как понять в какую сторону молиться
Драгоценные зерна Ислама
Thursday, November 28, 2013
Вопросы про киблу (направление намаза)
Как найти это направление?
В условиях Европейской части России – это на юг, грубо говоря. Для находящихся за Уралом, в Сибири, на Дальнем Востоке- грубо говоря – на юго-восток. (Для желающих большей точности есть компас, сайт Qibla Locator, который показывает это направление вплоть до каждого конкретного дома(работает для любой точки планеты). Точность желательна, но не обязательна(в разумных пределах. Определенное приближение допустимо.))
Для других стран – достаньте карту мира, и посмотрите, в какую сторону от вас Мекка. На карте наверху – север, внизу – юг, слева (если она лежит перед вами)- запад, а справа – восток. Т.е, если Мекка лежит «ниже» пункта вашего нахождения на карте- значит вам надо становиться лицом на юг, левее – на запад, ниже и левее – на юго-запад и т.д.
Если вы находитесь у кого-то, вам не обязательно спрашивать, где Мекка. Достаточно спросить, где юг. Большинство хозяев такие параметры своей квартиры знает. Если попытки узнать, где юг потерпели фиаско, спросите, где всходит солнце. Или где заходит.
Далее, узнать где юг, будет легко по данному ниже алгоритму.
Если помещение вам знакомо, вспомните, где солнце находится в зените. В России – это в 2 часа дня. (Почему не в полдень? Скажем спасибо тому, кто передвинул стрелки часов на 2 часа.) Если не знаете, где в 2 часа, посмотрите, где в 12, в 13, в 15 часов, в конце концов. Ювелирной точности от вас и не требуется. Это и будет направление на юг.
Комментарий от ББ.
Необязательность точности следует из очень простой мысли. Во времена Пророка САС не было никаких компасов, и направление (как и время наступления) намаза определяли исключительно по солнцу.
Я точно не уверен, где здесь какая сторона света.
Поворачивайтесь туда, куда вам кажется правильным. Даже если впоследствии выяснится, что вы читали намаз в ровно противоположную нужной сторону, перечитывать его не надо. Он считается выполненным правильно.
Я читал намаз. Проходит человек, и говорит, что я читаю его не в ту сторону и указывает правильное направление. Как мне поступить?
Во время намаза, не прерывая чтения, поворачиваетесь в указанную сторону. Намаз считается выполненным правильно, перечитывать его не надо.
Я читаю намаз и вдруг сообразил, что читаю не в ту сторону.
Как только сообразили, не прерывая намаза, сразу же поворачиваетесь в нужную сторону. Намаз считается годным, перечитывать его не надо.
Я вообще никак не могу сообразить, в какую сторону его читать. Даже никаких догадок нет.
Ну так читайте в любую. Это лучше, чем пропустить. Но тут уже мнения ученых разделяются – одни говорят, что его впоследствии надо перечитать, другие – что он является годным.
Определение киблы – направления на Каабу
Всевышний Аллах сказал:
Смысл: «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заветной мечети Мекки (Масджид аль-Харам). Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в её сторону» (сура «аль-Бакара», 2:150).
Намаз необходимо совершить, повернувшись в сторону священной Каабы, которая находится в Заповедной мечети в городе Мекке. Все мусульмане во время исполнения намазов и некоторых других обрядов поклонения обращают свои лица именно в сторону Каабы. Направление на Каабу из любой точки Земного шара в Исламе имеет название Кибла. Ясно, что все эти направления сходятся над Каабой, подобно тому, как меридианы сходятся над полюсом.
В первые годы распространения Ислама Киблой являлся масджид аль-Акса (Кудс), находящийся в городе Иерусалиме. Изменение Киблы с Кудса на Мекку произошло спустя семнадцать месяцев после хиджры, в месяце Шабан 2 года хиджры, в соответствии со следующим кораническим откровением:
Смысл: «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Запретной мечети. И где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону» (сура 2 «аль-Бакара», аят 144).
Каждая мечеть ориентирована и распланирована так, что все молящиеся обращены в сторону Каабы. На первых порах строительства мечетей к обеспечению Киблы приглашались звездочёты; позже и в настоящее время с этой задачей стали справляться архитекторы и др., правильно определяющие направление к Каабе.
В пределах небольшой площади, достаточно удалённой от Каабы (на территории России это может быть любой населённый пункт), расхождение направлений киблы мало, что позволяет распространять Киблу от мечети на ближайшие молитвенные комнаты и на прочие места для намаза методом параллельного переноса. В сложных случаях, а также в полевых условиях могут быть применены способы ориентирования по Солнцу или по компасу.
В настоящее время разработаны также много компьютерных программ, позволяющие определить киблу.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Сказал Всевышний:“Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий”. (Сура “аль-Бакъара”, 2:115).
Тафсир ас-Саади: “Из всех сторон света Аллах особо выделил восток и запад, потому что в них сосредоточены великие знамения. Там восходят и закатываются небесные светила, и если Аллах обладает властью над востоком и западом, то остальные стороны света тем более подвластны Ему.
О люди! В какую бы сторону вы ни повернулись, выполняя повеление Аллаха или вынужденно, там будет лик Аллаха. Вам велено во время намазов поворачиваться лицом в сторону Каабы, хотя прежде вы поворачивались лицом в сторону Иерусалима. А во время путешествий вам разрешается совершать намаз, сидя на верблюдице или другом средстве передвижения, и поворачиваться лицом в направлении вашего движения. А если вы не можете определить, в какой стороне находится Кааба, вам разрешается совершить намаз в любом направлении по вашему усмотрению. И ваша молитва принимается, даже если впоследствии окажется, что вы допустили ошибку. А если вы будете страдать болями в пояснице или заболеете, то для вас сделаны прочие уступки. В любом случае, куда бы вы ни повернулись, вы не найдете стороны, которая не подвластна вашему Господу.
Этот аят подтверждает существование лика Всевышнего Аллаха, который достоин Его величия и совершенства и не похож на лица творений. Аллах обладает самой великой милостью и самыми совершенными качествами, и Ему известны любые тайны и помыслы Его творений. Благодаря своим всеобъемлющим качествам и безграничному знанию Аллах позволяет Своим рабам совершать различные поступки и принимает их праведные деяния. Хвала же за это надлежит Ему одному!”.
Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приступал к намазу, он обращался лицом к Каабе при совершении обязательных (аль-фард) и дополнительных (ан-нафиля) намазов. Он (да благословит его Аллах и приветствует) велел так поступать, сказав ”человеку, который плохо помолился”: «Когда ты приступаешь к намазу, тщательно соверши омовение, затем обратись лицом к Кибле и произнеси такбир». Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж.
«Находясь в пути, он (да благословит его Аллах и приветствует) совершал дополнительыне намазы, а также намаз ”аль-витр”, (сидя) на своем верховом животном, куда бы оно ни поворачивалось на восток или на запад». Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж. Источники и передатчики второго из этих двух хадисов приводятся в книге «Аль-Ирва’ аль-Галиль» (289 и 588).
Сюда же относятся и следующие Слова Всевышнего: «Куда бы вы ни обратились, там Лик Аллаха». (Сура ”аль-Бакара”, аят 115).
«Иногда, когда он хотел совершить дополнительный намаз на своей верблюдице, он поворачивал ее в сторону Киблы, произносил такбир и молился, куда бы она ни поворачивалась». [1] «Он совершал поясной и земной поклоны (руку’ и суджуд) на своем верховом животном нагибая свою голову: при совершении земного поклона он нагибал голову ниже, чем при совершении поясного поклона». Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.
А «когда он хотел совершить обязательный намаз, то слезал с верблюдицы и обращался лицом к Кибле ». Аль-Бухари и Ахмад.
Во время намаза совершаемого под воздействием сильного страха он (да благословит его Аллах и приветствует) установил для своей общины (уммы) совершение молитвы «пешими либо сидя верхом на животном, обращаясь или не обращаясь при этом в сторону Киблы» Аль-Бухари и Муслим, и он также сказал: « Когда они смешаются в бою, то он (т.е. намаз) – это такбир и кивки головой ». Аль-Байхаки приводит этот хадис через цепочку передатчиков, которая соответствует требованиям, предъявляемым к хадисам имамами аль-Бухари и Муслимом.
Он (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «То, что находится между Востоком и Западом является Киблой». [2] Джабир (да будет доволен им Аллах) передал: «Однажды, когда мы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) находились в пути или в военном походе, небо было закрыто тучами, поэтому, пытаясь определить Киблу, мы разошлилсь во мнениях относительно направления на Киблу, и каждый из нас совершил намаз по отдельности. Однако каждый из нас начертил перед собой линию, чтобы обозначить направление совершённого намаза. Утром мы посмотрели на небо и обнаружили, что совершили намаз не в сторону Киблы. Мы рассказали о случившемся Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) но он не велел нам повторить намаз, сказав: ”Тот намаз для вас достаточен”». Ад-Даракутни, аль-Хаким, аль-Байхаки, ат-Тирмизи, Ибн Маджах и ат-Табарани. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ”Аль-Ирва’ ” (296).
Также «он (да благословит его Аллах и приветствует) молился в сторону Иерусалима (имеется в виду Отдаленная Мечеть – аль-Масджид аль-Акса – находящаяся в Иерусалиме – прим. переводчика), а перед ним была Кааба до того, как был ниспослан следующий аят: «Мы видели, как лицо твое обращается к небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Так повернись же лицом к Заповедной Мечети…» (Сура ”аль-Бакара”, аят 144). А когда этот аят был ниспослан, он повернулся лицом к Каабе. Когда же к людям, совершавшим утренний намаз в мечети Куба’, подошел какой-то человек, он сказал: «Поистине, Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) снизошло в эту ночь откровение, и ему было велено обращаться лицом в сторону Каабы, так не обратиться ли вам в её сторону?!» А в это время их лица были обращены в сторону аш-Шама, и, услышав это, люди развернулись и их имам также развернулся, пока не обратился лицом к Кибле вместе с ними. Аль-Бухари, Муслим, Ахмад, ас-Сирадж, ат-Табарани (3/108/2) и Ибн Са’д (1/234). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ”Аль-Ирва’ ” (290).
_________________________________
[1] – Абу Дауд, Ибн Хиббан в книге ”Ас-Сикат” (1/12) и ад-Дийа’ в книге ”Аль-Мухтара” приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков. Его достоверность подтвердили Ибн ас-Сукн, а также Ибн аль-Мулаккин в книге ”Хуласат аль-Бадр аль-Мунир» (22/1). Еще раньше на достоверность этого хадиса указал Абд аль-Хакк аль-Ишбили в своей книге «Аль-Ахкам» (№ 1394), проверенной мной. Имам Ахмад использовал этот хадис как довод, о чём рассказал Ибн Хани с его слов в книге ”Аль-Маса’ил” (1/67).
[2] – Ат-Тирмизи и аль-Хаким. Они оба называют этот хадис достоверным. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ”Аль-Ирва’ ” (292).
Прим. переводчика: это предписание относится к жителям Медины, потому что Медина расположена севернее Мекки. И если жители Медины обратятся лицом в направлении Мекки, то справа от них будет Запад, а слева – Восток. Этот хадис свидетельствует о том, что если молящийся находится на большом расстоянии от Каабы, то ему достаточно повернуться в направлении Заповедной Мечети (”Аль-Масджид аль-Харам”) – ”Итхаф аль-Кирам” Сафий ар-Рахман аль-Мубаракфури.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
В поиске истинного пути, или как правильно определить направление Киблы
А что же будем определять? За помощью обратимся к Википедии:
Ки́бла (араб. قبلة ‒ «направление», «то, что находится напротив») ‒ в Исламе направление на Каабу, расположенную в Запретной мечети (Масджид аль-Харам, المسجد الحرام ) в городе Мекка (Саудовская Аравия), соблюдаемое во время совершения молитвы-намаза и исполнения ряда других ритуалов.
Кибла (ориентация) имеет важное значение при строительстве мечетей и других культовых сооружений во многих религиях, а также в повседневной жизни мусульман и служит символом единства всех мусульман.
В первые годы распространения Ислама (с 610 по 623 года) Киблой была мечеть аль-Акса, расположенная в Кудсе (Иерусалиме). Изменение Киблы с мечети аль-Акса (Кудс) на Запретную мечеть (Мекка) произошло спустя семнадцать месяцев после хиджры, и было сделано в ответ на высказывания мединских иудеев о том, что, дескать, пророк и мусульмане не знали, где находится Кибла и якобы они их научили этому.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) молил Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он указал мусульманам их Киблу для Ислама. И в месяце Шабан 2-го года хиджры Господь указал ему направление новой Киблы в соответствии со следующим кораническим откровением:
Мы видим, как ты [Мухаммад] многократно смотрел на небо [прося о том, чтобы направление совершения молитвы (Кибла) изменилось]. Можешь не сомневаться, Мы направим тебя в ту сторону, которой ты будешь доволен. Направь же свой лик в сторону Священной Мечети (в сторону Каабы). И где бы вы ни находились [на планете], направляйте свои лица [совершая молитву-намаз] именно в эту сторону.
Те, кому было дано Писание ранее [иудеи и христиане], знают, что это есть Истина от Господа. Всевышний не оставит без внимания ни малейшего их действия [Его бдительность относительно дел и поступков всех и вся непоколебима, все в Его ведении].*
Священный Коран, 2: 144
Вот некоторые хадисы, описывающие этот момент:
Мы молились с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, (в течение) шестнадцати или семнадцати месяцев повернувшись в сторону Иерусалима, после чего повернулись к Каабе.
Однажды, когда люди совершали утреннюю молитву в мечети, к ним пришёл один человек и сказал: «Воистину, Аллах ниспослал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Коран, в котором велел повернуться в сторону Каабы, так повернитесь же к ней». Они стояли лицом к Шаму и повернулись к Каабе.
хадис от Ибн Умара,
св. хадисов аль-Бухари и Муслима
Признание Киблы в направлении Каабы имело важное значение для мусульман, заявивших о себе не как о реформаторском движении, а как о самостоятельной религии с аравийской спецификой. В связи с этим одно из наименований, которое получила мусульманская община ‒ «люди Киблы и согласия [общины]» (араб. أهل القبلة والجماعة ‒ «ахлю-ль-Кибля ва-ль-джама’а»).
В повседневной жизни мусульманам очень важно знать направление Киблы также при совершении и некоторых других действий, не связанных с молитвой-намазом:
Захоронение мертвых
Умершего мусульманина кладут в могилу на правый бок лицом к Кибле.
Кааба является вашим направлением, живые вы или мертвые.
св. хадисов аль-Байхакъи, ат-Тахауи
Заклание животных
Заклание животных производят, положив их на левый бок и повернув головой в сторону Мекки.
Пророк порезал двух баранов в день праздника Ид. Когда их повернули, пророк сказал: «Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и я не принадлежу к многобожникам!». В другом риваяте сказано: «Повернул баранов в сторону Киблы, при убое».
хадис от Джабира ибн Абдаллаха,
св. хадисов аль-Бухари
Сон и лежание
Обращаясь ко мне посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О такой-то, когда захочешь лечь в постель, соверши такое же омовение, какое совершаешь перед намазом, ляг на правый бок и скажи: «Аллахумма инни асламту ваджхи илайка, ва фаввазту амри илайка ва алжаъту захри илайка, рагбатан ва рагбатан илайка ла малжаа ва ла малжаа минка илла илайка, аманту бикитабика ллази анзалта ва набийика ллази арсалта». (О мой Аллах, я направляю свое лицо к Тебе, я полагаюсь во всех своих делах на Твою волю, я опираюсь на Тебя, я надеюсь на Тебя, я боюсь Тебя, и мне некуда бежать от Тебя, кроме как к Тебе же Самому, я верю в Тобою посланного Пророка, и в ниспосланный Тобой Коран)».
хадис от Бары ибн ‘Азиба,
св. хадисов аль-Бухари и Муслима
Справление естественных нужд
Нежелательно отправлять естественные нужды лицом и спиной к Кибле.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь из вас станет справлять большую нужду (на открытом пространстве), пусть не обращается к кибле лицом и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайтесь (лицом) к востоку или к западу».
хадис от Абу Айюба аль-Ансари,
св. хадисов аль-Бухари
Таким образом, вопрос правильного определения Киблы является для мусульманина чрезвычайно важным!
Попробуем разобраться в этом вопросе.
Всевышнему Аллаху (Господу миров, Творцу всего и вся, Богу) принадлежит и восток, и запад [если где-то вас подвергают религиозным гонениям, то помните, что молиться Всевышнему вы можете в любом чистом месте на всем земном пространстве]. Куда бы вы ни повернулись, там будет лик Его [Он не ограничен ни местом, ни временем]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) безгранично Широк [Своей милостью] и Всезнающ.*
Священный Коран, 2: 115
В своём переводе смыслов Священного Корана известный в России мусульманский богослов Шамиль Аляутдинов так поясняет этот аят:
Мусульмане всего мира молятся в направлении Каабы, расположенной в городе Мекке, но это, безусловно, не говорит о том, что Всевышний находится там. Нет, Творец трансцендентен, да и планета наша ‒ песчинка среди галактик, сотворенных Им. Но всех мусульман мира, несмотря на то, что они разных культур, национальностей, живут в разных городах и государствах, думают и анализируют по-разному, говорят на разных языках, ‒ всех их объединяют общие духовные ценности, определенная форма совершения молитвы-намаза на арабском языке, соблюдение поста, действия хаджа (паломничества), направление во время совершения молитвы.
Тот, кто может видеть Каабу, при совершении молитвы должен смотреть на неё. А тот, кто не может видеть её, должен повернуться в её сторону, поскольку это всё, что в его силах, а Всевышний Аллах же возлагает на душу лишь то, что ей под силу. Например, для жителей Медины и к тем, чья территория расположена подобным образом, относится следующий хадис:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «То, что (находится) между Востоком и Западом – (и есть) Кибла».
хадис от Абу Хурайры,
св. хадисов Ибн Маджы, аль-Хакима и ат-Тирмизи
Способы определения Киблы
→ Для путешествующих на транспорте
Для путешествующих на транспорте Киблой во время движения является направление движения транспорта.
Я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву во время езды, (и он молился) в том направлении, в котором ехал.
хадис от Амира ибн Рабиа,
У аль-Бухари в тексте этого хадиса добавлено: «Он слегка наклонял свою голову». А у ат-Тирмизи к тексту добавлено следующее: «(Однако) он не поступал таким образом при совершении обязательных молитв».
→ При совершении молитвы-намаза в вынужденных условиях, болезни или опасности
При таких обстоятельствах, дозволяется молиться, не поворачиваясь в сторону Киблы, поскольку пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Если я приказываю вам что-то сделать, то делайте то, что вы в силах (сделать).
св. хадисов аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и ан-Насаи
Также Всевышний Аллах в Священном Коране учит нас:
Если вы боитесь чего-то (опасаетесь за себя), то можете совершить [очередную обязательную молитву-намаз] идя пешком [если ситуация настолько неординарна, опасна, а время молитвы уже подходит к концу, то можете совершить её даже не останавливаясь, на ходу] или верхом [двигаясь на любом из наземных, подземных или воздушных видов транспорта, совершая молитву с оптимальной в существующих условиях и максимальной амплитудой движений в направлении движения транспорта. В последующем перечитывать совершенную таким образом обязательную молитву нет канонической необходимости]. Если же опасений нет, тогда упоминайте Всевышнего так, как Он научил вас тому, чего вы не знали [то есть совершайте молитву-намаз в обычном порядке, спокойно, полноценно, умиротворенно].*
Священный Коран, 2: 239
→ Во всех остальных случаях, когда человек не испытывает явных затруднений:
1) В современном мире высоких технологий для определения Киблы вы можете воспользоваться специальными программами, устанавливаемые на сотовый телефон, планшет или на ваш персональный компьютер; ( например, этой: Кибла-локатор (компас): Muslim Pro — программа позволяющая определенить направление Киблы)
2) Если вы находитесь в населённом пункте, где есть мечеть, то направление Киблы вам подскажет михраб ‒ полусферическая ниша в стене мечети (часто украшенная двумя колоннами и аркой), в которой имам совершает коллективную молитву. Расположение ковров и полос в мечетях также помогают правильно ориентироваться внутри мечети;
3) Если технических средств под рукой не оказалось, то можно высчитать направление в сторону Киблы с помощью географической карты, и, зная это направление, по компасу сориентироваться в той точке, где вы сейчас находитесь;
4) Если и компаса вдруг не окажется под рукой, то, зная направление на Киблу для той местности, где вы сейчас находитесь (например, для Центральной России Киблой является направление на юг) вы можете:
○ в дневное время определить стороны света:
‒ по тени в полдень
Стороны света легче всего определить в солнечную погоду в полдень. Нужно стать спиной к солнцу и тень, которую вы отбрасываете, укажет на Север в Северном полушарии и на Юг в Южном. В экваториальных областях полуденная тень полгода направлена на север (с 23 сентября по 21 марта), а полгода на юг (с 21 марта по 23 сентября).
‒ по солнцу и часам
В солнечную погоду стороны света можно определить при наличии часов. Для этого необходимо расположить часы так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Угол между часовой стрелкой и 12 часами разделить пополам, а линия, разделяющая этот угол, и будет указывать на Юг, причем Юг до 12 ч будет с правой стороны от Солнца, а после 12 ч с левой. Этот способ годится для определения направления днём, а именно с 6 часов утра и до 6 часов вечера.
Внимание! С наступлением весны многими странами, в том числе и Российской Федерацией, вводится летнее время и часы переводятся на час вперёд, поэтому полдень наступает в 13 часов дня, т.е. угол измеряется между часовой стрелкой и цифрой 1.
По состоянию на 01.01.2015г. время опять поменяли — теперь полдень высчитывается так же, как и было, ориентируясь на 12 часов.
На момент чтения статьи, пожалуйста, ориентируйтесь на текущее время, так как авторы могут не уследить за очередным изменением.
○ в ночное время:
‒ по Полярной звезде (если вы находитесь в северном полушарии)
I) Найти на небе созвездие Большой Медведицы (большой ковш).
II) Расстояние между двумя крайними звездами отложить пять раз по прямой в сторону созвездия Малой Медведицы (малый ковш). Отложенный отрезок совпадет с последней звездой в хвосте Малой Медведицы. Это и будет Полярная звезда, от которой мысленно провести отвесную линию к Земле. Это и будет направление на север.
‒ по созвездию Южного Креста (если вы находитесь в южном полушарии)
Созвездие Южный Крест состоит из четырех ярких звезд, взаимно расположенных в виде креста. Для более точного определения Юга пользуются прямой, проложенной через две звезды, расположенные слева от Южного Креста. Пересечение этой прямой и прямой, отложенной от Южного Креста и будет направлением на Юг.
5) И, наконец, если нет возможности определить направление Киблы, к примеру, из-за темноты или облачности, то, в начале, следует спросить того, кто знает об этом. Если вам некого спросить, то вы должны попробовать определить Киблу сами и совершить намаз, повернувшись в ту сторону, которая по вашему предположению и является Киблой.
В таком случае ваша молитва, иншаАллах, будет действительной, и вы не будете обязаны повторять её, даже если позже обнаружится, что совершили намаз в неправильном направлении. Если же выяснится, что вы совершаете намаз в неправильном направлении во время его исполнения, то вы должны повернуться в нужном направлении, не прерывая молитву.
Эти выводы основаны на следующих хадисах:
Однажды, когда люди совершали утреннюю молитву в мечети, к ним пришёл один человек и сказал: «Воистину, Аллах ниспослал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Коран, в котором велел повернуться в сторону Каабы, так повернитесь же к ней». Они стояли лицом к Шаму и повернулись к Каабе.
хадис от Ибн Умара,
св. хадисов аль-Бухари и Муслима
Однажды, когда мы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) находились в походе, небо было закрыто тучами, поэтому, пытаясь определить Киблу, мы разошлись во мнениях (относительно Киблы), и каждый из нас совершил молитву в своем направлении (на Каабу). (Однако) каждый начертил перед собой линию, чтобы обозначить направление (совершённой молитвы). Утром мы посмотрели на небо и обнаружили, что совершили молитву не в сторону Киблы. Мы рассказали о случившемся Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но он не велел нам повторить молитву и сказал: «Та молитва для вас достаточна».
св. хадисов ад-Даракутни, аль-Хакима,
аль-Байхаки, ат-Тирмизи, Ибн Маджы и ат-Табарани
Подводя итог, хочется напомнить ещё раз прочитать 115-й аят 2-й суры «Корова» Священного Корана, приведённый выше по тексту!
Не стоит излишне себя накручивать, если вам не удаётся точно определить Киблу, ведь главное сделать для этого всё от себя зависящее и совершить намаз с ниятом (намерением) его исполнения в сторону Киблы и, иншаАллах, ваш намаз в полной мере примется Всевышним Аллахом, Субханаху уа Та’аля. Главное ‒ не забывать его совершать.
Конечно же Вы догадались в процессе чтения, что статья не только в прямом смысле о Кибле…
Истинный, прямой путь, о котором говорится в Священном Коране и наставить на который просят Господа все мусульмане в каждом ракаате намаза, читая суру «аль-Фатиха», найти очень непросто, а ещё сложнее с него потом не свернуть.
Советую Вам для развития посмотреть очень интересные видео-ролики: «В поиске прямого пути» и «Верное руководство для прямого пути».
*С комментариями Ш. Аляутдинова
Если у Вас появилось желание поближе познакомиться с Исламом и познать его основу основ — Священный Коран, то рекомендуем прочитать его первый богословский перевод на русский язык, сделанный Ш. Аляутдиновым (» СВЯЩЕННЫЙ КОРАН СМЫСЛЫ. БОГОСЛОВСКИЙ ПЕРЕВОД»).
В издании представлен полный перевод Священного Корана, однако автор не претендует на то, что этим исчерпывает все смыслы Священного писания — вниманию читателей предлагается лишь то, что смог извлечь автор, проведя многолетнюю кропотливую работу с фундаментальными трудами мусульманских богословов и анализируя современность через многие десятки тысяч людских вопросов, на которые ему довелось ответить.
Наличие ритуальной чистоты при чтении данной книги не является обязательным (подробнее о том, почему это не является обязательным, читайте в 79-м аяте 56-й суры).