как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить

Что делать, если работник на прежнем месте работы не подал в срок заявление о выборе формата трудовой книжки?

как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Смотреть фото как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Смотреть картинку как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Картинка про как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Фото как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить
Goodluz / Depositphotos.com

В Минтруд России поступил вопрос о том, должен ли новый работодатель продолжить ведение бумажной трудовой книжки работника, если работник в установленный срок не подал заявление о выборе бумажной или электронной трудовой книжки (т. е. «промолчал») (Письмо Минтруда России от 12 февраля 2021 г. № 14-2/ООГ-1202).

Специалисты Роструда поясняли ранее, что в таких ситуациях новым работодателям надо продолжать вести бумажные трудовые книжки. Аналогичный вывод можно сделать и из нового письма Минтруда.

Также чиновники привели нормы ч. 2 ст. 2 Закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ (о том, что каждый работник по 31 декабря 2020 г. включительно подает заявление о выборе формата трудовой книжки), ч. 6 ст. 2 Закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ (в которой упоминаются лишь лица, не имевшие возможности в установленный срок подать работодателю заявление) и обратили внимание на то, что за ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить установленные виды дисциплинарных взысканий. Однако соответствие данной точки зрения закону вызывает сомнения.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.

Напомним, согласно ст. 192 Трудового кодекса за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание. В п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 разъяснено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей может заключаться в нарушении требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п. Тем не менее в п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ говорится не об обязанности, а о праве работника путем подачи письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения бумажной трудовой книжки или о новом формате ведения трудовой – электронном. В ч. 2 ст. 2 Закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ, согласно которой каждый работник по 31 декабря 2020 г. включительно подает работодателю письменное заявление о о выборе бумажной или электронной трудовой книжки, слова «обязан» или «должен» не используются. Кроме того, здесь же приводится ситуация, когда работник не подает работодателю ни одного из указанных заявлений: в этом случае работодатель продолжает вести бумажную трудовую книжку. На наш взгляд, из приведенных норм следует, что неподача работником заявления о выборе формата трудовой книжки не может являться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Также обратим внимание на то, что вопрос, поступивший специалистам Минтруда, возник не у прежнего работодателя, которому работник своевременно не подал заявление о выборе формата трудовой книжки, а у нового. Привлечение работника к дисциплинарной ответственности за неисполнение трудовой обязанности в период работы у предыдущего работодателя не представляется возможным.

Источник

Как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить

Дата публикации 18.11.2020

Сотрудник принят на работу в ноябре 2020 года. Как узнать, подавал ли он заявление о выборе способа ведения трудовой книжки? Нужно ли уведомлять его о праве выбора способа ведения трудовой книжки и требовать от него такое заявление до конца года?

Если при устройстве на работу сотрудник вместо трудовой книжки предоставил работодателю сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р, которая была выдана ему прежним работодателем, делать ничего не нужно. Тот факт, что он уже не использует бумажную трудовую книжку, говорит о том, что ранее он отказался от ее ведения (ст. 65 ТК РФ). Соответственно, уведомлять его о такой возможности и просить подать соответствующее заявление не нужно.

Если при трудоустройстве работник принес бумажную трудовую книжку, необходимо посмотреть дату его увольнения. Работодатели должны были уведомить всех работников о праве выбора способа ведения трудовой книжки до 31.10.2020 включительно (п. 2 постановления Правительства РФ от 19.06.2020 № 887). Если работник был уволен после этой даты, прежний работодатель должен был уведомить его о праве выбора способа ведения трудовой книжки. Следовательно, уведомлять его не нужно. В этом случае следует только уточнить у работника, подавал он заявление о выборе способа ведения трудовой книжки или еще нет.

Если при приеме на работу работник принес бумажную трудовую книжку с датой увольнения до 31.10.2020, целесообразно уведомить его о возможности выбора способа ведения трудовой книжки, несмотря на то что срок обязательного уведомления истек.

Напоминаем, что работники вправе обратиться к работодателю с заявлением о выборе способа ведения трудовой книжки до 31.12.2020. Работник имеет право, но не обязан подавать такое заявление, поэтому требовать работодатель не вправе. Если до 31.12.2020 работник не подал заявление, работодатель должен, как и прежде, вести его трудовую на бумаге и передавать в ПФР сведения о трудовой деятельности (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ, далее – Закон № 439-ФЗ).

После 01.01.2021 право на ведение бумажной трудовой книжки гарантируется тем работникам, которые подали соответствующее заявление до 31.12.2020 (п. 4 ст. 2 Закона № 439-ФЗ). В будущем такие работники смогут перейти на электронную трудовую книжку, подав работодателю соответствующее заявление (п. 5 ст. 2 Закона № 439-ФЗ).

Выбрать способ ведения трудовой книжки после 01.01.2021 смогут также работники, которые не смогли сделать это до 31.12.2020 по объективным причинам, а именно (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ):

Это правило не распространяется на работников, которые состояли в трудовых отношениях, но так и не подали заявление до 31.12.2020.

Источник

Переход на электронные трудовые книжки: что делать работникам и работодателям

как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Смотреть фото как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Смотреть картинку как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Картинка про как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Фото как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить

Приближается срок перехода работников на электронные трудовые книжки. В связи с этим и у работодателей, и у работников возникает множество вопросов, связанных с таким переходом. В этой статье мы постарались ответить на наиболее частые вопросы, касающиеся электронных трудовых книжек.

Когда сотрудники должны направить работодателю заявление о выборе варианта ведения трудовой книжки?

Письменное заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или о переходе на ее электронный формат сотрудники должны направить своему работодателю до 31 декабря 2020 года включительно (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

При этом работодатель должен письменно уведомить всех работников о переходе на электронные трудовые книжки, хотя законодательство прямо не устанавливает такого требования. Минтруд в письме от 12.08.2020 № 14-2/ООГ-12933 пояснил, что заявление о выбранном способе ведения трудовой книжки подается работником после выдачи работодателем соответствующего уведомления. Это позволит избежать возможных претензий к работодателю, как со стороны самих работников, так и со стороны проверяющих ГИТ.

Что грозит работодателю, если его сотрудники не подадут заявления о выборе варианта ведения трудовой книжки?

Подача сотрудниками письменного заявления о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или о переходе на ее электронный вариант носит добровольный характер. Работодатель не вправе заставить своих работников написать и представить такое заявление.

Законодательством не предусмотрено никакой ответственности для тех работодателей, чьи работники в течение 2020 года не подадут заявления о выборе варианта трудовой книжки.

Если работники не представят такого заявления, работодатель обязан дальше вести и хранить их бумажные трудовые книжки (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Когда нужно уведомить работников о переходе на электронную трудовую книжку?

как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Смотреть фото как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Смотреть картинку как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Картинка про как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Фото как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставитьВ соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ работодатели должны были проинформировать всех своих работников об изменениях в трудовом законодательстве и переходе на электронные трудовые книжки до 30 июня 2020 года.

Но из-за коронавируса и перехода отечественных компаний на удаленный режим работы, уведомление сотрудников о переходе на электронные трудовые книжки было перенесено на более поздний срок (постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 887).

По новым правилам работодатели должны уведомить сотрудников о праве выбрать форму ведения трудовой книжки до 31 октября 2020 года включительно.

Что будет работодателю, который не уведомит работников о переходе на электронные трудовые книжки?

Отдельного штрафа для работодателей, не уведомивших работников о переходе на электронные трудовые книжки, законодательство не предусматривает. Однако отсутствие письменного уведомления может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и трудовых прав сотрудников.

Должен ли работодатель в 2020 году оформлять своим сотрудникам бумажные трудовые книжки?

Да, должен. Работодатель ведет бумажные трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Работодатели заводят бумажные трудовые книжки на всех сотрудников, которые трудоустраиваются впервые.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, работодатель также обязан по письменному заявлению этого лица оформить новую бумажную трудовую книжку (ст. 65 ТК РФ).

Исключение из этого правила составляют работодатели-физлица, не являющиеся ИП. Такие работодатели не имеют права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые (ст. 309 ТК РФ).

Какие неблагоприятные последствия ожидают сотрудников, которые не заявят о выборе варианта ведения трудовой книжки?

Работникам, которые до конца 2020 года не заявят о выборе формы трудовой книжки, работодатели продолжат вести бумажные трудовые книжки наряду с подачей в ПФР сведений по форме СЗВ-ТД. Но это касается только тех работодателей, с которыми сотрудники состояли в трудовых отношениях в период 2020 года.

При трудоустройстве к новому работодателю после 31 декабря 2020 года сотрудники, не подавшие соответствующего заявления, не смогут рассчитывать на сохранение бумажной трудовой книжки. Сведения об их трудовой деятельности будут вестись новыми работодателями уже в электронной форме (письмо Минтруда от 10.02.2020 № 14-2/В-136).

Когда прекращается обязанность работодателей по оформлению и ведению бумажных трудовых книжек?

Соответствующая обязанность прекращается после подачи работником заявления о переходе на электронную трудовую книжку. В этих случаях работодатель выдает бумажную трудовую книжку на руки сотруднику и в дальнейшем освобождается от ответственности за ее ведение и хранение.

Кроме того, в отношении сотрудников, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, будут вестись исключительно электронные трудовые книжки. Бумажные трудовые книжки на них оформлять уже не будут, причем независимо от желания самих работников (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Может ли работодатель самостоятельно перевести на электронную книжку сотрудника, который не определился с вариантом ее ведения?

Нет, не может. Заявление о выборе варианта ведения трудовой книжки должно быть подано сотрудником до 31 декабря 2020 года. Если сотрудник до указанного срока так и не подаст работодателю соответствующего заявления, работодатель обязан будет продолжить ведение его бумажной трудовой книжки (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Самостоятельно решить за работника, как именно вести его трудовую книжку, работодатель не может.

В каком порядке осуществляется перевод работников на электронные трудовые книжки?

Порядок перевода работников на электронные трудовые книжки Минтруд разъяснил в письме от 12.08.2020 № 14-2/ООГ-12933. Для начала работодатель обязан письменно уведомить всех своих сотрудников об изменениях в ТК РФ и о возможном переходе на электронную трудовую книжку. Сделать это нужно до 31 октября 2020 года.

Если работник заявит о переходе на электронную книжку, работодатель обязан в тот же день выдать ему на руки бумажную трудовую книжку. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ. То есть о переходе сотрудника на электронный формат трудовой книжки.

Далее информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, которые работодатель направляет в ПФР по форме СЗВ-ТД. Срок подачи в ПФР данной отчетности – не позднее 15 числа месяца, который идет за месяцем подачи работником заявления о переходе на электронную трудовую книжку.

Как работники в случае перехода на электронные трудовые книжки смогут получить информацию о своей трудовой деятельности?

Сведения о трудовой деятельности в этом случае предоставляет работодатель. Для этого работодателями используется специальная форма СТД-Р, утвержденная приказом Минтруда от 20.01.2020 № 23н. В ней отражаются, в том числе, сведения о месте работы, переводах и об увольнении с указанием основания и причины прекращения трудового договора.

Данные сведения предоставляются работодателем по письменному заявлению работника, в котором указывается необходимая форма предоставления сведений (на бумаге или в электронном виде).

Может ли работник, не заявивший о переходе на электронную трудовую книжку, получить сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р?

как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Смотреть фото как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Смотреть картинку как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Картинка про как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставить. Фото как скоро сотрудник должен определить какую трудовую книжку он хочет оставитьРаботодатель формирует информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже в электронном виде на каждого работника. В том числе и на тех, кто не подавал никакого заявления о выборе варианта ведения трудовой книжки или же и вовсе отказался от перехода на электронную книжку (ст. 66.1 ТК РФ).

При этом ТК РФ не обязывает работодателя предоставлять сотруднику СТД-Р в случаях, если он не подавал заявления о переходе на электронную трудовую книжку. То есть работодатель может отказать сотруднику, на которого ведется бумажная трудовая книжка, в выдаче этой справки. Нарушением трудовых прав сотрудника это считаться не будет.

В то же самое время работник может получить сведения о трудовой деятельности в МФЦ, ПФР или через сайт Госуслуг (письмо Минтруда от 16.06.2020 № 14-2/ООГ-8465).

Вправе ли работник, выбравший электронный вариант ведения трудовой книжки, вернуться к бумажной книжке?

Нет, не вправе. Работнику, подавшему письменное заявление о переходе на электронную книжку, работодатель выдает бумажную трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о переходе на электронную трудовую книжку (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Бумажную трудовую книжку работодатель перестает вести. Причем это касается как действующих, так и будущих работодателей сотрудника. Законодательство не предусматривает возможности возврата к бумажному варианту ведения трудовой книжки (письмо Минтруда от 03.07.2020 № 14-2/ООГ-10180).

Вправе ли работник в 2021 году изменить форму ведения трудовой книжки и перейти на ее электронный вариант?

Да, законодательство предусматривает такую возможность. Если работник в 2020 году заявил о продолжении ведения бумажной трудовой книжки, то он имеет право затем передумать и подать работодателю письменное заявление о переходе на электронную трудовую книжку (ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ). Сделать это можно в любое время.

Отказаться от бумажной книжки работник будет вправе как в 2021 году, так и в последующие периоды.

Может ли новый работодатель отказать в ведении бумажной трудовой книжки?

Если работник изъявил желание продолжить ведение трудовой книжки на бумажном носителе, то данное право работника должно соблюдаться всеми без исключения работодателями. За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

Соответственно, новый работодатель не вправе отказать сотруднику в реализации этого права.

Когда работникам, перешедшим на электронные трудовые книжки, необходимо выдать на руки бумажные книжки?

Работнику, подавшему письменное заявление о переходе на электронную трудовую книжку, работодатель обязан выдать бумажную трудовую книжку на руки (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).

В то же самое время законодательство не оговаривает точный момент, когда работодатель обязан передать сотруднику бумажную трудовую книжку.

Минтруд в письме от 13.03.2020 № 14-2/В-260 сообщил, что трудовую книжку работнику, перешедшему на электронную книжку, необходимо выдать на руки в срок не позднее 3 рабочих дней после получения от работника соответствующего заявления. Однако позднее Минтруд пересмотрел свою позицию, заявив, что бумажную трудовую книжку нужно выдать сотруднику в день подачи им заявления о переходе на электронную книжку (письмо от 12.08.2020№ 14-2/ООГ-12933).

Источник

Как перейти на электронные трудовые книжки

Рассказать сотрудникам и не получить штраф от Роструда

В 2020 году в России начался переход к электронным трудовым книжкам.

С 2020 года сведения о том, что человека приняли на работу, повысили или уволили, передаются в Пенсионный фонд РФ в электронной форме. Переход с обычных трудовых книжек на электронные продолжается и в 2021 году.

Рассказываем, как это происходит.

Что такое электронная трудовая книжка

Специального термина «электронная трудовая книжка» в законодательстве нет. Так называют новый способ хранения сведений о том, где и кем работают люди. Раньше трудовой книжкой называли бумажную книжечку серо-зеленого цвета, в которую работодатели записывают, когда приняли кого-то на работу, перевели на другую должность или уволили. Теперь работодатели передают все это в ПФР в электронном виде, а бумажные трудовые в некоторых случаях могут не вести.

Какого-то отдельного документа вроде оцифрованной трудовой, где бы хранились все сведения о работе человека, нет. Есть база данных, из которой можно сформировать выписку на конкретного человека. Это и называют электронной трудовой книжкой.

Новый порядок действует с января 2020 года. Теперь каждый сотрудник может отказаться от бумажной трудовой, так как все сведения о его работе государство хранит в электронном виде. С 1 января 2021 года тем, кто впервые устроится на работу, трудовые в виде серо-зеленой книжки вообще не заводят.

ФЗ 439-ФЗ от 16.12.2019 — как формируются сведения о работе в электронном виде

В чем польза для работодателя. Работодателям проще вести учет в электронном виде, вносить исправления и заверять копии, чем заполнять бумажные книжки. С цифровыми трудовыми книжками можно не переживать, что они потеряются или испортятся, а Роструд во время проверки решит, что они неправильно оформлены или не так хранятся.

В чем польза для работников. Работающий или когда-то работавший человек сможет в любой момент заказать сведения о своей работе в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда РФ или на портале госуслуг. Если работодатель исчезнет вместе с трудовыми, сведения о работе все равно можно будет подтвердить.

Что нужно делать работодателям

С переходом на электронные трудовые книжки у компаний появилась обязанность отправлять в ПФР отчет по новой форме, если приняли кого-то на работу, уволили, перевели на другую должность или получили от сотрудника заявление о том, хочет ли он сохранить бумажную трудовую книжку.

За не сданный вовремя отчет о трудовой деятельности или ошибки в отчете ПФР может выписать штраф от 300 до 500 Р директору или другому сотруднику компании, который обязан сдавать такие отчеты, или ограничиться предупреждением.

Что проверить в локальных актах

Локальные акты — это внутренние документы компании, которые регулируют ее работу вместе с трудовым кодексом. Они не могут ему противоречить, но могут детализировать. В зависимости от размера компании таких документов может быть больше или меньше. Обычно принимают правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие акты. У микропредприятий их может не быть вообще, закон это допускает.

Если есть отдельные положения о порядке приема сотрудников на работу, перевода на другую работу, увольнения, их тоже нужно проверить.

Вот что изменилось из-за перехода на электронные трудовые книжки:

В отдельном приказе можно определить сотрудника, ответственного за направление отчетов в ПФР. Это может быть сотрудник кадровой службы или бухгалтерии.

Курс о больших делах

Как сдавать отчет о трудовой деятельности сотрудников в ПФР

С 2020 года все работодатели сдают в пенсионный фонд новый вид отчетности — сведения о трудовой деятельности. Это основа для формирования электронных трудовых книжек. ПФР собирает все сведения о том, где, когда и кем работал сотрудник, в единую базу данных.

Отчет сдают по форме СЗВ-ТД. Он подается по всем сотрудникам, занятым по трудовым договорам, включая декретниц, иностранных граждан, тех, кто работает дистанционно и по совместительству, то есть сразу у нескольких работодателей. Если сотрудники работают по гражданско-правовым договорам, отчет СЗВ-ТД по ним подавать не нужно.

Сведения о трудовой деятельности включают:

Вот какие сведения о работе нужно включить в отчет:

Отчет подается в ПФР, если у сотрудника изменились какие-то сведения из перечисленных. Например, он устроился на работу или получил повышение. Если ничего не меняется, не нужно сдавать пустые отчеты или дублировать сведения из предыдущих.

Срок отправки отчета зависит от того, что произошло с сотрудником:

Форма для отчета утверждена ПФР, она едина для всех организаций и всех ИП с сотрудниками. Порядок подачи такой же, как и по обычной отчетности в ПФР: компании, в которых меньше 25 человек, могут сдавать отчет в бумажном или электронном виде, остальные сдают только в электронном.

Отчеты по форме СЗВ-ТД сдают только с 2020 года, для сведений о работе за прошлые годы предусмотрели вот такие правила:

Когда сотрудники должны подать заявления

Отказаться от бумажной трудовой книжки сотрудник может в любой момент, подав заявление. Сотрудники с опытом официальной работы, которые сейчас не работают по трудовой, могут сделать выбор, когда устроятся на работу. Люди, которые будут устраиваются на работу после 1 января 2021 года впервые, никаких заявлений вообще не подают. Работодатель по умолчанию заводит им электронную трудовую.

Если сотрудник решит оставить бумажную трудовую книжку, он имеет право передумать и перейти на электронную позже. Но если он откажется от бумажной трудовой, вернуться к ней не получится.

Что делать с сотрудниками, которые отказались от бумажных трудовых

Если сотрудник подает заявление об отказе от бумажной трудовой книжки, работодателю следует:

Выдать трудовую книжку сотруднику, который перешел на электронный формат, нужно в течение трех рабочих дней после того, как он подал заявление. Такой же срок установлен для выдачи сотрудникам документов, связанных с их работой. Если сотрудник согласен, трудовую можно отправить ему по почте заказным письмом.

Сотрудник забирает свою трудовую книжку домой и дальше может использовать ее, чтобы подтвердить сведения о работе до 2020 года. Трудовую книжку лучше не выбрасывать, не сжигать и не терять, на случай если у ПФР что-то куда-то пропадет.

Что делать с сотрудниками, которые сохранят бумажные трудовые

Трудовые книжки нужно продолжить вести и хранить, как обычно, в двух случаях:

Если сотрудник подал заявление до конца 2020 года, работодатель должен был сообщить об этом в ПФР в очередном отчете СЗВ-ТД.

Если до 31 декабря 2020 года сотрудник не сообщил о своем выборе, считается, что он не хочет ничего менять, — до тех пор, пока сам не передумает. Для таких нужно продолжить вести трудовые книжки. В ПФР дополнительно ничего сообщать не нужно.

Вот что еще должен делать работодатель:

Если сотрудник передумает, он сможет написать заявление об отказе от трудовой книжки в любой момент и забрать ее себе.

Кому оформлять трудовую книжку при приеме на работу

Если человек впервые устраивается на работу в 2021 году, бумажную трудовую заводить не нужно. Если опыт работы у нового сотрудника уже есть, работодатель должен проверить по записям в СТД-Р или в бумажной трудовой, что он решил насчет трудовой книжки. Если он от нее отказался, заводить новую или продолжать старую не придется. Если же он сохранил трудовую книжку, работодатель продолжает ее вести.

Подать заявление о переходе на электронную трудовую можно только работодателю, а перед этим трудовые отношения следует правильно оформить. Не исключено, что этот порядок упростят или у Роструда будет какой-то другой взгляд на эту проблему. Расскажем об этом, когда появится практика.

Как проверить, что выбрал сотрудник. Новый сотрудник может не помнить, подавал он прежнему работодателю какое-то заявление или нет. Если у него нет трудовой книжки, по записи в которой это можно определить, попросите его при приеме на работу представить сведения о своей трудовой деятельности.

В справке с такими сведениями есть специальная отметка о том, что сотрудник решил насчет бумажной трудовой и когда подал заявление. Получить такую справку человек может в ПФР или у бывшего работодателя. Новый работодатель не может сам запросить ее в ПФР, это персональные данные человека, они под защитой.

Как сделать выписку из электронной трудовой

Электронная трудовая книжка — это не какой-то отдельный документ, а совокупность записей в базе данных со сведениями о работе того или иного человека. Выписку из этой базы данных могут выдать работодатель или ПФР.

Работодатели включают в выписку сведения о работе человека в компании с момента трудоустройства и до обращения за выпиской, а в выписке из ПФР будут данные по всем работодателям, которые передали сведения, начиная с января 2020 года.

Скачать бланк справки СТД-РRTF, 114 КБ

Вот как выглядит выписка из электронной трудовой книжки:

Работодатели выдают выписки со сведениями о трудовой деятельности только тем сотрудникам, которые отказались от бумажных трудовых. Работодатель обязан выдать выписку в двух случаях:

В справке СТД-Р будут все сведения о работе у текущего работодателя:

В каком виде получать выписку, определяет сотрудник. Он имеет право попросить выдать ему выписку СТД-Р в электронном или бумажном виде. На то, чтобы ее выдать, у организации есть 3 рабочих дня.

Чтобы заверить электронную выписку, работодателю нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Если ее нет, нужно сообщить об этом сотруднику и предложить получить справку в бумажном виде или заказать в ПФР.

Бумажную выписку можно выдать на руки или отправить почтой по просьбе сотрудника. Это актуально для дистанционной работы, сотрудников в декрете и на больничном. В заявлении о выдаче справки нужно указать, в каком виде ее выдавать и куда высылать.

Как получить выписку в пенсионном фонде

С 2020 года сведения о трудовой деятельности можно получить не только у работодателя, но и в ПФР или заказать на сайте госуслуг. Это особенно удобно, если человек давно не работает, а для каких-то пособий нужна выписка из трудовой.

Выписку из ПФР могут получить и те, кто отказался от трудовой книжки, и те, кто продолжает ее вести, — данные работодатели передают по всем сотрудникам.

Объем сведений в справке СТД-ПФР не ограничен периодом с 2020 года. Из информационных ресурсов пенсионного фонда должна подгружаться информация о трудовой деятельности работника до 31 декабря 2019 года. Однако в ней указывается только наименование работодателей и периоды работы у них.

Если нужно проверить, платил ли работодатель за сотрудника пенсионные взносы, нужно заказать извещение о состоянии лицевого счета в ПФР.

Как получить электронную выписку. ПФР может выдать выписку в электронном виде или в бумажном, если нужен документ со штампом:

Чтобы заказать электронную выписку, нужна регистрация на сайте госуслуг. Это бесплатно. На выписке будет стоять электронная подпись сотрудника ПФР — такая выписка равнозначна бумажной.

Чтобы получить выписку на сайте госуслуг, нужно заполнить и подать заявление. Для этого достаточно авторизоваться на портале, личные данные подтягиваются автоматически. Выписку высылают на почту, которая указана в личном кабинете портала госуслуг.

Чтобы получить выписку на сайте ПФР, достаточно зайти в личный кабинет, авторизоваться по данным от портала госуслуг и подать заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Выписка откроется прямо на экране, ее также можно скачать в виде PDF-файла.

Как получить бумажную выписку. Иногда выписку нужно принести и показать кому-то или приложить к пакету документов, тогда электронный вариант не подходит. Выписку в бумажном виде и с подписью уполномоченного лица можно получить в ближайшем отделении ПФР или МФЦ. Объем сведений в ней будет такой же, как и в выписке, заказанной на портале госуслуг или в личном кабинете ПФР.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *