как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Через прошлое к настоящему.

(кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева)

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— постижение истории своей страны через художественные образы разных искусств;

— сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства;

— знакомство с кинофильмом С. Эйзенштейна и кантатой С. Прокофьева «Александр Невский».

Кантата – многочастное музыкальное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра.

Триптих – картина, состоящая из трёх частей.

Меццо-сопрано – низкий женский голос.

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В истории каждой страны, каждого народа есть свои герои, имена которых знают все, от мала до велика. Истории их жизни и описание подвигов, заслуг перед народом и отечеством зафиксированы в летописях, исторических хрониках, сказках, былинах, литературных произведениях. Эти образы вдохновляют художников, музыкантов, поэтов на создание произведений, повествующих новым поколениям о том наследии, которое оставили нам наши великие предки, что они нам завещали, какой пример являли собой, на что следует равняться следующим поколениям. Один из ярких примеров – жизнь великого князя Александра Невского, жившего в XIII веке и получившего своё прозвище благодаря победе над шведами на реке Неве.

Художники, музыканты, актёры, поэты и писатели – люди особенные… Они удивительно тонко чувствуют мир, в котором живут, наделены интуитивной проницательностью и иногда способны предсказывать исторические события… В каком-то смысле пророческим оказался и фильм «Александр Невский» знаменитого советского кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна. В нём воссоздан образ героического подвига выдающегося полководца и русского народа, стойкости и мужества в борьбе с жестокостью и вандализмом иноземных захватчиков. Фильм вышел в 1938 году, накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., и, можно сказать, предрёк её исход.

Картина имела ошеломительный успех. Повествуя о событиях XIII века, битве на Чудском озере в 1242 году, она оказалась, тем не менее, удивительно современной и нашла отклик в сердцах зрителей.

Отдельного внимания заслуживает музыка к кинофильму «Александр Невский», для создания которой Сергей Эйзенштейн пригласил уже известного в то время Сергея Прокофьева. Его знали в мире как блистательного пианиста и оригинального композитора, музыкальный язык которого невероятно самобытен и узнаваем. На тот момент Сергей Прокофьев был автором нескольких опер, балетов, четырёх симфоний, пяти концертов для фортепиано с оркестром, двух концертов для скрипки с оркестром, ряда сонат и фортепианных пьес и массы других сочинений, в том числе музыки к кинофильму Александра Файнциммера «Поручик Киже» (1934 г.).

Работа Эйзенштейна и Прокофьева – пример удивительного творческого единства двух гениальных художников своего времени. Как режиссёр чувствовал ритм эпохи, слышал её внутреннюю мелодию, так и композитор писал музыку яркую, создающую пластические образы, ощущение пространства, отражающую разные планы видеоряда. Музыка и фильм неотделимы, спаяны воедино. Это прекрасно иллюстрирует приём вертикального монтажа, когда сцены фильма строятся по принципу «звукозрительной партитуры».

В 1939 году Сергей Прокофьев написал на материалах музыки к этому фильму кантату – многочастное циклическое произведение для солистов, хора и симфонического оркестра. Произведение состоит из семи частей, каждая из которых имеет своё название.

Первая часть, «Русь под игом монгольским», является вступлением ко всему циклу. Она ярко передаёт атмосферу пустынного пространства и тревоги от бесконечных вражеских набегов, приносящих беды и разорение.

Вторая часть – «Песнь об Александре Невском». Это эпическая, былинная, повествующая о героических подвигах и славе русского воинства тема Руси, сильной, мощной и величественной.

Третья часть – «Крестоносцы во Пскове», в которой показан образ врага. На смену песенным интонациям приходят диссонирующие созвучия, а струнные инструменты уступают ведущую роль медным духовым.

Известно, что композитор экспериментировал во время звукозаписи: он намеренно усиливал скрежет и рёв медных духовых инструментов, устанавливая микрофоны вплотную к исполнителям, чем добивался устрашающего эффекта. Крестоносцы охарактеризованы темой бездушного хорала – это музыкальная стилизация С. С. Прокофьева.

Четвёртая часть «Вставайте, люди русские!». В ней выражен призыв ко всему великому народу объединить силы, чтобы дать отпор врагам. Набатный колокол возвещает о тревожных событиях на фоне стилизованной дружинной песни. В середине части – плавная широкая мелодия, напоминающая былину. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!» – звучит как лозунг на все времена. Под знамя защиты Отечества русский народ встаёт ради мирной жизни, свободы и счастья детей и внуков.

Пятая часть, «Ледовое побоище», является кульминацией кантаты и соответствует центральному эпизоду фильма. Здесь сталкиваются две противоборствующие силы. Сцена баталии – самая крупная в фильме, ей автор отводит третью часть времени, что неслыханно по законам жанра.

«Ледовое побоище» – это грандиозная симфоническая картина с участием хора, слушая которую мы будто видим закованных в железо тевтонских всадников, что тяжело мчатся по словам Эйзенштейна, «с неумолимостью танковой колонны».

Столь яркое музыкальное сопровождение, вживлённое в ткань киноленты, позволило каждому человеку ощутить свою причастность к событиям на экране.

Темы крестоносцев сохранили свой интонационный строй и инструментальную палитру: диссонансы, механистичность, ревущие медные духовые инструменты. Темы русских звучат теплее, они исполняются струнными и деревянными духовыми инструментами.

Описанные в фильме исторические события произошли в тринадцатом веке. Однако музыка кантаты прочно ассоциируется с бездушной непреклонностью фашистских захватчиков.

Стремительная мелодия контратаки – решительная, энергичная, наполненная задором и удалью. Порой слышатся шутливые наигрыши скоморохов, напоминающие о том, что даже во времена самых тяжёлых испытаний народ не теряет чувства юмора. Наступает переломный момент в битве: русские воины двигаются вперёд, лёд трещит – и вот под тяжестью собственных доспехов тевтонские рыцари уходят под воду.

Прокофьеву удалось «зримо» передать эту картину музыкальными средствами.

Шестая часть – «Мёртвое поле». Это единственный сольный номер в кантате; его исполняет сольный женский голос меццо-сопрано. Одинокий голос девушки, невесты на поле брани, она ищет воинов, оставшихся в живых, и оплакивает убитых. Война – это всегда трагедия, страдание, потеря дорогих людей… Мелодия этой части близка к народным протяжным песням и плачам, в ней выражается собирательный образ Родины, скорбящей по своим сынам.

Заключительная седьмая часть «Въезд Александра во Псков» – монументальная фреска, завершающая эпическую картину, в которой запечатлена Русь-победительница. Музыка звучит как гимн, знакомые слушателям русские темы из предыдущих частей предстают здесь в укрупнённом виде, торжественно и величественно, прославляя родную землю, доблестных воинов и весь народ!

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Какой композитор является автором кантаты «Александр Невский»?

Варианты ответов: Сергей Прокофьев; Дмитрий Шостакович; Родион Щедрин.

В уроке рассматривается музыка к кинофильму «Александр Невский» и одноименная кантата Сергея Прокофьева. Поэтому правильный ответ: Сергей Прокофьев.

№ 2. Для какого женского голоса написана часть «Мёртвое поле» кантаты «Александр Невский»?

Варианты ответов: сопрано; меццо-сопрано; контральто; колоратурное сопрано.

В уроке отдельное внимание уделяется шестой части кантаты «Мёртвое поле», это единственный сольный номер в кантате. Его исполняет сольный женский голос меццо-сопрано. Значит, правильный ответ: меццо-сопрано.

Источник

Открытый урок в 5 классе по музыке «Звать через прошлое к настоящему»

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

Содержимое разработки

Тема урока: Звать через прошлое к настоящему.

Вид урока: дискуссия.

сопоставить образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева;

— воспитание потребности в общении с музыкальным искус­ством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

— овладение художественно-практическими умениями и на­выками в разнообразных видах музыкально-творческой де­ятельности (слушании музыки и нении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, им­провизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением инфор­мационно-коммуникационных технологий).

Результаты освоения предмета:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

— ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

— сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

— сформированность потребности в общении с музыкой, ИЗО для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки и ИЗО в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

— овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: кантата, триптих, трехчастная форма, контраст.

Оборудование: ИКТ, учебник «Музыка» 5 класс, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина; Презентация «Звать через прошлое к настоящему»; «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев; Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Ко­рин; текст песни «Я рисую этот мир» А.Ермолов; фрагмент из кинофильма «Александр Невский» режиссёр С.Эйзенштейн; презентация «Былинные богатыри», А.П.Бородин Симфония №2 «Богатырская».

Эпиграф: « За отчий дом, за русский край. «

2. Организация учебной мотивации. Настраивание учащихся на деятельность.

Учитель:Давайте вспомним, как называется главная тема 2 полугодия? (ответы учащихся)

Сейчас мы попробуем определить тему урока..

Показ презентации «Былинные богатыри»( во время презентации звучит фрагмент

Симфонии №2 «Богатырская» А.П.Бородина»)

Что мы услышали и увидели? (ответы детей).О каких двух видах искусства мы будем говорить?

Показать триптих П.Корина «Александр Невский»: Какой вид искусства вы видите? Что за герой изображен?

После ответов на вопросы, формулируем тему и цель урока. Сегодня сопоставим образ Александра Невского через произведения изобразительного искусства и музыки.

Сегодня наш урок будет посвящён подвигу известного заступника, защитника, бесстрашного воина и национального героя – Александру Невскому.

Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский». (запись в тетрадь)

Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Невский» (слайд)

2. Обсуждение картины П.Д. Корина «Александр Невский».

Что необычного в этой картине?

Из скольких частей она состоит? (3 части)

Ученики: Это картина, которая состоит из трёх частей.

Учитель: И что очень важно заметить – все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом.?

Три части картины объединены сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками.

На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра.

В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.

На центральной картине триптиха изображен Александр Невский. Каким Вы видите Александра Невского на этом полотне?

Работа по учебнику

Отвечают на вопросы учителя, пользуясь учебником:

Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский?

(мужественным, отважным, гордым)

— победой в каком сражении прославился А. Невский?

— почему трехчастная композиция художника П. Корина называется «Александр Невский»?

3. Знакомство с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский» (продолжение)

Учитель: А если бы Вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров Вы бы предпочли?

Учитель: Пришло время продолжить разговор о кантате С.С.Прокофьева,

Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.

А сейчас мы послушаем фрагмент, который, возможно, Вам знаком. Это хор «Вставайте, люди русские» Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?

Ученики: Эта часть кантаты начинается с колокольного звона.

Учитель: С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?

Ученики: На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно.

Учитель: Весь фрагмент звучит активно и призывно?

Ученики: Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно.

Учитель: Отголоски каких жанров русских народных песен напоминает средняя часть хора «Вставайте, люди русские»?

Ученики: Протяжные, былинные напевы.

Учитель: Мы уже говорили о том, что появлению кантаты предшествовала работа в кино, поэтому ряд музыкальных фрагментов кантаты С.С. Прокофьев дополнил и сейчас у Вас будет небольшая творческая работа, в которой Вы после просмотра видеофрагмента, должны будете отметить, что же изменилось в звучании хора из кантаты.

С.Прокофьев стремился воссоздать в своём произведении характерные черты былинных напевов. Послушайте и отметьте, какие это черты? (Звучит «Песнь об Александре Невском»)

Ответы учащихся: Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием.В образе Александра Невского представлен весь народ, все герои, которые защищали и защищают нашу Родину.

Учитель: Благодаря нашим героям-защитником мы живем с вами под голубым небом, ярким солнцем, радуясь миру и счастливому детству на земле.

Учитель. Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить Ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое.

Источник

Технологическая карта «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологическая карта урока по музыке для 5 класса

на тему «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский»

по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской

Тема урока: «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский».

Цель урока: раскрытие образа защитника Отечества А. Невского через произведения искусства авторов современности.

Формирование универсальных учебных действий:

— развивать способность оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

— развивать формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития;

— развитие навыков применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

— развитие эстетических чувств, чувства прекрасного.

— формировать интерес к обучению.

— удерживать цель деятельности до получения её результата;

— видеть ошибку и оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение.

— слушать и анализировать музыкальные произведения;

— наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства;

— эмоционально воспринимать музыку русских композиторов;

— формулировать своё отношение к изучаемому произведению;

— различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке;

— слушать учителя и слышать учителя, ученика; умение сотрудничать в группе, при решении учебных задач;

— устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи.

Тип урока : урок открытия новых знаний

Вид урока : урок – исследование

Формы работы : групповая, индивидуальная

Основные понятия: кантата, триптих

Межпредметные связи: изобразительное искусство, киноискусство, история.

Музыкальный материал: С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский», «Вставайте люди русские», «Ледовое побоище», видеофрагменты из кинофильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».

Оборудование: портреты композитора С.Прокофьева, С.Эйзенштейна, П.Корина, презентация, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, учебник музыки 5 кл.

Активизировать внимание учащихся

Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного.

Регулятивные: Организовывать свои действия.

2 этап Актуализация знаний Целеполагание

-Что значит, добрый день?

-Ребята, а всегда ли добрым был день на Руси?

— Кто приходил на помощь в трудные времена? Кто защищал? Иллюстрации

-Их можно назвать героями?

-А каких защитников-героев родины вы знаете?

-У каждого народа есть свои герои, и каждый народ знает их по имени, хранит о них память веками, чтит своих небесных покровителей.

-Ребята, посмотрите видеофрагмент и подумайте, о ком мы сегодня на уроке с вами будем говорить? Смотрите внимательно!

— Как вы думаете, о ком и о чем будет идти речь на уроке?

— Кем был Александр Невский?

-Если бы он был обычным человеком, сохранилось бы в истории России его имя через столько лет?

Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое. Но, как Вы думаете, откуда нам известно всё то, что происходило много веков назад?

Темой нашего урока будет изречение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского:

«Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский».

— Открываем тетради, записываем дату и тему урока «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский».

Отвечают на вопросы, комментируют:

Дети: когда светит солнце, ясное небо, хорошее настроение, мирный день.

Богатыри, полководцы, народ.

Дети: люди исключительной смелости и доблести.

анализируют, выдвигают гипотезы.

Формулирование учащимися цели урока и цели саморазвития с последующей записью в тетрадь

Об Александре Невском, истинном русском патриоте, защитнике, бесстрашном воине, который испытывал любовь к своему Отечеству и защищал его.

-Князем и полководцем.

Конечно, нет. Он многое сделал для своей Родины.

Народные сказители, наши предки, художники и т.п.

Участвуют в учебном диалоге.

Записывают в тетрадь.

Познавательные: (общеучебные), Коммуникативные:

3 этап Изучение новой темы.

-Сегодня на уроке мы отправимся в прошлое, а машиной времени у нас будут разные виды искусства.

-Ребята, давайте вспомним, что вы знаете об А. Невском из истории.

— А.Невский был праправнуком А. Македонского. В 5 лет он знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А.Невского были военачальниками.

Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств.

Работа с иллюстрацией и работа по учебнику стр.90 :

Обратите внимание на картину художника Павла Дмитриевича Корина (портрет вывесить на доске) «Александр Невский». Что необычного в этой картине?

Из скольких частей она состоит? (3 части)

-Кого изобразил художник на центральном полотне картины?

В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.

Посередине же образ воина. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.

А теперь обратимся еще к двум не менее известным произведениям, которые вошли в золотой фонд национального искусства. Это фильм «Александр Невский» и кантата «Александр Невский» С. Прокофьева. Они созданы в то время, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы, и угроза фашистского нашествия нависла над человечеством. Найдите по учебнику (стр.90) и расскажите, какие известные люди работали над фильмом?

— Да. Совершенно верно кинофильм Сергея Михайловича Эйзенштейна

(Слайд 6). Портрет Эйзенштейна и показ фрагмента фильма

-Мы увидели фрагменты из фильма «Александр Невский». Ребята было бы интересно смотреть фильм без музыки? Музыку к этому фильму написал русский композитор 20 века Сергей Сергеевич Прокофьев.

(Слайд 7) Портрет С.С.Прокофьева

-Музыка помогает очень тонко прочувствовать, что происходило на поле боя 5 апреля 1242 года.

— Через год С. С. Прокофьев написал кантату «Александр Невский», куда вошла вся музыка, созданная для фильма.

-А теперь послушайте, как Александр Невский охарактеризован музыкой?

-Как и чем композитор подчеркнул образ героя? Композитор С. Прокофьев написал кантату, которая так и называется «Александр Невский»

(Слайд 8) Определение каната.

Слушая кантату, будто видишь перед собой кадры фильма.

В образе Александра Невского представлен весь народ, все герои, которые защищали и защищают нашу Родину

Художник делал много эскизов и этюдов, направленных на изображение образа русского человека.

— Какие интонации мы слышим?

-А характеризует эта музыка облик русского народа? Каким предстает перед нами русский народ?

-Какие приемы использовал композитор для передачи смелости, мужества?

-Что вы услышали в оркестровом вступлении?

-Послушаем дальше, о чем рассказывает музыка средней части?

— 3 ч. Кантаты рассказывает нам о том, как переполнилась чаша терпения русского народа.

Русский народ готов вступить в борьбу с захватчиками-крестоносцами.

Смотрят репродукцию триптиха в учебнике на стр. 90

Источник

Как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

Героические образы в музыке, изобразительном искусстве.

Послушай знакомые фрагменты из кантаты «Александр Невский».

Вспомни, ка ким героическим страницам истории России посвящена эта музыка, и спой главные темы этих фрагментов.

Имя Александра Невского хорошо известно на Руси. Прославился он своими ратными подвигами в начале 13 века, когда одержал победу над шведами на Неве – реке и разбил рыцарей – тевтонцев в Ледовом побоище на Чудском озере.

Образ защитника Отечества Александра Невского воплощён в различных произведениях искусства: в музыке и живописи, в архитектуре и кино.

Рассмотри икону «Святой князь Александр Невский».

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

Святой Александр Невский. Фреска Архангельского собора Московского Кремля. 1666 г.

кад­ ры из фильма «Александр Невский»,

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

Александр Невский канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года).

Вслушайся ещё раз в музыку вступления к хору «Вставайте, люди русские!» и передай (изобрази) движением руки характер звучания набатного колокола.

Посмотри фрагмент фильма «Александр Невский», где звучит хор «Вставайте, люди русские».

Выполни задание: сравни обе части, попробуй определить их форму.

2. П.Корин триптих «Александр Невский»

Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отраже­ние в произведениях разных искусств. Владимирский художник из города Палех Павел Дмитриевич Корин (1892-1967) создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоя­тельных картин-частей, образующих единое целое.

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

Этой же теме посвящены еще два выдающихся одноименных произве­дения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева для меццо-со­прано, хора и симфонического оркестра. Оба произведения, появившиеся накануне Великой Отечественной войны (1941-1945), прозвучали как реши­тельное предупреждение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, решившегося напасть на нашу Родину.

Для легендарного фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский», созданного в 1938 г. сочинил музыку С. Прокофьев. Позднее она легла в основу его кантаты многочастного музыкального произве дения для хора, меццо-сопрано и симфонического оркестра. Зримость образов музыки Прокофьева позволит нам обратиться к восприятию другого произведения искусства — живописно го триптиха художника П. Корина «Александр Невский».

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

На цент­ ральной части триптиха — могучая фигура воина, грозный лик и гневный взгляд защитника Отечества, уверенный жест рук, сжимающих рукоять меча. Холодной голубизной отливают его доспехи.

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

1.Какая идея лежит в основе этих картин художника П.Корина?

2.Почему фигура Александра Невско­ го занимает центральную часть?

3.Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха?

4. Как они связаны с об­ разом великого русского полководца?

5. Современно ли «зву­ чание» картины для нас — людей XXI века?

4. Тема защитников Родины в музыке

Вспомни изве­стные тебе (из уроков музыки) му­зыкальные произведения, в которых ярко раскрывается тема защиты Родины.

Послушай ЗДЕСЬ ещё раз:

5. Русские народные песни и песни современных композиторов.

5. Родство кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева с живописными образами

Кантата «Александр Невский», в основу которой легла музыка к одноименному кинофильму, стала новым, самостоятельным музыкально-драматическим произведе­нием на стихи поэта В. Луговского и самого композитора С. Прокофьева.

ВИДЕО «ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ»

Рассмотри «Ледовое побоище» Н.Зиновьева. Палех.

как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

Рассмотри картину В. Серова «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища» как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Смотреть картинку как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Картинка про как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор. Фото как начинается фрагмент вставайте люди русские какие изобразительные интонации использует композитор

Монументальные кадры фильма по своей суровости, величественному народному характеру созвучны картинам П. Корина и В. Серова.

Посмотри ВИДЕО » Въезд Александра Невского во Псков»

Когда же звучит музыка кантаты С. Прокофьева, родст­во с живописными образами становится еще более ярким.

Спой главные темы этих частей.

1.. Какие особенности мелодики, ритма использовал С. Про­кофьев для характеристики величавого облика русского на­рода?

2.Какие жанры народной музыки напо­минает «Песня об Александре Невском» и хор «Вставайте, люди русские»?

3.Какой прием развития лежит в основе композиции этих частей кантаты? В ка­кой форме они написаны?

4.Что, кроме сюжета, роднит эти заме­чательные творения композитора, ху­дожников, кинорежиссера?

5. Контрольное задание

Послушай музыкальную викторину Кантата «Александр Невский» Ссылка ЗДЕСЬ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *