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала. 460 — 450 гг. до н. э. Национальный музей. Рим.

Скульптор изобразил атлета на состязаниях в момент перехода от размаха к броску. Сжав в правой руке диск, он наклонился вперед, а его рука отведена назад до предела. Кажется, через мгновение обнаженный юноша распрямится, и брошенный им диск полетит на далекое расстояние. Прекрасное тело атлета пронизано упругим и сильным движением: впились в землю пальцы правой ноги, служащей опорой телу, резко обозначились напряженные мышцы мускулистого торса и, словно тугой лук, согнуты руки. В самой позе Дискобола ощущается максимальная концентрация его физических и душевных сил. В образе Дискобола Мирон раскрыл способность человека к активному, волевому, героическому действию.

Другой выдающийся мастер Поликлет из Аргоса в своих поисках стремился найти и математически точно рассчитать самые совершенные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. «Успех художественного произведения, — утверждал Поликлет, — получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить». Свой идеал атлета-гражданина, в котором красота тела слита с доблестью души, он воплотил в знаменитой статуе юноши, несущего копье, — Дорифора (450 — 440 гг. до н. э.).

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Поликлет. Статуя Дорифора. Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала. 450 — 440 гг. до н. э. Национальный археологический музей. Неаполь.

Могучий атлет изображен после одержанной на состязаниях победы, в спокойной и величавой позе. Левой рукой он держит копье, лежащее на плече, и, чуть повернув голову, уверенно смотрит вдаль. Благодаря продуманной системе перекрестного равновесия приподнятых или опущенных бедер и плеч мастер сообщает позе Дорифора естественную непринужденность и жизненную убедительность.

Сдержанной мощью веет от фигуры юноши. Мужество, ясность духа и готовность к подвигу ощущаются в невозмутимом спокойствии прекрасного лица. Поликлет утверждает в своей статуе мысль о том, что каждый человек должен совершенствоваться, чтобы служить своему городу.

Вершиной классического искусства стало творчество афинского мастера Фидия, под руководством которого в середине Ч века до н. э. был создан неповторимый ансамбль храмов и статуй на вершине Афинского акрополя. Фидию принадлежал и общий замысел скульптурного убранства Парфенона. В статуях бессмертных богов и богинь на западном и восточном фронтонах храма, в рельефных изображениях на метопах и в картине народного шествия в честь Афины, запечатленного на фризе Парфенона, великий скульптор воплотил свое представление о красоте и ценности человека, которого мыслители Древней Эллады называли «калёс кагатос» — «прекрасный и доблестный». Фидий наделил богов лучшими качествами всесторонне развитых людей, и прежде всего — физическим совершенством, что в глазах эллинов было показателем общей высокой культуры человека.

Верность атлетическому идеалу сохраняли и крупнейшие скульпторы IV века до н. э. — эпохи поздней классики, когда рабовладельческие города-государства вступают в период упадка и в духовной жизни общества все больше нарастают драматические конфликты. Один из выдающихся мастеров этого времени Лисипп из Сикиона сумел приблизить свои образы к реальной действительности, показать их в более конкретной жизненной ситуации. Его статуя Апоксиомена — юноши, очищающего тело после гимнастических упражнений, — отличается и более стройными пропорциями, и сложным характером движения. Кажется, что атлет, тело которого еще не остыло от недавней схватки, переступает с ноги на ногу, а на его лице заметны следы усталости. Свободно живущая в окружающем пррстранстве скульптура требует от зрителя кругового обхода, при котором наиболее полно раскрывается пластический замысел мастера.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Апоксиомен. Скульптор Лисипп

Образ атлета, воплощающий гуманистические идеалы греческой цивилизации, проходит через всю историю античной культуры и впоследствии обретает новую жизнь в искусстве Возрождения и творчестве европейских художников и скульпторов нового времени.

Двенадцать веков продолжались древние Олимпийские игры, и двести девяносто три раза в долине Алфея собирались лучшие атлеты эллинского мира.

какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Смотреть картинку какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Картинка про какая античная скульптура считается символом олимпийского движения. Фото какая античная скульптура считается символом олимпийского движения

Схватка участников панкратия (так наз. «Борцы Уффици»). Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала. 250 — 200 гг. до н. э. Галерея Уффици. Флоренция.

В 394 году правитель Восточной Римской империи Феодосий I, фанатичный сторонник христианской религии, запретил «языческие» состязания. Статуи богов и атлетов-победителей были варварски уничтожены, здания Олимпии сожжены. Их руины занесло пятиметровым слоем песка, и в течение пятнадцати веков об этом городе почти не вспоминали.

Только в XIX веке, когда французские, а вслед за ними немецкие археологи раскопали руины Олимпии, проснулся интерес к величайшему атлетическому фестивалю античного мира. В мраморных и бронзовых статуях атлетов, сохранившихся до наших дней, словно ожили образы победителей древних Олимпиад.

Историки и филологи собрали по крупицам все, что рассказывали об играх их современники — писатели, поэты и путешественники Древней Греции и Древнего Рима, искусствоведы изучали изображения на греческих расписных вазах и монетах, где запечатлены атлетические сюжеты. Так из мглы забвения заново родились Олимпийские игры. И когда в день открытия современных Олимпиад спортсмены всех стран в торжественном марше проходят по стадиону, первой по традиции идет делегация Греции, страны, где атлетика двадцать пять веков тому назад достигла удивительного расцвета, страны, подарившей человечеству Олимпийские игры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *