как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

Б. Васильев, «В списках не значился»: анализ произведения

Повесть «В списках не значится» впервые была опубликована в 1974 году. Это одно из самых известных произведений Бориса Васильева. Прежде чем делать анализ повести «В списках не значился», следует вспомнить о событиях, произошедших в июне 1941 года. А именно об обороне Брестской крепости.

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

История

Штурм был неожиданным. Он начался в четыре утра, когда офицеры и их семьи мирно спали. Сокрушительный прицельный огонь уничтожил почти все склады боеприпасов, повредил линии связи. Гарнизон понес потери уже в первые минуты войны. Численность нападавших составляла около 1,5 тысячи человек. Фашистское командование решило, что этого достаточно, для того чтобы захватить крепость. Гитлеровцы, действительно в первые часы не встретили сопротивления. Большой неожиданность для них стал отпор, который они испытали на следующий день.

Тема обороны Брестской крепости долгое время умалчивалась. Было известно, что бои продолжались несколько часов. Немцам удалось захватить крепость, потому что горстка ее измученных защитников никоим образом не могла противостоять целой дивизии фашистов, насчитывающей 18 тысяч человек. Спустя много лет выяснилось, что выжившие солдаты, которым удалось избежать плена, вели борьбу с захватчиками в развалинах крепости. Противостояние продолжалось несколько месяцев. Это не легенда и не миф, а чистая правда. О ней свидетельствуют надписи на стенах крепости.

Об одном из таких героев и написал Васильев повесть «В списках не значился». Анализ произведения позволяет оценить удивительный талант писателя. Он умел просто, лаконично, четко, буквально в двух-трех предложениях создать объемную картину войны. Васильев писал о войне сурово, пронзительно, ясно.

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

Коля Плужников

При анализе «В списках не значился» стоит обратить внимание на изменения в характере главного героя. Каким мы видим Колю Плужникова в начале повести? Это молодой человек, патриотично настроенный, с твердыми принципами и немалым честолюбием. Он с отличием оканчивает военное училище. Генерал предлагает ему остаться в качестве командира учебного взвода. Но Николая не интересует карьера – он хочет служить в армии.

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

«В списках не значился»: смысл названия

При анализе важно ответить на вопрос: «Почему именно так Васильев назвал свою повесть?». Плужников приезжает в Брест, здесь знакомится с Миррой. Несколько часов он проводит в ресторане. Затем отправляется в казарму.

Коле некуда спешить – в списках он еще не значится. В этой лаконичной фразе чувствуется трагичность. О том, что происходило в конце июня в Бресте, мы сегодня можем узнать из документальных источников. Однако далеко не все. Солдаты оборонялись, совершали подвиги, а имена многих из них неизвестны потомкам. Имя Плужникова отсутствовало в официальных документах. О борьбе, которую он вел один на один с немцами, никто не узнал. Все это он делал не ради наград, не ради почестей. Прототип Плужникова – безымянный солдат, написавший на стенах крепости: «Умираю, но не сдаюсь».

Война

Плужников уверен: немцы никогда не нападут на Советский Союз. В предвоенное время разговоры о предстоящей войне считались крамолой. Офицер, да и обычный мирный гражданин, который вел разговоры на запрещенную тему, легко мог оказаться за решеткой. Но Плужников уверен в страхе гитлеровцев перед Советским Союзом вполне искренне.

Утром, спустя несколько часов после приезда Николая в Брест, начинается война. Начинается она внезапно, настолько неожиданно, что не только девятнадцатилетний Плужников, но и опытные офицеры не сразу понимают смысл происходящего. На рассвете Коля в компании хмурого сержанта, усатого старшины и молодого бойца пьет чай. Вдруг раздается грохот. Все понимают: началась война. Коля пытается выбраться наверх, ведь он в списках не значится. Анализировать происходящее ему некогда. Он обязан доложить в штаб о своем прибытии. Но Плужникову это не удается.

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

23 июня

Далее автор рассказывает о событиях второго дня войны. На что особенно важно обратить внимание при анализе произведения Васильева «В списках не значился»? Какова главная идея повести? Писатель показал состояние человека в экстремальной ситуации. А в подобные моменты люди ведут себя по-разному.

Плужников совершает ошибку. Но не из-за трусости и слабости, а по неопытности. Один из героев (старший лейтенант) считает, что именно из-за Плужникова пришлось оставить костел. Николай тоже чувствует за собой вину, сидит угрюмо, не шевелясь, и думают лишь об одном, что он предал товарищей. Плужников не ищет себе оправданий, не жалеет себя. Он только пытается понять, почему так произошло. Даже в часы, когда крепость находится под постоянным обстрелом, Николай думает не о себе, а о своем долге. Характеристика главного героя – основная часть анализа «В списках не значился» Бориса Васильева.

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

В подвале

Мирра

Первую и последнюю любовь в своей жизни Плужников познал в подвалах разрушенной крепости.

Наступает осень. Мирра признается Плужникову, что ждет ребенка, а значит, ей нужно выбираться из подвала. Девушка пытается смешаться с пленными женщинами, но ей это не удается. Ей жестоко избивают. И даже перед смертью Мирра думает о Николае. Она пытается отойти подальше в сторону, так, чтобы он ничего не видел и не попытался вмешаться.

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

Я – русский солдат

Плужников провел в подвалах десять месяцев. По ночам он совершал вылазки в поисках патронов, еды и методично, упорно уничтожал немцев. Но те узнали о его местонахождении, окружили выход из подвала и отправили к нему переводчика, бывшего скрипача. От этого человека Плужников узнал о победе в боях под Москвой. Только тогда согласился выйти с немцем.

Источник

Как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

Данный урок посвящен теме Великой Отечественной войны. Основным материалом к уроку послужило произведение Б. Васильева «В списках не значился». Урок поможет лучше понять учащимся трагические события, связанные с началом Великой Отечественной войны, и показать истоки героизма русского солдата.

ВложениеРазмер
v_spiskah_ne_znachilsya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Письменная работа по повести Б.Васильева
«В списках не значился»

по роману Б.Л.Васильева “В списках не значился”

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для работы над повестью Б.Васильева «А зори здесь тихие»
Читательская конференция по повести Бориса Васильева «Завтра была война».

Конференция по книге,призванная показать нравственные идеалы писателя, поможет воспитанию чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ, поможет формировать неравнодушное отношение к п.

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

Начало Великой Отечественной войны и ее отражение в повести Бориса Васильева «В списках не значился»
Автобиографическая повесть Бориса Васильева «Летят мои кони»

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)

Тема: Война и женщина.Цели: Донести до учащихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина»;Проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова;Используя интерне.

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

Методическая разработка урока по повести Бориса Васильева «В списках не значилася»

Урок построен по технологии творческой мастерской с презентацией и использованием маршрутного листа.

Тема: “Был выбор у каждого: я или Родина”

Цели урока: доказать

Апофеоз (греч.) – прославление, возвеличивание

Молодежь принесла главную жертву в войне.

Сколько прекрасных людей мы потеряли!

Мы с вами прочитали роман Б.Л.Васильева “В списках не значился”. Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием романа.

Перечитывая страницы романа, мы должны постараться увидеть, в чем проявляется нравственная чистота и подлинная человечность героев романа, какова их мера ответственности за себя, свои поступки, за жизнь своих соотечественников.

Мы вновь пройдем вместе с героями их путь от начала и до конца, разделим их горести и радости. А теперь вспомним, какую знаменательную дату вся наша страна будет отмечать в мае 2015 года?

Да, 70 лет великой Победы. Этот прекрасный праздник наполнен не только радостью, но и скорбью и печалью, потому что 74 года назад 22 июня мир рухнул, растаял, как утренняя дымка.

Казалось, ничто не предвещало беды и вдруг …

Этим чувством, неизбывной тоски по мирной жизни, которую прервал день 22 июня 1941 года пронизано стихотворение Степана Щипачева (читает ученик).

Перед людьми встал выбор:

(Коля молод, молоды и немного наивны его мечты, естественно и тщеславие молодого командира, который сначала войну воспринимает как игру, и думает он еще не о том, как будет воевать, а как будет рассказывать о войне. Он еще не знает, с каким врагом вступил в схватку. Поэтому он пьет, не отрываясь от фляжки с водой, поддавшись панике, оставляет своих бойцов в костеле).

Верит ли он в Плужникова?

Костел был ключом обороны крепости, а Плужников, поддавшись панике, бросил своих бойцов и трусливо бежал с позиции, которую приказано было держать во что бы то ни стало.

Старший лейтенант верит Плужникову, он дает возможность искупить свою вину.

С момента, когда начал оценивать свои действия, нести ответственность за свои поступки. Вот он судит себя за трусость, не перекладывая вину на обстоятельства.

( Да. Ведь он в силу стечения ряда обстоятельств “в списках не значился”, т.е. формально ни за что не отвечал и спокойно имел возможность спрятаться, отсидеться, убежать, наконец, или уйти в леса. Но он сам занес себя в список, сам взял на себя всю ответственность в самой трудной, невообразимо опасной ситуации )

зачитывают и комментируют:

– политрук с перебитыми ногами

– старшина Степан Матвеевич

Никто не знал, что на крайнем западе страны, далеко в немецком тылу, живой человеческой кровью истекает старая крепость. Защитники ее умирали, не срамя.

(зачитать и прокомментировать)

Бросали бочки с бензином, выжигали огнеметами

Это были существа в человеческом облике, не имевшие права называться людьми

(Писатель приближает к читателю одного из таких существ, ставит врага одного перед одним защитником Н. Плужниковым)

Вспомним немца, которого Николай взял в плен (зачитать).

Немец на следующий день приводит своих с огнеметами.

Н.Плужников сделал для себя открытие. Он делит людей на убитых и непобежденных.

(зачитываем этот эпизод)

Крепость истекала кровью, но еще жила…

“Развалины, подорванные саперами, взметенные прицельной бомбежкой и добела выжженные огнеметами, оживали вновь. Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из-под земли и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал оставаться на ночь. И немцы боялись ночей”.

(Плохо стал видеть, попал в ловушку, патроны закончились)

Он опять в который раз проявляет гуманность, жалеет еврея Свицкого, бывшего скрипача, который когда-то играл для Коли Плужникова. Но того Коли нет, а есть гордый, непобедимый защитник, желающий последний раз посмотреть в глаза врагов, в глаза побежденных.

( зачитываем об этом)

Как вы это понимаете?

На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Здесь громко не говорят. Можно спуститься в подвалы 333-го полка и прикоснуться к оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костела. Не спешите. Вспомните. И поклонитесь. В музее вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулеметам. И вы непременно остановитесь возле знамени – единственного знамени, которое пока нашли. Но знамена ищут. Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга. Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Сейчас Брестская крепость – это музей, мемориальный комплекс. Брестская крепость – это памятник, созданный из камня, бронзы и гранита благодарным народом, который увековечил подвиг мужественных людей, защищавших нашу Родину.

Этот подвиг увековечен и в книгах, таких, как “Брестская крепость”, “Крепость на границе”, “В поисках героев Брестской крепости” (С.Смирнов), альбом “Стояли насмерть”. Настоятельно рекомендую эти книги прочесть. Подвиг героев Великой Отечественной войны увековечен и на полотнах художников.

(показать картины о Бресте)

Совсем молодыми уходили в бессмертие 19-20-летние юноши и девушки, такие, как Н.Плужников, Лиза Чайкина, Зоя Космодемьянская и другие (показать на портреты).

Это о них сказал маршал Г.К.Жуков:

“Молодежь принесла главную жертву в войне. Сколько прекрасных молодых людей мы потеряли”.

И как гимн памяти всем погибшим звучат стихи А.Твардовского.

(стихотворение А.Твардовского “Прошла война, прошла страда”)

Победа нам стоила не просто 40 млн. человеческих жизней, а гибели самых лучших, самых прекрасных людей страны. Дорогая цена! И помнить об этой дорогой цене – святой долг каждого из нас, потому что во имя нашей жизни погибли они в 1941-1945 гг. и жить мы должны так, чтобы быть достойными памяти павших.

А ветеранов войны, людей, опаленных войной, но оставшихся в живых, нужно окружить постоянной заботой и вниманием – это тоже наш святой долг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля «Красное и черное»

Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное.

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Ф.Стендаля «Красное и черное»

Презентация является слайдовым сопровождением к уроку внеклассного чтения по рассказу Б.Васильева «Великолеаная шестерка». На слайдах ается биографический материал о писателе, предлагается список прои.

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян «Манюня» в 9 классе

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Данная презентация иллюстрирует вступительное слово учителя о писателе, его романе, Париже и Соборе Парижской Богоматери.

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

«Лошади, они жалеть умеют. » (Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Васильева «Великолепная шестерка»)

Урок внеклассного чтения позволяет обратиться к таким понятиям, как: милосердие, сострадание, чёрствость, равнодушие. Они раскрываются через анализ образов лошадей и героев. Конспект сопровождается пр.

как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Смотреть картинку как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Картинка про как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает. Фото как вспоминает 19 летний лейтенант плужников войну в первые 2 дня какие ошибки он делает

Конспект урока внеклассного чтения по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Данный конспект является приложением к системе работы по теме «Гражданско-патриотическое становление школьников на уроках литературы&quot.

Цель: формирование у учащихся патриотического самосознания и гражданской активности на основе произведения Бориса Васильева «В списках не значился».

Книги Бориса Васильева – выставка; портрет писателя, ноутбук, мультимедийная презентации, видеофрагменты, документальное видео «Брестская крепость», кадры из кинофильма «Брестская крепость».

Друзья мои, я очень рада

Прийти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда –

Сиянье ваших умных глаз!

Я знаю – каждый в классе гений!

Но без труда,талант не впрок:

Так скрестим наши шпаги мнений

И вместе сочиним урок!

Учитель: вы посмотрели отрывок из легендарного фильма «Офицеры», который снят по повести Бориса Васильева. Фраза: «Есть такая профессия – Родину защищать» стала легендарной. Как вы понимаете эту фразу? (защита Отечества в мирное и военное время, преданность своему делу, проявление мужества и стойкости)

Учитель: Эта фраза стала темой нашего урока: «Есть такая профессия – Родину защищать».

Учитель: как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О защите Родины, о подвигах, о героях)

— Как вы думаете, когда наиболее востребованы защитники Отечества? ( в годы войны, когда необходимо защищать Родину, освобождать его от захватчиков)

Учитель: Сегодня на примере произведения Бориса Васильева «В списках не значился» мы поговорим о подвигах героев в годы войны и в ходе урока обратимся к ратным подвигах тех, кто воевал, кто не вернулся с полей сражений. Именно им мы посвятим свои письма из века XXI в век XX в 1941 год…..

-Какие ассоциации у вас вызывает 1941 год

2)Углубление в ассоциации

Стихотворение про Брест

Над Бугом светало воскресное утро,
Заря серебрится прозрачным лучом,
Для первого взгляда здесь просто безлюдно,
Чирикает птаха за ближним кустом.

Земля пробуждалась зарёю рассвета,
У самой воды пограничный секрет,
Плеснулся *голавль у берега где-то,
Короткая трель вторит первой в ответ.

Речная прохлада росой освежает,
Стрекочет кузнечик, букашка ползёт,
Природа как будто от чар оживает,
Приветствуя жизнь, голос свой подаёт.

Но шёпот в ночи, — И спокойствие снова,
Опять наступило молчанье и тишь,
Сменил разводящий с поста часового,
На ветку уселась летучая мышь.

Начало войны это ужас и нервы,
Здесь мало кого смертный час обойдёт,
Заставы в боях, ждут из штаба резервы,
Надеясь, что крепость на помощь придёт.

А в ней гарнизон сжат по фронту и сзади,
Бойцов вдохновляет седой комиссар,
«Всей силой своей встанем братья в засаде,
И мощь сгруппируем на контрудар.

И малою силой почти что руками,
Сразился с врагом *легендарный комбат,
И немцы, не выдержав боя штыками,
От русских с позором бежали назад.

Солдат на часах охраняет трофеи,
А пленных врагов взял «на мушку» конвой,
«На сотни идут у фашистов потери»,
Для них станет крепость «рубеж роковой».

Вот так и прошёл первый день обороны,
Значительный подвиг, «и в местных боях»,
Нехватка воды, и по счёту патроны,
Бинты в лазарете из рваных рубах:

Лишения, голод,
Всё вынесли стойко,
Бойцы на границе, по воле своей,
«Их подвиг примером другим» –
«И не только»:
«Они победители с первых же дней»!

Задание: прочитайте стихотворение. Какие события отражены в сюжете стихотворения? Каким настроением проникнуто? Какие картины вы представляете? Какие чувства у вас возникают после прочтения?

Учитель: начало Великой Отечественной войны было неожиданным. 21 июня только отзвучала музыка выпускных вечеров. Бывшие школьники мечтали о поступлении в институты, о будущем. Но это будущее перечеркнула Великая Отечественная война. (кадры из кинофильма «Завтра была война)

Учитель: вы посмотрели кадры из кинофильма «Завтра была война» снятого тоже по книге Бориса Васильева. О чем вы задумались?

— какие чувства вызывает это слово?

Крики и стоны раненых

Ненависть к фашистам

Звучит песня «Священная война»

Учитель: Выпускные вечера для многих выпускников закончились отправкой на фронт. В стране началась всеобщая мобилизации.

-Что такое мобилизация? (словарная работа)

-А как понять «всеобщая мобилизация»?

-Все мужчины ушли на фронт. А женщины ждали, верили, надеялись. Они с нетерпением ждали почтальона.

Кадры из кинофильма «Тени исчезают в полдень» (7 серия)

Женщины ждут почтальона в годы войны. Кому письмо, а кому похоронка, а кому-то нужно еще подождать.

Ребята, а какова композиция письма? Вы послушали письмо солдата. С чего начинается письмо? Что рассказывает воин о себе? Какие вопросы задает родным? Почему письмо трогательное? Докажите, что это письмо. В конце урока нам нужно будет написать письмо из века 21 в век 20, в 1941 год…. Обратимся к творчеству Бориса Васильева. Его герою напишем письмо…..

-Какие книги Бориса Васильева вам знакомы?

Видеоролик «Борис Васильев».

-Книга Бориса Васильева « В списках не значился» тоже о войне. О страшных событиях самого начала Великой Отечественной.

Герой книги Бориса Васильева «В списках не значился» тоже оказался на войне.

ФРОНТПЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ:

-Как звали героя книги? (Коля Плужников)

-Сколько ему лет? (19)

-В каком звании он попадает на фронт? ( младший лейтенант)

-Куда попадает он в начале войны? (Брест)

-Почему Коля, который закончил хорошо военное училище, дает отказ остаться работать в училище по подготовке военных? (Коля хотел стать настоящим офицером, а не работником штаба)

Просмотр отрывка из кинофильма «Брестская крепость»

-Как можно оценить события, которые происходили летом 1941 года в Брестской крепости?

-Какие качества проявили защитники Брестской крепости? (мужество, стойкость, героизм)

-Найдите описание событий начала войны в книге Бориса Васильева.

Перед людьми встал выбор:

-Как вспоминает 19-летний лейтенант Плужников войну первые 2 дня? Какие ошибки он делает?

( Коля молод, молоды и немного наивны его мечты, естественно и тщеславие молодого командира, который сначала войну воспринимает как игру, и думает он еще не о том, как будет воевать, а как будет рассказывать о войне. Он еще не знает, с каким врагом вступил в схватку. Поэтому он пьет, не отрываясь от фляжки с водой, поддавшись панике, оставляет своих бойцов в костеле).

-Имеем ли мы право судить Плужникова за ошибки, сделанные в первые дни войны?

-А как квалифицирует его действия старший лейтенант с орденом на груди? Почему?

-Верит ли он в Плужникова?

Костел был ключом обороны крепости, а Плужников, поддавшись панике, бросил своих бойцов и трусливо бежал с позиции, которую приказано было держать во что бы то ни стало.

Старший лейтенант верит Плужникову, он дает возможность искупить свою вину.

-Как вы считаете, с какого момента лейтенант Коля Плужников стал лейтенантом Плужниковым, бойцом и командиром?

(С момента, когда начал оценивать свои действия, нести ответственность за свои поступки. Вот он судит себя за трусость, не перекладывая вину на обстоятельства.)

-Была ли возможность у лейтенанта Плужникова спастись?

( Да. Ведь он в силу стечения ряда обстоятельств “в списках не значился”, т.е. формально ни за что не отвечал и спокойно имел возможность спрятаться, отсидеться, убежать, наконец, или уйти в леса. Но он сам занес себя в список, сам взял на себя всю ответственность в самой трудной, невообразимо опасной ситуации )

-Кто из защитников крепости стал примером мужества и стойкости для лейтенанта Плужникова?

зачитывают и комментируют:

– политрук с перебитыми ногами

– старшина Степан Матвеевич

Никто не знал, что на крайнем западе страны, далеко в немецком тылу, живой человеческой кровью истекает старая крепость. Защитники ее умирали, не срамя.

-Коварство врагов не знает границ. Что же делают они, чтобы сломить упорство защитников?

( зачитать и прокомментировать)

Бросали бочки с бензином, выжигали огнеметами

Это были существа в человеческом облике, не имевшие права называться людьми

-А что враги представляют собой поодиночке?

( Писатель приближает к читателю одного из таких существ, ставит врага одного перед одним защитником Н. Плужниковым)

Вспомним немца, которого Николай взял в плен (зачитать).

-Почему Николай отпускает немца?

Немец на следующий день приводит своих с огнеметами.

-Как же теперь делит людей Плужников?

Н. Плужников сделал для себя открытие. Он делит людей на убитых и непобежденных.

— Величие и нравственная красота, несгибаемая сила воли бойца, вера в Красную Армию, в победу показаны в словесном поединке бывших бойцов Климкова и Небогатова с Николаем Плужниковым.

( зачитываем этот эпизод)

-На грани жизни и смерти расцветает любовь девушки Мирры и лейтенанта Н.Плужникова. Любовь – самое светлое, прекрасное чувство дало новые силы и помогло выстоять в нечеловеческих условиях и продолжать сражаться с врагом.

Крепость истекала кровью, но еще жила…

“ Развалины, подорванные саперами, взметенные прицельной бомбежкой и добела выжженные огнеметами, оживали вновь. Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из-под земли и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал оставаться на ночь. И немцы боялись ночей”.

— Погибают несломленными мужчины и женщины. Погибает Мирра, столкнувшись снова с тем “мертвым” фашистом и их прислужником. Погибает гордо, маленькая, хрупкая девушка, боящаяся крыс и темноты, погибает, стремясь уберечь того, кто остался там, в развалинах.

— А как вы думаете, почему Н.Плужников, после 10 месяцев упорной, кровопролитной борьбы с жестоким врагом поднимается из казематов крепости?

( Плохо стал видеть, попал в ловушку, патроны закончились)

-Он опять в который раз проявляет гуманность, жалеет еврея Свицкого, бывшего скрипача, который когда-то играл для Коли Плужникова. Но того Коли нет, а есть гордый, непобедимый защитник, желающий последний раз посмотреть в глаза врагов, в глаза побежденных.

— 20- летний Николай Петрович Плужников идет в бессмертие.

( зачитываем об этом)

-Как вы это понимаете?

-Как вы понимаете эти последние слова Н.Плужникова?

-Давайте дочитаем о последних шагах в бессмертие Н.Плужникова – мужественного сына непокоренной Родины.

На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Здесь громко не говорят. Можно спуститься в подвалы 333-го полка и прикоснуться к оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костела. Не спешите. Вспомните. И поклонитесь. В музее вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулеметам. И вы непременно остановитесь возле знамени – единственного знамени, которое пока нашли. Но знамена ищут. Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга. Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Сейчас Брестская крепость – это музей, мемориальный комплекс. Брестская крепость – это памятник, созданный из камня, бронзы и гранита благодарным народом, который увековечил подвигмужественных людей, защищавших нашу Родину.

Этот подвиг увековечен и в книгах, таких, как “Брестская крепость”, “Крепость на границе”, “В поисках героев Брестской крепости” (С.Смирнов), альбом “Стояли насмерть”. Настоятельно рекомендую эти книги прочесть. Подвиг героев Великой Отечественной войны увековечен и на полотнах художников. (презентация)

Учитель: а их ведь ждали дома: жены, матери, невесты. Они верили, что их близкие люди вернуться. Надеждой к тому были почтальоны, которые каждый день носили фронтовые письма или……Похоронки и страшные извещения: «пропал без вести». Трудная была у них работа. Но что делать?

Видеоролик «Фронтовые письма»

Учитель: вы посмотрели видеоролик «Письма с фронта». О чем писали солдаты домой?

-А что такое письмо?

— однозначное или многозначное слово «ПИСЬМО»

-Какое значение будет интересно нам?

-Какова композиция письма?

-Почему фронтовые письма так дороги нам, живущим в 21 веке?

-Давайте напишем письмо Коле Плужникову – защитнику Брестской крепости. Подумайте, что бы вы сказали ему, какие качества его характера вы бы отметили.

-Можно ли сказать, что Коля Плужников – настоящий защитник Отечества? Почему?

Вопросы составлены по повести Б.Васильева «В списках не значился». Письменная работа дается учащимся 11 класса на уроке литературы и рассчитана на урок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *