как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Корни с чередующимися гласными.
2. Правило проверки правописания корней с чередующимися гласными.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной части речи (например, дерево, деревце) и могут относиться к разным частям речи (например, дерево, деревянный).
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое однокоренные слова? Слова с одинаковым корнем? Будут ли слова носик и перенос однокоренными, если в обоих словах корень нос-? Нет, конечно, ведь для слова носик однокоренными будут слова нос, переносица, носовой, а для слова перенос – носить, вносит, обноски. Почему? Потому что корень – это не просто набор букв в определённом порядке, но и лексическое значение, объединяющее однокоренные слова. Подумайте об этих словах: заросший, вырасти, отращивать. Можно ли сказать, что они – однокоренные? Да, несмотря на то, что мы видим три разных корня, эти слова явно объединены общим значением. Корни однокоренных слов могут отличаться гласными и/или согласными.
Но как же в таком случае проверить правописание гласной, если в однокоренных словах может писаться и буква а, и буква о?
Кроме этого есть слова-исключения, правописания которых следует запомнить:
Давайте разберём подробнее несколько примеров.
Посмотрите на словосочетания: р_сти быстро, пр_стейший пример, маленький р_сток. Какие гласные следует писать в этих словах? В слове расти корень с чередованием, значит проверяем последними согласными корня и пишем раст-. Слово росток является исключением, значит пишем не раст-, а рост-. А в слове простейший нет корня с чередованием, так как корень этого слова прост- (вспомните: простой, простота) и эту безударную гласную можно проверить однокоренным словом. Про́сто. Под ударением слышим [о].
Теперь посмотрим на другую группу словосочетаний. Трудное изл_жение, сл_гать гимн, старая тел_грейка.
В слове телогрейка гласная после буквы л является не гласной корня, а соединительной. Так как соединительной гласной а не бывает, пишем букву о.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите слово с верным написанием.
(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.
Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.
Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.
Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.
Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.
Сортировка элементов по категориям
Рассортируйте слова, в зависимости от вида орфограммы.
Группа 1 – проверяемые безударные гласные
Группа 2 – чередующие гласные
Прилагательное, зелёный, разрослись, площадка, излагать, выращивать, хитрец, поросль.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Группа 1: зелёный, площадка, хитрец
Группа 2: прилагательное, разрослись, излагать, выращивать, поросль.
Давайте разберемся в правописании букв в корнях -лаг- и -лож-.
Все очень просто. Перед буквой -г- всегда пишем -а-, перед -ж- всегда пишем -о-.
Например:
В корне -раст- перед -ст- всегда пишем -а-, перед -щ- всегда пишем -о-.
Например:
НО! В этом правиле есть слова исключения. Их легко запомнить:
Ростов, ростовщик, Ростислав, росток, отрасль.
Ключом, чёлочка, чечётка, печёнка, пшённый, зачёс, ежовый, раскорчевать, течёт, стажёр, монтажёр, прожёвывать, размежевать, пяточек, свечой, сушей, хорошего, толчешь, дирижёр, шорох, дешёвенький, кошелка, жонглёр, шёпот, петушок, огорчённый, бочонок, тучей, мышонок, желчь, шоколад
Брюллов- прекрасный художник, его любимым жанром был портрет. Одна из его картин Всадница.
На переднем плане красивая всадница с прекрасным лицом. У нее пышные локоны, с изящным бело-синим платьем. Она сидит на сильном и могучем коне, которому не терпится прокатить свою наездницу. Рядом с конем мы видим смелую собачку которая лает на него без страха и маленькую сестрицу всадницы. Она так же красива как и ее старшая сестра. У нее чудесные черные локоны и нежное платье, она с удивлением смотрит на старшую сестру открыв рот. На эту маленькую леди смотрит ее маленькая собачка, которую девочка закрывает своим телом и видим мы только небольшую мордочку с красным ошейником.
На заднем плане можно увидеть кусок богатого дома. Несомненно, эти девочки из дворянской семьи. Дом украшает чудесная арка с колоннами,за домом виден большой сад. Лица красивых девочек надолго останутся в памяти зрителей.
Автор изобразил яркий момент из жизни девочек. Эта картина вызывает положительные эмоции, на ней видно движение и эмоции. Такая картина безусловно была бы прекрасным украшением любого дома. Мне картина запомнилась и я хотела бы увидеть ее в полную величину.
В дверь заглядывают черные мужики И солдат-будочник.
Подняв ногу, она хватается за нее руками, качает ее на весу И смешно морщит лицо.
Он был ростом под руку ей, шагал мелко И быстро, А она, глядя на него сверху вниз, точно по воздуху плыла.
Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, НО мучительно правдивым гением.
Они ТОЖЕ давно И жестоко спорили друг с другом.
Они были неистощимы в таких выдумках, НО мастер всё сносил молча.
Бабушка не плясала, А словно рассказывала что-то.
Класс: 6
Презентация к уроку
Цели урока:
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Оборудование урока: экран, проектор, ноутбук, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
2. Актуализация пройденного материала.
расти, выросла (не перед ст, щ).
Исключения: росток, рост, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.
Составление таблицы: Слайд №3
Чередующиеся гласные зависят
От ударения | От последующей буквы |
-гор-гар-: горел, нагар | -лаг- лож-: прилагать, приложение |
-кас-кос-: касаться, коснуться | |
-рос-раст-ращ-: росли, выращенный, растение |
Устная разминка. (Слова выводятся на экран).
№1.В каком слове ударение падает на третий слог? Слайд № 4
№2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня? Слайд № 5
г..релый, зар..стают, прит..щить.
отр..сль, зам..рать, подп..лзти.
№3.Отметьте ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О? Слайд № 7
предл..гать, сл..жение, сл..гать.
Пол..жить, ул..жить, изл..жение.
Сл..гаемое, пол..гаться, возл..жение.
№4. Укажите неверное объяснение написания слова. Слайд № 9
ТуЧ- существительное мн.ч., родительного падежа на шипящий, ь не пишется.
Словарный диктант с последующей взаимопроверкой (слова выводятся на экран). Слайд № 11
Коснуться абажура, выгореть на солнце, уложить вещи, слагать стихи, доросли до небес, вырастала ёлка, журнал с приложением, возлагать ответственность, приехал из Ростова, газовая отрасль, ростки подснежников, выращивают растения, угарный газ, подростковый возраст.
Работа с текстом. Слайд № 12
1) Подростковый возр..ст характеризуется интенсивным р..стом.
2) Действительно, никогда человек (не) р..стёт так бурно, как в этом возр..сте.
3) Во-первых, перестраивается опорно- двигательный аппарат: нар..стает мускульная сила.
4) Во- вторых, у подр..стка усиленно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы.
5) Р..стут лё(г,х)кие, увеличивается их объём и поверхность.
6) Словом, всё направлено на то, чтобы потребность бурно р..стущего организма была удовлетворена.
Словарная работа. Слайд № 13
1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2. Придумайте заголовок, определите тему, основную мысль.
3.Определите стиль текста. Слайд № 14
4.Определите тип речи. Слайд № 15
4) рассуждение и описание
5. Укажите верную морфологическую характеристику слова возраст (предложение 1) Слайд № 16
1) одушевлённое существительное, средний род, 2-е склонение
2) неодушевлённое существительное, средний род, 1-е склонение
3) неодушевлённое существительное, мужской род, 1-е склонение
4) неодушевлённое существительное, мужской род, 2-е склонение
6. Каким членом предложения является слово подростковый (предложение1) Слайд № 17
7. Укажите способ образования слова усиленно (предложение 4) Слайд № 18
8. В четвёртом (4) предложении найдите имя существительное, относящееся ко 2-му склонению. Напишите это существительное в форме именительного падежа. Слайд № 19
9. Во втором (2) предложении найдите одушевлённое имя существительное. Напишите это существительное. Слайд № 20
Подведение итогов урока.
а) Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень с чередованием а/о: сл..жить, дол..жить, изл..гать, отр..слевой, р..стительность, пор..сль, заг..реться, уг..рный, з..рница, заг..р, приг..реть, к..сательная, прик..сновение.
Чередующиеся гласные раст-, рос-, ращ- в корне слова
В корне раст- и рос- выбор написания буквы «а» или «о» зависит от наличия в корне согласных «ст» и «щ».
В корне раст-/ращ-/рост-/рос гласные чаще всего являются безударными, например:
Но проверять их ударением, как чаще всего и поступают с безударными гласными в корне, не следует, так как гласные а//о являются чередующимися.
Эти чередующиеся корни возникли исторически в результате влияния старославянского языка:
В написании слов с этими корнями воспользуемся орфографическим правилом:
Написание слов с корнем раст-/ращ-
Значит, для выбора буквы «а» или «о» в рассматриваемых корнях нужно только внимательно посмотреть на слово и заметить наличие в нем указанного сочетания согласных «ст» и «щ», например:
Точно также сделаем выбор буквы «а» в написании слов:
Без дождя и трава не растёт (пословица).
Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё иголки зимой в серебре.
Целый день сосульки тают, хоть и тают — подрастают, стали чуть ли не до земли. Вот как сильно подросли! (Елена Трутнева).
Написание слов с корнем рос-/рост-
В словах с корнем рос-, за которым не следуют букв «ст» и «щ», выберем букву «о»:
У лесной рябинки выросли волнушки прямо на тропинке.
Мы стоим две-три минутки, точно к месту приросли: голубые незабудки, незабудки расцвели (Е. Трутнева).
Исключения:
Все однокоренные производные слова и их грамматические формы сохраняют указанные написания, например:
Ранней весной упадет семечко с ели во влажную землю, прорастёт. Покажется маленький росток. Он даст жизнь новому деревцу (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Буквы «а», «о» в корнях «раст», «ращ», «рос»»
Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание корней ЛАГ, ЛОЖ, РАСТ, РОС, РАЩ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка в 5 классе
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: опорные схемы, задания, алгоритм действий, тестовые задания
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Оформляем работу в тетради.
1. Языковая разминка.
Наш сегодняшний урок предлагаю начать со следующего высказывания
«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Какова главная мысль этого высказывания? Как вы понимаете? Запишем эту фразу себе в тетрадь. Давайте договоримся, что отныне это высказывание станет девизом нашего урока.
2. Предлагаю, вспомнить и повторить то, что запомнили с прошлого урока с. 109 упр. 305.
Что такое чередование? Замена одного звука другим.
Приведите примеры чередования. Подруга-подружка, воздух-воздушный, снег-снежок.
Что такое беглые гласные ? Гласные, которые убегают.
Приведите пример беглых гласных. Лоб-лба, пень-пня, ветер-ветра, сынок-сынка.
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Предложить – предлагать, изложить – излагать, расположить – располагать.
Росли – расти – выращенный.
Прочитайте. Как произносятся слова? Какой гласный звук мы слышим с корне слов? В ударном или безударном положении находится гласный в корне? Каково значение слов первой строчки?
Какое значение у слов второй строчки? Какова проблема урока? (Почему безударный гласный обозначается на письме разными буквами о или а). Как называется замена одного звука другим? (Чередование).
III Постановка темы и целей урока.
2. Какова цель урока : (Научиться правильно писать буквы А-О в корнях лаг, лож, раст, ращ, рос).
-Предлагаю найти «лишнее» слово в ряду и объяснить, почему оно «лишнее».