как узнать какой эбу на калине
ЭБУ Январь 7.2 Калина 11183-1411020-21 особенности и как отличить от Январь 7.2+
Как то года два назад я уже описывал различия Январь 7.2 для калины от обычного 7.2. Но поскольку зверь в наших краях достаточно редкий, то найти его в более менее живом состоянии было практически нереально.
А это недавно создал тему на форуме и спустя день мне позвонил человек говорит есть такой январь в хорошем состоянии и долгое время лежал в ЗИП могу продать.
Договорились о деталях, также он мне отправил его в разобранном виде чтобы я смог осмотреть плату на предмет залива ЭБУ тосолом из печки.
Осмотрел платку в транспортной компании сильно ничего страшного не нашел на первый взгляд, но небольшой след подтопления все же был. Решил все таки забрать так как все остальные варианты были сильно хуже по состоянию или паяные.
Итак внешний вид и маркировка:
Также после смывки небольшого количества окислов на плате немного под лаком проступило пару проблемных мест, но вроде не сильно критичные. Прозвонил и рассматривал все целое.
Так же записал более подробное видео о этом чуде-юде, а также как отличить 7.2 от 7.2+:
С прошивкой были трудности — в блоке уже кто то заливал последнюю серийную прошивку А201СО58, но неизвестно редактированную или нет потому решил это все дело перешить на заведомо стоковую прошивку, в итоге суммарно спустя 4 часа убитого времени прошить по человечески получилось. Но подробно об этом как нибудь в следующий раз.
Как выяснить какой у меня контроллер?
Пропала этикетка с контроллера, сам контроллер подгорел в 2-х местах, как выяснить какой у меня стоял контроллер.
Добрый день. Двигатель заводится нормально. Сильные перебои через пару минут после старта двигателя, особенно при температуре воздуха ближе к 0 градусов. При более 2 и выше троит м.
Бортовой комп говорит о неисправности двигателя, «обедненная смесь». Как исправить.
Подскажите пожалуйста, в какую сторону копать. Не работает стартер и насос. Сгорел ЭБУ. Поставил новый ни какого эффекта. В чем может быть причина.
Еще вопрос. Начитался про сброс чека и держал нажатой кнопку-стержень(под уровнем топлива(Калина 1), включал зажигание. Все повторял. В результате обнулились показания спидометра.
Сегодня машина завелась без проблем, купил новый контроллер( 21114-1411020-41 ), все сошлось как я и говорил.
Не знаю, похоже прошивка(калибровки), там роли не играет, у меня на новом последняя a303cf06.
Учитывая что этикетки не было на контроллере, стал по внешнему виду искать контроллер, более похожий на мой. Как видно на фото, вид сверху, верхняя крышка с канавкой, которая не доходит до конца, по длине совпадает с пластмассовым коммутатором(черного цвета), куда подсоединяются провода.
Не крышке также видны печати пятиугольные, на верхней в двух местах, один под этикеткой, которого нет и другой около винта крепления.
На фото контроллера, вид снизу, точно у центральной заклепки, также две пятиугольные печати, как я понимаю на заводе их ставят на разных этапах проверки и завершения изготовления контроллера.
Искал по картинкам контроллеров в интернете, а также по году выпуска автомобиля, повезло, наиболее близким оказался контроллер представленный на странице сайта(http://www.lkforum.ru/showthread.php?page=70&t=37457).
Изображение совпало по нескольким позиция:
Больше всех старался мне помочь gooddi, хотя его информация предоставленная не приблизила к разгадке, спасибо ему все равно.
Как узнать какой эбу на калине
За основу взята статья многоуважаемого Д.Б.Дударя «История в лицах».
В качестве ПЗУ в данных блоках использована микросхема FLASH, емкостью 256 Kb, из которых только 32 Kb содержат калибровочные таблицы и могут быть считаны и перезаписаны. Вернее, записать можно все 256 Кб, а вот считать только 32 кб. Считывание /запись этих блоков (без вскрытия блоков) поддерживает программатор Combiloader от SMS – Software. Возможно так же программировать flash внешним программатором через переходник, подключаемый к шине ЭБУ.
ЭБУ разных модификаций аппаратно различаются. ЭБУ под нормы Е 3 ( 1411020 – 50 ) имеет дополнительный драйвер для подогревателя 2 ‑го датчика кислорода. Так же возможны различия по каналу ДТВ.
Красивая бумажная наклейка (встречается и такое), поверх штатного шильдика – скорее всего детище ОПП, такие блоки устанавливались на некоторые «Нивы» и «Надежды», перешитые на ОПП из обычных «нивских».
Этот тип ЭБУ поддерживает не отключаемую драйверную диагностику. Поэтому при установке ГБО на них строго обязательно применение безразрывного отключения форсунок.
По проводке блоки взаимозаменяемы, но только со своим, соответствующим блоку, ПО.
В «новой» аппаратной реализации однозначно отсутствуют элементы необходимые для переключения двухрежимных прошивок и для реализации переключения двух прошивок, их необходимо установить.
Эти ЭСУД сняты с производства в начале 2005 г.
Подробнее о двигателях ВАЗ 21114 и 21124 читайте здесь.
Чтение/программирование flash и eeprom данного блока поддерживается обновленной версией ПАК‑ 2 «Загрузчик» Combiloader. (Сведений о других типах загрузчиков с поддержкой 797 + пока нет). Для обеспечения возможности перепрограммирования так же, как и на старой реализации, необходимо поработать паяльником.
22 XC 052 S – System Supplier ECU SoftwareNumber
B 122 HR 01 – Vehicle Manufacturer ECU SoftwareNumber
Прошивка 22 YB 072 S (последняя версия ПО для НИВА-Шевроле) не имеет «привычного» аналога. Данная «неразбериха» с большой долей вероятности связана с тем, что торговый бренд «Нива» уже не имеет никакого отношения к АвтоВАЗу, и полностью принадлежит марке Chevrolet.
ЭБУ производятся в разных местах, страна – производитель указана на шильдике. До недавнего времени их было два – Германия и Россия, несколько позже появились «французы» а в конце 2007 г. стали появляться ЭБУ родом из поднебесной, made in China.
ЭБУ выпускается фирмами «Итэлма» (хххх- 1411020 – 82 ( 32 ), прошивка начинается на букву «I», например, I 203 EK 34 ) и «Автэл» (хххх- 1411020 – 81 ( 31 ), прошивка начинается на букву «А», например, A 203 EK 34 ). И блоки и прошивки этих блоков полностью взаимозаменяемые.
Производитель ЭБУ (в данном случае НПО «Итэлма») и тут не смог обойтись без сюрпризов. Была выпущена небольшая партия ЭБУ, с аппаратными различиями в канале обработчика датчика скорости без изменения шильдиков и идентификации прошивок. Т.е прошивки таких блоков имеют те же наименования, что и «обычные», но запись в блок прошивок от «старой» аппаратной реализации приводит к отсутствию сигнала ДС и ошибок, связанных с датчиком скорости. Для того, что бы адаптировать прошивки к данному ЭБУ, необходима небольшое изменение кода программы, которое можно произвести специальной утилитой.
M 73 |
Новые контроллеры М 73 производятся двумя заводами: НПО ИТЭЛМА и АВТЭЛ.
Аппаратно контроллеры идентичны, но софт там принципиально разный.
Автэловские проекты (софт АВТЭЛ):
Итэлмовские проекты (софт ВАЗ):
Редактирование прошивок и программирование этих блоков поддерживается продукцией SMS-Software: Combiloader и ChipTuningPro c соответствующими модулями.
Производитель предпринимает попытки защитить свою продукцию от несанкционированного доступа – с середины 2009 года часть контроллеров пр-ва «Автэл» защищены от чтения и записи (аналогично контроллерам Микас- 11 ЕТ). В 2010 должна быть внедрена защита и в контроллерах «Итэлма». Будьте внимательны, программировать без риска «завалить» блок их можно только программатором «Combiloader» со специальным модулем для защищенных блоков (Микас- 11 /М 73 А).
Аппаратно блоки постоянно модифицируются. В начале 2010 г. появились разновидности ЭБУ с заводской наклейкой-стикером «ДПКВ» (Смотрите на фото) справа от основного стикера. При этом идентификатор прошивки (в данном случае, A 317 DB 04 ) остался прежним, при том, что конфигурация процессора изменена и некоторые элементы. В таких ЭБУ изменена полярность подключения датчика положения коленчатого вала на обратную (это связано с изменениями в проводке автомобиля).
Начиная с конца 2009 года все новые версии ЭБУ M 73 и Микас- 11 являются «закрытыми», то есть защищенными от чтения и записи прошивки обычными способами. При попытке чтения такого ЭБУ через BootLoader процессора, считанный дамп будет содержать «мусор» в виде последовательности байт: 9 B 00 9 B 00 9 B 00 … При попытке чтения диагностическим методом (без вскрытия ЭБУ) загрузчик выдаст сообщение «Ошибка запуска бутлоадера». Обратите внимание, что в этом случае нельзя производить попытку записи прошивки в блок обычными способами, это может привести к полной неработоспособности ЭБУ!
На этом, собственно, можно поставить точку в истории ЭСУД с механическим дроссельным узлом.
ЭБУ с поддержкой электронного дроссельного узла (с конца 2010 г.)
ЭБУ М 74 не совместим по проводке/разъему ни с одним ранее применявшимся ЭБУ.
Программирование М 74 возможно программатором Combiloader c соответствующим модулем (XC 27 x 5 ) в BSL режиме. Т.к производитель вывел вход разрешения программирования на колодку (есть мнение, что это временно), то возможен перевод в BSL режим без разборки ЭБУ.
Следует иметь ввиду, что данные блоки постоянно дорабатываются производителем и уже имеют различие в аппаратном и программном обеспечении. Например, прошивки для Калины I 444 CB 02 и I 444 CC 03 построены на одном аппаратном уровне и программно взаимозаменяемы, а I 444 CD 04 уже имеет различия и несовместима с предыдущими сериями.
В связи с появлением данного типа контроллера кабель М 74 для Combiloader дополнен доп. разъемом OBD, старый кабель снят с производства.
Мозги-и-и-и-и-! Переход с «Января» на «Bosch».
На момент приобретения в машине был установлен ЭБУ «неизвестного» происхождения:
В принципе-то, оно работало, но были у меня к этой работе некоторые претензии. Основные: сильные вибрации на холостых оборотах и очень резкие реакции на отклонение дросселя при движении на первой передаче (дерготня, по-русски выражаясь). Поэтому, периодически возникало желание побаловаться с прошивками…
Залез я, как водится, на Авито и нашёл там сие сокровище всего за 2 тысячи кровных деревянных тугриков.
Не откладывая дело в долгий ящик и пользуясь тем, что пекло на улице сменилось долгожданной прохладой, я этот ЭБУ купил и в первый же обеденный перерыв полез его менять.
Первое впечатление после запуска двигателя — в машине стало сильно тише! Серьёзно! Это как на скорости под сотню все окна закрыть! Второе впечатление — вибраций стало меньше и их амплитуда уменьшилась.
Третье впечатление — температура включения вентилятора СО явно сместилась вверх:
100 градусов — тишина; 105 градусов — чегой-то не того; 110 градусов — твою ж мать, глуши тарантайку!
(предварительно я подстраховался, конечно, — подключил OBD, поэтому перед «глушением» вручную, через OpenDiag, включил вентилятор).
Лезу в интернеты и выясняю любопытную деталь — за каким-то хреном у мню сигнал на реле вентилятора подаётся по 29-й ноге (у меня односкоростная вентилятора), а на двухскоростных — по 68-й! Ну на кой чёрт это надо было делать? И это при том, что вентилятор программно включить можно!
Ну а дальше наше любимое — дербаним косу, вешаем перемычку 29-68:
С тех пор пробежалось около 500 км, так что уже можно говорить об изменениях (по сравнению с «Январём»):
— про снижение шума не показалось: я теперь прекрасно слышу вой КПП, да и громкость музыки стал поменьше делать;
— вибрации точно уменьшились, особенно на прогретом двигателе;
— торможение двигателем стало менее выраженным, на первой передаче можно плавно перемещаться без прецизионных манипуляций педалью газа;
— есть небольшое ухудшение динамики на 4-й и 5-й передачах, но не настолько, чтобы это можно было записывать в минусы;
— расход топлива остался примерно тем же (понаблюдаю ещё, что сделать более точные выводы).
В общем и целом я доволен заменой — ездить стало комфортнее.
В это же время заметил, что видеорегистратор (SilverStone F1 A70-GPS) после выключения зажигания часто не выключается корректно, а резко тухнет спустя несколько секунд. Так как ему уже 4 года, то первым подозреваемым стал аккумулятор:
Купил за 370 р. подходящий по размерам, но в два раза большей ёмкости и со встроенной системой защиты.(LP303030-PCM).
Контроллеры двигателя Лада Калина
Вступление
Все инжекторные автомобили, в том числе и Лада Калина, обладают множеством различных датчиков, которые управляются одним блоком (ЭБУ). Данный блок довольно надежная деталь и крайне редко выходит из строя, но случаются моменты, когда все-таки ЭБУ может перегореть.
В данной статье речь пойдет об электронном блоке управления двигателем на автомобиле Лада Калина, а именно об его назначении, устройстве, расположении, замене, стоимости и многом другом.
Назначение ЭБУ
Блок управления двигателем предназначен для снятия показаний со всех датчиков, установленных на двигателе и подачи сигналов управления на форсунки и модуль зажигания, а так же корректировки угла опережения зажигания. Проще говоря, ЭБУ полностью управляет двигателем, составляет топливную смесь, выставляет зажигание и регулирует напряжение на свече зажигания.
Устройство
Блок двигателя на Ладе Калине выполняется из герметичного металлического корпуса внутри которого размещается микросхема с большим количеством различных радиодеталей. С одной стороны корпуса выходят разъемы блока управления, к которым подключаются цепи управления и различного рода проводка или CAN-шина автомобиля.
Расположение
ЭБУ на Ладе Калине расположен под центральной консолью автомобиля. Увидеть его можно сняв боковую крышку воздуховода ног переднего пассажира. Крепиться блок на болтовое соединение и надежно зафиксирован в своем месте. Разъемы блока так же плотно вставлены в свое место и зафиксированы специальным замком, который препятствует самопроизвольному отключению разъема от ЭБУ.
Назвать удачным данное месторасположение блока управления двигателем довольно сложно, так как он находится точно под радиатором печки и при утечках в радиаторе отопителя, охлаждающая жидкость попадает именно на блок двигателя, что вызывает в нем необратимые последствия и, конечно же, поломку или короткое замыкание.
В некоторых случаях протечки ОЖ на ЭБУ, его можно починить, но чаще всего необходимо проводить замену блока.
Перенос ЭБУ Калины
Чтобы сохранить блок управления двигателем и не допустить попадания в него охлаждающей жидкости вследствие утечки ее из радиатора отопителя, ЭБУ можно перенести в другое место. Многие владельцы Калины именно так и поступают, перенося блок управления двигателем за вещевой ящик (бардачок). За бардачком достаточно места, чтобы спокойно установить туда ЭБУ, а так же длинны проводов хватает с лихвой.
Какие ЭБУ бывают на Калине
Ниже представлена таблица, с контроллерами двигателя, которые устанавливались на Ладу Калину.
Производитель | Модель | Артикул | Двигатель | Дроссель |
BOSCH | 7.9.7 | 21114-1411020-40 | 1,6л, 8 кл. | Механический |
BOSCH | 7.9.7 | 1183-1411020-20 | 1,6л, 8 кл. | Механический |
ИТЭЛМА | Январь 7.2 | 11183-1411020-22 | 1,6л, 8 кл. | Механический |
BOSCH | 7.9.7 | 11194-1411020-10 | 1,6л, 16 кл. | Электрический |
Автел | Январь 7.2 | 11183-1411020-21 | 1,6л, 8 кл. | Электрический |
Элвар | Январь | 11183-1411020-52 | 1,6л, 8 кл. | Электрический |
Автел | Январь М73 | 21114-1411020-41 | 1,6л, 8 кл. | Механический |
ИТЭЛМА | ИТЭЛМА | 21126-1411020-08 | 1,6л, 16 кл. | Электрический |
Стоимость ЭБУ
Данная деталь является одной из важнейших электронных систем в автомобиле, в ЭБУ собрано большое количество деталей, которые очень дорогие, естественно, поэтому и блок управления двигателем тоже довольно дорогой, его стоимость зависит от модели, региона и магазина в котором будет совершаться покупка. Средняя цена ЭБУ на Ладу Калину равно 10 000 рублей.
Почему не работает ЭБУ
Довольно часто случаются проблемы, что блок управления двигателем перестает работать, чтобы выяснить причину отказа в работе ЭБУ необходимо осмотреть его:
Если подобные проблемы не обнаружены необходимо демонтировать блок двигателя и производить его дефектовку, ремонт или замену.
Замена ЭБУ
Замену контроллера двигателя на Калине произвести довольно просто по инструкции, которая представлена ниже.