как ты представляешь себе кляксича какой он добрый или злой сварливый или добродушный

Литературное чтение 1 класс учебник Климанова 1 часть страница 13

👉 Ответы к странице 13. Литературное чтение 1 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Как ты представляешь себе Кляксича? Какой он: добрый или злой, сварливый или добродушный? Найди подтверждение в тексте и прочитай.

Кляксич он злой и сварливый. Он ссорил и выгонял буквы. Буква А о нём сказала: «Он ссорит буквы друг с другом. Он хочет их всех заменить своими кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса — его племянница…»

Как ты думаешь, произведение «Аля, Кляксич и буква «А» это сказка? Обоснуй своё мнение. Что обычно происходит в сказках? Кто в них действует? В сказках действуют сказочные герои. Это могут быть любые предметы, животные или люди. Сказочные герои могут думать, говорить, смеяться или ссориться.

Произведение «Аля, Кляксич и буква «А» – это сказка. Потому что тут действующие герои – буквы. Они умеют разговаривать, думать и ссориться.

Какие ещё могут произойти приключения с героями, например с буквой «А»? Придумай сказку об этом. Помощь ты найдешь в «Рабочей тетради».

Когда Кляксич выгнал все буквы из книжки и оставил только кляксы, ему стало скучно. Оказалось, что без букв не получается даже разговаривать, вокруг стало тихо и одиноко. Кляксич решил попросить буквы вернуться назад. Он нашёл букву А, извинился за своё поведение и попросил, чтоб она вместе с остальными буквами вернулись. Все буквы простили Кляксича и вернулись на свои места. После этого они сочинили новую увлекательную сказку.

Источник

Литературное чтение 1 класс учебник Климанова 1 часть страница 13

как ты представляешь себе кляксича какой он добрый или злой сварливый или добродушный. Смотреть фото как ты представляешь себе кляксича какой он добрый или злой сварливый или добродушный. Смотреть картинку как ты представляешь себе кляксича какой он добрый или злой сварливый или добродушный. Картинка про как ты представляешь себе кляксича какой он добрый или злой сварливый или добродушный. Фото как ты представляешь себе кляксича какой он добрый или злой сварливый или добродушный

👉 Ответы на задания к странице 13. Литературное чтение 1 класс учебник Климанова 1 часть. Климанова Л. Ф, Грецкий В. Г.

✔ Готовое домашнее задание с подробным решением

Как ты представляешь себе Кляксича? Какой он: добрый или злой, сварливый или добродушный? Найди подтверждение в тексте и прочитай.

Я представляю Кляксича огромным, чернильным и некрасивым монстром. Он — злой и сварливый. Буква «А» описывала его следующим образом: «Он ссорит буквы друг с другом. Он хочет их всех заменить своими кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моем месте стоит жирная клякса — его племянница».

Как ты думаешь, произведение «Аля, Кляксич и буква А» — это сказка? Обоснуй свое мнение. Что обычно происходит в сказках? Кто в них действует?

Да, произведение «Аля, Кляксич и буква А» можно назвать сказкой, потому что буква А и Кляксич выступают как вымышленные герои, умеющие говорить, двигаться, ссориться.

Сказка — это литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных и фантастических существ и сил.

В сказках действуют сказочные герои. Это могут быть любые предметы, животные или люди. Сказочные герои могут думать, говорить, смеяться или ссориться.

Какие еще приключения могут произойти с героями, например, с буквой «А»? Придумай об этом сказку. Помощь ты найдешь в «Рабочей тетради».

Сказку о приключениях буквы «А» можно написать, основываясь на примере ниже.

Следом за буквой «А» к Але пришли буквы «В», «М», «Я», которые также пострадали от злодеяний Кляксича и его племянниц-клякс. Каждая их букв плакала, возмущалась, злилась, и девочке стало очень жалко их.

Аля решила, что поможет буковкам избавиться от Кляксича. Для этого она начала писать аккуратно, осторожно, с любовью к буквам, прикладывая все возможные усилия. Так ей удалось победить Кляксича.

💡 Чтобы не искать ГДЗ к упражнениям в следующий раз сохрани в закладки. Нажми на клавиатуре CTRL + D или поделись в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам!

Получайте уведомления о выходе новых решебников и примите участие в ежемесячном розыгрыше.

Источник

Конспект урока литературного чтения на тему «И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А» (1 класс, УМК «Школа России»)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока литературного чтения на тему « И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А» (1 класс, УМК «Школа России»)

Цель: Создание условий для ознакомления детей с литературной сказкой И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А»; обучать выразительному чтению с опорой на понимание характера героев; развивать воображение, речь, память.

Личностные: Развитие познавательного интереса; формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов; развитие способности к самооценке.

Предметные: Выразительно читать вслух по слогам и целыми словами; описывать характер героев; отличать авторскую сказку от народной; составлять план прочитанного произведения; самостоятельно придумывать его продолжение; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Регулятивные: Формулировать тему и задачи урока с помощью учителя; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Познавательные: По названию произведения прогнозировать его содержание; владеть навыком смыслового чтения художественного текста; ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: Уметь высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра; уметь обосновывать и доказывать собственное мнение; уметь слушать, слышать и понимать речь учителя и одноклассников.

Этап урока, время этапа

— Здравствуйте, ребята! Садится очень тихо первый ряд, потом так же тихо второй ряд и еще тише третий ряд.

— А начнем мы наш урок с таких слов: «Мало уметь читать, надо уметь думать»

— Как вы понимаете это выражение?

(Все думают, что ты грамотный и умный, если умеешь читать, но на самом деле умным тебя делают твои мысли)

— Сегодня на уроке мы будем не только читать, но и думать, размышлять над прочитанным, выражать свои мысли.

— это значит, что нужно уметь понимать, что читаешь

— Чтобы нам сегодня хорошо все прочитать, подготовим наш речевой аппарат. (На слайде строчки:

Та-та-та – у нас дома чистота;

Ла-ла-ла к нам весна пришла

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты;

Жа-жа-жа – поймали мы ежа.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё;

Су-су-су- было холодно в лесу.

— Читаем все вместе → теперь читают только девочки → а теперь только мальчики

— А теперь прочитаем скороговорку:

Белый снег. Белый мел.

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

— Читаем все вместе сначала спокойно → теперь быстрее → и очень быстро

— Теперь наш речевой аппарат готов к чтению.

Читают только девочки

Читают только мальчики

Читают спокойным тоном

Читают очень быстро

3.Самоопределение к деятельности

— Ребята, ока вы читали скороговорки у меня на доске буквы перепутались. Составьте из этих букв слово и вы узнаете, что мы будем читать сегодня на уроке.

А К С З К А (Сказка)

— А что такое сказка? Почему мы любим читать сказки?

— Мы все любим сказки, потому что сказка – это волшебство и чудо. Сказки помогают нам думать, размышлять о хороших и отрицательных поступках.

— Какие сказки вы читали недавно? Если помните автора, то назовите его.

— Сказка – это народное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует мораль.

— А как вы думаете, чем отличается народная сказка от литературной?

— Главными героями сказок нашего раздела являются буквы, и сегодня мы будем читать новое авторское произведение – Сказка И.Токмаковой – «Аля, Кляксич и буква А».

— Может кто-нибудь читал эту сказку? Знакомы ли вы с Ириной Токмаковой и другими ее произведениями?

— Какие задачи на урок поставим перед собой?

— Задачами нашего урока будут:

* Узнать о И.Токмаковой

* Познакомиться с новым произведением – «Аля, Кляксич и буква А».

* Познакомиться с героями этого произведения.

Составляют слово из букв

Отвечают на вопросы учителя

— у литературных сказок всегда есть автор

Отвечают на вопросы

4. Подготовительная работа

— Так как первая наша задача урока звучит «Узнать о И. Токмаковой» расскажу вам немного о ней, внимательно слушайте, чтобы потом смогли ответить на мои вопросы (Рассказ об авторе сопровождается презентацией)

Детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве.

Стихи Ирина писала с детства. Однажды в Россию приехал шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнес переводы в издательство, и вскоре они вышли в виде книги.

Вскоре вышла книга собственных стихов Ирины Токмаковой для детей – «Деревья». Она сразу стала классикой детской поэзии. Затем появилась проза: «Аля, Кляксич и буква «А»», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие повести и сказки. Ирина Токмакова также переводит со многих европейских языков, таджикского, узбекского, хинди.

— Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?

— Отройте стр.9 прочтите название произведения и рассмотрите к нему иллюстрацию.

– Как вы думаете, о ком это произведение?

-Что помогло вам ответить на этот вопрос?

Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию

Источник

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»»

Цели: ознакомить учащихся с литературной сказкой И. Токмаковой “Аля, Кляксич и буква “А””. Обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, понимать характер героев, находить главную мысль текста, творческому пересказу. Развивать творческое воображение, речь, память.

Оборудование: портрет и книга И.Токмаковой “Аля, Кляксич и буква “А””, магнитные буквы (или карточки алфавита), текст речевой разминки, заготовленная таблица по сказкам (она может заполняться во время урока).

Планируемые результаты: учащиеся должны осознанно читать произведение, называть действующих лиц прочитанного произведения, понимать характер героев, различать авторскую сказку от народной.

I. Организационный момент

II. Речевая разминка.

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Учебник

— Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут,
Его учебником зовут.
(В.Берестов)

— О каком учителе идёт речь?

— Разве может быть учебник учителем? Объясните.

— Прочитаем стихотворение шёпотом. Затем громко.

— А сейчас прочитаем, играя голосом: первую строчку громко, вторую – тихо, третью – громко, четвёртую – тихо.

III. Проверка домашнего задания.

— Дома вы пробовали себя в роли поэта. У кого получились стихи о буквах?

(Дети читают свои двустишия).

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

— Ребята, пока вы читали свои стихи, у меня на доске буквы перепутались. Составьте слово, которое пришло к нам на урок:

А К С З К А (- это слово сказка)

— А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Если помните автора, то назовите его.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А что это за произведение, мы выясним позже.

V. Знакомство с автором произведения.

— Прочитайте, кто написал это произведение.

— Что вы знаете о ней?

Учитель рассказывает об Ирине Петровне Токмаковой

Ирина Токмакова родилась 3 марта 1929 г. в обычной московской семье: ее отец был инженером-электриком, а мать – Лидия Александровна – детским врачом, заведующей Домом ребенка (детским домом). “В этом доме директор и врач, хозяйка и ангел-хранитель – моя мама, – вспоминает Ирина Токмакова. – И вся наша семья живет в этом доме, в маленькой неудобной квартирке без кухни, живет интересами детей, тем, как они растут, едят, болеют, выздоравливают”.

Стихи Ирина Петровна начала писать рано. В одном с ней классе училась дочь известного поэта В.И. Лебедева-Кумача (автора стихов песни “Священная война”). Стихи Ирины попали к нему, и он написал на них вполне серьезный отзыв, уважительно именуя Ирину “автором”. Указав на недостатки, он все же обнаружил у Ирины поэтические способности и посоветовал писать дальше. Но Ирина не собиралась становиться ни поэтом, ни писателем.

Окончив с золотой медалью школу, она поступила на филологический факультет МГУ. Университет Ирина Петровна также окончила с отличием и стала работать переводчиком. Однажды знакомый иностранец-швед, узнав, что Токмакова любит поэзию, прислал ей в подарок книгу стихов и вместе с ней сборник шведских народных песенок для ее шестилетнего сына. Обе книги были на шведском языке. Ирина Петровна перевела шведские песенки на русский язык, а ее муж – художник Лев Токмаков, прочитав эти переводы, решил нарисовать к ним иллюстрации. Так появилась первая книжка Ирины Токмаковой “Водят пчелы хоровод”. Потом вышли шотландские народные песенки “Крошка Вилли Винки”, а затем ее собственные стихи, сказки, пьесы.

Герой Токмаковой – маленький поэт, воспринимающий мир по законам гармонии, справедливости и красоты, готовый бороться за свои взгляды, защищать всех, кто нуждается в помощи и покровительстве. Он остро воспринимает проявления несправедливости, обладает обостренным чувством правды, видит не только позитивные, но и отрицательные стороны действительности. Он драматически переживает разлад взрослого и детского миров в отношении к жизни, не признавая в ней “случайного” и “неважного”. Вот почему этот малыш осознанно произносит:

— Что вам особенно запомнилось из моего рассказа?

Дети имитируют движения точильщика: проводят ладонью то одной, то другой руки с переворотом. На две последние строки – четыре хлопка.

VII. Изучение нового материала

1. Первичное чтение отрывка из сказки И.Токмаковой.

— Все ли слова были вам понятны?

— Знаете ли вы, что такое клякса? Посмотрим в словаре:

— Какое впечатление произвело на вас начало книги? Найдите эту книгу и прочитайте.

2. Выборочное чтение.

— Как вы представляете себе Кляксича? Какой он: добрый или злой, сварливый или добродушный? Найдите подтверждение в тексте.

— Перечитайте текст о буквах.

— Прочитайте строчки, в которых говорится о букве “А”.

3. Творческое задание.

— Какие ещё приключения могут произойти с героями?

4. Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите своё мнение.

— Что обычно происходит в сказках? Кто в них действует?

— Какая наша сказка? Кто её автор?

2. Первоначально создаётся в устной форме

3. Такие сказки существуют в нескольких вариантах

4. Время создания определить невозможно

5. Народные сказки бывают такого жанра: волшебные, бытовые, о животных1. Автор – конкретное лицо (например, И.Токмакова)

2. Создаётся в письменном виде

3. Внесение изменений в содержание не допускается

4. Время написания сказки известно

5. Не ограничивается определённым жанром, может быть фантастической

VIII. Закрепление нового материала

1. Перечитайте отрывок так, чтобы передать характер героев.

— Какая у нас девочка Аля?

— А какой характер у буквы “А”?

(Она добрая, переживает за то, что происходит. )

— Про Кляксича мы уже говорили. Какой он?

3. Разыграем эту сцену по ролям.

— Скажите, что у вас получалось хорошо, легко?

— А что не получалось? Почему?

— Как называется произведение, которое мы читали на уроке?

— Назовите автора. Что вы о нём узнали?

— Как вы поняли главную мысль сказки?

Источник

“Аля, Кляксич и буква А” Читательский дневник, краткое содержание

Аля, Кляксич и буква А — главные герои повести Ирины Токмаковой. Сегодня мы представляем краткий обзор книги для читательского дневника.

Автор: Токмакова Ирина.

Название: «Аля, Кляксич и буква А».

Жанр: повесть.

Число страниц: 42.

Главные герои и их характеристика

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Аля и буква А отправляются в Букварь. Там творится полное безобразие. Товарищи наводят среди букв порядок и спасают азбуку.

Сюжет – краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился момент, когда Але приходится по просьбе буквы Б купить много бубликов. Бубликов получилось так много, что у Али не осталось свободных строчек.

Чему учит эта книга

Сказка учит любить Букварь, уважительно относится ко всем буквам алфавита. Учит быть смелыми и находчивыми, готовыми прийти на помощь, если она кому-то понадобится.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Книга мне показалась очень забавной и веселой. Понравились задачки, о которых написано в книге. Еще понравилось, что Але удалось спасти Букварь от вредного Кляксича.

Краткий пересказ повести

Аля начала писать письмо своей дорогой маме, как вдруг случилось странное явление: все буквы между собой переругались и не хотели соединяться в слова.

Тут появилась буква А и сообщила, что Азбука в беде. На нее напал Кляксич. Аня и буква А зашли в Букварь и почти сразу повстречали букву Б.

Буква Б пропустила их вперед только за бублики.

Затем Аля и буква А должны были поехать на поезде, а за билет снова пришлось заплатить бубликами.

Рельсы были раскиданы (это клякса постарался), поэтому с помощью детей пришлось сделать новые рельсы и шпалы. Поезд быстро достиг нужного пункта назначения, герои истории отправились в сказочный домик, где цвела герань, висели голубые шторки.

В домике слышалась песня. В ней все слова начинались на букву Г. Хозяйка домика загадала странную задачку.

Далее Аля и буква А увидели высокий дом с лифтом. На 10 этаже они встретили добрую букву Д, которая рассказала, что Кляксич вместе со своими товарищами «опиской» и «помаркой» мусорят в Букваре.

Перед героями простирается речка из чернил. Аля и буква А сделали из бубликов мостик и попросили читателя написать палочки, которые скрепят мостик.

Чем ближе Аля и буква А подходили к Кляксе, тем больше отрицательных высказываний в его адрес слышали от букв. Когда они встречали какую-то букву, то каждый раз звучала песня, начинающаяся на этот звук.

З и Ж спели свою песенку, а Щ была вся раскорячена на крючки.

Последнюю букву вообще взяли в плен.

Как только герои смогли произнести волшебное заклинание «Буква «Я» — свободна!», то буква сразу освободилась.

Аля дописала маме письмо и сообщила ей радостную весть, что идет в первый класс.

Клякса со своими товарищами убежали, но стали заглядывать к ученикам в тетрадки, чтобы хоть как-то навредить.

Аля, Кляксич и буква А: читать полностью ОНЛАЙН

Глава первая

Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но всё шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание!

Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала руками и что-то кричала.

– Что с тобой, что случилось? – изумилась Аля.

Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:

– Ничего не понимаю! – сказала Аля.

– Да Кляксич же! – воскликнула буква А. – Отвратительный Кляксич пробрался в азбуку! Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками – кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса – его племянница.

Тут добрая трудолюбивая буква А расплакалась.

– Вот тебе и на! – поразилась Аля. – Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!

– Что уж тут придумаешь! – возразила буква А. – Ты ведь даже своё письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что её никто не найдёт. Как тогда Аля подпишет своё письмо? Я – хозяин азбуки!»

Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймёт, кто написал ей письмо?

– Знаю, знаю! – вдруг закричала Аля. – Я сейчас возьму папину чернильную резинку и промокашку из тетрадки. И мы с тобой отправимся в азбуку, разыщем Кляксича и сотрём его ластиком. Правильно?

– Ещё как правильно! – обрадовалась буква А.

Взявшись за руки, Аля и буква А направились прямо в Азбуку.

У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. У неё через плечо висела на ремне огромная корзина.

– Будете брать бублики? – спросила она.

– Да какие там бублики! – запротестовала буква А. – У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!

– Бросьте, – сказала буква Б, не трогаясь с места. – Берите белые бублики и баранки. Быстрее.

Буква Б была ужасно толстая, Аля и буква А никак не могли её обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую:

О О О О О О О О О О О О О О О О О О О

Но буква Б по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:

– У них не было больше свободной строки. Бублики просто некуда было класть.

Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы Б бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква А не попадут в азбуку, и всё. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!

Глава вторая

Ну, наконец-то буква Б отступила! Аля и буква А вошли в ворота. За воротами зеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щёлкая кнутом, ходил пастух вопросительный знак.

– Ты не видал Кляксича? – спросила у него буква А.

– Кляксича? – вопросительный знак почесал в затылке. – Как же. Кляксича-то видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?

И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно.

От этого пастуха толку не добьёшься! Скорей на вокзал!

На вокзале буква В в кондукторской фуражке с красным донышком покрикивала на пассажиров:

– В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон? – спросила она у Али. – Ваши вещи?

Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.

– Великолепно! – почему-то обрадовалась буква В.

Только они вошли в вагон и отыскали свои места, как поезд тронулся. Они уселись поудобнее. Колёса застучали по шпалам. За окнами замелькали домики и деревья.

Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич (кто же ещё?) унёс рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья!

Буква А тут же впала в отчаяние. Аля принялась её утешать:

– Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Они нас выручат из беды. За работу, дорогие читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно почините домики и насадите побольше ёлочек: дороге нужна лесозащитная полоса!

Глава третья

Пути починили. Поезд долго ехал без остановок. Аля задремала. Букве А не спалось, она волновалась.

Наконец поезд подошёл к перрону.

Аля и буква А вышли из вагона. Уже смеркалось. Горели фонари.

Они решили постучать в первый попавшийся дом. Это был голубой домик с голубыми гардинами на окнах. На подоконниках в глиняных горшочках цвела герань.

Из раскрытых окон до прохожих доносилось громкое пение:

Глупый гном глядел, глядел,
Громкий горн гудел, гудел,
Громче горна грохнул гром,
Громче грома гаркнул гном.

Догадались, чей это был домик? Ну конечно, в этом домике жила буква Г.

– Что это за глупая песня? – спросила Аля у буквы А.

– Ничего удивительного, – ответила буква А. – «Глупость» с какой буквы начинается? Вот видишь – с Г. Значит, эта буква вполне может оказаться глупой.

Они постучались и вошли.

Буква Г была в голубом халате и голубых домашних туфлях.

– Кляксич? – переспросила она, когда узнала, о чём идёт речь. – Может, я и расскажу вам, где Кляксич, только сначала решите задачу: «Если от поезда отстал один пассажир и от другого поезда отстал один пассажир, то сколько всего отстало пассажиров?» Нате бумагу и решайте, а то не услышите от меня ни слова.

Аля поняла, что Г не переспоришь, и моментально написала 1+1=2. Это же была самая пустяковая задача на свете!

– Глубоко ошибаетесь, – сказала буква Г. – Ответ не сходится. Он не сходится, если идти пешком, и он не съезжается, если ехать поездом. А раз вы ничего не смыслите в арифметике, то нечего вам тут ходить и вынюхивать про Кляксича. Ничего я вам не скажу.

И буква Г опять запела свою глупую песенку.

Они ушли, так ничего и не выяснив. Буква А снова расстроилась, а Аля крепко сжимала в руках резинку и надеялась, что всё ещё уладится.

Когда они спускались с голубого крылечка, буква Г высунулась из окошка и закричала им вдогонку:

– Нуль! В ответе будет нуль! Если пассажир отстал от поезда, то он уже не пассажир, а растяпа! Понятно вам?

Взошла луна. Настала самая настоящая ночь. Надо было где-то устраиваться на ночлег. Огни в окнах погасли. Только в одном, самом высоком доме горело крошечное окошечко под самой крышей.

– Пойдём попросимся переночевать, – предложила Аля. – Ты не знаешь, кто живёт там наверху?

– Знаю, – сказала буква А. – Там живёт буква Д. Её зовут Добрая Дуня. Она-то пустит нас переночевать, только в её доме нет лифта, и нам придётся идти пешком.

– Не беда, – сказала Аля. – Мы станем отсчитывать этажи, а читатели будут записывать, чтобы мы не сбились со счёта.

Они открыли старую скрипучую дверь и двинулись вверх по тёмной лестнице. 1-й этаж. 2-й. Написали? 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й, 10-й.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Пришли! Постучали. Буква Д – Добрая Дуня – крикнула из-за двери:

– Входите, не заперто!

– Здравствуй, А, душечка, – обрадовалась Дуня. – Кого это ты привела ко мне в гости?

Аля пожала пухленькую ручку Доброй Дуни и назвала себя:

Дуня тоже пожала Алину руку, улыбнулась и запела песенку:

Дикий удод наклевался ягод.
Умный удод — он наелся на год.
Наелся удод — и песни поет
Ясные летние дни напролет.

Аля удивилась, но постеснялась спросить, что эта песенка значит. Поэтому догадываться вам придётся самим.

Буква А стала рассказывать Дуне про Кляксича, но Дуня её перебила.

– Знаю, – сказала она. – Кляксич утром был здесь. Грозил всем буквам, что заменит их кляксами, если они впустят букву А обратно в азбуку. Он ещё хвастался, что уже поссорил некоторые буквы между собой. Кляксич рассказывал это своим приятелям Помарке и Описке, а я вышла на балкон и всё слышала.

– Куда же они девались потом? – спросила Аля.

– Потом они вместе отправились к букве Л, чтобы схватить её и засадить под замок. Некоторые буквы боятся и слушаются Кляксича. Но только не я. Я-то знаю, что на свете самая добрая вещь – это дружба.

– Ты не заметила, по какой дороге они пошли? – спросила буква А.

– По-моему, вон той дорогой, через лес, к букве Л. Отдохните немного, поешьте, я сейчас угощу вас дыней.

Аля и буква А прилегли на диван. Дуня отправилась в кухню. Она стучала тарелками и ножами и тихонечко напевала:

Доброе утро, новенькая яхта,
Утро доброе, синяя волна!
Новенькая яхта, а вон там в горах-то
Ясная звездочка все еще видна!

«Что за странные песенки поёт Дуня?» – опять подумала Аля, так и не догадавшись, в чём дело. Ну, а вы догадались? Если нет, ещё раз прочтите Дунины песенки и обратите внимание на первые буквы в начале каждой строки.

Глава четвертая

Рано утром Аля и буква А пошли прямо через поле к лесу. На опушке леса стояла старая, завалившаяся набок избушка.

В ней жили две бедные старушки Е и Ё. Они были от рождения страшно забывчивы и рассеянны. Они вечно теряли вещи, деньги, роняли кошельки, забывали сумки. Когда кто-нибудь находил их добро и приносил им, они уже ничего не помнили. Если спрашивали у Ё: «Это ваше?» – она качала головой и говорила: «Наверно, её». Спрашивали у Е: «Это ваше?» – она тоже качала головой и говорила: «Наверно, её». Что же было делать? Соседи брали вещи себе, а Е и Ё тут же об этом забывали.

Путники не стали заглядывать к рассеянным Е и Ё. Они всё шли и шли по лесу, пока не увидели очень странное сооружение.

Это была, видимо, землянка, но вход в неё был замаскирован, двери они не нашли.

– Кто здесь живёт? – спросила Аля громко.

– Мы, – ответили ей два голоса одновременно.

– Мы не знаем, – ответили голоса. – Мы каждый день меняемся. Один день мы Журавль и Заяц, другой – Жаба и Зебра, третий – Жук и Зяблик.

– Мы сегодня Жужелица и Землеройка.

«Что это за буквы?» – подумала Аля, но сразу не сумела сообразить.

– Выходите же, нам надо поговорить, – сказала она, надеясь, что когда увидит их, то поймёт, какие это буквы.

– Мы не выйдем, – ответили оба голоса.

– Тогда хоть скажите, как найти букву Л?

– Идите направо. Отсчитайте пять шагов. Потом идите налево, считайте в обратном порядке. Потом от пяти ёлочек – опять направо. Ёлочки вам придётся нарисовать, потому что наш лес – лиственный. Сделайте десять шагов. Отыщите в заборе калитку. Они скажут.

– Спасибо, – сказала Аля этим странным буквам и, повернувшись направо, она вместе с буквой А принялась считать: 1, 2, 3, 4, 5, потом они повернули налево и опять начали считать: 5, 4, 3, 2, 1.

1 2 3 4 5 5 4 3 2 1

– Ну, рисуй ёлочки, – сказала Аля.

– Мне нечем, – ответила буква А.

– Ой, а где мой карандаш? – испугалась Аля. – Ну конечно! Забыла его у Г, когда решала её дурацкую задачу. Что же теперь делать?

Они сели на пенёк. Буква А тут же ударилась в слёзы. Але тоже было как-то невесело.

– Может быть, нас опять выручат читатели? – размышляла она вслух. – Ведь не так трудно нарисовать ёлочки, если у тебя есть тетрадь и карандаш под руками.

– Ах, не знаю, – всхлипнула буква А. – Подождём.

Глава пятая

Конечно, Аля оказалась права.

И вот путешественники остановились перед калиткой в высоком тесовом заборе.

За забором стоял просторный бревенчатый дом. Там жили буква И, буква Ы и буква Й. Букву Й звали Тимофей. И с Ы целыми днями сидели на террасе и спорили, кто из них главнее.

– Я, – утверждала буква И, – потому что я могу сказать слово «микроб».

– Это не так важно, – возражала Ы. – А сумеешь ли ты сказать слово «мормышка»?

– Мне и ни к чему говорить этот вздор. Я выражаюсь поэтично: «ирис, миндаль, мимоза, миг».

– Не спорю. Зато ты не можешь сказать самого главного слова – «мы».

Так они препирались целыми днями. А когда им надоедало ссориться, они распевали свою любимую песенку:

На полу скребется мЫшка,
Спит в берлоге бурый мИшка,
Этот мишка очень мИл,
Только лапы он не мЫл.

Пока они спорили или пели, Тимофей занимался хозяйством: подстригал усики у гороха, чесал брюшко тыкве и вышивал крестиком.

Аля и буква А вошли в калитку.

На террасе посвистывал большой старинный самовар, на белой скатерти всё было накрыто к утреннему чаю.

– Можно? – спросила Аля.

– Милости просим, милости просим, – закивала буква И.

– Мы вам рады, мы вам рады, – вторила буква Ы. – Чайку?

– Тимофей, пожалуйста, ещё два прибора, – попросила буква И.

За чаем выяснилось, что Кляксич с дружками проходил тут ещё вечером. Дома был только один Тимофей. Тимофей понял из их разговора, что они отправились на левый берег реки Чернилки к букве Л и собираются её схватить. Зачем и за что, он не понял. Они велели Тимофею ни в коем случае никому не рассказывать, куда они пошли.

– Очень мило! – воскликнула буква И. – Какой-то негодник, даже не буква, а клякса, будет нами командовать!

– Выскочка! – негодовала буква Ы.

Разузнав дорогу на левый берег Чернилки и поблагодарив хозяев, Аля и буква А двинулись в путь.

Глава шестая

Скоро показалась речка Чернилка. Она текла между высоких лесистых берегов. Над лиловыми волнами кружили ласточки. Моста, по которому можно было перейти на левый берег, не было. Вчера здесь был ураган. Видно, мост снесло ураганом.

Уровень Чернилки поднялся. О том, чтобы перейти вброд, не могло быть и речи. Вплавь тоже нельзя было перебраться – течение в этом месте было очень быстрое.

– Давай спилим сосну, – предложила буква А. – Перекинем её на тот берег.

– Интересно, чем же ты будешь пилить? – спросила Аля ехидным голосом.

Буква А стала кричать, чтобы кто-нибудь с того берега пригнал лодку. Но никто не откликался.

Аля придумала, как быть.

– Давай вытряхнем бублики, – скомандовала она. – Мы перекинем строчку с берега на берег и по ней пройдём, как по мосту.

Так они и сделали. Буква А быстро перебежала на ту сторону. Но как только Аля ступила на этот самодельный мост, строчка под ней закачалась и прогнулась. Але стало страшно.

– Надо укрепить мостик палочками! – закричала буква А с того берега.

– Какими палочками, раз у меня нет карандаша? Чем мне написать палочки? Ой! Ой! – У Али закружилась голова. Вот‑вот строчка провалится!

Скорее, скорее, не теряя ни минуты, все, у кого есть карандаш и бумага, – целую строчку палочек.

Ну вот, Аля перебралась на тот берег. Сколько времени упущено! Они пустились бегом. Добежали до маленького чистенького домика буквы Л. Но что это? Никого нет. Калитка стоит настежь. Двери открыты. В доме – никого. Только сидит в будке и даже не лает собачка Ленточка. Следы многих ног ведут от калитки влево.

Аля и буква А пошли по следам. Следы привели к сараю, сложенному из толстенных брёвен. У дверей сарая сидели вооружённые до зубов буква К и буква М. Аля сразу обо всём догадалась. Конечно, они стерегут в сарае беднягу Л.

– Куда? – крикнула буква К.

– Нам нужно видеть Л, – сказала Аля. – Эта буква нужна мне, чтобы подписать письмо. – И она сделала ещё шаг к сараю.

Буква К выхватила револьвер.

– Ни с места! Кира мыла раму. У Киры косы.

– Что ты бредишь? Лучше открой дверь, – сказала Аля.

– Нельзя, – сурово отвечала буква К. – Косы хороши. Кира мала.

– Что это с ней? – спросила Аля у М.

М улыбнулась и показалась не такой уж свирепой, как с первого взгляда.

– Эта буква К долго работала в старом букваре. А теперь букварь написали новый. Взяли туда букву К помоложе. А эта обиделась. Она считает, что тот букварь был лучше. Вот и бормочет слова, которые были в букваре на её странице.

– Каша. Кони. Сук. Сок. Ком, – подтвердила буква К.

– Кляксич обещал ей поставить кляксу на новое К. Вот она и подлизывается.

– А ты, ты‑то что? – вознегодовала буква А.

– Так помоги же нам. Давай выпустим ни в чём не повинную букву Л, а в сарай запрём эту злую букву К.

– Можно, – сказала буква М.

И не успела злющая буква К оглянуться, как оказалась в сарае, а буква Л радостно выбежала навстречу Але. Из сарая неслись негодующие крики:

– Каша! Куры! Кира ушла в кино!

Но их никто уже не слушал. Уговорив букву М постеречь К, все трое двинулись дальше на поиски Кляксича и на выручку буквы Я.

Глава седьмая

Аля и буква А быстро пошли прочь от сарая, а за ними следом, едва поспевая, бежала буква Л. Кляксич не велел её кормить, пока она была взаперти, и она очень ослабла.

Возле дороги был вкопан огромный столб, а к столбу прибита стрелка, тоже огромная, и на ней написано: «НОП».

– Что это такое? – спросила Аля.

– Научно‑опытный пункт, – пояснила буква А.

– Это такое учреждение?

– Ставят опыты. Там работают Н, О и П.

Стрелки с НОПами стали попадаться всё чаще, и вскоре путники увидели серый кирпичный дом со светлыми окнами во всю стену. Они вошли. Аккуратненькая вахтёрша – точка с запятой – провела их в лабораторию. Там что‑то кипело и шипело на спиртовках, что‑то булькало в пробирках.

– Извините… – начала было Аля.

– Тсс! – зашикали на неё Н, О и П. Все трое были в белых халатах и белых шапочках. – Тихо! Идёт опыт.

– Но нам очень… – робко заметила буква А.

– Началось! – заявила буква Н.

– Плавится? – спросила буква П шёпотом у своих товарищей.

– Окисляется, – прошептала в ответ буква О. – Реакция идёт с выделением тепла… Ненужные буквы выпадают в осадок.

– Что вы тут делаете? – не выдержала Аля.

– Tсc! – зашикали на неё все трое. – Мы переплавляем слова.

– Что? Что? – поразилась Аля.

– Готово! – закричали Н, О и П хором.

Они подскочили к какой‑то колбе, и буква Н торжественно объявила:

– Опыт прошёл блестяще. Вот, пожалуйста. Вместо обычного непрочного скоропортящегося стихотворения мы получили лабораторным путём устойчивые стихи, не боящиеся ни ядовитых веществ, ни дурной погоды. Послушайте:

Жил на свете
Умный слон,
У него был
Телепон.
Ходит слоник —
Топ-топ-топ,
Звонит слоновый
Теленоп

– Постойте, подождите! – не выдержала буква А. – Что же это вы делаете? Вы же заменяете своими буквами другие буквы! Вас что, Кляксич подговорил, что ли?

– Tсс! – зашикали опять все три буквы в белых халатах. – Тсс! Мы продолжаем опыт.

– Пошли, – сказала Аля. – Тут мы всё равно толку не добьёмся.

Глава восьмая

Аля, буква А и буква Л вышли на улицу в полной растерянности.

– Ну, что делать будем? Может, пойдём разыщем букву Р и что‑нибудь у неё узнаем?

– Вряд ли она нам что‑нибудь скажет, – вздохнула буква А.

– Видишь ли, она – собака. Очень хорошая собака, интересной породы – ризеншнауцер, зовут её Розочка. Она добрая и умная. Когда Кляксич стал безобразничать в азбуке, она здорово нарычала на него: «Рррр!» Он подговорил Описку, тот и написал на её будке – «сабака Розачка». И она теперь совсем разболелась. Она всегда болеет, когда слово «собака» пишут с ошибкой.

– Как жаль! – вздохнула Аля. – Я очень люблю собак… Может, пойдём найдём букву С?

– Здрра‑сс‑те! – вдруг донеслось откуда‑то сверху. – Здрассте, я здесь, здесь!

Аля увидела, что на заборе сидит буква С – сорока.

– Не знаешь ли ты что‑нибудь про Кляксича? – спросила буква А. – Куда он девался, не слыхала ли ты чего?

Сорока вытаращила на неё глаза и затараторила:

Сонная сорока сидела на сосне.
Снегири и сойки снились ей во сне.
«Скорей!» — сердились сойки.
«Спешим!» — снегирь свистел.
Сороку стукнул по спине,
И сон с нее слетел.

Оказалось, что сорока других слов, кроме как на С, произносить не хочет. Ну что тут было делать?

– А может, нам буква Т что‑нибудь скажет? – с надеждой спросила Аля.

Буква А покачала головой.

Т – хорошая буква, только она Тютя.

– Что это значит? – не поняла Аля.

– Тютя, и всё. Не понимаешь – Тютя?

Она не успела объяснить Але, что значит «Тютя», потому что кто‑то стал кричать и звать букву А. Это была буква У. Она неслась к ним через мостовую, не обращая внимания на красный свет и движущийся транспорт.

– Ну, наконец‑то! – кричала она. – Буква А, наконец‑то я тебя разыскала!

– Тсс, тише! – остановила её буква А. – Я вернулась в азбуку тайком, ведь Кляксич выгнал меня, разве ты не знаешь?

– Какой ужас! Когда же этому конец? Ведь этот Кляксич, отвратительный, злой Кляксич рассердился на моего друга филина Федю.

– За что же? – спросила Аля.

– За то, что он не хотел позволить ему спрятать в своём дупле букву Я.

– И что же Кляксич с ним сделал? – с тревогой спросила буква А.

Буква У вытерла глаза платком.

– Не знаю, – сказала она. – Он не прилетает ко мне больше, и я не могла разыскать его в лесу. Вот я и ищу тебя, буква А. Я хожу по лесу и не могу без тебя кричать «Ау». У меня получается «У‑у», а филин Федя, наверно, думает, что это просто ветер, и не откликается. Пойдём со мной в лес, пожалуйста.

Аля и буква А переглянулись. Что же делать? Они ищут букву Я, в лес идти им совсем некогда. Но ведь надо же выручать филина Федю!

– Пойдёмте, – сказала Аля букве А и букве Л. – В каком лесу живёт филин Федя? – спросила она у буквы У.

– Совсем недалеко, – засуетилась буква У. – Вон там, за той улицей, начинается лес, там он и живёт и всегда прилетает ко мне чай пить, он очень любит пряники. А вот теперь, бедный, бедный…

В Федином лесу росло много старых дуплистых дубов. Густая листва заслоняла солнце. Трава была влажной.

– Ay, ay! – крикнули буквы А и У в зелёный полумрак Фединого леса.

Им никто не ответил.

– Ay, ay! – закричали они снова.

Але показалось, что в ответ доносятся какие‑то неясные звуки, только откуда – она не могла понять.

– Федя! Федя! – надрывалась буква У.

– Бу‑бу! – донеслось до них еле слышно.

Вдруг буква Л, которая устало тащилась позади всех, увидела надпись, вырезанную на коре дуба: «тен». И на другом дубе тоже «тен». И рядом «тен». И ещё на одном – «нилиф». Что значат эти таинственные надписи?!

Все принялись осматривать дубы, стучать по стволам. Дубы были толстые. Сучков снизу не было. Влезть на дуб, чтобы осмотреть вершину, было почти невозможно. И потом, на который из них лезть?

– Поняла! – вдруг закричала Аля. – Давайте встанем друг другу на плечи, а ты, буква У, лезь на самый верх и ищи дупло! – С этими словами Аля подбежала к дубу с надписью «нилиф».

Буква У влезла на толстый сук и стала шарить по коре.

– Ничего нет! – крикнула она сверху. – Тут только ветки! Спускайте меня!

– Ищи, ищи! – настаивала Аля.

– Ой! – закричала буква У. – Ветки падают. Да они и не растут здесь! Дупло! Оно было загорожено ветками! И замазано чернилами!

Буква У немного повозилась с ветками, и филин Федя оказался на свободе.

Все радостной гурьбой двинулись обратно в город.

– А как ты догадалась, где Кляксич спрятал Федю? – спросила буква А у Али.

– Да это же проще простого, – сказала Аля, но не договорила…

Кто‑то нёсся им навстречу, кувыркаясь и делая по два шага то на руках, то на ногах.

– Кто это? – удивилась Аля.

– Это Хитрюга, буква X.

– Вот хорошо! – обрадовалась Аля. – Мы сейчас расспросим её, может быть, она знает, куда девался Кляксич.

– Нет, нет, – сказала буква У. – У неё не надо спрашивать. Она очень хитрая. Она скажет вам, что дружит с вами, а потом повстречает вашего врага, перевернётся, станет на руки – и пожалуйста, она уже ему первый друг. Она ведь выглядит одинаково – хоть на руках, хоть на ногах.

– С хорошей погодкой! – сказала буква X, поравнявшись с ними. – Откуда это вы идёте?

– Гуляли в лесу, – буркнула буква У. – Мы спешим. До свидания.

– До свидания, до свидания, хотя хорошо было бы хоть минуточку побеседовать с вами. – И буква Х сладенько улыбнулась.

Но буква У ускорила шаги.

– Спасибо вам всем, – сказала буква У. – Вы помогли мне найти Федю. Пойдёмте ко мне пить чай с пряниками.

Но Аля за всех отказалась:

– Спасибо, но мы не можем. Нам надо искать букву Я, с ней, наверно, случилась какая‑нибудь беда, раз Кляксич за ней так охотится.

Аля, буква А и буква Л проводили У и Ф до дому и пошли дальше.

Глава девятая

Солнце поднялось, и стало жарко. Они дошли до какого‑то запылённого скверика с жиденькими кустами и выгоревшими клумбами. Устало опустились на скамейку. На соседнюю лавочку тут же плюхнулись буквы Ч и Ц. Они обе хохотали.

– Что весёлого слышно? – спросила буква А сердитым голосом.

– Мы играем в прятки, – сказала буква Ч. – Вот посмотри, сумеешь ли ты нас отыскать? – И они затараторили, перебивая друг друга:

Чапнула чапля церные цернила.
Церная чапля чиркулем цертила.
Полуцился оцень цистенький цертеж,
Станешь вверх ногами — сразу разберешь!

– Очень весело, – пробурчала буква А. – Вы бы мне лучше сказали, где буква Я? Где Кляксич?

– Ницего, то есть ничего не знаем. Мы всё время играли. Спросите у сестёр Ш и Щ, они серьёзные.

Но идти никуда не пришлось: на сквер прибежала буква Щ, расстроенная, вся в слезах.

– Беда, беда, – причитала она.

– Что с тобой? – встревоженно спросила Аля.

– Не со мной, с сестричкой! – Сквозь слёзы буква Щ еле выговаривала слова. – Кляксич растащил её на крючочки за то, что она не хотела выдать букву Я. Он заколдовал сестричку, и теперь крючочки будут все отдельно, пока кто‑нибудь не напишет букву Ш тысячу раз по сто. Но ведь этого никто не сможет сделать. Бедная моя сестричка!

– Не убивайся так, – сказала Аля. – Мы с буквой А давно уже путешествуем, и нас не раз выручали читатели. Я уверена, что каждый из них сначала перепишет себе крючочки в тетрадку и когда научится их писать совершенно правильно, то напишет много‑много Щ и пришлёт тебе. Вот у тебя и наберётся достаточно, чтобы разрушить колдовство.

Буква Щ немного успокоилась.

– Скажи, а куда девался Кляксич?

– Он пошёл куда‑то в самый конец азбуки, – сказала буква Щ. – Я слышала, как он ругался с твёрдым и мягким знаками. Кляксич их на что‑то подговаривал. Твёрдый знак не соглашался, ругался с Кляксичем и кричал: «Мне не страшно! Вот съем тебя и объедки собакам кину!» А мягкий знак упрашивал: «Разве тебе не жаль? Брось! Оставь! Перестань!» Но я так была расстроена, что не поняла, о чём они говорят.

– А где сейчас буква Я?

– Не знаю. Буква Ш, моя сестричка, знала. Но она не хотела рассказывать, она боялась, что Кляксич задумал что‑то недоброе.

– Что ж, прощай, – сказала Аля, и они отправились в конец азбуки, туда, где жила буква Э.

У буквы Э был маленький собственный домик, крытый черепицей. Буква Э встретила их ласково, каждому протянула руку и назвала себя:

«Батюшки, какое у неё длинное и сложное имя», – подумала Аля.

В гостях у Эммы‑Эллы‑Эрны‑Эвелины была её подружка буква Ю, которую все звали Юля в Юбке, потому что она никогда не носила платьев.

– Не трудитесь объяснять, я знаю, зачем вы пришли, – сказала буква Э. – Всё, что мне известно, я вам открою. Но, к сожалению, я знаю не так уж много. Букву Я прятало слово «заяц». Когда Кляксич всё‑таки догадался, где буква Я, он погнался за зайцем. Ему бы никогда не удалось догнать зайца, но тот бежал так быстро, что буква Я не сумела удержаться при такой скорости и выскочила из слова. Тут Кляксич её и схватил!

– Ax! – вырвалось у буквы А.

– И тут, – продолжала буква Э, – он составил какую‑то заколдованную надпись, которую невозможно прочесть. Кто прочтёт её, тот и освободит букву Я. Мы с Юлей переписали надпись, но расшифровать не могли.

– Где эта надпись? – спросила Аля. – Покажите скорее!

– Да вот, – сказала Эмма‑Элла‑Эрна‑Эвелина.

Все просто остолбенели. Да что же это такое? Кто сумеет прочесть эти мудрёные перекрученные буквы?

Никто не мог вымолвить ни слова. Все молча глядели на заколдованную надпись. Аля сделалась совсем мрачной. Буква А заплакала.

Вдруг в распахнутое окошко влетела маленькая птичка – зарянка. Это была буква З.

– Зеркало! Зеркало! Зеркало! – трижды прокричала она и выпорхнула в окно.

– Постой, объясни! – закричала ей вслед буква Э. Но зарянка точно растаяла в воздухе.

– Что «зеркало»? Что «зеркало»? Почему «зеркало»? – без конца повторяла буква А.

– Не знаю, – вздохнула Эмма‑Элла‑Эрна‑Эвелина.

– Понятия не имею, – огорчилась Юля в Юбке.

Аля подошла к зеркалу – оно не показало ей ничего, кроме самой Али.

– Что же делать? – спросила она задумчиво. – Может, нам снова помогут ребята?

– Не знаю, – грустно отозвалась буква А.

– Помогут, конечно! – сказала Аля. – Их так много. И все они умные. Они догадаются.

Глава десятая, и последняя

Ну, вот теперь, когда всё так благополучно кончилось… Что? Конечно, ребята догадались, как прочесть заколдованную надпись, и буква Я освободилась из своего страшного плена. И Аля написала такое письмо:

Милая мамочка!
Я так рада, что ты скоро приедешь и отведешь меня сама в 1-й класс.
Приезжай скорее.
Твоя дочка Аля.

Всё это прекрасно. Но куда девался злодей Кляксич? Сумела ли Аля победить его?

Всем очень хотелось бы, чтобы это было так. Но… Кляксича изловить не удалось. Он сбежал. Он покинул азбуку вместе с дружками Помаркой и Опиской. Они теперь вместе бегают из тетрадки в тетрадку и строят людям всякие пакости исподтишка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *