как вы считаете какие цифровые сервисы нужны избирателям
Цифровые избирательные участки и Цифровые сервисы для участников избирательного процесса
Центральной избирательной комиссией России взят курс на максимальное снятие процедурных и организационных барьеров для участия граждан в выборах, в первую очередь за счет создания единого избирательного пространства – прозрачного, удобного и доступного для всех участников избирательного процесса, вне зависимости от их местонахождения.
В 2018 году ЦИК России была включена в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» в части внедрения инновационных технологий в избирательный процесс. Основными направлениями деятельности ЦИК России в рамках национальной программы стали:
— развитие механизма «Мобильный избиратель» – создание цифровых избирательных участков;
— разработка и внедрение на портале «Госуслуги» цифровых сервисов для участников избирательного процесса.
Первым шагом на пути обеспечения доступности процедуры голосования вне зависимости от места нахождения избирателя стало внедрение в избирательный процесс в 2017 году механизма «Мобильный избиратель». Заменив собой открепительные удостоверения, он позволил гражданам голосовать на федеральных и региональных выборах по месту нахождения в пределах своего региона. В Югре механизмом «Мобильный избиратель» граждане смогли воспользоваться впервые на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года.
Очередным этапом развития механизма «Мобильный избиратель» стало создание цифровых избирательных участков, которые позволят избирателю проголосовать на выборах всех уровней по месту его фактического нахождения в пределах Российской Федерации.
Цифровой избирательный участок – это участок, оснащенный специальными техническими средствами, с комиссией, наблюдателями и избирателями, пришедшими проголосовать. Его основной отличительный элемент – технологический – электронный терминал для голосования. Данное устройство для голосования предъявляет человеку электронный бюллетень по тем выборам, где он обладает активным избирательным правом. Таким образом, голос каждого избирателя будет учитываться в том регионе, где находится его избирательный округ.
На выборах в единый день голосования 8 сентября 2019 года в Москве было организовано 30 цифровых избирательных участков, которые показали отличную работу и востребованность среди избирателей. В 2020 году по предложению ЦИК России эксперимент по голосованию на цифровых избирательных участках будет продолжен уже в масштабах всей страны – планируется образовать 1000 цифровых избирательных участков во всех регионах России. К федеральной кампании 2021 года будет образовано порядка 5000 цифровых участков по всей стране, что позволит избирателям голосовать практически в любой точке страны.
Вторым направлением работы ЦИК России по цифровизации избирательного процесса стало создание и внедрение цифровых сервисов, реализованных на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) и на официальном сайте ЦИК России, предоставляющих широкий спектр дополнительных возможностей для всех участников избирательного процесса.
50 миллионов зарегистрированных на портале «Госуслуг» граждан смогли уже в 2019 году воспользоваться разделом «Мои выборы», где размещена подробная информация о выборах, по которым избиратель обладает активным избирательным правом. Здесь можно будет узнать об избирательных участках и избирательных комиссиях, кандидатах и политических партиях, участвующих в выборах, о ходе избирательной кампании. Здесь же граждане могут найти себя в списках избирателей по месту жительства, а позднее, в 2020 году, – проверить и актуализировать данные о себе в регистре избирателей.
Кроме того, на портале «Госуслуги» будут функционировать сервисы подачи заявлений о голосовании по месту нахождения, в том числе о голосовании на цифровом избирательном участке, о голосовании вне помещения для голосования.
В 2020-2021 годах ЦИК России планирует предоставление специальных цифровых сервисов для кандидатов и избирательных объединений, избирательных комиссий и СМИ.
Через портал «Госуслуги» можно будет узнать о регистрации в качестве кандидатов на выборах, назначать наблюдателей в комиссии, заводить специальные избирательные счета, представлять финансовые отчеты и уведомлять о выпуске агитационных материалов.
По мнению ЦИК России, важной категорией получателей цифровых сервисов станут средства массовой информации, которые наряду с оперативным получением актуальной информации смогут подавать заявления на аккредитацию для присутствия в помещениях для голосования, при определении результатов выборов на мероприятиях избирательных комиссий. В перспективе рассматривается и возможность формирования и получения цифровых аккредитационных удостоверений для журналистов, что призвано упростить процедуру оформления и идентификации СМИ на выборах.
Александр Клюкин: «Цифровые сервисы призваны вывести избирательный процесс в России на качественно новый уровень»
6 сентября 2019 года член ЦИК России Александр Клюкин выступил с докладом «Цифровые сервисы для участников избирательного процесса» в рамках проходящей в Москве Международной научно-практической конференции «Цифровизация избирательных процессов. Гуманитарное измерение».
«Внедрение инновационных цифровых технологий и платформенных решений в избирательный процесс открывает новые уникальные возможности для избирателей России, создавая эффективную и комфортную систему взаимодействия гражданина и государства», – отметил Александр Клюкин в своем выступлении.
Александр Клюкин рассказал, что в первую очередь гражданам будут доступны сервисы информирования. 50 миллионов зарегистрированных на портале «Госуслуги» граждан могут воспользоваться разделом «Мои выборы», где размещена подробная информация о выборах, по которым избиратель обладает активным избирательным правом. Здесь можно узнать об избирательных участках и избирательных комиссиях, кандидатах и политических партиях, участвующих в выборах, о ходе избирательной кампании. Здесь же граждане смогут найти себя в списках избирателей по месту жительства, а позднее, в 2020 году, – проверить и актуализировать данные о себе в регистре избирателей.
Кроме того, на портале уже функционируют сервисы подачи заявлений о голосовании по месту нахождения, в том числе о голосовании на цифровом избирательном участке, о голосовании вне помещения для голосования – за неделю работы сервиса им воспользовалось 2,5 тысячи избирателей.
Александр Клюкин обратил внимание участников конференции на то, что в 2020-2021 годах планируется предоставление специальных цифровых сервисов для кандидатов и избирательных объединений, избирательных комиссий.
По мнению члена ЦИК России, важной категорией получателей цифровых сервисов станут средства массовой информации, которые наряду с оперативным получением актуальной информации смогут подавать заявления на аккредитацию для присутствия в помещениях для голосования, при определении результатов выборов на мероприятиях избирательных комиссий. В перспективе рассматривается возможность формирования и получения цифровых аккредитационных удостоверений для журналистов, что призвано упростить процедуру оформления и идентификации СМИ на выборах.
«Большинство цифровых сервисов, помимо портала «Госуслуг», будет доступно гражданам и на страницах официального сайта ЦИК России. Точность данных, содержащихся в ГАС «Выборы», совмещенная с новой удобной системой поиска позволит избирателям намного проще и быстрее получать интересующую их информацию, – подчеркнул Александр Клюкин. – Цифровые сервисы – проект масштабный, призванный вывести избирательный процесс в России на качественно новый уровень, повысить степень доверия к избирательной системе и, безусловно, расширить возможности граждан в части реализации своего активного и пассивного избирательного права».
ЦИК предложила новые цифровые методы в выборном процессе
О новых цифровых технологиях голосования, которые готов применять Центризбирком, рассказала на этой неделе глава ЦИК Элла Памфилова.
Всего цифровизация избирательного процесса содержит четыре основных направления.
Один из проектов – информационный проект ЦИК России «Политические партии в Российской Федерации». «Это уникальный информационный продукт, позволяющий в автоматизированном режиме получать полные сведения о партиях, – сказала Памфилова. – В какой-то мере сбор информации по этому вопросу вёлся всегда, но такого полномасштабного и многогранного проекта еще не было».
«Политические партии в Российской Федерации» использует данные партийной отчётности, поступающие из ГАС «Выборы», данные аналитической службы ЦИК, стало известно D-Russia.ru. «Уникальность» проекта состоит, очевидно, в том, что ЦИК делает публичный сервис, информация о партиях будет в публичном доступе.
Новый Youtube-канал #ПРОСТООВЫБОРАХ представит обучающие видеоматериалы – небольшие лекции, информационные ролики, репортажи с мероприятий.
ЦИК также готов реализовывать сервисы информирования для избирателей, сообщается на сайте ведомства. Граждане смогут проверить и актуализировать данные о себе в регистре избирателей, проверить свое включение в списки избирателей и получить информацию о кандидатах, избирательных объединениях, избирательном участке и комиссии, а также подать заявление о голосовании вне помещения для голосования.
В планах предоставление цифровых сервисов кандидатам и избирательным объединениям, в том числе сервисов подготовки и подачи документов на выдвижение и регистрацию, выдвижения в состав избирательных комиссий и назначения наблюдателей. Кроме того, важной категорией получателей цифровых сервисов предполагаются СМИ, которые наряду с оперативным получением актуальной информации смогут подавать заявления на аккредитацию для присутствия на избирательных участках.
В ходе встречи состоялась презентация прототипов новых комплексов для электронного голосования, аналоги которых планируется разместить на цифровых участках в Москве.
«Мы предложили отечественным производителям, молодым ученым работать с нами, разрабатывать новую технику для электронного голосования, – сказала Элла Памфилова. – По результатам опытно-конструкторских работ мы получим целую линейку технических средств отечественного производства. Наша задача – выбрать лучшее. Без опробования новых технологий невозможно двигаться дальше».
Проект по созданию цифровых участков является очередным этапом развития механизма «Мобильный избиратель», успешно зарекомендовавшего себя в ходе нескольких избирательных кампаний, в том числе на выборах президента России в 2018 году, говорится в сообщении ЦИК.
Реализация проекта рассчитана на три года. На первом этапе планируется провести эксперимент, создав на территории Москвы 30 цифровых участков.
В единый день голосования 8 сентября 2019 года на этих участках смогут проголосовать избиратели из 16 регионов, где пройдут губернаторские выборы, а также из 4 субъектов России, где планируется проведение дополнительных выборов депутатов Госдумы.
Напомним, что год назад Элла Панфилова пообещала создать «систему [голосования,] аналогов которой в мире не будет». Речь об онлайн-голосовании без явки на избирательный участок.
Обзор системы дистанционного электронного голосования ЦИК РФ
31 августа 2020 состоялся публичный тест системы дистанционного электронного голосования (далее ДЭГ) с применением технологии блокчейн, разрабатываемой по заказу ЦИК РФ.
Для знакомства с новой системой электронного голосования и понимания того, какую роль в ней играет технология блокчейн и какие еще компоненты используются, мы начинаем серию публикаций, посвященных основным техническим решениям, применяемым в системе. Начать предлагаем по порядку — с требований к системе и функциям участников процесса
Требования к системе
Основные требования, которые предъявляются к любой системе для голосования, в целом одинаковы и для традиционного очного голосования, и для дистанционного электронного голосования, и определены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Все эти участники взаимодействуют друг с другом.
Протокол взаимодействия
Рассмотрим процесс голосования на традиционном участке, с урной и бумажными бюллетенями. В общем упрощенном виде он выглядит так: избиратель приходит на участок и предъявляет документ, удостоверяющий личность (паспорт). На участке работает участковая избирательная комиссия, член которой проверяет личность избирателя и наличие его в списке избирателей, который был составлен ранее. Если избиратель найден, член комиссии выдает избирателю бюллетень, а избиратель расписывается в получении бюллетеня. После этого избиратель отправляется в кабинку для голосования, заполняет бюллетень, и опускает его в урну. Чтобы все процедуры соблюдались строго по закону, за всем этим следят наблюдатели (представители кандидатов, общественных институтов наблюдения). После завершения голосования избирательная комиссия в присутствии наблюдателей производит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования.
Необходимые для проведения голосования свойства в традиционной системе голосования обеспечиваются организационными мерами и установленным порядком взаимодействия участников: проверкой паспортов избирателей, личной росписью за бюллетени, использованием кабинок для голосования и опечатанных урн для бюллетеней, порядком подсчета голосов и т.д.
Для информационной системы, которой является система дистанционного электронного голосования, этот порядок взаимодействия называется протоколом. Поскольку все взаимодействие у нас становится цифровым, этот протокол может рассматриваться как алгоритм, который реализуют отдельные компоненты системы, и комплекс организационно-технических мероприятий, выполняемых пользователями.
Цифровое взаимодействие накладывает определенные требования к реализуемым алгоритмам. Давайте рассмотрим действия, выполняемые на традиционном участке, в терминах информационных систем и то, как это реализовано в рассматриваемой нами системе ДЭГ.
Сразу скажем – технология блокчейн не является здесь «серебряной пулей», которая решает все вопросы. Для создания подобной системы потребовалось разработать большое количество программных и аппаратных компонентов, отвечающих за разные задачи, и связать их единым процессом и протоколом. Но при этом все эти компоненты взаимодействуют с блокчейн-платформой.
Компоненты системы
С технической точки зрения система ДЭГ представляет из себя программно-технический комплекс (далее ПТК), объединяющий набор компонентов для обеспечения взаимодействия участников избирательного процесса в единой информационной среде.
Схема взаимодействия компонентов и участников системы ПТК ДЭГ приведена ниже на рисунке.
Процесс дистанционного голосования
Теперь подробно рассмотрим процесс дистанционного электронного голосования и его реализацию компонентами ПТК ДЭГ.
Согласно Порядку дистанционного электронного голосования, для включения в список участников дистанционного электронного голосования избирателю необходимо подать заявление на портале Госуслуг. При этом подать такое заявление могут только те пользователи, которые имеют подтвержденную учетную запись и успешно сопоставлены с регистром избирателей, участников референдума системы ГАС «Выборы». После получения заявления данные избирателя еще раз проходят проверку в ЦИК России и загружаются в компонент «Список избирателей» ПТК ДЭГ. Процесс загрузки сопровождается записью уникальных идентификаторов в блокчейн. Доступ к просмотру списка имеют члены избирательной комиссии и наблюдатели с помощью специального АРМ, размещенного в помещении избирательной комиссии.
При визите избирателя на участок происходит его аутентификация (сопоставление с данными паспорта) и идентификация в списке избирателей, а также проверка того, что этот избиратель ранее еще не получал бюллетень. Здесь важный момент – невозможно установить, опустил ли избиратель полученный бюллетень в урну или нет, только факт того, что бюллетень уже выдавался ранее. В случае ПТК ДЭГ визит избирателя представляет собой обращение пользователя на Портал ДЭГ – это сайт, расположенный по адресу vybory.gov.ru Как и на традиционном участке, на сайте размещены информационные материалы о проводимых избирательных кампаниях, сведения о кандидатах и другая информация. Для проведения идентификации и аутентификации используется ЕСИА Портала Госуслуг. Таким образом, сохраняется общая схема идентификации как при подаче заявления, так и при участии в голосовании.
После этого начинается процедура анонимизации – избирателю выдается бюллетень, который не содержит никаких идентификационных отметок: у него нет номера, он никак не связан с избирателем, которому он был выдан. Интересно рассмотреть вариант, когда участок оборудован комплексами электронного голосования – в этом случае анонимизация выполняется следующим образом: вместо бумажного бюллетеня избирателю предлагается выбрать из стопки любую карточку со штрих-кодом, с которой он подойдет к устройству для голосования. На карточке нет никаких данных об избирателе, только код, определяющий, какой бюллетень должен быть предоставлен устройством при предъявлении такой карточки. При полностью цифровом взаимодействии основная задача – реализовать такой алгоритм анонимизации, чтобы, с одной стороны, невозможно было установить никакие идентификационные данные пользователя, а с другой стороны – предоставить возможность голосования только тем пользователем, кто ранее был идентифицирован в списке. Для ее решения в ПТК ДЭГ применяется криптографический алгоритм, известный в профессиональной среде как «слепая электронная подпись». Мы подробно расскажем о нем в следующих публикациях, а также опубликуем исходный код, вы тоже можете собрать дополнительную информацию из публикаций в интернете по ключевым словам – «криптографические протоколы тайного голосования» или «слепая подпись»
Затем избиратель заполняет бюллетень в месте, где невозможно увидеть сделанный выбор (закрытая кабинка) – если в нашей информационной системе избиратель голосует дистанционно, то единственное такое место – это личное устройство пользователя. Для этого пользователь сначала переводится на другой домен – в анонимную зону. Перед переходом можно поднять VPN-соединение и сменить IP-адрес. На этом домене и происходит отображение бюллетеня и обработка выбора пользователя. Исходный код, который исполняется на устройстве пользователя, изначально открыт – его можно увидеть в браузере.
После того как выбор сделан, бюллетень зашифровывается на устройстве пользователя с применением специальной схемы шифрования, отправляется и записывается в компонент «Распределенное хранение и подсчет голосов», построенный на базе блокчейн-платформы.
Одна из важнейших характеристик протокола – это невозможность узнать итоги голосования до его завершения. На традиционном участке это обеспечивается опечатыванием избирательной урны и контролем со стороны наблюдателей. В цифровом взаимодействии лучшим решением является шифрование выбора избирателя. Используемый алгоритм шифрования исключает возможность раскрытия результатов до завершения голосования. Для этого используется схема с двумя ключами: одним (открытым) ключом, который известен всем участникам, производится шифрование голоса. Расшифровать его этим же ключом нельзя, нужен второй (закрытый) ключ. Закрытый же ключ разделен между участниками избирательного процесса (членами избирательных комиссий, общественной палаты, операторами серверов подсчета, и так далее) таким образом, что каждая отдельная часть ключа бесполезна. Приступить к расшифровке можно только после того, как закрытый ключ будет собран. В рассматриваемой системе процедура разделения ключей включает в себя несколько этапов: разделение части ключа внутри системы, разделение ключа вне системы и формирование общего публичного ключа. Мы подробно покажем процесс шифрования и работы с криптографическими ключами в следующих публикациях.
После того как ключ собран и загружен, начинается подсчет итогов для их дальнейшей фиксации в блокчейне и последующего оглашения. Особенностью рассматриваемой системы является использование технологии гомоморфного шифрования. Мы подробно опишем этот алгоритм в следующих публикациях и расскажем о том, почему эта технология широко используется для создания систем голосования. А сейчас отметим ее основную особенность: записанные в систему учета зашифрованные бюллетени можно без расшифрования скомбинировать таким образом, что результатом расшифровки такого комбинированного шифротекста будет суммированное значение по каждому варианту выбора в бюллетенях. При этом в системе, конечно, реализованы математические доказательства корректности такого расчета, которые также записываются в систему учета и могут быть проверены наблюдателями.
Ниже приведена схема процесса голосования.
Блокчейн-платформа
Теперь, когда мы разобрали основные особенности реализации системы дистанционного электронного голосования, ответим на вопрос, с которого начинали – а какую роль в этом играет технология блокчейн и какие задачи она позволяет решить?
В реализованной системе дистанционного голосования технология блокчейн решает определенный круг задач.
Функциональность применяемой блокчейн-платформы обогащена использованием смарт-контрактов. Смарт-контракты проверяют каждую транзакцию с зашифрованными бюллетенями на подлинность электронной и «слепой» подписей, а также проводят базовые проверки корректности заполнения зашифрованного бюллетеня.
При этом в рассматриваемой системе дистанционного электронного голосования компонент «Распределенное хранение и подсчет голосов» не ограничивается только блокчейн-узлами. Для каждого узла может быть развернут отдельный сервер, который реализует основные криптографические функции протокола голосования – серверы подсчета.
Серверы подсчета
Это децентрализованные компоненты, обеспечивающие процедуру распределенной генерации ключа шифрования бюллетеней, а также расшифрование и подсчет итогов голосования. В их задачи входит:
Для придания системе необходимых свойств на различных этапах процесса голосования используются следующие криптографические алгоритмы:
Итоги
Давайте подведем некий промежуточный итог рассмотрения системы дистанционного электронного голосования. Мы кратко описали процесс и основные компоненты, которые его реализуют, а также определи средства достижения необходимых для любой системы голосования свойств:
Цифровые сервисы для участников избирательного процесса
Описание
Минкомсвязь России совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуют мероприятия, направленные на обеспечение предоставления цифровых сервисов для участников избирательного процесса, в том числе разработку и внедрение цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, разработку и обеспечение функционирования цифровых сервисов для участников избирательного процесса, включая голосование для избирателей вне зависимости от места их нахождения, обеспечение централизованного ведения, хранения, актуализации и анализа данных об избирателях и участниках референдума.
Предпосылки для цифровой трансформации избирательного процесса были заложены в результате успешной реализации проекта «Мобильный избиратель», который открыл избирателям беспрецедентную возможность проголосовать на любом удобном избирательном участке по месту нахождения, подав соответствующее заявление, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Воспользоваться услугой могли пользователи портала госуслуг с подтвержденной учетной записью и подтвержденным номером мобильного телефона, достигшие на день голосования 18 лет
Возможностью выбрать удобный избирательный участок на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года с помощью портала госуслуг воспользовались свыше 1,6 миллиона избирателей. В ходе проведения федеральных и региональных выборов в Единый день голосования 9 сентября 2018 года было подано почти 300 тысяч заявлений.
Сервис «Мобильный избиратель» в 2018 году получил «Премию Рунета» в номинации «Государство и общество».