как лифт понимает на какой этаж ехать
Как лифт отсчитывает этажи
Многие из нас даже не задумываются о том, как много сложных и удивительных механизмов вокруг. МЫ привыкли безотчетно доверять им, научились использовать их в своей повседневной жизни, но понятия не имеем, как же именно они работают.
Одним из таких устройств является обычный лифт. Казалось бы, что может быть в нем сложного? Однако даже такой простейший вопрос «Как лифт определяет, на каком именно этаже он должен остановиться?» может поставить в тупик очень многих людей.
Принципиальное устройство лифта
Перед тем как углубляться в технические детали отдельных моментов работы лифта, следует хотя бы в общих чертах представлять, как он функционирует.
Итак, лифт – это сложный комплексный механизм, состоящий из шахты, кабины и машинного отделения. Шахта представляет собой колодец внутри или снаружи здания, внутри которой вертикально передвигается небольшое помещение – кабина.
Машинное отделение обычно располагается над шахтой, в специальном помещении. Состоит он из привода и управляющей электроники.
Кабина в шахте движется на специальных тросах, которые подтягиваются и отпускаются с помощью двигателя привода. Благодаря этому кабина и осуществляет движение. Для того чтобы она двигалась ровно и сохраняла стабильное горизонтальное положение, в шахте имеются дополнительные тросы или металлические конструкции – направляющие. По ним лифт перемещается с помощью специальных роликов. Когда необходимо остановить кабину, привод прекращает движение и срабатывают специальные тормозящие устройства. Если кабина должна прийти в движение, то привод начинает вращать вал с колесом, наматывая на него трос, а тормоза отключаются.
Вовремя остановить кабину
Зная принципиальное устройство лифта гораздо проще понять дальнейшее: на каждом этаже находится специальный механический или электронный датчик. Как только рядом с ними проезжает кабинка, на управляющее устройство сразу же отправляется сигнал о том, где именно она находится в данный момент. При необходимости, к примеру, если снаружи нажали кнопку вызова или же вы хотите покинуть кабину на том или ином этаже, управляющая электроника посылает сигнал приводу прекратить работу, а тормозам, наоборот, активироваться. Так и происходит остановка лифта на нужном этаже. За ней обычно следует автоматическое открытие дверей.
Для того чтобы кабинка при остановке находилась вровень с полом лестничной площадки, требуется очень тонкая и точная настройка срабатывания датчика. Иногда такая настройка проводится вручную, однако все же чаще она выполняется еще на заводе во время сборки. Но в таком случае требуется точное размещение датчика в необходимом месте.
Эту, а также любую другую интересную информацию о лифтах вы можете узнать, обратившись к специалистам компании «СП Энергия». Для этого просто позвоните по телефону 8 (495) 741-86-80 и получите ответы на любые вопросы.
В сп Энергия вы получите полный цикл услуг:
Как лифт определяет этаж
Лифт — сложная комплексная система, главными элементами которой являются шахта, лифтовая кабина и МП (машинное помещение). Транспортировка грузов и людей производится в кабине, которая движется по направляющим, задерживаясь на нужном этаже и снова продолжая свое перемещение вверх либо вниз, в зависимости от приказа, поступившего с пульта управления.
Конструкция подъемного устройства
Лифт включает в себя элементы машинного помещения и шахты. Помимо этого, в стволе шахте размещена кабинка. На ее крыше укреплена лебедка со стальными тросами, отпускаемыми и подтягиваемыми с использованием главного привода. Так кабинка совершает вертикальные продвижения вдоль всего ствола шахтного пространства. Для плавности работы и сохранения устойчивости, для лифтовой кабины в стволе шахты смонтированы направляющие. Когда требуется затормозить либо остановить кабинку, ротор двигателя снижает обороты, и в действие вступают тормозные приспособления.
Принцип действия
Срабатывая, кнопка вызова отправляет сигнал на управляющее оборудование. Если подъемник стоит на этаже, с которого пришел сигнал, двери шахты и кабины синхронно раскрываются. Если кабина оказывается в другом месте, то с системы управления поступает команда на начало подъема или спуска. Срабатывает главный привод, который воздействуя на лебедку со шкивом, заставляет их вращаться. Тросы, обвитые вокруг шкива, разматываются или, наоборот, подтягиваются, и кабинка едет в указанном направлении.
Как лифт определяет нужный ему этаж
В свою очередь, станция управления передает приказ на снижение текущей скорости. Ротор двигателя уменьшает число оборотов, обеспечивая кабине постепенное замедление. На малой скорости подъемник достигает шунта ДТО, вступая с ним в контакт. Параллельно на управление поступает сигнал. Ответная команда на главный привод лифта гарантирует полную остановку кабины. Одновременно производится совмещение пола этажа с полом прибывшей кабины. Привод двери открывает двери шахты и кабинки.
Схема. Расположение шунтов
Безопасность. Сервисное обслуживание
Лифтовые агрегаты производятся, монтируются и вводятся в эксплуатацию согласно установленным правилам и ГОСТам. Безопасность функционирования подъемников зависит от их регулярного обслуживания, профилактики и своевременной замены выработавших свой ресурс лифтовых запчастей. Компания «ЛифтКомплект» реализует запасные части от известных производителей лифтового оборудования OTIS, KONE, THYSSEN, KLEEMANN, ЩЛЗ, КМЗ и т.д.
Автор статьи: ЛифтКомплект
Разработка алгоритма движения лифтов
© Клип «Gangnam Style»
С ростом этажности наших городов всё больше людей ежедневно пользуется лифтами. Но мало кто из нас задумывается о том, как всё это лифтовое поголовье умудряется более-менее эффективно развозить в течение дня уйму людей, особенно в часы пик. Существует ряд алгоритмов движения лифтов, которые исходят из разных условий — например минимизации времени ожидания лифта. Но давайте подумаем, как можно разработать лифтовый алгоритм.
При всей кажущейся простоте задачи довольно сложно создать лифтовый алгоритм для реального применения в зданиях. К тому же такие вещи считаются коммерческими тайнами и патентуются. Поэтому попробуем сделать упрощённую модель:
В здании на каждом этаже живёт одинаковое количество людей. Есть несколько лифтов, лестниц нет. Для простоты будем считать, что на каждом этаже одинаковое количество пассажиров ждёт лифт. Также мы знаем, что в течение дня есть несколько часов пик. Нужно придумать такой алгоритм, чтобы минимизировать время ожидания всех людей в здании.
Здесь можно выделить несколько затрудняющих решение задачи условий:
Также будем учитывать ещё несколько переменных и констант:
Конечно, в реальной жизни скорость прохождения этажа лифтом может быть нелинейной, ведь он разгоняется и тормозит. Но для упрощения расчётов мы это отбросим. Если вам это покажется излишним упрощением задачи, то можете потом самостоятельно ввести эти условия в алгоритм.
Заметим, что пока ничего не сказано о грузоподъёмности лифтов. Здесь мы тоже радикально упростим себе жизнь — будем считать, что лифт вмещает сколько угодно людей. Нереалистично, согласен. Но зато, когда у нас появится первая версия алгоритма, будет проще ввести такие условия:
Алгоритм распределения лифтов
Объединим:
время прохождения цикла = (5 * * 2) + (20 * )
Теперь посчитаем усреднённое количество людей, которых мы перевезём в течение одного цикла:
усреднённая загрузка лифта = * * /
Теперь создадим два массива:
Начнём с того, что первый массив пуст, а затем при каждом добавлении этажа в массив мы станем приписывать к нему лифт. Характер добавления будет меняться, как мы увидим ниже, но в целом он описывается довольно просто. Этажи добавляются в циклы до тех пор, пока грузоподъёмность не станет ограничением. Введём маленькую функцию:
время прохождения цикла + ((время прохождения цикла / 100) * усреднённая загрузка лифта)
Реализация функции добавления этажа (Python):
В каждом цикле мы на единицу увеличиваем максимальный этаж после выбранного лифта. Поэтому в цикл выбранного лифта мы добавляем ещё один лифт. Функция eleLoop(e, i) просто определяет время и среднее количество перевозимых в цикле пассажиров.
Теперь напишем функцию прохождения по этажам и создания самих этажей. Обратите внимание: в нашем случае количество людей на этажах считается одинаковым. Если решить эту задачу, то потом будет достаточно легко учитывать и разное количество людей на этажах.
Этого вполне достаточно. Решение относительно прямолинейное, так что здесь многое можно улучшить.
Реализация на Python
Теперь соберём разные части алгоритма вместе, добавим несколько функций для вывода данных и создадим маленький симулятор.
Выходные данные:
Лифт № 1, продолжительность цикла — 140 секунд, в среднем перевозится 19,44 человека
Лифт № 2, продолжительность цикла — 150 секунд, в среднем перевозится 16,67 человека
Лифт № 3, продолжительность цикла — 150 секунд, в среднем перевозится 12,5 человека
Общее время: 65 минут
Среднее количество людей на этаже по мере прохода лифтов:
Как видите, алгоритм работает неплохо, но не идеально (для наших условий). Вы можете улучшить его самостоятельно.
Время прогона
Время прогона алгоритма зависит от трёх факторов:
Время прогона: O(m * (n/k))
n/k определяет максимальное количество итераций, совершаемых лифтам в пределах цикла(-ов). m используется потому, что нам нужно пройти по каждому этажу в ходе итерации. В этом случае мы пренебрегаем «настройкой», представляющей собой заполнение «массива здания», описывающего количество людей на каждом этаже, потому что это не является основным условием для прогона (m*(n/k) + m).
Объём памяти для прогона алгоритма зависит:
Объём памяти: O(e + f)
Заключительное слово
Конечно, алгоритм получился не идеальный, но вполне рабочий. Предложите свои улучшения. Движение лифтов — это интересная прикладная задача, которая аналогична распределению ресурсов компьютера.
Как доехать на лифте, чтобы он не остановился на подсадку: лайфхак для тех, кто не хочет ехать с незнакомцами
Лифты всегда вызывали у меня страх. Частично потому, что раньше они были очень маленькими и неуютными — оказавшись запертой в такой коробке без окон, я начинала подозревать у себя клаустрофобию. Но еще хуже то, что кабина останавливалась на каждом этаже, где ее ждали другие пассажиры. Перспектива делить столь небольшое, да еще и закрытое пространство с незнакомым человеком не очень радовала. «А вдруг это маньяк?!» – думала я, подозрительно косясь в сторону попутчика.
Шли годы. Несмотря на психологический дискомфорт и боязнь встречи с маньяком, я все равно продолжала пользоваться лифтом. А потом произошло то, что кардинально изменило мою жизнь. Хотя нет, вру. Произошло то, что просто позволило мне в любой удобный момент добираться на нужный этаж в гордом одиночестве.
Как ездить на лифте без попутчиков: полезный лайфхак
Однажды на работе мы разговорились с коллегой, и она вскользь упомянула о том, что когда поздно вечером возвращается домой, всегда нажимает в лифте две кнопки, чтобы к ней никто не подсаживался. Тогда я не придала этому значения, подумав, что в ее доме установили модель лифта, которая по умолчанию позволяет проворачивать такой трюк. Но спустя несколько месяцев она рассказала историю о том, как забыла зажать вторую кнопку и поэтому ей пришлось ехать с третьего этажа на шестнадцатый в компании очень занудного соседа. Тогда я, больше для того, чтобы поддержать разговор, чем из любопытства, спросила, что это за волшебная кнопка и как называется модель лифта, где она установлена.
В ответ на мой вопрос коллега удивленно распахнула глаза и сообщила, что так «умеют» почти все лифты. Причем, не только в жилых домах, но и в общественных заведениях — например, когда она училась в институте, кабина полностью заполнялась студентами на одном этаже. Поэтому чтобы не тратить время на остановки «вхолостую» на других этажах, они нажимали сразу две кнопки и ехали прямиком к месту назначения.
А потом она рассказала мне, как это работает:
Однако такая хитрость работает только с более или менее новыми лифтами. В старых кнопка закрытия двери попросту отсутствует, поэтому там приходится использовать другой способ — заметив, что лифт вот-вот остановится, человек должен успеть нажать «Стоп», а потом снова кнопку с номером своего этажа.
Когда ехать одному не получится: особенности современных лифтов
Старые и не самые новые лифты легко поддаются подобным манипуляциям. А вот современные кабины делают так, чтобы минимизировать вмешательство постороннего человека в работу системы. Кнопка закрытия двери в них, конечно же, есть, но запрограммирована она хитрым образом. Как только лифт начал движение, какие-либо сигналы с нее попросту перестают поступать, и нажатие не дает ожидаемого эффекта. Так что проехать без попутчиков на новеньком и красивом лифте не получится.
Теперь вы знаете, как можно избежать встречи с потенциально опасным человеком в кабине видавшего виды лифта. Кстати, сейчас у этого лайфхака появился еще один повод для использования — коронавирус. Находиться в маленьком замкнутом пространстве вместе с чужими людьми нежелательно, поскольку риск заражения слишком высок, а маску перед входом надевают не все.
Говорят, что, если на лифте проехаться в таком порядке: 4-й, 2-й, 6-й, 2-й, 10-й, 5-й, то произойдёт что-то страшное. Что именно?
Вы говорите о The Elevator Game. Это игра, которая была популярна среди корейских подростков в 2013-2015 году, и основана она была на городской легенде, выросшей вокруг смерти Элизы Лэм (Лэм Хо И). Считается, что, если выполнить все условия игры, вы попадете в «иной мир» и сможете, не умирая, побродить там среди душ мертвых людей. Правда, та последовательность цифр, не единственная, которую пишут в правилах игры на разных площадках, и еще там есть ряд дополнительных условий поведения.
Тело девушки было найдено в цистерне с водой на крыше отеля, в котором она пропала. Из полиции в интернет утекло видео, на котором Элиза ездит в лифте, нажимая кнопки в определенном порядке, разговаривает с пустотой, прячется у углу, кричит на кого-то невидимого и в целом ведет себя странно. Позднее полиция заявила, что девушка страдала от аффективного биполярного расстройства и пережила психотический эпизод, закончившийся смертью в результате несчастного случая (по официальной версии она сама залезла в бак, чтобы спрятаться, но не смогла выбраться).
История смерти Элизы стала такой популярной потому, что отлично легла в канон городской легенде о мертвой воде, уже существующей в Корее (и других странах юго-восточной азии): суть ее в том, что души женщин, умерших в воде, которую пил кто-то живой, становятся неупокоенными. Эта легенда, в свою очередь, уходит корнями в легенды о злых водных духах сельской местности, устраивающих наводнения и засухи (приводящих и уводящих воду с полей), сходы сели и другие опасные для земледелия и выживания в целом события.