как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь

Собор на Красной площади

12 июля 1561 года, 450 лет назад завершено строительство Храма Василия Блаженного

Как побил Государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье своё
Приходить мастерам.
И велел благодетель,–
Гласит летописца сказанье,–
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
Дмитрий Кедрин «Зодчие»

Возведению нового Покровского собора на Рву на месте прежнего деревянного храма предшествовала долгая история. Это были годы большого Казанского похода XVI века, которому придавалось важнейшее значение: ранее все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади храм в память о победе. И он был построен.

В 1552 году у каменной Троицкой церкви был погребён блаженный Василий, скончавшийся 2 августа, московский Христа ради юродивый, родившийся в 1469 году в селе Елохове, там теперь стоит знаменитый Елоховский собор. Блаженного чтил и даже побаивался сам Иван Грозный. После кончины он был погребён с большими почестями. А вскоре рядом с его могилой началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи св. Василия. На его могиле стали совершаться чудесные исцеления.

Пока шла жестокая война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств, за полное овладение приволжскими землями, после каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. К окончанию войны вокруг собора было 8 церквей.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один каменный храм. Когда русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить большой каменный собор.

О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного — немало споров. Традиционно принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что возглавлял стройку один человек — Иван Яковлевич Барма по прозванию Постник.

Существует легенда, будто после постройки собора Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного в прочих землях. Теперь исследователи нашли документы, где указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник Барма построил Казанский кремль. А также возглавлял строительство Успенского собора и Никольского храма в Свияжске, Благовещенского собора в Московском Кремле и даже (по некоторым источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове на Москве-реке.

как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть картинку как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Картинка про как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь

Как бы там ни было, строители в конце июня 1561 освятили грандиозный, самый красивый собор Москвы и всей России. Центральная часть его увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины высоты. Окружают шатёр со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Недаром он вошёл в число семи чудес России. Входит он и в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь общепризнанным символом Москвы.

Суровой и прихотливой была судьба этого храма и в ХХ веке.

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых, взятых под государственную охрану как памятник национального и мирового значения. В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о. Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1923 году было принято решение о создании здесь историко-архитектурного музея. 21 мая музей открыли для посетителей. Началось активное комплектование фондов.

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея, но в 1936 году архитектора Петра Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву. Пётр Дмитриевич почуял неладное и прямо заявил властям, что снос собора − безумие и преступление, он обещал покончить с собой, если это произойдет. Барановского арестовали. Но когда через полгода он был освобождён, собор стоял на своём месте… По другой легенде, Каганович, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади, для удобства проведения парадов и демонстраций снял макет храма Василия Блаженного, но Сталин спокойно сказал: «Лазарь, поставь Василия на место!»

Несмотря на постоянные реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти столетие, в храме совершаются богослужения, он всегда открыт для посетителей. Закрывался только один раз — во время Великой Отечественной войны. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании Исторического музея и Русской Православной Церкви.

Каждый приезжающий в Москву стремится увидеть это чудо. Да и сам я, москвич, который с детства часто видел собор, при входе на Красную площадь всегда невольно останавливаюсь и крещусь. Лепота!

Александр Александрович МОСКАЛЁВ

Источник

Как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь

как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть картинку как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Картинка про как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь

как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть картинку как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Картинка про как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь

ПоЧИТАТЕЛИ книг запись закреплена

Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, –
Гласит летописца сказанье, –
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.

И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.

Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар и жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.

«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.

Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестясь на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.

И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!

Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом.

А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
«Покажи, чем живешь!»
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.

Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.

А над всем этим срамом
Та церковь была –
Как невеста!
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту, –
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту.

А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь –
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» – молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»

И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!

Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.

И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
«Государево слово и дело!» –
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.

И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.

как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть картинку как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Картинка про как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь

как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть картинку как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Картинка про как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь

как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть картинку как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Картинка про как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь

как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть картинку как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Картинка про как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь

как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть картинку как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Картинка про как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь

Российскими и советскими учёными была проведена серьёзная исследовательская работа о зодчих храма Василия Блаженного. Есть подлинный документ, свидетельствующий о том, что строителем Казанского кремля был Иван Яковлевич Постник. Это царский указ от 15 декабря 1555 года, направленный в Новгород к дьякам Федору Еремееву и Казарину Дубровскому.

«Псковскому диаку Шершню Билибину, да старостам псковским Богдану Ковырину, да Семену Мизинову, да с ними церковному и городовому мастеру Поснику Яковлеву да каменщиком псковским Ивашку Ширяю с товарыщы, к весне, в Казани новой город Казань камен делати, выбрати двесте человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцов, сколько будет человек пригоже». Постник был псковским мастером. В XVI веке псковская школа архитектуры была передовой. «Церковный и городовой (крепостной) мастер» по повелению царя был привлечен сначала к строительству Покровского собора, а затем и к возведению каменных стен Казанского Кремля и Благовещенского собора в Казани. Согласно источникам, Постник с 1556 года руководит строительством каменных стен Казанского Кремля.

как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Смотреть картинку как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Картинка про как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь. Фото как победил государь золотую орду под казанью о каком соборе идет речь

Существует несколько версий строительства собора. По одной из них, возникшей в 1950-е годы, архитектором храма был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. Однако эта информация в нескольких источниках ставится под сомнение.
Показать полностью.

Согласно второй, широко известной, версии, Барма и Постник — два разных архитектора, участвовавших в строительстве. Их имена стали известны только в 1895 году, когда в рукописном сборнике XVII века, найденном в архивах Румянцевского музея, обнаружилась запись, где летописец говорил, что «Бог даровал» Ивану Грозному «двух мастеров русских по реклу [то есть по-прозвищу] Постник и Барма». В другом сборнике кратко сообщается, что «мастер [собора] был Барма со товарищи». Летописец поясняет, что мастера эти «быша премудрии и удобны таковому чюдному делу». Этой версии придерживается заведующая филиалом Исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева, однако ряд историков считает, что эта версия устарела].

По третьей версии собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, предположительно итальянцем, как и значительная часть сооружений Московского Кремля, возведённых ранее. Отсюда и неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока не нашла чёткого документального подтверждения.

Согласно легенде, зодчие собора Барма и Постник, а в другой версии — неизвестный зодчий, были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Впервые легенду об ослеплении архитектора приводит иностранец, голштинский посол XVII века Адам Алеарий (Олеарий), он же называет собор «иерусалимским». Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля. По другой легенде, архитектор видел, как во время взятия Казани разрушили известную восьмиглавую мечеть Кул-Шариф. Вернувшись в Москву, он воссоздал её образ в Покровском соборе, что также говорит о том, что архитектор не был ослеплён. Постник как бы дал понять татарам, что отныне они, крестившись, найдут что-то родное и в православии. Эта версия возникла в начале XX века у западных искусствоведов, считающих, что на Постника повлияла восточная архитектура.

Существует также легенда, что царь повелел посадить архитектора собора в тюрьму после того, как он «употчеванный вином» похвастался, что может построить церковь лучше.

Источник

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАнтонина Шаньгина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Храмы Руси ЗОДЧИЕ Как побил государь золотую орду под Казанью, Указал на подворье свое приходить мастерам. И велел благодетель, гласит летописца сказанье,» — Транскрипт:

2 ЗОДЧИЕ Как побил государь золотую орду под Казанью, Указал на подворье свое приходить мастерам. И велел благодетель, гласит летописца сказанье, В память оной победы да выстроят каменный храм. И к нему привели флорентинцев, и немцев, и прочих Иноземных мужей, пивших чару вина в один дых. И пришли к нему двое безвестных владимирских зодчих, Двое русских строителей, статных, босых, молодых. ……. «Смерды! Можете ль церкву сложить иноземных пригожей? Чтоб была благолепней заморских церквей, говорю?» И, тряхнув волосами, ответили зодчие: «Можем! Прикажи, государь!» и ударились в ноги царю. Государь приказал. И в субботу на вербной неделе. Покрестясь на восход, ремешками схватив волоса, Государевы зодчие фартуки наспех надели, На широких плечах кирпичи понесли на леса. Мастера выплетали узоры из каменных кружев, Выводили столбы и, работой своею горды, Купол золотом жгли, кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды. И уже потянулись стрельчатые башенки кверху. Переходы, балкончики, луковки да купола. И дивились ученые люди, занё эта церковь Краше вилл италийских и пагод индийских была.

3 Был диковинный храм богомазами весь размалеван, В алтаре и при входах, и в царском притворе самом. Живописной артелью монаха Андрея Рублева Изукрашен зело византийским суровым письмом. А как храм освятили, то с посохом, в шапке монашьей, Обошел его царь от подвалов и служб до креста. И, окинувши взором его узорчатые башни, «Лепота!» молвил царь. И ответили все: «Лепота!» И спросил благодетель: «А можете ль сделать пригожей. Благолепнее этого храма другой, говорю?» И, тряхнув волосами, ответили зодчие: «Можем! Прикажи, государь!» И ударились в ноги царю. И тогда государь повелел ослепить этих зодчих. Чтоб в земле его церковь стояла одна такова. Чтобы в суздальских землях и в землях рязанских и прочих Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова! Соколиные очи кололи им шилом железным. Дабы белого света увидеть они не могли. Их клеймили клеймом. Их секли батогами, болезных. И кидали их, темных, на стылое лоно земли. ….. И стояла их церковь, такая, что словно приснилась, И звонила она, будто их отпевала навзрыд, И запретную песню про страшную царскую милость Пели в тайных местах по широкой Руси гусляры. Д. Кедрин Был диковинный храм богомазами весь размалеван, В алтаре и при входах, и в царском притворе самом. Живописной артелью монаха Андрея Рублева Изукрашен зело византийским суровым письмом. А как храм освятили, то с посохом, в шапке монашьей, Обошел его царь от подвалов и служб до креста. И, окинувши взором его узорчатые башни, «Лепота!» молвил царь. И ответили все: «Лепота!» И спросил благодетель: «А можете ль сделать пригожей. Благолепнее этого храма другой, говорю?» И, тряхнув волосами, ответили зодчие: «Можем! Прикажи, государь!» И ударились в ноги царю. И тогда государь повелел ослепить этих зодчих. Чтоб в земле его церковь стояла одна такова. Чтобы в суздальских землях и в землях рязанских и прочих Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова! Соколиные очи кололи им шилом железным. Дабы белого света увидеть они не могли. Их клеймили клеймом. Их секли батогами, болезных. И кидали их, темных, на стылое лоно земли. ….. И стояла их церковь, такая, что словно приснилась, И звонила она, будто их отпевала навзрыд, И запретную песню про страшную царскую милость Пели в тайных местах по широкой Руси гусляры. Д. Кедрин

4 1. Купол 2. Барабан 3. Аркатура (орнамент из ряда арочек) 4. Кокошник 5. Закомары 9. Люнеты (поле стены, ограниченное аркой. 10. Звонница 11. Четверик 12. Портал 13. Гульбище (открытая галерея) 14. Подклет (подклеть) 15. Паперть 21. Фасад

5 В 988 году на Русь пришла новая вера. До этого все славяне поклонялись матери- природе, обожествляли ее. Православие принесло великие добродетели. Сын Владимира, Ярослав, построил в центре Киева огромный храм Святой Софии (заложен в 1037 г.). Храм поразил всех величественной красотой и великолепием внутреннего убранства. Строили его греческие мастера.

6 Многоглавие храмов чисто русская особенность. Киевская София имеет тринадцать глав! Главы стоят на «шеях» барабанах с окнами, освещающими пространство внутри храма. Православная церковь считает, что центральная глава символизирует самого Господа, а остальные его небесное воинство.

7 Уже через год после крещения в Новгороде искусные местные плотники построили многоглавый деревянный собор. А через несколько лет в Детинце (кремле) стал расти каменный собор Святой Софии ( гг.). У нового собора было пять глав с куполами, похожими на княжеские шлемы. Софийский собор стал символом Новгорода: «Где Святая София тут и Новгород!» гордились жители своим собором.

8 Церкви эти чем-то походили на воинов с покатыми плечами, в «шеломах» и латах. Новгороду приходилось часто воевать, и его архитектура была простой и суровой, как облик воина. Внутри все церкви были покрыты красочными фресками.

9 Псков западная крепость России. Он старше Москвы, ему более 1100 лет. Город- воин, он много раз отражал атаки врагов Руси. Это псковичи вместе с новгородцами, возглавляемые Александром Невским, в 1242 году разгромили немецких рыцарей на льду Чудского озера. Стены псковского Кремля и Псковы еще мощнее, чем новгородские.

10 И только позже было построено множество храмов. Эти церкви не спутаешь ни с новгородскими, ни с московскими. Коренастые, с одной большой главой, они почти всегда окружены пристройками, приделами и крыльцами. От этого выглядят как-то по-домашнему. Звонницы с колоколами то вырастают прямо из стены, то стоят отдельно на каменных столбах. Троицкий собор самый большой храм Пскова, его белые стены с куполами возвышаются над Кремлем. Правда, сейчас мы видим уже четвертый храм, построенный на этом месте, он сооружен в XVII веке.

11 Князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, мечтал быть великим князем Руси, но хотел перенести столицу из Киева на север, в свой любимый город Владимир. Он повез икону Богородицы. В десяти верстах от Владимира произошло невероятное: лошади вдруг встали, и никакая сила не могла заставить их двинуться дальше. Запрягли новых лошадей, но и они не могли тронуться с места. Раскинули княжеский шатер, заночевали. Утром князь объявил, что во сне ему явилась Богородица и приказала не везти икону ни в Ростов, ни в Суздаль главные города княжества, а оставить ее во Владимире. На месте чудесного явления было заложено село Боголюбово с великолепным княжеским дворцом, построены монастырь и богатая каменная церковь. Для святой иконы изготовили оклад, в нем было пятнадцать фунтов золота. Жемчуг и драгоценные камни украшали его. Ансамбль был разрушен в татарское нашествие (XIII в.). В настоящее время сохранились лишь лестничная башня и переход, ведущий из этой башни в церковь.

13 В годах возле княжеского дворца во Владимире вырос Дмитриевский собор. Две трети стен его украшает прекрасная белокаменная резьба! Тут и орнаменты, и львы с «расцветшими хвостами», и портреты князя с сыновьями, и целая галерея святых и воинов. Казалось, что здесь собрались все герои былин и русских сказок. Даже крест у собора был ажурный из прорезной золоченой меди. Для строительства этого собора уже не звали мастеров со стороны, выросли свои строители, а резчики были как местные, так и из Сербии и Болгарии.

14 Позднее в Юрьеве-Польском построили еще один храм, снизу доверху покрытый резьбой, Георгиевский собор ( гг. Обновлен в 1471 г. В.Д. Ермолиным). Больше в русской архитектуре таких примеров не было. На стенах Георгиевского собора все изображения звери, птицы, рыбы, люди были связаны единым замыслом. К сожалению, в 1460 году собор обрушился. Его восстановили, но часть блоков разбилась, все перепуталось и рассказ оборвался. Да и весь храм стал другим. Теперь он низкий, тяжелый и не похож на стройные владимирские храмы.

15 Вершиной творчества владимирских мастеров считается небольшой храм близ села Боголюбове церковь Покрова на реке Нерль (1166 г.). Стоит она посредине большой зеленой поймы реки Клязьмы, там, где в нее впадает небольшая речка Нерль. Для постройки церкви был сделан пьедестал из тесаного камня, высотой 3,7 м. Он был обсыпан землей и образовал холм, облицованный каменными плитами. Но весной вода все равно подступает к самым ступеням. Тогда прекрасная церковь сливается со своим отражением в воде, и видно сразу два белых храма. Казалось бы, ничего особенного, те же, что в Дмитровском соборе, три закомары, один купол с барабаном, тот же пояс из колонок с арочками на фасадах, но все слегка вытянуто вверх. И все здание как бы устремилось ввысь, стало легким и воздушным. Прекрасные пропорции, гармоничное сочетание размеров частей и деталей здания при виде его нельзя удержаться от восторга! Каменной резьбы на фасадах церкви мало. На боковых закомарах одинокие фигурки сказочных грифонов. На центральной библейский царь Давид играет на каком-то музыкальном инструменте, а львы и орлы его слушают. Колонки декоративного пояса опираются на изящные женские головки.

16 Выше по Которосли, на берегу озера Неро, расположился старинный город Ростов. Очень рано Ростов (впервые упоминается в летописи в 862 году) стал большим городом и получил имя Великий. Уже в IX XI веках он оживленно торговал с востоком. Ему было что продавать. Места изобиловали рыбой в озерах, зверем в лесах, бобрами на реках, медом и воском диких пчел. Которосль была тогда судоходной рекой, по ней скользили ростовские ладьи. Из всех ростовских митрополитов самым замечательным был Иона Сысоевич. Он сорок лет, с 1651 по 1691, управлял Ростовской митрополией и оставил по себе достойную память, особенно как о великом строителе, создателе редких по красоте ансамблей. При нем появились прекрасные по­стройки в шести окрестных монастырях. В родном селе Ангелове он выстроил храм в честь Всех Святых, в нем было 365 окон по числу дней в году! Увы, этот огромный деревянный храм не сохранился.

17 В центре Ростова, на вечевой площади, издавна стоял Успенский собор. Каменным он был уже с XIII века, но в 1408 году горел так, что его свинцовая кровля расплавилась, а своды упали внутрь. Собор восстановили в 1589 году, теперь у него пять больших глав и высокие стены, простые и строгие. Каждый год 23 мая владыки митрополиты особо торжественно отмечали день ростовского чудотворца святого Леонтия.

18 В крепости, которую ростовчане стали называть Кремлем, находятся несколько церквей, палаты митрополита, палаты для именитых гостей, хозяйственные постройки и две прекрасные трапезные Белая и Красная. В них расписные своды опираются на круглый столб посредине. К Белой палате примыкает одноглавая церковь Спаса на сенях, остальные церкви встроены в крепостные стены. В центре ансамбля площадь с квадратным прудом. На нее раньше выходили парадные крыльца всех зданий. Все постройки можно обойти по красивым двухэтажным галереям. Но самое замечательное в ансамбле это, конечно, церкви Воскресения и Иоанна Богослова над северными и западными воротами. Перед нами как будто огромная театральная декорация. Две круглые башни с нарядными окнами и фигурными крышами «держат» многоэтажную картину: большие арки ворот, украшенную изразцами стену, аркаду галереи и, наконец, высокие стены церкви и ее купола, похожие на пламя свечей.

19 В древнем волжском городе Угличе появилась Успенская («Дивная») церковь Алексеевского монастыря (1628 г.). «Дивной» ее прозвали за три высоких шатра, изящные силуэты которых тянутся к небу, вызывая восторг всех, кто видел храм. На шатрах внизу декоративные арочки, похожие на маленькие «бочки» из деревянного зодчества, их называют кокошниками.

20 Ярославль. В XVII веке богатые купеческие династии Святешниковы, Назарьевы, Скрипины и другие стали строить каменные храмы в городе. Причем каждый купец хотел сделать свою церковь красивее, чем у другого. Церкви стали очень нарядными, как и хотели богатые заказчики, но ярославские зодчие, украшая их, никогда не теряли чувство меры. Жемчужина ярославского зодчества церковь Ильи Пророка ( гг.). Раньше она стояла в центре обширной усадьбы скупщиков пушнины Скрипиных, потом, по новой планировке, оказалась на главной площади Ярославля, но не потерялась, а очень украсила ее. Насколько же богаче архитектура этой церкви скромных старинных храмов Новгорода и Пскова!

21 Храм с двумя шатрами до того полюбился в Ярославле, что так построили еще несколько церквей. Самая замечательная из них церковь Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе ( гг.). Жители этой слободы разводили скот, делали керамику, изразцы и кирпич. Очевидно, дела шли удачно, и здешние богачи смогли построить не только эту церковь, но и создать на берегу Волги целый ансамбль из двух больших церквей, святых ворот и громадной красивой колокольни, которую за высоту и стройность прозвали «ярославской свечой».В украшении церкви Иоанна Златоуста много выдумки: тут и пояса из кокошников на шатрах, и фигурные столбы на галерее, и арочки с гирьками на островерхих крыльцах. И наконец, на апсиде большое окно в фигурной раме из цветных изразцов. Общий размер этой «картины» восемь метров на пять! Это великолепное окно единственное во всей русской архитектуре.

23 Стоит на Красной площади у стен Кремля и великолепный Покровский собор, или, как его чаще называют, храм Василия Блаженного ( гг.). На иностранных туристов храм производит большое впечатление. Он стал символом России. Стоит на Красной площади у стен Кремля и великолепный Покровский собор, или, как его чаще называют, храм Василия Блаженного ( гг.). На иностранных туристов храм производит большое впечатление. Он стал символом России.

26 В нескольких километрах от Кремля царит над округой стоящая на обрыве Москвы-реки церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.). Прекрасный памятник мастерству и высокой духовности русских людей, не превзойденный за много веков.

27 В Москве к концу XVII века появился архитектурный стиль, который назвали «нарышкинским барокко», потому что церковь в таком стиле впервые построили в усадьбе Нарышкиных, в Филях. Украшена она богато и утонченно. Здесь заметно влияние западной архитектуры с ее колоннами, карнизами, фронтонами и т. д. Но все это переработано в такую русскую «узорчатость», что стало совершенно «своим», похожим на народное искусством. Например, треугольные фронтончики превратились в «петушиные гребешки», ими завершали карнизы церкви.

28 Неотделимы от Москвы и Троице- Сергиева лавра, и Новый Иерусалим, и церковь в Уборах, и другие замечательные святыни, каждая из которых требует специального рассказа.

29 1- тесовая кровля; 2- охлупень, конек; 3- слеги; 4- причелина; 5- слуховое окно; 6- волоковое окно; 7- красное окно; 8- щипец (фронтон); 9- курица; 10- сливень Русская изба:

31 Началось на Руси татаро-монгольское иго. Строительство каменных храмов прекратилось. В разоренных городах люди отстраивали жилища, крепостные стены и платили тяжелую дань ненавистным татарам. Особенно много укреплений строили в монастырях, где жили монахи иноки. Они появились на Руси почти сразу с принятием христианства. Некоторые верующие захотели уйти от «мира» и посвятить свою жизнь только Богу. Молитвами и лишениями они надеялись спасти свою душу и заслужить царство Божие. Богатые и бедняки становились здесь равными, ели одинаковую, самую простую пищу. Монахи не могли жениться, а монахини выходить замуж и иметь детей. Монахи много работали это называлось послушанием. К монастырям отовсюду стекались люди в поисках утешения, они верили в силу монашеской молитвы.Монахи вели летописи, собирали библиотеки, пе­реписывали книги, здесь работали типографии, иногда и школы иконописцев. А в лихую годину монахи ста­ новились воинами, защитниками Отечества. Древний Новгород «сторожили» два монастыря: с севера Антониев, с юга Юрьев.

32 Рождественский собор Антониева монастыря выстроен в строгом стиле новгородской архитектуры. У него три главы, одна из них над лестничной башней. Когда в XV веке Новгород стал подчиняться Москве, они были заменены куполами, похожими на громадные луковицы. «Луковицы» московское изобретение, из-за них собор Антониева монастыря кажется ниже.

33 Основателем северного монастыря был Антонии Римлянин. Он роздал свое имущество нищим, но некоторые драгоценности сложил в бочку и бросил в море. Когда на православных священников начались гонения, Антоний бежал из Рима и стал жить отшельником на скале у моря. Однажды он горячо молился. Вдруг кусок скалы, на которой он находился, откололся и. поплыл в море! Сколько Антоний проплавал, неизвестного, в конце концов, пройдя через моря, Неву и Ладожское озеро, его «корабль» причалил у стен Новгорода. Антоний в благодарность за спасение основал на этом месте монастырь, названный его именем. Здесь выросла небольшая деревянная церковь. Но чудеса на этом не кончились. Примерно через год рыбаки, по просьбе Антония, забросили сети в Волхов и. вытащили ту самую бочку с драгоценностями, которую Антоний бросил в море в Италии! На средства, найденные в бочке, в 1106 году был построен каменный собор Рождества Богородицы. На паперти собора установили тот самый камень, на котором Антоний приплыл, он стоит там до сих пор.

34 Юрьев монастырь, стерегущий город с юга, знаменит еще и тем, что высота его Георгиевского собора уступает только Софии Новгородской. Собор заложил князь Всеволод в 1119 году. Верующие приносили сюда свои дары. В XIX веке графиня Орлова, например, подарила монастырю образ Знамения Божьей Матери, целиком вырезанный из огромного изумруда и усыпанный бриллиантами. Иконы высокого пятиярусного иконостаса собора были украшены жемчугом и драгоценными камнями, царские врата в нем выкованы из чистого серебра.

36 Молодой инок московского Симонова монастыря Кирилл так хотел испытать лишения, что даже просил у настоятеля позволить ему вкушать пищу раз в четыре дня. Однако настоятель не разрешил, счел это гордыней и направил его на послушание. в поварню. Там Кирилл восемь лет рубил дрова, носил воду, выпекал хлеб. Трудом и молитвой он снискал большое уважение у братии и настоятеля. Но Кирилл считал, что спасти душу можно только в полном уединении. Однажды ночью в келье ему показалось, что он услышал голос, который сказал: «Иди на Белоозеро, там тебе место». И тогда он вместе с другом и сподвижником Ферапонтом ушел в Белоозерье. Ферапонт уже бывал здесь ранее. На небольшом пригорке в лесу, у озера Сиверского, они вырыли себе землянки и поставили крест. Вскоре к ним присоедини­лись другие, и через некоторое время братия срубила деревянную церковь во имя Успения Богородицы (1397 г.). Так начиналась жизнь Кирилло-Белозерского монастыря. Ферапонт к этому времени уже оставил дру­га и в двадцати километрах от него основал Ферапонтов монастырь. Основной заповедью Кирилло-Белозерского братства было: «Посмотри на себя и задумайся над внутренним твоим сокровенным миром», то есть подумай о своей совести, о том, как ты относишься к Богу и людям.

37 Монастырь преподобного Ферапонта (основан в 1398 году в 20 км от Кирилло-Белозерского монастыря) со временем тоже стал крепким и богатым. Его покровитель, князь Андрей Можайский, пожертвовал обители земли с деревнями и крестьянами, которые приносили доход монастырю. Первую деревянную церковь Рождества Богородицы в 1490 году, при преемнике Ферапонта, заменили каменной. Это довольно простой одноглавый храм. Но на все ве­ка его прославили фрески великого Дионисия и его сыновей, Владимира и Феодосия. Эпоха Дионисия сменила эпоху другого гениального художника начала XVI века Андрея Рублева. Как и Рублев, Дионисий много работал в Москве, писал фрески и иконы в Кремле и подмосковных монастырях. Но фрески Ферапонтова монастыря лучше сохранились, и здесь можно видеть цельную композицию.

38 На денежной купюре в 500 рублей изображены стены и башни Соловецкого монастыря. Вы спросите почему? Потому что этот монастырь сыграл очень большую роль в русской истории. Он помог освоить огромный се­верный край, принес по­морским язычникам хри­стианство, культуру, опыт хозяйствования, защищал Русь с севера от иноземцев. Русский Север навсег­да соединился с Москвой. И опять история монас­тыря началась с отшельни­ков, которые искали место для уединения. На сей раз это были старцы Герман и Савватий, ранее иноки Кирилло-Белозерского монастыря. Уединение они нашли на Соловецких островах (всего их шесть) Белого моря. Люди здесь не жили. Зимой все замерзало. Только летом приплывали сюда рыбаки. Шесть лет боро­лись старцы с голодом и холодом. На скудной земле им удавалось вырастить только репу. Потом Герман уехал, а Савватий умер. Но Герман вернулся на Соловки вместе с новым подвижником Зосимой. Они построили келью у моря, стали ловить рыбу, а в остальное время молиться. Потянулись сюда и другие подвижники. Они срубили на берегу моря церковь Пре­ображения Господня. Зосиму упросили принять игуменство в новом монастыре. Монастырь начал «входить во славу» из-за того, что находился в таком недоступном месте. Стали прибывать сюда богомольцы. Те, кто побогаче, помо­гали монастырю деньгами. Новгородский владыка (Соловки принадлежали Новгороду) выдал монастырю грамоту на владение островами, лесами и пра­ вами на рыбную ловлю, а бояре щедро одарили, что вдруг увидел этих бояр без голов! Вскоре в борьбе за независимость Новгорода эти бояре действительно были. обезглавлены! В 1478 году Новгород лишился независимости: Иван III подчинил его Москве. В этом же году умер Зосима.

39 Настоящего расцвета монастырь достиг при игумене Филиппе в середине XVI века. Умный, энергичный, одаренный, он развернул такое строительство, какого не знали ранее. Деревянные постройки заменили каменными (прежде монастырь два раза сгорал дотла). Выстроили на острове свой кирпичный завод, а за известью плавали на материк на пятнадцати ладьях. Сначала мастера из Новгорода, Салка и Столыпа возвели трапезную и при ней церковь и келарню (келарь это завхоз монастыря). Трапезная получилась великолепная, площадью почти 500 кв. м и высо­той до 7 м самая большая в то время. Своды, которые ее перекрывали, опирались на один центральный круглый столб и расходились от него арками, подобно раскрытому цветку. Над трапезной возвыша­лась звонница. Но еще грандиознее был Спасо-Преображенский собор, созданный в го­дах теми же мастерами. Он выше Успенского собора в Москве. Огромной глыбой вырастает он в центре обители, его стены слегка наклонены внутрь, как у всех построек монастыря, отчего они кажутся прочно стоящими на земле. Четыре угла собора вы­ступают башнями, как в средневековом замке; на них барабаны с куполами. Раньше купола и кровля собора были деревянными. И весь ансамбль монастыря отличался живописным сочетанием суровых стен из кирпича и камня с причудливыми кровлями из дерева на крыльцах, наружных лестницах и переходах. Позже все деревянные кровли заменили железными. А к концу XX века собор и вовсе оказался без куполов, барабанов и крестов. Это советская власть, борясь с религией, превратила его в. тюрьму. Но остались неизменными крепостные стены и башни монастыря. Они сложены из огромных валунов (некоторые камни волокли человек). Башни расширяются книзу и стоят так прочно и красиво, что еще многие поколения будут любоваться этим чудом северной земли.

40 Внутри самого большого Соловецкого острова 52 озера соединили каналами. Построили кузницу, водяные мельницы, проложили дороги, провели в монастыре водопровод. В хозяйстве появилась даже механизация: рожь в телеги сыпалась «сама», решето «само» сеяло муку, «десять решеты один старец сеет». Даже квас теперь разливали не вручную: он «сам» по трубам бежал в погреб и разливался по бочкам! Внутри самого большого Соловецкого острова 52 озера соединили каналами. Построили кузницу, водяные мельницы, проложили дороги, провели в монастыре водопровод. В хозяйстве появилась даже механизация: рожь в телеги сыпалась «сама», решето «само» сеяло муку, «десять решеты один старец сеет». Даже квас теперь разливали не вручную: он «сам» по трубам бежал в погреб и разливался по бочкам! В леса острова выпустили оленей, из их шкур шили одежду. Часть моря у берега огородили камнями, в эту запруду сквозь щели между камнями заплывали мальки, здесь их подкармливали. Позднее в оранжерее монастыря выращивали виноград. В леса острова выпустили оленей, из их шкур шили одежду. Часть моря у берега огородили камнями, в эту запруду сквозь щели между камнями заплывали мальки, здесь их подкармливали. Позднее в оранжерее монастыря выращивали виноград. Работали монахи вместе с крестьянами, жившими на землях монастыря, и «трудниками» богомольцами, которые помогали обители своим трудом. Работали монахи вместе с крестьянами, жившими на землях монастыря, и «трудниками» богомольцами, которые помогали обители своим трудом.

43 Напротив него, на другом берегу Каменки,в низине, белеют стены храмов женского Покровского монастыря. История многих русских монастырей порой тесно связана с трагедией человеческих судеб: в них часто томились ссыльные. В Покровский монастырь князья и бояре ссылали жен, от которых хотели из бавиться. Великий князь Василий III отправил сюда свою бездетную жену Соломонию Сабурову за то, что за двадцать лет замужества она не родила ему наследника. В 1525 году Соломония Сабурова была насильно пострижена в монахини. Рассказывают, что Соломония в монастыре влюбилась и у нее родился сын. Чтобы его не убили, она отдала его верным людям, объявив, что он умер. Существует древняя легенда, будто бы рядом с ее гробницей нашли маленькое белокаменное надгробие, в котором была похоронена кукла, завернутая в дорогие, расшитые жемчугом и драгоценными камнями ткани.

44 На Руси, богатой лесом, церкви и крепости поначалу строили из дерева. Русские плотники пилу не применяли, работали только топором, но топор был острый. Про такие тогда говорили, что ими можно было бриться. Храмы испокон веку стремились сделать выше и краше простых изб. А для кровель столько разных форм выдумали! И шатры, и острые скаты, и фигурные «бочки», и даже «куб». Чтобы покрывать гла­вы, изобрели лемех (это изогнутые дощечки из осины вроде деревянной черепицы, новые они светло-желтые, а со временем сереют и начинают отливать серебром). Основой церкви всегда был квадратный сруб «четверик» или восьмиугольный «восьмерик». К нему с боков приставляли еще квадраты прирубы. Часто церковьокружали крытые галереи со скамьями для прихожан, крыльцами и лестницами. Подлинными вершинами деревянного зодчества, конечно, являются храмы на Онежском озере Успенская церковь в Кондопоге и церковь Спаса- Преображения в Кижах. Церковь в Кондопоге стоит на берегу озера, на узком мысу. Она стройная, изящная и удивительно гармоничная. Высокий квадратный сруб наверху немного расширяется, на нем поставлен восьмигран­ник, потом шатер и главка. С востока пристроен квадратный алтарь, крытый «бочкой», с запада трапезная, она же зал собраний для прихожан: церковь обслуживала большую округу. В трапезную с двух сторон ведут крытые лестницы.

45 Ансамбль в Кижах состоит из трех зданий: Преображенской церкви (1714), Покровской церкви (1764), колокольни (1874) и ограды, окаймляющей сооружения изломанным островерхним поясом. Представьте себе: вода, облака, плоские зеленые острова и вдруг среди полного безмолвия перед вами открывается серебристая пирамида волшебного храма. Рядом стройная колокольня и еще одна церковь с короной куполов наверху. Легендарный мастер Нестор срубил церковь о 22 главах в 1714 году. Он выбросил потом свой топор в озеро со словами: «Нет и не будет такой!»

47 Москва наша столица. Здесь великий князь Иван III ( г.) принял титул «государя всея Руси». В 1323 году в Москву была перенесена из Владимира кафедра митрополита, а с 1589 года Москва становится местом пребывания патриарха высшего чина русской православной церкви. Столица стала духовным центром России. В Москве и ее окрестностях стало строиться множество храмов и монастырей. Московский Кремль зародился когда-то на Боровицком холме, у впадения в Москву-реку небольшой речки Неглинки, которую еще в XIX веке заключили в трубу. Москва начиналась от Кремля. Здесь много веков жили в своих палатах цари, патриархи и самые знатные русские семейства. Здесь находились судный и посольский приказы, арсенал, книгохранилище. И, конечно, кремлевские храмы и монастыри. Самые главные соборы Москвы окружают сейчас своими золотыми куполами центр Кремля Соборную площадь. Это Успенский собор ( гг.), где проходили самые важные государственные церемонии: венчали на царство русских царей, избирали глав русской церкви, хоронили московских митрополитов и патриархов.

48 Раскинулись по Москве ансамбли крупных монас­тырей, когда-то защищав­шие подступы к городу: Новодевичьего, Симонова, Новоспасского, Донского и других.

49 1. Купол (глава в форме шлема) 2. Барабан 3. Аркатура 4. Кокошник 5. Закомары 6. Апсиды 7. Подзор (украшение в виде полосы просечного железа или резной доски, устанавливаемое под карнизом кровли) 8. Придел (дополнительный храм меньшего размера, пристроенный к основному объему или устроенный внутри него) 9. Купол (глава в форме луковицы) 10. Апсида придела Устройство храма

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *