как узнать какие акции есть у человека
Как получить выписку из реестра акционеров
Каждое акционерное общество обязано вести список своих владельцев акций. В этой статье мы разберем, для чего нужна выписка из реестра акционеров, кто вправе ее получить и как это сделать.
Какие сведения содержит выписка из реестра акционеров
Как гласит ст. 8 Закона РФ «О рынке ценных бумаг», для сохранения данных о ценных бумагах и их владельцах используется реестр акционеров. Он представляет собой перечень официальных владельцев с перечислением количества, цены, подвида ценных бумаг. Такой список должен быть всегда актуален, чтобы помочь безошибочно определить собственника ценной бумаги. Исходя из закона, внесение записи в список участников АО является подтверждением собственности на акции.
Иногда учредителю юрлица требуется подтвердить свои права перед третьими лицами. Удостоверение собственности на акции может пригодиться при отчуждении ценных бумаг, например при их продаже или дарении. Чтобы участвовать в общем собрании и иметь право на дивиденды, соакционеру также потребуется выписка из таблицы участников компании.
Именно для этих целей предназначена выдержка из списка участников АО и ПАО. В выписке можно найти, например, такую бизнес-информацию (Приказ ФСФР России от 30.07.2013 № 13-65/пз-н):
Помните, что извлечение из реестра участников АО или ПАО считается только информационным документом, подтверждающим права собственников акций. Оно не дает права на распоряжение ценными бумагами, указанными в выписке. Сама выдержка не будет ценной бумагой, по поводу нее нельзя заключать сделки.
Кто вправе затребовать выписку из реестра акционеров
Хранитель таблицы участников ПО по просьбе надлежащего заявителя (имеющего полномочия) обязан сформировать выписку из списка соакционеров не позднее 3 дней после получения такой просьбы. Выписка должна соответствовать всем требованиям, которые предъявляет ЦБ РФ.
Чтобы понять, кто имеет право запросить список участников хозяйственного общества и кому хранитель реестра не имеет права отказать, нужно обратиться к законам, регулирующим финансовый рынок. Исходя из буквального прочтения законодательства, можно выделить всего две категории заявителей, которые имеют право на запрос:
Если с первой категорий все понятно, то со второй категорией нужно разобраться. Номинальным держателем называют лицо, которое не является собственником ценной бумаги, но хранит их под своим именем по поручению фактического собственника. Номинальный держателем может быть организация (как российская, так и иностранная) имеющая специальную лицензию. Отношения реального собственника и номинального держателя должны быть зафиксированы договором.
К выводу о том, что запросить выписку из реестра могут только бенефициары и номинальные держатели, неоднократно приходили и суды. Так, в 2009 г. ОАО «Районное агропромышленное общество «Лебяжское» подало иск в арбитражный суд против ООО «Союз-Агро» и ООО «Иллария» о признании недействительным договора перевода долга от 20.05.2009 N 14. Истец настаивал на том, что одна из сторон договора перевода долга, а именно ООО «Союз-Агро», знала о наличии заинтересованности соучастника ОАО «РАО «Лебяжское» в оспариваемой сделке. Судья пришел к выводу, что ООО «Союз-Агро» не являлось ни реальным ни номинальным владельцем акций ОАО «РАО «Лебяжское». Поэтому, исходя из законодательства, ООО «Союз-Агро» не имела возможности получить данные об участниках истца и объеме их ценных бумаг от хранителя реестра. Исходя из этого, суд отказал в иске.
Порядок обращения в реестр акционеров
До 2013 года АО могла само содержать свой реестр. Для этого не требовалось обращаться в какие-то специализированные компании. Но в данный момент уже действует норма, согласно которой держателем реестра может только специализированная организация, которая имеет лицензию на эту деятельность. Такая компания называется «регистратор».
Причем держателем реестра может быть только юридическое лицо, индивидуальным предпринимателям запрещено заниматься такой деятельностью. За нарушение правил ведения списка учредителей юрлица, реестродержателя можно привлечь к административной ответственности. Так, по ст. 15.22 КоАП компании-реестродержателю грозит штраф до одного миллиона рублей за нарушения порядка работы с реестром. Это касается и тех ситуаций, когда хранитель реестра незаконно отказывает совладельцу юрлица в выдаче выписки.
Узнать, кто является держателем реестра, можно, заказав выписку из ЕГРЮЛ на акционерное общество. Это открытая информация и сделать это можно совершенно бесплатно на сайте ФНС или через сервисы проверки контрагентов.
Для получения выписки из реестра акционеров нужно составить официальный письменный запрос реестродержателю на предоставление выписки. В выписке необходимо написать «прошу предоставить выписку из реестра соучредителей АО (ПАО) с указанием количества и номинальной акций». В запросе нужно указать способ получения выписки: по почте, факсу, электронной почте, лично. Подать такой запрос можно лично, по почте, или через своего представителя по доверенности.
Запрос должен содержать подпись уполномоченного заявителя (бенефициара или номинального держателя). Если заявитель является недееспособным, то запрос должен содержать еще и подпись законного представителя.
Где и как получить выписку из реестра
Согласно п. 3.116 Приказа ФСФР России от 30.07.2013 № 13-65/пз-н, специализированная организация обязана сформировать выдержку из списка соакционеров не позднее 3 дней (рабочих, согласно производственному календарю). Держатель может отказать заявителю, только если запрос подан неуполномоченным лицом или в запросе отсутствует подпись уполномоченного лица. Если хранитель реестра незаконно отказал вам, то отправьте жалобу в ЦБ РФ. Именно этот орган контролирует и наказывает недобросовестных реестродержателей.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Как узнать состав акционерного общества и получить выписку реестра
Некоторые компании привлекают в оборот денежные средства со стороны, берут их у физических или юридических лиц. Взамен дают долю своего предприятия, право на которую подтверждается ценной бумагой — акцией. С этого момента партнер становится совладельцем — акционером. При желании можно продать эту долю предприятия другому заинтересованному лицу, но только через посредника — брокера. Для упорядочивания смены владельцев необходимо вести реестр акционеров. Этим занимает «держатель». В его роли выступает аккредитованное юридическое лицо, хранящее информацию, как государственную тайну. Поэтому узнать состав акционеров практически невозможно (ниже предоставим письмо ИФНС).
Кто такой акционер
Акционер — это субъект, из числа физических или юридических лиц, вложивший личный капитал или иное имущество в определенную компанию. С момента заключения сделки вкладчик становится совладельцем, что подтверждает акция, выданная ему взамен на материальные средства. При этом субъект не становится учредителем, по статусу он больше относится к инвестору, а вместе с этим приобретает ряд привилегией:
Помимо перечисленного, акционер берет на себя и корпоративные риски. Если предприятие обанкротится, то субъект не имеет права предъявлять претензии.
Акционеры различаются и по типу акций:
Стоимость акции зависит от успешности компании. Например, номинальная цена 1-й акции Сбербанка при размещении на фондовом рынке в 2007 г. составляла 89 руб., а текущая котировка бумаги на бирже 289 руб. (26.03.2021 г.). За 14 лет стоимость поднялась более чем в 3 раза.
Что такое акционерное общество
Акционерное общество — это субъект финансовой деятельности частного экономического сектора. До 2015 г. акционерные общества регистрировались в форме открытых (ОАО) и закрытых (ЗАО) организаций. С 2015 г. создаются публичные (ПАО) и непубличные (НАО) компании. По сути, кроме смены аббревиатуры ничего не изменилось, те АО, что открывались до 2015 г., продолжают работать в прежних организационно-правовых формах.
Публичное общество конвертирует свое материальное имущество в ценные бумаги, после чего размещает их на фондовом рынке. Такой процесс называется «первичное публичное предложение» — IPO (Initial Public Offering). После размещения любой желающий имеет право купить акции через брокерскую компанию. После сделки имя собственника прописывается в реестр акционеров. (Минимальный уставной капитал ПАО — 100 тыс. руб., а количество участников не ограничено.)
Непубличное общество — субъект экономической деятельности, создаваемый из акционеров, список которых утвержден заранее, еще на этапе формирования уставного капитала (размер которого не может быть менее 100 минимальных зарплат). Список акционеров не должен превышать 50 юридических или физических лиц. Ценные бумаги НАО не поступают в свободное обращение и не могут продаваться вне круга акционеров, например, выставляться на биржу.
Кто и зачем ведет реестр акционеров
Реестр акционеров — это система записей о субъектах из числа физических или юридических лиц, которым открыты лицевые счета с акциями, состоящими на учете, а также информация об обременении и иные записи. Данные о составе акционеров являются обязательными для ведения текущей деятельности общества, а именно — отслеживания перехода прав собственности.
До 1996 г. компании с числом акционеров до 50-ти могли самостоятельно вести реестр. Но после вступления в силу ст. 8 ФЗ-39 «О ценных бумагах» ведение реестров доверили профессиональным участникам рынка ЦБ с лицензией, обозначив их словом «держатель». Найти сведения о держателях реестра акционеров акционерного общества можно на сайте Центробанка. Правда, здесь перечень размещается под названием «Список регистраторов. Рынок ценных бумаг». Файл реестродержателей автоматически скачивается на ПК (формат Excel). По состоянию на 25.03.2021 г. в РФ зарегистрировано 32 реестродержателя.
Как узнать состав акционеров АО
Проверить общество на состав владельцев акций не так просто, как проверить само общество по линии ИФНС. Дело в том, что вопросом ценных бумаг занимается держатель, а он выдает документы только владельцам ЦБ (ст. 46, ФЗ-208 «Об АО»). Максимум вы можете получить выписку из реестра акционеров, но даже для этого необходимо владеть хотя бы одной акцией. А налоговая инспекция сведения не предоставляет. Ниже скриншот пояснения от ИФНС.
Правда, иногда узнать состав АО все-таки можно. Каждому дольщику ежегодно приходят письма от компании с приглашением принять участие в собрании (ст. 52, ФЗ-208 «Об АО»). В документе можно увидеть перечень адресатов, также приглашаемых на собрание.
Выписка из реестра акционеров
Содержание выписки строго регламентировано законодательством (ч. 3.113, Глава III Ведение счетов, Приказ ФСФР России № 13-65/пз-н от 30.07.2013 г. «О порядке открытия и ведения держателями реестров. »).
Конкретный срок действия выписки из реестра акционеров нигде не урегулирован. Однако, если вы планируете сделку с ценными бумагами, то лучше закажите ее после того, как обсудили возможность заключить договор купли-продажи акций.
Рис. 1. Письмо Федеральной налоговой службы от 13 августа 2015 г. № ГД-17-14/110 «О предоставлении разъяснений»
Правда, иногда узнать состав АО все-таки можно. Каждому дольщику ежегодно приходят письма от компании с приглашением принять участие в собрании (ст. 52, ФЗ-208 «Об АО»). В документе можно увидеть перечень адресатов, также приглашаемых на собрание.
Рис. 2. Образец выписки из реестра акционеров
Акционер — это совладелец какого-либо предприятия с привилегиями инвестора. Права собственности подтверждаются ценными бумагами. Они на строгом учете держателя, сформированные в реестр. После продажи акций имя совладельца компании удаляется из реестра.
Как узнать сколько акций у вас в собственности. Алгоритм действий
В 90-х годах много наших граждан вкладывали свои ваучеры, деньги в ценные бумаги различных акционерных обществ. Большинство данных юридических лиц кануло в лету, соответственно вместе с деньгами вкладчиков. Но не все остались у разбитого корыта. Сегодня я хочу рассказать именно о такой истории. Как узнать сколько у вас акций в собственности.
Первое
На официальном сайте ФНС через соответствующий сервис по наименованию юридического лица заказываем выписку из ЕГРЮЛ.
Второе
Анализируем представленную выписку на предмет кто является держателем реестра акционеров (само общество или иное лицо).
Третье
Узнаем юридический (почтовый) адрес держателя реестра акционеров. См. пункт 1.
Четвертое
Обращаемся к держателю реестра акционеров с требованием о выдаче выписки из реестра акционеров в письменной форме.
Пятое
Ждем ответа. Из которого будет видно являетесь вы акционером или нет.
Онлайн консультация для Владимира
В 90-х годах вы приобретали какие-либо акции?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Я родился(ась) не в СССР
Обсуждают (22): Обсуждение
Комментарии (52)
В 1993 г. я не продал чубайсовский ваучер скупщикам задаром, не влез в МММ или Чековые инвест. Фонды, не вставил в рамочку на память и не подтёрся, а обменял на работе на обыкновенные именные бездокументные акции ОАО «Ростовшахтострой». Ещё премию 3 тыс. за это дали. Это, конечно, не фонтан (Газпром, Роснефть. ), но брызги есть! В 2006 г ЗАО Союзспецстрой скупало их по 5 руб\шт. В 2020 г. Ахмет Магомедович какой то предлагает уже 358 руб\шт. Будем ждать настоящей цены. По Вашей дорожной карте добрался до пункта 4. Дальше виртуал резко обрывается и надо как то готовить обыкновенным письмом запрос к держателю реестра акционеров с требованием о выдаче выписки из реестра акционеров в письменной форме. Гемор! Нужна консультация.
Валерий, вы молодец! В чем ваш вопрос? Посмотрите в выписке из ЕГРЮЛ наименование держателя реестра. Там будем указан адрес. Обращайтесь с соответствующим заявлением о предоставлении выписки из реестра акционеров.
Расшифровывал Ваш пункт 4. Самый сложный. Узнал у юристов сайта все подробности. Для этого нужно составить официальный письменный запрос: «прошу предоставить выписку из реестра акционеров ОАО с указанием количества и номинальной стоимости акций» с указанием способа получения выписки: по почте, факсу, электронной почте, лично. Подать такой запрос можно лично, по почте, или через своего представителя по доверенности. Запрос должен содержать подпись уполномоченного заявителя (номинального держателя). Никаких других вложений типа заверенных нотариусом копий всех страниц паспорта (включая пустые). Если держатель реестра не предоставляет выписку из реестра акционеров, он обязан направить Вам уведомление об отказе в проведении такой операции. Уведомление должно содержать причины отказа. Срок направления такого уведомления – не позднее трех дней с момента обращения. Отказ можно обжаловать в судебном порядке.
Вложены были » Первым инвестиционным фондом» в » Пермские авиамоторы» с большим концом, т.е. растворились где-то.
Аналогично, быльём поросло.
Я продал все акции.
Павел Евгеньевич, возможно это лучший вариант.
Это хорошо, если в ФНС существует такая организация, а если нет?
Елена Алексеевна, в базе данных налоговой службы вся информация о действующих и недействующих юридических лицах.
Это хорошо, если в ФНС существует такая организация, а если нет?
А если нет, то это ещё лучше! Вы по крайней мере получите по 1 тыс. руб. за каждую акцию из фонда обманутых вкладчиков.
Вы по крайней мере получите по 1 тыс. руб. за каждую акцию из фонда обманутых вкладчиков.
Ничего не слышала об этом. У меня куча всяких фантиков лежит. И Альфы, и Гермесы, и много ещё каких.
Даже не сомневайтесь в этом.. Требуйте дивидендов..
Трубу перекройте. газ в сёла-деревни.
Александр Николаевич, ну наконец-то мы наши конечного бенефициара)
Александр Николаевич, ну наконец-то мы наши конечного бенефициара)
Все будет в рамках правового поля
Это очень интересная тема не заслуженно обойдённая вниманием, думаю она заслуживает более подробного и внимательного к ней отношения юристов. Я предполагаю, что почти в каждой семье в период так называемой перестройки, возникали отношения по вкладам личных средств в акции различных предприятий и фондов. Вот и моя семья аналогично.
К сожалению только большинство потеряло все свои сбережения и накопления.
Это все хорошо, когда фонд есть, а если он исчез, тогда как? Где его искать?
Очень интересная тема! Что то как то мы, в большинстве своем, ее упустили. ))) Спасибо!
Спасибо другу Владимиру.
Был такой фонд «Московская Недвижимость».
Вопрос: У меня есть акции «Московской недвижимости», которые я когда-то получил в обмен на ваучеры. Выбросить жалко, хотя, по слухам, эта компания накрылась медным тазом. Что вы посоветуете?
Пока что, самая большая выплата была зафиксирована в 2012 году – 1 рубль 3 копейки на акцию. В общем, попытки получения дивидендов, если у вас нет какого-то реально крупного пакета из нескольких миллионов квитков, попросту нецелесообразны. Продать эти акции не так просто: «МН-фонд» не собирается выкупать их у населения.
Как узнать количество акций
Последнее время все больше людей вспоминает о принадлежащих им акциях. Но проблема в том, что они не помнят или не знают, сколько именно ценных бумаг им принадлежит. В связи с этим каждый из них задумывается «как узнать, сколько акций у меня».
Всем известно, что акции это одна их разновидностей ценных бумаг. В связи с этим у многих владельцев сложилось мнение, что это действительно бумажные сертификаты, которые где-то хранятся. В действительно акции – это не сертификаты и не купюры. Определенного бумажного выражения у них нет. Это только виртуальная пометка в реестре организаций о том, что некоторые акции принадлежат отдельным гражданам. Там же можно найти информацию об их количестве.
У большинства владельцев могут быть только выписки из данного реестра о том, сколько акций им принадлежит в данный момент. Но основанная часть акционеров получила свои акции еще в момент приватизации, где-то в начале девяностых годов. У многих выписки за эти годы просто где-то затерялись. А в тех выписках, что сохранились, может быть указана недостоверная информация.
Если информация о количестве акций изменилась или выписки не сохранилось, как узнать количество акций у акционера?
Как узнать количество акций?
Есть несколько несложных способов узнать количество акций у акционера:
Следует уточнить, что актуальная информация может быть предоставлена только самому владельцу акций. При обращении, возможно, придется предъявить удостоверение личности. Если самостоятельно прийти в организацию или к госрегистратору возможности нет, то можно в нотариусе оформить доверенность на другого человека.
Лучше всего обращаться именно в госрегистратор. Большинство организаций сами не ведут точный учет своих акционеров. Поэтому если вы обращаетесь на предприятие, то делать это следует именно лично. Поскольку если направить запрос по почте или по телефону, то в лучшем случае просто подскажут, что нужно обратиться в госрегистратор.
Если по каким-то причинам изменились паспортные данные, то могут потребоваться дополнительные документы, доказывающие вашу личность и право владения акциями.
Наследование акций по закону
Наследованию подлежит любое имущество, которое остается после смерти собственника. Сюда входит автомобиль, квартира, дом, земельный участок, другие объекты собственности. Некоторые граждане являются владельцами акций. Такой вид наследственного имущества достаточно распространен. Рассмотрим, как проходит наследование акций по закону.
Что такое акции
Под акциями подразумеваются ценные бумаги, которые позволяют управлять компанией и получать часть прибыли в виде дивидендов. При ликвидации предприятия акционеру полагается часть имущества пропорционально количеству акций.
Ценные бумаги делятся на 2 типа:
Дополнительно ценные бумаги бывают документарными и бездокументарными (ст.29 ФЗ от 22.04.1996 №39-ФЗ).
Как наследуются акции после смерти владельца
Наследование акций происходит в общем порядке. Ценные бумаги входят в состав наследства.
При наследовании по закону, выявленное имущество получают родственники покойного гражданина. Первоочередное право принадлежит родителям, детям и супругу наследодателя.
Как найти акции умершего родственника
Разыскать ценные бумаги порой практически нереально.
Причин множество:
Если в бумагах умершего гражданина присутствует сертификат, то найти предприятие можно по реквизитам, указанным в документе. Если такой сертификат отсутствует, но гражданин является акционером какого-то предприятия, то на его адрес должно приходить извещение о ключевых событиях в деятельности предприятия. Например, о проведении общего собрания акционеров, увеличении уставного фонда общества или избрании совета директоров.
При наличии какой-либо информации нотариус может сделать запрос реестродержателю (ст.46 ФЗ от 26.12.1995 №208-ФЗ). На основании выдержки из реестра акционеров будет видно число ценных бумаг, принадлежавших наследодателю.
Как оформить, получить акции по наследству
Чтобы получить акции в наследство необходимо обратиться к нотариусу. Заявление подается по месту проживания покойного гражданина. Для вступления в права наследования дается 6 месяцев.
Исковое заявление подается в случае пропуска сроков для вступления в права. Инициировать судебное слушание можно в течение 6 месяцев после отпадения причины пропуска.
Порядок и процедура
Наследнику необходимо выполнить следующие действия:
Заявление
Закон не предусматривает стандартную форму документа.
Однако в заявлении нужно указывать следующие данные:
Образец заявления о принятии наследства
Необходимые документы
К заявлению о принятии наследства необходимо приложить следующие бумаги:
Оценка ценных бумаг проводят независимые эксперты, имеющие соответствующую лицензию (Письмо Минфина от 29.04.2002 № 04-04-10/2). Рыночная стоимость акций определяется на день смерти гражданина.
Расходы наследников
При оформлении наследства выгодополучатели оплачивают госпошлину. Ее размер определяется законом. Ставка сбора зависит от степени родства с умершим гражданином и стоимости наследуемого имущества.
Базовые тарифы:
Дополнительные расходы связаны с оплатой услуг нотариуса, оцениванием имущества, регистрацией права собственности. Оценка ценных бумаг составит около 3 000 р.
Если наследник пропустил сроки для вступления в права, то ему потребуется подавать заявление в суд. Размер госпошлины зависит от наличия/отсутствия спора между родственниками. В рамках особого производства заявители оплачивают 300 р.
Сроки оформления документов
Подача документов о принятии наследства родственниками 1 линии осуществляется в течение 6 месяцев. Время исчисляется со дня смерти наследодателя.
Наследники 2 очереди подают заявление о принятии имущества через 6 месяцев. То есть после истечения сроков для вступления в права наследниками 1 линии.
Раздел акций между претендентами
Вступление в наследство по закону имеет свои особенности:
Супружеская доля имущества
Если акции были приобретены в период брака, то она является совместным имуществом супругов. Следовательно, после смерти мужа или жены второму супругу полагается ½ часть активов.
Выделение супружеской доли происходит по заявлению заинтересованного лица. Остальная собственность делится между наследниками в равных долях.
Однако, даже если супруги были владельцами пакета акций из 100 шт. Нотариус не может выделить 50 шт. для жены, а остальные определить в наследственную массу. Наследование будет происходить, как в отношении неделимой вещи (1/2 доля супруге, ½ доля в наследственную массу).
Проблемы при наследовании ценных бумаг
Сложности при наследовании акций
№ п/п | Проблема | Комментарий |
---|---|---|
1 | Наследник не знает о наличии ценных бумаг в собственности наследодателя | Далеко не все родственники посвящают в свои дела других членов семьи. Отсутствие распоряжения об отчуждении акций предприятия конкретному наследнику может привести к утрате имущественных прав. Причина – отсутствие информации о наличии ценных бумаг, пропуск сроков для вступления в наследство. |
2 | Государство не может унаследовать акции при отсутствии завещания | По закону непринятое имущество признается выморочным. Такая собственность обычно отходит государству. Однако при наследовании акций подобная модель не может быть использована. |
3 | Наследованию подлежат только ценные бумаги, которые были в собственности акционера на момент смерти | Если ценные бумаги на момент смерти человека были выкуплены частично, то не выкупленная часть возвращается обществу (ст.34 ФЗ от 26.12.1995 №208-ФЗ). |
4 | Наследование акций не гарантирует наследнику участие в обществе | Например, если в уставе сказано, что для членства требуется согласие остальных акционеров или Правления акционерного общества. Отсутствие согласия исключает возможность входа нового участника. Наследнику полагается компенсация стоимости унаследованных акций. |
5 | Участие в управлении обществом осуществляется после внесения изменений в реестр держателей акций | Действие выполняется минимум через 6 месяцев после гибели физического лица. За это время предприятие может быть ликвидировано по решению акционеров или в принудительном порядке. |
Пример. Гражданину К. достались по наследству акции предприятия. За время оформления документов из организации уволился опытный руководитель. На его место был взят директор с сомнительной репутацией. После получения свидетельства выгодополучатель обратился к регистратору для переоформления документов на свое имя. Оказалось, что предприятие находится на стадии ликвидации. Стоимость унаследованных ценных бумаг утратила первичную привлекательность для наследника.
Меры по охране наследства
При необходимости нотариус может предпринять меры по охране наследства. Основанием для подобных действий является заявление наследника (ст.1171 ГК РФ). Юридические лица по запросу нотариуса обязаны предоставлять необходимые сведения относительно имущества, которое принадлежит наследодателю. Меры по охране наследства предпринимаются на срок до 6 месяцев.
Действия нотариуса, направленные на охрану наследственного имущества:
Можно ли отказаться от наследства
Принятие наследства не является обязанностью родственников. Каждый человек может отказаться от своих прав полностью или в пользу другого претендента.
Отказ может быть произведен по умолчанию. Наследнику достаточно не обратиться к нотариусу в установленные сроки.
Если же выгодополучатель желает написать заявление, то нотариус обязан разъяснить ему последствия регистрации подобного документа. Потому как наследник утрачивает имущественные права сразу после удостоверения заявления об отказе от наследства.
Причины отказа – низкая стоимость ценных бумаг, ликвидация предприятия эмитента. Отказ от наследства не ставится в зависимость от причины.
Регистрация права собственности
Завершающий этап наследования – это регистрация права собственности. Основанием для переоформления акций на нового собственника является свидетельство.
Наследникам нужно обратиться к регистратору и представить:
На их основании регистратор вносит соответствующие изменения в реестр (п.7.3.2 постановления ФКЦБ от 02.10.97 №27). На имя наследника выписывается новый сертификат.
После чего он может распоряжаться ценными бумагами. До того момента наследники не могут участвовать в собрании акционеров.
Пример. В результате изменения организационно-правовой формы юридического лица работникам выдали акции предприятия. После смерти одного из сотрудников организации открылось наследство. Его дети приняли наследство. Но о существовании акций узнали только когда пришло приглашение на общее собрание. То есть после получения свидетельства на наследство. Принять участие в нем они не смогли. Причина – в реестр держателей акций не внесены соответствующие изменения. Наследникам пришлось обращаться в суд с иском о признании права собственности на акции. Потому как в свидетельстве они не фигурировали. После чего они обратились к регистратору, который внес необходимые правки.
Может ли наследник продать акции
После оформления права собственности владелец ценных бумаг может распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако отчуждение ценных бумаг происходит с некоторыми ограничениями.
Преимущественное право выкупа принадлежит акционерам общества. Если преимущественное право не использовано, то акционер может продать ценные бумаги третьим лицам (ст.7 ФЗ от 26.12.1995 №208-ФЗ). Для принятия решение о выкупе акций дается 2 месяца. Продажа ценных бумаг третьим лицам происходит по цене, объявленной для общества.
Наследование акций является одним из самых сложных направлений в гражданском праве. Наследники не всегда знают о наличии ценных бумаг, часто пропускают сроки для принятия имущества или не имеют практического опыта в распоряжении акциями. Чтобы избежать лишних ошибок, необходимо обратиться за помощью к профильному юристу. На нашем сайте вы можете сделать заявку на обратный звонок. Специалист перезвонит в указанное время. Вам объяснят, как наследуются ценные бумаги и способы выявления акций. При необходимости можно будет договориться о представлении интересов наследника в акционерном обществе.
Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!
Задайте вопрос эксперту-юристу бесплатно!
Задайте юридический вопрос и получите бесплатную
консультацию. Мы подготовим ответ в течение 5 минут!
Все данные будут переданы по защищенному каналу
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист