как узнать в какой детский дом забрали ребенка
Шесть грустных историй, как опека забирает детей из семей по спорным основаниям
Как забирают детей в ответ на просьбу о помощи
Часто возникают случаи, когда власти изымают детей из семьи в ответ на обращение родителей за помощью к официальным органам власти. Юрист Фонда Ройзмана Александр Шумилов рассказал Znak.com подобную историю, которая произошла в Екатеринбурге с матерью двух детей — мальчика и девочки, бывшей наркоманкой, которая уже давно не употребляет запрещенные вещества.
«Ей было тяжело содержать детей, она обратилась в органы опеки за помощью. Опека пришла с проверкой, увидела, что в квартире нет ремонта, и вместо помощи изъяла детей, а затем через суд ограничила ее в родительских правах», — рассказал юрист.
В мае этого года сразу четырех детей изъяли из многодетной семьи Алены Лихтенвальд и Николая Саморока в поселке Тюльпанный в Оренбургской области.
В СМИ попало видео, как сотрудники опеки буквально вырывают плачущего ребенка из рук матери, после чего заковывают женщину в наручники.
Как пишет местное издание «Оренбург.Медиа», опека пришла в дом после того, как родители обратились к властям за помощью из-за того, что их дом находится в аварийном состоянии и семья там долгое время не жила. Тем не менее надзорные органы решили, что детей надо изъять из-за «опасных условий проживания». Никакого решения суда при этом не было.
Скандал вышел на федеральный уровень. После этого СК возбудил уголовное дело по статье «Халатность» на сотрудников органов опеки, вице-губернатору региона Татьяне Савиновой и начальнику областного УМВД Алексею Камфу внесла представление прокуратура, а детей вернули в семью, признал их изъятие незаконным.
Шлепки и ремень
При этом в центрах социальной помощи для детей бывают далеко не благоприятные условия. Так получилось с детьми еще одной женщины из Екатеринбурга, которая обратилась в Фонд Ройзмана. У нее есть дочь от первого брака и сын со вторым мужем, который усыновил старшую девочку. «Семья нормально обеспечена. Но однажды девочка украла деньги у отчима. Он ее сначала предупредил, а на второй раз дал ремня. Девочка пожаловалась деду, дед написал заявление, и органы опеки изъяли обоих детей», — говорит Шумилов.
Через суд опека ограничила обоих родителей в родительских правах, отца — за то, что избил ребенка, мать — за то, что она его покрывала. Сейчас юрист готовит документы, чтобы вернуть детей в семью.
Все это время дети находятся в центре социальной помощи. Им там плохо. Мальчик, по словам Шумилова, сбегал из приюта, потому что другие дети «заставляли его пить мочу». Из-за этого родители написали заявление в отдел по делам несовершеннолетних.
Похожая история произошла в Красноярском крае, где у жителя поселка Козулька Федора Каныгина изъяли семерых детей из-за того, что он ударил по ягодицам одну из маленьких дочерей, сломавшую кровать. Теперь все дети раскиданы по разным семьям. Во время опроса детей в полиции они говорили, что хотят домой.
«Расхождение интересов в воспитании»
Одна из самых скандальных историй с изъятием детей опекой — история Юлии Савиновских (теперь называет себя Френсис). В 2017 году Юлия еще была женщиной, жила в Екатеринбурге и воспитывала с мужем трех родных детей и двух приемных. В начале 2017 года Юлии удалили грудь седьмого размера. Во время подготовки к операции она завела блог от имени выдуманного трансгендера, который хочет изменить пол. В нем она описывала, что приходится переживать человеку, решившемуся на смену пола.
Опека Орджоникидзевского района Екатеринбурга изъяла из семьи приемных сыновей и разорвала с женщиной договор опеки. В суде чиновники представили документы, в которых была указана размытая причина изъятия детей — «расхождение интересов в воспитании детей с личными интересами опекуна», о блоге в официальном заявлении сказано не было.
Суд лишил опеки над детьми жительницу Екатеринбурга, удалившую себе грудь
По словам Савиновских, во время визитов представителей опеки к ним в квартиру чиновницы интересовались, чем родители кормят детей, и были возмущены отсутствием определенных продуктов в холодильнике, хотя он был полон.
Юлии так и не удалось вернуть детей через суды, она забрала родных детей и мигрировала в Испанию, где стала мужчиной.
Фотографии мальчиков после изъятия из семьи Савиновских снова выложены на сайте «Усыновление в России». У детей — сложные и страшные диагнозы, вряд ли кто-то решился усыновить их.
Приемная семья вместо родной бабушки
Жительнице Москвы Алле Гранальской не дали забрать на воспитание трех внуков после того, как умерла их мама, а отец из-за бюрократических причин не мог оформить детей на себя (он не вписан в их свидетельство о рождении). Как рассказывает «Коммерсант», детей под временную опеку взял дядя умершей матери, но через три месяца он попросил освободить его от этих обязанностей.
Детей забрали в приют. Бабушке не разрешили оформить временное опекунство, а пока она готовилась к процедуре усыновления, детей забрала приемная семья из Ростова-на-Дону. «Детей отдали в другую семью 22 февраля 2019 года, а школу приемных родителей я окончила 7 марта», — рассказала Алла Гранальская.
Бабушка до сих пор не может получить опеку над внуками, за которую она бьется с фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам». В октябре этого года суд не разрешил ей увидеться с детьми, несмотря на то, что ДНК-экспертиза подтвердила ее родство с детьми. Новые родители уверяют суд, что дети сами не хотят встречаться с бабушкой, которая растила их шесть лет. Руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская считает такое решение суда «абсолютно нечеловеческим».
Страшные исключения
По словам юриста Александра Шумилова, из любого правила есть исключения. По его мнению, есть случаи, когда опека действительно должна изымать детей из семей, в которых им находиться просто опасно.
«У меня был случай в Нижнем Тагиле. Семья: мать, которой 50 лет, и дочь, которой 30 лет. У них одновременно родились девочки. Когда детям было 5 и 6 лет, выяснилось, что их сосед — дед — заставлял девочек заниматься с ним оральным сексом, а матери заставляли их молчать об этом.
Опека вышла с иском о лишении обеих родительских прав. Я хоть и представлял в суде интересы девочек, но был полностью на стороне опеки», — говорит юрист.
Такая история произошла в Карпинске, где мать полгода держала свою новорожденную дочь в шкафу. Когда девочку случайно обнаружили подруги женщины, ребенок был в крайней степени истощения, девочку срочно забрали органы опеки и передали врачам.
«Законопроект предусматривает существенное ограничение возможных злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства в вопросах изъятия детей из семьи, которые в настоящее время, к сожалению, нередки. Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительства самостоятельно, по их усмотрению, без учета мнения родителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога, иных заинтересованных лиц», — говорят в Госдуме.
Как получить информацию о детях?
Читайте также
Адвокат Жаров: «Не ходите на тестирование!»
Усыновление или опека? Как выбрать форму семейного устройства
Какие судимости препятствуют принятию ребенка в семью?
Обучение в школе приемных родителей
Как взять ребенка из детского дома в гости на выходные или каникулы
Все, что нужно знать про медицинское заключение для приема ребенка в семью
Документы о доходах
О статусе на различные формы семейного устройства, порядке и основаниях лишения (ограничения) в родительских правах, основаниях для восстановления в правах
Что нужно знать, если вы едете за ребенком в другой регион
Все данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей находятся в органах опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства имеют право выдавать направление для знакомство с детьми, а также выступают операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без родительского попечения (региональный или федеральный).
Региональный оператор государственного банка данных располагает сведениями на территории конкретного субъекта РФ (его функции могут выполнять департамент, министерство или комитет образования, социального обеспечения и так далее).
Функции федерального оператора банка данных о детях возложены на Министерство образования и науки РФ. Федеральный банк данных о детях располагается в сети Интернет по адресу www.usynovite.ru — информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ. Данный ресурс содержит сведения о детях, о месте нахождения регионального оператора банка данных о детях, телефонах, часах приема и других контактных данных.
Порядок получения информации о детях и выдачи направления на посещение детей
После постановки на учет, орган опеки и попечительства представляет кандидатам информацию о ребенке (детях), которые могут быть усыновлены или приняты под опеку и выдает направление на посещение детей.
Если кандидаты не смогли подобрать для усыновления или принятия под опеку ребенка по месту своего жительства, то в течение всего срока действия заключения они могут обратиться за получением сведений о детях в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или к региональному оператору банка данных о детях любого субъекта РФ, либо в Министерство образования и науки РФ (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей).
Порядок формирования, ведения и использования государственного банка о детях, остававшихся без попечения родителей, утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 17 февраля 2015 года № 101.
Для получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, необходимо предъявить следующие документы:
Заявление при обращении к региональному или федеральному оператору банка данных о детях рассматривается не более 10 дней. На практике возможно предоставление сведений в день обращения.
Если несколько кандидатов указали одинаковую информацию о детях, которых хотели бы принять в семью, приоритет в получении информации имеют кандидаты, вставшие на учет ранее.
На посещение каждого ребенка выдается отдельное направление, кроме случаев, когда выдается направление на посещение братьев-сестер при нахождении их в одной организации.
При отказе кандидата принять в свою семью ребенка, на которого было выдано направление, ему выдается другое. По итогам посещения ребенка кандидат обязан указать в направлении о согласии либо отказе принять ребенка в семью. Количество направлений, которое может быть выдано одному кандидату, законом не ограничено.
Если в органе опеки и попечительства или у оператора банка данных отсутствуют сведения о ребенке, которого кандидат хотел бы принять в семью, он имеет право подать заявление о дальнейшем поиске такого ребенка. Орган опеки и попечительства или оператор банка данных не реже одного раза в месяц письменно уведомляет кандидата о поступлении в банк данных новых анкет детей, содержащих сведения, которые соответствуют пожеланиям кандидата либо об отсутствии таких сведений.
Кандидат в течение пяти дней обязан ознакомиться с новой анкетой ребенка. Если кандидат не ознакомился с анкетой, сведения о данном ребенке передаются другим кандидатам. Если кандидат дважды не явился для ознакомления с новой анкетой ребенка, поиск для кандидата приостанавливается.
Региональный оператор банка данных о детях по письменному заявлению гражданина может обратиться к оператору федерального банка данных для поиска ребенка, соответствующего пожеланиям кандидата.
Кандидаты в усыновители (опекуны) имеют право получить подробную информацию о ребенке и наличии у него родственников, обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка с участием представителя учреждения в котором находится ребенок. По итогам освидетельствования выдается справка в порядке, установленном Приказом Минздравмедпрома РФ и Минобразования РФ № 369/641 от 25 декабря 1995 года, учетная форма 162-у.
Кандидаты обязаны лично познакомиться с ребенком, установить с ним контакт, ознакомиться с документами, хранящимися в личном деле ребенка в органе опеки и попечительства, подтвердить письменно факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка (оформляется по правилам, установленным Приказом Минздравмедпрома от 3 июля 1995 года № 195, учетная форма 160-у).
В случае если кандидат выразил согласие на принятие ребенка в семью, он также обязан подать заявление в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка для решения вопроса о назначении его опекуном или подачи документов в суд для усыновления.
Сотрудники органов опеки и попечительства, а также операторы банков данных обязаны размещать сведения о детях на специальных сайтах, при этом недопустимо несанкционированное установление личности ребенка.
Узнать подробнее о том, как принять ребенка в семью вы можете в нашей инструкции.
Где и как получить сведения о передаче ребенка в детдом
Как и где можно получить информацию на каком основании ребенка передали в детский дом. Ситуация моя мать (умерла) находилась до 53 года в детском доме. Самого детского дома уже нет (или он давно реструктуризирован) где мне найти сведения на основании чего она была туда отправлена и кем.
Ответы на вопрос:
Андрей. Данную информацию можно получить в органах опеки и попечительства.
А если они прямо сходу ссылаются на тайну усыновления.
Ответы на уточнение:
Если Вашу маму удочерили, то не имеют права такую информацию Вам дать. Поищите дома в документах. Часто можно найти интересующую информацию. Ну, либо нанять детектива. Но, не всегда есть результат.
Ответы на уточнение:
Если до 53 года (послевоенное время) мама находилась в дет. доме, родители возможно погибли на войне или репрессированы. Тогда сведений можете не найти никогда.
Похожие вопросы
Пожалуйста я являюсь собственником жилья в много-квартирном доме. Дом построился 1956 г. Не давно мне стало известно, что мой дом в котором я проживаю признан аварийным. Подскажите пожалуйста куда мне можно обратиться, чтобы получить документальный ответ по существу аварийный или не аварийный дом? Где может храниться такая информация. Как собственник могу ли я сам в письменном виде запросить такую информацию или только через силовую структуру?
Я хотела узнать на коком основании детский дом может прописать годовалого ребенка бывшей воспитанницы этого же детского дома. Знаю, что ребенок должен быть прописан там, где прописана мать. А конкретно сам закон как гласит?
У мужа есть завещание от бабушки, где она завещает всё своё имущество ему. Но он узнал, что бабушке должен полагаться земельный пай, т.к.она работала 23 года в совхозе и ушла от туда на пенсию. Умерла она в 1999 году. Нет информации получала ли она пай или нет. Он бегает по росреестрам, нотариусами и не может найти документ, а именно кадастровый номер на бабушкин пай. Возможно пай кто то использует, а ему не хотят предоставлять информацию. Подскажите, где можно получить кадастровую выписку на пай, чтобы на основании его получить выписку в ЕГРП и внести его через нотариуса в наследство?
Я являюсь усыновленным ребенком. Биологическая мать отказалась в роддоме. Приемные родители умерли, никакой информации об усыновлении нет. Известно что забрали меня из детской больницы, куда после роддома меня перевели до распределения в детский дом. Где я могу получить информацию о своем рождении и о биологической матери.
Я не знаю где находится мой 4 х летний ребёнок, её мать, уже год назад, отправив меня, украв все имущество, деньги и все мои документы, скрылась в неизвестном направлении, забрав дочку! Я установил, что она в нижнем Новгороде, как можно узнать, в какой садик она ходит, или к какой больнице привязана?
Ситуация в следующем. Мама поехала в гости к дочери в Новосибирск и пропала. На данный момент пришло извещение о депортации ее с территории России назад на Украину. Информации о том где она находится, как к ней приехать можно не дают. Подскажите пожалуйста, как можно ее найти или получить информацию о ее место нахождении.
Чего ждать от ребенка из детского дома. Особенности психики и полезные упражнения
Любая семья, которая планирует принять ребенка из детского дома, сталкивается со стереотипами: вам будут говорить, что «после детского дома невозможно жить в семье», «а что если он будет курить и воровать», «вдруг у него плохая генетика». Воспитывать приемного ребенка — не то же самое, что воспитывать родного, но в этом нет ничего страшного. Вместе с психологом ресурсного центра «Отрадное» Светланой Даниловой, которая работает с приемными родителями и их детьми, мы разобрались, чего ожидать в период адаптации, какие особенности стоит учитывать и какие упражнения можно делать, чтобы установить доверительную связь с ребенком. Многое из этого списка пригодится и родителям неприемных детей
Они не доверяют взрослым
Главное, чем отличаются дети из детского дома, — у них нет базового доверия к взрослым и вообще к миру. Оно формируется в первые годы жизни, и если в этот момент ребенок оказался без попечения родителей, задуманная природой схема нарушается. Младенец должен удовлетворять свои базовые потребности мгновенно: как только родитель слышит, что ребенок закряхтел или заплакал, он подлетает и разбирается, в чем дело, помогает справиться с проблемой — меняет памперс, кормит, укачивает. Когда это происходит изо дня в день, ребенок усваивает, что он в безопасности, о нем обязательно позаботятся. В учреждении детей тоже кормят, пеленают и купают, но там все происходит в определенные часы, по расписанию нянечек. Младенцы же испытывают потребности не одновременно и не по часам, поэтому часто получается, что ребенок получает необходимое уже после того, как он поплакал и заснул в одиночестве. К сожалению, так ребенок усваивает, что никому не нужен.
Человеческая психика устроена так, что обида и злость переносится на того, кто находится в поле зрения. Хотя ребенка оставила родная мама, сердится он на воспитателей или приемных родителей. Казалось бы, что они могут помнить, такие маленькие, до года? Но это не интеллектуальное знание, а чувственное. Оно закладывается еще внутриутробно, а накапливается после рождения. Младенец хорошо запоминает тот ужас и холод, которые он испытывал, когда лежал в кроватке и плакал один. Это очень трудно компенсировать, когда ребенок уже подрос, но возможно.
У них могут быть проблемы с границами
Когда с ребенком мало взаимодействуют взрослые, не берут на руки, не обнимают, у него плохо формируется понимание границ собственного тела — и это сказывается на поведении в дальнейшем. Чтобы человек понял, что хорошо, а что плохо, он должен для начала осознать свои собственные границы — телесные. Обычно новорожденные все время находятся в контакте с мамой, а сироты этого лишены, и образ тела у них формируется позже. У них не «плохая генетика» — просто они не прошли необходимые этапы эмоционального развития.
В школе приемных родителей учат, как компенсировать эти пробелы и как бы заново пройти период, когда ребенок не получил поддержки родителей. С помощью разговоров это сделать сложно, поэтому психологи придумывают разные игры и метафоры для процессов, которые происходят между родителями и ребенком.
Упражнение первое — знакомство с собой. Посмотрите в документах, какой у ребенка был вес и рост при рождении (обычно эти данные есть у опеки). Чтобы восстановить свою историю и заново прожить ее с вами, ребенку важно узнать о себе всю эту информацию и, например, потрогать бирочку из роддома. Психологи предлагают показывать, а не проговаривать словами: вместе с ребенком отмерить 50 сантиметров, сделать сверток из одеяла, объяснить: «Смотри, вот такой ты был, когда родился». Отмерить вес младенца на кухонном безмене, дать подержать этот сверток ребенку. И маме тоже: «Мамы же с тобой тогда не было, но давай представим, как бы это было, она бы очень хотела уже тогда тебя обнять и о тебе позаботиться». Многие родители смущаются, говорят, что ребенок уже большой и в этих играх нет смысла, но на деле и 7—8-летних, и язвительных подростков, и даже совсем взрослых людей интересуют такие вещи.
У него есть биологические корни, их нужно принять
Приемным родителям важно почувствовать благодарность к биологической матери ребенка. Ведь, какой бы она ни была и где бы она ни находилась, она родила человека, который теперь стал частью их семьи. Если бы эта мама жила благополучно и отлично справлялась, ее не лишили бы родительских прав, и сына или дочери у вас бы не было. Ребенок тоже должен принять свои корни — тогда он не будет срываться на родителей. Иногда в приемной семье плохо отзываются о биологических родителях: «Понятно, в кого ты такой!» Это недопустимо. Детская психика устроена так, что в любой ситуации ребенок будет винить себя: родители разводятся — значит я сделал что-то не так, мама оставила меня в детдоме — значит я плохой. А когда ребенок считает себя плохим, он и вести себя будет плохо — подтверждать свою идентичность.
Задача приемных родителей — избавить ребенка от чувства вины и злости на биологическую мать. Одно из упражнений, которое предлагают психологи, называется «домики жизни»: вся семья садится вместе и рисует домики, в которых успел побывать ребенок, и на каждом этапе благодарит тех, кто о нем заботился. Первый домик — у мамы в животе: даже если у биологической мамы не получилось заботиться о малыше, она его как минимум родила, и это уже хорошо. Нужно не реабилитировать родителей, а показать ребенку, что это не он плохой, а просто взрослые не справились, не смогли о нем как следует заботиться, ведь быть мамой и папой трудно. Потом нужно вместе вспомнить и нарисовать другие домики — детский дом, другой детский дом, а в конце приемная семья. Это отличная профилактика любых проблем с воспитанием: родители понимают, сколько всего пережил ребенок, а он осознает, что семья принимает его со всей предысторией.
Им труднее сформировать привязанность
Механизмы привязанности формируются в первые месяцы и годы жизни, но если в это время ребенок находится в учреждении, у него нет близкого взрослого, который о нем постоянно заботится. Нянечки, врачи и воспитатели мелькают перед младенцем, как вагоны проходящего поезда, сформировать привязанность к кому-то из них невозможно. А чтобы научиться доверять вообще, надо сначала довериться хотя бы одному человеку — обычно это мама.
Все дети проходят через возрастные кризисы — не стоит винить в этом генетику. Однако проблемы с привязанностью могут усугубить проблемы в отношениях подростка с родителями и сделать их по-настоящему невыносимыми. Воспитание детей — это педагогический процесс, одной любви тут недостаточно, нужно знание. Многие родители говорят, что любят своего ребенка, но при этом не знают особенности возраста, не могут описать характер ребенка, не играют с ним. В чем же тогда заключается любовь — в дорогих игрушках и секциях? К сожалению, этого недостаточно, чтобы появилась доверительная связь.
Они привыкли к подаркам
Воспитанники детских домов, особенно столичных, неплохо обеспечены и часто получают подарки от спонсоров и благодетелей — неудивительно, что дети привыкают компенсировать недостаток любви материальными благами. В эмоциональную дыру можно «забросить» не только подарок, но и вкусную еду — часто приемные дети удивляют родителей своим аппетитом. И дело не в том, что малыши голодали — они привыкли так получать положительные эмоции. В этом нет ничего хорошего: удовольствие от шоколадки или новой игрушки мимолетно, и настоящую проблему они не решают. Эффект примерно такой же, как от импульсивной покупки: новое платье у вас появится, а стресс никуда не денется.
Ребенка нужно учить, что любовь проявляется не только через подарки. Когда мама любит ребенка, она обнимает его, заботится о нем, следит, чтобы он был тепло одет и хорошо ел. Это звучит странно, но дети из детских домов не умеют обниматься. Подростки могут даже отпрыгивать, когда вы пытаетесь к ним прикоснуться. Оставаясь в семье, понемногу они учатся и оттаивают. Можно прямо так и говорить: в нашей семье принято обнимать маму утром, когда проснешься, днем, когда придешь из школы, и перед сном. Сначала придется внедрять эти правила искусственно, а потом все привыкнут, и объятия будут абсолютно естественными и искренними.
Им нужны понятные правила и рутина
Понятный распорядок дня и режим нужны всем детям, да и взрослым, в общем-то, тоже. Приемного ребенка очень важно сразу же познакомить с правилами, по которым он будет жить в вашей семье, и рассказать, как все устроено. Некоторые семьи во время гостевых визитов (это «пробный период», когда ребенок приезжает на время пожить в семье потенциальных родителей) хотят позволить ребенку все, чтобы он почувствовал себя хорошо, но это ошибка. Ведь потом, в обычной жизни правила будут другими, и ребенок почувствует себя обманутым. Лучше сразу выяснить, впишется ли воспитанник в правила вашего дома, чем решать эту проблему позже и отдавать его обратно в детский дом. Психологи школы приемных родителей советуют не препираться с ребенком по вопросам, которые находятся вне вашего контроля: например, когда подросток кричит, что не хочет ходить в школу, родители могут лишь объяснить, что получать образование все равно придется, ведь это не их личный каприз, а требование государства. Вы не можете отменить домашние задания, но всегда можете посочувствовать — это ребенку и нужно.
Они будут проверять вас на прочность
После «медового месяца» обычно наступает менее радостный период адаптации, когда ребенок начинает проверять родителей на прочность и отстаивать свои границы. Пока происходит притирка, ребенок может провоцировать родителей, делая разные вещи, за которые его теоретически могут вернуть в детдом. По логике ребенка, раз собственная мама когда-то его оставила, значит, и новая семья может поступить так же. И, чтобы довериться взрослым, ребенку нужно быть уверенным в том, что его не вернут, что его готовы принять любым. Тут родителям важно дать понять, что в жизни ребенка будут определенные запреты и правила, но вообще-то они рассчитывают жить с ним вместе долго и счастливо: «Играть в футбол в квартире мы, конечно, не разрешаем, но и отдавать тебя за это никуда не собираемся».
Они будут бороться за ваше внимание
В любой семье братья и сестры борются за внимание родителей — и это нормально. Главное, чтобы в семье были одинаковые требования к детям и логичная иерархия: главный ребенок тот, кто появился в семье первый. Если вы сначала взяли ребенка из детдома, а потом родили второго, старший не должен чувствовать себя брошенным и ненужным. Хорошее упражнение, которое поможет семьям с любым составом: договориться, что у каждого ребенка есть 15 минут или полчаса, когда мама полностью принадлежит ему. В это время можно заниматься чем угодно, главное — не уроками и не делами по хозяйству. Даже очень короткий промежуток времени каждый день или каждую неделю, проведенный с мамой наедине, даст ребенку уверенность в том, что он не менее нужен и важен, чем его братья и сестры.