к птичьему прислушиваюсь крику какое предложение

1. Какое предложение является односоставным?

а) Кругом все было тихо и спокойно.
б) Не будем подбрасывать дров в огонь.
в) В небе горела только одна маленькая звездочка.
г) Прошло около двух лет.

2. Какое предложение является односоставным?
а) Посетителей в коридоре нет.
б) Много песен сложено о любви.
в) На небе солнце, большое, горячее.
г) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.

3. Какое предложение является односоставным определенно-личным?
а) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
б) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.
в) Стою один среди равнины голой.
г) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

4. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?
а) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.
б) И нам пора опять в далекую дорогу.
в) Влажной землей из окна потянуло.
г) Им еще предстоит долго учиться.

5. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?
а) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.
б) Опять отложили вылет.
в) Цыплят по осени считают.
г) Придешь завтра ко мне в гости?

6. Какое предложение является односоставным безличным?
а) Что-то нынче и вправду не топят.
б) К птичьему прислушиваюсь крику.
в) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.
г) За ночь сильно подморозило.

7. Какое предложение не является односоставным безличным?
а) Мне от тебя ничего не надо.
б) Ничто не дается с таким трудом, как дружба.
в) Этому коню цены нет.
г) Скоро можно было отправляться в путь.

8. Какое предложение не является односоставным безличным?
а) Горящими листьями пахнет в саду.
б) Всякое мастерство нужно знать.
в) Ему придется покинуть Родину навсегда.
г) Все это создано с одной целью.

9. Какое предложение является односоставным номинативным?
а) За окном серый, нудный, мелкий дождь.
б) Двенадцать часов ночи.
в) Дома с ним всегда ласковы.
г) Сбор вожатых в девять часов утра.

Источник

Упражнения по теме «Односоставные предложения»

Упражнение 1.

Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

Упражнение 2.

Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.

По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Упражнение 3.

Спишите предложения. Выделите сказуемые в безличных предложениях.

Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро. Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)

Упражнение 4.

Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

Упражнение 5.

Спишите. Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите сказуемые и обращения в односоставных определённо-личных предложениях. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

1) Шумим братец шумим. (Гр.) 2) Постоим ещё Гриша. (Н.) 3) Ну солдат пойдём со мной.(Тв.) 4) Взвейтесь кострами синие ночи. (Жар.) 5) Пой моя хорошая! (Жар.) 6) Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди. (Шведов.) 7) В защиту мира вставайте люди! (Френкель.)

Упражнение 7.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения. Устно объясните, какими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.

Упражнение 8.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите безличные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выражено.

Упражнение 9.

По образцам замените личные предложения безличными (письменно).

Образец: Я хочу изучать историю Москвы.- Мне хочется изучать историю Москвы.
1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.

Образец:
Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги.
1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо затянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.

Упражнение 10.

Прочитайте сложные (сложносочинённые) предложения, грамматические основы в которых соединены союзом «и» и разделены запятой. Обе грамматические основы в данных сложных предложениях двусоставны. Замените оба простых предложения безличными. Проанализируйте изменение стилистики высказываний.


Образец:
Повеял холодный ветер, и наступила темнота. Повеяло холодным ветром, и стало темно.
1. Дом опустел, и я загрустил. 2. Уже не слышен грохот обвала, и я вдруг понял его причины. 3. И я почувствовал нездоровье, и отца прошиб озноб. 4. На улице дует ветер, и Саша не хочет спать.

Упражнение 11.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите тип безличного предложения по отсутствию или наличию в нём дополнений и характеру этих дополнений (в винительном, творительном, дательном и родительном падежах).

Упражнение 12.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односоставных простых предложений или частей сложных предложений.

Тест по теме «Односоставные предложения»

1. Укажите неверное утверждение.

2.Укажите верное утверждение.

3. Какое предложение является односоставным?

1) Кругом все было тихо и спокойно.
2) Не будем подбрасывать дров в огонь.
3) В небе горела только одна маленькая звездочка.
4) Прошло около двух лет.

4. Какое предложение является односоставным?

1) Посетителей в коридоре нет.
2) Много песен сложено о любви.
3) На небе солнце большое, горячее.
4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.

5. Какое предложение является односоставным определенно-личным?

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
2) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.
3) Стою один среди равнины голой.
4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

6. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?

1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.
2) И нам пора опять в далекую дорогу.
3) Влажной землей из окна потянуло.
4) Им еще предстоит долго учиться.

7. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?

1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.
2) Опять отложили вылет.
3) Цыплят по осени считают.
4) Придешь завтра ко мне в гости?

8. Какое предложение является односоставным безличным?

1) Что-то нынче и вправду не топят.
2) К птичьему прислушиваюсь крику.
3) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.
4) За ночь сильно подморозило.

9. Какое предложение не является односоставным безличным?

1) Мне от тебя ничего не надо.
2) Ничто не дается с таким трудом, как дружба.
3) Этому коню цены нет.
4) Скоро можно было отправляться в путь.

10. Какое предложение является односоставным назывным (номинативным)?

1) Когда же прикажете ожидать вас?
2) Невозмутимая тишина и нестерпимый жар.
3) Сюда ездят любоваться морем и горой.
4) В здешних морях иначе плавать нельзя.

11. Среди предложений 1-8 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

(1) Магазин находился совсем близко от берега. (2) У прилавка стояло всего три покупателя. (3) Только я успел завернуть в газету полученную буханку, как с берега послышался короткий отходной гудок парохода. (4) Меня как будто кипятком ошпарили. (5) Чуть не сбив с ног входившего в магазин покупателя, я, не разбирая дороги, прямо по грязи бросился к берегу. (6) Пароход, уже набирая скорость, плыл посредине реки. (7) Я что-то кричал, поднимая руки, бежал вслед за пароходом по берегу, но скоро понял, что все это бесполезно. (8) Пароход скрылся за ближним поворотом, а я без сил опустился на какой-то трухлявый пенёк. (Н.Вурдов)

12. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.

(1) Дорога шла по низменным болотистым местам. (2) По бокам то сумрачно высились вековые ели, то километрами тянулись безлесые желтоватые топи. (3) Местами приходилось брести по колено в воде. (4) На болотистых участках всплыли жерди-лежневки, приходилось перешагивать или ступать на них, под ногами жерди уходили вниз, как клавиши пианино. (5) Всё это очень затрудняло ходьбу. (Н.Вурдов)

13. Среди предложений 1-8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.

(1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3) Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5) Больничный распорядок неизменен. (6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней… (З.Сорокин)

14. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

(1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера. (С.Воронин)

15. Среди предложений 1-4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

Источник

Структурная карта «Односоставные предложения» (усложненная)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Структурная карта к уроку «Односоставные предложения»

Распределить односоставные предложения на две группы по главному члену предложения. В таблицу запищите ТОЛЬКО НОМЕРА предложений.

1.Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия. 2.Была ужасная пора, о ней свежо воспоминанье… 3.Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. 4.Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве рассказывала мне старая калмычка. 5.Светало. 6.Побежать ли? 7. Ведут ко мне коня. 8. Давайте сегодня осмотрим северные склоны. 9. Мороз. 10.Умную голову почитают смолоду. 11.Яркие голубые дни. 12. Всё больше заносит снегом окошко. 13.Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. 14. Пора бы ехать на аэродром

Алгоритм определения вида предложения:

1.Найти грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

2.Если в предложении один главный член (подлежащее или сказуемое), то предложение односоставное.

3.Если главный член- сказуемое, то нужно определить, в форме какого наклонения (изъявительного или повелительного) находится глагол, в форме какого лица.

4.Если глагол находится в форме 1 или 2 лица, в форме изъявительного или повелительного наклонения, то это определённо-личное предложение.

Например: Выхожу из дома рано утром. (выхожу – это сказуемое, подлежащего нет, предложение односоставное; выхожу – этот глагол находится в форме 1-ого лица, в изъявительном наклонении; вывод – предложение определённо-личное).

Определите вид предложений.

Выступление нашего хора будут транслировать по радио.

По газонам не ходят.

С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.

На пригорке то сыро, то жарко.

Волка шапками не закидаешь.

По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой.

Не плачь ты попусту.

Часам к двум пополудни началась гроза.

Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин)

Тротуары заливают асфальтом.

1.Найдите определенно-личное предложение.

А) Весна берет свои права.

Б) Под музыку осеннего дождя иду во тьме.

В) Наступает длинный зимний вечер.

Г) Тепло на солнышке.

Д) Осенний день прошуршал ломкой листвой.

2. Найдите неопределенно-личное предложение.

А) Мужайся, сердце, до конца.

Б) Было бы глупо даже приступать к этому вопросу.

В) В детстве мне ни разу не удалось запустить змея.

Г) Не слышно городского шума.

Д) Бумагу для обертывания книг берут прочную.

3. Найдите безличное предложение.

А) Дней поздней осени бранят обыкновенно.

Б) Из воды пустой масла не извлечешь.

В) Мне в душу повеяло жизнью и волей.

Г) В дверь громко постучали.

Д) Приветствую тебя, пустынный уголок.

4.Найдите среди данных предложений односоставное.

А) Веет с поля ночная прохлада.

Б) Осенний день шуршал ломкой листвой.

В) Свет луны во все концы.

Г) В лесу держался запах прелой травы.

5.Определите тип предложения Лед как сахар.

6. Найдите назывное предложение.

7.Найдите определенно-личное предложение.

А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

Б) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.

В)На пригорке то сыро, то жарко.

Г) Волка шапками не закидаешь.

Д) По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой.

8. Найдите неопределенно-личное предложение.

А)Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.

Б)Ради розы терпят и шипы.

В) Нигде жилья не видно на просторе.

Г) Со скрипом опустили трап.

Д) Еду-еду в чистом поле.

9. Найдите безличное предложение.

А) Ведут ко мне коня. (А. Пушкин)

Б) Не спится, няня. (А. Пушкин)

В)Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин)

Г) Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев)

4) Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов)

Структурная карта к уроку «Односоставные предложения»

Распределить односоставные предложения на две группы по главному члену предложения. В таблицу запищите ТОЛЬКО НОМЕРА предложений.

1. Умную голову почитают смолоду. 2. В городе открыли новый кинотеатр. 3. После дела за советом не ходят. 4. Яркие голубые дни.5. Ребята, не опаздывайте на занятия кружка. 6. Вновь я посетил тот уголок земли… 7. В этот час было совсем тихо.8. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье! 9.Днём солнце берёт своё. 10.Палатка устроена. 11.Пете уже разрешали гулять возле дома. 12.. Молча сижу под окошком темницы. 13Мелколесье. Степь и дали. 14.В ней тепло и тихо.

Алгоритм определения вида предложения:

1.Найти грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

2.Если в предложении один главный член (подлежащее или сказуемое), то предложение односоставное.

3.Если главный член- сказуемое, то нужно определить, в форме какого наклонения (изъявительного или повелительного) находится глагол, в форме какого лица.

4.Если глагол находится в форме 1 или 2 лица, в форме изъявительного или повелительного наклонения, то это определённо-личное предложение.

Например: Выхожу из дома рано утром. (выхожу – это сказуемое, подлежащего нет, предложение односоставное; выхожу – этот глагол находится в форме 1-ого лица, в изъявительном наклонении; вывод – предложение определённо-личное).

Определите вид предложений.

Давайте сегодня осмотрим северные склоны.

Умную голову почитают смолоду.

Всё больше заносит снегом окошко.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

В палате еще долго вспоминали его рассказы.

На балконе соседней дачи зажгли свет.

Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.

Дело словом не заменишь.

Все больше заносит снегом окошко.

Пора бы ехать на аэродром

Чистые стены, оббитые лесом.

1. Какое предложение является односоставным?
а) Кругом все было тихо и спокойно.
б) Не будем подбрасывать дров в огонь.
в) В небе горела только одна маленькая звездочка.
г) Прошло около двух лет.

2. Какое предложение является односоставным?
а) Посетителей в коридоре нет.
б) Много песен сложено о любви.
в) На небе солнце, большое, горячее.
г) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.

3. Какое предложение является односоставным определенно-личным?
а) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
б) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.
в) Стою один среди равнины голой.
г) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

4. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?
а) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.
б) И нам пора опять в далекую дорогу.
в) Влажной землей из окна потянуло.
г) Им еще предстоит долго учиться.

5. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?
а) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.
б) Опять отложили вылет.
в) Цыплят по осени считают.
г) Придешь завтра ко мне в гости?

6. Какое предложение является односоставным безличным?
а) Что-то нынче и вправду не топят.
б) К птичьему прислушиваюсь крику.
в) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.
г) За ночь сильно подморозило.

7. Какое предложение не является односоставным безличным?
а) Мне от тебя ничего не надо.
б) Ничто не дается с таким трудом, как дружба.
в) Этому коню цены нет.
г) Скоро можно было отправляться в путь.

8. Какое предложение не является односоставным безличным?
а) Горящими листьями пахнет в саду.
б) Всякое мастерство нужно знать.
в) Ему придется покинуть Родину навсегда.
г) Все это создано с одной целью.

9. Какое предложение является односоставным номинативным?
а) За окном серый, нудный, мелкий дождь.
б) Двенадцать часов ночи.
в) Дома с ним всегда ласковы.
г) Сбор вожатых в девять часов утра.

Источник

Урок русского языка «Односоставные предложения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 8 классе.

«Обобщение по теме «Односоставные предложения»

Цели и задачи урока:

систематизировать и обобщить знания учащихся по изученной теме «Односоставные предложения»

развитие навыка определения типов односоставных предложений по значению, структурным особенностям;

умения различать односоставные и двусоставные предложения и использовать их в разных стилях речи как синтаксические синонимы;

развитие умения определять роль односоставных предложений в художественных произведениях и пользоваться ими в разговорной речи;

формирование умения правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.

содействовать развитию целеустремлённости, самостоятельности при изучении сложных тем по предмету.

Таблицы и схема «Односоставные предложения», «Виды предложений по строению грамматической основы»;

индивидуальные карточки с тестами по пройденной теме;

приготовленные детьми предложения –примеры односоставных и двусоставных предложений;

презентация по теме «Односоставные предложения».

1.Сообщение темы и цели урока.

На доске слова с пропусками: д…ску…я, д…кл…рация, эксп…р…мент, л…б…р…тория, ид…ал.

Вставить пропущенные буквы, проверить по словарю учебника или по словарным тетрадям самих учащихся.

3.Синтаксический разбор предложения:

Эксперимент- опыт, попытка осуществить что-либо. 4

Заменить синонимичным односоставным предложением (Экспериментом называют опыт, попытку осуществить что-либо.)

Составить (устно) односоставные предложения с другими словарными словами, значения которых уже рассматривались на предыдущих уроках.

Участвовали в дискуссии по книге известного писателя о жизни подростков. Стремлюсь к идеалам добра. Нельзя проводить эксперименты над людьми…

Одно предложение записывается в тетради, подчёркивается грамматическая основа, определяется тип предложения.

4. Актуализация знаний учащихся по изученной теме.

По приготовленной презентации заслушиваются ответы учащихся : по схемам рассказ об односоставных предложениях, приводятся свои примеры. (Этот этап урока проводит подготовленный ученик, спрашивает учащихся, следит за правильностью ответов, ставит оценку ).

5.Определить тип односоставных предложений.

1) Брожу по набережной снова. (глагол в 1 лице, ед.ч., наст.вр.- обозначает действие говорящего – определённо – личное).

2) Изба лесничего. Медвежье царство. (подлежащее – существительное в И.п. –сообщается, что предмет(явление) существует – назывное).

3) Повеет ароматом сирени.(глагол в форме 3л., ед.ч., наст.вр.( в форме безличного)- подлежащего нет (лицо не определяется) – безличное.

4) Зимы без снега не бывает.(форма глагола быть в отрицательном предложении – безличное )

5) В Сибири не любят спешку и горячку. (глагол в форме 3 лица, мн.ч., наст.вр. – главное не лицо, а действие – неопределённо-личное)

6) Цыплят по осени считают. (глагол в форме 3лица, мн.ч., наст.вр.- это пословица имеет значение обобщённого лица – обобщённо-личное).

(Параллельно работают 3 ученика по карточкам: Определить тип односоставных предложений)

6.Подготовленные сообщения учащихся об односоставных предложениях (1группа).

Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, от носящиеся к группе подлежащего, то есть все виды определений.

— Приведите примеры. (Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

Безветрие. Теплынь. Глубокий, но пологий овраг…Синеватая черта большой речки…)

В таких предложениях на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий.

Этот вид предложений часто используют в поэтических произведениях для передачи душевного состояния лирического героя.

В русском языке предложения с обращениями часто не имеют подлежащего, являясь определённо-личными.

Сфера употребления этого типа предложений обширна –разговорная речь, публицистика, научный и официально – деловой стили.

Определённо-личные предложения используются для передачи значения обобщённого лица – это не исключает указания на автора, но усиливает выразительные возможности текста.

Примеры: Любишь кататься – люби и саночки возить.

От далёких и близких почты жду новогодней. Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну. Прощай, свободная стихия.

Его везли из крепости, из Бреста. Десять суток нам дают на отдых. Тротуары заливают асфальтом.

Употребляются для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека, отрицания чего-либо в разных стилях речи.

Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло. У одержимых нет дороги вспять. Тянет холодом зимних дней.

7.Составить по схеме предложение.

1.[ двусост. ], u [ безличное].

8.Составить схему предложения:

Шагаю по дорожкам сада, и рядом бегает наш Полкан.

9.Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 231(2 часть) на с.116. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Работа по замене одного типа предложения синтаксическим синонимом.

Переделайте двусоставные предложения в односоставные. Следите за правильным выбором форм времени. Я скучаю. – Мне скучно.( односоставное, безличное).

10. Проверочная работа в форме тестов.

1.Укажите ошибочное утверждение.

1) Односоставным называется предложение, в котором имеется только один главный член предложения.

2) Главный член определённо- личного предложения называет действие неизвестного лица.

3)Обобщённо- личное предложение обозначает действие, в равной мере относящееся к любому лицу.

4) В безличных предложениях действие или состояние представляется как не зависящее от деятеля.

2. Укажите двусоставное предложение.

1) Его было не узнать.

2) Родные сочли бы его недостойной партией для Кити.

3) Верьте мне, Ольга Михайловна!

4) А её всё нет и нет.

3. Отметьте односоставное предложение.

1) Сударыня, ведь русским же языком вам объясняют.

2) И идут без имени святого

Все двенадцать вдаль…

3) Увидеть и услышать этого поэта было бы для меня ослепительным счастьем.

4) Надолго запомнился ему один день в конце января.

4. Укажите верную характеристику предложения Весной птицам спать долго некогда.

2) односоставное определённо- личное

3) односоставное неопределённо – личное

4) односоставное безличное

5.Найдите определённо-личное предложение.

1) Ой, не избежать мне его гнева.

2) Егорушку обогрели, напоили чаем и уложили на отдых.

3) Без веры жить нельзя.

4) К птичьему прислушиваюсь крику.

6. Найдите неопределённо-личное предложение.

1) После драки кулаками не машут (пословица).

2) Лодырю всегда нездоровится (пословица).

3) За эту провинность меня на рыбалку не пустили.

4) Нет худа без добра (пословица).

7. Найдите безличное предложение.

1) Мне стало страшно, стало как-то смутно.

2) Его душа была согрета приветом друга.

3) Умри, завистник злобный мой!

4) Пить чай долгими зимними вечерами было для нас единственным развлечением.

8.Отметьте назывное предложение.

2) На стенах – ковры.

4) Рядом женщина под зонтиком.

1.Укажите ошибочное утверждение.

1)Главный член неопределённо-личного предложения называет действие неопределённого лица.

2) Односоставное предложение, в котором нет и не может быть подлежащего, называется безличным.

3) Глагол- сказуемое в определённо-личных предложениях не нуждается в наличии подлежащего, так как значение конкретного лица передаётся личными окончаниями глагола.

4) Назывными называются односоставные предложения с главным членом подлежащим, выраженным существительным в каком-либо падеже.

2.Укажите двусоставное предложение.

1) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки.

2) Взгрустнулось как- то мне в степи однообразной.

3) В тёплое апрельское утро отдыхающие сидели в саду и слышали птиц.

4) В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо.

3. Отметьте односоставное предложение.

1) Длинна зимняя ночь в деревне!

2) В деревне ложатся рано.

3) Вошедший резко отличался красотой и силой.

4) Вот чудо совершилось!

4.Укажите верную характеристику предложения Добрые феи, мне вас так не хватает!

2) односоставное определённо-личное

3) односоставное неопределённо-личное

4) односоставное безличное

5.Укажите определённо- личное предложение.

1)Хотя бы часик поспать!

3)Там под горой пасут овец.

4) Голыми руками ежа не ухватишь (пословица).

6. Найдите неопределённо-личное предложение.

1) Рядом в лесу ни души.

2) Эту сову часто принимали за чучело.

3) Видишь вдали вон тот развесистый дуб?

4) Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу.

7. Какое предложение является безличным?

1) Эту новость везде обсуждают.

2) И слушаешь песни далёких сёл.

3) Около самой деревни далеко просматривались окрестности.

4) К сожалению, времени у нас не осталось.

8. Отметьте назывное предложение.

1) Осень в парках волшебна.

2) Волшебная осень парков.

3) Везде жёлтая листва.

11.Творческая работа учащихся.

По картине, на которой изображена зимняя природа, написать мини- сочинение, используя помимо двусоставных ещё и разного типа односоставные предложения.

Подводятся итоги проверочной работы, выставляются оценки: 8баллов-«5»,

6-7 баллов-«4», 4-5 баллов-«3», 1-3баллов-«2».

Зачитываются несколько сочинений, краткий комментарий содержания и наличия односоставных предложений (комментируют ученики) 2-3оценки выставляются.

12.Подведение итогов урока.

Повторяли и обобщали знания по пройденной теме.

Учились использовать свои знания в практической работе.

Развивали устную и письменную речь.

С какой целью изучаются односоставные предложения?

Односоставные предложения помогают лаконично, без повторов слов в предложениях, образно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи

Повторить теоретический материал по теме по схеме и таблицам,

Сочинение-миниатюру по началу Первый снег! Сколько чувств вызывает он.

Использовать, где это целесообразно, односоставные предложения.

Программные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 8 класса после изучения темы «Односоставные предложения».

Учащиеся должны уметь:

1)производить синтаксический разбор простых двусоставных и односоставных предложений;

2)составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами;

3) пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

4) соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *