как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию

Подготовка к Исповеди

Подгото́вка к И́споведи — испы­та­ние сове­сти перед Таин­ством Пока­я­ния.

В отли­чие от маги­че­ского обряда очи­ще­ния, допус­ка­ю­щего слепое испол­не­ние ука­за­ний «свя­щен­но­дей­ству­ю­щего» кол­дуна или мага, Таин­ство Пока­я­ния под­ра­зу­ме­вает нали­чие веры, осо­зна­ние личной вины перед Богом и ближ­ними, искрен­него и осо­знан­ного жела­ния осво­бо­диться от власти греха.

К Таин­ству Пока­я­ния нельзя под­хо­дить меха­ни­че­ски. Про­ще­ние и раз­ре­ше­ние грехов — не юри­ди­че­ский акт объ­яв­ле­ния греш­ника неви­нов­ным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни испо­ве­до­вался, мог обра­тить вни­ма­ние на то, какая молитва чита­ется над ним: «при­мири и соедини святей своей Церкви». Через Таин­ство Пока­я­ния чело­век при­ми­ря­ется с Богом, вос­ста­нав­ли­вает себя как члена Церкви.

Пока­я­ние в грехе состоит из 3‑х этапов: Пока­яться в грехе, как только его совер­шил; вспом­нить о нем на исходе дня и вновь попро­сить у Бога за него про­ще­ния; испо­ве­дать его в Таин­стве Пока­я­ния (Испо­веди) и полу­чить раз­ре­ше­ние от этого греха.

От Таин­ства Пока­я­ния сле­дует отли­чать:

Где и когда можно испо­ве­до­ваться?

Испо­ве­до­ваться можно в любом месте в любой день года, но обще­при­ня­той явля­ется испо­ведь в храме в опре­де­лён­ное рас­пи­са­нием время или по дого­во­рён­но­сти со свя­щен­ни­ком. Испо­ве­ду­ю­щийся должен быть кре­щё­ным.

На первую испо­ведь или испо­ведь после дол­гого пере­рыва лучше не при­хо­дить в вос­кре­се­нье или дни вели­ких цер­ков­ных празд­ни­ков, когда храмы полны моля­щи­мися и велика оче­редь на испо­ведь. Также жела­тельно при­хо­дить к Таин­ству зара­нее.

Первую Испо­ведь не сле­дует соеди­нять с первым При­ча­ще­нием, чтобы в полной мере ощу­тить впе­чат­ле­ния от этого вели­кого собы­тия в нашей жизни. Впро­чем, это только совет.

Как гото­виться к Испо­веди?

При под­го­товке к испо­веди, в отли­чие от под­го­товки к Таин­ству При­ча­ще­ния, цер­ков­ный устав не тре­бует ни осо­бого поста, ни осо­бого молит­вен­ного пра­вила.

Прежде чем отпра­виться на испо­ведь уместно:

Реко­мен­да­ции испо­ве­ду­ю­ще­муся:

Можно ли запи­сать грехи, чтобы не забыть их на испо­веди?

Да, это воз­можно, но про­чи­тать грехи сле­дует само­сто­я­тельно, а не отда­вать записку для про­ще­ния свя­щен­нику.

Что делать, если не счи­та­ешь себя греш­ным чело­ве­ком? Или если грехи обыч­ные, как у всех.

Сле­дует срав­ни­вать себя в первую оче­редь со свя­тыми, тогда соб­ствен­ное духов­ное здо­ро­вье не будет выгля­деть столь радужно.

Чистая совесть — при­знак корот­кой памяти…

Стоит ли испо­ве­до­ваться, если навер­няка опять согре­шишь неко­то­рыми гре­хами?

Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запач­ка­ешься? Пока­я­ние – это жела­ние пере­ро­диться, оно не начи­на­ется испо­ве­дью и не закан­чи­ва­ется ей, это дело всей жизни. Пока­я­ние это не только пере­чис­ле­ние грехов перед Богом при сви­де­тель­стве свя­щен­ника, это состо­я­ние души, нена­ви­дя­щей грех и избе­га­ю­щей его.

Пока­я­ние должно быть не просто эмо­ци­о­наль­ной раз­ряд­кой, это систем­ная, осмыс­лен­ная работа над собой, име­ю­щая целью при­бли­зиться по своим каче­ствам Богу, упо­до­биться Ему в доб­ро­де­те­лях. Пра­во­сла­вие имеет неис­чер­па­е­мое аске­ти­че­ское насле­дие, состав­лен­ное свя­тыми подвиж­ни­ками, кото­рое необ­хо­димо изу­чать для пра­виль­ной орга­ни­за­ции духов­ной жизни.

Наша цель не просто очи­ститься от грехов и стра­стей, но при­об­ре­сти доб­ро­де­тели. Мало, напри­мер, пере­стать воро­вать, необ­хо­димо научится мило­сер­дию.

Грубые грехи уже пре­одо­лены и на каждой испо­веди при­хо­дится повто­рять прак­ти­че­ски одни и те же грехи. Как выйти из этого пороч­ного круга?

епи­скоп Тихон (Шев­ку­нов):
“Для давно воцер­ко­в­лен­ных людей «список» грехов, как пра­вило, от испо­веди к испо­веди при­мерно один и тот же. Может воз­ник­нуть ощу­ще­ние некоей фор­маль­ной духов­ной жизни. Но дома мы часто под­ме­таем пол, и, слава Богу, не каждый раз при­хо­дится раз­гре­бать авги­евы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начи­на­ешь заме­чать, как жизнь у неко­то­рых хри­стиан дела­ется с годами скуч­нее и скуч­нее. А должно быть наобо­рот: она должна ста­но­виться всё более насы­щен­ной и всё более радост­ной”.

Тем не менее, не нужно успо­ка­и­ваться в том, что не можешь побе­дить все грехи, нужно лишь осо­зна­вать, что не все грехи и стра­сти воз­можно побе­дить мгно­венно. Это систем­ная задача, реше­нию кото­рой служит аске­тика.

У меня очень слож­ные жиз­нен­ные обсто­я­тель­ства, боюсь, что про­стой батюшка меня не поймёт.

Гос­подь в любом случае поймёт. Есть хоро­ший рас­сказ по этому поводу: “Зеница ока”.

Бог поже­лал, чтобы мы кая­лись не перед без­греш­ными Анге­лами, а перед людьми. Мы должны сты­диться совер­ше­ния греха, а не пока­я­ния. Если чело­век искренне воз­не­на­ви­дел свои грехи, то он не постес­ня­ется при­знаться в них перед свя­щен­ни­ком.

свя­щен­ник Филипп:
Иногда можно заме­тить, что неко­то­рые при­хо­жане, с уди­ви­тель­ной педан­тич­но­стью и скру­пу­лез­но­стью испо­ве­да­ю­щи­еся в малей­ших нару­ше­ниях цер­ков­ных правил или небла­го­го­ве­нии к свя­ты­ням, с тем же уди­ви­тель­ным посто­ян­ством оста­ются довольно жест­кими и неми­ро­лю­би­выми в отно­ше­ниях с окру­жа­ю­щими людьми.

Источник

Молитвы перед исповедью и причастием

Духовное обновление являет важной задачей жизни для каждого христианина. Как правило, этого достигают исповедью и Причащением. С помощью исповеди можно очистить душу и подготовится к принятию Тайн Святого Писания. Во время Причастия каждый верующий человек воссоединяется с Господом Иисусом Христом. Это значит, что он обретает все блага, связанные с Божественной жизнью, наполняется силами, которые помогут ему творить добро. И исповедь, и Причащение требуют специальной молитвенной подготовки.

Какие молитвы читать перед исповедью и причащением

Исповедь по своей сути является покаянием в совершенных вольных или невольных прегрешениях. Цель этого ритуала получить отпущение своих грехов, чтобы получить на вечную жизнь после смерти в Царствии Божьем. Святые отцы считают исповедь вторым крещением. Это связано с тем, что ребенок во время ритуала крещения очищается от первородного греха, а в процессе исповеди верующему человеку предоставляется возможность очищения от грехов, свершенных им на жизненном пути.

Когда человек готовится к исповеди или причастию, то ему нужно обязательно соблюдать утреннее и вечернее правило. Обязательные молитвы, которые входят в него, должны читаться в полном объеме. Подготовка к Причастию включает в себя саму исповедь и пост. Как правило, церковь требует, чтобы подготовка проводилась в течение 3-7 дней.

Причем каждый день помимо утренних и вечерних молитв требуется читать по одному канону, среди которых обязательно должны быть:

В период подготовки к исповеди и причастию следует уделять вниманию и духовному воздержанию. Нельзя в этот период посещать какие-либо развлекательные или общественные мероприятия. Важно как можно больше времени проводить в одиночестве. Его нужно посвятить чтению Священного Письма и размышлениям о своей жизни. Необходимо перед исповедью и Причастием строго контролировать собственные действия и помыслы. Чтобы очищение было успешным, нужно избегать ссор и конфликтов с людьми из своего ближайшего окружения. А если вы находитесь с кем-либо в ссоре, то необходимо как можно быстрее помириться с этим человеком. При этом очень важно помнить о том, что делать это нужно из искренних побуждений, а не для галочки.

Непосредственно перед ритуалом причастия читается «Последование к Святому Причащению». Также обязательно в этот день посетить службу в церкви.

как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию. Смотреть фото как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию. Смотреть картинку как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию. Картинка про как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию. Фото как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию

Православные молитвы перед причастием и исповедью

Исповедь и Причастие относятся к таинствам Православной церкви. При подготовке к данным ритуалам следует возносить специальные молитвы, которые будут способствовать очищению души от грехов.

Покаянные молитвы перед исповедью в храме

Особенно важными считаются искренние покаянные молитвы перед причастием и исповедью. Именно эти молитвенные тексты, проговариваемые с глубокой искренностью, свидетельствуют о том, что человек раскаивается в своих грехах и готов просить Господа об их отпущении и очищении души.

Покаянная молитва в храме может звучать следующим образом:

Другая сильная покаянная молитва, которую можно произносить в храме звучит так:

Молитва перед причастием на принятие хлеба и вина (просфоры и святой воды)

Молитва перед причастием на принятие хлеба и вина очень важна. Это способствует освящению тела и духа верующего человека. В этот момент возникает желание творить добро и мысли озаряются на искреннюю службу Господу. Молитва ограждает человека от злых духов и ничто плохое никогда не сможет приблизиться к нему.

«Просфора» означает в переводе с греческого языка«приношение». Этот хлеб специальной выпечки состоит из двух частей. Они символизируют земной и небесный мир. Каждая часть выпекается отдельно. Выполняется это в храме и в процессе выпечки читается Иисусова молитва. Две отдельно испеченных части соединяются вместе. Верхняя часть святого хлеба символизирует мир небесный, на ней ставится печать с изображением четырехконечного креста, на котором имеется надпись ХС или IC, что обозначает Иисус Христос.

Заказать просфору может каждый человек, который подал записку «О здравии» или «Об упокоении». После окончания литургии в храме выносят небольшие кусочки просфоры-антидоры. Принимать их нужно на ладони, сложенные крестом, при этом правая рука кладется на левую. Обязательно нужно поцеловать руку церковного служителя, который приносит дар. Съедать антидор следует в церкви, запивая его святой водой.

Принеся просфору домой, ее нужно положить на чистую скатерть рядом с иконами, а рядом поставить святую воду.

Перед вкушением просфоры читается такая молитва:

Просфору нужно есть над чистой белой тарелкой или над листом бумаги. При этом очень важно, чтобы ни одна крошка небесного хлеба не упала на пол. Просфору нужно только ломать, категорически запрещается резать ее ножом. Также нельзя ее предлагать некрещенным людям.

Просфору и святую воду допускается есть небольшими кусочками каждый день по утрам натощак. При этом каждый раз нужно проговаривать слова вышеприведенной молитвы.

как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию. Смотреть фото как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию. Смотреть картинку как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию. Картинка про как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию. Фото как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию

Вечерняя молитва перед причастием и исповедью в домашних условиях

Молитва перед причастием и исповедью это обязательный ритуал для человека, который стремиться очистится от грехов.

Молитвенное обращение в этом случае состоит из трех канонов:

Все перечисленные молитвы лучше взять из молитвенника и произнести их в наиболее приближенном к первоисточнику варианте. Это нужно делать в полном сосредоточении на собственных мыслях. Нельзя отвлекаться ни на что. Эти молитвы нужны для того, чтобы Господь вас услышал и отпусти все ваши грехи после Причащения. Кроме того такие молитвы перед обрядом очищения позволяют человеку получить душевное успокоение.

Кроме перечисленных молитв священнослужители рекомендуют прочитать перед Причастием дополнительно молитву святого Василия Великого.

«Владыка небесный, Господь наш и Спаситель наш Иисус Христос, Ты создатель всего вокруг и источник всей жизни. Ты, Сын безначального Отца, по великому своему милосердию облекшийся в плоть, был распят и погребен за нас, грешных, неблагодарных и бесчувственных. Ты обновил Своею Святой кровью грехом естество наше грешное! Ты сам бессмертный Царь безначальный, услышь меня раба Твоего грешного и прими мое искреннее покаяние. Услышь своим ухом то, что я изрекать буду: согрешил я, Всевышний, перед небом и перед Тобой. Недостоин я после согрешения своих поднять глаза на высоту небесной славы Твоей, осознаю, что сильно прогневал я тебя, преступив Твои заповеди и ослушавшись Твоих повелений.

Но искренне верю, что Ты, Господи, Человеколюбец, незлобивый, терпеливый и милостивый, не оставишь меня погибнуть в моих свершенных грехах после моего обращения. Ибо Ты сказал устами Своего пророка, что ты не хочешь смерти грешника, а хочешь, чтобы он к тебе обратился и жив остался. Ты не желаешь погибели людей, созданных тобой. Ты хочешь, чтобы все спастись и готов отпустить все прегрешения тех, кто искренне в них раскаялся и пришел к познанию истины Божьей. Поэтому я несчастный и грешный надеюсь на свое спасение,и возношу покаянную молитву свою. Прими меня, Господи, как разбойника, и как блудницу, и как мытаря, и отпусти мне мой грех. Ибо Ты, берущий грехи людей на себя, исцеляющий любые человеческие немощи, призывающий к себе честно трудящихся и успокаивающий страждущих. Научи меня. Господи, праведной жизни, очисти мое тело и душу от всякой нечистоты. Позволь мне совершать свои дела с благоговением к тебе, позволь соединиться с Твоим Святым Телом и кровью. Пусть Причащение не станет осуждением для меня, грешного и недостойного, а будет мне прощением. Даруй мне, Господи, возможность до конца дней своих причащаться святынями Твоими, чтобы мог я получить Твое напутствие перед страшным Судом и ожидать Твоей милости Великой. Аминь».

Источник

Как готовиться ко Святому Причащению

Под­го­товка к При­ча­стию — духов­ное дела­ние (духов­ные упраж­не­ния), пред­при­ни­ма­е­мое хри­сти­а­ни­ном (под руко­вод­ством свя­щен­ника, духов­ника), направ­лен­ное на дости­же­ние им осо­бого духовно-нрав­ствен­ного состо­я­ния ради «достой­ного» уча­стия в Таин­стве Евха­ри­стии.

К Таин­ству Свя­того При­ча­ще­ния необ­хо­димо себя под­го­то­вить молит­вою, и пока­я­нием. Кроме того, очень важно пом­нить, что под­го­тов­кой к При­ча­ще­нию должно явиться не только испол­не­ние опре­де­лён­ных пред­пи­са­ний, но вся наша жизнь, постро­ен­ная на еван­гель­ских прин­ци­пах. Необ­хо­димо не просто соблю­сти дис­ци­пли­нар­ные пред­пи­са­ния, но воз­жаж­дать Христа, всеми силами души желать соеди­не­ния с Ним.

Молитва домаш­няя и цер­ков­ная

Суще­ствует молитва домаш­няя и цер­ков­ная. Жела­ю­щий при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Тайн должен молит­венно под­го­то­вить себя к этому: больше и усерд­нее молиться дома, посе­щать цер­ков­ные бого­слу­же­ния.

Нака­нуне при­ча­стия при­нято посе­щать вечер­нее хра­мо­вое бого­слу­же­ние.

Для молит­вен­ной под­го­товки ко Свя­тому При­ча­ще­нию нака­нуне при­ча­стия нужно про­чи­тать:

Суще­ствует, кроме того, бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция (но не обя­зан­ность) чтения трёх кано­нов и ака­фи­ста перед при­ня­тием Святых Хри­сто­вых Таин:

(На Свет­лой сед­мице вместо этих кано­нов обычно бла­го­слов­ля­ется читать Пас­халь­ный канон).

Если чело­век хочет читать каноны и ака­фи­сты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение при­не­сти не может.

Перед При­ча­стием поло­жен литур­ги­че­ский пост. Для ново­на­чаль­ных, отпав­ших и не соблю­дав­ших уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, свя­щен­ни­ком может быть уста­нов­лен допол­ни­тель­ный 3–7 днев­ный пост перед При­ча­стием.

Пост, кроме огра­ни­че­ний в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обык­но­вен­ного, а также воз­дер­жаться от посе­ще­ния театра, про­смотра раз­вле­ка­тель­ных филь­мов и пере­дач, про­слу­ши­ва­ния свет­ской музыки. Нужно соблю­дать телес­ную и душев­ную чистоту. Супру­гам должно в день до при­ча­стия воз­дер­жи­ваться от телес­ного обще­ния.

Нака­нуне при­ча­стия с 12 часов ночи начи­на­ется стро­гий пост – полное воз­дер­жа­ние от питья и еды (утром, отправ­ля­ясь в храм на при­ча­стие, не раз­ре­ша­ется что-либо есть, пить; стра­да­ю­щие таба­ко­за­ви­си­мо­стью также должны воз­дер­жаться от своей стра­сти). Жиз­ненно важные лекар­ства едой не явля­ются, их можно при­ни­мать и после полу­ночи.

Настро­е­ние и пове­де­ние

Гото­вя­щийся ко Свя­тому При­ча­ще­нию должен при­ми­риться со всеми и беречь себя от чув­ства злобы и раз­дра­же­ния, удер­жи­ваться от осуж­де­ния и всяких непо­треб­ных мыслей, раз­го­во­ров, про­водя время, насколько это воз­можно, в уеди­не­нии, в чтении Слова Божия (Еван­ге­лия) и книг духов­ного содер­жа­ния.

Испо­ведь

Перед Таин­ством Свя­того При­ча­ще­ния при­нято очи­стить свою душу в Таин­стве Пока­я­ния, искренне испо­ве­дав свои грехи Богу при сви­де­тель­стве свя­щен­ника или епи­скопа.

Перед испо­ве­дью сле­дует при­ми­риться как с обид­чи­ками, так и с оби­жен­ными, сми­ренно испро­сив у всех про­ще­ния. Задача под­го­товки к испо­веди – найти кон­крет­ные каче­ства своей души, свойств харак­тера, поступки, собы­тия или состо­я­ния, нару­ша­ю­щие Запо­веди Божии, пре­пят­ству­ю­щие бого­об­ще­нию. Во время испо­веди сле­дует открыть всё, что тяго­тит душу, ни в чем себя не оправ­ды­вая и не пере­ла­гая вины на других.

Жела­тельно испо­ве­даться нака­нуне при­ча­стия вече­ром, чтобы утром участ­во­вать в литур­гии. (Важно! На первую в жизни испо­ведь или после дол­гого пере­рыва лучше прийти не в вос­крес­ный день, когда храмы полны при­хо­жан. У свя­щен­ника просто не будет вре­мени подробно вас испо­ве­до­вать. Также жела­тельно пре­ду­пре­дить свя­щен­ника, что вы нико­гда ранее не испо­ве­до­вали грехи.) В край­нем случае, можно испо­ве­даться и утром, до начала литур­гии. После окон­ча­ния литур­гии, перед при­ча­стием в неко­то­рых храмах испо­ве­дуют малень­ких детей и боля­щих. При­хо­дить на испо­ведь, когда литур­гия уже нача­лась — край­нее небре­же­ние к Таин­ству.

Дети до 7 лет могут при­ча­щаться без испо­веди (далее они могут испо­ве­до­ваться не перед каждым при­ча­стием, но полу­чив на него бла­го­сло­ве­ние).

Перед Св. При­ча­ще­нием и во время Св. При­ча­ще­ния

Святые Дары выно­сятся из алтаря при воз­гласе «Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите». При этом при­нято про­пу­стить вперёд детей, пожи­лых и немощ­ных при­хо­жан. Под­ходя к Чаше, нужно забла­го­вре­менно сло­жить кре­сто­об­разно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно кре­ститься, дабы неча­янно не толк­нуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно про­из­не­сти своё полное хри­сти­ан­ское имя, широко открыть уста (рот) и бла­го­го­вейно, с полным созна­нием свя­то­сти вели­кого Таин­ства, при­нять Тело и Кровь Хри­стову и тотчас же про­гло­тить. Приняв Св. Тайны, не кре­стясь поце­ло­вать край Чаши и тотчас же отойти к сто­лику, чтобы вку­сить частицу просфоры и запить теп­ло­той.

После Св. При­ча­ще­ния

До цело­ва­ния напре­столь­ного креста в руках свя­щен­ника из церкви ухо­дить не при­нято. Также сле­дует выслу­шать бла­го­дар­ствен­ные молитвы (или про­честь их, придя домой).

В день Св. При­ча­ще­ния – вести себя бла­го­го­вейно и бла­го­чинно, дабы «честно соблю­сти в себе Христа при­ня­того».

С кано­ни­че­ской точки зрения прак­тика под­го­товки ко При­ча­ще­нию регу­ли­ру­ется сле­ду­ю­щими пра­ви­лами: Кар­фа­ген­ского Собора 47 (58)-е и Трулль­ского Собора 29‑е; свт. Ники­фора Испо­вед­ника 9‑е; Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского 5‑е и I Все­лен­ского Собора 13‑е.

Согласно пра­ви­лам Кар­фа­ген­ского и Трулль­ского собо­ров при­ча­щаться можно только нато­щак (для боля­щих на прак­тике дела­ются послаб­ле­ния), 9‑е пра­вило свя­ти­теля Ники­фора Испо­вед­ника гово­рит о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щего даже после вку­ше­ния им пищи. Пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского опре­де­ляет необ­хо­ди­мость супру­же­ского воз­дер­жа­ния нака­нуне при­ча­ще­ния (подроб­нее).

Источник

Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию

как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию. Смотреть фото как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию. Смотреть картинку как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию. Картинка про как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию. Фото как подготовиться к исповеди и причастию какие молитвы читать по православию
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *