как узнать какое полушарие доминирует у человека
Научная электронная библиотека
1.3. Психологические исследования в области межполушарных дихотомий
Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. (Лурия А.Р., 1969, 1973; Мосидзе В.М., 1986; Хомская Е.Д., 1987, 1996).
Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов (мозговых структур), объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития (Бехтерева Н.П., 1971).
Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., 1996). «Согласно современным представлениям, сложившимся в науках о мозге, закономерности межполушарного взаимодействия (и межполушарной асимметрии как его частного случая) относятся к важнейшим, фундаментальным основам работы мозга как парного органа. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» (Выготский Л.С., 1983).
Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий.
Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария (Симерницкая Э.Г., 1978; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д., 1988).
При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область (Будохоска В. и др., 1990).
Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт. При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи.
В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. «Немое» правое полушарие обладает и некоторыми способностями к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. С этим, видимо, связан феномен «зеркального письма», наблюдающийся у 85% леворуких детей.
Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое».
Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно. Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад.
Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.
Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения (Кураев Г.А., 1982; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Ермаков П.Н., 1988).
Таким образом, каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ практически любого психического процесса позволяет выделить компоненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария.
В психофизиологической и психологической литературе проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека в последние годы все больше обсуждается в связи с ее непосредственным отношением к проблеме «мозг и сознание» (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Симонов П.В., 1990, 1994).
Вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека имеет в настоящее время большое теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане выявление закономерности работы интактного мозга расширили не только естественнонаучное понимание кортикальных процессов, но и философское осмысление принципа симметрии-асимметрии (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1986).
В практическом направлении проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга в настоящее время все более привлекает внимание психологов и психофизиологов с точки зрения взаимосвязи функциональной межполушарной асимметрии головного мозга с особенностями психического склада человека, его адаптивных возможностей, особенностей обучения и общения, развития творческих способностей личности (Ермаков П.Н., 1988; Москвин В.А., 1990, 1999; Ахутина Т.В. и другие, 1996).
Как определить, какое полушарие мозга доминирует
Jan 4, 2017 · 6 min read
Зачем это нужно
Да просто интересно. Ну ещё можно оправдывать свои дурацкие черты особенностями работы мозга. А более сообразительные даже придумают, какую пользу получить от своего вновь обретённого знания.
Как узнать, какое полушарие доминирует
Вот, проиллюстрировала классическую методику Н. Н. Брагиной
и Т. А. Доброхотовой. На случай, если ничего не разглядите, описала задания словами. Возьмите два листа бумаги: на одном будете записывать результаты, а другой, не разлинованный, потребуется для выполнения некоторых тестов.
В каждом тесте мы проверяем домин и рующую ногу, руку, глаз, сторону тела. Каждое полушарие управляет противоположной стороной, поэтому, если в тесте доминирует правая рука, то в этом тесте считаем доминирующим левое полушарие, и наоборот. С глазами всё сложнее, поэтому в седьмом тесте, если первым среагировал правый глаз, отмечаем доминирование правого полушария.
Для левого полушария пишите букву «Л», для правого — «П», если в каком-то тесте они равнозначны — отметьте «0» (ноль).
Считаем результат
Из количества левополушарных реакций вычитаем количество правополушарных реакций, делим на 11 и переводим в проценты.
> 30% — полное доминирование левого полушария
10% — 30% — неполное доминирование левого полушария
-10%—+10% — неполное доминирование правого полушария
Предостережение. Всё, что будет написано дальше, взято из научной и научно-популярной литературы (источники перечислены в конце). Но мозг очень сложная штука, поэтому не надо воспринимать всё так однозначно, как это описано.
Если у вас неполное доминирование одного из полушарий, значит, вы можете действовать и как «левополушарный», и как «правополушарный» человек (термины грубые, но писать их легче, чем «люди, у которых доминирует левое полушарие», а, так как автор статьи я, то и писать буду, как мне удобно). Таких, кстати, большинство.
Дальше описаны принципы, по которым работает каждое
из полушарий, они больше проявляются у людей, у которых проявляется полное доминирование одного из полушарий. Лично
у меня сильно доминирует левое полушарие, если кому вдруг любопытно (знаю, никому).
Для начала — цитата из исследования методом электрического шока, при котором у испытуемых «включённым» оставалось только одно полушарие (по медицинским показаниям):
У «левополушарного» человека страдают виды психической деятельности, связанные с образным мышлением: он не воспринимает интонационный состав речи, мелодии, словоохотлив, имеет богатый словарный запас, усилены виды психической деятельности, лежащие в основе абстрактного мышления: наблюдается склонность к классификации. Отличается положительным эмоциональным тонусом. «Правополушарный» человек демонстрирует резкое снижение речевых способностей, классификация нарушена, объясняется охотнее мимикой и жестами, хорошо различает изменение интонации. Отличается образным мышлением. Преобладают отрицательные эмоции».(1)
А теперь чуть подробнее о том, что говорится в цитате.
Левое полушарие вербально, в нём находится центр речи, поэтому левополушарные люди словоохотливы. Спросите меня что-нибудь
на интересную мне тему, и через пару минут пожалеете об этом. Но при этом правое полушарие отвечает за эмоциональную окраску речи
и интонации. В этом ключе интересно вспомнить вот что. Хозяева кошек или собак знают — если называть питомца плохим словом но ласково, он будет думать, что вы его хвалите. А всё почему? Потому что речи нет, а интонации улавливает. Если то же самое сделать с человеком, он будет в некотором замешательстве.
Вербальность-невербальность полушарий неоднозначна. Левое полушарие активизируется при чтении научных текстов, а правое — художественных. Правое полушарие чувствительно к юмору
и понимает метафоры. (2) Я левополушарная, поэтому мои метафоры, как разлившаяся на море нефть.
Музыка
Левое полушарие не воспринимает музыку, за неё отвечает правое.
С другой стороны, мне попадалась информация о том, что мозолистое тело (оно соединяет полушария) у музыкантов развито лучше, чем
у людей, не связанных с музыкой. То есть, у музыкантов полушария работают более гармонично. То же самое я обнаружила, когда проводила исследование в университете. Среди учащихся музыкального училища было достоверно больше людей с неполным доминированием правого полушария, чем в контрольной группе.
В контрольной группе преобладали ученики с неполным доминированием левого полушария.
Распознавание лиц (почему я могу не узнать вас на улице)
Опознание обычных человеческих лиц — функция правого полушария. Если лицо искажено или как-то выделяется, левое опознаёт его быстрее правого. (2)
Анализ и синтез
Для левого полушария характерна аналитическая деятельность, для правого — синтетическая. Поэтому «левое полушарие за деревьями не видит леса, а правое за лесом не видит деревьев». Поэтому левополушарные люди любят углубляться в детали, они скрупулёзны. Правополушарные люди сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали. Левополушарные сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом.
Память
Для правого полушария характерна память, связанная с эмоциями и личным опытом. Её можно представить как многомерную сеть. Если один компонент этой сети выпадает, это не рушит всю сеть.
Левое полушарие запоминает логические связи. Его память, как цепочки, в которых каждое звено связано с двумя другими: предыдущим и последующим. Выпадает одно звено — рушится вся цепочка. (3)
Ещё из интересного
Иногда речевая функция левого полушария может проявляться неожиданным образом — например, стремлением к каллиграфии. Образцами каллиграфии испещрены все рукописи Ф. М. Достоевского, и, учитывая, что он страдал эпилепсией, избыточная активность левого полушария вполне возможна.
Как с этим жить
Надеюсь, эта статья дала нейрофизиологические основы некоторым вашим наблюдениям о себе. Но это не значит, что их надо использовать как оправдание не особо приятным чертам, многое поддаётся корректировке. Правополушарные люди при достаточной дисциплине могут научиться не опаздывать, а левополушарные при желании — ориентироваться в пространстве и по картам (да, это нелегко, по себе знаю, но возможно). Учат же медведей ездить на велосипеде!
Любопытное
Почитайте в интернете про синдром Саванта. Это та самая разновидность аутизма, которой страдал герой Дастина Хоффмана
в «Человеке дождя». У людей с синдромом Саванта феноменальные способности — они запоминают календари на многие тысячи лет или точно воспроизводят на бумаге по памяти панораму Нью-Йорка. Оказывается, синдром Саванта связывают с отсутствием мозолистого тела, которое соединяет полушария головного мозга.
Диагностика амбидекстрии. Пугач В.Н. Тест на определение доминирующего полушария головного мозга.
УСПЕХОВ!!
Автор уникальных методик, единственный в России психолог, имеющий «ноу-хау» на основе патентов США на изобретения в области психофизиологии.
Эксперт по диагностике и коррекции дисграфии, дислексии, нарушений внимания.
И ещё, вращается в ту или иную сторону не только и не столько картинка, сколько перцептивный образ движущегося пространства, сформированный вашим мозгом. Короче, девушка на самом деле вращается в вашем восприятии.
Вы определяете наиболее сильные стороны работы своего мозга.
The author: (с) Nobuyuki Kayahara (Hiroshima, Japan), 2003
Инструкция к тесту Владимира Пýгача (Copyright © 2009) на наличие амбидекстрии
Амбидекстры и «двурукие»[1], это не одно и тоже, хотя близкие понятия.
Люди могут быть правши-левши
И ещё обратите внимание, что, как правило, для любой психологической диагностики специалисты пользуются группой тестов. Например, мы дублируем исследование особенностей асимметрии на «Активациометре» Ю.А. Цагарелли, а также классическими тестами на «право- и леворукость» и т.д.
Тестирование
У стройтесь поудобнее.
Итак, на картинке вы видите силуэт вращающейся фигуры.
1-й этап. Психологическая настройка
Психологическая настройка вашего мозга длится примерно 2 мин.
2-й этап. Собственно тестирование
У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот.
Таким образом, нами предлагается игровой тест на право-левополушарность, удобный при работе с детьми.
Для наглядности схема мозга: [цит. по РООИВС «Русичи»]
Кстати, тестироваться можно и через мобильные коммуникаторы
Дополнение от автора теста, психолога Владимира Пýгача:
Относительно комментариев на различных форумах:
Дорогие друзья, я очень рад, что вас так заинтересовал этот тест.
В ноябре 2010 года на международной конференции по Интегративной медицине в Иерусалиме (900 участников из 50 стран) мы показали его аудитории на большом экране.
Затем я попросил поднять руки тех, у кого девушка вращается вправо, или по часовой стрелке. Их было примерно 20%. Затем около 35-40% в тот же момент видели вращение влево, против часовой стрелки. Остальные в ТОТ ЖЕ МОМЕНТ видели вращение то вправо, то влево! Профессионалы оценили доклад аплодисментами.
Данный тест будет полезен в процессе нашей психологической диагностике и коррекции, особенно с СДВГ, смотрите « Диагностика и эффективная коррекция детей со школьными проблемами », Москва
Спасибо!
Ещё литература на эту тему здесь:
Как узнать какое полушарие доминирует у человека
Что вас ждет в старости?
Сумеешь угадать фильм с одного кадра?
Тест на общие знания, который без ошибок проходят лишь единицы. А получится ли у вас?
Угадайте воинские звания России по погонам
Непростой тест на общие знания: Пройдете его хотя бы на 7/10?
Каково ваше имя, судя по вашему характеру
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности
Тест: Узнайте что говорит дата рождения о вашей Личности
Сможете ли вы назвать имена всех этих легендарных артистов, популярных в СССР?
Элементарный тест на логику и интеллект, который заваливает большинство взрослых. А вы наберете 15 из 15?
Сможете ли вы пройти тест для разведчиков?
Догадливы и эрудированны ли вы настолько, чтобы парировать 15 вопросов обо всём?
Проверьте свой интеллект
У вас блестящая эрудиция, если сумеете дать 14 верных ответов из 14
Сколько ты можешь выиграть в «Кто хочет стать миллионером?»
Тест на общие знания, который по зубам не каждому
Вы очень интересный собеседник, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/10 — ТЕСТ
Помнишь, что ели в Советском Союзе?
Вы гений, если пройдете этот тест.
Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook
Новые тесты от Андрей
Любовный прогноз Таро на ноябрь для всех знаков зодиака
5 психологических загадок на внимательность и логику
10 вопросов по истории правления династии Романовых. Справитесь?
То, что вы увидели первым на картинке, расскажет о различных аспектах вашей личности
«Правда или Ложь». Сумеете отличить фейки от фактов.
На каком уровне находится ваш разговорный английский?
Насколько хорошо вы разбираетесь в классике советского кинематографа?
Младшие арканы Таро об перспективах Ваших дел
Узнайте, насколько вы банальны?
10 интересных вопросов на общие знания для разминки
Какая ты героиня Джулии Робертс по знаку зодиака?
5 задачек на логическое мышление и сообразительность. Осилите?
Популярные тесты от Андрей
Насколько чиста ваша карма?
Если вы знаете, где находятся эти города, то ваши знания географии достойны аплодисментов!
Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?
Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10
Тест Роршаха расскажет, что сейчас творится у вас в голове
Сможете ли вы назвать имена всех этих легендарных артистов, популярных в СССР?
Никто не может угадать, какое из этих колец самое дорогое
Сможете ли вы узнать советских актеров по фото в молодости?
Тест на интеллект: Если наберете 9/9, то уровень вашего IQ точно выше среднего
Cколько лет вашей душе?
Тест на общие знания: Просвещены ли вы настолько, чтобы пройти его на все 10/10?
Если в этом тесте вы наберете 13/13, то вам пора поступать в Гарвард
Популярные тесты
Что вас ждет в старости?
Сумеешь угадать фильм с одного кадра?
Тест на общие знания, который без ошибок проходят лишь единицы. А получится ли у вас?
Угадайте воинские звания России по погонам
Непростой тест на общие знания: Пройдете его хотя бы на 7/10?
Каково ваше имя, судя по вашему характеру
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности
Тест: Узнайте что говорит дата рождения о вашей Личности
Сможете ли вы назвать имена всех этих легендарных артистов, популярных в СССР?
Элементарный тест на логику и интеллект, который заваливает большинство взрослых. А вы наберете 15 из 15?
Сможете ли вы пройти тест для разведчиков?
Догадливы и эрудированны ли вы настолько, чтобы парировать 15 вопросов обо всём?
Проверьте свой интеллект
У вас блестящая эрудиция, если сумеете дать 14 верных ответов из 14
Сколько ты можешь выиграть в «Кто хочет стать миллионером?»
Тест на общие знания, который по зубам не каждому
Вы очень интересный собеседник, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/10 — ТЕСТ
Помнишь, что ели в Советском Союзе?
Вы гений, если пройдете этот тест.
Преимущества
Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!
Пользователям
Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?
Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!
Асимметрия головного мозга и межполушарное взаимодействие
“Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!”
(И. Соньер)
Функциональная асимметрия является одной из важнейших психофизиологических закономерностей в деятельности головного мозга человека. Как утверждают исследователи, асимметрия связана с оптимизацией процесса принятия решений. Правое и левое полушария работают на разной частоте. Два раза в сутки, в момент засыпания и просыпания частота синхронизируется. В этот момент человек обладает несопоставимо большими возможностями.
В зависимости от условий жизнедеятельности полушария головного мозга развиваются постоянно, поэтому по одной методике невозможно с точностью установить асимметрию. Давайте, исследуем работу наших полушарий по знакомым вам методикам.
Для определения профиля асимметрии (левополушарный, правополушарный, амбидекстр) можно использовать следующий метод тестирования:
Определение ведущей руки:
б) тест на аплодирование : активна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки;
в) какой рукой вы бросаете мяч в цель?
г) поза “Наполеона” или скрещивание рук (ведущей считается рука, которая быстрее начинает движение и оказывается на предплечье);
Определение ведущей ноги:
а) закинуть ногу на ногу (нога сверху – ведущая);
б) сделать шаг с места (ведущая нога первая);
в) постоять на одной ноге (более устойчивая – ведущая);
Под сенсорной асимметрией понимается функциональное неравенство парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половинах тела.
Определение ведущего глаза:
а) моргните одним глазом (закрывается обычно не ведущий глаз);
б) каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу?
в) возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 – 4 м, обоими глазами. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.
Определение ведущего уха:
а) каким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону?
б) каким ухом вы лучше слышите тиканье часов?
в) каким ухом оборачиваетесь при оклике?
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: 1) доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
2) доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение;
3) отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий.
Как вы думаете, как воспринимают информацию:
— левополушарные дети? (с помощью логического характера мышления).
Известно, что к односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам принадлежат чуть меньше половины людей. Остальные имеют равнополушарное развитие.
Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга.
Левое полушарие | Правое полушарие |
Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций: |
Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.
Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.
Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подход, который необходим для решения математических задач, тоже являются продуктом работы левого полушария.
Контроль за движениями правой половины тела.
Обработка невербальной информации:
которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом, можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.
Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.
Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения.
Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. Художественные способности: правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.
Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.
Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Правое полушарие также распознает лица, благодаря ему, мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.
Контролирует движения левой половины тела
Любопытная деталь, подмеченная учеными, – способность асимметрии изменяться с возрастом. Экспериментально доказано, что доминирующее полушарие работает экономичнее и стареет медленнее. Следует помнить, что доминирование правого полушария рано или поздно обязательно проявит себя. У многих людей, выросших в левополушарном рациональном мире, творческое начало проявляется только во второй половине жизни. Кто-то вдруг начинает в сорок лет вышивать крестиком, кто-то втайне ото всех пишет картины.
Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо.
Левому полушарию, напротив, легче даются задания на анализ, потому что оно обрабатывает информацию по частям, соблюдая строгую очередность анализа деталей.
Хорошо о функциональной асимметрии сказали ученые: «Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса».
Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Отметим, что при всех неврозах происходят нарушения полушарного взаимодействия! Научить творчеству во взрослом состоянии практически невозможно. А школьник имеет все возможности развития как аналитических, так и творческих функций своего мозга. Вывод: ребенок должен иметь равные возможности для творчества, исследования и фантазирования. Что делать? (Наиболее целесообразно развивать оба полушария).
Для кого схемы, таблицы лучше для восприятия? (для всех).
Можно ли создать ситуацию успеха на уроке для всех учащихся сразу? Для всех ли детей подходят общепринятые методики обучения? Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные учителем приемы и условия?
Рассмотрим организацию ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно.
1. Мотивационный этап (установка на деятельность).
Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха.
Что же формирует мотив?
Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в обществе. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.
Для лучшего восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска — темный мел. А посадить их необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 32%. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.
Мотивационный этап | Правополушарные учащиеся | Левополушарные учащиеся |
Восприятие материала | Целостное |
Интонационная сторона речи
Визуалы (зрительное)
Смысловая сторона речи
Аудиалы (слуховое)
Мгновенная
Последовательная
Интуитивный
Логический
Наглядно-образная
Знаковая
Интуитивное
Если способы преподавания учителя не совпадают с психофизиологическими возможностями учащихся, то возникает внутренний конфликт: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.
Чаще всего левополушарные учителя хотят полностью разобрать учебный материал, в то время как правополушарные учащиеся интуитивно схватывают общее содержание и не интересуются деталями.
Левополушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает детей своего типа, правополушарный и равнополушарный учитель в 73% случаев дает положительную оценку детям своего типа. Для учителя главным является его способность научить ребенка по своей методике: “Люблю того, кого умею научить”. Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего. В результате этого ребенок, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет свое поведение: становится пассивным, капризным, раздражительным, нестарательным и т.д.
Как вы думаете, есть ли разница в восприятии, обработке информации у мальчика и девочки?
Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как. Мальчиков интересует суть оценки, а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Для девочек важно, какое они произвели впечатление.
Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: “Я тобой не доволен”. Мальчик должен знать, чем конкретно вы не довольны, и вновь “проиграть” в мозгу свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга.
2. Операционный этап (обеспечение деятельности).
Задача учителя на операционном этапе — обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.
Обычно учителя предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушария. И большинство учебников отражает эти характеристики: информация в них преподносится логично, последовательно и в абстрактной форме. Учащихся же ставят перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.
Осознающий свою задачу учитель может так модифицировать задания, связанные с текстом, занятия по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в классе — как лево так и правополушарным. В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты столь же быстро растут.
Ученики с противоположными стилями обучения могут помочь друг другу. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанным с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.
3. Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой).
Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания.
Постоянная установка педагога на поиск ошибок, а ученика — на уменьшение возможности их сделать приводит к формированию исполнительского стиля у ребенка и дидактичности у педагога. Это чревато множеством негативных результатов. Каких, например? (агрессивность, тревожность, негативизм, отрицательное отношение к школе и т.д.)
Учитель оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.
Выбирая методы проверки знаний учащихся, также необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.
Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа. Письменное решение задач позволит левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы “закрытого” типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.
Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с “открытыми” вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы “открытого” типа дадут им возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.
При планировании урока необходимо учитывать эти особенности. (приложение 1)
Следует отметить, что основные трудности, возникают у правополушарных детей при сдаче Единого государственного экзамена.
Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.
Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты, то есть деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.
Чем мы можем в этом отношении помочь правополушарным ученикам?
На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал необходимо проиллюстрировать примерами или картинками.
Во время проведения пробного экзамена. Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, а уже потом переходить к тестам множественного выбора. До начала экзамена важно донести до детей мысль о том, с каких заданий им разумнее будет начать, а во время экзамена напомнить им об этом.
Таким образом, мы с вами выработали стратегию решения проблем обучения детей с точки зрения межполушарной асимметрии головного мозга, которую вы можете с успехом применять в вашей деятельности.
А теперь я раздам вам памятки с упражнениями, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия. Некоторые из них мы сейчас сделаем. (приложение 2)
- Что то невразумительное 5 букв
- как понять какой у тебя склад ума тест