к методам исследования какого уровня относится моделирование

Методы исследования

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
— методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
— желательно пояснить Ваш выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Виды методов исследования:

Методы эмпирического уровня:
— наблюдение
— интервью
— анкетирование
— опрос
— собеседование
— тестирование
— фотографирование
— счет
— измерение
— сравнение

С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

— эксперимент
— лабораторный опыт
— анализ
— моделирование
— исторический
— логический
— синтез
— индукция
— дедукция
— гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

изучение и обобщение

индукция и дедукция

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования:

Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5.
Методы исследования:
— изучение и анализ литературы;
— опрос школьников;
— проведение замеров массы рюкзака;
— анализ полученных данных.

Пример 6.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

В
Пример 7.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.

Источник

Моделирование как метод исследования (теория, основные понятия)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Моделирование как метод исследования.

Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте.

Модель – некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.

Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. Иными словами, модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.

Важным свойством модели является наличие в ней творческой фантазии. Иными словами, модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.

Процесс создания модели достаточно трудоемкий, исследователь как бы проходит через несколько этапов:

Первый шаг – тщательное изучение объекта, создание гипотезы, лежащей в основе будущей модели.

Второй шаг – составление плана исследования, организация практической деятельности в соответствии с разработанным планом, внесение в неё коррективов, подсказанных практикой, уточнение первоначальной гипотезы исследования, взятой в основу модели.

Третий шаг– создание окончательного варианта модели. Если на втором этапе исследователь как бы предлагает различные варианты конструируемого явления, то на третьем этапе он на основе этих вариантов создает окончательный образец того процесса (или проекта), который собирается воплотить.

В образовательной деятельности моделирование успешно применяется для решения важных дидактических задач. Например, педагог-исследователь/ учащийся- исследователь может разработать модели: оптимизации структуры учебного процесса, активизации познавательной самостоятельности учащихся, личностно-ориентированного подхода к учащимся в учебном процессе. Начало формы

Источник

Моделирование как метод научного исследования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и целевое назначение моделирования

Моделирование – это метод, применяемый для изучения разного рода процессов и явлений, разработки вариаций принятия управленческих решений.

Моделирование осуществляется на основе построения моделей, которые являются заменителями реальных объектов, процессов и явлений. Методика предполагает описание структурного устройства, изучаемого объекта, его свойств и параметров, процесса его функционирования во времени и пространстве, а также характеристики особенностей развития.

Построение моделей позволяет воспроизвести связи, характеристики, особенности функционирования, тенденции и динамику развития, исследуемых объектов, систем, явлений и процессов, проанализировать их текущее состояние, спланировать и составить прогноз последующего развития и принять рациональное решение, обосновать его и эффективно воплотить на практике.

Методика моделирования хороша тем, что она обеспечивает системный и целостный подход к исследованию, что положительно сказывается на разработке методов целостного управленческого воздействия, позволяет получить новые знания и усовершенствовать параметры, исследуемых объектов или процессов.

В процессе моделирования предполагается создание образцов, как внешнего строения объектов, например, каких-то предметов познания, так и их функциональной роли или логического назначения.

Моделирование осуществляется в двух основных формах:

Рисунок 1. Моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Как и любой процесс, включенный в систему образования, моделирование начинается с постановки цели разработки модели. Она определяет дальнейшее содержание моделирования, выбор форм, методов и средств организации данного процесса. Структура модели, ее составные компоненты определяются целевым назначением той или иной модели.

Целевым назначением моделирования может быть:

Для одного и того же объекта изучения может быть построено несколько моделей. Это объясняется тем, что в одной модели оптимально можно воплотить лишь определенные свойства или их группу, которые являются наиболее важными для данного объекта или процесса.

Классификация моделей, применяемых в педагогике

Модели научного исследования могут быть классифицированы по различным основаниям. Если модель выбирается, исходя из ее целевого назначения, то она может быть:

Существует и иная классификация моделей, определяющая их целевое назначение:

В педагогике особенно актуальным является применение двух видов моделей:

Функциональное назначение моделирования

Процесс моделирования выполняет следующие основные функции:

Источник

Классификация методов научного исследования с примерами

Любой проект, направленный на научное исследование проблемы или сферы жизнедеятельности, является сугубо индивидуальной работой. Автор ставит перед собой конкретную цель, а методы научного исследования выступают способами ее достижения. Любое исследование проводится на базе общепринятой методологии, полная классификация методик будет приведена ниже.

Что такое методы научного исследования

Научно исследовательский проект автора направлен на познание определенного вопроса, темы, области знаний или сферы деятельности. Исследовать, значит, изучать, анализировать закономерности, систематизируя при этом имеющиеся факты. Научное исследование определяется несколькими критериями:

Научное исследование разниться с обыденным тем, что применяет определенные методики, выступающие способами достижения целей проекта. Соединить в себе все методики может наука – методология. Суть метода заключается в объекте и субъекте, каким образом совершается деятельность человека, путем каких средств и способов.

Если автор смог подобрать максимально правильные методы, это поспособствует точному и быстрому достижению поставленной в начале проекта цели. Кроме того они будут служить своего рода компасом, помогающим избегать ошибок в ходе прокладывания правильного пути.

Метод, методика, методология – в чем разница

Многие начинающие авторы путаются в понятиях, что такое методология, методы исследования в проекте и методики. Поэтому стоит обсудить, в чем заключается разница между этими терминами.

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что методы исследования – это способы, методика – процесс, а методология – наука, организация процесса.

Классификация методов научного исследования с примерами

В любой дисциплине принято использовать совокупность тех или иных методов, принадлежащих к разным «уровням» науки методологии. В целом заочно привязать любой из возможных методов к определенной науке сложно. Но все же каждая дисциплина предусматривает практику определенного набора методов.

Методы эмпирического уровня

Применяемый методРасшифровка терминаНаглядный пример
НаблюдениеАвтор при проведении исследования должен опираться сугубо на органы чувств и собственное восприятие явлений.Автор рассматривает стадии развития детей, проводя изначально наблюдение за манипулятивными играми с конкретными игрушками. На основе своих наблюдений было сделано заключение — выявлена способность детей составлять предметы друг в друга, но она возникает несколько позже, нежели нужные для таких манипуляций моторные навыки.
ОписаниеАвтор проводит фиксацию полученных сведений.Если автор является антропологом, в своем научном труде он может фиксировать все факты из жизни конкретного племени, но при этом, никак не воздействуя на него.
ИзмерениеПроводится сравнение разных критериев и параметров по общим признакам.Автору нужно определить температуры тела путем применения термометра. Далее высчитывается вес за счет уравновешивания гирь на рычажных весах. Теперь высчитывается расстояние путем благодаря использованию радиолокаторов.
ЭкспериментАвтор проводит исследование на основе наблюдений в тех условиях, что были им искусственно созданных специально для своего проекта.Проводился социальный эксперимент на оживленной улице города. Для этого останавливались сразу несколько людей в различных количествах (например, 2-4,5-8 и т. д. человек), им нужно было всем сразу смотреть вверх. Что интересно, рядом с ними также останавливались случайные прохожие и также начинали смотреть вверх. Отсюда был сделан вывод, что процент присоединившихся к экспериментальной группе значительно возрастал, если она состояла от 5 человек и более.
СравнениеАвтор проводит исследование на основе изучения сходств и различий нескольких предметов, также проводится сравнительный анализ и сопоставление одного предмета с другим.Автор проводит исследование по дисциплине Экономика. На основе имеющихся экономических показателей текущего года с прошедшим был сделан вывод о динамике изменений и экономических тенденциях.

Методы экспериментально-теоретического уровня

Применяемый методРасшифровка терминаНаглядный пример
ЭкспериментПредполагает проведение серии опытов. Опыт – это создание определенных условий, а именно наблюдение за рассматриваемым процессом и фиксация умозаключений. Автор подробно описывает в своей работе условия, ход личного эксперимента, а в конце полученные результаты (текстом, графиками, диаграммами).Проект направлен на определение, влияет ли удобрение на развитие растения и каким образом. Автор проводит эксперимент, внося его в почву, далее определяет, в какой причинной зависимости будет рост, развитие и плодоношение растения после манипуляций.
Анализ и синтезАнализ – это способ изучения объекта, рассматривая его частичным путем или по свойствам. Синтез – способ познания объекта кардинально другим способом, а именно объединением в единое его свойств и частей. Оба метода сосуществуют и дополняют друг друга.Автор проводит анализ группы товаров – хлеб, костюм, туфли, вино и несколько других товаров, чтобы понять, что лежит в основе их обмена. Расчленив каждый объект, было выяснено, что все блага приобретают для удовлетворения потребностей, что станет экономической категорией потребительской стоимостью. Теперь применяется метод синтеза, где определяется автором взаимосвязь между полезностью и меновой стоимостью. Она получена путем выявления ценности и цены, то есть полезности и меновой стоимости.
Индукция и дедукцияИндукция – обобщение, поиск общих принципов и законом на основе явлений и частных фактов. Это абстрагирование от несуществующих или неактуальных свойств, отношений, связей предметов, выделение и фиксирование только на одной или нескольких важных сторон предметов. Дедукция – процесс конкретизации, когда из общих закономерностей выделяются частные положения.Пример дедукции – автор исследует разные жидкости, после чего приходит к выводу, что все они упруги, а значит, вода, являющаяся жидкостью, также упругая.

Пример индукции – автор установил, что все металлы имеют свойство электропроводности, и, зная, что медь – это металл, был сделан вывод, что медь также имеет свойство электропроводности.

МоделированиеАвтор в ходе работы создает модели (копии) своего объекта изучения, чтобы тем самым провести его детальное и точное исследование.Моделирование может быть нескольких видов:

· предметное, когда воспроизводится отдельная часть рассматриваемого автором объекта;

· знаковое, когда моделирование выполняется путем создания чертежей, формул, схем и т. д.;

· мысленное, в котором проводятся мысленно или в виртуально все операции.

Гипотетический методАвтор проводит разработку гипотезы, для этого необходимо изучения физической, химической и другой сущности изучаемого явления с помощью описанных ранее методов познания, а также формулирование гипотезы, составление алгоритма (модели), изучение, анализ, разработка теоретических основ.Автор как бы идеализирует исследуемый предмет или объект, например, приходит к умозаключению, что идеальный газ — это абсолютно твердое тело, наделяя его гипотетическим свойством.Логический методАвтор проводит на теоретическом уровне логическое исследование, базируясь на собранных в ходе работы фактах, терминах, умозаключениях, подводит итоги и выводы.Такой вид анализа уместен в той части психолого-педагогического исследования, где автор сможет определить возможности какой-либо концепции в решении поставленных задач своего труда.Истерический методПроводится изучение возникновения, создания и развития исследуемых объектов в исторической хронологической последовательности.Автор изучает настоящее состояние предмета, далее реконструирует прошлое, а именно рассматривает генезис (возникновение основных и последнего этапа исторического движения), прогнозирует будущее и тенденции дальнейшего развития.

Методы теоретического уровня

Применяемый методРасшифровка терминаНаглядный пример
ФормализацияПроводится определение сущности процессов путем их раскрытия в знаково-символической форме.В ходе исследования выполняется моделирование полета, для этого используются знания основных характеристик и свойств летательного аппарата.
АксиоматизацияПроводится построение теории на основе аксиом.На примере геометрии Эвклида.
Гипотетико-дедуктивныйПроизводится формулировка системы гипотез, а после выведение из такого заключения.На основе нескольких предложенных гипотез было проведено открытие планеты Нептун. Поведя их анализ, было сделано заключение, что планета Уран не считается последней планетой в солнечной системе. Позже эмпирическим путем было доказано теоретическая возможность существования еще одной планеты.

Какие ещё методы исследования бывают

Помимо вышеуказанных методов научного исследования применяются и другие методы – философские, общенаучные и конкретно-научные, то есть специальные.

Философские методы

Самые древние и наиболее часто применимые – это диалектический и метафизический метод. Несколько реже ученые и специалисты практикуют:

Общенаучные методы

В ходе анализа процесса познания были выявлены группа методик, присущих определенным областям исследования. Они предполагают не только научное, но и разное повседневное познание человеком. Теоретический уровень предусматривает несколько общенаучных методов:

Конкретно-научные (специальные) методы

Каждая отдельная дисциплина предусматривает конкретные особенности и требования, на основе чего могут возникать «специальные», а именно конкретно-научные методы для исследования. Например:

Основываясь на таких методах, методиках, разбираясь в методологии в целом, научное исследование всегда будет результативным и эффективным.

Источник

Научные методы исследования

Уровни научного познания

Принято выделять два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Это деление связано с тем, что субъект может получать знания опытным путем (эмпирическим) и путем сложных логических операций, то есть теоретически.
Эмпирический уровень познания включает в себя

Теоретический уровень познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материалв, его переработкой. На теоретическом уровне раскрывается

к методам исследования какого уровня относится моделирование. Смотреть фото к методам исследования какого уровня относится моделирование. Смотреть картинку к методам исследования какого уровня относится моделирование. Картинка про к методам исследования какого уровня относится моделирование. Фото к методам исследования какого уровня относится моделирование

Общие методы научного познания

Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Большинство специальных научных проблем и даже отдельные этапы исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Они никогда не бывают произвольными, т. к. определяются характером исследуемого объекта.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

Методы эмпирического исследования

Наблюдение

В повседневности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряд требований, важнейшими из которых являются:

Сравнение

Oдин из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Вопервых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.

Измерение

B отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных приборов. В числе эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение.

Эксперимент

Частным случаем наблюдения является эксперимент. Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта — моделью.
Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке.

Материальное моделирование

Существует несколько видов материальных моделей:

Mетоды, используемые на теоретическом уровне исследований

Абстрагирование

Это отвлечение от некоторых свойств изучаемых объектов и выделение тех свойств, которые изучаются в данном исследовании. Имеет универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Аксиоматический

Впервые был применен Евклидом. Суть метода состоит в том, что вначале рассуждения задается набор исходных положений, не требующих доказательств, поскольку они являются совершенно очевидными. Это положения называют аксиомами или постулатами. Из аксиом по определенным правилам строится система выводных суждений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений (суждений) образует аксиоматически построенную теорию.

Анализ и синтез

Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.
Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.
Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.
Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.

Идеализация

Это мысленное создание понятий об объектах, не существующих в природе, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Примерами понятий, которые возникли в процессе использования метода идеализации, являются «Идеальный газ», «Идеальный раствор», «Точка». Метод идеализации широко применяется не только в естественных науках, но и в общественных дисциплинах.

Индукция и дедукция

Дедуктивный метод основан на получении вывода при рассуждени от общего к частному. То есть, новое знание о предмете получают путем изучения свойств предметов данного класса.

Восхождения от абстрактного к конкретному

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.

Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *