как вы думаете какие мероприятия нужно организовать чтобы повысить цифровую грамотность населения
Эксперт рассказал, как повысить цифровую грамотность россиян
Образование в области цифровизации сегодня играет ключевую роль для государства. По мнению политолога Владимира Шаповалова, это один из важнейших аспектов для России, поскольку страна стремится занять лидирующие позиции в цифровой сфере.
Вполне разумно, ведь работа в этом направлении позволит создать конкурентоспособность во многих областях. Однако прогресс тормозит малый бизнес, не имеющий достаточных знаний в этом направлении. Чтобы исправить эту проблему, необходимо лучше готовить специалистов, а также обновить материальную базу.
Для грамотной цифровизации государства необходимо правильно выстроенное обучение, сформированное из разных образовательных инноваций. Это могут быть конкурсы и программы самообучения, а также изменение традиционных дисциплин в учебных заведениях.
На данный момент «Лидеры Рунета» стала лучшей площадкой, где представлены хорошие профессиональные возможности. Это востребованная форма, предоставляющая необходимые компетенции для заинтересованного в получении информации населения.
Очевидно, что для успеха цифровизации необходимо повышение цифровой грамотности населения, независимо от возрастных групп.
Комментировать
Все комментарии (2)
комментирует материал 05.02.2020 #
Возможности человека используются, от силы, на десять процентов,биоэнергетические и любые другие,но нет же,глобалистская нечисть навязывает нам искусственный интеллект,старается заглушить в человеке все живое,настоящее,данное Богом,превращая нас в безмозглую и безропотную человечину,и в авангарде процесса идут жидовские слуги сатаны,сопротивляйтесь электронному концлагерю,люди
Эксперты предложили ввести в России нормы «цифрового ГТО»
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики» поддержал идею развития в России «цифрового ГТО» — проекта по тестированию навыков работы граждан с цифровыми технологиями. Об этом говорится в докладе института о национальных целях развития «Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития» (есть в распоряжении РБК). По версии его авторов, низкий уровень владения цифровыми навыками является одним из барьеров массового внедрения подобных сервисов, в том числе в здравоохранении, образовании и ЖКХ.
По оценке института, на начало этого года только 24% населения страны старше 15 лет владело базовыми цифровыми навыками, у еще 12% уровень был выше базового. Показатель оказался гораздо ниже, чем в большинстве европейских стран, где среди лидеров были Нидерланды (30 и 50% соответственно), Финляндия (26 и 50%) и Великобритания (25 и 49%).
Название «цифровое ГТО» отсылает к советской практике сдачи нормативов ГТО («готов к труду и обороне»), ВШЭ предлагает расшифровывать аббревиатуру как «готов к труду и обучению». Впервые проект упоминался в материалах нацпрограммы «Цифровая экономика» еще в 2018 году. Тогда предполагалось, что государство будет выдавать персональные цифровые сертификаты на обучение детей и взрослых компетенциям цифровой экономики, планировалось, что сдача «цифрового ГТО» будет давать преимущества при поступлении в вузы. Как пояснил директор Центра стратегий и программ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Павел Рудник, участникам «цифрового ГТО» предлагается набор практических заданий на выявление уровня базовых цифровых навыков: уверенное пользование соцсетями, скорость печати, поиск информации на время и простой тест по программированию.
Но каким образом граждане должны повышать уровень своей цифровой грамотности, в докладе не указано. По словам Рудника, одним из наиболее эффективных механизмов могут стать специализированные образовательные онлайн-платформы, создаваемые либо за счет бюджетных средств, либо с привлечением государственного софинансирования.
В федеральном проекте «Кадры и образование» нацпрограммы «Цифровая экономика» указывается, что до конца 2020 года должна заработать система сертификатов на обучение населения компетенциям цифровой экономики и к концу 2024-го подобное обучение должны пройти 10 млн человек. К этому же сроку 40% населения России должны обладать цифровыми навыками (в конце 2018 года показатель составлял 26%). Однако финансирование на эти мероприятия не предусматривалось. Сейчас в программе заложены затраты из федерального бюджета в размере 47,2 млрд руб. на создание на базе вузов сети центров цифровой трансформации университетов («Цифровой университет»), международных научно-методических центров в области информатики, математики и технологий, а также центров ускоренной подготовки специалистов в области ИТ.
Как пояснил представитель АНО «Цифровая экономика» (отвечает за реализацию одноименной программы), целевой показатель 10 млн человек включает не только повышение грамотности населения, но и обучение чиновников, выделение бюджетных мест в университетах по программам, связанным с цифровизацией. В то же время собеседник РБК, близкий к АНО, говорит, что целевые показатели проекта «Кадры и образование» в ближайшее время могут пересмотреть.
Зачем увеличивать цифровую грамотность
В конце июля Госдума приняла закон о налоговом маневре в ИТ-отрасли, по которому имеющие госаккредитацию разработчики программного обеспечения смогут бессрочно снизить ставку страховых взносов с 14 до 7,6% и налог на прибыль — с 20 до 3%. Под налоговый маневр также попали отечественные производители электроники. Сейчас участники рынка и Минцифры готовят предложения по второму пакету мер поддержки ИТ-отрасли.
Как повышение цифровой грамотности поможет обезопасить детей
Сетевое детство
Количество пользователей сайтов с детским контентом за 2019 год увеличилось до 26 миллионов человек – таковы данные отраслевого доклада «Детский Рунет 2019», подготовленного Институтом исследований интернета.
Согласно данным исследования, на платформах, включая социальные сети и видеохостинги, количество потребителей детского контента возросло на 9,7% и достигло 45 миллионов человек. Включая детей и родителей из стран ближнего и дальнего зарубежья, совокупная аудитория детского Рунета продемонстрировала рост на 12% и подскочила до отметки в 59,3 миллиона человек. Аналитики отмечают, что наиболее популярными практиками у детей в интернете, по мнению родителей, являются онлайн-игры (59% детей), просмотр видео (53%) и потребление образовательного контента (42%).
В том же исследовании содержатся данные опроса, согласно которым 79,1% родителей юных интернет-пользователей следят за тем, что их дети делают в Сети, 20% не интересуются этим вопросом, и еще 1% респондентов затруднились с ответом. Кроме того, 72,5% родителей считают актуальной проблему защиты персональных данных детей, 13,8% с этим не согласны, 8,6% не нашлись с ответом по этому поводу, а чуть более 5% вообще не слышали о проблеме защиты персональных данных.
И хотя большинство родителей уверяет, что они следят за поведением своих детей в интернете, серьезность проблемы не вызывает сомнений: во-первых, постоянно следить за детьми, особенно подростками, вряд ли возможно, во-вторых – далеко не все родители сами представляют, что в Сети может представлять потенциальную опасность.
«По данным нашего опроса, 85% детей не могут обойтись без гаджетов. Современные школьники активно пользуются многими возможностями, которые предоставляет цифровой мир. Однако ребята, которые не сталкивались с угрозами на практике, скорее поверят в огромные выигрыши, могут ввести данные банковской карточки на подозрительном сайте или перейти по сомнительной ссылке от знакомого в мессенджере, скачать зараженный файл. Для того, чтобы избежать возможных неприятностей, сейчас и в будущем, важно развивать у школьников цифровую грамотность и воспитывать навыки этичного общения в сети», — говорит руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко.
Стоит отметить, что в настоящее время уже существуют федеральные проекты, направленные на повышение цифровой грамотности, в том числе так или иначе связанные с обучением в области информационной безопасности, например, «Цифровой диктант» или «Урок цифры», говорит эксперт. В этих проектах «Лаборатория Касперского» принимает активное участие и помогает в разработке контента.
«Однако мы понимаем, что уровень цифровой грамотности сегодня остается все еще не на достаточно высоком уровне, поэтому, на наш взгляд, важно уделять этому вопросу больше внимания, особенно в рамках образовательного процесса, в частности, на уроках информатики. Детям важно изучать, например, не только общие аспекты, связанные с вопросами безопасного использования интернета, но и узнавать больше о защите данных в цифровой среде, о том, как обеспечить приватность, а также о влиянии цифровых технологий на окружающую среду, методах социальной инженерии и многом другом», — уверен Андрей Сиденко.
Обучение безопасности
Директор РОЦИТ Сергей Гребенников также выступает за то, чтобы в рамках уроков обществознания или ОБЖ были введены уроки цифровой грамотности, пусть на эту тему сейчас и начали говорить во время изучения таких предметов, как «Информационные технологии» или «Информатика».
«Но цифровую среду, на мой взгляд, нужно преподавать не как техническую, а как гуманитарную науку. Очень важно смотреть на эту проблему именно с гуманитарной точки зрения. Когда дети будут выпускаться из школы, у них будет багаж знаний по использованию информационных технологий для жизни. На уроках обществознания учат многим вещам, связанным с государством, но при этом там не дают знаний о том, как пользоваться сервисом государственных услуг и так далее. Это очень важно, и нужно начинать это делать», — не сомневается эксперт.
Цифровой диктант, который ежегодно проводит РОЦИТ, показывает, что у детей в категории от 7 до 13 лет достаточно высокий уровень цифровой грамотности, но это, возможно, связано с тем, что вопросы поданы в игровой манере, соответствующей аудитории, рассказывает Гребенников. Но при этом один из наиболее низких уровней цифровой грамотности демонстрируют подростки в возрасте от 14 до 17 лет, то есть как раз те, кто учится в школе, активно пользуется гаджетами, интернетом и так далее.
«По сути, ребенок, который сейчас выходит из школы, недостаточно осведомлен о безопасности в интернете, и это не хорошо. На этом нужно делать серьезный акцент. Уроки цифровой грамотности нужны уже сегодня. Программа цифровой экономики уже продлена до 2030 года. Президент, премьер-министр делают серьезную ставку на развитие ИТ в нашей стране, и чтобы это было реализуемо, нам будет необходимо большое количество специалистов в этой области. А для того, чтобы привлечь выпускников школ к работе в ИТ-сфере, нужно им показать, из чего она состоит, как она работает, и прочее», — рассуждает глава РОЦИТ.
Опереться на успешный зарубежный опыт в данном случае не удастся – в разных странах процесс идет по-разному, но Сергей Гребенников не может сказать, что где-то уроки цифровой грамотности были внедрены особенно успешно. Россия может быть первой страной, где это будет реализовано на государственном уровне, подчеркивает эксперт.
«Что касается знаний в области интернета – конечно, можно возложить обязательства на родителей, но ведь мы не обязываем их, например, обучать детей математике. Для этого есть профессиональные учреждения, такие как детские сады, школы и университеты, где детей и подростков учат определенным вещам. Точно также и здесь: это определенные знания, и не каждый родитель должен обладать знаниями в сфере ИТ, чтобы учить ребенка. Конечно, необходимы какие-то базовые навыки, которым также необходимо научить ребенка», — говорит Сергей Гребенников.
Глава РОЦИТ подчеркивает, что сегодняшний ребенок – это завтрашний взрослый, и если его в школе научили базовым принципам работы с информационными технологиями, то через 7-10 лет у него родится ребенок, и он уже тоже будет вооружен этими знаниями.
«Поэтому я уверен, что вводить уроки цифровой грамотности нужно сейчас, а не через год, два или десять лет. Мы должны сейчас обучить этому детей, чтобы они смогли передать эти знания уже своим детям, когда станут родителями. Так мы подготавливаем общество к тому, что у нас повсюду будут информационные технологии», — не сомневается эксперт.
Цифровая грамотность – главный навык человека
Построение инновационной экономики начинается с того, умеет ли каждый отдельный гражданин работать с цифровыми технологиями. Глава из книги «Цифровая трансформация Китая».
Ма Хуатэн «Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики». – М.: «Альпина Паблишер», 2019.
Успех цифровизации китайской экономики за считаные годы вывел страну в лидеры по множеству показателей. Стремительное развитие цифровых технологий не только в бизнесе, но и в государственном управлении Китая подготовило почву для множества глубоких исследований. Китайский предприниматель-миллиардер Ма Хуатэн анализирует, как именно цифровая трансформация влияет на экономические и социальные аспекты жизни людей, включая борьбу с бедностью и общий рост благосостояния.
Повышение цифровой грамотности
Впервые понятие «цифровая грамотность» было предложено в 1997 году ученым Полом Гилстером. Он считал, что цифровая грамотность включает в себя способность получать, понимать и объединять цифровую информацию. В частности, он имел в виду такие навыки, как поиск по сети, чтение гипертекста, оценка цифровой информации, ее объединение. Тем самым он четко отделил цифровую грамотность от обычной – умения писать и читать печатную продукцию.
На практике понимание цифровой грамотности постоянно расширяется, совершенствуется под новые требования реальности. Сегодня цифровой грамотностью можно считать умение оперировать цифровыми ресурсами в условиях появления новых технологий, начиная от получения, понимания и объединения до оценки информации и обмена ею, словом, то, что дает людям способность участвовать в социальных процессах. Цифровая грамотность включает в себя способность получать цифровые ресурсы и отдавать их.
Цифровая грамотность – главный навык в реалиях XXI века
Повышение цифровой грамотности – как отдельного человека, так и населения целой страны – имеет огромное значение. Что касается уровня цифровой грамотности индивидуума, он влияет на способность человека адаптироваться под требования времени, на то, сможет ли он в условиях колоссальных объемов информации находить нужные данные, передавать их, пользоваться возможностями, которые дают цифровые мультимедиа. Что же касается всей страны, то общий уровень цифровой грамотности населения в целом складывается из уровней информационного образования каждого отдельного гражданина. И это, в свою очередь, влияет на культурный уровень народа, вплоть до того, сможет ли он в эпоху цифровой экономики помочь стране выйти на передовые позиции в сфере инноваций.
Все больше стран и организаций уделяют огромное внимание роли и значению цифровой грамотности. Среди навыков XXI века, предложенных американской организацией «Партнерство по поддержке навыков XXI века», цифровая грамотность рассматривается как первое и главное качество, которое необходимо развивать. В развитых странах также активно разрабатываются меры по повышению уровня цифровой грамотности.
В США сформирована многосубъектная, диверсифицированная, многомерная система обучения. Правительство разработало специальную политику для повышения цифровой грамотности населения, финансировало создание необходимой инфраструктуры как фундамента обучения основам работы с цифровыми технологиями. Работники сферы образования, отвечающие за подготовку обучающих программ, провели ряд научных системных исследований и разработали комплекс продуманных стандартов, которые реализуются средствами диверсифицированной учебной системы. Социальные организации играют не менее важную роль в этом процессе: с одной стороны, они вносят предложения по разработке политики, с другой – дают независимых педагогов, активно заполняя пробелы, которые не могут заполнить правительство и система образования.
Как и в США, в Европе также сформировалась система, развитие которой ведется на трех уровнях: правительство, образовательные учреждения и общественность. Правительство в основном играет роль руководителя и разработчика системы цифровой грамотности. Программы образования в образовательных учреждениях не предусматривают создание отдельных учебных курсов по цифровой грамотности, а встраивают их в курсы по другим дисциплинам. Что же касается общественности, ее ответственность за образование, в отличие от того, как это реализовано в США, возлагается не на экспертные и исследовательские институты, а на библиотеки и библиотечные ассоциации. Так в Европе сформировалась своя уникальная и эффективная модель.
Японская модель показала отличную результативность, так как построена на практическом опыте населения, а не на пассивном обучении. Постоянно обмениваясь цифровыми ресурсами, люди самостоятельно повышают свой уровень цифровой грамотности.
Повышение уровня образования трудящихся
Цифровая эпоха предъявляет высокие требования к уровню цифровой грамотности, необходимой для многих профессий. Растущее разнообразие форм организации труда влечет за собой рост применения компьютеров или мобильного оборудования. А если работа выполняется в формате онлайн, то от претендента на вакансию или работника, желающего расти по карьерной лестнице, требуется по меньшей мере базовый уровень навыков работы с цифровыми технологиями. От специалистов более высокого уровня нанимающие компании требуют более обширных знаний компьютера и интернета. Это необходимое условие выполнения ими своих профессиональных обязанностей и повышения трудовой эффективности.
С теми же требованиями подходят и к работникам физического труда. Даже если наниматель относится к производителям или компаниям розничной торговли товарами повседневного спроса, он все равно ведет сбор и анализ данных о продажах, чтобы не отставать от рынка и сохранить свои конкурентные позиции. А для сбора и обработки нужных ему цифровых ресурсов, которые бы позволили получить информацию и сделать заключения, требуется определенный уровень владения цифровыми технологиями. Вот почему в новой эпохе повышение цифровой грамотности необходимо как офисным служащим, так и работникам физического труда.
Сокращение цифрового разрыва
Цифровой разрыв в основном включает в себя два аспекта: первый – в плане цифрового оборудования и цифровой инфраструктуры и второй – в сфере цифровой грамотности. Поэтому сократить разрыв помогут как ускорение строительства цифровой инфраструктуры, так и повышение уровня цифровой грамотности. Будь-то цифровое поколение или цифровые иммигранты, всем им необходимо умение обращаться с новыми технологиями, мультимедийными и цифровыми ресурсами. Так цифровой разрыв превращается в цифровые возможности.
Освобождение сетевого пространства
В эпоху взрывообразного роста объемов информации все большую ценность цифровая грамотность приобретает в прикладной сфере социальных средств коммуникации. Способность свободно выражать свое мнение в социальных сетях, умение дифференцировать громадные объемы информации – эти навыки зависят от того, насколько хорошо человек умеет пользоваться цифровыми технологиями. Они влияют на поведение пользователя в социальных медиа, определяют его самоидентификацию и то, насколько успешным он сможет стать в цифровую эпоху.
Развитие креативности в цифровых мультимедиа – отличный способ повысить навыки работы с цифровыми технологиями. Это может помочь человеку идти в ногу со временем: наладить коммуникации с другими людьми через социальные сети, передавать точную информацию и распознавать недостоверную, сохраняя чистоту интернет-пространства. Facebook, Google и прочие социальные медиа принимают активные меры по борьбе с недостоверными новостями. Так, Facebook планирует сделать новую кнопку «Пожаловаться» и с помощью обновленного функционала внутренних алгоритмов бороться с распространением фейковых новостей. Помимо того, что делают государство и бизнес, чтобы предотвращать распространение недостоверной информации, серьезную помощь в этом оказывает и повышение уровня цифровой грамотности населения.
Что такое цифровая грамотность и почему она вам нужна
Уметь пользоваться основными компьютерными программами — не значит обладать цифровой грамотностью. Разбираемся, что ещё важно знать.
Я слышал что-то о цифровой грамотности. Что это?
Цифровая грамотность — очень обширное понятие. Это элементарная защита от хакеров, понимание принципов защиты персональных данных, распознавание фишинга и компетенции во многих других сферах. Даже знания о том, как работает NFC в банковских карточках и смартфонах, тоже относятся к цифровой грамотности.
Умение пользоваться разными сервисами в интернете — тоже цифровая грамотность, но нулевого уровня. От того, что вы можете написать что-то другу в соцсети, вы не становитесь грамотным и защищённым.
Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.
А можно конкретнее и проще? А то ничего не понятно…
Хорошо. Человека с натяжкой можно назвать освоившим основы цифровой грамотности, если он понимает, что такое https в доменном имени сайта и может без труда освоиться в новом интерфейсе. На более продвинутом уровне человек считается освоившим цифровую грамотность, если он может:
А ещё понимает, как обеспечить конфиденциальность в интернете, как вычислять фейки и автоматизировать рутинные процессы в Сети.
Это только примеры, и далеко не все. Человек с высоким уровнем цифровой грамотности — тот, кто безопасно и комфортно пользуется интернетом и современными технологиями.
А что будет, если у человека нет цифровой грамотности?
Цифровую грамотность не преподают в школах и вузах (а жаль), поэтому никто не поставит двойку на экзамене. Зато экзаменом выступит сама жизнь. Многие хакерские атаки на корпорации начинаются с того, что взрослый образованный человек открывает письмо от неизвестного адресата и скачивает оттуда файл, запускающий троян в сеть компании. Он делает это, если не знает основ цифровой грамотности.
Грамотность нужна не только для работы. Есть люди, которые пересылают пароли по почте, сохраняют их в «Google Документах» с открытым доступом, вводят на непонятных сайтах. А потом не могут войти в аккаунт в соцсети или видят, как с карты исчезают деньги. Только за 2020 год россияне потеряли в общей сложности 150 млрд рублей просто потому, что не смогли распознать фишинг.
Допустим, я знаю уловки и не попадусь на фишинг. Значит, я грамотный?
Мы уже говорили, что цифровая грамотность — очень обширное понятие. Можно не вводить нигде данные от личных кабинетов, но при этом не знать ничего о персональных данных, не хранить данные в безопасности и не уметь проверять достоверность информации.
Что за персональные данные и как они относятся к цифровой грамотности?
Так называют всё, что позволяет идентифицировать вас. Персональные данные — серия и номер паспорта, адрес, Ф. И. О., номер телефона. Их нужно уметь защищать, чтобы они не попали в руки мошенников, и это тоже цифровая грамотность.
Если ваши данные окажутся у злоумышленников, они смогут взять кредит или начать вас шантажировать, как было с Рафаэлем Халиловым из Москвы. Поэтому важно понимать, какие данные можно выкладывать в открытый доступ, а какие нет и как правильно пользоваться сервисами, которые требуют их.
А что про безопасность хранения? Я же могу просто поставить пароль на компьютер
Да, можете, но такую защиту может обойти любой, даже слабый, элементарный вирус. Данные нужно хранить в безопасности и делать резервные копии файлов. Ведь если компьютер взломают, можно потерять все данные и потом мучительно их восстанавливать.
О безопасности передачи файлов тоже стоит задуматься: отправка по электронной почте никак их не защищает. Лучше использовать специальные сервисы, позволяющие разграничивать доступ к информации и делать её доступной после введения пароля.
Убедили. А достоверность информации зачем проверять?
Хотя бы для того, чтобы не переводить деньги мошенникам, которые взламывают страницы и пишут от имени ваших друзей с просьбой срочно перевести деньги на Qiwi-кошелёк. И чтобы вы, увидев в соцсетях об очередном сборе денег на лечение, могли отличить пост мошенника от поста о реальном ребёнке, которому нужна помощь.
А ещё умение проверять достоверность информации пригодится в работе. С ним вы не сделаете фатальных ошибок, и не придётся переделывать большую часть проекта.
Цифровая грамотность нужна больше на работе?
Да, потому что цифровизация с каждым годом сильнее проникает в нашу жизнь. Согласно отчёту KMDA, всё больше руководителей в России осознают её важность и внедряют её. Со временем на офисной работе останутся грамотные сотрудники, а те, кто не сможет справляться с современными технологиями, будут вынуждены перейти в другую сферу деятельности. Но и в жизни цифровая грамотность тоже пригодится: с ней вы не потеряете деньги и сохраните семейные фото и видео, а не лишитесь их из-за того, что полетел жёсткий диск.
Хорошо, а как повысить уровень цифровой грамотности?
Внимательно изучать всё вокруг — читать FAQ сервисов, обращать внимание на новости о случаях мошенничества, учиться выявлять фейковые новости и проверять информацию, пока не найдёте её первоисточник. А ещё можно читать разные образовательные статьи или пройти системное обучение, где вам расскажут, как пользоваться разным софтом, безопасно обмениваться файлами и работать с информацией.
Обложка: Оля Ежак для Skillbox Media