как правильно креститься православным с какой стороны на какую
Тюльганское благочиние
церковь-тюльган.рф
Свежие записи
Как правильно креститься
Люди, верующие во Христа, обязательно должны знать, как правильно креститься, то есть осенять себя Крестным знамением. В Евангелие от Луки в 16 главе 10 стихе сказано:
«Верный в малом и во многом верен…».
А как правильно креститься надо?
Имеется множество фактов, подтверждающих силу крестного знамения, если оно выполняется благоговейно, неторопливо, чинно. Но все ли так крестятся в нашем храме? Автор рискует искать соринку в чужом глазу, не замечая бревен в своём, но тем не менее…
А вот так креститься не нужно. Вот несколько коротких зарисовок из жизни прихода Николая Чудотворца. Кто-то размахивает рукой около себя так, как будто прогоняет мух. Вот бабушка собрала пальцы в щепотку и, похоже, собирается себя осыпать солью, а не креститься. А этот пожилой мужчина с силой со всего размаху стучит пальцами по лбу, словно забивает гвозди. Многие прихожане крестятся торопливо, не доводят руку до плеч, ограничиваясь движениями около шеи.
Эти примеры показывают, что не все знают, как правильно креститься. Многие скажут, что это пустяки, мелочи, фарисейство. С этим нельзя согласиться. В преданиях, Житиях Святых есть много фактов, свидетельствующих о силе крестного знамения, способного победить силы бесов, рассеять колдовские чары. Но если христианин креститься небрежно, неряшливо, второпях — он, наоборот, вызывает радость у бесов, укрепляет дьявольские силы. Но как, нужно креститься правильно? Давайте будем разбираться.
Как правильно крестятся православные христиане
Для правильного крещения три перста правой руки (большой, указательный и средний) соединяются вместе, а два других перста (мизинец и безымянный) прижимаются к ладони. Три соприкасающихся пальца символизируют Святую Троицу — единую и нераздельную. А два пальца, прижатых к ладони — это символ Иисуса Христа, имеющего две сущности — Бога и человека.
Как правильно осенять себя Крестным Знамением?
Порядок накладывания крестного знамения такой:
Кланяясь, христианин выражает почитание Кресту, на котором распяли Спасителя на Голгофе. Иная последовательность в православии не допускается. Движение руки должно нарисовать православный 4-х конечный крест, перекладина которого находится выше центра вертикальной оси. Во время осенения важно мысленно произносить священные слова: «Во имя Отца (лоб), и Сына (живот), и Святого (правое плечо) Духа (левое плечо)». Аминь перед поклоном.
Нередко верующие прикладывают нижний конец Креста ни к животу, а к груди. Так делать нельзя, потому что Крест накладывается перевёрнутым, в виде символа сатанистов. Накладывание Крестного знамения — это важная составляющая часть православной веры. Крестятся все христианские конфессии, но по разному.
Многие верующие люди рисуют крест в воздухе, благословляя детей, путешественников или освящая своё жильё, кровать, четыре стороны света. В этом случае концы перекладины указываются слева направо. Принято крестится во время богослужений, чтения молитв, перед сном и при пробуждении, перед и после еды. Крестом спасаются при опасности, выражают почтение храмам и церквям, встречающимся в пути.
Православный крещенный человек обязательно носит нательный крест
Последователи Христа стали носить Крест на груди с первых веков. Этим самым они исполняли слова Спасителя мира:
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8, 34).
Ношение креста на себе подчеркивает слова апостола Павла:
Освящённый нательный крест символизирует Веру и принадлежность к Церкви Христовой. Крест предохраняет от зла и искушений. Христианин обязательно должен носить крест. Тот, кто не хочет надевать на себя крест, сам отгораживается от помощи Бога.
Нательный крест изготавливается из разных материалов. Его делают из обычного металла, золота, серебра, дерева. Не столь важно, на чем висит крест: на цепочке или шнурке. Главное, чтобы крепко крепился. В церковных лавках все нательные Кресты освящены. На обратной стороне православных крестиков обычно делается надпись: «Спаси и сохрани».
Недопустимо вешать на цепочку с крестом амулет, оберег, знак зодиака и другие предметы суеверий. Христиане носят нательный крестик под одеждой на голой груди. Правом носить Крест сверху одежды до 18 века наделялись только Епископы. Позднее такое разрешение получили и Священники.
Видео: как нужно креститься
Как правильно креститься православным христианам?
Как правильно креститься — история
Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному. На Западе — всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно — не крестом полностью, а только чело, уста и сердце. Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.
Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях. Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень — вера во Христа. Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.
Как правильно креститься — перстосложение
Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.
Слева направо или наоборот? Как правильно креститься православным
Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны. Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.
Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, а остальные прижимают к ладони. При этом суть перстосложения остается той же.
Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево. Вся ладонь используется в знак язв на теле Иисуса, их было пять — две на ногах, две на руках и одна от копия. В православии считается, что это не догматический, а обрядовый образ креста.
Как правильно креститься перед храмом и в обществе?
Перед православными христианами часто встает вопрос о том, правильно ли креститься в общественных местах. Нет единого ответа на вопрос о том, стоит ли это делать, но важно задать себе вопрос — зачем мы крестимся? Если у человека возникла в этом внутренняя потребность или он читает молитву про себя и хочет перекреститься, то, конечно, в этом не будет ничего плохого. Господь призвал нас к исповедничеству, и православные христиане не должны стесняться и скрывать свою веру в Богу. Если человек делает это напоказ, чтобы показать, что он ведет благочестивую и праведную жизнь, стоит спросить себя, не навредит ли его душе то, что призвано помочь людям? Видимые свидетельства нашей веры не осуждаются, если они направлены во благо. Совершая доброе дело или, осеняя себя крестным знамением, мы являем веру во Христа. Но и намерения у нас должны быть добрыми и благими. Думая о том, что рядом кто-то не умеет креститься или крестится неправильно, мы можем совершить нечто в осуждение, а не в оправдание.
Значение крестного знамения
Православным христианам не стоит осуждать тех, кто не знает, как правильно креститься, ведь благодать и любовь Господа зависят не от того, как мы осеняем себя крестным знамением (хотя делать это стоит согласно основам вероучения). Если человек случайно перекрестился слева-направо, но при этом душой он принял на себя крестный путь Христа и согласился идти за Ним, это не вменяется во грех. Ведь суть крестного знамения в том, чтобы видимым способом явить то, что находится в душе человека — веру и любовь ко Христу.
Читайте также:
Как правильно креститься
Привычным жестом при входе в храм, при молитве для христиан стало Крестное Знамение. Однако большинство людей не задумывается об истинном смысле этого жеста, о том, как правильно креститься и в каком случае это уместно. Для того, чтобы следовать всем канонам, необходимо владеть правильной техникой и знать историю возникновения этого священного жеста.
История и значение крестного знамения
Впервые крестное знамение было упомянуто в трактатах К. Тертуллиана, жившего в 160-220 годах. Автор называл этот жест защитой, ограждением тела от болезней, дурных помыслов. Христиане совершали этот обряд при любом удобном случае: до и после работы, при посещении церковных служб, перед сном и после него.
Православный обычай креститься связан с выражением собственной веры. Мы подтверждаем веру в Иисуса Христа и Троицу, подтверждаем свою любовь, благодарность, подчинение воли Божьим помыслам. Спустя почти 178 лет после того, как распяли Христа, этот жест стал неотъемлемой частью жизни любого христианина.
Как правильно креститься православным христианам
Зачастую жест крещения совершается бездумно, не точно, не своевременно. Любое движение руки, каждый палец имеет свое значение и особый символ, зная которые, можно быть точно уверенным в правильности его исполнения.
Справа налево или наоборот
Прежде чем начать осенять себя крестом, вспомните последовательность движения. Начинать следует со лба, к нему необходимо прикладывать сложенные пальцы. Затем Крестное Знамение перемещается на середину живота, только после этого на правое плечо, а после этого – на левое. Следует запомнить, что неправильным жестом будет являться тот, который выполняется от левого плеча.
Какой рукой креститься
Для воспроизводства крестного знамения необходимо использовать правую руку. При правильном крещении именно на этой руке пальцы складываются «в щепотку» и совершаются движения, описывающие крест. Неверным жестом будет считать тот, который исполняется с помощью левой руки.
Как сложить пальцы рук
Для осуществления правильного крещения складываются пальцы правой руки: большой, указательный и средний. Соединяются между собой подушечки пальцев, а оставшиеся два пальца прижимаются к ладони. Три соединенных пальца подтверждают нашу веру в Святую троицу, Бога Отца, Сына и Святого Духа. Два свободных пальца – символ человеческого и божественного, которое вобрал в себя Христос.
Что говорить, когда крестишься
Считается, что креститься православным нужно с проговариванием молитвы, которая поможет очистить голову и тело. Для каждого движения существуют свои слова:
Не следует торопиться, слова должны быть четкими, даже если произносятся шепотом или в мыслях.
Сколько раз креститься
Креститься православным следует три раза, однако зачастую это правило нарушается. Движения не должны быть размашистыми или зажатыми, все три раза должны быть размеренными, неторопливыми и четкими. В момент крещения необходимо произносить молитву и отгонять от себя посторонние мысли.
Нужно ли кланяться
Поклон используется после каждого перекрещивания. После первого он должен быть максимально низким, но не земным последующие также должны быть неторопливыми и достаточно глубокими. Перед иконой достаточно перекреститься и поклониться всего раз, перед входом в храм это делается трижды.
Как правильно осенять себя крестным знамением
Креститься православным следует с четким пониманием своих действий и последовательности этого обряда. Например, во время службы, одного из Великих праздников и на могиле усопшего последовательность будет разная, однако во всех случаях после того, как перекрестились, следует сделать поклон.
При входе в храм и внутри
Перед входом в храм необходимо остановиться и три раза осенить себя Крестным Знамением. Некоторые прихожане повторяют этот обряд как перед воротами храма, так и перед его входом. Если вы не часто посещаете храм и не знаете, как правильно креститься, наблюдайте за окружающими или повторяйте движения священнослужителя.
Во время службы или литургии внимательно следите за песнопением и словами, произнесенными батюшкой. Правильным крещением будет совершенное на словах «Господи помилуй», в это время обряд совершают все прихожане. После Крестного Знамения следует поклониться, на службах отдают поясной поклон, земной используется в частном порядке, дома.
На православные праздники
В храмах на православные праздники поются особые торжественные песнопения, следите за движениями тех, кто часто посещает храм: они точно будут знать, в какой момент определенного песнопения следует сделать этот жест.
В дни, когда святят куличи на Пасху или вербу в Вербное воскресенье, прихожане собираются внутри храма или во дворе, священнослужитель кадилом освещает ветки или куличи каждого по очереди. Когда очередь дойдет до вас, не забудьте перекреститься по всем правилам и поклониться в пояс.
Православные праздники никак не влияют на технику Крестного Знамения, на Пасху, Рождество или Сретение правильным крещением будет считаться то же, что и в обычные дни. Однако для Великого праздника Крещения есть некоторые правила. Если в этот день решите окунуться в воду, делайте это три раза, погружаясь с головой. После каждого погружения произносите «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.» Окунаться и креститься православным следует в скромной одежде, вместо купальника лучше выбрать сорочку.
При церковных обрядах
При церковных обрядах также следует следить за действиями и словами священника. Необходимо креститься одновременно с ним. Иногда он произносит слова «Помолимся», это является призывом к крещению и поясному поклону после него.
Если при венчании и крещении младенца руки свободны, а свои действия вы контролируете, глядя на священнослужителя, то при отпевании все происходит немного по-другому. Во время отпевания все пришедшие проститься с усопшим должны держать в руке свечу. Чтобы не запутаться во время службы и перекреститься правильно, сразу же возьмите ее в левую руку, так вы точно будете знать, что свободной рукой следует совершать Крестное Знамение.
На кладбище
Для того, чтобы правильно креститься на кладбище, нужно знать некоторые правила, которые вступают в действия уже перед самим входом в него. Креститься православным следует перед воротами кладбища: перекреститесь три раза, после каждого отдайте поясной поклон. Также будет правильным крещение после выхода с территории кладбища, необходимо проделать тот же ритуал, что и в самом начале. Этот обряд необходим тем, кто хочет попросить Господа о слухе – то есть о возможности умерших слышать то, что вы хотите им сказать.
На могиле усопшего вы можете прочитать любую заупокойную молитву, после которой необходимо перекреститься и отдать поясной поклон. После этого вспомните об умершем, скажите несколько добрых слов, а вот от выпивки на кладбище или оставлении гостинцев для усопшего лучше отказаться.
Обряд крещения – самый привычный и знакомый не только для православного христианина, но и для тех, кто далек от веры. Если вы умеете правильно креститься, значит можете правильно окончить молитву, выразить просьбу к Господу, защитить свое тело и дух от болезней и злых мыслей.
Крестное знамение
Кре́стное зна́мение – осенение знамением Креста, внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос; при этом осеняющий выражает внутреннюю веру во Святую Троицу; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к Богу, надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на спасение.
Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.
Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.
«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.
Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).
Преподобный Антоний Великий говорит о силе крестного знамения против демонов: «Посему, когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: “Мы – ангелы”, не внимайте им – потому что лгут. Если будут они хвалить ваше подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь. Тогда увидите, что они сделаются невидимыми, потому что боязливы и особенно страшатся знамения креста Господня. Ибо, крестом отъяв у них силу, посрамил их Спаситель» (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах. 35).
В «Лавсаике» рассказывается о том, как авва Дорофей, сотворив крестное знамение, выпил воду, взятую из колодца, на дне которого был аспид: «Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: “Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачав головой, сказал: “Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов или других ядовитых гадов во все колодцы и источники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотворив крестное знамение над ней, первый тотчас испил воды и сказал: “Где крест, там ничего не может злоба сатаны”».
Протоиерей Василий Шустин (1886–1968) вспоминает о старце Нектарии Оптинском: «Батюшка говорит мне: “Вытряси прежде самовар, затем налей воды, а ведь часто воду забывают налить и начинают разжигать самовар, а в результате самовар испортят и без чаю остаются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кувшине; возьми его и налей”. Я подошел к кувшину, а тот был очень большой, ведра на два, и сам по себе массивный. Попробовал его подвинуть, нет – силы нету, тогда я хотел поднести к нему самовар и налить воды. Батюшка заметил мое намерение и опять мне повторяет: “Ты возьми кувшин и налей воду в самовар”. – “Да ведь, батюшка, он слишком тяжелый для меня, я его с места не могу сдвинуть”. Тогда батюшка подошел к кувшину, перекрестил его и говорит: “Возьми”, – и я поднял и с удивлением смотрел на батюшку: кувшин мне почувствовался совершенно легким, как бы ничего не весящим. Я налил воду в самовар и поставил кувшин обратно с выражением удивления на лице. А батюшка меня спрашивает: “Ну, что, тяжелый кувшин?” – “Нет, батюшка. Я удивляюсь: он совсем легкий”. – “Так вот и возьми урок, что всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что это делается как послушание”. Но я был прямо поражен: как он уничтожил силу тяжести одним крестным знамением!» (См.: Шустин Василий, протоиерей. Запись об Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. М., 1991).
Вначале христиане крестились одним перстом, подчеркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. После Никейского вселенского собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане стали креститься двумя перстами. Когда Русь крестилась в православие, в Византии крестились еще двумя перстами, каковой обычай перешел и на Русь. Затем, в XI веке, в противовес очередной ереси, отрицавшей Троичность Божию, было положено креститься тремя перстами (символ троичности). Но, в силу отрыва Руси от Византии, этот обычай не был введен на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие.
С.А. Левицкий
Каково происхождение крестного знамения?
Происхождение крестного знамения точно неизвестно. Свт. Василий Великий относил его к Таинствам, которые передаются в молчании по преданию и не записаны апостолами (“О том, откуда получил начало, и какую силу имеет слог «с», и вместе о не изложенных в Писании узаконениях Церкви”).
Есть ли в Священном Писании какие-либо указания на крестное знамение?
Прообразами крестного знамения в Священном Писании послужили заповедь «о знаке на челе», данная Господом прор. Иезекиилю ( Иез.9:4 ), и слова Откровения Иоанна Богослова о «печатях на челах» верных ( Откр.7:3, 9:4, 14:1 ). С крестным знамением пророчество Иезекииля связывают Тертуллиан, Ориген и сщмч. Киприан Карфагенский (“Что в этом знамении крестном заключается спасение для всех, кои будут назнаменованы им на челах своих”), при этом Ориген толкует «знак на челе» как изображение последней буквы евр. алфавита «тав», которая отождествляется с греч. буквой «тау» и по форме может напоминать крест (связь между «тау» и формой креста для распятия усматривали и некоторые языческие авторы). Возможно, знак креста выступал как один из вариантов написания имени Божия, чем объясняется присутствие знаков «тав» и креста в некоторых кумранских и иудейских магических текстах.
Как в древней Церкви совершалось крестное знамение?
Чаще всего в ранних источниках упоминается совершение крестного знамения одним пальцем или всей рукой, подчеркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. Однако какое при этом употреблялось перстосложение и каким было направление движения (слева направо или справа налево), не указывается. Вероятно, наиболее распространенной формой было крестное знамение одним (указательным или большим) пальцем, о чем писали свт. Епифаний Кипрский и свт. Григорий Великий (“О Мартирии, иноке Валерийской области”). Однако свт. Кирилл Иерусалимский, говоря о крестном знамении, использует множественное число – «пальцами» (“Поучения огласительные” и также Patrologija Graeca). Наиболее распространенным местом наложения крестного знамения был лоб, о чем, например пишет Тертуллиан (“О венце война”), иногда в сочетании с др. частями тела: лбом и областью сердца (о чем сообщает Пруденций — “Аврелий Пруденций Клемент”) или лбом, ушами, глазами и устами (согласно Киприану Карфагенскому). Также упоминается наложение крестного знамения на глаза, уста и область сердца (согласно Григорию Нисскому — “Послание о жизни преподобной Макрины”), уста и грудь и на все тело (согласно Тертуллиану — “Послание к жене”). К IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, то есть появился «широкий крест».
Двоеперстие при совершении крестного знамения, как считают некоторые исследователи, своим появлением было обязано распространению начиная с середины V в. ереси монофизитства; хотя прямых подтверждений этой точки зрения нет, из монофизитских источников и из позднейших свидетельств православно-монофизитской полемики видно, что для монофизитов одноперстие служило аргументом в пользу монофизитства, что заставляло православных использовать двоеперстие в качестве контраргумента. Распространению двоеперстия (имевшему место не только в греческом мире, но и на Западе) должно было способствовать и закрепление его в иконографии (но не наоборот).
Знаменитый пример использования пальцев руки в богословской дискуссии — выступление свт. Мелетия Антиохийского на Антиохийском Соборе 361 г. с обличением арианства, когда он проиллюстрировал мысль о единосущии Отца, Сына и Св. Духа путем разгибания трех пальцев руки и затем сгибания двух из них (много позднее на Руси этот пример сыграл определенную роль в полемике вокруг двоеперстия, поскольку интерпретировался как свидетельство об определенном перстосложении, хотя из рассказа древних церковных историков такой вывод сделать нельзя).
После распространения двоеперстия его богословское толкование как исповедания двух природ во Христе (что символизируют соединенные вместе указательный и средний пальцы) и одновременно троичности Лиц Божества (что символизируют соединенные вместе остальные пальцы) стало в Византии классическим. Тем не менее и после распространения двоеперстия византийская святоотеческая мысль продолжала подчеркивать второстепенность способа перстосложения по отношению к самому знаку креста, — напр., прп. Феодор Студит писал, что тот, кто изобразит крест «хоть как-нибудь и [даже] одним только перстом, [тот] тотчас обращает в бегство враждебного демона» (Патрология Миня).
Когда Русь крестилась в Православие, в Византии была достаточно распространена традиция креститься двумя перстами, каковой обычай перешел и на Русь. Около XIII в. в Византии двоеперстие было вытеснено троеперстием. Первым ясным свидетельством о троеперстии у греков является т. н. Прение Панагиота с Азимитом. Впрочем, известны и более поздние свидетельства о продолжении бытования у греков двоеперстия. Тем не менее со временем троеперстие распространилось в греческом мире повсеместно (так, в Пидалионе прп. Никодима Святогорца, в комментарии на 91‑е прав. свт. Василия Великого, Д. упоминается как старая форма перстосложения), а имевшие, очевидно, место случаи сосуществования троеперстия и двоеперстия никогда не вызывали споров и полемики, как это случилось на Руси.
В силу отрыва Руси от Византии, обычай совершать крестное знамение тремя пальцами не был введен на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие.
В каких ситуациях следует налагать на себя крестное знамение?
Многие писатели Древней Церкви говорят о необходимости совершать крестное знамение как можно чаще и в самых разных жизненных ситуациях. Согласно Тертуллиану (“О венце война”. § III), «при всяком входе и выходе, когда мы обуваемся и одеваемся, перед купаниями и приемами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело, мы осеняем свое чело крестным знамением». Он же первым упоминает (“Послание к жене”. Глава 5) христианский обычай крестить свою постель перед сном. А, например, солдаты-христиане, согласно Пруденцию, крестились перед боем (“Аврелий Пруденций Клемент”).
Когда впервые стали совершать крестное знамение за богослужением?
В богослужении, по крайней мере, начиная с III в., крестное знамение используется как священнослужителями при совершении Таинств, так и всеми верными в определенные моменты службы. Уже Ориген сообщает о крестном знамении перед началом молитвы и чтения Священного Писания (см. Selecta in Ezechielem). Во многих традициях встречается наложение «печати» на чело оглашаемых при подготовке к принятию крещения или в качестве послекрещального signatio на новокрещеных.
Совершалось ли в древности крестное знамение за трапезой?
Нужно ли осенять себя крестным знамением во время искушений?
Святые отцы призывали налагать крестное знамение при преодолении разных страстей. Например, блж. Иероним Стридонский упоминал совершение крестного знамения при печали и скорби о покойных, а свт. Иоанн Златоуст учил: «Обидел ли кто тебя? Огради крестным знамением грудь; вспомни все, что происходило на Кресте – и все погаснет» (Беседа 87). Однако чаще всего крестное знамение упоминается, в том числе сщмч. Киприаном Карфагенским (“Книга о падщих”), в качестве невидимой печати, отгоняющей диавола. Один из разделов «Апостольского предания» сщмч. Ипполита Римского подробно раскрывает именно этот аспект крестного знамения (“О крестном знамении”). Но больше всего о борьбе с демонами с помощью крестного знамения говорится в монашеской письменности. В Житии прп. Антония Великого приводится такое наставление: «Демоны, говорит он, производят мечтания для устрашения боязливых. Посему запечатлейте себя крестным знамением и идите назад смело, демонам же предоставьте делать из себя посмешище» (“Поучения”). В житии свт. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского рассказывается о том, как он, будучи вынужден заночевать в языческом храме, изгнал всех демонов, начертав крестное знамение в воздухе во время обычных вечерних молитв. К помощи крестного знамения против демонов прибегали даже неверующие. Так, император Юлиан Отступник, уже отрекшись от веры, однажды невольно перекрестился, когда был испуган, пишет свт. Григорий Богослов (“Слово 4”).
Нужно ли осенять себя крестным знамением, если вдруг оказался в неправославном храме?
Не считается ли язычеством вера в то, что после совершения крестного знамения можно исцелиться от того или иного недуга?
Упоминания о чудесных исцелениях после совершения крестного знамения встречаются, например, в монашеской письменности. Так, подвижник Петр «положил свою руку на глаз больного, изобразил знамение спасительного креста, и болезнь сразу исчезла», сообщает блж. Феодорит Кирский (“История боголюбцев”). Другой подвижник, пишет блж. Феодорит, – прп. Лимней – исцелял с помощью крестного знамения с призыванием имени Божия змеиные укусы.
Что дать почитать человеку, не признающему силу крестного знамения?
Такому человеку можно, например, предложить книгу «Толкование Канона на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня», творение святого Космы, составлено Никодимом Святогорцем. Перевод с греческого под редакцией профессора И. Н. Корсунского.
В чем отличие крестного знамения у православных и католиков?
Православные для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ, соединенных в Ипостаси Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице). Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны как места спасённых и левой как места погибающих ( Мф.25:31-46 ). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.
Наиболее принятый и распространенный вариант в католическом мире – совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.
Когда крестное знамение следует и не следует совершать на богослужении?
В современной практике Русской Православной Церкви крестное знамение обязательно совершается при благословении священным предметом — Евангелием, Крестом или Чашей. Также принято осенять себя крестным знамением при чтении или пении «Приидите, поклонимся», Трисвятого, в начале и при окончании чтения Священного Писания, на «Аллилуия», при чтении и пении Символа веры, на отпусте. Обычай креститься во время каждого из прошений различных ектений не является уставным (в греческой и древнерусской традициях он не встречается). Крестное знамение совершается при прохождении по храму напротив Царских врат. Крестятся при поставлении свечи на подсвечник перед иконой, перед прикладыванием к иконе, перед потреблением просфор. Креститься не положено во время архиерейского или иерейского приветствия «Мир всем» или иных возгласов, сопровождаемых благословением народа рукой. Крестное знамение не совершается во время чтения или пения псалмов и стихир, запрещено креститься при подходе к Святой Чаше для Причащения. Крестное знамение в определенных случаях сочетается с поклонами, но при этом они не должны совершаться одновременно с крестным знамением.
На иконах Иисус Христос или какой-либо святой порой изображаются, складывающими пальцы в особом перстосложении. Как это понимать?
Не только Иисус Христос или святые на иконах складывают пальцы в особом перстосложении, именуемом именословным. Так делает и православный священник, благословляя людей или предметы. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы ІСХС, из которых потом надо сложить ІС ХС и мысленно прибавить титло, чтобы получилось имя Иисус Христос – І͠С Х͠С (Ιησούς Χριστός) в древнегреческом написании. При благословении руку при начертании поперечной линии креста ведут сначала налево (относительно преподающего благословение), потом направо, то есть, у человека, благословляемого таким образом, сначала осеняется правое плечо, потом левое. Архиерей имеет право преподавать благословение сразу двумя руками.
Почему на иконах Христос или какой-либо святой изображены с двоеперстием?
В православной иконографии рука, сложенная в крестное знамение, является распространенным элементом. В ходе полемики 2‑й половины XVII – начала XX веков по вопросу двоеперстия как его сторонники, так и его противники нередко ссылались на те или иные раннехристианские и византийские иконографические изображения. В очень большой степени широкое использование древних христианских изображений в целях апологии двоеперстия было вызвано тем, что в позднейшей практике, сохранявшейся на Руси до реформ патриарха Никона, и при совершении крестного знамения, и при священническом (или епископском) благословении употреблялось одно и то же двоеперстие, поэтому любые изображения Господа Иисуса Христа или святых с поднятой рукой и перстосложением, сходным с двоеперстием, воспринимались как однозначное свидетельство о двоеперстии (т. е., иными словами, как изображения благословения с использованием двоеперстия; необходимо отметить, что собственно крестное знамение в иконографии встречается редко). Впрочем, наряду с двоеперстием в иконографии Господа Иисуса Христа и святых часто встречаются и иные формы перстосложения – просто раскрытая ладонь, вытянутый указательный палец и т. н. ораторский жест (когда все пальцы, кроме большого и безымянного, вытянуты, а эти два сложены вместе), восходящий, как думает немало ученых, к античной традиции; возникновение двоеперстия в иконографии нередко связывали с упомянутым ораторским жестом. Однако такой подход к двоеперстию в иконографии, когда оно отождествляется с двоеперстным перстосложением при благословении (и тем более крестном знамении), неверен. Двоеперстие в иконографии Господа Иисуса Христа (а затем и святых) связано с т. н. жестом величия, состоявшем в поднятии руки с разогнутыми и соединенными вместе указательным и средним пальцами и согнутыми остальными (т. е. внешне совпадавшем с двоеперстием), который восходит к дохристианской римской традиции, где изображался в качестве знака триумфа. Так, одно из самых ранних изображений Христа с жестом величия (ошибочно отождествляемым полемистами с двоеперстием) в сюжете «Вход Господень в Иерусалим» на саркофаге Адельфии; символика жеста состоит не в двуперстном благословении Христом жителей Иерусалима, а в том, что Он изображен входящим в Святой град как Победитель и истинный Царь. Позднее жест величия, как и другие римские атрибуты (престол, клавы и др.), становится обычным элементом изображений Господа Иисуса Христа во славе. При этом, следует иметь в виду, существует немало типов изображений Господа Иисуса Христа, на которых упомянутый жест символизирует благословение.