как развивалась промышленность во второй половине xix в какие были достигнуты успехи

Развитие промышленности во второй половине XIX века

Динамика роста основных видов промышленной продукции в России в XIX в. Развитие металлообрабатывающей промышленности, железнодорожного и водного транспорта, морского судостроения. Влияние экономики на развитие культуры. Формы социальной борьбы в XIX в.

РубрикаИстория и исторические личности
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления23.03.2013
Размер файла37,4 K

как развивалась промышленность во второй половине xix в какие были достигнуты успехи. Смотреть фото как развивалась промышленность во второй половине xix в какие были достигнуты успехи. Смотреть картинку как развивалась промышленность во второй половине xix в какие были достигнуты успехи. Картинка про как развивалась промышленность во второй половине xix в какие были достигнуты успехи. Фото как развивалась промышленность во второй половине xix в какие были достигнуты успехи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Кафедра: Менеджмент гуманитарных наук

По дисциплине: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Тема: «Развитие промышленности во второй половине XIX века»

Борознова Любовь Владимировна

Батыршина Альфия Робертовна

Кандидат педагогических наук,

г. Набережные Челны

Развитие промышленности во второй половине XIX века

Влияние экономики на развитие культуры

Формы социальной борьбы в XVII веке

Список использованной литературы

Для того, чтобы лучше разобраться в выше перечисленных вопросах я буду опираться на работы следующих авторов: Мунчаева Ш.М., Устинова В.М Кузнецова И.Н. и многих других.

Актуальна ли эта тема в наше время? А разве может быть неактуальна тема, вплотную касающаяся истории нашей страны и нашего народа. Мне кажется, что люди, на любом этапе своего жизненного пути всегда должны ориентироваться на прошлое, настоящее и будущее, как ни банально это звучит. Человек, знающий свою историю, никогда не покажется глупым, бездарным, и самовлюбленным, о нем всегда будут говорить и, возможно, тайно восхищаться им.

социальная борьба культура промышленность

Развитие промышленности во второй половине XIX века

По темпам роста развитой промышленности Россия в прошлый век занимала первое место.

Несмотря на огромные успехи в развитии мануфактурного производства и торговли, достигнутые в XVIII в., довольно быстрый рост числа городов и увеличение количества их жителей, к началу XIX века Россия по-прежнему оставалась по преимуществу аграрной страной, основная масса населения которой проживала в деревне.

Самое широкое распространение получила домашняя промышленность; по всей стране крестьяне производили холсты и сермяжное сукно, веревки и канаты, обувь валяную и кожаную, разнообразную одежду и посуду, и многое другое. Через скупщиков эти изделия попадали на рынок. Постепенно крестьянская промышленность перерастает домашние рамки, превращается в мелкое товарное производство.

После реформы 1861 г. главной основой народнохозяйственного развития России стали технико-экономические преобразования в промышленности. Развернулась замена ручного мануфактурного производства, отмена крепостного права создала значительный резерв рабочей силы, необходимой для крупной машинной индустрии, и господствующий прежде принудительный труд стал быстро заменяться трудом вольнонаемным; было достигнуто значительное ускорение темпов роста, повышение производительности и увеличение объемов промышленного производства.

Вторым крупным показателем была обрабатывающая промышленность, изготовлявшая продукцию потребительского и производственного назначения. Основными ее участниками были текстильная, бумажная, фарфоровая, фаянсовая, стекольная и другие отрасли, производящие товары широкого потребления, а также металлообрабатывающая промышленность. В хлопчатобумажном производстве промышленный переворот начался еще в дореформенной период, и оно уже тогда выделялось по своему технико-экономическому уровню не только в текстильной, но и во всей промышленности. При этом из приведенной ниже таблицы довольно ясно видна та роль, которую начали играть новые промышленные районы в экономической жизни государства.

Динамика роста основных видов промышленной продукции

Выплавка чугу-на, млн. пудов

Производство сортового металла, млн. пудов

Добыча угля, млн. пудов

Добыча нефти, млн. пудов

Хлопчатобумажная промышленность, млн. пудов

Всего по Рос-сии (5 р-нов)

Всего по Рос-сии (6 р-нов)

Всего по Рос-сии (8 р-нов)

Всего по Рос-сии (2 р-она)

Машиностроение было в целом мало специализированной отраслью, но основную часть своих производственных мощностей оно отводило под транспортное машиностроение, достаточно обеспеченное сбытом и представлявшее предпринимателям наиболее перспективным. Значительное место занимало судостроение, главным образом в Петербурге и Прибалтике. Быстро продвигалось вперед с/х машиностроение, хотя оно было уделом сравнительно небольших, средних и мелких предприятий.

Добывающая промышленность составляла третью отраслевую группу нарождающейся индустрии. Главное место в ней принадлежало горно-металлургической промышленности. Сюда же входили лесная и деревообрабатывающая промышленность и производство строительных материалов, кирпичное и стекольное.

Круто вверх поднимается в эти годы топливная промышленность. Рост каменноугольной промышленности происходил преимущественно на экстенсивной основе, за счет увеличения числа шахт и количества занятых. Однако и на такой основе добыча угля примерно в два раза увеличилась за 90-е годы. Напротив, в нефтяной промышленности утвердившиеся в ней крупные компании продолжали внедрение новых технологий к рубежу века заняли первое место в мире по добыче нефти.

В промышленном подъеме 1890-х гг. наряду с тяжелой индустрией участвовала и легкая промышленность. Решающее значение для ее активной роли на этой фазе экономического цикла имели: ускорение роста машиностроения в целом и, в частности, подразделений, поставляющих технику и технологии в легкую промышленность; рост городского населения, все предметы потребления приобретающего на рынке; ширившийся процесс буржуазного преобразования деревни, смены натурального земледелия торговым. Увеличение в связи с этим роли денег в крестьянском хозяйстве и, соответственно, большего его обращения к потребительскому рынку.

До средины XIX века Россия не знала современных, цивилизованных средств сообщения. Перевозки товаров и людей производились в телегах и на санях, реже в колясках с рессорами. Неудобства, дороговизна и медлительность таких транспортировок не понуждали, однако, высшее руководство страны задумываться об их модернизации. Николай I вообще считал ж/д никому не нужными выдумками.

Отсутствие ж/д консервировало натуральный, застойный характер российской экономик, явилось одной из причин поражения страны в Крымской войне.

После отмены крепостного права российское правительство вступило на путь реформаторства ж/д политики. За несколько десятилетий, к концу века, Россия покрылась сетью скоростных ж/д, по протяженности опередив Великобританию, Францию, Германию, уступая лишь США. В основу ж/д политики первых пореформенных лет были положены два момента: во-первых, отдавалось предпочтение частному строительству, во-вторых, разрешалось участие в нем на равных основаниях российских и иностранных предпринимателей. То и другое было серьезными новшествами в государственной экономической политике: объявляется курс на создание многоукладной экономики и на превращение России в «открытую зону» европейского хозяйства.

Заинтересованное в быстрейшем обновлении транспортного хозяйства, государство не только предоставляло строившим дороги компаниям денежные субсидии, но и создавало систему так называемых ж/д гарантий, т.е. приняло на себя, обеспечив доходности частных ж/д линий и, соответственно, выплату причитавшихся держателям акций и облигаций годовых процентных доходов. К 1881г. общий капитал частных компаний, акционерный и облигационный, возрос до 20 с лишним млрд. руб. против (232млн. руб. в 1861г.) и 88% этой суммы составлял капитал «гарантированный», доходы по которому обеспечивались государством.

Государственная политика «поощрений» породила бурную ж/д «горячку», 1865-1875 гг. В результате была создана смешанная система ж/д, принадлежавших и частным акционерным компаниям и государству. Но преобладающее место в ней до начала 1880-х годов принадлежало частному сектору.

К концу 1870-х ж/д «горячка» пошла на убыль, замедлилось строительство, стала падать доходность акционерных предприятий. Причинами были: массовые случаи хищений и злоупотреблений, порожденные системой гарантий, возможностью быстро и легко наживать большие состояния; низкая техническая оснащенность строительства и в связи с этим низкая эффективность и дороговизна; острая и зачастую разорительная конкуренция между акционерными обществами и т.д.

Получило свое развитие и морское судостроение. Если в 1860 г. российский морской торговый флот насчитывал всего 51 паровое судно, то к 1895 г. их было уже 552. Кроме того, на небольших маршрутах, прежде всего внутренних, широко продолжали использоваться парусные суда, которых на 1898 г. насчитывалось 2294. Такое количество судов, и прежде всего паровых, не отвечало потребностям страны и большая часть грузов перевозилась на иностранных судах, что конечно же не обогащало казну империи.

Соответственно возрастал и объем перевозок по воде. За последнюю четверть XIX в. он увеличился в 2 раза и к концу века на водный транспорт приходилось примерно 30% всего объема грузового движения внутри страны.

Ж/д строительство имело большое народнохозяйственное значение. Ж/д втянули в рыночные товарные связи многие отдаленные земледельческие районы и ускорили торгового земледелия, связали промышленные центры с источниками сырья и избыточной рабочей силы, выступили крупнейшими потребителями продукции металлургической, топливной, машиностроительной промышленности, способствовали формированию рынков труда, товаров и капитал.

Подводя итог этому разделу можно составить следующую таблицу:

Источник

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «Экономическое развитие во второй половине XIX в.» (ССУЗ)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ЛЕКЦИЯ № 14 § 60. Экономическое развитие во второй половине XIX в.

Зажиточные крестьяне вели хозяйство с целью получения прибыли. Они нередко выступали и как ростовщики для своих односельчан. И то и другое свидетельствовало о развитии капитализма в сельском хозяйстве.

Крестьянские хозяйства к концу XIX в. давали около половины товарного хлеба страны. Но в то же время более половины крестьянских дворов были бедны. Основными при- чинами бедности являлись малоземелье, тяжелые подати, в том числе выкупные платежи, и кабальная эксплуатация. Рост налогов увеличивал и без того огромные недоимки. Даже отмена подушной подати в 1887 г. и уменьшение поземельного налога в 1896 г. не улучшили положения основной массы крестьянства, так как одновременно увеличились земские и мирские сборы.

В ряде отраслей наряду с ручным применялся машинный труд. Например, в шахтах угольные пласты еще долго разрабатывались при помощи примитивных кайла и лопаты, а подъем и транспортировка угля осуществлялись паровыми двигателями.

К 80-м гг. XIX столетия в большинстве отраслей круп- ной промышленности промышленный переворот, начавшийся еще в 30 — 40-е гг. XIX в., был завершен.

Переход к фабрике способствовал ускорению промышленного развития. Темпы роста добывающей и тяжелой промышленности в 90-е гг. XIX в. были самыми высокими в мире. Добыча угля в 1867 —1897 гг. увеличилась в 25 раз. Добыча нефти в 1870 —1895 гг. возросла также в 25 раз. Быстро росла добыча угля в Донбассе, железной руды — в Кривом Роге, нефти — в Баку. Донбасский уголь и криворожская руда стали базой стремительного развития металлургии юга России.

Помимо иностранных капиталов в российскую промышленность вкладывались и отечественные капиталы, причем они были намного значительнее иностранных. Ввоз иностранных капиталов способствовал росту российской промышленности, но имел и отрицательные последствия. Так, Франция, активно предоставлявшая займы русскому правительству, добилась ряда уступок в торговом договоре с Россией.

Через год после отмены крепостного права правительство было вынуждено приступить к проведению финансовых реформ, растянувшихся до конца XIX в. Уступая давлению общественности и международных финансовых организаций, оно стало публиковать государственный бюджет и отчеты государственного контроля. Форсированное развитие промышленности и реформирование финансов были связаны с деятельностью Н.Х. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте, последовательно сменявших друг друга на посту министра финансов.

В 1880 —1886 гг. Н.Х. Бунге расширил государственное железнодорожное строительство, начал выкуп частных железных дорог в казну, проводил государственное финансирование машиностроения и металлургии, добивался спасения от банкротства крупных предприятий и банков. Он был инициатором учреждения Крестьянского банка для помощи крестьянским хозяйствам.

И.А. Вышнеградский стал министром финансов в 1888 г. В этот период значительно снизились мировые цены на сельскохозяйственные продукты, к тому же начался застой в промышленности и торговле. Однако Государственный банк располагал огромной наличностью, что позволило приступить к созданию бездефицитного бюджета. Господствующим стало стремление поддержать промышленность путем роста таможенных пошлин.

B результате реформ 60 — 70-х гг. XIX в. модернизация в России пошла ускоренными темпами. За несколько десятилетий страна преодолела путь, который другие прошли за века.

Источник

Модернизация российской экономики во второй половине XIX века

60-70 года XIX века в России называют эпохой Великих реформ. Комплекс мер, предпринятых Александром II, коснулся всех сторон жизни общества. И начало модернизации положила реформа 1861 года – раскрепощение крестьян. Дав крестьянству личную свободу и возможность владеть собственность (в первую очередь землей), данное нововведение послужило толчком к целому ряду дальнейших преобразований, так или иначе связанных с крестьянской реформой.

Историки называют освобождение крестьян «шагом навстречу обществу». И население страны поддержало данное преобразование, выразив тем самым поддержку власти, дав ей возможность продолжить преобразования. Комплексность реформ стала причиной резкого, скачкообразного роста экономики страны, заложив основы для дальнейшего становления капитализма.

Сельское хозяйство

Основной движущей силой экономики России на протяжении многих веков оставалось сельское хозяйство. Однако к середине XIX века необходимость изменений в этой сфере стала очевидна даже политикам-ретроградам: малоземелье, безденежье и полная зависимость крестьянства существенно тормозят развитие страны.

Земельная реформа 1861 года – по сути, раскрепощение крестьян – стала самым важным преобразованием в истории России. «Положение 19 февраля 1861 г. о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — так назывался основной документ, разъясняющий положения земельно-крестьянской реформы – стал отправной точкой юридического перехода от общинно-феодального строя к капиталистическому.

Главная цель, на которую было направлено освобождение крестьян, это создание рынка свободной рабочей силы. Образование новой прослойки – свободных крестьян – послужило основой для дальнейших изменений уже в сфере сначала местного, а затем и центрального управления.

Промышленность

Появление свободной рабочей силы не могло не вызвать изменения в промышленном секторе экономики. Увеличение производства влекло за собой расширение внутреннего рынка, а это, в свою очередь, влияло и на рост рынка внешнего.

Развитие промышленность в России XIX века шло более быстрыми темпами, чем развитие сельского хозяйства. Появление паровых машин и новых станков повлекло за собой бурный рост металлообрабатывающей, горнодобывающей и текстильной промышленности. Пожалуй, лучшие показатели были именно у текстильной отрасти. По свидетельствам современников, в производстве тканей было задействовано самое передовое оборудование, а на ткацких фабриках трудилось порядка половины всех промышленных рабочих.

Финансы

Столь бурный рост производства вызывал закономерную нехватку денежных средств. Недостаток свободного отечественного финансирования стал причиной массовых интервенций. Приток иностранных капиталов был вызван крайне привлекательными условиями: новый, только формирующийся рынок; дешевая рабочая сила; большое количество сырья и ресурсов; поддержка государства. Эти факторы гарантировали высокую прибыль, а потому вложения в российскую экономику со стороны иностранных инвесторов не прекращались на весь период реформ.

Для сохранения экономического равновесия государство вынуждено было принимать активное участие в развитии промышленной сферы. Кредиты, субсидии, льготы, государственные заказы – политика вмешательства привела к формированию новой формы хозяйствования, новой системы – государственного капитализма.

Транспорт

Говоря о развитии и модернизации экономики России во второй половине XIX века нельзя не упомянуть и развитие транспортной сферы. Огромные территории страны вынуждали искать новые виды связи – быстрые и малозатратные. Таким способом объедения страны стали железные дороги.

Развитие железнодорожной отрасли имело огромное значение для страны. И бурным ростом экономика не в последнюю очередь обязана именно появлению этого механизированного вида транспорта.

Строительство железных дорог, вагонов и паровозов влекло за собой активное развитие лесодобывающей, металлургической, горнодобывающей отраслей. Для расширения сферы требовался значительный приток капитала, как отечественного, так и иностранного. Однако к концу XIX века государство заняло монополизирующую позицию в этой сфере – так железнодорожная отрасль стала примером государственного капитализма в промышленности

Итоги и выводы

Освобождение крестьян подтолкнуло экономическое развитие страны. «Положение 19 февраля 1861 г. о крестьянах» стало юридической точкой отсчета становления капиталистического строя. Крестьянская реформа изменила саму основу экономики страны – сельское хозяйство, а вслед за ним модернизации подверглись и прочие сферы: промышленность, управление, образование, военное дело и так далее.

В результате комплексных преобразований Россия в период с начала 60-х и до конца 80-х годов XIX века совершила огромный скачок в экономическом развитии, стремясь догнать ведущие страны Европы. Однако остатки крепостнических настроений и общинного мироустройства не позволили ей стать лидером среди европейских стран.

Источник

Развитие промышленности и торговли России во второй половине XIX века

После отмены крепостного права промышленный переворот в России вступил в решающую стадию.

Промышленность финансировалась как частными лицами, так и государством. Для кредитования создавались акционерные банки. Иностранные капиталы из Англии, Франции, Германии вкладывались, как правило, в тяжелую промышленность.

Темпы роста добывающей и тяжелой промышленности в 60-90-годы были самыми высокими в мире.

Быстро росло число машиностроительных заводов, производивших станки, паровозы, сельскохозяйственные машины. В эти годы были построены два крупнейших российских машиностроительных завода: Путиловский завод в Петербурге и завод транспортного машиностроения в Коломне.

Особое значение для экономики России имело строительство железных дорог. Новые линии связывали промышленные районы между собой. Также железнодорожное строительство повысило спрос на продукцию металлургической, машиностроительной промышленности и вызвало угольный ажиотаж. В 1870-е годы в Донбассе началось строительство новых шахт, горнопромышленных предприятий.

В этот период значительно возрос класс промышленно-торговой буржуазии. Среди крупных предпринимателей были выходцы из купеческого сословия, крестьян и дворян. В 1863 году чиновникам было разрешено совмещать государственную службу с предпринимательской деятельностью.

Отмена крепостного права привела к быстрому росту класса наемных рабочих. Из-за отсутствия специального рабочего законодательства на предприятиях установился жесткий режим эксплуатации наемного труда. Это привело к тому, что рабочие стали устраивать стачки, особенно на крупных предприятиях, с требованиями повышения зарплаты, улучшения условий труда. В ответ на рабочее движение, правительство выпустило ряд законов, регулирующих трудовые отношения: «Об ограничении работы малолетних и установлении надзора за их занятиями» (1882 г.), «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках и мануфактурах» (1885 г.), «О надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» (1886 г.).

Развитие промышленности и улучшение транспортной системы способствовало развитию торговли.

Характерной чертой внутренней торговли во второй половине XIX века стало падение значения ярмарок и развитие товарных бирж.

Во внешней торговле главными партнерами России были Германия (32% импорта и 25% экспорта) и Англия (20% импорта и 20% экспорта). Главным, экспортируемым из России товаром, оставался хлеб. Промышленные товары составляли 25% экспорта. В импорте преобладали хлопок-сырец и машины.

Источник

Урок по истории №73 Тема: Экономическое развитие во второй половине XIX в.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

План урока по учебной дисциплине ИСТОРИЯ

Урок по истории №73

Тема: Экономическое развитие во второй половине XIX в.

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Групповая работа

Образовательная: Сформировать знания об экономическом развитии России во второй половине XIX в.

Развивающая: уметь давать общую характеристику успехам и противоречиям экономического развития России во второй половине XIX в. в контексте всемирной истории

Воспитательная: развивать интерес к поступательному движению в экономике родной страны

Материально-техническое обеспечение: доска, учебник, мультимедиапректор, карта 2, видео/ф3.2

Актуализация опорных знаний

Что такое контрреформы? В чем их причины? Какие изменения произошли в рамках политики контрреформ?

В чем заключались требования либералов? Как развивалось либеральное движение?

Что такое народничество? Какие течения существовали в нем?

Расскажите о деятельности революционных народников. Как они пытались поднять народ на выступление? Почему, на ваш взгляд, пропаганда народников в деревне не принесла никаких результатов?

5. В чем заключалась деятельность «Народной воли»? Почему после убийства Александр II народовольцы не смогли ocv ществить свои планы? Могла ли, по вашему мнению, после убийства Александра II начаться революция? Свой ответ аргументируйте.

6. С чем связано проникновение в Россию марксизма?

7. В чем состояли причины преобразований, осуществленных при Николае I?

Каково было отношение Николая I к крестьянскому вопросу? Какие меры были приняты для его решения?

Император в России обладал неограниченной властью. Почему, несмотря на это, Николай I не мог решить крестьянский вопрос, хотя понимал пагубность сохранения крепостного права? Свой ответ аргументируйте.

Какие реформы были осуществлены при Николае I в сфере финансов?

Усвоение нового материала

Промышленность. Развитие сельского хозяйства высвобождало рабочие руки и создавало спрос на промышленную продукцию. К концу XIX века в России был завершен промышленный переворот. Темпы роста были самыми высокими в мире. Добыча угля и нефти за 25 – 30 лет увеличилась в 25 раз. Активно привлекался иностранный капитал. Россия превратилась из аграрной в аграрно-индустриальную страну. Отсутствие достаточной материально-технической базы и крепостнические пережитки тормозили завершение процесса индустриализации.

Транспорт. В первую очередь это были железные дороги и пароходное сообщение. В 1865 – 1890 гг. протяженность железных дорог увеличилась в 7 раз. В 1891 году началась прокладка Транссибирской магистрали.

Финансовая политика способствовала развитию экономики. Был учрежден Крестьянский банк для помощи крестьянам. Государство делало вложения в железнодорожное строительство, машиностроение и металлургию, поддерживало отечественную промышленность путем роста таможенных пошлин.

Закрепление нового материала

Какие перемены происходили в сельском хозяйстве после 1861 г.? Что способствовало его развитию, а что тормозило?

Как развивалась промышленность во второй половине XIX в.? Какие были достигнуты успехи?

Охарактеризуйте финансовую политику после 1861 г. Каким образом она способствовала развитию промышленности?

Используя дополнительную литературу, сравните уровень экономического развития России и стран Западной Европы, России и стран Азии во второй половине XIX в.

Домашнее задание: § 60

Подведение итогов урока

Преподаватель ______________________ Фомин В.А.

как развивалась промышленность во второй половине xix в какие были достигнуты успехи. Смотреть фото как развивалась промышленность во второй половине xix в какие были достигнуты успехи. Смотреть картинку как развивалась промышленность во второй половине xix в какие были достигнуты успехи. Картинка про как развивалась промышленность во второй половине xix в какие были достигнуты успехи. Фото как развивалась промышленность во второй половине xix в какие были достигнуты успехи

Схема Транссиба.
Красной линией на карте обозначена Транссибирская магистраль (исторический маршрут), зелёной — Байкало-Амурская магистраль, синей — северный маршрут, чёрной — промежуток южного пути в Сибири

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *