как вы думаете каким образом думы рылеева
Как выдумаете, как думы Рылеева «Иван Сусанин» и «Смерть Ермака» помогали достичь
В событиях прошлого и в героических поступках предков поэт искал, с одной стороны, ответы на свои многочисленные вопросы, в том числе вопрос, есть ли будущее у России, с другой — образец для подражания современной ему молодежи.
Герои произведений Кондратия Рылеева — это герои-избранники, противостоящие тирании, толпе, злому року. Истинного героя-избранника и патриота Рылеев искал не в современной ему жизни, а в прошлом: только в истории, считал поэт, можно было отыскать подлинного героя-избранника и ту свободу, которую, по мнению поэта, Россия утратила.
Положительные персонажи являются для нас примерами гражданского мужества, стойкости и патриотизма (Иван Сусанин).
Строго говоря, он не был каким-то выдающимся героем, просто для него, как и для всего народа, спасти Царя означало спасти Россию, а Россия была для русских людей святыней, ибо отождествлялась с Православной верой и Христовой истиной.
По мнению Рылеева, Ермак — тоже герой-избранник, противостоящий тирании царя Ивана Грозного (отношение к царю — «Тяжелый панцирь — дар царя / Стал гибели его виною»), злому року («Но роковой его удел / Уже сидел с героем рядом. »).
Как истинный герой-избранник и патриот Ермак мысленно произносит:
. Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?
Смысл жизни данного персонажа заключается в служении Отечеству, так же как считал его смыслом своего существования сам поэт:
Из контекста думы вытекает, что Ермак с дружиной по собственной воле и инициативе отправился на покорение восставшего хана Кучума ради целостности своего государства, защиты его рубежей. Тема Родины — главная тема всех дум К. Ф. Рылеева. Защита страны от внешних врагов, расширение границ государства за счет присоединения вновь открытых земель и территорий народов, добровольно изъявивших желание войти в состав империи, борьба с внутренними врагами — вот что привлекает внимание поэта-гражданина.
Особое место в творчестве Рылеева занимает поэтический цикл «Думы», который создавался в 1821–1823 гг., а в 1825 г. был выпущен отдельной книгой. В предисловии к этой книге Рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремился достигнуть: «Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти – вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине. ». С афористической точностью и глубиной сформулировал эту цель А. А. Бестужев, заявив в «Полярной звезде», что «Рылеев, сочинитель дум или гимнов исторических, пробил новую тропу в русском стихотворстве, избрав целию возбуждать доблести сограждан подвигами предков» (Полярная звезда. М. –Л., 1960).
Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством князя Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина. Воспеваются люди смелые, сильные, готовые всем пожертвовать ради счастья родного края.
Рылеев «Смерть Ермака»
1) Какими образно-выразительными средствами пользуется Рылеев, рисуя фигуру Ермака? Что подчёркивается, особо оттеняется в его облике и характере?
2) Как вы думаете, каким образом думы Рылеева «Иван Сусанин» и «Смерть Ермака» помогали поэту достичь цели: «Возбуждать доблести сограждан подвигами предков? »
_______________________________________________________________________________________________________________
Вот стихотворение:
Вам нужен отдых; сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит;
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит.
Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?
Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали;
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег козачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала!
Вам нужен отдых; сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит;
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит.
Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?
Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали;
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег козачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала!
К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №2»
Городского округа Ступино
Урок литературы в 8 классе
Тема урока: К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.
Цели: ознакомить учеников с личностью К.Ф.Рылеева; дать понятие о жанре думы; показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народи и в литературе; развивать навыки выразительного чтения.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: выразительное чтение басни И.А.Крылова «Обоз»
3. Слово учителя о К.Ф. Рылееве.
Кондратий Федорович Рылеев родился 18 (29) сентября 1795 г. После окончания кадетского корпуса он участвовал в 1814 и 1815 годах в заграничных походах русской армии. Именно в ту пору он, по собственному призванию, «заразился» свободомыслием. Русская действительность укрепила революционное убеждение будущего декабриста. Декабристы стремились очистить русскую литературу и русский язык от «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранным образцам. Они считали, что темы и сюжеты художественных произведений должны отражать жизнь русского народа, его нравы, обычаи, предания. Поэтому в литературе декабристов наблюдается повышенный интерес к народному творчеству и к историческому прошлому родины.
К. Ф. Рылеев был одним из наиболее ярких поэтов-декабристов. Вступив в 1823 г. в Северное общество, Рылеев вскоре стал одним из его руководителей.
Писать Рылеев начал рано, но как автор вольнолюбивых стихов стал известен с 1820 года, когда выступил против всесильного Аракчеева в сатире «К временщику». Для этого надо было обладать редкой смелостью, беспредельной любовью к родине.
Революционный пафос первого стихотворения Рылеева пронизывает и все его дальнейшее творчество. Многие его стихи ходили в списках по рукам: они не могли быть напечатаны. Передовая молодежь заучивала их наизусть и вдохновлялась ими на борьбу за свободу.
4. Слово учителя о жанре думы.
Думы – это украинские народные песни об исторических событиях и народных героях, напоминающие по своему характеру и содержанию русские былины и исторические песни. (записать определение в тетрадь )
Сложенные былинным стихом, с запевом и исходом – концовкой они, так же как и былины, исполнялись сказителями-бандуристами или кобзарями нараспев, под звуки народных украинских инструментов бандуры или кобзы.
Думы возникли в XVІ – XVІІ веках; многие из них посвящены борьбе украинского казачества с Турцией и польскими панами, повествуют о казацких пленниках в турецкой неволе, их страданиях и борьбе. Позднее думами в русской поэзии называли иногда стихотворения, посвященные значительным общественным темам. Думой назвал и поэт – декабрист К.Ф.Рылеев книгу своих стихотворений, посвященных историческому прошлому России.
5. Чтение баллады по цепочке по две строфы одному ученику «Смерть Ермака».
Словарная работа перед прочтением:
«О,спите,спите,- мнил герой..»-думать, полагать.
«Плывёт… уж близко челнока …»- маленькая лодка.
6. Из истории присоединения Сибири в XVI веке.
Больших успехов в покорении восточных земель добился царь Иван Грозный. Им в 16 в. были захвачены и присоединены к России две очень мощные крепости Казань и Астрахань. Города эти были очень богатыми, а также имели важное стратегическое и торговое значение.
Поход Ермака в Сибирь
Русские охватили огромную территорию Урал, Сибирь и Дальний Восток. Поход Ермака в Сибирь имел огромную роль в освоении русскими этой территории.
7.Чтение статьи П.А.Муханова в учебнике стр.86-87 (если остаётся время)
8. Домашнее задание:
1) Ответить на вопросы 2-7 из рубрики «Размышляем о прочитанном»,подготовить выразительное чтение фрагмента думы «Смерть Ермака».
2)Прочитать фрагменты исторического труда А.С.Пушкина «История Пугачёва» стр.94-99.
Урок литературы по думе Рылеева Кондратия Федоровича «Смерть Ермака» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
№ 1. Когда, по словам К. Ф. Рылеева, он «заразился свободомыслием»?
№ 2. Когда К. Ф. Рылеев вступил в Северное тайное общество будущих декабристов?
— К. Ф. Рылеев вступил в Северное тайное общество будущих декабристов в октябре 1823 года.
№ 3. Когда К. Ф. Рылеев создает первые поэтические произведения?
№ 4. Перечислите жанры, в которых работал К. Ф. Рылеев в начале своего творческого пути.
— В первые годы своего творчества К. Ф. Рылеев создает патриотические оды, дружеские послания, элегии, песни, эпиграммы, альбомные «мелочи».
№ 5. Какое произведение К. Ф. Рылеева привлекло к себе огромное внимание современников?
— Огромное внимание современников привлекла к себе сатира «К временщику» (1820 год).
№ 6. Над произведениями какого жанра увлеченно работает К. Ф. Рылеев в последние годы своей жизни? Какую оценку литературной общественности они получили?
Вопросы к думе Рылеева Кондратия Федоровича «Смерть Ермака»
№ 1. С какой целью перед думой автор дает историческую справку? Какие события, о которых рассказывается в ней, отражены в произведении?
— Перед думой автор дает историческую справку: события, о которых рассказывается в «Смерти Ермака», отстояли от времени создания произведения примерно на 240 лет, поэтому перед началом думы необходима краткая историческая зарисовка.
— И в думе «Смерть Ермака», и в исторической справке рассказывается об обстоятельствах гибели Ермака и его казачьего войска.
№ 2. Какова тема думы Рылеева? В каких словах заключается ее идея?
№ 3. В чем автор видит причину гибели дружины Ермака и кого осуждает за это?
№ 4. Опишите гибель Ермака. Какие слова передают буйство стихии?
№ 5. Найдите и определите виды тропов (изобразительно-выразительных средств) в думе (сравнение, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись).
— Сравнение: Кучум прокрался к казачьим шатрам «как тать (вор) презренный».
— Олицетворения: «ревела буря», «молнии летали», «ветры бушевали», «Иртыш волнуется сильней», «река / Героя с шумом поглотила», «носились тучи». Природа оживлена автором, выступает как безжалостное существо, а описание ревущей реки неслучайно повторяется трижды: именно природная стихия стала одной из причин гибели Ермака.
— Эпитеты: «дикий брег», «громозвучной славы», «под бурею ревущей», «сладкий сон», «за Русь святую», «буйной жизни», «в крутых брегах», «седые волны», «дружина храбрая», «тать презренный», «грозная дружина», «мощною рукой», «валы седые», «с ярою волною», «Иртыш кипящий».
№ 6. Какой эпизод из думы «Смерть Ермака» изобразил художник Б. Дехтерев? (см. иллюстрацию в учебнике)
— Художник Б. Дехтерев изобразил момент, когда Ермак борется с бурным течением Иртыша, пытаясь доплыть до ближайшей лодки.
№ 7. Какие произведения устного народного творчества близки к думе К. Ф. Рылеева?
— К думам К. Ф. Рылеева близок такой жанр устного народного творчества, как историческая песня.
Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»
Урок литературы в 9 классе по программе В. Я. Коровиной
Составила учитель русского языка и литературы
МБОУ лицей с. Месягутово Республики Башкортостан
Леонтьева Елена Геннадьевна
1)формировать и обогащать знания об историческом прошлом России;
2) расширять знания о понятии дума;
3) развивать устную речь учащихся и логическое мышление;
4) воспитывать чувство патриотизма.
Методические приемы : осмысленное чтение текста, аналитическая беседа, словарная работа, заполнение таблицы, индивидуальные задания, работа с иллюстрациями
Оборудование урока: текст К.Рылеева «Иван Сусанин» в электронном учебнике, маркерная доска, мультимедийный проектор, ноутбуки с доступом в Интернет.
Термины литературы: дума, тема, идея.
Русская литература 19 века. I половина./ Ленюшкина Л.Г., Терентьева Д.Г. – М.: Просвещение, 1995 – с.86-106.
Рылеев К.Ф. Полное собрание сочинений. Вступительное статья В.Г. Базанова и А.В. Архиповой. – Л.: Советский писатель, 1971. – с.5-52.
Золотарева И.В., Крысова Т.А. – Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2004
Читаем, думем, спорим…: Кн. Для самост. работы учащихся по литературе: 9 класс/ Авт – сосот. Г.И.Беленький. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:ООО «А ТЕМП», 2007
I. Организационный момент.
Стихотворение читает подготовленный ученик
Ушли в история года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов- изгоев,
Обрёл свободу навека.
-Ребята, как вы думаете, почему мы начали наш урок с государственного гимна? (Это гимн нашей страны)
— Назовите государственные праздники, на которых чаще всего исполняется гимн России? (4 ноября, 23 февраля, 12 июня)
— Что объединяет эти праздники? (Целостность страны, государственность, защита Родины…)
— Вспомните историю нашей страны, всегда ли Россия была такой, какой мы её знаем? (Нет, были сложные периоды в жизни страны)
— Откройте в электронном учебнике главу «Литература XIX века» и просмотрите иллюстрации в теме « К.Ф. Рылеев». На них изображены великие люди разных эпох, которые боролись за независимость Руси (икона св. Бориса и Глеба,1340г, св. Сергея Радонежского, 1420г, миниатюра «Приезд Дмитрия Донского в Сергиев Монастырь, к. XVI в.)
Приложение 1(иллюстрации в электронном учебнике)
— Почему мы обратились к произведениям древнерусской живописи? (На них изображены защитники Отечества, поборники его независимости)
— Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О патриотизме, национальных героях, о празднике 4 ноября..)
— Назовите героев, имеющих отношение к празднику Дня народного единства. ( Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский)
III . Работа в группах (на ноутбуках в ГУГЛ документе)
Задание : 1 группа – информация о Кузьме Минине
2 группа – о князе Дмитрии Минине
3 группа – об историческом времени, в котором происходили события
Учитель контролирует работу учеников, на работу даётся 5 – 6 минут. Затем информация озвучивается 1 и 2 группой.
Сообщение 1 группы: Ему принадлежат слова: «Не пожалеем ничего, продадим дома свои, заложим жен своих и детей и соберем казну на жалованье ратным людям”. После победы над врагом был жалован чин думного дворянина. Поместье не дали, но дали жалованье – 200 рублей в год. Воздвигнут памятник в Москве и нижнем Новгороде. ( Кузьма Минин)
Сообщение 2 группы : Выдающийся вклад в освобождение страны от захватчиков внес суздальский князь Дмитрий Пожарский. За свою службу он был отмечен земельным пожалованием в Суздальском уезде. На свои средства он выстроил несколько церквей, покровительствовал народным живописцам и поэтам. Похоронен в суздальском Спасо – Евфимиевом монастыре. Так закончился путь князя Д. М.Пожарского, чей подвиг служения Отчизне русский народ оценил очень высоко.
Приложение 2 ( презентация, слайд 1)
— Но не только эти люди внесли свой вклад в освобождение Родины от иноземной интервенции, был ещё один человек, который навсегда вписал своё имя в скрижали истории России. О ком идёт речь?
-Иван Сусанин, костромской крестьянин.
— А какие же события истории России связаны с именами Минина, Пожарского и Сусанина?
Сообщение 3 группы:
В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России.
— Как повёл себя костромской крестьян
IV. Работа с текстом
Учащиеся читают отрывки в электронном учебнике
Ляхи – так в старину русские называли поляков
Мнить – думать, воображать.
Вотще – тщетно, напрасно.
Не шелохнясь – не шевелясь.
Настороже – насторожиться, прислушаться.
— Ребята, как называется такая лексика? ( Устаревшая).
— Зачем она нужна? (Максимально приблизиться к эпохе).
VI . Беседа по тексту :
-С чего начинается повествование? (поляки идут за Сусаниным, и он приводит их к деревне)
— С какой целью прибыли ляхи? (убить царя)
— Как Сусанин приглашает поляков отдохнуть? (он похож на радушного хозяина)
— Так ли это? Зачем он так делает? (хочет усыпить бдительность, обмануть поляков)
— О чем молится Сусанин? Что просит у бога? А что мог просить? (спасти свою жизнь)
— С кем разговаривает Сусанин ночью? (просит предупредить царя об опасности)
— Какими чувствами проникнута его речь? (любовью к Родине, бесстрашием, решимостью)
— Прочитайте описание леса, в который входят поляки за Сусаниным. Это описание природы у Рылеева получилось очень реалистичным. Мы представляем и морозное утро, и непроходимые дебри, и холодную тишину, и понимаем, что обратной дороги нет.
«Куда ты ведёшь нас. не видно ни зги! –
Сусанину с сердцем вскричали враги. –
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега,
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует;
Но смерти от ляхов ваш царь не минует.
Иль бойся: недолго у нас до беды!
Заставил всю ночь нас пробиться с метелью.
Но что там чернеет в долине за елью?
Друг за другом идут в молчанье сарматы;
Все далее и далее седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес:
Все глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними;
И сосны и ели, ветвями густыми
Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Все в том захолустье и мертво и глухо.
«Туда, куда нужно! – Сусанин сказал.-
Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
«Злодей! – закричали враги, закипев. –
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
«Умри же! – сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали. –
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!
VII . Работа по осмыслению текста.
Задание: «Ты мне – я тебе»
(Учащиеся одной группы по очереди задают вопросы другой группе, при этом сами определяют, кто отвечает)
В. – Какую личность видит автор в Иване Сусанине?
В. – А сам герой считает свой поступок героическим?
Творец защитит вас святой своей силой.
В час смерти он уповает на милость бога, надеется, что бог не оставит семью.
В. – Почему, по-вашему, Рылеев довольно пространно вводит описание природы в думу? Она у него словно живая. Как называется в литературоведении этот приём?
О. – Приём, когда природа как бы оживает и чувствует, как человек, называется олицетворением. Автор хочет показать, что всё русское противится вторжению иноземцев, которые пришли не с добром.
В. – Почему Рылеев использует эпитет «твердый» Сусанин (а не храбрый, смелый)?
О. – Эпитет «твердый» указывает на несгибаемость духа, который, как всё твёрдое, невозможно сломать.
В. – Почему Ивану Сусанину, простому крестьянину, важно было ценой своей жизни спасти будущего царя Руси? Найдите, пожалуйста, ответы в тексте думы.
Заполнение таблицы (на каждом столе цветные листы с таблицей)
Провести поляков к молодому царю
Спасает царя и Отечество
Предать царя и Отечество
Погибает от рук ляхов
Остаться живым
— Какие слова героя были последними?
— Скажи, что Сусанин спасает царя,
Любовью к Отчизне и вере горя.
. И помни: я гибну за русское племя.
. Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь.
– В каких словах думы заключено обобщающее значение образа Сусанина?
– Обобщающее значение образа Сусанина заключается в таких словах:
. Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
ПАТРИОТ – ЧЕЛОВЕК, ПРЕДАННЫЙ ИНТЕРЕСАМ КАКОГО – НИБУДЬ ДЕЛА
ПАТРИОТИЗМ – ПРЕДАННОСТЬ ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ, К СВОЕМУ НАРОДУ
ПАТРИОТИЧНЫЙ – ПРОНИКНУТЫЙ ПАТРИОТИЗМОМ
VIII . Литературоведческий компонент.
Учитель: Итак, исходя из того, что мы сказали, запишем основные черты характера и поведения Ивана Сусанина. Записать в тетради и на маркерной доске (Черты героя: мужественен, бесстрашен, патриот: любит свою родину, не может стать предателем)
Из вышесказанного определяем тему и идею произведения.
Учитель: Как вы думаете, почему именно дума стала жанром прославления национального героя?
(В основу думы всегда положен тот или иной исторический факт, а Рылеева всегда заинтересовала история династии Романовых)
Подготовленный ученик 2 (реализация домашнего задания)
– Дума – народная песня об исторических событиях и народных героях .
— Знаменитый поэт А. С. Пушкин не воспринимал думы как жанр, он всегда говорил, что они, не смотря на присущее в них историческое описание, лишены патриотического наполнения. Однако, «Ивана Сусанина» он признал, как произведение, в котором каждая строчка наполнена национальным русским сознанием. Сам Рылеев выдвинул цель своих дум: напомнить юношеству о подвигах предков, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти.
Подготовленный ученик 3 (реализация домашнего задания)
— Образ И.Сусанина запечатлён и увековечен не только Рылеевым. Так патриотизм, который заложен в думе, вдохновил гениальнейшего русского композитора М. И. Глинку на создание одноименной оперы. переименованная позднее в оперу «Жизнь за царя»- 1834г. ( прослушивание фрагмента)
По велению Николая I было решено воздвигнуть памятник Сусанину в г. Костроме.
14 марта 1851 года в центре Костромы был установлен памятник по проекту скульптора В.И.Демут-Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонн располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента – надпись «Ивану Сусанину, за Царя, – спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство»
В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским. Фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину – патриоту земли русской».
Приложение 3(презентация, слайд 2)
X .Беседа с учащимися
Учитель: Скажите, один ли Сусанин на русской земле готов пожертвовать жизнью? (Нет, не один). Подтвердите словами из текста.
Их нет и не будет на Русской земли!
Учитель : Многие герои повторили подвиг Сусанина
В феврале 1943 года фашистские каратели пытались уничтожить отряд партизан. Партизанам тяжело было сдерживать натиск врага, оказывая яростное сопротивление. Они отступали вглубь леса. Старый колхозник Иван Цуба был схвачен фашистами.
— Куда ушли партизаны?
— Показывай,- злился фашист, тыча пистолетом в лицо Ивану.
На глазах у Ивана враги расстреляли родного брата.
— Показывай, где партизаны. – заорал на Ивана офицер.
— Добре,- промолвил Иван, опустив голову.
Он двинулся в сторону леса. Ненависть удесятеряла его силы. Он шел быстро, не оглядываясь.
— Далеко еще? – спросил офицер.
— Нет, близко,- ответил Иван.
Но вот началось незамерзающее болото. По тропинкам, известным только Ивану, привел он немцев в такие гибельные топи, что выбраться отсюда было нельзя. Поняли фашисты, что уготовил им проводник. Долго измывались над ним и в конце концов расстреляли, но и сами не смогли выбраться из болота.
Приложение 4(презентация, слайд 3)
Учитель: Как характеризирует поступок Ивана Цубы его самого? Продолжил ли он подвиг Ивана Сусанина, ратные дела князя Дмитрия Донского и Дмитрия Пожарского, а также Кузьмы Минина?
Составить историко – литературный комментарий по структурной схеме:
1.Коротко об авторе, дате создания тескта.
2.Сведения об исторических персонажах произведения ( построчно, начиная от заглавия)
3. Построчный и по возможности краткий комментарий событий, названных в тексте.
Примечание: Следует помнить, что историко – литературоведческом комментарии желательны личные размышления комментатора. Комментарий должен быть строгим и предельно информативным.
— Что нового для себя вы сегодня узнал на уроке?
— Хотите ли вы быть ли вы патриотами своей Родины?
— России есть кем гордиться, и я очень надеюсь, что ваши имена навсегда останутся в истории нашей страны! Спасибо за урок. (Звучит гимн Российской Федерации)