как понять в какой тональности петь
Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.
Чтобы знать, как определить тональность произведения, требуется, прежде всего, разбираться в понятии «тональность». Вы уже знакомы с этим термином, поэтому лишь напомню, не углубляясь в теорию.
Тональность – вообще, это высота звучания, в данном случае – высота звучания какого-либо лада – например, мажора или минора. Лад — это построение звукоряда по определенной схеме и, кроме того, лад – это конкретная звуковая окраска звукоряда (мажорный лад – ассоциируется со светлыми тонами, минорный – с грустными нотками, тенью).
Высота каждой конкретной зависит от её тоники (главная устойчивая нота). То есть тоника – эта та нота, к которой привязан лад. Лад во взаимодействии с тоникой и даёт тональность – то есть набор выстроенных в определённом порядке звуков, расположенных на конкретной высоте.
Как определить тональность произведения на слух?
Тут важно понимать, что не в любой момент звучания можно с точностью сказать, в каком тоне звучит данная часть произведения. Нужно выбрать отдельные моменты и проанализировать их. Что это за моменты? Это может быть самое начало или самый конец произведения, а также конец какого-либо раздела произведения или даже отдельной фразы. Почему? Потому что начала и концы звучат устойчиво, они утверждают тональность, а в середине обычно происходит удаление от основной тональности.
Итак, выбрав для себя фрагмент, обратите внимание на две вещи:
Когда вы это определите, у вас должно случиться прояснение. От типа наклонения зависит – мажорная это тональность или минорная, то есть какой у тональности лад. Ну а тонику, то есть устойчивый звук, который вы услышали, можно просто подобрать на инструменте. Итак, вам известна тоника и известно ладовое наклонение. Что ещё нужно? Ничего, только соединить их вместе. Например, если вы услышали минорное настроение и тонику фа, то тональность будет – фа минор.
Как определить тональность произведения в нотах?
А вот как определить тональность произведения, если у вас на руках ноты? Наверное, вы уже догадались, что следует обратить внимание на знаки при ключе. В большинстве случаев, по этим знакам и тонике можно безошибочно определить тональность, потому что ключевые знаки ставят вас перед фактом, предлагая только две конкретные тональности: одну мажорную и одну параллельную ей минорную. Какая именно тональность в данном произведении зависит от тоники. Подробнее про ключевые знаки можно прочитать здесь.
Нахождение тоники может вызывать затруднения. Часто это последняя нота музыкального произведения или его логически завершенной фразы, чуть реже она еще и первая. Если, например, произведение начинается с затакта (неполного такта, предшествующего первому), то часто устойчивой нотой оказывается не первая, а та, которая приходится на сильную долю первого нормального полного такта.
Не поленитесь взглянуть в партию сопровождения, по ней можно догадаться о том, какая нота является тоникой. Очень часто аккомпанемент обыгрывает тоническое трезвучие, которое, как понятно из названия, содержит в себе тонику, да, кстати, и лад тоже. Заключительный же аккорд сопровождения практически всегда её содержит.
Обобщив вышесказанное, выделим несколько шагов, которые вы должны предпринять, если хотите определить тональность произведения:
Именно слух является вашим главным инструментом в решении вопроса, которому посвящена эта статья. Следуя этим нехитрым правилам, вы сможете определять тональность музыкального произведения быстро и правильно, позже вы научитесь определять тональность с первого взгляда. Удачи!
Автор – Виталий Коваленко
Кстати, неплохой подсказкой для вас на начальном этапе может стать известная всем музыкантам шпаргалка – квинтовый круг мажорных тональностей. Попробуйте её использовать – очень удобно.
Определяем тип голоса у ребёнка и взрослого человека
Каждый голос уникален и неповторим по своему звучанию. Благодаря этим особенностям, мы можем легко узнавать голоса своих знакомых даже по телефону. Певческие голоса отличаются не только по тембру, но и по высоте раскрытия голоса, диапазону, индивидуальной окраске. И в этой статье вы узнаете, как правильно определить тип голоса ребёнка или взрослого человека. А также, как определить свой удобный диапазон.
Певческие голоса всегда подходят под одну из вокальных характеристик, которые придумали в итальянской оперной школе. Их сравнивали по звучанию с музыкальными инструментами струнного квартета. Как правило, звучание скрипки сравнивали с женским голосом сопрано, альта – с меццо. Самые низкие голоса – контральто – сравнивали со звучанием валторны (как и тембр тенора), а низкие басовые тембры – с контрабасом.
Так появилась классификация голосов, близкая к хоровой. В отличие от церковного хора, в котором пели только мужчины, оперная школа Италии расширила возможности пения и позволила создать классификацию женских и мужских голосов. Ведь в церковном хоре женские партии исполняли дисканты (сопрано) или тенора-альтино. Эта характеристика голосов сохранилась и сегодня не только в оперном, но и в эстрадном пении, правда, в эстраде подача звука другая. Некоторые критерии:
4 критерия определения голоса
В профессиональном пении есть свои критерии определения. Во время прослушивания преподаватель обращает внимание на:
Как правильно определить тип голоса у детей
Детские голоса ещё не имеют сформированного тембра, но уже в это время можно определить их тип во взрослом возрасте. Обычно их делят на высокие и низкие, как у мальчиков, так и у девочек. В хоре их называют сопрано и альт или дискант и бас. В смешанных хорах есть 1 и 2 сопрано, а также 1 и 2-й альт. После переходного возраста они приобретут более яркую окраску и уже после 16-18 лет можно будет определить взрослый тип голоса.
Чаще всего из дискантов получаются тенора и баритоны, из альтов – драматические баритоны и басы. Низкие голоса девочек могут превратиться в меццо-сопрано или контральто, а сопрано стать немного выше и ниже и приобрести свой неповторимый тембр. Но бывает, что низкие голоса становятся высокими и наоборот.
Дискант хорошо узнаваем по звонкому высокому звучанию. Некоторые из них могут петь даже партии для девочек. У них хорошо развит высокий регистр и диапазон.
Альты и мальчики, и девочки имеют грудное звучание. У них красивее звучат низкие ноты, а не верхние. У сопрано – самых высоких голосов у девочек – лучше звучат высокие ноты, начиная от соль первой октавы, чем низкие. Если определить их тесситуру, то можно понять, как он будет развиваться. То есть, как определить диапазон этого голоса во взрослом возрасте.
Как правильно определить свой тип голоса
В настоящее время есть 3 типа женских и мужских голосов. Каждый тип имеет свои отличия.
Сопрано – наиболее звонкий, лёгкий высокий женский голос. Он имеет яркий женственный тембр и может звучать высоко, звонко и пронзительно. Ему удобнее петь в конце первой октаве и во второй, а некоторые колоратурные сопрано легко поют высокие ноты в третьей. У мужчин похожее звучание имеет тенор.
Меццо-сопрано – сочный и насыщенный средний женский голос. Чаще всего, он имеет красивый глубокий тембр и диапазон, который красиво раскрывается в первой октаве и в начале второй. Низкие ноты этого голоса звучат наполнено, сочно, с красивым грудным звучанием. Он аналогичен звучанию баритона.
Контральто – глубокий, чувственный, бархатный и самый низкий голос у женщин. Он имеет звучание, напоминающее по тембру виолончель, и может брать низкие ноты малой октавы. А самым низким мужским голосом является бас-профундо, который в природе встречается очень редко. Чаще всего самые низкие партии в хоре поют басы.
Прослушав выдающихся певцов вашего пола, вы без труда поймёте, как определить по окраске свой тип.
Как определить безошибочно, тональность голоса? Вы сможете это сделать дома, если у вас есть музыкальный инструмент. Выберите песню, которая вам нравиться и спойте её в удобной тональности. Она должна иметь широкий диапазон, чтобы охватить хотя бы полторы октавы. Затем попробуйте подобрать её мелодию. В каком диапазоне вам удобно её петь? Затем поднимите её выше и ниже.
Где лучше раскрывается ваш голос? Это и есть наиболее удобный участок вашего рабочего диапазона. Сопрано будет удобно петь в конце первой и начале второй октавы и выше, меццо – в первой, а контральто ярче всего звучит в последнем тетрахорде малой октавы и в первой сексте первой. Это хороший способ, верно определить тональность своего голоса.
Вот ещё один способ, как определить, какой у тебя природный голос. Нужно взять распевку в диапазоне октавы (например, до – ми – ля – до (вверх) до –ми –ля (вниз), и спеть её в разных тональностях, которые будут отличаться на секунду. Если голос раскрывается, когда вы поёте верх, значит, его тип – сопрано. А, если тускнеет и теряет выразительность – меццо или контральто.
Теперь то же самое проделайте сверху вниз. В какой тональности вам стало петь удобнее всего? Не стал ли голос терять свой тембр и становиться тусклым? При движении вниз сопрано теряют свой тембр на низких нотах, им неудобно их петь, в отличие от меццо и контральто. Так вы сможете определить не только тембр голоса, но и наиболее удобный участок для пения, то есть рабочий диапазон.
Как определить, какой у тебя голос в студии? Выбрать несколько фонограмм любимой песни в разной тональности и пропеть их. Там, где лучше всего раскрывается голос, и стоит петь в дальнейшем. Ну а заодно вы будете знать, как определить свой тембр, прослушав запись несколько раз. И, хотя вы можете с непривычки не узнать свой голос, порой запись может наиболее точно определить его звучание. Так что, если вы хотите определить свой голос и понять, как с ним надо работать, отправляйтесь в студию. Удачи!
Как определить тональность мелодии?
Бывает, придёт в голову мелодия и «колом её оттудова не выбьешь» – хочется играть и играть, а еще лучше записать, чтобы не забыть. Или на очередной репетиции группы разучиваешь новую песню товарища, судорожно подбирая аккорды на слух. В обоих случаях сталкиваешься с тем, что нужно понять, в какой тональности играть, петь или записывать.
О том, как определить тональность мелодии думает и школьник, разбирая нотный пример на уроке сольфеджио, и несчастный аккомпаниатор, которого попросили подыграть вокалисту, требующему продолжения концерта на два тона ниже.
Как определить тональность мелодии: путь решения
Если не углубляться в дебри музыкальной теории, то для определения тональности мелодии алгоритм таков:
Имеющий уши – да услышит: он просто определит тональность на слух!
Тоника – самая устойчивая по звучанию ступень лада, своего рода главная опора. Если вы подбираете тональность на слух, то попробуйте найти звук, на котором можно закончить мелодию, поставить точку. Этот звук и будет тоникой.
Если только мелодия не представляет собой индийскую рагу или турецкий мугам, определить лад не так и сложно. «На слуху» у нас два основных лада – мажор и минор. Мажор имеет светлый, радостный оттенок, минор – оттенок тёмный, грустный. Обычно, даже немного натренированный слух позволяет быстро опознать лад. Для самопроверки можно проиграть трезвучие или гамму определяемой тональности и сравнить на гармоничность звучания с основной мелодией.
После того, как найдена тоника и лад, можно смело называть тональность. Так, тоника «фа» и лад «мажор» составляют тональность Фа мажор. Чтобы найти знаки при ключе, достаточно обратиться к таблице соотношения знаков и тональностей.
Как определить тональность мелодии в нотном тексте? Читаем ключевые знаки!
Если нужно определить тональность мелодии в нотном тексте – обратите внимание на знаки при ключе. Одинаковый набор знаков при ключе может быть только у двух тональностей. Это правило отражено в квартово-квинтовом круге и созданной на его основе таблице соотношения знаков и тональностей, которую мы вам уже показали немножко раньше. Если, к примеру, рядом с ключом нарисован «фа диез», то вариантов два – или Ми минор, или Соль мажор. Так что следующим шагом будет нахождение тоники. Как правило, ею является последняя нота в мелодии.
Некоторые нюансы при определении тоники:
1) мелодия может заканчиваться и на другом устойчивом звуке (III или V ступень). В этом случае из двух вариантов тональностей нужно выбрать ту, в тоническое трезвучие которой входит этот устойчивый звук;
2) возможна «модуляция» – это тот случай, когда мелодия началась в одной, а закончилась в другой тональности. Здесь нужно обратить внимание на новые, «случайные» знаки альтерации, появившиеся в мелодии – они будут служить подсказкой к ключевым знакам новой тональности. Также следует отметить и новую тонику-опору. Если это задание по сольфеджио, правильным ответом будет написать путь модуляции. Например, модуляция из Ре мажора в Си минор.
Есть и более сложные случаи, в которых вопрос о том, как определить тональность мелодии, остается открытым. Это политональные или атональные мелодии, но эта тема требует отдельного обсуждения.
Вместо заключения
Научиться определять тональность мелодии – несложно. Главное – тренировать слух (чтобы распознавать устойчивые звуки и наклонение лада) и память (чтобы каждый раз не заглядывать в таблицу тональностей). По поводу последнего почитайте статью – Как запомнить ключевые знаки в тональностях? Удачи!
Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта
Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.
Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.
Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.
Звукоряд, лад, тоника
Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.
Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.
Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:
Неустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.
Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:
Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.
Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:
Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.
Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.
Тональность и гамма
Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.
Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.
Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.
Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.
Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.
Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.
Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.
Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:
А вот формула для минора:
Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:
А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:
Как видите, для соблюдения формулы, нам пришлось использовать знак альтерации — диез. Так нота Фа превратилась в Фа диез.
В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:
Вы могли заметить, что гамма До мажор и Ля минор не имеют знаков альтерации; гамма Соль мажор и Ми минор имеют 1 знак альтерации. А в гамме Ре мажор, как и в гамме Си минор будет два диеза. Закономерно то, что гаммы с одинаковым количеством знаков альтерации, идут парами: До и Ля — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си – ПАРА. Такие гаммы (а значит и тональности) называются ПАРАллельными.
Параллельные тональности
Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.
Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.
Как найти параллельную тональность
Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.
Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.
Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:
Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.
Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:
В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.
Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:
Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.
Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.
Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.
Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:
Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:
Одноименные тональности
Как мы уже сказали, Тоника + Лад = тональность. Если мы возьмем за тонику ноту «До» и подставим мажорный лад, то получим тональность До мажор. А если возьмем ту же ноту «До» и подставим минорный лад, то получим тональность До минор.
Такие тональности называются ОДНОИМЁННЫМИ. У них одна тоника, но разный лад, а соответственно, разные звуки. Чтобы от ноты До построить минорную гамму, нам нужно вспомнить формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) и ввести необходимые знаки альтерации — в данном случае Си, Ми и Ля бемоли.
Энгармонизм тональностей
Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.
Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.
Для чего нужны тональности
Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.
В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.
В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.
В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.
В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.
Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.
Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать переложить музыкальное сочинение из одной тональности в другую транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.
Сколько тональностей всего
Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.
Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве , то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.
Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:
2 — без знаков альтерации
14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)
14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)
Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.
В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.
Порядок Диезов и бемолей
Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.
Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:
Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:
Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей» .
Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!