как вы думаете какие цели преследовал п а столыпин предполагал провести заявленные им реформы
Реформы Столыпина
Всего получено оценок: 2216.
Всего получено оценок: 2216.
Петр Аркадьевич Столыпин (2(14) апреля 1862 – 5(18) сентября 1911) – видный государственный деятель в период правления Николая II. Автор ряда реформ, рассчитанных на ускорение экономического развития российской экономики при сохранении самодержавных устоев и стабилизации существующего политического и социального порядка. Разберем кратко по пунктам реформы Столыпина.
Причины проведения реформ
К ХХ веку Россия оставалась страной с феодальными пережитками. Первая Русская революция показала, что у страны имеются большие проблемы в аграрном секторе, обострен национальный вопрос и идет активная работа революционных организаций.
Кроме прочего, в России уровень грамотности населения оставался низким, а пролетариат и крестьянство были недовольны своим социальным положением. Слабая и нерешительная власть не хотела решать эти проблемы радикально, пока на пост премьер-министра не был назначен Петр Столыпин (1906-1911 гг.).
Отразим в таблице реформы Столыпина.
Реформа
Решить крестьянский вопрос (проблему малоземелья крестьян)
Введение земств в западных губерниях
Введено обязательное начальное образование
Формирования юридических взаимоотношений работника и работодателя
Учреждение военно-полевых судов
Аграрная реформа
Самая главная и известная из реформ касалась крестьянской общины.
Ее целью являлись:
Столыпиным был предпринят ряд мер по решению поставленных целей. Так, крестьянам разрешалось выходить из состава общины и создавать свои личные обособленные хозяйства, продавать или закладывать свои земельные наделы, а также передавать их по наследству. Здесь важно запомнить такие термины, как отруб – земля на территории общины, хутор – земля за пределами общины.
которые читают вместе с этой
Крестьяне могли получать кредит на льготных условиях под залог земли или получить ссуду для покупки земли у помещика сроком на 55, 5 лет. Предполагалась и переселенческая политика малоземельных крестьян в государственные земли на необжитых территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Чтобы привлечь крестьян Столыпин разработал ряд условий: они освобождались от налогов на 5 лет, мужчины освобождались от военной службы, получали пособие в 200 рублей, а земля давалась в собственность.
Государство брало на себя обязательства поддержать агрономические мероприятия, которые могли бы повысить урожайность или улучшить качество труда в сельском хозяйстве.
Использование данных методов позволило вывести из общины 21% крестьян, ускорился процесс расслоения крестьян – росло число кулаков (зажиточных крестьян) и повышалась урожайность полей. Однако, в этой реформе были плюсы и минусы.
Рис. 2. Столыпинский вагон.
Переселение крестьян не дало желаемого эффекта, так как больше половины быстро вернулись обратно, а кроме противоречий между крестьянами и помещиками добавился конфликт между общинниками и кулаками.
Проблема реформы Столыпина состояла в том, что сам автор отводил на ее реализацию не менее 20 лет, а критике она подверглась практически сразу после ее принятия. Увидеть итоги своих трудов ни Столыпин, ни его современники так и не смогли.
Военная реформа
Анализируя опыт русско-японской войны, Столыпин первым делом разработал новый Воинский устав. Был четко сформулирован принцип призыва в армию, регламент призывных комиссий, льготы призывников. Увеличивалось финансирование на содержание офицерского корпуса и была разработана новая военная форма, развернулось стратегическое железнодорожное строительство.
Столыпин оставался принципиальным противником участия России в возможной мировой войне, считая, что страна не выдержит подобной нагрузки. Его знаменитая фраза: “Успокоение и реформы, или дайте России 20 лет спокойствие внутреннего и внешнего…”
Иные реформы Столыпина
В 1908 году по указу Столыпина в России в течении 10 лет должно было ввестись обязательное начальное образование.
Столыпин был сторонником укрепления царской власти. Он был один из основных деятелей по установлению «Третьеиюньской монархии» в 1907 году. В этот период правления Николая II усилилась русификация западных территорий, таких как Польша и Финляндия. В рамках этой политики Столыпин провел земскую реформу, согласно которой в органы местного самоуправления выбирались таким образом, чтобы представителей национальных меньшинств было меньшинство.
В 1908 году в Государственной думе были приняты законы о предоставлении работникам врачебной помощи в случае травмы или болезни, а также установлены выплаты утратившему трудоспособность кормильцу семьи.
Влияние революции 1905 года на обстановку в стране вынудило Столыпина ввести военно-полевые суды, а помимо этого началась разработка единого правового пространства Российской империи. Планировалось определить права человека и зоны ответственности чиновников. Это было своеобразным началом масштабной реформы управления страной.
Что мы узнали?
РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА
Комплекс широких мер, проводимых российским правительством под руководством премьер-министра П.А. Столыпина (1906-1911) и затронувших различные области русской жизни.
Третьеиюньская политическая система
С революцией Столыпин боролся совершенно беспощадно и к середине 1907 года добился «успокоения». Этот успех он ознаменовал пересмотром избирательного закона в Государственную Думу, что можно рассматривать как начало последовательной политики реформ (хотя от репрессивных мер, направленных на поддержание порядка, Столыпин тоже отказываться не собирался). Дело в том, что в отличие от многих других представителей власти, Столыпин был уверен в необходимости сохранить думу с законодательными функциями, определенными знаменитым Манифестом, подписанным Николаем II 17 октября 1905 года. В ее существовании глава правительства видел серьезный фактор стабилизации, средство, отвлекающее массы от стремлений изменить существующий порядок революционным путем. В то же время I и II думы, избиравшиеся на основе избирательного закона, данного в разгар революции, носили демократический, оппозиционный характер: в них было много представителей крестьянства, с одной стороны, и представителей либеральной интеллигенции, с другой. Обе эти думы в равной степени противостояли власти и не успокаивали, а будоражили страну. Столыпин же стремился создать послушную думу, что ему и удалось сделать с помощью нового избирательного закона, утвержденного царем 3 июня 1907 года (определяющую роль в его разработке сыграл один из ближайших сотрудников Столыпина С.Е. Крыжановский).
Аграрная реформа
Для того, чтобы подтолкнуть крестьян на создание самостоятельных хозяйств, Столыпин резко активизировал деятельность Крестьянского банка, созданного еще в 1883 году. На протяжении долгого времени банк давал крестьянам-общинникам ссуды для покупки земель под довольно большой процент; на эту операцию крестьяне шли без особой охоты. Теперь же банк стал действовать иначе: с 1906 года он начал массовую скупку помещичьих земель. Позиция Столыпина в этом вопросе была предельно ясна: конфисковывать помещичьи земли он не собирался, но если сами хозяева их, в силу тех или иных причин, продавали, то государство шло на то, чтобы помочь их купить именно крестьянам и, прежде всего, зажиточным. Получив в свое распоряжение грандиозный земельный фонд – только в 1906-1907 годах он скупил у помещиков около 2,7 млн. десятин земли – банк дробил эти земли на отдельные участки и продавал их крестьянам на льготных условиях, предоставляя значительные ссуды. При этом всячески поощрялось создание именно отрубных и, особенно, хуторских хозяйств. Так, если от сельских обществ при покупке ими земли требовались значительные денежные суммы, то отрубники должны были сразу же заплатить всего 5% стоимости, а хуторянам ссуда выдавалась в размере всей стоимости земли и на достаточно долгий срок. И все же хуторские хозяйства создавались российским крестьянством неохотно и в небольшом количестве.
Неосуществленные реформы
Следует отметить, что Столыпин достаточно хорошо понимал, что новый социальный слой, который он так упорно пытался сформировать, нельзя расположить к власти мерами исключительно экономического характера (да еще при условии сохранения помещичьего землевладения). Правительством Столыпина были задуманы еще и серьезные преобразования в сфере местного управления, в сфере просвещения, которые должны были убедить «крепких хозяев» в том, что власть искренно протягивает им руку. Если реформа просвещения, которая должна была облегчить детям крестьян доступ ко всем уровням образования, находилась в стадии разработки, то реформа местного управления была, по сути, подготовлена и ждала лишь законодательного подтверждения. Смысл этой реформы заключался, прежде всего, в том, чтобы заставить поместное дворянство, которое при Александре III получило практически полный контроль над управлением крестьянами (через земских начальников), пойти на сотрудничество с зажиточным крестьянством. В ходе этой реформы предполагалось, прежде всего, преобразовать волость, включив в состав этой мелкой административно-территориальной единицы не только крестьянские земли, как раньше, но и помещичьи имения. Управление в волости переходило в ведение волостного земства, которое выбиралось на основе умеренного имущественного ценза; соответственно, в его состав должны были войти как помещики, так и крестьяне-единоличники. Именно этому органу, в котором за один стол усаживались поместные хозяева и хозяева-крестьяне, предстояло решать местные проблемы. Центр административного управления переносился при этом в уезд; возглавлявший его уездный начальник назначался правительством. Что же касалось губернаторов, то, освобождая их от массы мелких текущих дел, столыпинский проект предоставлял им возможность полноценного стратегического руководства губернией, координацией действий уездной администрации. При этом Столыпин предполагал предпринять целый комплекс мер, которые должны были оторвать губернаторов от придворных кругов и камарильи, ставленниками которых они сплошь и рядом были, безоговорочно подчинив их правительству.
Этот проект вызвал крайне негативное отношение в дворянской среде. Если к аграрной реформе дворяне-помещики отнеслись достаточно сдержанно, поскольку она не затрагивала непосредственно их интересов, то местная реформа даже на уровне проекта резко восстановила защитников дворянских «прав и привилегий» против Столыпина. Главу правительства стали публично обвинять в «уничтожении сословности и демократизации местного уклада», в разрушении исторически сложившейся – то есть, продворянской – системы управления. Николай II, который начинал все больше тяготиться своим энергичным и, как ему казалось, излишне самостоятельным премьером, склонен был к этим обвинениям прислушиваться. В 1911 году в придворных кругах стали ходить упорные слухи о неминуемой отставке Столыпина. Однако вопрос решился иначе: 1 сентября 1911 года этот замечательный во многих отношениях государственный деятель был убит террористом. Реформы его так и остались незавершенными.
Как вы думаете какие цели преследовал п а столыпин предполагал провести заявленные им реформы
В развитии Российской империи начала XX в. значительную роль сыграл П.А. Столыпин (1862—1911). Он считал необходимым бороться с революцией, при этом ясно понимал необходимость проведения реформ. Свой политический курс Столыпин назвал «порядок и реформы».
АГРАРНАЯ РЕФОРМА
Цели реформы
■ Преобразовать Россию в буржуазно-монархическое государство.
■ Создать слой крестьян-середняков.
■ Сохранить все формы собственности, включая помещичью.
■ Снять социальную напряжённость на селе, отвлечь крестьян от мыслей о принудительном отчуждении помещичьих земель.
Основные мероприятия
Итоги Аграрной реформы
Последствия аграрной реформы
■ Усиление социальной напряжённости в деревне: накопились противоречия крестьян с помещиками и с сельской буржуазией.
■ Ускорение процесса расслоения крестьянства.
■ Складывание рынка рабочей силы за счёт выхода крестьян из общины.
■ Развитие предпринимательства сельской буржуазии.
■ Рост сельскохозяйственного производства за счёт применения машин и расширения посевных площадей.
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ П. А. СТОЛЫПИНА
Реформы затрагивали местное самоуправление, национальную и религиозную политику, образование, решение рабочего вопроса и проведение налоговой политики. Представленный в 1906 г. проект земской реформы (новые критерии формирования курий, создание низшего уровня земского самоуправления) не нашёл поддержки в Государственной думе и совете. Предложение организовать земства в Литве, Белоруссии и Западной Украине (предполагалось снизить имущественный ценз для русских помещиков и православного духовенства) было одобрено. В итоге земства в западных губерниях созданы указом императора в 1911 г.
Всего из 43 проектов Столыпина принято около 10, некоторые реализованы после его смерти. В 1912—1913 гг. введено страхование рабочих. С 1912 г. приступили к созданию высших начальных училищ.
Конспект урока по Истории России «П.А. Столыпин. Аграрная реформа».
Реформы Столыпина
Основные понятия: фракция, отруб, хутор, кооперация.
Оборудование и наглядность урока: интерактивная доска, учебник, структурно-логическая схема, атлас, хрестоматия, рабочая тетрадь, портрет П.А.Столыпина, исторические документы.
Предварительная подготовка: учащиеся находят информацию о П.А.Столыпине, по ранее предложенному плану, используя дополнительные источники.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами урок изучения нового материала.
II. Актуализация знаний учащихся.
– Чтобы понять новую тему, вспомним события в России до 1906 г.
– Что принес предшествующий 1905г. России? (рев.)
– Какой характер носила революция 1905 г.?
– Какие вопросы верховная власть пытается решить под давлением революции?
– Как назывался документ, связанный с изменениями в политическом устройстве страны?
– Укажите его основные вопросы.
– Чем была Государственная дума для России?
– Какие принципы были положены в основу российской избирательной системы?(выборы не были всеобщими, равными, прямыми)
Вывод: Появление в России первого парламентского учреждения – Думы было огромным шагом вперед в деле превращение самодержавной монархии в монархию ограниченную, конституционную.
III. Сообщение целей, задач, плана урока.
Тема урока: “Реформы Столыпина”.
– Сегодня мы понаблюдаем за деятельностью Государственной думы, узнаем, какие законопроекты выдвигались, были ли они приняты. Но главной целью урока является рассмотрение аграрного вопроса, который пытается решить правительство.
Создание проблемного задания.
– Петр Аркадьевич Столыпин. Кто он: реальный политик или бездумный реакционер?
IV. Изучение нового материала.
Составление опорной структурно-логической схемы учащимися на протяжении всего урока. (См. Приложение №1)
1. Пути развития России.
1906 г. Россия встретила на распутье. Существовала реальная возможность развития страны по двум направлениям.
– Как вы думаете по каким? (революционный)
Но! Этот путь предполагал большие людские жертвы, т.к. за дальнейшим продолжением революции наступила бы контрреволюция, т.е. подавление.
– Был ли другой путь? (эволюционный)
Этот путь реформ, который давал возможность избежать человеческие потери.
– Какова была позиция Николая II по этому вопросу?
Работа с документом: “Письмо матери”.
“Немного нас было, которые бросились против (конституционных реформ), но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное…”
27 апреля 1906г. В присутствии Николая II состоялось открытие I Государственной думы.
2. I и II Государственная дума.
А) работа со словарем.
Верховная власть надеялась, что политический консерватизм крестьян, склонность к традиционным устоям нейтрализует оппозиционность кадетов. Однако они не учли психологию крестьян.
– Как вы думаете, какой главный вопрос крестьяне собирались решать?
Они были равнодушны к политическим свободам, но одержимы идеей передела земли.
– Тогда, какую сторону, партию крестьяне будут поддерживать?
Не получив помещичьей земли от царя, они пришли за ней в Думу и были готовы поддержать любые политические силы, обещавшие решить этот вопрос.
– Какие законопроекты выдвигаются I Государственной думой?
Б) самостоятельная работа учащихся с источником.
– Как правительство отреагировало на деятельность I Государственной думы?
9 июля 1906г. Царским манифестом I Государственная дума была распущена.
20 февраля 1907 г. Начала работать II Государственная дума. По своему составу она оказалась еще более левой, чем предыдущая, т.к. в выборах приняли участие и революционеры.
– Какие вы знаете революционные партии? (социал-демократы, эсеры)
Дума отказалась утверждать указ правительства от 9 ноября 1906г. Главной идеей которого было – разрушение крестьянской общины. Депутаты занялись созданием своих законов.
– Как в этот раз отреагировало правительство на деятельность II Государственной думой?
Но не только разогнать Думу, а и опубликовать новый избирательный закон, не допускающий к депутатским мандатам нежелательных для властей элементов.
3 июня 1907 г. – роспуск II Государственной думы. Это решение противоречило основным законам империи, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с соглашения Думы. Это событие вошло в историю под названием “третьеиюньского государственного переворота”.
Вывод: Избирательный закон 3 июня 1907 г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии.
В) работа с таблицей.
– Какой вывод можно сделать?
Правительство получило удовлетворяющий состав, и теперь можно было утверждать нужные законопроекты.
1 ноября 1907 г. III Государственная дума.
Главный вопрос – аграрный.
3. Новая личность в правительстве. П.А.Столыпин.
А) характеристика личности П.А.Столыпина.
9 июля 1906 г., когда была распущена I Государственная дума, председателем Совета Министров был назначен Петр Аркадьевич Столыпин. (портрет)
ОПЗ: Где родился, из какой семьи, образование, какие науки привлекали?
П.А.Столыпин принадлежал к старинному дворянскому роду. Где старшую ветвь рода представлял сенатор А.А. Столыпин, друг М.Сперанского, среднюю ветвь – Елизавета Алексеевна Арсеньева – бабушка М.Ю.Лермонтова. Отец Петра Аркадьевича – Аркадий участвовал в Крымской войне, в русско-турецкой подружился с Л.Н.Толстым и неоднократно бывал в Ясной поляне.
Петр Аркадьевич родился 5 апреля 1862 г. В Дрездене. Детство и раннюю юность он провел в основном в Литве. Закончив Виленскую гимназию, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Его привлекали такие науки, как химия, геология, ботаника, зоология и агрономия. Любил литературу, живопись. Столыпин не курил, редко употреблял спиртное, почти не играл в карты, рано женился, 6 детей: 5 девочек и последний мальчик.
– Как проходило становление его карьеры?
В 1899 г. – уездный, затем губернский предводитель Ковенского дворянства (Литва).
Впервые, публично Столыпин изложил свои взгляды по аграрному вопросу, еще в Гродненском комитете, они сводились к уничтожению крестьянской общины, и расселению на хутора. Это убеждение Столыпин пронес через всю государственную деятельность.
“Народ темен, пользы своей не разумеет, а потому следует улучшить его быт, не спрашивая о том его мнение”.
1903-1906 гг. – губернатор Саратовской губернии (это время войны с Японией, революция в России, забастовки, митинги, демонстрации) Столыпин боролся с проблемами своими методами.
Он лично ездил по деревням, выступал на сельских сходах. Примечателен такой эпизод: однажды на Столыпина из толпы крестьян вышел здоровенный парень с огромной дубиной в руках. Губернатор спокойно снял шинель и бросил ее навстречу парню со словами: “Подержи!”, крестьянин растерялся, выронил дубину и стал покорно держать шинель.
– О каких качествах личности идет речь? (находчивость, предприимчивость)
Впрочем, Столыпин не собирался применять силу против мятежников.
26 апреля 1906 г. – был назначен министром внутренних дел, а через 2 месяца возглавил правительство.
Министры не любили ходить в Думу, где царил хаос и беспорядок. Из всех министров не терялся один Столыпин. Выступая в Думе, Столыпин говорил твердо и корректно, хладнокровно отвечая на выпады. Это не всегда нравилось Думе, зато нравилось царю, которого раздражала беспомощность его министров.
На Столыпина за его жизнь было несколько покушений.
12 августа 1906 г. – чудовищное покушение на Аптекарском острове – 27 человек погибло, 32 ранено, 14-летняя дочь была искалечена, ранен единственный сын.
19 августа в чрезвычайном порядке был подписан указ о военно-полевых судах, согласно которому судопроизводство над революционерами должно было завершиться в пределах 48 часов, а приговор исполняться в 24 часа.
Член ЦК кадетской партии А.Тыркова констатировала: “На этот раз правительство выдвинула человека сильного и даровитого. С ним придется считаться”.
Б) Правительственная программа.
Работа с учебником. – Назвать другие законопроекты.
4. Суть аграрной реформы.
Первым актом нового правительства стал указ от 9ноября 1906 г.
Столыпинская аграрная реформа. Его стержневой идеей было – разрушение общины путем свободного выхода из нее любого домохозяина.
А) Самостоятельная работа учащихся с источником. – Указать минусы и плюсы общины в России.
вела к уравниловке.
Выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны были быть сведены в один участок.
Б) Словарная работа с записью в словарь. Так образуется хутор, отруб.
Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.
Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с сохранением его двора в деревне.
В) работа с текстом учебника. – В чем политический смысл аграрной реформы?
– Общинное единение крестьян способствует их революционному единению.
В чем цель программы?
1. Политическая. Отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель. Столыпин был за частную собственность.
2. Социальная. Экономическая. Появление самостоятельных хозяев, мелких буржуазных собственников, заинтересованных в результате своего труда, которые являются основным фактором политической стабильности общества.
Г) Работа с хрестоматией по таблице. “ Итоги развития хуторского и отрубного хозяйства за 1907-1916гг.”
– Какие слои крестьянства начнут уходить из общины?
– Какова роль крестьянского банка? (помогал правительству расширить частную земельную собственность в деревне)
5. Переселенческая политика.
– С какими проблемами столкнулось правительство, проводя переселенческую политику?
(Где брать землю? – Какие льготы ввести переселенцам?)
– Если бы вы были крестьянами данного периода, то почему возвращались назад?
Работа с атласом. (Не успели построить школы, медицинские заведения, дома)
– Каково значение этой политики?
Несмотря на недостатки, переселенческая политика имела прогрессивное значение:
– увеличилось население Сибири;
– возникли новые поселения, разрабатывалась земля;
– развитие производительных сил.
Крестьяне нашли свой путь в капиталы, путем создания кооперации (форма организации производства и труда, основанная на групповой собственности членов кооператива)
1907 г. – союз сибирских маслодельных артелей.
Страна стала богатеть и развиваться.
6. Итоги его реформ.
Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро.
“Дайте государству 20 лет внутреннего и внешнего покоя, и вы не узнаете нынешней России…”
Однако этого покоя в стране не было: П.А.Столыпин стал фактически реформатором – одиночкой. Его начинания не имели ни широкой социальной поддержки, ни политической.
– Какие слои населения будут разочарованы в реформе Столыпина?
Помещики – община – хорошая форма для повиновения.
Социал-демократы – собственник не пойдет умирать за идею равенства.
Крестьяне – правительство не отдало помещичьи земли, предлагало ехать за землей невесть куда. Появление хуторян, фермеров вызывало зависть у крестьян общинников.
Царь – не захотел видеть в его лице приказчика значительно превосходящего его по личным качествам. Он же понимал, что в “Столыпинской России” самодержавная власть станет ненужной.
7. Одинокий реформатор
Вывод: П.А.Столыпин – сложный, противоречивый образ, но при всех своих отнюдь не исключительных качествах он видел гораздо дальше, острее осознавал причинно-следственные связи проблем, чем царь и его окружение.
Все ждали его отставки. Его работоспособность, честность, открытость нравились далеко не всем.
1 сентября 1911г. Семья и правительство были на спектакле в Киевском театре, П.А.Столыпин был смертельно ранен анархистом Богровым.
Так от руки убийцы погиб один из самых талантливых преобразователей России. Это убийство считается загадочным, т.к. охрана царя знала о готовящемся покушении.
В последующие годы в разных городах России устанавливались памятники Столыпину, а в Государственном совете проваливались его реформы.
В Петербурге на памятнике П.А.Столыпина высечены его слова, обращенные к социал-демократам: “Вам господа, нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”.
V. Заключительный момент.
а) Петр Аркадьевич Столыпин. Кто он: реальный политик или бездумный реакционер?
– В чем заключалась реальность его политики?
– Возможно ли было проведение реформ в том объеме в России, в то время?
– Почему параграф учебника называется “Реформы Столыпина” – “тихая революция”? (изменение общества путем реформ)
Б) Оценка деятельности детей.
VI. Домашнее задание.
Читать параграф, выучить слова, ответить на вопросы.
Дополнительная литература по теме:
Всемирная история в лицах. А.О. Амелькин.
Историки отвечают на вопросы. В. Поликарпов.
История России XX век. А.Н. Сахаров.
VII. Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока, насколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.