как смотреть призрак в доспехах в каком порядке
Призрак в доспехах
26 Dec 2015 в 10:28
26 Dec 2015 в 10:28 #1
Никогда не смотрел, решил глянуть.
В каком порядке смотреть? По дате выхода?
Просто там еще фильмы есть. Или сначала сериал, потом фильмы уже. Хз крч.
26 Dec 2015 в 10:30 #2
Никогда не смотрел, а уже авы ставишь, некрасиво!
26 Dec 2015 в 10:31 #3
Смотри 1ую часть 1995. Именно самую первую версию, не ремастеред (Ghost in the Shell 2.0). Сериал и 2ую часть можешь не смотреть.
26 Dec 2015 в 10:33 #4
26 Dec 2015 в 10:34 #5
26 Dec 2015 в 10:38 #6
я смотрел в порядке выхода
26 Dec 2015 в 10:40 #7
Просто хочется в хронологическом порядке. Там норм все? Просто иногда бывает вышел сериал, потом фильм. В итоге фильм это то, что было перед сериалом.
Все, что нужно знать о мире «Призрака в доспехах» перед просмотром фильма
В прокат выходит игровая экранизация легендарного аниме «Призрак в доспехах». «Афиша Daily» отвечает на главные вопросы, которые могут возникнуть при просмотре фильма.
Что означает термин «призрак в доспехах»?
Оригинальное название бумажной манги Масамунэ Сиро звучит как «Kôkaku Kidôtai» (1989), но во всем остальном мире она известна под своим англоязычным (предложенным, к слову, самим автором) вариантом — «Ghost in the Shell». К сожалению, столь удачное, многозначительное и емкое название практически непереводимо на русский. Поэтичное «Призрак в доспехах» звучит красиво, но не совсем точно. Более близким по смыслу выглядит «Душа в стальной оболочке» или просто: «Дух во плоти».
В чем суть? К 2030-м годам люди научились помещать человеческий мозг в специальную капсулу, а то и полностью перезаписывать его на нейрочипы, способные улучшать работу интеллекта и сделать любого человека онлайн без всяких гаджетов. Такую конструкцию окрестили кибермозгом.
Затем последовала разработка кибертел (они же shell — «оболочка»), которые можно менять как перчатки: срок службы подобного устройства почти неограничен. В этом идеальном мире каждый человек (у которого, разумеется, есть деньги) стал бессмертен и прекрасен.
При этом параллельно развивался искусственный интеллект — и чтобы отличить помогающего по хозяйству робота от киборга с человеческим мозгом был введен термин «дух»/«душа» (ghost). Кибернетическим прогулкам по тонкой грани, отделяющей живое сознание от искусственных алгоритмов, как раз и посвящены экранизации манги Масамунэ Сиро.
Кто такая Мотоко Кусанаги?
В фильме главную героиню «Призрака в доспехах» играет голливудская звезда Скарлетт Йоханссон и ее зовут Мира Киллиан, не будем спойлерить почему. В аниме героиня носит псевдоним Мотоко Кусанаги (что означает «Поражающий меч»), хотя окружающие, как правило, зовут ее просто Майор (в фильме будет так же).
«Железная леди» — не только телом, но и «духом». Практичная, грубоватая, резкая, даже надменная и крайне холодная — профессионал до мозга костей. В шесть лет пережила авиакатастрофу, после чего врачи вынуждены были пойти на одну из первых в мире полных кибернетизаций тела. Затем девушка попала под колпак правительства, прошла многочисленные апгрейды и превратилась в суперсолдата, а также в совершенную женщину, которой плевать на соблазнительные пропорции своего титанового тела, но не плевать на его возможности.
Виртуозное владение различными боевыми техниками вкупе со способностью удаленно взламывать все, что движется, позволяют Майору решать самые сложные задачи во главе своего элитного отряда (см. ниже). Однако, будучи идеальной машиной для убийства, девушка обладает тонкой душевной организацией — ей присуща глубокая рефлексия по поводу собственного сознания и границ, отделяющих искусственное от живого в сюжетно очень запутанном мире «Призрака в доспехах».
Что за Девятый отдел, в котором она служит?
После Третьей и Четвертой мировых войн Земля оказалась поделена между несколькими политическими блоками, а наступивший мир поспособствовал тому, что в общество влилось огромное количество кибернетизированных ветеранов, многие из которых принадлежат государству. Вследствие этого различные министерства японской бюрократической машины начали наперегонки формировать из этих ветеранов отряды для защиты страны и себя самих.
Девятый отдел Бюро общественной безопасности Японии — подразделение, созданное лично Майором под патронатом Дайсукэ Арамаки, проработавшего в контрразведке несколько десятилетий. Отряд специализируется на самых резонансных и опасных случаях кибертерроризма, а также на разрубании гордиевых узлов многочисленных политических интриг новой Японии.
Кто состоит в Девятом отделе?
Наставник, точнее, даже ментор Майора и гибкий политик, обладающий самурайской выдержкой (умение, особенно нужное в Девятом отделе). В фильме его играет легенда японского кино Такеши Китано
Бато
Элитный рейнджер, обладающий огромной физической силой (и инфракрасными глазами). Хранит верность только Майору. Его играет датский актер Пилоу Асбек, известный по роли Эурона Грейджоя в «Игре престолов» и Понтия Пилата в бекмамбетовском «Бен Гуре»
Тогуса
Единственный в отряде (помимо Арамаки) стопроцентный человек. Настоящий детектив и примерный семьянин. Играющий его сингапурский актер Чин Хан — свой человек в Голливуде. Его можно увидеть как в кинокомиксах «Марвел», так и DC
Бома
Неразговорчивый и суровый громила, сапер и специалист по взрывчатке экстра-класса. Сыгравшего его актера Таванду Маниймо можно было видеть в австралийской криминальной драме «Ровер»
Исикава
Самый возрастной член отряда и главный хакер Девятого отдела. Исполнивший его роль Ласарус Ратуэре пока наиболее известен по сериалу «Оставленные» телеканала HBO
Сайто
Снайпер, лишившийся левой руки и глаза, после чего получил в компенсацию киберимпланты и «глаз сокола», позволяющий поражать цели на любом расстоянии. Его роль исполняет второплановый актер Ютака Идзумихара, до этого, например, игравший токийского радийщика в «Несломленном» Анджелины Джоли
Какие еще экранизации были у манги?
Самая первая (и лучшая) принадлежит Мамору Осии. Почти через десять лет он выпустил сиквел «Невинность», а затем обновленную версию первой части. Вторая часть даже была в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2004 года, что немудрено: Мамору Осии — большой и признанный режиссер. Например, другое его аниме, «Небесные скитальцы», было представлено на Венецианском фестивале-2008 и получило специальный приз.
К слову, сериалов два — «Синдром одиночки» Кэндзи Камиямы, заканчивающийся полнометражкой «Сообщество крепкого государства», и сериал-приквел «У истоков» Кадзутики Кисэ, который на данный момент насчитывает четыре часовых и одну полуторачасовую OVA.
Главный вопрос: как это смотреть? В обратном порядке. То есть первым хронологически идет «У истоков», следом «Синдром одиночки», а в завершение лучше всего посмотреть фильмы Осии.
Вернемся к фильму: в трейлере был Майкл Питт. Что он там делает?
Появление героя Майкла Питта — Хидэо Кудзэ — в фильме означает, что игровая версия «Призрака в доспехах» в постановке Руперта Сандерса («Белоснежка и охотник») не будет ремейком аниме Мамору Осии. Она станет собирательным коллажем из всех имеющихся на данный момент экранизаций манги Масамунэ Сиро.
При этом изначально планировалось, что Питт сыграет «Смеющегося человека» — главного антагониста из первого сезона «Синдрома одиночки», но затем эта концепция претерпела изменение, и в центре внимания оказался Хидэо Кудзэ — противник Девятого отдела из второго сезона.
По сюжету его прошлое неразрывно связано с прошлым Майора. Вместе с Мотоко он в детстве пережил авиакатастрофу, и именно девушка уговорила его на полную кибернетизацию тела. После Кудзэ превратился в военного киборга, начисто лишенного эмоций, ушел в самоволку и стал тайным лидером всех военных беженцев на территории Японии. В фильме Кудзэ — Питт превратился в хакера, но связей с Мотоко не растерял.
Еще ведь был какой-то скандал, связанный со Скарлетт?
Многих возмутило, что на роль Мотоко Кусанаги была приглашена актриса с европейской внешностью, но в фильме героиню вообще зовут Мира Киллиан. «Ничего не имею против Скарлетт Йоханссон. На самом деле я ее фанатка. Но я решительно против отбеливания этой типично азиатской роли», — написала у себя в твиттере актриса Вэнь Минна, известная по роли в сериале «Агенты Щ.И.Т.а». «Нынешний кастинг — это не только отказ от азиатских лиц, это увод всей истории от ее главных тем», — заявил художник комиксов Джон Цуэй.
В ответ на это продюсер фильма Стивен Пол в интервью BuzzFeed сказал, что видит мир «Призрака» национально разнообразным, отсюда такой интернациональный кастинг. В защиту Скарлетт надо также заметить, что в аниме существует давняя традиция рисовать персонажей, внешне непохожих на азиатов.
Как это смотреть, если не фанат?
Обзор фильма «Призрак в доспехах»
Не часто ремейки превосходят оригинал, далеко не все даже приближаются к величию первоисточника. Фильм «Призрак в доспехах» очень пытается достичь высокой планки, но у него, увы, получается это лишь частично.
Недалекое будущее. Человечеству открылись невероятные технологии, позволяющие модифицировать тело и создавать умных роботов, которые почти не отличаются от людей. Одним из таких является главная героиня Мотоко Кусанаги. Ну, или почти. Она попала в страшную катастрофу, ее тело спасти не удалось – только мозг, который был перенесен в технологическую оболочку организацией «Ханка Роботикс» (Hanka Robotics), и теперь цель ее существования – бороться с преступностью в Девятом отделе.
Однако спустя какое-то время у Мотоко начинают происходить сбои, а в памяти всплывать воспоминания о прошлой жизни. Она начинает задумываться о том, кто она такая и может ли робот быть человеком. Больше вопросов у нее возникает после глубокого погружения в гейшу-боту, которую перепрограммировал хакер церебральным взломом. Вместе с вопросами у Майора появляется новая задача – найти кибертеррориста, который преследует свои высшие мотивы.
Приятно видеть знакомые кадры в обновленном виде.
Новая экранизация легендарной манги поначалу в точности повторяет сюжет экранизации 1995 года, за исключением мелких деталей. Например, у Бато, напарника Майора, изначально не механические глаза – авторы решили показать, как он их лишился. Некоторые сцены перенесены прямиком из аниме, но начиная с середины повествование расходится. И это не идет в плюс ленте.
Самой большой корректировке подверглась сама Майор. В 2017 году из сильной и интересной героини сделали вспыльчивую девочку-нытика. В ремейке в центре сюжета по-прежнему стоит внутренние переживания Мотоко, но их куда лучше показали в первоисточнике. Скарлет Йохносон, к слову, внешне отлично подходит на эту роль, однако передать ту внутреннюю грусть и конфликт с системой у нее в полной мере не получается.
Голой Йохносон, конечно, не показывают, но и так все выглядит хорошо.
Злодей, известный как Кукольник, выглядит в фильме совсем иначе и даже по-другому зовется – Кудзе (Kuze). Кто он такой и зачем совершает преступления, вы сможете понять в первом же диалоге с ним. Из него мог бы получится любопытный герой, но авторы не в полной мере его раскрыли. При этом Майкл Питт его хорошо сыграл, несмотря на то, что почти все тело персонажа роботизированное. Вдобавок к этому концовка и, в целом, история совершенно иная и она намекает на продолжение. Финал в духе современных тенденций с претензием на новую франшизу.
Вообще, почти все персонажи хорошо смотрятся в кадре. Актеры неплохо играют, но это не избавляет сценарий от не самых глубоких диалогов. Конечно, не все так печально, но разговоры тут больше походят на таковые из кинокомикса, хотя, возможно, именно подобный блокбастер и хотели сделать авторы.
Неоновые пейзажи футуристического Newport City захватывают дух.
А вот к чему придираться не хочется, так это к визуалу. У «Призрака в доспехах» очень сочная картинка, которая подчеркивает высокотехнологичность здешнего мира. Особенно удались улочки города, будь то центр мегаполис или трущобы. Визуальная составляющая оправдывает существование фильма. Под стать ему [изображению], стоит похвалить музыку. Хоть саундрек и не запоминается, смесь техно и японских мотивов отлично дополняет действо.
Порядок и с экшен-сценами. Массовость кино не позволила показать обилие крови, но драки от этого не стали менее зрелищными. Тем не менее дух от них, как в недавнем «Джоне Уике 2», не захватывает. Однако момент в ночном клубе, где персонажи общаются с помощью мыслесвязи, довольно интересно поставлена.
Радует, что создатели решили не покадрово воспроизвести оригинал, как это делает Disney со своей классикой. Но некоторые наверняка посчитают, что именно так следовало поступить. В целом, нельзя сказать, что изменения не вписываются в историю, однако все равно обидно, что приходится наблюдать общее упрощение повествования.
Главной заслугой оригинала является опередивший время сюжет, проблемы которого все еще актуальны: программируют ли организации наше восприятие действительности и что есть человек. У ремейка же не получается передать тот посыл и мысли в той же степени, но это не делает фильм плохим. Так как киберпанк редкий гость в наше время, то «Призрак в доспехах» достоин просмотра. Тем более там действительно есть на что посмотреть, но, к сожалению, не о чем подумать.
В каком порядке смотреть сериал «Призрак в доспехах»?
В Призрак в доспехах Сериал состоит из нескольких фильмов и мультсериалов.
Для тех, кто совершенно не знаком с сериалом, в каком порядке их следует смотреть? (А фильмы вообще важны для мультсериала?)
«Призрак в доспехах / 2.0» и «Невинность» происходят в одной вселенной, и я бы порекомендовал сначала посмотреть их, так как у них самая сильная история и производственная ценность.
У SAC-сериала есть своя отдельная вселенная, и это скорее криминальный сериал, где фильмы более философские.
Сериал Arise OVA также полностью отделен как от фильмов, так и от сериалов, но в некоторой степени служит духовным приквелом к обоим.
На самом деле есть две совершенно разные непрерывности, которые не совсем совместимы друг с другом, учитывая то, что происходит с Major.
Призрак в доспехах и Призрак в доспехах: Невинность находятся в отдельной непрерывности. Если вам больше нравятся фильмы, посмотрите сначала эти два.
Встать это приквел ко всему вышеперечисленному. Это не совсем соответствует ни существующей преемственности. Это похожий набор тем, но рассказанный в большей степени в стиле мини-сериала, который не поддерживает статус-кво между эпизодами. Посмотрите сначала, если вам больше нравятся готовые к выпивке потоковые шоу.
Лично я считаю, что следующая хронологическая шкала времени лучше всего подходит для сюжетных целей и сюжетных линий персонажей, но только если вы проигнорируете несколько конкретных моментов, таких как даты, указанные в фильмах.
Для меня это имеет смысл как:
Да, они находятся в 3 отдельных непрерывностях, но в основном они могут работать таким образом.
Хронологический порядок в данном случае идеален. «Призрак в доспехах» (фильм, 1995) познакомит вас с миром киберпанка Масамунэ Широ и режиссером Мамору Осии. Innocence (2004) актуализирует содержание 1995 года с тем же режиссером, а затем SAC (2005) глубоко разработает отдельные релевантные социальные и политические аспекты (например, эпизод «Автоматизированный капитализм»), описывая яркий мир, который вы можете лишь частично понять, не просматривая предыдущие работы.
Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (2004)
С 30 марта в российском прокате стартовала кинолента Руперта Сандерса (Rupert Sanders) «Призрак в доспехах» со Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson) в главной роли. Это ремейк анимационного фильма 1995-го года, который подал киберпанк под японским соусом, заодно превратив режиссёра Мамору Осии (Mamoru Oshii) в рок-звезду. Конечно, голливудская адаптация не претендует на лавры оригинала, а, скорее, использует их по полной. Так что перед походом в кинотеатр нелишне разобраться, почему за более чем двадцать лет Ghost in the Shell не только не забыли, но и продолжают обсуждать, цитировать, использовать как источник вдохновения и качать с трекеров.
Код под ногами майора
Если вы не особо котируете аниме, но всё же решили с ним познакомиться, отправной точкой почти наверняка станет фильм «Призрак в доспехах», или, для лучшего понимания, «Дух в оболочке». Это классический киберпанк, где царит низкий уровень жизни при высоких технологиях, — именно таким видели жанр его апостолы, Уильям Гибсон (William Gibson) и Брюс Стерлинг (Bruce Sterling), которых Осии цитирует, не стесняясь.
Антураж и впрямь будто списан с «Нейроманта»: 2029-й год, миром управляют корпорации, а самый ходовой товар — данные, циркулирующие по Сети. Чтобы быстро их обрабатывать и хоть как-то обживаться в новой реальности, люди внедряют себе импланты — от простеньких усилителей мозга до полной пересборки тела. В таких условиях чертовски сложно понять, человек перед тобой или машина, поэтому для отделения агнцев от козлищ ввели понятие «призрака» — суммы опыта разумного существа. Ведь даже в механическом теле личность может считаться живой, если она сформирована естественным путём, а не программистами. Причём система построена таким образом, чтобы у отдельных граждан не осталось ничего, кроме этой самой души. Следите за руками: поступаешь на работу в корпорацию, где тебе для пущей эффективности выдают киберпротезы, но когда выходишь на пенсию — будь любезен, возвращай корпоративную собственность взад.
Примерно на таких условиях и служат бойцы Девятого отдела МВД Японии: майор Мотоко Кусанаги, ветеран Третьей мировой Бато, хакер-дзюдоист Исикава и Тогуса — единственный в этой ватаге человек из плоти и крови, ведущий вне заданий жизнь семьянина. Место действия — мегаполис Ньюпорт-Сити, островок цивилизации посреди разрушенного войной мира. Именно здесь проявилась изнанка повальной моды на импланты. Раз уж душу можно копировать и записывать на электронные носители, то и её взлом не представляет особых трудностей. Хакеры будущего подтасовывают воспоминания своих жертв, выуживают государственные тайны из чиновников, заставляют людей сходить с ума, а роботов — устраивать локальные бунты в духе «Терминатора».
Наиболее опасный из киберзлодеев Ньюпорта — некто по прозвищу Кукловод, разобраться с которым и поручают спецотряду. Но не тут-то было: преступник оказывается не человеком, а искусственным интеллектом, выросшим из шпионской программы «Проект 2501». И всё, что им движет, — желание жить, а ещё, как ни странно, размножаться. Охота на Кукловода сеет сомнение в Кусанаги: оригинал ли душа героини или всё же копия, можно ли назвать её настоящим человеком и по правильную ли она сторону баррикад? «Призрак в доспехах» выдаёт сцены одна другой краше — здесь есть и погони, и перестрелки, и кунг-фу. Но визитными карточками фильма служат всего три момента — это сборка киборга, «прыжок веры» Мотоко Кусанаги и её битва с танком в музее. Самый продолжительный из них длится от силы несколько минут, но, чтобы наполнить эти мгновения красотой, авторы потратили немало сил.
Нельзя просто взять и сделать шедевр
Оригинальный фильм основан на манге 1989-го года, которую нарисовал Масамунэ Сиро (Masamune Shirow), — если перевести её название с японского, получим «Мобильная группа бронированной полиции». Заголовок же для английского издания, Ghost in the Shell, предложил сам автор — мол, так западной публике понятнее, пускай это и привело у нас к совсем уж абстрактному «Призраку в доспехах». Как бы там ни было, среди японцев, попавших под обаяние манги, оказался Мамору Осии, режиссёр, писатель и философ. «Раньше считалось, что человечество меняется под воздействием идеологии, религии, — делится мыслями Осии в интервью, — но это не так. Я думаю, что в действительности людей меняют технологии, а для современной Японии такой подход весьма актуален. Пока другие японцы увлекались туризмом и рыбалкой, я одним из первых купил себе компьютер».
Мамору вырос на европейском кинематографе Феллини (Federico Fellini), Бергмана (Ingmar Bergman) и Андрея Тарковского. Поэтому, окончив университет в Токио, связал свою жизнь с фильмами — устроился в Tatsunoko Productions, где работал художником раскадровки. Едва он набил руку, как глава студии «Пьеро» Хисаюки Ториуми (Hisayuki Toriumi) пригласил Осии к себе. А через пять лет, в 1985-м, будущий режиссёр «Призрака в доспехах» опять сменил место работы и пополнил ряды коллектива Deen, где создал первый фильм, принёсший ему известность, — «Яйцо ангела». С конца 80-х о творчестве Осии узнали зрители за пределами Японии, режиссёр получил творческий карт-бланш от издателей и пригласил к сотрудничеству друзей — так сложился триумвират из самого Мамору, композитора Кендзи Каваи (Kenji Kawai) и сценариста Кадзунори Ито (Kazunori Ito). Благодаря этим «трём мушкетёрам» Ghost in the Shell и появился в том виде, в каком мы его знаем.
«Снимать ли в Японии кино с живыми актёрами, рисовать ли аниме — это вопрос бюджета. Первое, как правило, обходится дешевле второго. Поэтому, если у меня хватает денег, я делаю анимационный фильм», — признаётся Осии. Что ж, после успеха телесериала и полнометражной дилогии «Полиция будущего» средств у режиссёра хватало. Производство фильма обошлось в сумму около пяти миллионов долларов. Но не спешите с выводами: для сравнения — гонорар одной только Скарлетт Йоханссон в современном ремейке составляет вдвое больше.
В специалистах, желающих поработать с Мамору Осии, тоже не было недостатка: в качестве производственной базы режиссёр решил использовать студию Production I.G, где в середине 90-х стояло самое современное оборудование. Была и другая причина выбора формата, субъективная: «Интуиция подсказала мне, что эта история о будущем несёт в себе предупреждение нынешнему миру. Существует не так уж много голливудских фильмов, раскрывающих тему влияния и силы компьютеров, и я решил, что анимация справится с этим лучше».
Однако Осии не был бы собой, если бы следовал первоисточнику дословно. Прежде всего, он выбросил из манги Масамунэ Сиро весь юмор, совместно с дизайнером персонажей Хироюки Окиурой (Hiroyuki Okiura) состарил оболочку героини на несколько лет, а для пущего сгущения красок создал мрачные, но перегруженные образами декорации. Вроде тех, что использовал в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотт (Ridley Scott). Источником вдохновения послужил Гонконг: «Поскольку информационная сеть невидима, я задумался над тем, как можно было бы представить её визуально. Когда вы думаете о Гонконге, вы представляете город информации — бессчётное количество вывесок, какофония голосов. И едва я посетил его, сразу пришёл к выводу, что он даёт идеальный сеттинг для раскрытия как самой истории, так и времени, когда она разворачивается». Напоминание о мегаполисе-прообразе в фильме — пиво «Сан Мигель», которое пользуется спросом в реальном Гонконге и которое потягивают Бато с Кусанаги на палубе катера.
Фоны для сцен аниме были изготовлены вручную, при помощи темперы, нанесённой на влажную бумагу. Но подвижные, вращающиеся декорации пришлось проектировать в виде 3D-моделей и совмещать их с рисованным изображением. Такова особенность «Призрака в доспехах»: компьютерная графика совмещена здесь с кадрами ручной выделки, причём настолько элегантно, что в некоторых эпизодах сложно отличить одно от другого. Если, например, с кибернетическими интерфейсами всё ясно, то эффект термооптического камуфляжа Кусанаги или следы от попадания пуль уже вызывают вопросы: как им это удалось в 1995-м году?
Ответ прост: при работе над фильмом сотрудники Production I.G применили новшество того времени — «цифровую анимацию», или DGA. Кроме передачи трёхмерных объектов, она помогла создать модель освещения сродни тем, что используются сегодня в играх. Но несмотря на техническую продвинутость «Призрака в доспехах», эффекты не мешают воспринимать его как рукотворное произведение. Даже форма здесь работает на философию, ведь баланс машинного и живого в фильме выверен по-медицински точно и действительно уникален. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на цифровой ремейк — Ghost in the Shell 2.0, выпущенный в 2008-м году. В нём авторы изменили звук и нагромоздили 3D-эффектов, но в результате разрушили обаяние оригинала.
Актёр Акио Оцука, подаривший голос киборгу Бато, перед премьерой «Призрака в доспехах» предложил зрителю свой взгляд на произведение Осии: «Это не тот тип фильма, который можно смотреть, размышляя над историей или сеттингом, — так вы не получите удовольствия. Вместо концентрации на отдельных аспектах лучше просто расслабиться и смотреть своим сердцем». Конечно, Production I.G выдала яркое шоу, иначе братья/сёстры Вачовски (Wachowski) не цитировали бы его кадр к кадру в «Матрице» — точно таком же технологическом прорыве конца 90-х. Но отметает ли такая точка зрения замысел автора? Поговорили о красоте — теперь о смысле.
В здоровом теле — здоровый дух
Пусть никого не обманывают голубые глаза Мотоко Кусанаги — в отличие от многих фильмов жанра аниме, Ghost in the Shell отнюдь не легкомысленное зрелище. Авторы подняли две темы, не теряющие актуальности как в контексте киберпанка, так и в общечеловеческом смысле, — связь души с телом и эволюция. И обе раскрыты настолько хорошо, насколько это вообще можно сделать за 82 минуты.
Первая вращается вокруг афоризма Рене Декарта (Rene Descartes): «Мыслю — следовательно, существую». Философ XVII века видел различие между телом как физической вещью и душой — нематериальной субстанцией. Чтобы заявить о своём существовании, достаточно обладать последней, а тело — всего-то придаток. Это здорово ложится на сценарий «Призрака в доспехах», где персонажи напрямую сравнивают код ДНК и машинный код в компьютерах. Во вселенной фильма точно такой же душой выступает осознающая себя программа: и Мотоко Кусанаги, и Кукловод понимают, что они — уникальные личности, но при этом оба задаются вопросом: живут ли они по-настоящему? И что им нужно для реальной жизни?
Да то же самое, что и любому биологическому виду на Земле, — эволюция. Вспомните слова Осии о том, что «человечество меняет не религия, а технология», и добавьте к ним сцену в музее, где танк показательно расстреливает генеалогическое древо homo sapiens. Даёшь, дескать, трансгуманизм и дальнейшее развитие нашего вида кустарным методом. Не зря один из символов, пронизывающих фильм, — мутное отражение, символ несовершенства. Именно о нём говорит таинственный голос, сбивающий с толку Бато и Кусанаги, пока те катаются на катере. Конечно, это библейская цитата, смысл которой сводится к тому, что чем совершеннее человек, тем яснее он видит Бога, но что такое Бог в Ньюпорте? И пожалуйста: под занавес гибрид двух духов совершенно отчётливо видит своё отражение в зеркале.
Мы никого не обманем, насчитав у Мамору Осии вагон с тележкой подобных приёмов. Режиссёра не раз укоряли за то, что он поступился экшеном в угоду смыслам, поэтому его произведение и состоит на три четверти из неприятного широкой публике артхауса. Голливуд действует иначе, так что ждать от «Призрака в доспехах» со Скарлетт Йоханссон той же вдумчивости не стоит. Но что наверняка не будет лишним — ещё разок просмотреть оригинал перед покупкой билета в кино. Надеемся, наш материал тоже поможет создать правильное настроение.