как понять каким способом образовано слово

Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 9

Урок 10. Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования

В языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и словообразовательный уровень. Чтобы определить, каким способом образовано слово, надо:

1) увидеть, есть ли в слове кроме корня ещё значимые части;

2) определить лексическое значение искомого слова в зависимости от лексического значения производящего слова, то есть того, от которого образовано искомое.

Возьмём существительное ноша. Ноша это то, что носят, то есть изначально в сознании людей было зафиксировано значение действия, а затем сформировалось значение предмета как результата этого действия. Следовательно, существительное ноша образовалось путём усечения суффикса от глагола носить.

Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:

б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.

Существует два способа образования в языке новых слов и, следовательно, обогащения лексики: морфологический и неморфологический.

1. Морфологический способ:

5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;

8) сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.

1. Определите способ словообразования слов объективность, лисонька, подоконник, направо. Определите, новые слова или формы слов рисующий, проехала, красивее, переходя.

2. Исправьте ошибки, допущенные в словообразовании выделенных слов. Проверяйте себя по орфографическому словарю.

1) С исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный путь.
3) Старик Дубровский не мог вынести измываний соседа.
4) Развитие движения разночинцев показано в романе «Отцы и дети» с большой шириной и глубиной.
5) Ехай скорей с горы!
6) Сегодня солнце так и жгёт.
7) Вы не хочете отдохнуть после обеда?

3. Укажите номер (номера), где слово образовано приставочно-суффиксальным способом:

1) разглядеть
2) разговаривать
3) тишь
4) прочитать
5) походка
6) соломенный
7) самолёт
8) прочитанный

Источник

Способы словообразования в русском языке.

Способы словообразования в нашем языке можно классифицировать благодаря тому, какое средство использовано для создания нового слова. Часто способы могут комбинироваться в одном слове.

В русском языке можно выделить следующие способы словообразования:

Убирать — уборщик, двор — дворник, второй — вторник.

Широкий — ширь, выходить — выход.

Дорого — недорого, город — пригород, смотреть — присмотреть.

Стена — застенок, рана — подранок, пилить — напильник.

Быстро растворимый — быстрорастворимый, лишенный ума — умалишенный.

Проводит воду — водопровод, рубит лес — лесоруб.

Водопровод — водопроводчик, лесоруб — лесорубка.

Больной человек (прил.) — больной (сущ.), столовая ложка (прил.) — столовая (сущ.).

Как мы уже узнали, русский язык — живое явление, именно поэтому процесс словообразования влечёт за собой множество других процессов, которые помогают адаптировать новые слова к нашей речи не только морфологически, но и фонетически. Среди них можно выделить три следующих явления:

Чередование согласных и гласных часто происходит при образовании новых слов:

Вставки интерфикса (морфемы, которая фонетически соединяет две основы в одно слово):

мяс о рубка, кост о лом.

Как вывод, можно сделать следующее заключение. Русский язык действительно «велик и могуч», он регулярно обновляется, пополняется и растёт. Главным способом такого роста является процесс словообразования. Из данной статьи мы поняли, что есть два основных средства словообразования : это словообразование с помощью морфем (суффиксов, префиксов), а также словообразование с помощью операций с основами (сращение, сложение, сокращение и аббревиация). Все эти знания нужны для того, чтобы понимать происхождение слов, уметь выделять производные и производящие основы.

Источник

Способы словообразования в русском языке

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

как понять каким способом образовано слово. Смотреть фото как понять каким способом образовано слово. Смотреть картинку как понять каким способом образовано слово. Картинка про как понять каким способом образовано слово. Фото как понять каким способом образовано слово

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

б) с помо­щью интерфикса:

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их компонентов:

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

Морфолого-синтаксический способ словообразования

как понять каким способом образовано слово. Смотреть фото как понять каким способом образовано слово. Смотреть картинку как понять каким способом образовано слово. Картинка про как понять каким способом образовано слово. Фото как понять каким способом образовано слово

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

Видеоурок

Источник

«Памятка для определения способа образования слов в русском языке»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

слов в русском языке

(продукт проектной деятельности учащихся

11 класса МКОУ «СОШ №1» с.п. Шалушка Чегемского района КБР).

При выборе производящего слова

(при имеющемся производном)

При определении способа словообразования

Неправильное восстановление словообразовательной цепочки

Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:

При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→ приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:

писать→ за писать→запис ыва ть

Приставочный способ – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия:

дедушка→ пра дедушка

Суффиксальный способ – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему слову.

В русском языке есть суффиксы, которые состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного слова. Наиболее часто образуются таким образом

имена существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:

Бессуффиксный способ – присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим способом образуются следующие группы слов:

существительные от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:

существительные от прилагательных путём замены окончания прилагательного на нулевое окончание:

Сложение – способ, при котором происходит образование новых слов путём соединения частей нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).

Запомни! В сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т. к. изменяются обе части: шест и десят и.

Запомни наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

Переход – это способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Наиболее распространенные переходы: из прилагательного в существительное ( дежурный ученик – дежурный по подъезду),

из причастия в существительное ( управляющий производством человек – главный управляющий ),

из причастия в прилагательное ( ведущий судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог( ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая Вадика).

Сращение – это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём слияния, сращения слов в одно слово:

сей час→ сейчас; сего дня→ сегодня.

Воспользуйся схемой словообразовательного анализа.

Если нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни следующие действия:

-определи все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);

-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.

Подобным образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).

Например: близорук ость/

лес н ой, здоров енн ый.

Если нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то выполни следующие действия:

-выбери слова с приставкой и суффиксом;

-закрой приставку и посмотри на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если «нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;

-является ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если «да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если «нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

Схема словообразовательного разбора:

определить какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).

найти производящее слово: истолковать значение производного ( это можно сделать, используя слово (сочетание слов), от которого оно образовано ) или подобрать слово, родственное производному (оно обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).

сравнив состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с помощью которой оно образовано.

определить способ образования исследуемого слова.

Пример словообразовательного разбора :

имеет значение «не имеющий дома ». Значит, образовано от слова «дом»

слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

как понять каким способом образовано слово. Смотреть фото как понять каким способом образовано слово. Смотреть картинку как понять каким способом образовано слово. Картинка про как понять каким способом образовано слово. Фото как понять каким способом образовано слово

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

как понять каким способом образовано слово. Смотреть фото как понять каким способом образовано слово. Смотреть картинку как понять каким способом образовано слово. Картинка про как понять каким способом образовано слово. Фото как понять каким способом образовано слово

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

как понять каким способом образовано слово. Смотреть фото как понять каким способом образовано слово. Смотреть картинку как понять каким способом образовано слово. Картинка про как понять каким способом образовано слово. Фото как понять каким способом образовано слово

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

как понять каким способом образовано слово. Смотреть фото как понять каким способом образовано слово. Смотреть картинку как понять каким способом образовано слово. Картинка про как понять каким способом образовано слово. Фото как понять каким способом образовано слово

Номер материала: ДБ-1506039

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

как понять каким способом образовано слово. Смотреть фото как понять каким способом образовано слово. Смотреть картинку как понять каким способом образовано слово. Картинка про как понять каким способом образовано слово. Фото как понять каким способом образовано слово

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

как понять каким способом образовано слово. Смотреть фото как понять каким способом образовано слово. Смотреть картинку как понять каким способом образовано слово. Картинка про как понять каким способом образовано слово. Фото как понять каким способом образовано слово

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

как понять каким способом образовано слово. Смотреть фото как понять каким способом образовано слово. Смотреть картинку как понять каким способом образовано слово. Картинка про как понять каким способом образовано слово. Фото как понять каким способом образовано слово

Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября

Время чтения: 1 минута

как понять каким способом образовано слово. Смотреть фото как понять каким способом образовано слово. Смотреть картинку как понять каким способом образовано слово. Картинка про как понять каким способом образовано слово. Фото как понять каким способом образовано слово

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

как понять каким способом образовано слово. Смотреть фото как понять каким способом образовано слово. Смотреть картинку как понять каким способом образовано слово. Картинка про как понять каким способом образовано слово. Фото как понять каким способом образовано слово

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

как понять каким способом образовано слово. Смотреть фото как понять каким способом образовано слово. Смотреть картинку как понять каким способом образовано слово. Картинка про как понять каким способом образовано слово. Фото как понять каким способом образовано слово

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Словообразовательный анализ слова: как делать, примеры

Содержание:

Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?

Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.

Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:

Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.

Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.

К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.

Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.

Способы словообразования:

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Постфиксальный

Бессуффксальный

Приставочно-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный

Сложение основ

Аббревиатура

Лексико-синтаксический

Лексико-семантический

План словообразовательного разбора (анализа)

Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.

Начальная форма слова:

Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.

Затем выполнить следующие действия:

Примеры словообразовательного анализа

Образец устного разбора

Подоконник существительное, в начальной форме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *