как суды общей юрисдикции осуществляют защиту прав человека какие вопросы они рассматривают
Кратко о защите своих прав в новых судах
Зачем неюристу знать о недавней судебной реформе? А как иначе разобраться, куда жаловаться на неправильное судебное решение? Представлять интересы в суде разрешат любому человеку или обязательно нужен юрист? И в каком случае он должен иметь статус адвоката?
С 1 октября в нашей судебной системе произошли существенные изменения. Вот только некоторые из них:
Это случилось благодаря вступлению в силу большого пакета поправок в судебное законодательство, в первую очередь в процессуальные кодексы (законы, определяющие правила разбирательства споров в судах). Эти поправки обсуждались в юридическом сообществе и готовились к принятию больше года – под одной обложкой собрали множество больших и маленьких процессуальных реформ. Некоторые изменения интересны только юристам. Но есть и поправки, в которых важно разобраться любому гражданину. О них и пойдет речь в этой статье.
Как была устроена судебная система до реформы?
Судебная система устроена по иерархическому принципу. Возглавляет ее Верховный Суд РФ. Он является последней инстанцией по любому делу. На нижних этажах система раздваивается на арбитражные суды, занимающиеся коммерческими спорами, и суды общей юрисдикции, рассматривающие остальные дела. Если ваш спор не связан с бизнесом или банкротством, вы окажетесь в суде общей юрисдикции.
До 1 октября судебная система состояла из мировых судей, районных и областных судов. Мировые судьи рассматривают простые дела: на суммы до 50 тыс. руб. и некоторые другие; районные суды – остальные дела и жалобы на решения мировых судей. В областной суд можно подать жалобы на решения нижестоящих судов. Также он рассматривает по первой инстанции некоторые сложные дела – в основном споры с государством, перечисленные в ст. 20 Кодекса административного судопроизводства.
На схеме 1 вы можете увидеть основные варианты движения дела по инстанциям до реформы. Там же указаны статьи кодексов, в которых прописано, какие дела может рассматривать каждый из судов. Для простоты изложения мы не стали упоминать о некоторых специфичных ситуациях – о рассмотрении дел в военных судах, подаче надзорных жалоб в Президиум Верховного Суда РФ, об ограничении на обжалование некоторых судебных актов. В дальнейших примерах мы будем рассказывать о стандартной ситуации, когда дело изначально рассматривается в районном суде.
Почему из-за структуры судебной системы граждане могли столкнуться с несправедливостью?
На схеме 1 видно, что по районным делам дореформенный областной суд одновременно работал в качестве двух инстанций. Сначала на решение районного суда можно было подать апелляционную жалобу. После рассмотрения дела областным судом в апелляции и принятия апелляционного определения у стороны в случае несогласия с ним появлялось право подать кассационную жалобу в президиум областного суда. У этого порядка было два существенных недостатка:
В результате участники большинства споров в судах общей юрисдикции могли рассчитывать на рассмотрение их дел только двумя инстанциями – районным судом и апелляционной коллегией областного суда. Дальнейшие жалобы, как правило, не проходили фильтрацию, а потому не попадали ни в президиум областного суда, ни в Верховный Суд.
После появления новых судов дела будут рассматриваться объективнее?
На схеме 2 видно, что после реформы между областным судом и Верховным Судом появилось промежуточное звено – кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции. Они забирают часть функций у своих соседей в иерархии.
Кассационные суды будут рассматривать жалобы участников процесса после прохождения дела в районном суде по первой инстанции и апелляции в областном суде. В новых судах вводится принцип «сплошной кассации» – это рассмотрение всех поданных кассационных жалоб без предварительной фильтрации; она сохранится только в Верховном Суде.
Новые кассационные суды организационно и территориально обособлены от областных судов – в судебный округ каждого из девяти кассационных судов входят сразу несколько регионов. Это нужно, чтобы исключить влияние внутрикорпоративных связей на процесс принятия решений. Разработчики реформы предполагают, что кассационные суды будут независимо корректировать судебную практику, которая раньше замыкалась внутри регионов в связке «районные суды – областной суд».
Апелляционные суды нужны для рассмотрения жалоб на решения по делам, которые по первой инстанции слушаются в областном суде (например, в случае оспаривания областных законов). Раньше такие жалобы подавались сразу в Верховный Суд. Теперь же для этого введена дополнительная инстанция.
Так выглядит новая структура судебной системы. Она предоставляет всем участникам споров, недовольным принятыми решениями, еще одну возможность для обжалования. Но этой возможностью нужно пользоваться правильно. Об этом – ниже.
Как обжаловать судебное решение?
Получив неправильное, по вашему мнению, решение суда, вы можете обжаловать его дважды – сначала в областном, а затем в кассационном суде. Первая жалоба называется апелляционной, а вторая – кассационной. Основное различие заключается в том, что именно будет проверять суд по вашей жалобе.
Областной суд в апелляции повторно рассматривает дело. Это означает, что вы можете жаловаться на любые ошибки суда первой инстанции: неправильная оценка доказательств, неполнота дела, неверное применение закона и т.д. Единственное ограничение – вы можете приносить новые доказательства, только если найдете уважительные причины, по которым не смогли сделать этого в районном суде. После рассмотрения дела в областном суде решение вступит в законную силу в том виде, в котором его утвердит или изменит этот суд. Если решением предусмотрено взыскание, оно начнет исполняться.
Перед кассационным судом стоит иная задача – проверка законности судебных решений. Этот суд почти не занимается анализом доказательств и фактической стороны дела вообще. Его интересует, нет ли в решениях нижестоящих судов нарушений закона. Например, кассационному суду бесполезно объяснять, что судья в первой инстанции зря поверил показаниям свидетеля. Зато если свидетель сказал одно, а суд в решении написал другое, кассационная инстанция может посчитать это существенным нарушением.
Поэтому кассационные жалобы пишутся совсем не так, как апелляционные. Акцент в них делается на конкретных нарушениях закона, а не на переоценке обстоятельств дела. Если вы хотите подготовить документ самостоятельно, начните с внимательного прочтения ст. 3797 Гражданского процессуального кодекса. Она говорит, в каких случаях кассационный суд вправе отменить или изменить не устраивающий вас судебный акт:
Ваша кассационная жалоба должна отталкиваться от этих оснований, объяснять, почему в обжалуемом решении есть такие нарушения. Найти их бывает непросто, еще сложнее – убедительно и кратко сформулировать. Поэтому для подготовки кассационной жалобы лучше обратиться к профессиональному юристу, который владеет техникой их написания.
Когда для ведения дела нужен юрист?
Закон разрешает гражданам самостоятельно вести свои дела в судах любого уровня без привлечения профессионалов. Суд примет любые подписанные вами иски и жалобы и выслушает вас. Некоторые исключения предусмотрены только для административных споров – например, обязательно участие профессионального юриста в делах об оспаривании законности нормативных актов.
Если же вы хотите пользоваться помощью представителя, имейте в виду: с 1 октября в ряде случаев им может быть только профессионал, имеющий диплом о высшем юридическом образовании или ученую степень по юридическим наукам:
У мировых судей и в районных судах по-прежнему можно прибегать к помощи любых лиц, например родственников. Устанавливая эти правила, законодатель исходил из того, что в судах низших инстанций чаще разбираются вопросы факта – кто причинил ущерб, кто кому дал в долг и т.п., и в этих судах может помочь любой представитель, которому доверяет гражданин. Вышестоящие же суды в основном рассматривают правовые вопросы, требующие юридической квалификации представителя.
Представителем в процессе может быть адвокат – юрист, сдавший квалификационный экзамен и вступивший в профессиональную ассоциацию – адвокатскую палату. В отличие от уголовного процесса, представитель в гражданском суде не обязан иметь адвокатский статус. Юридическое образование – единственное требование к его квалификации. Но помните: за деятельностью юристов без статуса не существует дисциплинарного контроля, в то время как на адвоката, оказавшего услугу некачественно, можно пожаловаться в адвокатскую палату. Если нарушения подтвердятся, совет палаты вправе наложить дисциплинарное взыскание вплоть до лишения адвокатского статуса.
Инфографика: Андрей Тронин
Как суды общей юрисдикции осуществляют защиту прав человека какие вопросы они рассматривают
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О судах общей юрисдикции в Российской Федерации
(с изменениями на 8 декабря 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным конституционным законом от 21 июля 2014 года N 13-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014) (вступил в силу с 1 января 2015 года);
Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2018, N 0001201807300021);
Федеральным конституционным законом от 6 марта 2019 года N 1-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.03.2019, N 0001201903060020);
Одобрен
Государственной Думой
28 января 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
2 февраля 2011 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Система судов общей юрисдикции
1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) кассационные суды общей юрисдикции;
2) апелляционные суды общей юрисдикции;
3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
5) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
6) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции
2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции
1. Федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.
2. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
4. Общая численность судей федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
5. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Статья 4. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции
1. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
2. Суды общей юрисдикции рассматривают:
1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
2) все уголовные дела;
3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.
3. Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.
Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.
3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.
4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.
5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
1. Финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Финансовое обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
4. Финансовое обеспечение деятельности мировых судей (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, которые осуществляются через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 7. Материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
1. Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие.
3. Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
4. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Российской Федерации.
Суды общей юрисдикции
Система Контур.Фокус предоставляет своим пользователям возможность не только ознакомиться с арбитражной практикой между компаниями и ИП, но и с делами, подведомственными судам общей юрисдикции. Подобная информация позволяет узнать, имеются ли у потенциального контрагента проблемы с физическими лицами уголовного, гражданского или административного характера. Такие сведения совместно с финансовым анализом, статистикой платежей и бухгалтерской отчётностью помогут всесторонне оценить потенциального контрагента, а также проявить должную осмотрительность.
Какие дела рассматривают суды общей юрисдикции
Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела c участием граждан и организаций. В зависимости от сложности рассматриваемого дела назначается суд соответствующего уровня.
В суд общей юрисдикции предъявляются следующие исковые заявления:
Сводная информация по судебным делам
Чтобы получить общие сведения о количестве заведённых в отношении потенциального контрагента дел, которые подведомственны судам общей юрисдикции, необходимо сформировать карточку компании. После чего на вкладке «Сводка» найти блок «Суды общей юрисдикции», в котором представлена информация о количестве дел, в которых интересующая компания выступает в качестве истца, ответчика, третьего лица (привлечены по ходатайству одной из сторон), а также о количестве дел по административным правонарушениям.
Блок “Суды общей юрисдикции”
Подробная информация по делам судов общей юрисдикции
Для получения более развёрнутой информации необходимо кликнуть по выбранной строке в блоке или перейти на вкладку «Суды общей юрисдикции». На вкладке дела сгруппированы в зависимости от стороны компании в рассматриваемом деле:
Аналитика судебных дел
По каждому делу имеет карточка, которая содержит в себе следующую информацию:
В отношении дел по административным правонарушениям в карточке дополнительно будет указана статья КоАП.
Система Контур.Фокус позволяет пользователю перейти в персональную карточку истца или ответчика, для этого достаточно кликнуть по интересующей организации.
Информация о заведённых в отношении потенциального контрагента уголовных делах, дорогостоящих гражданских или административных исков, может свидетельствовать о ненадёжности компании и возможных финансовых трудностях. Для всесторонней оценки деятельности компании рекомендуем воспользоваться следующими возможностями системы Контур.Фокус: реестры МСП, заключённые госконтракты, залоги движимого имущества, упоминания в интернете.
Источник информации
Система Контур.Фокус получает информацию о возбуждённых делах компании с официальных сайтов судов различного уровня.
Периодичность обновления
Обновлению сведений в системе Контур.Фокус подлежат дела за последние три года, которое происходит каждые три недели. Более поздние сведения обновлению не подлежат.
Доступно на тарифах
Заявка на Контур.Фокус
Заполните все поля заявки, наши специалисты в самок ближайшее время свяжутся с Вами, проведут онлайн презентацию сервиса и помогут выбрать подходящий тариф:
Защита прав и интересов в рамках гражданского судопроизводства
Как понять, в каком суде отстаивать свои права и как обжаловать незаконное судебное решение?
Судебная система в России
Согласно Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Суд – это государственный орган, который разрешает правовые споры между гражданами и (или) организациями. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В нашей стране действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
К судам субъектов РФ относятся:
Конституционный Суд РФ – высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ, в частности, проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, примененных в конкретном деле, если исчерпаны другие внутригосударственные средства судебной защиты.
Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. Верховный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая подсудные им дела в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. Система арбитражных судов в Российской Федерации включает:
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикции рассматривают: 1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ рассматриваются другими судами; 2) все уголовные дела; 3) иные дела, отнесенные к их ведению Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.
Разобравшись с общими положениями, мы переходим к конкретным вопросам защиты прав, свобод и законных интересов в рамках гражданского судопроизводства в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее – ГПК РФ).
(Читайте также статью «Кратко о защите своих прав в новых судах». В ней вы найдете дополнительную информацию о том, куда жаловаться на незаконное судебное решение, представлять интересы в суде разрешат любому человеку или обязательно нужен юрист и в каком случае он должен иметь статус адвоката.)
Какие гражданские дела разрешают суды?
Суды рассматривают и разрешают:
Суды рассматривают и разрешают такие дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. Суды рассматривают и разрешают дела за исключением экономических споров и других дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подсудных суду общей юрисдикции, и о возвращении заявления в части требований, подсудных арбитражному суду.
Как гражданские дела распределяются между судами?
Судебный участок мирового судьи
Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:
При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, он передает дело на рассмотрение в районный суд после вынесения определение об этом.
Районный суд
Районный суд в качестве суда первой инстанции рассматривает гражданские дела, подсудные судам общей юрисдикции, за исключением дел, подсудных мировому судье, военным и иным специализированным судам; верховному суду республики, краевому, областному суду, судам городов федерального значения, автономной области и автономных округов; Верховному Суду РФ.
Военный и иной специализированный суд
В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.
Верховный суд республики, края, области, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела: связанные с государственной тайной; связанные с признанием и исполнением решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей).
Верховный Суд РФ
Подсудность дел Верховному Суду РФ определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».
Территориальная подсудность: как понять, в какой суд обращаться?
Предъявление иска по месту жительства или адресу ответчика:
Подсудность по выбору истца:
Выбор между несколькими судами принадлежит истцу.
Исключительная подсудность:
Подсудность нескольких связанных между собой дел:
Стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству, за исключением вышеуказанных случаев.
Как подать апелляционную жалобу?
Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке. Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Апелляционная жалоба рассматривается:
Порядок и срок подачи апелляционной жалобы
Апелляционная жалоба подается через суд, принявший решение. Если она поступила непосредственно в апелляционную инстанцию, то подлежит направлению в суд, вынесший решение. Жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ.
Апелляционная жалоба должна содержать:
В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства.
В апелляционной жалобе не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в жалобе того, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Жалоба подписывается лицом, ее подающим, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя.
К апелляционной жалобе также прилагаются:
Как подать кассационную жалобу?
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Кассационная жалоба может быть подана в кассационный суд общей юрисдикции при условии, что лицами были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу (под иными способами подразумевается обжалование постановления в апелляционном порядке).
Срок подачи кассационной жалобы
Кассационная жалоба может быть подана в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. Срок подачи жалобы, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей соответствующего суда кассационной инстанции при подаче соответствующего заявления. В отношении физлиц уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, относящиеся к личности заявителя (тяжелая болезнь, беспомощное состояние и т.п.), семейные обстоятельства (смерть или тяжелое заболевание членов семьи и близких родственников, иные ситуации, требующие личного участия заявителя) и иные обстоятельства, если они исключали или существенно затрудняли подачу кассационной жалобы в установленные законом сроки.
Порядок подачи кассационной жалобы
Жалоба подается в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции. Суд первой инстанции обязан направить жалобу вместе с делом в суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня ее поступления в суд.
Кассационная жалоба подается:
Форма и содержание кассационной жалобы
Кассационная жалоба подается в суд в письменной форме. Также она может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на сайте суда.
Кассационная жалоба должна содержать:
Жалоба может также содержать ходатайства, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения.
В кассационной жалобе лица, не привлеченного к участию в деле, должно быть указано, какие его права или законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Жалоба должна быть подписана лицом, ее подающим, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя.
К кассационной жалобе прилагаются:
Документы, прилагаемые к кассационной жалобе, могут быть представлены в суд в электронном виде.
Каков порядок подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда РФ?
Кассационная жалоба подается непосредственно в Судебную коллегию ВС РФ.
Срок подачи кассационной жалобы
Жалоба подается в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения кассационным судом общей юрисдикции, рассмотревшим кассационную жалобу по существу. Срок, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен по заявлению заинтересованного лица.
Кассационная жалоба подается:
Кассационная жалоба может быть подана в судебную коллегию ВС РФ при условии, что лицами были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления.
Каков порядок подачи надзорной жалобы?
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
В Президиум ВС РФ обжалуются:
Порядок и срок подачи надзорной жалобы
Надзорная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд РФ. Судебные постановления могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу. Срок, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен по заявлению заинтересованного лица.
Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу
Основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются:
К вновь открывшимся обстоятельствам относятся:
К новым обстоятельствам относятся:
Суды, пересматривающие судебные постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
Вступившее в законную силу судебное постановление пересматривается по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судом, принявшим это постановление. Пересмотр постановлений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которыми изменено или принято новое судебное постановление, производится судом, изменившим судебное постановление или принявшим новое судебное постановление.
Как подать жалобу в Европейский Суд по правам человека?
Граждане, не сумевшие добиться защиты своих прав в российских судах, могут подать жалобу в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Сейчас срок для подачи такой жалобы составляет шесть месяцев после исчерпания внутренних средств правовой защиты. С 1 февраля 2022 г. этот срок будет сокращен до четырех месяцев.
Жалоба должна быть заполнена строго по формуляру, опубликованному на сайте ЕСПЧ. Там же содержится инструкция по заполнению данного формуляра. Если это будет сделано неправильно, суд откажет в регистрации и рассмотрении жалобы.
После установления ЕСПЧ нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод гражданин может вновь обратиться в российский суд в связи с появлением основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу.