как вы считаете по каким причинам люди увольняются с работы
Как правильно уволиться
Варианты и порядок увольнения
Когда работник увольняется, прекращается трудовой договор и трудовые отношения между ним и работодателем.
Причины увольнения бывают разные. Чаще этого хочет сам работник — тогда он увольняется по собственному желанию. Реже инициатором увольнения выступает работодатель. Бывают и другие основания увольнения — всего их более десяти.
В статье подробно расскажу о причинах и видах увольнениях, особенностях увольнения по разным основаниям.
Признаки того, что пора увольняться
Если зарплаты не хватает на нужный вам образ жизни, в рабочем коллективе негативная атмосфера и желания выполнять свои трудовые обязанности нет, возможно, пришло время сменить работу.
Обычно выделяют такие признаки того, что пора увольняться:
Все эти моменты отдельно или в совокупности рано или поздно приведут к мысли об увольнении.
В каких случаях стоит подождать с увольнением. На увольнение надо смотреть объективно и мыслить рационально. Например, если вас не устраивает только зарплата, но вы работаете давно и знаете, что работодатель в принципе может платить больше, имеет смысл обсудить с начальством денежный вопрос и доказать свою ценность, а не сразу увольняться.
Если зарплату обещали поднять, но прошел уже год и ничего не изменилось, скорее всего, так оно и будет — пора увольняться.
Не стоит увольняться из-за ссоры с коллегой, если работа в целом вас устраивает. Страсти улягутся — потом можно пожалеть, что лишились хорошего места из-за недоразумения. При этом если вы столкнулись с моббингом — травлей на работе — стоит поберечь свои нервы и уйти в другое место.
Реально оценивайте свои возможности — походите по собеседованиям и узнайте, что требуют другие работодатели. Подумайте, можете ли вы это делать и насколько хорошо.
Как решиться уволиться
Кроме вас, о вашем будущем никто не позаботится. Если нынешняя работа больше раздражает, чем приносит удовольствие, и вы понимаете, что так жить нельзя, подумайте об увольнении.
Смена работы — серьезный шаг, особенно если на нынешнем месте работы вы трудитесь уже давно. Вот что я предлагаю сделать, чтобы увольняться было не так страшно:
Виды увольнения
Почему сотрудники уходят
Нет перспектив
Сотрудник, который упирается в карьерный потолок — первый в очереди на заявление «по собственному желанию». Работа кажется ему скучной, а задачи превращаются в ежедневную рутину. Если начальник не хочет терять опытного работника, стоит решить, как можно расширить или изменить список обязанностей.
Руководитель может не замечать профессиональный рост подчиненных. Например, сотрудник пришел в компанию еще студентом, но за три года вырос в настоящего профессионала и всему научился. А начальник все еще воспринимает его как молодого и неопытного.
Вчерашние дипломники тоже могут думать об увольнении. Особенно если они пришли в компанию на начальную должность и мечтают сменить работу на более перспективную. Но начинать с нуля сложнее, чем попробовать получить работу по специальности в уже знакомой компании. Если молодой сотрудник пришел к вам с такой инициативой, выслушайте его, соберите рекомендации его коллег. Можно получить хорошего специалиста, если вовремя поддержать его.
Уйти в другую компанию и начать с нуля всегда успеется. Можно посмотреть на возможности, которые есть на нынешнем месте работы. Моя знакомая, будучи студенткой, начинала карьеру в качестве секретаря. После окончания вуза она планировала стать финансовым аналитиком, поэтому хотела уволиться и найти работу по специальности. Я порекомендовала ей подойти к финансовому директору компании, проявить инициативу и предложить свою помощь на начальной позиции в финансовой службе. Коллега попросила дать ей задачу и посмотреть, как она справится, и финдиректор согласился. Она несколько лет работала в этой компании и сделала хорошую карьеру в финансах. HR и руководитель проекта в социальных медиа HeadHunter Елена Лондарь
Конфликты на работе
Когда начальник игнорирует рост своих подчиненных, уважение к нему неизбежно падает. Такой конфликт не обязательно должен быть открытым. Просто у сотрудника пропадает энтузиазм, задачи выполняются медленнее и он не старается исправить это.
Другое дело — конфликт, возникший между коллегами. Руководитель может выступить третейским судьей: выслушать обе стороны и предложить решение. Например, четко обозначить обязанности каждого и сделать так, чтобы они пересекались как можно реже. А сотрудники, со своей стороны, могут постараться убрать лишние эмоции из рабочего процесса. Например, если ссоры чаще всего возникают из-за взаимной критики, стоит высказывать замечания в более деловом, нейтральном тоне.
Выясните причины недовольства провокатора. В случае когда проблема в содержании работы, личной неприязни и других моментах, которые вы не сможете изменить, его лучше изолировать от коллектива, например, перевести его в другую команду. Или честно рассказать, что изменений не будет. Возможно, провокатор сам решит, что стоит поискать другую, более подходящую и менее раздражающую его работу: расставание с ним обойдется дешевле, чем испорченная атмосфера в коллективе.
Не устраивает зарплата
Неважно, по какой причине, но сотруднику вдруг понадобилось больше денег. И он понимает, что зарплата не покрывает новые расходы. Первое, что приходит в голову — нужно срочно искать новую работу с более высоким доходом или наниматься куда-нибудь в дополнение к основной занятости. Эти шаги могут быть решением проблемы. Но, во-первых, это занимает время, а, во-вторых, не все могут прийти на новое место и сразу получить зарплату на 30% больше, чем получали раньше.
Если просьба о повышении зарплаты поступила к вам слишком неожиданно, не отказывайте сразу. Предложите вернуться к этому разговору через пару дней, предлагает Елена Лондарь: возможно, вы найдете в компании задачи, которые сотрудник может взять на себя и начать получать больше.
Когда я была начинающим тренинг-менеджером и жила в съемной квартире, мне внезапно повысили арендную плату. Я задала такой вопрос своему руководителю, он взял паузу на несколько дней, а затем поручил мне разработать новую программу обучения для компании. В итоге мне не пришлось менять работу, и я стала зарабатывать больше, потому что взяла новую задачу, увеличив объем работы. HR и руководитель проекта в социальных медиа HeadHunter Елена Лондарь
Если человек находит себе новые задачи или переходит на другую должность в пределах компании — выигрывают обе стороны. Наниматель экономит ресурсы на поиск и адаптацию нового сотрудника, а сам работник быстрее вникает в обязанности, так как уже хорошо знает компанию и знаком со многими процессами.
Когда уход сотрудников из компании принимает массовый характер, важно не гадать о причинах, а как можно быстрее разобраться в них точно. В какие компании чаще всего ваши бывшие сотрудники устраиваются после вас? Может быть, их переманивают конкуренты с более привлекательными условиями? Ваша компания платит зарплату «в рынке» или вы сильно отстали? Разобраться с такими вопросами помогает проект «Люди в цифрах».
Как вы считаете по каким причинам люди увольняются с работы
34% респондентов указали, что текущая работа — это не совсем то, что им нужно, а четверть уверены, что ошиблись с выбором места работы.
Правда, нет никаких гарантий того, что сотрудник не покинет компанию, даже если дела в ней складываются более чем хорошо. Каждый третий работник уверяет, что ему приходилось менять одного работодателя на другого, несмотря на то что текущая занятость его устраивала! Главными причинами такого решения послужили встречные предложения с более высокой зарплатой (44%) или новыми интересными проектами (41%).
Более того, два из трех респондентов считают, что даже в том случае, если все устраивает, менять работодателя можно и нужно! Такие перемены позволяют расширить свои профессиональные компетенции (34%), держать себя в профессиональном тонусе (27%) и больше зарабатывать (19%). 13% уверены: в работе, как и в жизни, должны быть изменения!
Опрос проводился Службой исследований HeadHunter 11-18 марта 2013 г. среди 3723 работников компаний.
* среди тех, кто уволился самостоятельно
Наиболее частая причина увольнений — потеря интереса к работе и решаемым задачам. Четверть опрошенных покидают компанию просто потому, что устали и хотят перемен, а 21% перестает устраивать зарплата.
Интересно, что для 18% опрошенных фактором, спровоцировавшим уход, стало несоблюдение работодателем Трудового кодекса. Работники попросту устают от постоянных проблем, в числе которых постоянные задержки зарплат и, например, отсутствие возможности подтвердить свои доходы. Предложение работы с лучшими условиями труда побудило сменить компанию 16% респондентов. 14% устали от постоянных переработок, 12% жаждали карьерного роста, но, увы, на текущем месте не смогли его добиться, а 11% в один прекрасный день не сошлись в интересах с руководством.
Каждый третий менял работу, хотя в целом его все устраивало!
Основными причинами ухода из компании, которая в целом отвечает запросам работников, являются предложения более высокой компенсаций (44%) и новых интересных проектов (41%).
Повышение зарплаты могло бы предотвратить уход более чем половины желающих сменить место работы. Почти каждого второго остановило бы предложение более привлекательной позиции.
Примерно два из трех опрошенных работников считают, что менять работу нужно даже в том случае, если все уcтраивает: это позволяет расширить свои профессиональные компетенции (34%), держать себя в профессиональном тонусе (27%) и больше зарабатывать (19%). 13% уверены, что в работе, как и в жизни, должны быть перемены!
Чаще всего подобной позиции придерживаются представители среднего и линейного менеджмента.
Каждый третий работник указал, что готов посвятить свою жизнь только одной компании! 38% опрошенных считают, что даже при условии, когда их все устраивает, они не проработали бы на одном месте более 6 лет.
Увеличение месячного заработка на 20–30% работники считают оправданным для того, чтобы поменять работу, которая в принципе устраивает.
Каждый второй указал, что не прочь пообщаться с новым работодателем, даже если на текущем месте его все устраивает.
Мужчины чаще готовы покинуть компанию, которая в целом отвечает их текущим потребностям, нежели женщины.
Чем больше опыта, чем чаще работники готовы рассматривать новые варианты трудоустройства.
Как вы считаете по каким причинам люди увольняются с работы
Если для любого простого действия нужно согласовать бумажку или полноразмерный регламент, а чтобы принять рабочее решение — пять раз собрать совещания, провести дебаты, проголосовать и подписать протоколы, до реальных результатов дело будет доходить всё реже.
Одних сотрудников такой порядок вещей устраивает. Другие находят в себе смелость возмущаться вслух. А третьи без предупреждения и реверансов идут искать новую работу, как только здравый смысл дает подсказку, что «уже можно» (через год-полтора после трудоустройства).
Перефразируя Толстого: все хорошие начальники похожи друг на друга, каждый плохой плох по-своему. И разновидностей так-себе-начальников множество, а фантазии у тех, кто их нанимает, рискуя будущим компании, мало. Жизнь сотрудников невыносима и с хамом, и с непрофессиональным дураком, и с имитатором бурной деятельности, и с микроменеджером.
А бывает наоборот. Начальник в «родной» компании не мешает жить и работать, вовремя балует премиями и публичной похвалой, дает конструктивную обратную связь. Но начальник «там», в другой компании, почему-то вдохновляет. Например, он успешный блогер, автор бестселлеров на профессиональные темы или активно занимается благотворительностью. Под началом вдохновляющего руководителя сотрудники становятся не просто крепкими специалистами, но лучшими версиями себя. Если есть шанс уйти к такому начальнику — сотрудник уйдет.
Сотрудник со здоровой психикой и адекватной самооценкой долго в токсичной атмосфере не продержится. Либо начнет искать новую работу, когда осознáет, что не может нормально делать нынешнюю, либо из соображений порядочности и лояльности будет держаться до последнего, выгорит — и всё равно уйдет.
Каждый работодатель привлекает сотрудников по-своему. Одни предлагают зарплату выше рынка, другие разрешают спать полчаса после обеда, третьи оплачивают абонементы в спортзал или сеансы психолога.
Даже если ваша компания — работодатель мечты и к вам стоит огромная очередь из соискателей, всегда найдутся сотрудники, которым ваши «плюшки» неинтересны. Например, они добираются до работы три часа с двумя пересадками. Или дома у них на вынужденном «дистанте» два сына-школьника — и мысли на работе у человека лишь о том, чтобы эти двое друг друга не покалечили. Таким сотрудникам офис бы поближе к дому, или гибкий график, или возможность работать удаленно пару дней в неделю…
Когда подворачивается «идеальный вариант», пусть и без роста и развития, — эти сотрудники уходят.
И конечно, сравнив «плюшки» двух компаний, сотрудник выберет ту, что может дать больше. Если ваш лучший менеджер по продажам увлекается триатлоном, а компания-конкурент предлагает ему абонемент в фитнес-центр с бассейном и сауной, то отсутствие роста в зарплате или должности при переходе не сыграет для него роли.
Большинство стремится реализоваться в профессии. Пусть это и звучит слегка высокопарно, но сотрудники хотят, чтобы их знания и навыки были нужны, особые таланты или большой круг знакомств приносили компании деньги, а им самим — признание и дополнительное вознаграждение. В учебниках по менеджменту и предпринимательству это так и работает: специалист выкладывается полностью и неизбежно растет.
Почему сотрудники бросают работу: топ 6 наиболее распространённых причин ухода из компании
Основные причины, почему сотрудники увольняются из компании и как менеджеру предотвратить утечку ценных кадров – об этом мы расскажем в этой статье.
Главный актив современной организации – это кадры. Замена ключевого сотрудника всегда становится серьёзным ударом: приходится тратить время на перераспределение его задач между другими специалистами, поиск нового человека, его обучение, введение в курс дел компании и т. д. На протяжении этих недель и месяцев вы неизбежно будете терять деньги, заказчиков, репутацию и положение на рынке. Так не проще ли избежать подобных проблем, чем решать их?
Ранее мы уже рассказывали, как определить, что сотрудник собирается увольняться, а сегодня поговорим о том, почему люди уходят из компании – и о том, как составить план мероприятий по удержанию ценных сотрудников.
Сотрудники не бросают работу, они бросают своих руководителей: 6 причин, по которым люди покидают вашу компанию
Давайте смотреть правде в глаза: когда квалифицированный специалист приходит в вашу компанию, он примерно представляет, чем будет заниматься и на каких условиях. Уровень зарплаты, график, пул задач – всё это вполне прозрачно, обговорено на этапе собеседования и всех устраивает.
Так почему же через какое-то время сотрудник принимает решение об уходе по собственному желанию? Есть 6 основных причин:
Почему увольняются высококвалифицированные сотрудники?
Не будет лишним сказать об особом типе сотрудников – высококвалифицированных профессионалах. Почему из компании уходят лучшие – наиболее болезненный вопрос для руководства. Ведь потеря незаменимого профессионала, да еще и самомотивированного сотрудника (а ведь именно такие становятся лучшими), на котором завязано множество рабочих процессов, может сильно повлиять на успех компании в худшую сторону. Вот основные причины потери ценных кадров.
А теперь взгляните на этот список причин увольнения сотрудников внимательнее: почти все пункты находятся в зоне контроля менеджмента. Нет возможностей для роста? Руководство компании не отследило стремление человека к продвижению по карьерной лестнице, не позаботилось о получении от него выгоды для всех участников. Плохо распределяются задачи, приходится перерабатывать? Это прямые ошибки менеджеров на местах: руководителей отделов, тимлидов и т. д. Нет мотивации, конфликты в коллективе? И снова недосмотр начальства.
Именно поэтому мы уверены, что поиск причин, почему увольняются лучшие сотрудники, начинается с изменения политики менеджмента в компании. Но здесь вы сталкиваетесь со следующей ключевой проблемой:
Никто ничего вам не скажет. А когда скажут, будет слишком поздно
Для того, чтобы что-то изменить, нужно понять, как дела обстоят в настоящий момент времени. На первый взгляд, самый простой способ – это спросить. HR-опросы действительно могут хорошо работать (скорее всего, мы посвятим им следующую публикацию), но при лобовом опросе вы сразу же столкнётесь с двумя проблемами:
То есть, ваша программа удержания персонала должна начинаться с решения основного вопроса: как понять, что происходит в компании на самом деле?
Ненавязчивый мониторинг – ключ к удержанию высококвалифицированных специалистов
Для того, чтобы профессионал хорошо работал и оставался лояльным к вашей компании, достаточно выполнить три условия:
То есть, вам нужно постоянно держать руку на пульсе, отслеживая все изменения в рабочем микроклимате и настроении своих сотрудников, но, в то же время, не надоедать им отчётами и контролем. Система учета рабочего времени Kickidler в этом плане становится идеальным инструментом:
С помощью Кикидлера вы сразу увидите проблемные моменты, показывающие, что человек планирует уходить из компании: поиск вакансий в браузере, снижение вовлечённости, падение результатов труда, начавшиеся опоздания и т. д. При этом вы сможете аккуратно разобраться в ситуации, не создавая лишних точек напряжения в коллективе.
В следующем материале поговорим об HR-опросах: ещё одном отличном инструменте, дополняющем программу удержания персонала и прекрасно работающем в связке с Kickidler.