как вы ответите на вопрос какие слои группы населения составляли основную движущую силу в ссср
Социальный состав населения СССР
В нашей стране социальный состав населения коренным образом изменился в результате победы Великой Октябрьской революции и последующего периода социалистического строительства (рис. 16). В 1913 г. 2/3 населения России представляли крестьяне-бедняки и середняки (а также кустари и
ремесленники, не применявшие наемный труд). Рабочие и служащие составляли примерно 1/6 населения и столько же — городская и сельская буржуазия. Революция уничтожила класс помещиков и капиталистов, а затем в ходе социалистической перестройки сельского хозяйства была ликвидирована и самая многочисленная группа эксплуататоров — кулачество. Трудовое крестьянство стало колхозным.
С каждой новой пятилеткой, с развитием индустриализации и распространением наряду с колхозной также совхозной формы сельскохозяйственного производства возрастает удельный вес рабочих и служащих в составе населения СССР. К 1979 г. рабочие и служащие с их семьями составляли уже 85% населения (а в 1959 г. их было 68%) и около 15% — колхозное крестьянство; крестьян-единоличников осталось совсем небольшое число (сотые доли процента). Социалистическое общество СССР представляют два дружественных класса: рабочих и колхозного крестьянства. Более 1/5 части населения СССР — советская интеллигенция, в большинстве своем вышедшая из рядов рабочих и трудового крестьянства, и ее доля ежегодно возрастает.
Статья 1 Конституции СССР, принятой Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г., гласит: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Все граждане СССР равны перед законом, независимо от социального положения, их равноправие обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни (из ст. 34 Конституции).
С созданием в Советском Союзе развитого социалистического общества и его дальнейшим движением к коммунизму все более однородной становится социальная структура населения, происходит сближение классов и социальных групп на основе марксистско-ленинской идеологии.
В докладе Л. И. Брежнева «О проекте Конституции СССР» были подчеркнуты знаменательные изменения в социальном составе населения страны и характерные черты каждой социальной группы: «Наш рабочий класс сегодня это две трети населения страны. Это — десятки миллионов образованных, технически грамотных, политически зрелых людей. Их труд все более приближается к труду инженерно-технических работников. Значительно возросли общественная активность рабочих, их участие в управлении государством.
Изменилось и крестьянство. Нынешний колхозник родился и вырос в колхозе, его психология сформировалась уже на социалистической основе. Он управляет современной техникой. А его образовательный уровень, его образ жизни зачастую мало чем отличается от городских.
Подлинно народной, социалистической стала интеллигенция. По мере роста уровня культуры народа и небывалого увеличения роли науки в коммунистическом строительстве растет и удельный вес интеллигенции в жизни нашего общества» .
Основную часть интеллигенции социалистического общества составляют трудящиеся, профессионально занятые умственным трудом высокой квалификации, требующим, как правило, для своего выполнения среднего специального или высшего образования, — научные работники, инженеры, агрономы, врачи, учителя. Другая ее часть — служащие, занятые менее квалифицированным умственным трудом, не требующим специального среднего, тем более высшего образования (учетчики, счетоводы, кассиры, машинистки и др.).
При социализме уже нельзя определять и рабочий класс как совокупность лиц физического труда в общенародном хозяйстве. Растет число и удельный вес рабочих, в деятельности которых органически соединяется труд умственный и физический. Оставаясь частью рабочего класса, такой слой рабочих-интеллигентов, имеющих среднее специальное, а иногда и высшее образование, по некоторым подсчетам, составлял в 1975 г. уже около 1,7 млн. человек (это значительная часть наладчиков, аппаратчиков и операторов, диспетчеров, сталеваров и др.). Физический ручной труд остальной части все более заменяется обслуживанием машин; повышается значение образования и общего развития.
Все это — закономерное следствие научно-технической революции, интенсивно преобразующей производительные силы, ускоряющей в условиях социалистического общества рост материальной базы и создающей новые возможности удовлетворения потребностей и всестороннего гармонического развития всех трудящихся.
В будущем коммунистическом обществе, в котором не будет классов, полностью произойдет «соединение умственного и физического труда в производственной деятельности людей. Интеллигенция перестанет быть особым социальным слоем, работники физического труда по своему культурно-техническому уровню поднимутся до уровня людей умственного труда».
Ковалев, С.А. География населения СССР/ С.А. Ковалев [и д.р.]. – М.: Издательство МГУ, 1980.- 287 с.
Классовые группы в СССР: рабочий, интеллигенция
Еще в Конституции 1936 года признавалось, что в советском обществе полностью искоренены эксплуататорские классы. Поэтому, общество состояло из рабочих, крестьян и прослойки интеллигенции. Чтобы было понятно, что к чему и не возникало ассоциации с буржуазной интеллигенцией, то добавлялось прилагательное «народная».
Рабочий класс
Самым массовым в Советском Союзе всегда считался рабочий класс. Ведь и в словосочетании «рабоче-крестьянская», рабочие ставились первыми. И это не случайно. Если, например, при закате царизма, в России рабочий класс составлял всего 17%, то, спустя четверть века, накануне Второй мировой войны, его процентное количество увеличилось втрое (50,2%).
Можно сказать, что декларируемая Лениным еще на заре революции, идея о диктатуре пролетариата, активно претворялась в жизнь молодым советским государством. Наибольших успехов добился в этом не кто иной, как И. В. Сталин. Сначала проведя борьбу с «врагами революции», к которым зачислили, в первую очередь, остатки бывшей буржуазии. Потом были «кулаки» (во времена коллективизации) и, наконец, дошло дело и до «соратного» крестьянства. Голодоморы и прочие мероприятия использовались для того, чтобы оторвать крестьянина от земли и заставить его стать пролетарием (и смешно, и печально, но, десятилетия спустя, советская власть пыталась запустить обратный процесс).
Быть представителем рабочего класса стало очень престижно (примерно, как иметь дворянское происхождение при царском режиме). Этим хвалились при каждой возможности, особенно, составляя анкету. Для представителей этого класса были широко открыты двери ВУЗов, партийная и политическая карьера (в то время ее можно было назвать высшей партийной). Такая ситуация привела к тому, что настоящие рабочие продолжали работать, часто в тяжелых и вредных условиях, за оплату, которая не всегда соответствовала вложенному труду, а лже-пролетарии выступали на съездах, партсобраниях и пленумах, не забывая постоянно напоминать, что они – выходцы из народа.
Все закончилось тем, что к моменту составления «брежневской» Конституции рабочие составили уже 83,6% от всех людей советского общества. По сути, среди пяти взрослых жителей Союза, четверо причисляли себя к рабочему классу.
В процессе строительства социалистического общества пролетариат всегда воспринимался как руководящая сила и опора для дальнейших преобразований. Именно рабочий класс был основным носителем идеи построения коммунизма и позиционировался в качестве примера и ориентира для всего советского общества.
Изменилась ситуация в 80-е годы, когда строительство коммунизма дало трещину, а принадлежность к пролетариату стала, скорее, уничижительным, чем преимущественным определением.
Колхозное крестьянство
Хотя до 30-х годов работники сельского хозяйства назывались по старинке крестьянами, но, с началом коллективизации, приобрели именно такое словосочетательное название. Несмотря на то, что советские идеологи и пытались представить жителей села полноправными членами общества, на деле это было совсем не так. Во-первых, крестьяне никогда не поддерживали безоговорочно советскую власть. Сельских тружеников было гораздо больше, чем рабочих среди «белых», воевавших в Гражданскую войну против Красной армии. Попытки советских историков выдать их за несознательных и заблуждавшихся, при внимательном рассмотрении, вызывает лишь улыбку. Большинство из них прекрасно понимало, что царский режим дал землю и позволил работать на ней, получая доход. А вот советская власть, несмотря на демагогию, собиралась ее отобрать (вспомните коллективизацию и бедных тружеников – «кулаков»).
Во-вторых, подавляющее большинство селян были неграмотными и далекими от политики и государственных дел. В-третьих, такие события, как продразверстка и голодовка на селе, сильно подорвали доверие и уважение к советской власти у этого класса советского общества.
По причине такой неблагонадежности и сомнительной лояльности по отношению к «народной» власти, было необходимо как-то ограничить влияние таких идей на все общество, которое должно было стать монолитным. Сначала проводилась идеологическая работа, которая имела мало толку, затем – простые мероприятия для сокращения численности. Если быть слишком прямолинейным, то можно заявить, что эти меры были геноцидом крестьянства. А, как известно, такие меры применяются не к дружественному, а, скорее, к враждебному классу. Возможно, в умах советских идеологов сельские жители именно так и воспринимались. Если же судить непредвзято, то причин для происходящего было сразу несколько: и уже названная, и индустриализация страны, и урбанизация в мировом масштабе.
Если на начало Первой мировой войны две трети общества Российской империи составляли крестьяне, то к началу Второй мировой их было уже меньше половины. В разгар «застоя» число сельских тружеников составляло всего 16,3% от всего советского общества, что было на 50%(!) меньше, чем при царе.
Процесс «пролетаризации» селян проходил в разное время разными методами, но, с неизменным успехом. Сначала крестьяне привлекались на советские индустриальные стройки, затем были удалены из села наиболее трудолюбивые работники. Потом и вовсе были созданы условия, при которых люди бежали из села, чтобы выжить. В более поздние времена, когда в города пришла цивилизация и благоустраивались улицы, дома и дороги, село продолжало оставаться в грязи. Поэтому, мало какой молодой человек не стремился сбежать из грязи и нищеты (платили в колхозах очень мало) в нормальные городские условия, превратившись из колхозника в пролетария. Если при Сталине такие попытки пресекались на законодательном уровне, то, в дальнейшем приобрели массовый характер.
Спохватились советские лидеры уже в 70-х, когда во многих селах стало просто некому работать. Хотя от широких масс скрывалась печальная картина, но, иногда с рабочими руками в хозяйствах ситуация была хуже, чем после войны, когда многие не вернулись с фронта. Для ее исправления принимались экстренные меры по всем фронтам. Срочно началось благоустройство сел. Сюда пришли и асфальт, и водовод, и паровое отопление. Открывались новые магазины, клубы. В советских фильмах стал пропагандироваться и превозноситься труд жителей села. Для помощи хозяйствам стали организовываться бригады «шефов» из работников предприятий и даже учащихся учебных заведений и старшеклассников.
Однако, положения, в котором крестьянство десятилетиями угнеталось и уничижалось, так и не удалось исправить. Последствия тех действий видны и сейчас. Сельский труд в странах бывшего Союза не в почете, а само хозяйство – в плачевном состоянии.
Прослойка интеллигенции
К числу этой прослойки принято было относить работников умственного труда: ученых, поэтов, музыкантов, писателей, работников педагогического и медицинского труда. Впоследствии, сюда же включили руководителей разного ранга и партийных деятелей.
Интеллигенция прослойкой называлась не случайно, ведь если назвать ее классом, то недолго и до появления враждебного и даже паразитирующего класса. Такого никак нельзя было допустить в советском обществе. Поэтому она была «прослойкой» и «народной». Конечно, всегда интеллигенция была в меньшинстве, например, к 1976 году их доля в советском обществе составляла всего 14,2% от всего населения, что составило более 36 миллионов человек. Интересно, что за предыдущие 40 лет их количество выросло в 4 раза.
Одной из главных причин этого стало то, что именно из этой прослойки, в процессе построения социалистического общества вырос монстр партийной номенклатуры, которые впоследствии именовались бюрократами.
На заре советской власти интеллигенция постепенно выделялась из числа образованных и одаренных рабочих (гораздо реже – крестьян) и тех представителей этой категории досоветских времен, которые с готовностью приняли новую идеологию. Так постепенно образовывался элитный класс, который в подходящее время, выделил из своей среды тех, кого можно было назвать «советским дворянством» — партноменклатуру.
Классовое несоответствие
Хотя советское общество позиционировалось как вполне состоявшееся и цельное, но, существовали не только межклассовые трения и неприязнь, но, и группы, которые не были учтены и не относились ни к одному из ведущих классов. Это были пенсионеры, разные группы иждивенцев (малолетние, пожилые без пенсии), неработающие супруги, занятые в личном подсобном хозяйстве, студенты и живущие в детских домах и домах для престарелых. Хотя эти люди не входили в социально-классовую структуру общества, но, они каким-то непонятным образом учитывались среди общих данных в процентных показателях советского общества.
Если взять за основу марксистскую теорию, то главная черта любого класса – это отношение к средствам производства, т. е. хозяева (собственники) и наемные рабочие (продающие свой труд). Напротив, в советском обществе на первую роль вышли отношения класса и государства. Как мы рассмотрели ранее, враждебные классы были полностью искоренены, не полностью лояльные – заметно сокращены.
Ведущий класс, в противоположность им, был значительно укреплен и увеличен числом. Но, именно из него произошла градация в прослойку интеллигенции, а, затем, появление партноменклатуры и бюрократии.
Социальные классы в СССР
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое социальные классы
Социальные классы — это крупные, относительно устойчивые общности людей, выделяемые по их отношению к собственности и разделению труда.
Над понятием «социальный класс» работали ученые из Англии и Франции еще в XVII-XIX веках. Они рассматривали различные варианты деления общества: богатые и бедные, рабочие и капиталисты. Французские ученые отметили, что интересы классов сильно различались. Английские ученые работали над раскрытием внутренней структуры классов.
Стоит отметить, что марксизм разделил общество на классы: основные и неосновные.
Основные классы отличались тем, что их существование связано со сложившимися экономическими отношениями, например, рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне.
Неосновные классы являлись остатками прежних классов или, наоборот, новыми, которые только начали свое формирование. Считалось, что новые классы обязательно будут лучше старых, а также войдут в основу классового деления. Стоит отметить, что были не только основные и неосновные классы, но и слои общества.
В подходах к определению понятия социального класса в социологии были различия. Но также в них можно найти и общие черты. Марксисткие теоретики главным критерием выделения людей в классы считали их отношение собственности к средствам производства. Стоит отметить, что важным фактором они еще считали способ и характер присвоения благ в рыночных отношениях. Так, выделялось три класса: низший, средний и высший. К низшему классу относятся работники с низкой квалификацией и промышленные рабочие. Средний класс состоял из людей, которые не входили ни в низший, ни в высший класс. Со временем численность среднего класса стала больше, чем два других класса. Часть социологов предполагают, что был еще и четвертый класс — крестьянство. Но другие ученые оспаривают это предположение, потому что относят крестьянина к представителю среднего класса.
Готовые работы на аналогичную тему
Россия, которая пережила множество различных изменений, имеет изменения в высшем классе. В 1990-х годах нужно было решить проблему формирования среднего класса. Считалось, что в нашей стране именно средний класс может стать некой социальной базой, которая поможет добиться стабильности общества. К тому же, предполагалось, что средний класс окажет поддержку и помощь при осуществлении рыночных реформ.
В 2000 году численность среднего класса составляла примерно четверть всего населения страны. Ближе к 2010 году появились хорошие прогнозы, которые предполагали, что численность среднего класса в скором времени может достичь 50-60% населения нашей страны. А ведь это поможет вывести Россию на новый уровень.
Социологи до сих пор не смогли прийти к единому мнению касательно понятия «средний класс». В тех странах, где хорошо развита рыночная экономика, средним классом считают часть общества, находящуюся в «золотой середине». Данная часть общества составляет наибольшую по численности общественную группу. К тому же, она выполняет множество различных функций, которые очень важны для страны. Средний класс скрепляет все общество. Именно огромная численность этого класса и выполнение таких ответственных функций заставляет рассматривать данный класс более подробно.
Социальные классы в СССР
Некоторые классы могут присваивать себе труд других. Это происходит из-за различий тех мест, которые они занимают в процессе своей деятельности. Социальные классы, которые были в СССР отличаются от тех, которые существуют сейчас. К тому же, менялся принцип деления общества на классы.
В СССР было принято деление общества на классы, которое дал В.И. Ленин:
Выделялись еще слои — интеллигенция, служащие, духовенство. Обычно именно интеллигенция обслуживала интересы всех классов.
Выделялись еще такие элементы социальной структуры общества как:
Стоит отметить, что такое деление общества на классы связано с тем, что было две формы собственности на средства производства. Крестьяне были связаны с колхозно-кооперативной собственностью, а рабочий класс — на общенародной собственности.
Интеллигенция по своему социальному положению не является классом, а представляет собой общественный слой работников умственного труда.
Значительную роль в обществе играл именно рабочий класс. Это можно объяснить тем, что рабочий класс занимался трудовой деятельностью на предприятиях. К тому же, очень много людей из рабочего класса трудились в индустрии. Рабочий класс имел революционный опыт, отличался своей собранностью и инициативностью.
В 1972 году численность рабочего класса была более 50%, а крестьянства — 19%.
Это можно объяснить тем, что сельское хозяйство на тот момент уже было механизировано. Со временем появлялись новые технические устройства, а также изменялся характер труда крестьян.
Интеллигенция в СССР считалась народной, потому что ее численность постоянно пополнялась крестьянами и рабочим классом. К тому же, в нее входили еще и новые слои общества.
Основные элементы социальной структуры
Говоря о социальных классах в СССР нельзя не упомянуть и об основных элементах социальной структуры общества.
Главными элементами являются:
В социальной структуре особое место занимает классовая структура, которая является совокупностью классов общества. После победы социализма в СССР поменялось положение классов в социуме, а также изменилась их роль. Очень многое было сделано для того, чтобы убрать различия между колхозниками и рабочими.
В декабре 1991 года Советский союз перестал существовать. Многие современные социологи, политики историки находят самые разнообразные причины его гибели. К главным из них можно отнести новшества в различных сферах жизни общества, изменение социальной структуры, изменение количества людей в определенных социальных группах.
Индустриализация и коллективизация в СССР
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Методическая разработка открытого урока в рамках проведения предметной недели ЦМК ОСГД
«Индустриализация и коллективизация в СССР»
Подготовила и провела:
преподаватель истории Шавша Е.Г.
г. Павловский Посад
План урока по обществознанию
Преподаватель: Шавша Екатерина Геннадьевна.
Тема урока: «Индустриализация и коллективизация в СССР»
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель урока: сформировать представление о положении в экономике СССР в 30-е годы.
Обучающие: знать причины и сущность сталинской модернизации; усвоить смысл понятий коллективизация и индустриализация; проследить долгосрочные экономические, социальные, политические последствия экономической модели сталинизма.
Развивающие: совершенствовать умение обучающихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы. развивать мышление, речь учащихся, внимание, память; формировать умении и навыки работы с документами.
Воспитательные: расширить познавательный интерес обучающихся к истории своей Родины, воспитание уважения к старшему поколению
Методы проведения урока : словесный, практический.
Методическое и материальное обеспечение урока: компьютер, проектор, программно-методическое обеспечение – презентация по теме урока, учебник «История» В.В. Артемов,. Ю.Н. Лубченков, 2018г.,
Оформление доски : дата и тема урока.
Организационный момент (3 минуты)
1.1. Проверка явочного состава студентов и их готовность к уроку.
Проверка домашнего задания (10 минут)
— Почему Сталин выступил за отход от НЭПа, переход к индустриализации и массовой коллективизации?
— В чем состояла суть сталинской идеи о скорейшем построении социализма в одной стране?
Изучение нового материала (25 минут)
3.1. Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности студентов.
Посмотрите на доску мы подошли к изучению 30 – х годов, время на нашем историческом календаре 1929 год, сколько лет исполнилось советской власти?
В декабре 1925 года Всесоюзной Коммунистической партии большевиков была провозглашение курса на индустриализацию страны.
Давайте запишем что такое индустриализация.
Индустриализация – процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего отраслей тяжелой промышленности, который производят орудия и средства производства.
Источники средств для индустриализации:
-вывоз из страны сырья (нефть, лес, пушнина), золота и сокровищ музеев;
-принудительные займы у населения;
— возросшие налоги на население;
-низкий уровень жизни населения;
-дешевая рабочая сила;
-бесплатный труд узников ;
-организация соревнования и ударничества;
-трудовой героизм и энтузиазм советских людей.
Преподаватель : В 1925 г. состоялся 14 съезд партии, который вошел в историю как съезд индустриализации, хотя слово индустриализация на съезде даже не прозвучало. Была провозглашена как важнейшая задача «Превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую их ». В 1927 году началась разработка первого пятилетнего плана экономического и социального развития СССР. В мае 1929 года он был утверждении V Всесоюзным съездом Советов. План предусматривал увеличить производство промышленной продукции на 180%, причем продукции тяжелой промышленности на 230%, а сельскохозяйственной на 55%. Уже в декабре 1929 года Сталин выдвинул лозунг: «Пятилетку в четыре года».
Первый пятилетний план 1928-1932,
Второй пятилетний план 1933-1937 года
Преподаватель: Стахановское движение имело определенные преимущества перед, например, социалистическим соревнованием
Важным источником индустриализации стала дешевая рабочая сила деревни. Значительную роль при освоении районов с тяжелыми климатическими условиями, строительстве каналов, на лесозаготовках играло использование труда заключенных и спецпереселенцев (раскулаченных и высланных крестьян). В годы первых пятилеток главное управление лагерей (ГУЛАГ) ежегодно привлекало около 1 млн. заключенных
Ведение понятия ГУЛАГ
Преподаватель : Издревле Россия была крестьянской страной. Крестьяне составляли большинство населения, их труд кормил и одевал Россию, а также давал немало товаров для внешней торговли. Однако на протяжении нескольких веков крестьяне были лишены права собственности на землю. Реформа 1861 года – попытка решить проблему, но неудачная. Во время революции и Гражданской войны большинство крестьян поддержало большинство, поскольку их правительство обещало народу землю. Руководство СССР провозгласило опорой только беднейшую часть крестьян, а зажиточных объявило кулаками – враждебным элементом. Введение термина «кулаки»
Преподаватель : Из-за неурожая 1920 г., положение в деревне ухудшилось. Крестьяне недовольны продразверсткой, то и дело вспыхивают стихийные бунты.
В них Советская власть обвинила кулаков. Несмотря на замену продразверстки продналогом, хлеба в стране все равно не хватало.
Декабрь 1927 года – XV съезд ВКП (б) – поставлена задача «перехода распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства»
С 1928 – 1929 гг. страна взяла курс на коллективизацию
— Что же такое коллективизация?
Коллективизация – добровольное производственное кооперирование мелких и средних крестьянских хозяйств.
Каковы цели коллективизации?
-обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой за счет массового ухода крестьян из деревни;
— ликвидация кулачества как класса;
— перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный.
Преподаватель : П олитика «сплошной коллективизации» проводилась в жизнь под лозунгом, сформулированным И. В. Сталиным в статье «Год великого перелома» (ноябрь 1929 г.) 7 ноября 1929 года – статья Сталина «Год великого перелома»
Работа с документом
«Из статьи И. В. Сталина «Год великого перелома» (приложение 1)
Каковы причины и суть сталинского «великого перелома»?
Деревня – источник продовольствия;
Деревня – основной канал средств для нужд индустриализации.
Преподаватель : Статья И. В, Сталина была воспринята как руководство к действию. Власти с помощью войск ОГПУ (ведение термина «двадцатипятитысячники») в течение короткого времени (за 1,5-2 года) убрали из деревни опасные для себя слои населения.
Кулаки и середняки
Введение понятия раскулачивание
ГПУ – Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР
-Кулаки и зажиточные середняки.
-Создание материальной базы;
Преподаватель: По разным сведениям, число раскулаченных составило от 3,5 до 9 млн. чел. Часть из них была брошена в тюрьмы, а основную массу переместили в отдаленные районы.
Оставшиеся в родных местах крестьяне, опасаясь за свою судьбу, записывались в колхозы
Для того, чтобы посмотреть как жили колхозники, какие беды их постигали, давайте обратимся к текстам документа, который лежит перед вами.
Задание к документу (Из письма крестьянина председателю ВУЦИК Г.И. Петровскому. 1932 г.)( Приложение 1)
На какие особенности политики коллективизации обращает внимание крестьянин, говоря о главных причинах голода в деревне?
Кого он считает главным виновником сложившегося положения?
Как подобные настроения интерпретировались и использовались высшим руководством страны?
Преподаватель: 2 марта 1930 года – статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов». В народе Сталин – заступник крестьян
План хлебозаготовок за 1932 год не был выполнен, поскольку оказался непосильным для деревни. Кто-то должен был за это ответить. Не даешь государству зерно – стало быть, ты – кулак.
Коллективизация окончательно завершилась к середине 1930-х годов
Коллективизация создала условия для проведения индустриализации.
В город ринулась масса крестьян, пополнившая ряды рабочего класса.
4. Закрепление материала (5 минут)
Сделайте вывод об итогах коллективизации и индустриализации в СССР.
На рубеже 1920-1930гг. В СССР ценой разорительной для крестьян коллективизации и уничтожения частного предпринимательства была проведена социалистическая индустриализация, которая вывела страну на 2-е место в мире по уровню промышленного развития после США, но уровень жизни населения существенно снизился.
В стране на смену многоукладной экономике пришла административно-командная.
Коллективизация и индустриализация способствовали формированию культа личности И.В. Сталина
5. Подведение итогов урока (5 минут)
5.1. Совместное подведение итогов;
5.2. Выставление оценок.
6. Определение и разъяснение домашнего задания. (2 минуты)
Заполнить таблицу: Коллективизация и индустриализация в СССР: основные черты и результаты».