как понять где какая струна на гитаре
Виды струн для гитары (акустической, классической)
Название струн на гитаре: классический вариант
Вообще, классикой считается 6-струнная гитара. Однако можно вспомнить достаточно много примеров великих композиторов, которые предпочитали шести струнам семь (хотя бы Высоцкий).
Однако, согласно музыкальной теории и сольфеджио, названия струн не различаются вообще. Исходя из правил, установленных общей теорией музыки, ноты, по которым строится любой инструмент имеют свои названия и аббревиатуры в виде латинских символов и языковых интерпретаций. В нашем случае это:
Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары или их дубль-версии) применяются соответственно. Но струн всего 6.
Струна на гитаре вверху грифа совпадает по звучанию с первой внизу через три октавы. Поэтому и первая, и шестая являются как бы главенствующими, но только применительно к 6-струнному инструменту (основной строй производится именно в ми-миноре).
Видео
Обозначение пальцев левой руки
Пальцы на правой руке обозначаются арабскими цифрами 1, 2, 3, 4.
Не понятно почему, но своего обозначения большой палец не имеет. На мой взгляд, это как-то не правильно, так как большим пальцем можно зажимать басовые струны в аккордах с барре и порой это намного удобнее, чем брать само барре.
Что такое обмотка
Для басового регистра используются струны с обмоткой. Что это такое? Обмотку стали использовать в конце 18 столетия в целях облегчения игры и обогащения звучания нижнего регистра. Обмотка изготавливается из разных сплавов металлов и разделяется на типы:
Если вам нужен приглушенный камерный звук, выбирайте струны с плоской обмоткой. Для яркого интенсивного звука выбирают круглую обмотку.
Шестая струна гитары
Самая толстая и верхняя струна. Она идет в октаву с первой – и дает точно так же, звук E-ми. Является струной-тоникой для аккордов Ми-мажор и ми-минор.
Какой уход требует гитара
Ученикам музыкальной школы гитары понимать как устроена гитара недостаточно, чтобы поддерживать инструмент в хорошем состоянии при хранении дома. Ее необходимо регулярно осматривать, чистить, мыть. Если не следить за состоянием инструмента, играть на нем будет невозможно уже в первый год после покупки.
Аккорды на открытых струнах
В эту категорию входят все аккорды для начинающих. Они ставятся на первых трех ладах, и их тоникой служит открытая струна. Для начала освоения гитары вам точно стоит выучить данные трезвучия, а также то, как звучат открытые струны в целом.
Как выбрать классическую гитару
Начинающим следует обращать внимание не только на внешний вид инструмента, но и на тонкости, в которых сразу будет непросто разобраться:
Подбирать инструмент нужно, учитывая размер. Стандартная модель для взрослых – 4/4. Длина такой классической гитары около 100 сантиметров, вес более 3 кг. Маленькому ребенку играть на ней будет невозможно, поэтому разработаны модели, рекомендованные с учетом роста и возраста:
При выборе нужно обратить внимание на тембр и звук. Поэтому лучше взять с собой в магазин человека, который сможет настроить инструмент и сыграть на нем мелодию. Хорошее звучание – залог правильного выбора.
Прием баррэ
Хотя название струн на гитаре уже не вызывает непонимания, отдельно стоит отметить прием, называемый баррэ (зажатие указательным пальцем всего лада).
Любой стандартный аккорд можно построить именно с помощью этой техники. По сути, те же простейшие аппликации, указанные выше, можно применить к этому случаю, но только в роли баррэ выступает порожек возле колкового механизма на головке грифа.
Нотный гриф гитары
Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.
Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.
Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.
Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.
Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.
Конструкция
Основные составные части – корпус, гриф, струны. Форма и размер инструмента остается неизменным с конца XIX века, когда испанский гитарный мастер Антонио Торрес создал классическую модель с шестью струнами, деревянными нижней и верхней декой, соединенными между собой обечайками. Каждая часть имеет свои отличительные черты.
Корпус
Нижняя и верхняя деки одинаковы по форме. Для изготовления нижней используется скрипичный клен, кипарис или другие породы дерева, для верхней – ель или кедр. Толщина доски от 2,5 до 4 мм. Верхняя дека отвечает за звучность инструмента. В ней вырезается круглый голосник диаметром 8,5 см, устанавливается подставка-струнодержатель с порожком. Подставка имеет шесть отверстий для крепления струн. Чтобы при натяжении не происходила деформация корпуса, внутри устанавливается система пружин из деревянных реек, но отсутствует анкерный стержень. Это существенное отличие классической гитары от акустической.
Крепится к корпусу килем, который еще называют «пяткой». Ширина грифа классической гитары 6 см, длина 60-70 см. Для изготовления используют кедр или другие породы дерева с твердой структурой. С обратной стороны гриф имеет округлую форму, рабочая поверхность плоская, покрытая накладкой. Гриф заканчивается головкой, которая слегка расширяется, отклоняясь назад. Классическая гитара отличается от акустической длиной грифа, у последней он короче на 6-7 см.
Струны
Правильное расположение и высота струн важны для чистого звука. Слишком низкое расположение приводит к дребезжанию, а высокое – к неудобству для исполнителя. Высоту определяют по 1 и 12 ладу. Расстояние между грифом и струнами на классической гитаре должно быть следующим:
Басовая 6 струна | Первая тонкая струна | |
---|---|---|
1 лад | 0,76 мм | 0,61 мм |
2 лад | 3,96 мм | 3,18 мм |
Замерить расстояние можно при помощи обычной линейки. Причинами изменения высоты может быть слишком низкий или высокий порожек, прогиб грифа. Для названия струн на гитаре используется нумерация. Самая тонкая – это 1-ая, верхняя толстая – 6-ая. Чаще всего все они нейлоновые – это еще одна разница между классической и акустической гитарой.
Что выбрать новичку
При выборе комплекта струн необходимо учитывать:
Советы новичкам по выбору гитары и струн для первой игры:
Помните, что неправильно настроенному инструменту никакие струны не помогут. Чтобы гитара звучала, научитесь основам настройки инструмента.
Ноты на грифе гитары. 16 шагов по изучению расположения нот на грифе.
Как выучить ноты на гитаре?
Существует довольно много способов сделать это, однако самый простой – просто зазубрить и запомнить их, используя некоторые упрощающие меры. Иначе процесс может сильно затянуться, что значительно приостановит ваше музыкальное развитие. Эта статья как раз и посвящена систематизации обучения нотам на гитаре, а также содержит в себе несколько простых шагов, которые помогут в этом.
Для чего мне учить расположение нот на грифе?
Ответ на это такой же, как и на вопрос – зачем вообще учить ноты? Вся музыка состоит из них, как язык состоит из букв, поэтому без знания нот вы просто не сможете придумывать действительно интересные и сложные композиции. Конечно, вы будете способны учить любые композиции по аккордам, однако импровизировать, сочинять красивые соло, придумывать интересные последовательности аккордов – совершенно точно нет. Вы не будете знать, когда надо играть ту или иную ноту, или вообще где находится нужный звук. Знание того, где на грифе находится нота – а еще лучше то, как она звучит – позволит свободно играть на гитаре произведения любого уровня сложности.
Необходимые базовые знания
Обозначение нот
На письме они помечаются буквами латинского алфавита от A до G. Соответственно их значения выглядят так:
В последующем руководстве мы будем использовать именно такие пометки для вашего удобства.
Ноты на открытых струнах
В стандартном строе открытые струны на гитаре состроены в кварту друг к другу, кроме четвертой и пятой – они строят в уменьшенную квинту, следующий интервал. Благодаря этому аккорды зажимаются гораздо проще, это позволяет значительно упростить изучение гамм и боксов пентатоник. Ноты на открытых струнах выстроены в следующем порядке с первой по шестую – E B G D A E. Это называется «стандартный строй». Стоит сказать то, что почти все популярные строи, не сильно меняют его структуру, а иногда просто опускают ноты, сохраняя техническую последовательность.
Что означает Диез и Бемоль
В современной музыкальной теории мало кто использует оба эти понятия – скорее это свойственно ученикам музыкальных школ, которые изучали классическую теорию. В целом, между этими понятиями можно условно поставить знак равенства, потому что диезы и бемоли означают «промежуточные» – то есть, полутона, или же черные клавиши на фортепиано. Например, после ноты C идет не D, а Db – Ре-бемоль, или же C#. Собственно, в классических учебниках указывается, что Бемоль пишется, когда мы идем по гамме вверх, а Диез – вниз. Однако этот момент можно опустить, и называть промежуточные ноты так, как удобно вам – понятия все равно обозначают одно и то же.
Где не используются Бемоли и Диезы
Ровно в двух тональностях – Ля-миноре и До-мажоре. В остальных ситуациях они активно используются всеми без исключения музыкантами.
Кроме того, бемоли и диезы отсутствуют между нотами E и F, а также B и C. Они находятся на расстоянии полутона друг от друга. Обязательно запомните это – данный аспект довольно важен при импровизации.
Что такое натуральный ряд
Натуральным рядом по факту называется обычная гамма без повышения и понижения ступеней. В ней все ноты идут последовательно друг за другом в классическом мажорном или минорном порядке. Этот порядок очень важно знать для импровизации на гитаре, поскольку именно на нем она и строится.
Таблица нот для гитары
Перед тем, как приступать непосредственно к запоминанию нот, взгляните на эту таблицу, на которой они обозначены вплоть до 12го лада. Почему до 12го? Потому что это целая октава, и после него ноты повторяются в том же самом порядке, как будто начинаются с нулевого. В данном случае нулевым ладом служит двенадцатый.
Пошаговое изучение расположения нот на гитаре
День первый. Учим ноты на шестой струне
Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:
День второй. Учим ноты на пятой струне
Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.
День третий. Учим ноты на четвертой струне
Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие
День четвертый. Учим ноты на третьей струне
В стандарте это выглядит так
День пятый. Учим ноты на второй струне
В стандартном строе это выглядит так
День шестой. Учим ноты на первой струне
Для стандартного строя разметка следующая
Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.
День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот
Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:
Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе. Это очень важно в таком вопросе, как играть соло, поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место.
День восьмой. Все ноты на пятом ладу
В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.
День девятый. Все ноты на десятом ладу
То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.
День десятый. Запоминаем все ноты A
В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах
День одиннадцатый. Запоминаем все ноты B
Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах
День двенадцатый. Запоминаем все ноты С
В стандарте нота C находится на этих ладах
День тринадцатый. Запоминаем все ноты D
Эту ноту прозвучивают эти лады
День четырнадцатый. Запоминаем всем ноты E
Данную ноту обозначают эти лады
День пятнадцатый. Запоминаем все ноты F
Эта нота находится на следующих ладах
День шестнадцатый. Запоминаем все ноты G
Она находится на этих ладах
Ноты на грифе гитары. Таблицы для скачивания. Шпаргалки.
Для того, чтобы вам было легче учиться, ниже представлен небольшой сборник файлов-шпаргалок с указанными на грифе нотами. Это сделает процесс обучения еще проще.
Изображения откроются в новом окне, после вы сможете сохранить их себе на компьютер.
Стоит ли использовать наклейки с нотами на грифе гитары?
Однозначно – да, но только поначалу. Таким образом, вам действительно будет проще запомнить, где находится какая нота. Однако не стоит цепляться за них – постепенно убирайте их с грифа и старайтесь запоминать ноты без них.
Несколько полезных советов
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Альберт Гастинов
27 Replies to “ Ноты на грифе гитары. 16 шагов по изучению расположения нот на грифе. ”
Прекрасный сайт! Кладезь ценной информации, все предельно понятно и локанично. Какое счастье, что Вы есть! Огромное Спасибо Вам! Куда можно отблагодарить? 🙂
Очень приятно читать такие отзывы. Помощь отправить пока не куда, да и статьи на сайте все бесплатные. Главное чтобы они были полезные, для меня это важнее.
Спасибо за информацию.
Очень всё просто и доступно для понимания.
Спасибо ОГРОМНОЕ, я именно вас искала. Вот так просто на табличке с пояснениями наглядно. Альберт, вы просто чудо. Я уже отчаялась найти человека, который бы мне ПРОСТО пояснил где какая нота на грифе. Без заумных исторических,физических и математических теорий. Простите за эмоциональность Еще раз СПАСИБО!
Очень приятно! Рад, что вам помогла статья.
Здравствуйте.По нотам более менее понятно,надо учить,а вот по аккордам хочу задать вопрос.Совершенно не понятно почему аккорд называется,к примеру,С,а нот там три и не С,да ещё играть его надо с определённой тоники.Как в этом разобраться,помогите пожалуйста.
Здравствуйте. В этом вопросе вам поможет разобраться статья на нашем сайте Построение аккордов на гитаре.
Потому что аккорд называется по первой ноте (тонике), от которой он строится Аккорд = трезвучие, включающее в себя три ноты: тонику, терцию, квинту (мажорный аккорд). То есть первую, третью и пятую ступень соответствующей гаммы. Соответственно, аккорд C, он же До-мажор состоит нот До, Ми и Соль.
Спасибо будем учить)
Здравствуйте. Спасибо за подробный разбор и поздсказки.
Возник вопрос:
Вы пишите: «Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае с пятой лад надо зажимать не седьмой, а восьмой»
Разве речь идет о 5й, а не 2й струне? Судя по сземам на 8м ладу нужно зажать именно 2ю.
Здравствуйте. Текст исправили, все верно на восьмом зажимается 2-ая струна, образуя октаву от 3 открытой струны.
Какие брать наклейки на гриф? Разноцветные, однотонные? На Алике много всего. Или пёстрые большие кругляшки, или мелкие однотонные. И с пестрыми рябит, и однотонные почти не видно.
Здравствуйте, Екатерина. Здесь только дело вкуса и предпочтений. Лично мне больше нравится вариант с однотонными наклейками.
Стоит обратить внимание на то, что наклейки, которые продаются на Алиэкспресс, подходят только для гитар типа Дредноут и других из этого семейства (что касается формы корпуса и грифа). На классические гитары, а также гитары отечественного производства ООО «Ижевский завод Т.И.М.», ЗАО «АККОРД» г. Бобров и др., такие наклейки не подойдут, т.к. на этих инструментах идет широкий гриф и отображение нот на наклейках не будет соответствовать нужным струнам.
Отличный сайт. Спасибо.
Пошаговое повышение грамотности автора. День первый. Зайти в википедию и прочесть значение слова «нота».
День второй. Перестать лепить всё в одну кучу. Осознавать, когда следует употреблять «звук», а когда «нота».
День третий. Наслаждаться собственной грамотностью.
Ваш комментарий немного странный по содержанию. Давайте разберемся. Нота как пишет Википедия – это графическое обозначение «Звука» музыкального произведения.
Музыкальный звук – «звук» определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений.
Теперь мы имеем контекст нашей статьи, где описывается, то где находятся ноты на грифе гитары с пошаговым изучением.
Из контекста следует что нам, нужно знать, где находится Нота (теория), чтобы ее потом сыграть (практика), то есть извлечь «Музыкальный звук» на инструменте. Если посмотреть на материал именно в контексте темы, то все написано правильно. Нам нужно знать места извлечения звуков (практика) и знать, как он называется и где находится (теория, нота).
Поясню дополнительно, использование слов звук и нота при правильном понимании материала имеет одинаковое значение. Если бы в статье шла речь о музыкальном звуке, его происхождении, физических характеристиках и других деталях и в нужных местах мы бы использовали слово «нота», в таком случае здесь была бы ошибка.
Отличная статья, всё по полочкам и разжевано, мельче некуда)). Мне, начинающему самоучке, очень помогло, разобраться с нотами. А на комментарии таких «критиков», не тратьте время, тем кто ничего неумеет ничего не остаётся как критиковать чужой труд. Что бы хоть как то прикрыть свою ущербность.
Благодарю за ваш вклад, в моё развитие!)
Очень рад, что информация для вас полезна!
Сайт суперский, спасибо
Здравствуйте!
Большое спасибо за ваш труд и уроки!
Но есть один вопрос… Как правильно учить ноты… когда учишь что нибудь, как правило проговариваешь это (в уме или вслух), так вот как быть… я вижу английское написание но должен произносить слог по русски Е — Ми, А — Ля… и так далее так как быть учить англо-русский музыкальный или же не париться и вместо До-Ре-Ми произносить Сэ-Дэ-Е… так кстати для мозга легче … и правильно ли это…
Спасибо!
P.S.
Нигде не мог найти данную информацию, а вот англо-русскую муз. версии самоучителей просто пруд пруди.
Здравствуйте, Юрий. Ноты конечно лучше учить в том виде как их придумали в произношении, т.е. До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си. А на письме, если вы не пользуйтесь нотными записями и партитурами, то использовать общепринятые буквенные обозначения C-D-E-F-G-A-B.
Объясню для чего это, к примеру, если играть и учить аккорды, то они записаны как раз в буквенном виде, а не Ре-минор или Соль-мажор. В таком виде их использовать неудобно, поэтому нужна буквенная запись «Dm» или «G». Зная, какую ноту, которую обозначает буква, вам проще будет разобраться от какой тоники строится аккорд, какие басовые ноты нужно извлекать, ну а если вы разбираетесь в теории, то будет проще записывать прогрессии и последовательности, к примеру, для сочинения своих песен. В любом случае для этого вам понадобятся сокращенные буквенные записи.
В другом случае. Если вы учите соло или мелодии на гитаре. То здесь чаще всего для удобства партия гитары записывается на тубалатурах и здесь для вас извлекаемые ноты уже нужны именно в их натуральном виде. Т.к. будет правильнее, если вы будете запоминать что 5-ая струна на 5-ом ладу это нота «Ре», а не «Дэ».
Вывод можно сделать, что стоит учить и запоминать ноты визуально как они выглядят на письме в буквенном виде, но произносить их как Соль-Ля-До-диез и т.д.
Не знаю как кто, а лично я не парюсь по поводу звучания или произношения с акцентом или без.
Просто надо научиться читать с листа.
Как школьник, сначала учит буквы, потом слоги, затем читает слова, предложения, рассказы и т. Д
В конце концов мы читаем не замечая буквы. Мы видим в своей голове образы созданные с помощью букв.
Надо научиться слышать музыку глядя на ноты.
Это обязательно придет…
Ноты на грифе гитары
Предисловие
Безусловно, используя только материал этой статьи невозможно научиться играть на гитаре по нотам. Для этого необходимо иметь некоторые теоретические познания, а главное практические навыки. Первое, что нужно освоить это понятия метр и ритм. Начинать лучше с простых, одноголосных мелодий и только затем приступать к пьесам, написанным двумя или тремя голосами. Для этой цели подходит, например, нотный сборник В. Калинина «Юный гитарист». Главное не надо торопиться. Лучше проработать четыре несложных, но разнохарактерных произведения, чем «закопаться», в одном красивом и сложном. На самом деле играть грамотно по нотам не так уж и легко. Требуется, как минимум, усидчивость и терпение.
Данная статья составлена из нескольких параграфов учебного пособия Петрова И.Б. и Мякотина Е.В. «Краткий курс музыкальной грамоты для учащихся класса гитары», и является, некоторым образом, анонсом (издание готовится к печати). Авторы надеются, что предложенный материал будет интересен, не только для учащихся класса гитары школ искусств, но и широкому кругу гитаристов-любителей, желающих расширить свои познания по музыкальной грамоте в процессе самостоятельного обучения игре на гитаре.
Ноты на грифе гитары. Общие обозначения
Обозначения пальцев правой руки – большой – p, указательный – i, средний – m, безымянный – a, мизинец – e.
Обозначения пальцев левой руки – указательный, обозначается в нотах цифрой – 1, средний обозначается цифрой – 2, безымянный – 3, мизинец – 4; 0 – открытая струна.
— обозначение струны (в нотах).
Апояндо (игра с опорой), тирандо (игра без опоры) – два основных приёма игры правой рукой.
Позиция – расположение пальцев левой руки на грифе гитары, дающее возможность извлечь несколько звуков разной высоты разными пальцами без её перемещения, чаще всего, обозначаются римскими цифрами (I, II, III), расположенных над нотоносцем. Позиция обычно определяется ладом грифа, на котором находится указательный палец левой руки. Граница данной позиции может быть обозначена пунктирной линией.
Р.Н.П. – русская народная песня, У.Н.П. – украинская народная песня.
sim . ( simile ) – играть также, в данной статье, тем же пальцем правой руки.
Высота музыкального звука
Для определения высоты звука ноты размещают на нотном стане (нотоносце), состоящем из пяти параллельных линий (счёт линий ведётся снизу):
Теперь попробуем найти эти звуки на фортепиано.
Семь названий музыкальных звуков периодически повторяются в одном и том же порядке. Расстояние между двумя звуками До (до-си) называется октавой :
Счёт добавочных линий ведётся: верхних – вверх от первой добавочной линии, нижних – вниз от первой добавочной линии.
Если мы посмотрим на фортепиано, то увидим на его клавиатуре 88 клавиш, 52 белых и 36 чёрных (на некоторых моделях фортепиано и синтезаторов бывает меньшее количество клавиш). Они делятся на семь полных октав, со всеми октавами мы познакомимся в дальнейшем, как и с названиями чёрных клавиш, а первоначально необходимо выучить данный звукоряд, так как эти ноты чаще всего применяются при игре на гитаре.
Расположение нот на грифе гитары. Стандартный строй
Строй гитары:
первая струна – ми первой октавы, вторая струна – си малой октавы,
третья струна – соль малой октавы, четвёртая струна – ре малой октавы,
пятая струна – ля большой октавы, шестая струна – ми большой октавы.
Запомните! Что, для удобства чтения с листа ноты для гитары записываются на октаву выше.
Задания:
1.Назовите последовательно расположенные восемь звуков звукоряда вверх и вниз от разных нот в восходящем и нисходящем порядке:
2. Заучите отдельно, какие ноты записываются на линейках, а какие помещаются между линейками. Так, например, в скрипичном ключе на линейках пишутся пять нот: ми, соль, си из первой октавы, ре и фа из второй. К этой группе можно отнести и ноту «до» первой октавы – она занимает первую добавочную линейку. Между линейками (равно как над или под линейками) в скрипичном ключе записываются следующие звуки: ре, фа, ля первой октавы, до, ми, соль второй октавы – сыграйте на гитаре каждую ноту и этого ряда по очереди в восходящем и нисходящем направлениях, называя звуки.
3. Назовите вслух ноты в восходящем движении через одну ступень (до-ми, ре-фа, ми-соль, фа-ля и т.д.); в нисходящем движении через одну ступень (до-ля, си-соль, ля-фа и т.д.)
4. Для быстрого запоминания расположения нот на нотоносце полезно выполнение письменных работ – те же упражнения со ступенями звукоряда переводите в формат графической записи, названия нот по-прежнему произносятся вслух.
5. Определяйте названия нот:
6. Перечислите все названия звуков двойным шагом через одну ступень в восходящем движении:
до-ми-соль, ре-фа-ля, ми-соль-си, фа-ля-до, соль-си-ре, ля-до-ми, си-ре-фа, до-ми-соль.
В нисходящем движении:
соль-ми-до, фа-ре-си, ми-до-ля, ре-си-соль, до-ля-фа, си-соль-ми, ля-фа-ре, соль-ми-до.
Тон и полутон, знаки альтерации
(Пример на гитаре: ми второй октавы – открытая 1-ая струна, нота фа первый лад 1-ой струны; си первой октавы – открытая 2-я струна, нота до второй октавы – первый лад 2-ой струны.)
Расстояния между звуками высчитывается методом сложения тонов и полутонов. Например, расстояние между до и фа – два с половиной тона (между до и ре – 1 тон, между ре и ми – 1 тон, между ми и фа – полтона).
фа-дубль-диез, до-дубль-диез, си-дубль-бемоль, ми-дубль-бемоль.
Все эти «непривычные» диезы и бемоли ( ми-диез, фа-бемоль, си-диез, до-бемоль ), а также дубли применяются достаточно редко и на первых порах вам не встретятся. Однако с возрастанием сложности нотных примеров эти знаки будут применяться чаще. На вопрос, зачем нужны эти дополнительные обозначения и названия для белых клавиш, мы ответим позже, а сейчас рассмотрим правила применения этих знаков в нотном письме.
Случайные знаки – это те знаки, которые встречаются в данном музыкальном произведении редко, эпизодически; действуют исключительно на протяжении того такта, где они встречаются:
Ключевые знаки – это те знаки, которые встречаются в данном музыкальном произведении постоянно; записываются они возле ключа:
После скрипичного ключа у нас стоит бемоль на высоте ноты си (обратите внимание, что ключевой знак стоит перед размером). Этот знак действует на протяжении всех восьми тактов данной мелодии, то есть все ноты си во втором, третьем, а также в шестом [1] тактах должны быть понижены на полтона (на 1 лад).
Наконец, существует ещё один знак, который отменяет все предыдущие знаки – знак бекар ( § ):
Итак, существуют пять знаков изменения высоты звука:
# – диез (повышение на полтона)
b – бемоль (понижение на полтона)
X – дубль-диез (повышение на тон)
º – дубль-бемоль (понижение на тон)
§ – бекар (отмена предыдущего знака)
Все вышеперечисленные знаки изменения высоты звука называются знаками альтерации (от лат. alter – другой, изменившийся).
Ноты на грифе гитары. Упражнения
Выучите на гитаре звукоряд от ноты до 1-ой октавы, до ноты до 2-ой октавы (гамма До мажор ). Затем сыграйте и спойте последовательно расположенные восемь звуков звукоряда вверх и вниз от разных нот в восходящем и нисходящем порядке:
Разучите на гитаре звукоряд от ноты ля на 5-ой струне (гамма ля-минор) в две октавы:
Сыграйте данное упражнение на гитаре, используя мелодический вариант исполнения (звуки по очереди), названия нот обязательно петь или хотя бы произносить.
Затем сыграйте, и спойте, следующее упражнение:
В дальнейшем следует освоить два новых понятия: звучание звуков в унисон (одинаково) и в октаву. Если мы зажмём вторую струну на пятом ладу, то получим ноту ми, и она будет звучать в унисон с первой струной. Если мы зажмём вторую струну на пятом ладу, то получим ноту ми, и она будет звучать в унисон с первой струной. Если мы зажмём третью струну на четвёртом ладу, то получим ноту си, и она будет звучать в унисон со второй струной. Четвёртая, пятая и шестая струны будут звучать в унисон с предыдущими струнами, зажатыми на пятом ладу. Струна, зажатая на двенадцатом ладу, звучит в октаву с открытой струной.
Специфика гитары как инструмента струнного такова, что одну и ту же ноту, например ми второй октавы (по написанию), можно взять в пяти местах на грифе, причём, если высота звука будет одинаковой, то тембр и окраска значительно отличаются: открытая первая струна, вторая струна, зажатая на пятом ладу; третья струна, зажатая на девятом ладу; четвёртая струна, зажатая на четырнадцатом ладу; пятая струна, зажатая на девятнадцатом ладу. В дальнейшем мы будем рассматривать расположение нот на грифе гитары до двенадцатого лада, так как, в практике игры на классической гитаре этот участок грифа наиболее часто используется. К тому же после двенадцатого лада (место соединения грифа с корпусом гитары) ноты первых позиций повторяются с интервалом в октаву.
Нота си первой октавы : открытая вторая струна; третья струна, зажатая на четвёртом ладу; четвёртая струна, зажатая на девятом ладу.
Нота соль первой октавы : открытая третья струна; четвёртая струна, зажатая на пятом ладу; пятая струна, зажатая на десятом ладу.
Нота ре первой октавы : открытая четвёртая струна; пятая струна, зажатая на пятом ладу; шестая струна, зажатая на десятом ладу.
Нота ля малой октавы : открытая пятая струна; шестая струна, зажатая на пятом ладу.
Используя этот несложный принцип, а также нехитрую арифметику можно легко «находить» ноты на грифе гитары. Например, нота фа второй октавы :
первый лад на первой струне, шестой лад на второй струне (1+5); десятый лад на третьей струне (6+4).
В целях дальнейшего изучения грифа гитары и работы над сменой позиций можно предложить следующее упражнение. Берём известную несложную мелодию (или фрагмент мелодии) и играем её в разных позициях на различных струнах. Пример: русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Польку В. Калинина – исполняем во V позиции на 2-ой струне, затем в IX позиции на 3-ей струне.
«Ехал казак» играем в IV позиции от 4-ой струны, затем в X позиции от 5-ой струны.
Всем самого наилучшего и успехов!