какая античная скульптура считается символом олимпийского движения
Скульптура «Дискобол» древнегреческого мастера Мирона – ее значение и уникальность
«Дискобол» – древнегреческая скульптура
«Дискобол» – первая классическая скульптура, которая изображает человека в движении. Автор бронзовой композиции – древнегреческий скульптор Мирон, живший в V веке до нашей эры. Оригинал «Дискобола» утерян в Средние века, сохранились копии римского периода.
Древнегреческая культура и спорт
В жизни Древней Греции важное место занимал спорт, особо почитаемый эллинами. Они считали, что жизнь – это состязание и борьба и с юных лет готовили к этому подрастающее поколение.
Греческие мальчики с 12 лет учились в спортивных школах – палестрах, где занимались борьбой, бегом и прыжками, метанием копья и диска. Совершенство человеческого тела, развитого спортивными упражнениями, – идеал, к которому стремились греки.
Греция – родоначальница Олимпийских игр, которые начались в 776 году до н.э. в Олимпии на Пелопоннесе – южной части Балканского полуострова. Античные состязания требовали силы, ловкости и координации движений.
Спортивная тема была в почете и у античных скульпторов, которые воспроизводили красоту человеческого тела, его совершенство и силу. Античные мастера оставили потомкам мастерски выполненные скульптурные композиции. Расцвет и подъем эллинской скульптуры – V век до нашей эры.
В это время жил мастер Мирон, который создал статуи древнегреческих героев и богов: фигуры Геракла, Зевса и Афины, изваяние Аполлона и памятник Персею. Самая известная статуя мастера – «Дискобол».
«Дискобол» – первая скульптура движущегося человека
При создании скульптуры автор отказался от изображения прямостоящего человека. Предшественники Мирона изображали атлетов, стоящих в позе победителя с выдвинутой вперед ногой. По фигуре спортсмена невозможно было понять, каким видом спорта он занимается.
Мирон оказался первым, кто сотворил статую атлета во время соревнований, вдохнув в бронзу энергию и азарт игры. Бронза, из которой выполнена скульптура, придала телу атлета золотистый цвет загорелой кожи: древнегреческие спортсмены тренировались на солнце.
Особенности скульптуры
Метатель диска запечатлен в момент размаха перед броском. Спортсмен замер, но движение прекращено только на мгновение. Наметив направление и держа диск перед собой, атлет напряг все силы, нагнулся и далеко откинул назад правую руку с диском.
Спортсмен изображен в момент наивысшего напряжения. Свидетельство тому – широко раскинутые руки и ноги, вдавленные в землю, наклоненная голова и накаченный торс, на котором виден каждый мускул.
Еще мгновение – и скрытая энергия распрямит его тело, как сжатую пружину. Атлет правой рукой отправит диск, вложив в бросок всю силу, ведь диск метали не в цель, а на расстояние.
Напряжение атлета выражено выступающими сухожилиями и пальцами, подобно когтям, вцепившимся в землю. Это ничуть не портит, а только подчеркивает легкость, естественность и эластичность фигуры.
Красивое и умиротворенное лицо юноши – олицетворение энергии и азарта молодого спортсмена, уверенности в победе и желания успеха.
Момент между двумя движениями – замахом и броском – вобрал в себя спокойствие и сосредоточенность спортсмена, совершенство и гармонию, силу воли и спокойствие с одновременным умением его сохранить.
Скульптура Мирона отображает идеал античного человека – сильного, целеустремленного, спокойного и гармоничного. Атлет Мирона, мастера, изваявшего движение в скульптуре, – символ стремления к победе.
Древняя литература – о «Дискоболе»
Древнегреческие писатели часто обращались к образу «Дискобола» Мирона, который считают собирательным образом античного атлета. Однако, древнегреческий писатель Квентиллиан утверждал, что это портрет реального человека – победителя Олимпийских игр древности.
Видео: авторская расшифровка скульптуры
«Дискобол»: скульптура Мирона
Содержание статьи
Культура Древней Греции
Культура античного периода занимает важное место в мировой культуре, она значительно повлияла на совершенствование человеческого общества. Жители древней Греции оставили потомкам большое количество памятников материального и духовного искусства. Особенно превзошли греки в мастерстве создания скульптурных композиций. Статуи, которой дошли до нас из античности, поражают своей красотой и гармонией.
Первые греческие скульптурные композиции зарождались во времена Гомера, в тот период появились отдельные статуи и целые ансамбли. Своего расцвета и подъема эллинская скульптура достигла в V веке до нашей эры. Древнегреческая культура оставила в памяти много великих имен: поэтов, актеров, есть среди них и скульпторы. У каждого мастера был свой неповторимый почерк. Скульптуры Эллады всегда отражали изменения, которые наступали с приходом нового периода истории.
Греческая культура и спорт
Описание статуи
Скульптурное изображение дискобола запечатлело метателя диска в момент размаха перед броском. До сегодняшнего дня остается тайной, кого хотел изобразить автор. Возможно, это был именитый спортсмен и победитель Олимпийских состязаний.
Тело атлета изображено в сложном повороте, когда юноша нагнул корпус вперед, а руку отвел назад, чтобы сильнее размахнуться. Его задача – метнуть диск максимально далеко. В изображении спортсмена чувствуется напряженность, и желание победить.
Автор прекрасно понимал анатомию человеческого тела и умел передавать в своих работах самые сложные движения. Метатель диска застыл, но в нем ощущается движение. Он широко раскинул руки, а ноги вдавил в землю, голова наклонена. На его накачанном торсе просматривается каждый мускул. Это слишком напряженная поза, в которой невозможно находиться более 2-3 секунд. Глядя на произведение Мирона, кажется, что атлет вот-вот распрямит тело, как пружину, правой рукой отпустит диск, и он стремительно полетит в цель. Но даже сквозь напряжение просматривается легкость и естественность фигуры. Лицо молодого человека сосредоточенное и умиротворенное. На нем нет никаких особенностей, оно безлико, по нему нельзя определить его принадлежность к какому-либо сословию и настоящие эмоции, поэтому бытует мнение, что автор создал собирательный образ греческого мужчины, близкий к идеалу.
Особенности композиции
В скульптуре «Дискобол» автору удалось сделать то, что ранее не совершал ни один скульптор. Они пробовали изобразить человека в динамике, но только труды Мирона впервые увенчались успехом. Ранее изображения спортсменов, метающих диск, получались застывшими и скованными. Как правило, это были атлеты, ставшие победителями, с лавровым венком на голове и выставленной вперед ногой. Эта победная поза свидетельствовала о важности результата. Но по фигуре нельзя было определить вид спорта, которым занимается атлет. Мирон первым вложил в свою бронзовую фигуру энергию и азарт, это был настоящий прорыв в искусстве.
Об авторе «Дискобола»
До сих пор среди историков существуют разногласия по поводу авторства скульптуры «Дискобол». Чаще всего его связывают с античным мастером Мироном, который жил в середине V века до нашей эры. Более точных дат его рождения и смерти не существует. Также остается загадкой биография скульптора. Известно только, что он жил и творил в столице государства Афинах – наиболее красивом и богатом городе Древней Греции. Сохранилась информация, что Мирон родился в Элевферах – небольшом городе, который располагался между Аттикой и Беотикой.
Известно, что прославленный скульптор владел ювелирным делом. Сохранились сведения современников Мирона о сосудах, которые он выполнил из серебра.
Значение «Дискобола»
Известно, что возраст скульптуры «Дискобол» – более двух с половиной тысяч лет. К великому сожалению, оригинальная бронзовая композиция была утеряна. О ее красоте можно судить лишь по нескольким копиям, которые были сделаны во времена правления Римской империи. Одна из статуй была обнаружена на Эсквилинском холме, одном из семи Римских холмов, в 1871 году. Еще один экземпляр был найден в Кастель Порциано в 1906-м.
Почти все копии статуи «Дискобол» хорошо сохранились до наших дней. Они изготовлены из различных материалов и сегодня украшают многочисленные музеи мира: Ватиканский, Британский, в Базеле, Берлине и Флоренции. Мраморная копия находится в Национальном музее в Риме. Эту скульптурную композицию принято считать символом современного Олимпийского движения. Тем самым подчеркивается связь с античностью и ее традициями.
Статуя «Дискобол»: наглядное пособие и произведение искусства
Общая информация
Самая знаменитая из работ Мирона, статуя «Дискобол», создана греческим скульптором ок. 460-450 гг. до н. э. Оригинал ее хранится в Риме в Национальном музее. История знакомства с произведением Мирона связана с описанием ее древнегреческим писателем Лукианом. Но, к сожалению, подлинное произведение скульптора было утрачено.
В свое время со статуи было выполнено четыре копии из разных материалов, оригинал же сделан из бронзы. Считается, что лучшей копией является статуя «Дискобола» из мрамора.
Попытка воссоздания
Статуя Мирона «Дискобол» как учебное пособие и образец для подражания
В таких палестрах стояли скульптурные изображения атлетов, выполненные знаменитыми греческими мастерами. Среди них можно было видеть и статую Мирона «Дискобол». Эти скульптуры служили для мальчиков идеалом человеческого тела, гаромонично развитого при помощи спортивных упражнений, а потому прекрасного. Это был стимул для занятий.
Статуя «Дискобол» как произведение искусства
«Дискобол» изображен обнаженным, что соответствовало спортивным традициям Древней Греции, ведь на соревнованиях все участники выступали без одежды. А бронза, из которой была выполнена скульптура, придавала телу атлета золотистый цвет загорелой кожи, что вполне соответствовало историческим фактам: древнегреческие спортсмены тренировались на открытом солнце, их кожа загорала под лучами солнца.
«Дискобол» в истории и литературе
В эпоху римской культуры и Возрождения интерес к древнегреческой культуре был велик. Сам император Адриан использовал копии с произведений знаменитых греческих авторов для оформления своей виллы в Тиволи. А римские папы в эпоху Ренессанса скупали античные произведения искусства, соревнуясь друг с другом, украшая ими свои дворцы.
В XX веке (во времена правления Гитлера) вновь обратились в фашистской Германии к этому образу. Но использовали его как идеологический символ. Сам Гитлер очень увлекался античным искусством, а статуя «Дискобол» Мирона была его любимым произведением. Потому в 1938 году он даже приобрел ее копию.
Образ Дискобола и современное искусство
К образу и красоте человеческого тела и до сих пор обращаются художники. Его изображение создают в разных стилях и направлениях искусства скульптуры. Так, например, в коллекции Эрмитажа в разделе современного искусства экспонируется современная трактовка статуи Мирона. «Дискобол» имеет небольшие размеры: высотой всего 28 см. Фигурка отлита из бронзы, а по верху выполнено серебрение.
Какая античная скульптура считается символом олимпийского движения
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
В центральной части Олимпии находился священный округ — Альтис (что по-гречески означает «роща»), утопавший в зелени оливковых рощ, стройных пиний и платанов. Здесь, окруженные стеной из белого камня, располагались величественный храм Зевса Олимпийского, построенный архитектором Либоном в V веке до н. э. храм богини Геры и небольшие здания-сокровищницы с дарами крупнейших греческих городов, алтарь для жертвоприношений и многочисленные мраморные и бронзовые статуи атлетов-победителей. В храме Зевса зрителей привлекала знаменитая скульптура бога-громовержца, исполненная величайшим афинским мастером Фидием из золота и слоновой кости и причисленная к семи чудесам света.
К V веку до н. э. окончательно сложился календарь древних Олимпиад. Они происходили в високосный год, во второе или третье полнолуние после летнего солнцестояния (что соответствует июлю или августу), и продолжались пять дней, из которых первый и последний бы ли посвящены торжественным церемониям, а три дня занимали выступления атлетов и конные состязания.
«Все наше государство — это школа Эллады, и каждый гражданин у нас может быть способен к самым разнообразным видам деятельности, обладая изящным и ловким телом».
Так в сознании эллинов сложился идеал разносторонне развитой личности, в которой красота тела гармонически сочетается с духовным богатством и нравственным величием. «Прекрасным и доблестным» называли философы Древней Греции человека, соединявшего в себе силу атлета, мужество воина и высокие этические качества гражданина. Средство достижения этого идеала греки видели в гимнастическом воспитании, а своеобразным экзаменом для эллинских юношей стали общегреческие состязания, и в первую очередь самые знаменитые среди них — Олимпийские игры.
Победители Олимпиад считались «лучшими из людей», их провозглашали «равными богам», избирали на высшие государственные должности, предоставляли почетные места в театрах и на стадионах, освобождали от налогов, порой до конца жизни их кормили за общественный счет. Самые прославленные скульпторы Древней Эллады — Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп — создавали мраморные и бронзовые статуи победителей, которые стояли как на площади их родного города, так и в Олимпии, у храма Зевса. Сцены упражнений и соревнований атлетов — любимый сюжет греческих художников, украшавших краснофигурными росписями великолепные вазы и чаши. Эти живые и выразитель ные изображения, исполненные двадцать пять веков тому назад, воссоздают картину древних Олимпийских игр.
Один из лучших мастеров краснофигурной вазописи, Евфроний, работавший в Афинах в конце VI века до н. э., запечатлел на своем кратере (так греки называли сосуд, в котором во время пиршеств смешивали вино с водой) юно шей в гимнастической школе, где обычно проводили свои тренировки и атлеты, желающие защищать честь родного города в Олимпии. Безупречно точным рисунком художник передал красивые и стройные фигуры атлетов, один из которых стоит, опираясь на голову мальчика-раба, другой, сняв одежды, капает себе на ладонь оливковое масло, чтобы натереть им кожу и тем самым спастись от солнечных ожогов, а также затруднить действия соперника во время борьбы. Третий юноша аккуратно складывает плащ — гиматий.
Атлеты Древней Греции и во время упражнений, и на Олимпийских играх в присутствии десятков тысяч зрителей выступали без одежды. Этот обычай появился еще на заре Олимпиад, когда один из бегунов потерял набедренную повязку, но первым пришел к финишу. С тех пор юноши без всякого смущения выходили на поле стадиона обнаженными, а эллины восхищались их мужественной красотой, благородной осанкой, загаром, который у греков считался показателем здоровья, и совершенной пластикой движений.
«Бегущий не смотрит на зрителей, он видит только награду; он никуда не оборачивается, пусть смеются над ним, пусть хвалят его или даже бросают в него камни; пусть расхищают его дом; пусть явятся вдруг дети, жена. Он ничего не увидит и не заметит. Его привлекает одно — добежать и получить награду».
На краснофигурной вазе, вышедшей из гончарной мастерской Брига, судья в длинном плаще наблюдает за движениями прыгуна. На состязаниях в Олимпии участники классического пятиборья прыгали в длину, но без разбега и при этом использовали бронзовые гантели. Перед прыжком атлет несколько раз размахивал гантелями и, оттолкнувшись от невысокого каменного порога, взлетал в воздух, а перед приземлением, прогибаясь, отбрасывал гантели назад, что, как полагали греки, увеличивало дальность прыжка.
Художники часто показывают на вазах метание диска и бросок копья, которые входили в пятиборье, одно из популярнейших состязаний древних Олимпийских игр. Всемирной известностью пользуется статуя Мирона, изображающая атлета с диском в момент перехода от размаха к броску, когда все тело юноши на пряжено, и кажется, что через мгновение он распрямится, а брошенный сильной рукой бронзовый диск полетит на далекое расстояние. Талантливый афинский скульптор середины V века до н. э. сумел с удивительной точностью передать движение атлета и раскрыть в нем способность человека к активному, волевому, героическому действию.
Замечательная бронзовая статуя обнаженного борца, найденная вместе с парной ей фигурой при раскопках Геркуланума, представляет атлета в характерной позе, перед началом схватки. Поединок происходил в Олимпии на площадке, посыпанной толстым слоем песка. В отличие от современной борьбы древние атлеты боролись не на ковре, а стоя, и для победы нужно было бросить противника на песок трижды. Неизвестный скульптор изобразил борца с атлетически тренированной фигурой, сильными руками и цепкими пальцами, словно подстерегающим малейший просчет соперника. Сама поза борца передает напряженное ожидание и стремительную энергию юного атлета.
Проверкой выносливости и мужества будущих воинов служил бег в тяжелых доспехах на два стадия, что составляло около 400 метров. Одного из участников этого состязания изобразил на дне краснофигурного килика афинский художник начала V века до н. э.
Рисунки на вазах переносят нас и на ипподром древней Олимпии, где происходят конные состязания. Наездники, сидящие на породистых скакунах, без седла и стремян, проскакав половину дистанции, ловко прыгали с лошади и старались, не отставая от нее, добежать до финиша. Бывало, что резвый скакун сбрасывал всадника у поворотного столба, как видно на рисунке Сизифа. Позу наездника в этом состязании прекрасно передал греческий скульптор III века до н. э. в бронзовой статуе мальчика, найденной на дне моря, у маленького островка Антикифера. Он был представлен скачущим на лошади (фигура ее не сохранилась).
Гонка колесниц, один из эпизодов которой запечатлен на чернофигурной амфоре VI века до н. э., была самым опасным состязанием древних Олимпиад. Ее участники должны были пройти двенадцать кругов по ипподрому, что составляло дистанцию около 13 километров. Наибольшую сложность представляли повороты, где многое зависело от искусства возничего. Если колесница поворачивала слишком близко от столба, она могла врезаться в него. Нередко у поворотного столба сталкивались несколько колесниц, и возничие гибли. Победу в гонке присуждали не возничему, а хозяину упряжки, как правило, богатому и знатному рабовладельцу.
Торжественную церемонию награждения олимпионика — чемпиона древних Олимпийских игр мы видим на краснофигурной вазе VI века до н. э., где судья завязывает на голове атлета пурпурную повязку и вручает ему ветвь пальмы — «пальму первенства», знак победы на состязаниях. В последний, пятый, день атлет получал из рук главного элланодика оливковый венок, сплетенный из ветвей священного дерева, которое, по преданию, посадил Геракл и которое росло перед храмом Зевса Олимпийского.
Знакомясь со статуями олимпийских победителей и вазами, запечатлевшими их подвиги, мы еще лучше осознаем прекрасные и вдохновенные слова Пиндара:
«Нет более славной победы, чем победа на Олимпийских играх».
Какая античная скульптура считается символом олимпийского движения
Идеал атлетической красоты наиболее полно раскрывается в значительных творениях греческой скульптуры V — IV веков до н. э., эпохи греческой классики, которая вошла в художественную историю мировой культуры как одна из непревзойденных ее вершин. К числу шедевров принадлежит бронзовая статуя Дельфийского возничего, отлитая около 470 года до н. э. Когда-то она стояла на бронзовой колеснице, запряженной четверкой бронзовых лошадей. Эту скульптурную группу посвятил богу Аполлону правитель сицилийского города Гелы в память о победе, одержанной им в гонке колесниц на Пифийских играх в Дельфах. Стройная фигура возничего в длинном хитоне, охваченном пояском, напоминает дорическую колонну. Необычайную живость придают облику юноши инкрустированные глаза. Правильный овал лица с идеально красивыми чертами и исполненный горделивого достоинства взгляд заставляют вспомнить прекрасные слова великого греческого трагика Софокла: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».
Образы могучих атлетов привлекали и величайших мастеров V века до н. э.— Мирона, Поликлета и Фидия. Среди произведений Мирона особой известностью пользовалась статуя Дискобола, созданная между 460 и 450 годами до н. э.
Мирон. Статуя дискобола. Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала. 460 — 450 гг. до н. э. Национальный музей. Рим.
Скульптор изобразил атлета на состязаниях в момент перехода от размаха к броску. Сжав в правой руке диск, он наклонился вперед, а его рука отведена назад до предела. Кажется, через мгновение обнаженный юноша распрямится, и брошенный им диск полетит на далекое расстояние. Прекрасное тело атлета пронизано упругим и сильным движением: впились в землю пальцы правой ноги, служащей опорой телу, резко обозначились напряженные мышцы мускулистого торса и, словно тугой лук, согнуты руки. В самой позе Дискобола ощущается максимальная концентрация его физических и душевных сил. В образе Дискобола Мирон раскрыл способность человека к активному, волевому, героическому действию.
Другой выдающийся мастер Поликлет из Аргоса в своих поисках стремился найти и математически точно рассчитать самые совершенные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. «Успех художественного произведения, — утверждал Поликлет, — получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить». Свой идеал атлета-гражданина, в котором красота тела слита с доблестью души, он воплотил в знаменитой статуе юноши, несущего копье, — Дорифора (450 — 440 гг. до н. э.).
Поликлет. Статуя Дорифора. Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала. 450 — 440 гг. до н. э. Национальный археологический музей. Неаполь.
Могучий атлет изображен после одержанной на состязаниях победы, в спокойной и величавой позе. Левой рукой он держит копье, лежащее на плече, и, чуть повернув голову, уверенно смотрит вдаль. Благодаря продуманной системе перекрестного равновесия приподнятых или опущенных бедер и плеч мастер сообщает позе Дорифора естественную непринужденность и жизненную убедительность.
Сдержанной мощью веет от фигуры юноши. Мужество, ясность духа и готовность к подвигу ощущаются в невозмутимом спокойствии прекрасного лица. Поликлет утверждает в своей статуе мысль о том, что каждый человек должен совершенствоваться, чтобы служить своему городу.
Вершиной классического искусства стало творчество афинского мастера Фидия, под руководством которого в середине Ч века до н. э. был создан неповторимый ансамбль храмов и статуй на вершине Афинского акрополя. Фидию принадлежал и общий замысел скульптурного убранства Парфенона. В статуях бессмертных богов и богинь на западном и восточном фронтонах храма, в рельефных изображениях на метопах и в картине народного шествия в честь Афины, запечатленного на фризе Парфенона, великий скульптор воплотил свое представление о красоте и ценности человека, которого мыслители Древней Эллады называли «калёс кагатос» — «прекрасный и доблестный». Фидий наделил богов лучшими качествами всесторонне развитых людей, и прежде всего — физическим совершенством, что в глазах эллинов было показателем общей высокой культуры человека.
Верность атлетическому идеалу сохраняли и крупнейшие скульпторы IV века до н. э. — эпохи поздней классики, когда рабовладельческие города-государства вступают в период упадка и в духовной жизни общества все больше нарастают драматические конфликты. Один из выдающихся мастеров этого времени Лисипп из Сикиона сумел приблизить свои образы к реальной действительности, показать их в более конкретной жизненной ситуации. Его статуя Апоксиомена — юноши, очищающего тело после гимнастических упражнений, — отличается и более стройными пропорциями, и сложным характером движения. Кажется, что атлет, тело которого еще не остыло от недавней схватки, переступает с ноги на ногу, а на его лице заметны следы усталости. Свободно живущая в окружающем пррстранстве скульптура требует от зрителя кругового обхода, при котором наиболее полно раскрывается пластический замысел мастера.
Апоксиомен. Скульптор Лисипп
Образ атлета, воплощающий гуманистические идеалы греческой цивилизации, проходит через всю историю античной культуры и впоследствии обретает новую жизнь в искусстве Возрождения и творчестве европейских художников и скульпторов нового времени.
Двенадцать веков продолжались древние Олимпийские игры, и двести девяносто три раза в долине Алфея собирались лучшие атлеты эллинского мира.
Схватка участников панкратия (так наз. «Борцы Уффици»). Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала. 250 — 200 гг. до н. э. Галерея Уффици. Флоренция.
В 394 году правитель Восточной Римской империи Феодосий I, фанатичный сторонник христианской религии, запретил «языческие» состязания. Статуи богов и атлетов-победителей были варварски уничтожены, здания Олимпии сожжены. Их руины занесло пятиметровым слоем песка, и в течение пятнадцати веков об этом городе почти не вспоминали.
Только в XIX веке, когда французские, а вслед за ними немецкие археологи раскопали руины Олимпии, проснулся интерес к величайшему атлетическому фестивалю античного мира. В мраморных и бронзовых статуях атлетов, сохранившихся до наших дней, словно ожили образы победителей древних Олимпиад.
Историки и филологи собрали по крупицам все, что рассказывали об играх их современники — писатели, поэты и путешественники Древней Греции и Древнего Рима, искусствоведы изучали изображения на греческих расписных вазах и монетах, где запечатлены атлетические сюжеты. Так из мглы забвения заново родились Олимпийские игры. И когда в день открытия современных Олимпиад спортсмены всех стран в торжественном марше проходят по стадиону, первой по традиции идет делегация Греции, страны, где атлетика двадцать пять веков тому назад достигла удивительного расцвета, страны, подарившей человечеству Олимпийские игры.