как проявился историзм бунина в рассказе кавказ какое время отражено писателем какие приметы времени
Как проявился историзм И.А.Бунина в рассказе «Кавказ»? Какое время отражено писателем? Какие приметы времени заметили вы в тексте бунинского произведения?
Историзм Бунина отличается проникновенным вниманием к чувственной, ощущаемой, инстинктивнсэй стороне жизни. Писатель описывает прошлое, воссоздавая атмосферу усадьбы, уединенной сельской жизни, темной аллеи, песен косцов, памятной сердцу комнаты. Его повествование зключает чувственное ощущение времени, пространства, звука. Тут все имеет значение: и общая атмосфера, и любая подробность. История как бы живет в душе, и, когда настанет час, она вдруг явится в окружении таких ее свойств, которые воспринимаются не только органами чувств, но и настроением, движением сердца: особое освещение природы, блики на лице любимой женщины, шелест ее платья, едва уловимый шорох ее шагов.
Эпическое произведение, таким образом, не имеет ограничений в своем объеме. По словам В. Е. Хализева, «Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы (. ), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение.
Эпическое произведение может использовать практически любые художественные средства известные литературе. Повествовательная форма эпического произведения «способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека»
Как проявился историзм Бунина в рассказе «Кавказ»?
Перед глазами читателя проходят стройные, «с быстрым птичьим взглядом» черкешенки, шумит восточный базар, жизнь идет своим чередом. И ничто не предвещает трагический финал, который оказался неожиданным не только для героев рассказа, но и для читателя.
Для меня историзм рассказа Бунина «Кавказ» заключается прежде всего в том, что автор сумел по своим собственным воспоминаниям, через много лет после описываемых событий, а рассказ был написан в 1937 году, восстановить облик дореволюционной России.
Бунин словно наяву описывает дождливую Москву, извозчиков, передает суетливую атмосферу железнодорожного вокзала. А потом переносит читателя на берега Черного моря, где по шумному базару ходят горцы и черкешенки в черных одеждах. Мы словно погружаемся в ту далекую эпоху и это погружение даже более интересно, чем сам сюжет рассказа, любовная драма, которая составляет его основную канву.
Автор словно специально делает акцент на исторических особенностях эпохи, но саму драму выделяет отдельно, показывая, что такая история могла произойти в любое время в любом месте.
В цикле И. А. Бунин много рассказывает читателям о судьбах людей с её бытом. На этот раз, он вновь повествует о тяжёлой судьбе старого солдата, который долгое время жил в одиночестве и прозвище «кукушка» закрепилась до последних дней его жизни. Хотя, в молодости жил с женщиной, но от супружеских обязанностей удалялся и его тянуло к самостоятельности, одиночеству.
В последние годы старику повезло. Его взяли егерем на службу к барину, однако отвечать за полномочие дел не собирался. Он радовался куску хлеба, что выделял ему хозяин, а сторожка согревала от знойных ветров.
На природе постоянно вёл наблюдение за растительностью с его обитателями. О своих тайнах делится с наследниками барина и предсказывает о своём будущем:
Вскоре оно сбывается.
В своем произведении «Кукушка» Бунин рассказывает читателю историю одинокого, бедного мужика.
Он всё жизнь страдает, мается от одиночества, у него нет дома. Именно поэтому его и прозвали Кукушкой.
Кукушку все считают человеком ленивым и небольшого ума, да он сам в чём-то соглашается с ними.
В рассказе Бунин поднимает социальную проблему, проблему бедности и неравенства. Нищета Кукушки это его тяжёлый крест, который он несёт на протяжении всей своей жизни.
Бунин затронул и тему одиночества и равнодушия общества к человеку.
Кукушка одинок, он несчастный, вся его жизнь пуста, лишена смысла.
Когда ему посчастливилось попасть на службу в лесники, Кукушка обрёл шанс на новую счастливую жизнь. Но его счастье длилось не долго, после того, как у него украли дубки, барин выгоняет его со службы. Кукушка сравнивает себя в волчонком, которого он поймал для барских детей.
Кукушка прожил после этого недолго и умер в одиночестве, как тот самый волчонок ни кем не понятый и не приголубленный.
Конспект дистанционного урока по литературе на тему «И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературы в 8 классе
И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ»
Вспомни прочитанный тобой рассказ А. П. Чехова «О любви» (см. предыдущий урок)
Теме любви известный всему миру писатель, лауреат Нобелевской премии, Иван Алексеевич Бунин посвятил целую книгу рассказов «Тёмные аллеи».
С одним из них, рассказом «Кавказ», тебе и предстоит познакомиться.
Анализируя произведение, мы разберёмся в следующих вопросах:
В чём трагедия героев рассказа?
Как проявился историзм Бунина в «Кавказе»?
Но прежде, чем начать знакомство с произведением, я предлагаю тебе посмотреть видео, отражающее некоторые моменты биографии автора.
Для этого пройди по указанной ссылке:
Надеюсь, тебе было интересно открыть для себя новые факты биографии И. А. Бунина. Важно также обратить внимание на особенности его творческой индивидуальности.
И сейчас я предлагаю тебе:
1) познакомиться со вступительной статьёй, помещённой в учебнике (стр. 59-60), и выделить характерные признаки творческой манеры писателя;
2) поработать в тетради, отмечая эти особенности.
Характерные признаки творческой манеры И. А. Бунина
а) мастер психологического портрета;
б ) новеллист , тонко чувствующий русскую природу;
в ) лаконизм : ничего лишнего;
г) сила воображения;
д) редкая память и зоркий глаз;
е) умение передать тончайшие чувства человека.
По окончанию этой работы нажми ДАЛЕЕ.
В 1937-1945 Бунин жил в крайней бедности, но писал рассказы, объединенные в книгу «Темные аллеи», которую считал «самой совершенной по мастерству».
Цикл «Темные аллеи» вышел в Нью-Йорке в 1943 году и включал одиннадцать рассказов. Полностью сборник был опубликован в 1946 году — он насчитывал тридцать восемь рассказов. Книга рассказов «Тёмные аллеи» – книга о любви. О любви, у которой, по мнению Бунина, нет будущего…
(подробнее см. в доп. материалах)
Среди 38 рассказов книги — «Кавказ»
Тебе предстоит прочитать это произведение. Оно помещено в твоём учебнике-хрестоматии.
Рассказ обязательно должен быть прочитан, ведь далее тебе предстоит выполнить несколько заданий и получить оценки.
Чтобы разобраться в прочитанном, предлагаю тебе заполнить пробелы в предложенном ниже тексте.
Надеюсь, ты справился. Теперь проверь себя, обратившись к ссылке
Повествование в рассказе ведётся от первого лица. Этим достигается достоверность/правдивость рассказа. Картины природы, занимающие значительную часть рассказа, играют важную роль в повествовании. Описание московской осени противопоставлено изображению яркой, экзотической южной природы. Последняя картина природы предвещает трагическую развязку. В своём рассказе Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к несчастью другого. Муж главной героини принимает решение застрелиться, потому что не может вынести унижения своего достоинства .
Если задание выполнено верно или допущена 1 ошибка, ты можешь поставить оценку «отлично»
Как только закончишь, нажми ДАЛЕЕ.
Итак… Рассказ Бунина трагичен. Герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии.
К таким выводам приводит нас Бунин, ещё и ещё раз говоря, что у любви нет будущего…
И напоследок я предлагаю тебе выполнить тест, за который ты получишь свою вторую оценку. Думаю, что тебе будет легко справиться с этим заданием. Удачи!
1.Была она у рассказчика в Москве только четыре раза.
2.Муж героини сказал, что ни перед чем не остановится, защищая свою честь.
4. Муж героини был высокий, в узкой шинели и держал героиню под руку.
5. Кондуктор не проводил её к рассказчику.
6. Герои вместе обедали в поезде.
7.Она послала мужу по открытке из Геленджика и Гагр.
8. На закате часто громоздились за морем удивительные облака.
9. Ночью стеклянными колокольчиками звенели древесные кузнечики.
10. По ночам с гор не надвигались тучи.
11. Муж искал её в Геленджике, в Гаграх, в Ялте.
12. В Сочи муж не купался утром в море.
13. Он надел белоснежный китель и завтракал на террасе дачи.
14. Он не выкурил сигару.
15. Он не вернулся в свой номер и уехал в Москву.
16. Он лёг на диван и ждал возвращения жены для серьёзного разговора.
17. Он выстрелил себе в виски из двух револьверов.
18. Автор в рассказе не описывает природу.
19. В начале рассказа героиня сообщает, что муж ни перед чем не остановится, защищая честь мужа и офицера.
20. Главный герой рассказа – женщина, которая путешествует по Кавказу с рассказчиком.
21. Муж всё простил, поняв заблуждение жены.
22. Муж исполнил свою угрозу.
23. В рассказе представлены портреты героев.
24. В рассказе представлены настроения, движения сердца и нет описания героев.
Историзм И. А. Бунина
Историзм Бунина отличается проникновенным вниманием к чувственной, ощущаемой, инстинктивной стороне жизни. Писатель описывает прошлое, воссоздавая атмосферу усадьбы, уединенной сельской жизни, темной аллеи, песен косцов, памятной сердцу комнаты. Его повествование включает чувственное ощущение времени, пространства, звука. Тут все имеет значение: и общая атмосфера, и любая подробность. История как бы живет в душе, и, когда настанет час, она вдруг явится в окружении таких ее свойств, которые воспринимаются не только органами чувств, но и настроением, движением сердца: особое освещение природы, блики на лице любимой женщины, шелест ее платья, едва уловимый шорох ее шагов.
Найдите эти качества бунинской прозы и бунинского историзма в прочитанных вами произведениях.
Поразмышляем над прочитанным.
1. И. Бунин прожил большую часть своей жизни в эмиграции, но сердцем всегда был в России, интересовался всем, что происходит на родине. Рассказы его посвящены многим темам: любви, вечным темам — сострадания, жизни и смерти. Вы прочитали небольшой рассказ, который назван «Кавказ». Какой теме он посвящен? Каким настроением пронизан?
2. Как проявился историзм И. А. Бунина в рассказе «Кавказ»? Какое время отражено писателем? Какие приметы прсмеин заметили вы в тексте бунинского произведения?
3. Проследите, как автор вводит в рассказ описания природы. Что этим достигается? Как меняется настроение героев?
4. В чем несчастье и счастье героев? Что говорят об этом начало и концовка рассказа? В начале рассказа героиня сообщает, что ее муж заявил: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Исполнил ли он свою угрозу? Как вы считаете, кто главный герой этого рассказа?
5. И. Бунин считал важным для себя найти «звук» для того, чтобы сложилось новое произведение. Какой «звук» мог явиться истоком рассказа «Кавказ»?
Развивайте дар слова
1. Чем кончается рассказ и что он оставляет в душе читателя? Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии? Подготовьте ответ-рассуждение на этот вопрос.
2. Подготовьте выразительное чтение этого рассказа.
3. Подготовьте устную или письменную рецензию на прочитанное произведение.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
1. Что вы знаете о жизни и творчестве И. А. Бунина? Как проходило его детство? Кто, по словам писателя, оказал на него особенно благотворное влияние?
И. А. Бунин родился в обедневшей дворянской семье. Его детство прошло на природе, в имении в Орловской губернии. Поступил в гимназию, но через несколько лет перешел на домашнее обучение, с ним занимался старший брат Юлий. Он привил будущему писателю любовь к литературе, повлиял на становление его личности, что сам Бунин потом отмечал.
Творческий путь Бунина начался с лирики, позднее он стал писателем и переводчиком.
Личная жизнь писателя складывалась очень непросто, он был женат 4 раза.
Октябрьскую революцию и Гражданскую войну воспринял как катастрофу, и в начале 20-х годов эмигрировал во Францию.
Большая часть творчества Бунина посвящена дореволюционной России.
В 1933 г. писателю присуждена Нобелевская премия по литературе за роман «Жизнь Арсеньева». Во время Второй мировой войны писатель всем сердцем переживал за судьбу родины, но вернуться не мог, хотя и думал об этом.
Умер и похоронен в в Париже.
2. Что вы можете рассказать о творческой лаборатории писателя?
Бунин очень хорошо чувствовал русскую природу и талантливо изображал в своих произведениях пейзаж, был мастером психологического портрета. Писатель умел видеть и наблюдать жизнь, передавать её в деталях. Он был очень требователен к себе, тщательно удалял из текста всё лишнее, детали, которые казались ему второстепенными. Бунин с большим уважением относился к русскому языку, ценил его богатство и стремился к точности выражений.
3. Какие произведения И. А. Бунина были прочитаны вами в классе и самостоятельно? Какое впечатление произвели на вас рассказы «Косцы» и «Цифры»? Расскажите об одном из героев рассказа «Цифры».
Нами были прочитаны произведения И.А. Бунина «Цифры», «Косцы», «Лапти», «В деревне».
Рассказ «Цифры» будет интересно прочитать и взрослым, и детям. Он посвящён проблемам взаимопонимания между ребёнком и взрослым, который его воспитывает. Писатель даёт нам точку зрения дяди маленького мальчика. но и причины поведения ребёнка читателю становятся понятны. Рассказ представляет собой обращение дяди к племяннику. Образ дяди представлен с двух сторон. Его поведение в отношении Жени бессмысленно жестокое, ведь он из-за лени отказывает мальчику в знакомстве с буквами, а за слёзы и шумное поведение обращается с ним слишком строго. С другой стороны, позднее он понимает свою ошибку и хочет загладить свою вину. Автор показывает необходимость уважительного отношения к ребенку, поощрения тяги к знаниям.
Поразмышляем над прочитанным.
3. Проследите, как автор вводит в рассказ описания природы. Что этим достигается? Как меняется настроение героев?
В рассказе есть краткое описание московской погоды, мокрой, промозглой осени. И жизнь тайных любовников в это время была под стать: томительной, тревожной. На Кавказе героев окружает живописная, первозданная природа гор. И здесь герои забывают о социальных нормах, живут естественной жизнью, погружаются в свои чувства. Отношения отражают природный фон. Во второй части рассказ описанию природы отводится больше места, чем описанию чувств, таким образом, автор даёт читателю возможность додумать самому, как развивались отношения героев.
4. В чём несчастье и счастье героев? Что говорят об этом начало и концовка рассказа? В начале рассказа героиня сообщает, что её муж заявил: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Исполнил ли он свою угрозу? Как вы считаете, кто главный герой этого рассказа?
В начале произведения жизнь и настроение рассказчика полностью зависят от возможности увидеть любовницу. Между свиданиями он «жил томительно». Женщина живёт ожиданием поездки, которая представляется им «великим счастьем».
В поездке герои одновременно счастливы и несчастны, в конце рассказа есть фраза: «Она радостно плакала». Женщина счастлива быть рядом с возлюбленным здесь и сейчас, но оба они с самого начала знают, что их близости не суждено длиться долго. Это ожидание возвращения в Москву не даёт им насладиться выпавшим счастьем.
Обманутый муж после безуспешных поисков жены совершает самоубийство. Он получает подтверждение измены жены и не может вынести такого удара по собственному достоинству. Своим поступком он исполняет угрозу защиты своей чести.
Мне кажется, главным героем является женщина, ведь она является вершиной этого любовного треугольника. Кроме того, её образ представлен более ярко.
5. И. Бунин считал важным для себя найти «звук» для того, чтобы сложилось новое произведение. Какой звук мог явиться истоком рассказа «Кавказ»?
В рассказе присутствуют два звука, которые перекликаются. Любовники слышат раскаты грома, а в финале звучит схожий звук двойного выстрела.
Развивайте дар слова
1. Чем кончается рассказ и что он оставляет в душе читателя? Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии? Подготовьте ответ-рассуждение на этот вопрос.
Это очень трагичный рассказ, который даёт понять, что любую ситуацию можно рассмотреть с разных точек зрения. Сначала возникает сочувствие в адрес тайных любовников, которые вынуждены скрываться, чтобы ухватить хоть немного счастья. Но в финале мы понимаем, что нельзя построить счастье на несчастье другого. Своим обманом женщина лишила жизни мужа, который не мог смириться с изменой. Теперь она свободна, но вряд ли будет счастлива со своим любовником. Но нельзя обвинять во всём героиню, ведь её супруг был ревнивцем и, возможно, жестоким и грубым человеком, для которого она просто собственность, вспомним, с каким видом он провожал её на вокзале. Наверное, в случившемся есть доля вины каждого героя.
3. Подготовьте устную или письменную рецензию на прочитанное произведение.
Рассказ И. А. Бунина «Кавказ» посвящён сложной теме отношений внутри любовного треугольника, с которой писатель был знаком на личном опыте.
Герои не имеют имён, да они и не важны. В тексте нет и описаний внешности персонажей. Это говорит о том, что автор смотрит на ситуацию обобщенно.
Рассказ вызывает противоречивые мысли о любви, верности и измене, жизни и смерти, долге и чести. Трудно принять чью-либо точку зрения, как нельзя и судить кого-то одного.