как называется орган обозначенный вопросительным знаком к какому методу изучения эволюции
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Сравнительно-анатомические доказательства эволюции»
1. Объясните, почему у людей атавизмы проявляются лишь в редких случаях.
1) признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;
2) в процессе эволюции некоторые признаки древних предков утратили свое значение, и контролирующие их гены подавляются, блокируются
3) в редких случаях гены этих признаков начинают функционировать, снимается блокировка, и проявляются признаки древних предков
2. Что происходит с признаками и характеристиками организмов при дивергентном видообразовании? Какие движущие силы (факторы) эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора имеет место в данном случае?
1) при дивергенции происходит расхождение признаков;
2) дивергенция обусловлена наследственной изменчивостью, борьбой за существование и естественным отбором;
3) движущая (разрывающая) форма естественного отбора
3. В чем заключается конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота?
Глаза и ноздри у них расположены выше других частей головы. Животные могут, не всплывая целиком, выставлять на поверхность только глаза и ноздри.
4. Крайне редко встречаются случаи многососковости у людей, доказывающие происхождение человека от животных. Как называется такое явление? Объясните в связи с чем этот признак не развивается у всех представителей вида. У большинства млекопитающих сосков много, но почему у человека многососковость утратила своё значение?
1) Такое явление называется атавизм.
2) У людей ген, отвечающий за большое количество сосков, выключен. Причиной его включения (причиной атавизма) являются мутации или нарушения развития, которые встречаются редко.
3) У человека очень редко рождается более двух детей одновременно, поэтому больше двух сосков человеку не нужно.
5. Как называется орган, обозначенный вопросительным знаком? К какому методу изучения эволюции можно отнести наличие таких органов? Дайте определение и приведите не менее трех примеров таких органов у человека, животных или растений.
1) аппендикс – рудиментарный придаток слепой кишки человека;
2) изучение рудиментов относят к сравнительно-морфологическим методам изучения эволюции;
3) рудименты – это недоразвитые органы, утратившие свое первоначальное значение в процессе эволюционного развития организма;
4) редкий волосяной покров и наличие рудиментарного третьего века у человека, грифельные косточки конечности лошади, наличие тазового пояса и недоразвитых конечностей у питона, рудиментарные листья-чешуйки на корневищах ландыша (любые три примера)
Как называется орган обозначенный вопросительным знаком к какому методу изучения эволюции
Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1. Сравнительно-анатомические доказательства: А) гомологичные органы; В) атавизмы; Г) единство плана строения тела позвоночных; Е) рудименты.
2. Палеонтологические доказательства эволюции: Б) ископаемые переходные формы; Д) окаменелости.
Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
По эмбриологическому закону Бэра на ранних стадиях развития у человека закладываются признаки предковых форм.
К палеонтологическим доказательствам эволюции органического мира относят
Палеонтологи откапывают останки организмов, по которым делаются выводы о развитии живых существ.
Общеизвестное палеонтологическое доказательство эволюции — наличие так называемых промежуточных форм, то есть организмов, сочетающих в себе характерные признаки разных видов. Как правило, говоря о промежуточных (или «переходных») формах имеют ввиду ископаемые виды.
Палеонтологическими доказательствами антропогенеза служат
Палеонтологи откапывают останки организмов, по которым делаются выводы о развитии живых существ. К палеонтологическим доказательствам относят: Ископаемые остатки и отпечатки древних организмов; переходные формы; филогенетические ряды.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Сходство в строении органов разных систематических групп организмов позволяет учёным установить их родство. (2) В процессе эволюции у организмов сформировались гомологичные и аналогичные органы. (3) Гомологичные органы развиваются из разных зародышевых листков эмбриона. (4) Аналогичные органы развиваются из одинаковых зародышевых листков. (5) Примерами гомологичных органов могут служить крылья птиц и лапы собак, косточки среднего уха различных млекопитающих, тычинки и листья цветковых растений. (6) Примерами аналогичных органов могут служить плавники рыбы и дельфина, конечности мыши и конечности жука, усики винограда и усики гороха. (7) Важными доказательствами эволюции являются также рудименты и атавизмы.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 6.
1) (3) Гомологичные органы развиваются из одинаковых зародышевых листков.
2) (4) Аналогичные органы развиваются из различных эмбриональных зачатков, но выполняют сходные функции у разных организмов.
3) (6) Плавники рыбы (Хрящевой) и дельфина – это гомологичные органы
Гомологичные органы — органы, сходные между собой по происхождению, строению, но выполняющие разные функции. Появление их — результат дивергенции.
Аналогичные органы — органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.
А признак «функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции, но и общие.
Например, передние плавники акулы (Класс Рыбы, тип Хордовые) и передние конечности дельфина (класс Млекопитающее тип Хордовые) — гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция у них тоже сходная.
Рудиментами у человека являются:
3) копчиковая кость
4) густой волосяной покров на теле
6) складка мигательной перепонки
Рудименты есть у всех людей, как остатки органов от предков, атавизмы — у малого процента людей. Рудименты — органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита — кости таза. У человека: волосы на теле, третье веко (складка мигательной перепонки), копчик; мышца, двигающая ушную раковину; аппендикс и слепая кишка, зубы мудрости. Атавизмы — органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека – волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость.
многососковость-это рудименты,а не атавизмы,даже в учебнике написано
В каком учебнике? Укажите, пожалуйста издательство и автора.
Атавизм — появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам. У человека – волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость.
Многососковость-это рудимент, по справочнику Ионцевой (Биология в схемах и таблицах) страница 299.
Ну ошибка там у нее, к сожалению:( Посмотрите другие источники.
Сильное оволосенение и «волосы на теле» — это разные вещи.
«Нормальное» количество волос на теле — рудимент; МНОГО (оволосенение) — атавизм.
Копчик — рудимент; хвост — атавизм.
В пояснении говорится, что способность двигать ушной раковиной-это рудимент, а в ответе первому гостью в отнесли её к атавизмам. Как это понимать??
мышца, двигающая ушную раковину — это рудимент, а вот способность двигать ушной раковиной (т.е. развилось умение управлять данной мышцей) — это уже атавизм.
еще в двадцатых годах писали о том, какие важные функции выполняет так называемая мигательная перепонка.Как свидетельствуют исследования, это образование играет важную роль, и без нее «полноценная зрительная функция была бы сильно затруднена»[74]. В частности, «глазное яблоко человека способно поворачиваться на 180°-200°. Без полулунной складки угол поворота был бы гораздо меньше»[75]. Полулунная складка «является поддерживающей и направляющей структурой, увлажняет глаз, помогая двигаться более эффективно»[76]. «Еще одна функция полулунной складки – собирать инородный материал, который попадает на поверхность глазного яблока. Для этого складка выделяет клейкое вещество, которое собирает инородные частицы и формирует из них комок с целью легкого удаления без риска поцарапать или повредить поверхность глазного яблока»[77]. Это удаление происходит следующим образом: «Если глаз держать открытым, когда в него попадет инородное тело, глазное яблоко все время будет многократно поворачиваться внутри, пытаясь сбросить объект на полулунную складку и далее в область слезного мясца… После нескольких попыток ресница окончательно захватывается полулунной складкой и перемещается на кожу у внутреннего края глазной щели»[78].
Полулунную складку нельзя считать рудиментарными остатками мигательной перепонки, в частности, еще и по причине «обслуживания» этих структур разными нервами, что указывает на отсутствие исторической связи между этими структурами[79].
Нельзя считать рудиментами и другие примеры, приведенные в учебниках, например, аппендикс. Теперь уже известно, что аппендикс «играет немаловажную роль в работе иммунной системы человека»[80].
Копчик, который называется «остатком редуцированного хвоста», служит важным местом прикрепления определенных тазовых мышц: «три – пять маленьких копчиковых косточек, без сомнения, являются частью большой опорной системы, состоящей из костей, связок, хрящей, мышц и сухожилий»[81].
Как называется орган обозначенный вопросительным знаком к какому методу изучения эволюции
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Рассмотрите таблицу «Пути эволюции» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Пути эволюции | Характеристика |
---|---|
Ароморфоз | Крупные изменения в строении, повышение уровня организации |
Упрощение уровня организации, утрата отдельных органов |
В двух цепях молекулы ДНК насчитывается 3000 нуклеотидов. Информация о структуре белка кодируется на одной из цепей. Подсчитайте сколько закодировано аминокислот на одной цепи ДНК. В ответ запишите только соответствующее количеству аминокислот число.
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка; запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) есть клеточная мембрана
2) клеточная стенка состоит из хитина
3) наследственный аппарат заключён в кольцевой хромосоме
4) запасное вещество — гликоген
5) клетка способна к фотосинтезу
Установите соответствие между характеристикой и фазой фотосинтеза.
Б) фиксация углекислого газа
В) расщепление молекул АТФ
Г) синтез молекул НАДФ · 2Н
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Какое число фенотипов образуется в потомстве при скрещивании Aa x Aa в случае полного доминирования? В ответ запишите цифру.
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между соотношением фенотипов и типом скрещивания, для которого оно характерно.
СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ | ТИП СКРЕЩИВАНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три правильных ответа из шести. Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием
1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником
2) цветка четырехчленного типа с двойным околоцветником
3) плода — яблока, костянки
4) плода — стручка или стручочка
5) разнообразных листьев: сложных, простых
6) нижних листьев, образующих прикорневую розетку
Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.
Отдел | Признак растений |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите правильную последовательность классификации яблони апорт начиная с самого крупного таксона.
5) покрытосеменные (цветковые)
Что из перечисленного, согласно И. П. Павлову, относится ко второй сигнальной системе?
3) абстрактное мышление
4) орудийная деятельность
5) условный рефлекс
Установите соответствие между характеристикой регуляции жизнедеятельности человека и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВИД | ||||||
ИЗМЕНЕНИЕ | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ | ||||
ОСОБЕННОСТИ | ТИПЫ ПИТАНИЯ | ||
ПРИМЕР | ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Сходство в плане строения гомологичных органов есть следствие общности происхождения. Существование гомологичных структур есть следствие существования гомологичных генов. Различия возникают вследствие изменения функционирования этих генов под действием эволюционных факторов.
Гомологичные органы имеют общее происхождение, но выполняют разные функции: Б) чешуя ящерицы и перо птицы; Г) зубы акулы и кошки; Д) нос обезьяны и хобот слона (хобот представляет собой сросшиеся и вытянутые нос и верхнюю губу); Е) когти кошки и ногти обезьяны
Аналогичные органы — имеют разное происхождение, но одну функцию: А) усы таракана и рыбы сома; В) глаза осьминога и собаки;
Вариант «Г) зубы акулы и кошки» являются гомологичными органами, т.к.
Клеточные ткани будущих зубов берут начало из эмбрионального слоя, эктодермы; зубы не являются костным образованием, однако представляют собой соединение тканей различной плотности и твердости: эмали, дентина и цемента. В процессе эволюции, впервые, зубы появились у акул. Гены, регулирующие развитие зубов у млекопитающих, гомологичны тем, которые задействованы в развитии рыбьей чешуи. Изучение зубной пластины древней вымершей рыбы вида Romundina stellina показало, что зубы и чешуя состояли из той же ткани, которая была обнаружена в строении зубов млекопитающих. Это открытие стало опорой теории о том, что в ходе эволюции зубы получили свое развитие из чешуи.
Как называется орган обозначенный вопросительным знаком к какому методу изучения эволюции
Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1. Сравнительно-анатомические доказательства: А) гомологичные органы; В) атавизмы; Г) единство плана строения тела позвоночных; Е) рудименты.
2. Палеонтологические доказательства эволюции: Б) ископаемые переходные формы; Д) окаменелости.
Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
По эмбриологическому закону Бэра на ранних стадиях развития у человека закладываются признаки предковых форм.
К палеонтологическим доказательствам эволюции органического мира относят
Палеонтологи откапывают останки организмов, по которым делаются выводы о развитии живых существ.
Общеизвестное палеонтологическое доказательство эволюции — наличие так называемых промежуточных форм, то есть организмов, сочетающих в себе характерные признаки разных видов. Как правило, говоря о промежуточных (или «переходных») формах имеют ввиду ископаемые виды.
Палеонтологическими доказательствами антропогенеза служат
Палеонтологи откапывают останки организмов, по которым делаются выводы о развитии живых существ. К палеонтологическим доказательствам относят: Ископаемые остатки и отпечатки древних организмов; переходные формы; филогенетические ряды.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Сходство в строении органов разных систематических групп организмов позволяет учёным установить их родство. (2) В процессе эволюции у организмов сформировались гомологичные и аналогичные органы. (3) Гомологичные органы развиваются из разных зародышевых листков эмбриона. (4) Аналогичные органы развиваются из одинаковых зародышевых листков. (5) Примерами гомологичных органов могут служить крылья птиц и лапы собак, косточки среднего уха различных млекопитающих, тычинки и листья цветковых растений. (6) Примерами аналогичных органов могут служить плавники рыбы и дельфина, конечности мыши и конечности жука, усики винограда и усики гороха. (7) Важными доказательствами эволюции являются также рудименты и атавизмы.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 6.
1) (3) Гомологичные органы развиваются из одинаковых зародышевых листков.
2) (4) Аналогичные органы развиваются из различных эмбриональных зачатков, но выполняют сходные функции у разных организмов.
3) (6) Плавники рыбы (Хрящевой) и дельфина – это гомологичные органы
Гомологичные органы — органы, сходные между собой по происхождению, строению, но выполняющие разные функции. Появление их — результат дивергенции.
Аналогичные органы — органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.
А признак «функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции, но и общие.
Например, передние плавники акулы (Класс Рыбы, тип Хордовые) и передние конечности дельфина (класс Млекопитающее тип Хордовые) — гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция у них тоже сходная.
Рудиментами у человека являются:
3) копчиковая кость
4) густой волосяной покров на теле
6) складка мигательной перепонки
Рудименты есть у всех людей, как остатки органов от предков, атавизмы — у малого процента людей. Рудименты — органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита — кости таза. У человека: волосы на теле, третье веко (складка мигательной перепонки), копчик; мышца, двигающая ушную раковину; аппендикс и слепая кишка, зубы мудрости. Атавизмы — органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека – волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость.
многососковость-это рудименты,а не атавизмы,даже в учебнике написано
В каком учебнике? Укажите, пожалуйста издательство и автора.
Атавизм — появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам. У человека – волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость.
Многососковость-это рудимент, по справочнику Ионцевой (Биология в схемах и таблицах) страница 299.
Ну ошибка там у нее, к сожалению:( Посмотрите другие источники.
Сильное оволосенение и «волосы на теле» — это разные вещи.
«Нормальное» количество волос на теле — рудимент; МНОГО (оволосенение) — атавизм.
Копчик — рудимент; хвост — атавизм.
В пояснении говорится, что способность двигать ушной раковиной-это рудимент, а в ответе первому гостью в отнесли её к атавизмам. Как это понимать??
мышца, двигающая ушную раковину — это рудимент, а вот способность двигать ушной раковиной (т.е. развилось умение управлять данной мышцей) — это уже атавизм.
еще в двадцатых годах писали о том, какие важные функции выполняет так называемая мигательная перепонка.Как свидетельствуют исследования, это образование играет важную роль, и без нее «полноценная зрительная функция была бы сильно затруднена»[74]. В частности, «глазное яблоко человека способно поворачиваться на 180°-200°. Без полулунной складки угол поворота был бы гораздо меньше»[75]. Полулунная складка «является поддерживающей и направляющей структурой, увлажняет глаз, помогая двигаться более эффективно»[76]. «Еще одна функция полулунной складки – собирать инородный материал, который попадает на поверхность глазного яблока. Для этого складка выделяет клейкое вещество, которое собирает инородные частицы и формирует из них комок с целью легкого удаления без риска поцарапать или повредить поверхность глазного яблока»[77]. Это удаление происходит следующим образом: «Если глаз держать открытым, когда в него попадет инородное тело, глазное яблоко все время будет многократно поворачиваться внутри, пытаясь сбросить объект на полулунную складку и далее в область слезного мясца… После нескольких попыток ресница окончательно захватывается полулунной складкой и перемещается на кожу у внутреннего края глазной щели»[78].
Полулунную складку нельзя считать рудиментарными остатками мигательной перепонки, в частности, еще и по причине «обслуживания» этих структур разными нервами, что указывает на отсутствие исторической связи между этими структурами[79].
Нельзя считать рудиментами и другие примеры, приведенные в учебниках, например, аппендикс. Теперь уже известно, что аппендикс «играет немаловажную роль в работе иммунной системы человека»[80].
Копчик, который называется «остатком редуцированного хвоста», служит важным местом прикрепления определенных тазовых мышц: «три – пять маленьких копчиковых косточек, без сомнения, являются частью большой опорной системы, состоящей из костей, связок, хрящей, мышц и сухожилий»[81].
- Что такое препарат аторис
- Что такое плечо диполя