как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Корни с чередующимися гласными.

2. Правило проверки правописания корней с чередующимися гласными.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной части речи (например, дерево, деревце) и могут относиться к разным частям речи (например, дерево, деревянный).

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое однокоренные слова? Слова с одинаковым корнем? Будут ли слова носик и перенос однокоренными, если в обоих словах корень нос-? Нет, конечно, ведь для слова носик однокоренными будут слова нос, переносица, носовой, а для слова переносносить, вносит, обноски. Почему? Потому что корень – это не просто набор букв в определённом порядке, но и лексическое значение, объединяющее однокоренные слова. Подумайте об этих словах: заросший, вырасти, отращивать. Можно ли сказать, что они – однокоренные? Да, несмотря на то, что мы видим три разных корня, эти слова явно объединены общим значением. Корни однокоренных слов могут отличаться гласными и/или согласными.

Но как же в таком случае проверить правописание гласной, если в однокоренных словах может писаться и буква а, и буква о?

Кроме этого есть слова-исключения, правописания которых следует запомнить:

Давайте разберём подробнее несколько примеров.

Посмотрите на словосочетания: р_сти быстро, пр_стейший пример, маленький р_сток. Какие гласные следует писать в этих словах? В слове расти корень с чередованием, значит проверяем последними согласными корня и пишем раст-. Слово росток является исключением, значит пишем не раст-, а рост-. А в слове простейший нет корня с чередованием, так как корень этого слова прост- (вспомните: простой, простота) и эту безударную гласную можно проверить однокоренным словом. Про́сто. Под ударением слышим [о].

Теперь посмотрим на другую группу словосочетаний. Трудное изл_жение, сл_гать гимн, старая тел_грейка.

В слове телогрейка гласная после буквы л является не гласной корня, а соединительной. Так как соединительной гласной а не бывает, пишем букву о.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите слово с верным написанием.

(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.

Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.

Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.

Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.

Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.

Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте слова, в зависимости от вида орфограммы.

Группа 1 – проверяемые безударные гласные

Группа 2 – чередующие гласные

Прилагательное, зелёный, разрослись, площадка, излагать, выращивать, хитрец, поросль.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Группа 1: зелёный, площадка, хитрец

Группа 2: прилагательное, разрослись, излагать, выращивать, поросль.

Источник

как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть картинку как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Картинка про как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос

Давайте разберемся в правописании букв в корнях -лаг- и -лож-.

Все очень просто. Перед буквой -г- всегда пишем -а-, перед -ж- всегда пишем -о-.

Например:

В корне -раст- перед -ст- всегда пишем -а-, перед -щ- всегда пишем -о-.

Например:

НО! В этом правиле есть слова исключения. Их легко запомнить:

Ростов, ростовщик, Ростислав, росток, отрасль.

как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть картинку как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Картинка про как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос

как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть картинку как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Картинка про как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос

как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть картинку как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Картинка про как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос

как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть картинку как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Картинка про как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос

Ключом, чёлочка, чечётка, печёнка, пшённый, зачёс, ежовый, раскорчевать, течёт, стажёр, монтажёр, прожёвывать, размежевать, пяточек, свечой, сушей, хорошего, толчешь, дирижёр, шорох, дешёвенький, кошелка, жонглёр, шёпот, петушок, огорчённый, бочонок, тучей, мышонок, желчь, шоколад

как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть картинку как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Картинка про как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос

Брюллов- прекрасный художник, его любимым жанром был портрет. Одна из его картин Всадница.

На переднем плане красивая всадница с прекрасным лицом. У нее пышные локоны, с изящным бело-синим платьем. Она сидит на сильном и могучем коне, которому не терпится прокатить свою наездницу. Рядом с конем мы видим смелую собачку которая лает на него без страха и маленькую сестрицу всадницы. Она так же красива как и ее старшая сестра. У нее чудесные черные локоны и нежное платье, она с удивлением смотрит на старшую сестру открыв рот. На эту маленькую леди смотрит ее маленькая собачка, которую девочка закрывает своим телом и видим мы только небольшую мордочку с красным ошейником.

На заднем плане можно увидеть кусок богатого дома. Несомненно, эти девочки из дворянской семьи. Дом украшает чудесная арка с колоннами,за домом виден большой сад. Лица красивых девочек надолго останутся в памяти зрителей.

Автор изобразил яркий момент из жизни девочек. Эта картина вызывает положительные эмоции, на ней видно движение и эмоции. Такая картина безусловно была бы прекрасным украшением любого дома. Мне картина запомнилась и я хотела бы увидеть ее в полную величину.

как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть картинку как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Картинка про как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос

В дверь заглядывают черные мужики И солдат-будочник.

Подняв ногу, она хватается за нее руками, качает ее на весу И смешно морщит лицо.

Он был ростом под руку ей, шагал мелко И быстро, А она, глядя на него сверху вниз, точно по воздуху плыла.

Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, НО мучительно правдивым гением.

Они ТОЖЕ давно И жестоко спорили друг с другом.

Они были неистощимы в таких выдумках, НО мастер всё сносил молча.

Бабушка не плясала, А словно рассказывала что-то.

Источник

Класс: 6

Презентация к уроку

Цели урока:

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Оборудование урока: экран, проектор, ноутбук, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Актуализация пройденного материала.

расти, выросла (не перед ст, щ).

Исключения: росток, рост, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

Составление таблицы: Слайд №3

Чередующиеся гласные зависят

От ударенияОт последующей буквы
-гор-гар-: горел, нагар-лаг- лож-: прилагать, приложение
-кас-кос-: касаться, коснуться
-рос-раст-ращ-: росли, выращенный, растение

Устная разминка. (Слова выводятся на экран).

№1.В каком слове ударение падает на третий слог? Слайд № 4

№2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня? Слайд № 5

г..релый, зар..стают, прит..щить.

отр..сль, зам..рать, подп..лзти.

№3.Отметьте ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О? Слайд № 7

предл..гать, сл..жение, сл..гать.

Пол..жить, ул..жить, изл..жение.

Сл..гаемое, пол..гаться, возл..жение.

№4. Укажите неверное объяснение написания слова. Слайд № 9

ТуЧ- существительное мн.ч., родительного падежа на шипящий, ь не пишется.

Словарный диктант с последующей взаимопроверкой (слова выводятся на экран). Слайд № 11

Коснуться абажура, выгореть на солнце, уложить вещи, слагать стихи, доросли до небес, вырастала ёлка, журнал с приложением, возлагать ответственность, приехал из Ростова, газовая отрасль, ростки подснежников, выращивают растения, угарный газ, подростковый возраст.

Работа с текстом. Слайд № 12

1) Подростковый возр..ст характеризуется интенсивным р..стом.

2) Действительно, никогда человек (не) р..стёт так бурно, как в этом возр..сте.

3) Во-первых, перестраивается опорно- двигательный аппарат: нар..стает мускульная сила.

4) Во- вторых, у подр..стка усиленно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы.

5) Р..стут лё(г,х)кие, увеличивается их объём и поверхность.

6) Словом, всё направлено на то, чтобы потребность бурно р..стущего организма была удовлетворена.

Словарная работа. Слайд № 13

1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Придумайте заголовок, определите тему, основную мысль.

3.Определите стиль текста. Слайд № 14

4.Определите тип речи. Слайд № 15

4) рассуждение и описание

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова возраст (предложение 1) Слайд № 16

1) одушевлённое существительное, средний род, 2-е склонение

2) неодушевлённое существительное, средний род, 1-е склонение

3) неодушевлённое существительное, мужской род, 1-е склонение

4) неодушевлённое существительное, мужской род, 2-е склонение

6. Каким членом предложения является слово подростковый (предложение1) Слайд № 17

7. Укажите способ образования слова усиленно (предложение 4) Слайд № 18

8. В четвёртом (4) предложении найдите имя существительное, относящееся ко 2-му склонению. Напишите это существительное в форме именительного падежа. Слайд № 19

9. Во втором (2) предложении найдите одушевлённое имя существительное. Напишите это существительное. Слайд № 20

Подведение итогов урока.

а) Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень с чередованием а/о: сл..жить, дол..жить, изл..гать, отр..слевой, р..стительность, пор..сль, заг..реться, уг..рный, з..рница, заг..р, приг..реть, к..сательная, прик..сновение.

Источник

Чередующиеся гласные раст-, рос-, ращ- в корне слова

В корне раст- и рос- выбор напи­са­ния бук­вы «а» или «о» зави­сит от нали­чия в корне соглас­ных «ст» и «щ».

В корне раст-/ращ-/рост-/рос глас­ные чаще все­го явля­ют­ся без­удар­ны­ми, например:

Но про­ве­рять их уда­ре­ни­ем, как чаще все­го и посту­па­ют с без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, не сле­ду­ет, так как глас­ные а//о явля­ют­ся чере­ду­ю­щи­ми­ся.

Эти чере­ду­ю­щи­е­ся кор­ни воз­ник­ли исто­ри­че­ски в резуль­та­те вли­я­ния ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка:

В напи­са­нии слов с эти­ми кор­ня­ми вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом:

Написание слов с корнем раст-/ращ-

Значит, для выбо­ра бук­вы «а» или «о» в рас­смат­ри­ва­е­мых кор­нях нуж­но толь­ко вни­ма­тель­но посмот­реть на сло­во и заме­тить нали­чие в нем ука­зан­но­го соче­та­ния соглас­ных «ст» и «щ», напри­мер:

Точно так­же сде­ла­ем выбор бук­вы «а» в напи­са­нии слов:

Без дождя и тра­ва не рас­тёт (посло­ви­ца).

Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё игол­ки зимой в серебре.

Целый день сосуль­ки тают, хоть и тают — под­рас­та­ют, ста­ли чуть ли не до зем­ли. Вот как силь­но под­рос­ли! (Елена Трутнева).

как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Смотреть картинку как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Картинка про как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос. Фото как мы определяем какую гласную надо писать в корнях лаг лож раст рос

Написание слов с корнем рос-/рост-

В сло­вах с кор­нем рос-, за кото­рым не сле­ду­ют букв «ст» и «щ», выбе­рем бук­ву «о»:

У лес­ной рябин­ки вырос­ли вол­нуш­ки пря­мо на тропинке.

Мы сто­им две-три минут­ки, точ­но к месту при­рос­ли: голу­бые неза­буд­ки, неза­буд­ки рас­цве­ли (Е. Трутнева).

Исключения:

Все одно­ко­рен­ные про­из­вод­ные сло­ва и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы сохра­ня­ют ука­зан­ные напи­са­ния, например:

Ранней вес­ной упа­дет семеч­ко с ели во влаж­ную зем­лю, про­рас­тёт. Покажется малень­кий росток. Он даст жизнь ново­му дерев­цу (Г. Скребицкий).

Видеоурок «Буквы «а», «о» в корнях «раст», «ращ», «рос»»

Источник

Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание корней ЛАГ, ЛОЖ, РАСТ, РОС, РАЩ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 5 классе

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: опорные схемы, задания, алгоритм действий, тестовые задания
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Оформляем работу в тетради.

1. Языковая разминка.

Наш сегодняшний урок предлагаю начать со следующего высказывания

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Какова главная мысль этого высказывания? Как вы понимаете? Запишем эту фразу себе в тетрадь. Давайте договоримся, что отныне это высказывание станет девизом нашего урока.

2. Предлагаю, вспомнить и повторить то, что запомнили с прошлого урока с. 109 упр. 305.

Что такое чередование? Замена одного звука другим.

Приведите примеры чередования. Подруга-подружка, воздух-воздушный, снег-снежок.

Что такое беглые гласные ? Гласные, которые убегают.

Приведите пример беглых гласных. Лоб-лба, пень-пня, ветер-ветра, сынок-сынка.

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Предложить – предлагать, изложить – излагать, расположить – располагать.

Росли – расти – выращенный.

Прочитайте. Как произносятся слова? Какой гласный звук мы слышим с корне слов? В ударном или безударном положении находится гласный в корне? Каково значение слов первой строчки?

Какое значение у слов второй строчки? Какова проблема урока? (Почему безударный гласный обозначается на письме разными буквами о или а). Как называется замена одного звука другим? (Чередование).

III Постановка темы и целей урока.

2. Какова цель урока : (Научиться правильно писать буквы А-О в корнях лаг, лож, раст, ращ, рос).

-Предлагаю найти «лишнее» слово в ряду и объяснить, почему оно «лишнее».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *