к какой языковой семье относятся буряты

Бурятский язык

Монгольская ветвь Северомонгольская группа Центральномонгольская подгруппаПисьменность:

bua — бурятский (общий)
bxr — бурятский (Россия)
bxu — бурятский (Китай)
bxm — бурятский (Монголия)

См. также: Проект:Лингвистика

Содержание

О названии

Ранее назывался бурят-монгольский язык. После переименования Бурят-Монгольской АССР (1923) в Бурятскую АССР (1956) язык получил название бурятский.

Вопросы классификации

Относится к северно-монгольской группе монгольских языков.

Лингвогеография

Ареал и численность

Буряты населяют таёжную и подтаёжную полосу северной Монголии вдоль российской границы в Дорнод, Хэнтий, Сэлэнгэ и Хувсгел аймаках, а баргуты — в Хулун-Буирском округе Автономного района Внутренняя Монголия на северо-востоке Китая (некоторые источники квалифицируют язык баргутов как диалект монгольского языка [1] ).

Социолингвистические сведения

Диалекты

Особняком стоят нижнеудинский и ононско-хамниганский говоры.

Принцип дифференциации диалектов основан прежде всего на различиях лексики, частично фонетики. В морфологии нет существенных различий, препятствующих взаимопониманию носителей разных диалектов.

Западный и восточный диалекты представляют наиболее ранние и давно сложившиеся диалектные группы, имевшие разные письменные традиции. Границы их распространения довольно четкие. Эти диалекты испытали на себе влияние разных культурных традиций, что отразилось прежде всего на их лексическом составе.

Южный диалект, будучи более позднего происхождения, образовался в результате смешения бурятских и халха-монгольских родов. Последние поселились среди восточных бурят в XVII в.

Письменность

С конца XVII в. в делопроизводстве и религиозной практике использовалось классическое монгольское письмо. Язык конца XVII—XIX вв. условно именуется старобурятским литературно-письменным языком. Один из первых крупных литературных памятников — «Путевые заметки» Дамба-Даржа Заягийна (1768).

Западные буряты до революции пользовались русским письменным языком, им не был знаком классический монгольский язык.

Бурятский алфавит 1931—1939 годов [10] :

A aB bC cÇ çD dE eF fG g
H hI iJ jK kL lM mN nO o
Ө өP pR rS sŞ şT tU uV v
X x [11]Y yZ zƵ ƶь [11]

В 1939 году латинизированный алфавит был заменён кириллицей с добавлением трёх специальных букв (Ү ү, Ө ө, Һ һ).

Современный бурятский алфавит:

А аБ бВ вГ гД дЕ еЁ ёЖ ж
З зИ иЙ йК кЛ лМ мН нО о
Ө өП пР рС сТ тУ уҮ үФ ф
Х хҺ һЦ цЧ чШ шЩ щЪ ъЫ ы
Ь ьЭ эЮ юЯ я

Буряты трижды меняли литературную базу своего письменного языка с целью приближения к живому разговорному языку. Наконец в 1936 году в качестве основы литературного языка на лингвистической конференции в Улан-Удэ был выбран хоринский говор восточного диалекта, близкий и доступный для большинства носителей.

Википедия на бурятском языке

История языка

История бурятского языка традиционно делится на два периода: дореволюционный и советский, которые характеризуют коренные изменения социальных функций письменного языка, обусловленные сменой общественной формации.

Влияние других языков

Длительные контакты с русскими и массовое двуязычие бурят оказали влияние на бурятский язык. В фонетике это связано со звуковым обликом русизмов, советизмов, интернационализмов, которые вошли в литературный бурятский язык (особенно в его письменную форму) с сохранением звуковой структуры языка-источника.

Вместе с новыми словами проникли в заимствующий язык звуки [в], [ф], [ц], [ч], [щ], [к], отсутствующие в фонологической системе литературного бурятского языка и вносящие нечто абсолютно новое в звуковую организацию слова, в норму сочетаемости гласных и согласных. В анлауте стали употребляться согласные р, л, п, которые не употреблялись в начале исконных слов. Согласный п встречался в анлауте изобразительных слов и заимствований, но ранние заимствования с анлаутным п заменялись согласным б типа «пуд/бүүд», «пальто/больтоо».

Лингвистическая характеристика

Фонетика и фонология

В современном литературном языке имеется 27 согласных, 13 гласных фонем, четыре дифтонга.

Для фонетики бурятского языка характерен сингармонизм — палатальный и лабиальный (губной). Смягчённые оттенки твёрдых фонем употребляются только в словах мягкого ряда, несмягчённые оттенки твёрдых фонем — в словах с твердорядным вокализмом, то есть наблюдается сингармонизм согласных фонетического характера.

В отдельных говорах имеются фонемы к, ц, ч. Фонемы в, ф, ц, ч, щ, к в литературном языке употребляются только в заимствованных словах. Артикуляция этих согласных освоена в основном двуязычным населением.

Динамическое ударение падает на первый слог слова, музыкальное — на последний. Долгота гласных в оппозиции кратким выполняет смыслоразличительную функцию. Долгие гласные образовались в основном в результате выпадения интервокальных щелевых согласных.

Морфология

Бурятский язык относится к языкам агглютинативного типа. Однако встречаются и элементы аналитизма, явления фузии, разные типы удвоения слов с изменением их морфологического облика. Аналитически (с помощью послелогов, вспомогательных глаголов и частиц) выражаются некоторые грамматические категории.

В имени представлены категории падежа, числа и принадлежности.

Выделяются 7 падежей: именительный, родительный (генитив), дательно-местный (датив-локатив), винительный (аккузатив), орудийный (инструменталис), совместный (комитатив) и исходный (аблатив).

В 1-м лице мн. ч. личных местоимений различаются инклюзив (бидэ, бидэнэр/бидэнэд) и эксклюзив (маанар/маанууд). Эксклюзивная форма местоимения 1-го лица мн. числа употребляется редко.

Категория принадлежности имеет личные и безличные формы, которые наращиваются к падежной форме. Личное притяжание выражает принадлежность предмета обладателю, различаемому по лицам и числам.

Частицы личного притяжания присоединяются ко всем падежным формам имен. Безличное притяжание указывает на общую принадлежность объекта и оформляется частицей «аа», присоединяемой к разным основам имён в форме косвенных падежей.

Прилагательное

Имена прилагательные-определения, как правило, не склоняются и не согласуются с определяемым ни в падеже, ни в числе; употребляются в препозиции. Различаются относительные и качественные прилагательные.

Глагол

Глагол имеет грамматические категории залога, вида, времени, наклонения, лица. Залог и вид охватывают всю систему глагола. Залоговые формы имеют словообразовательное значение и потому исследователи отмечают смешанный, лексико-грамматический характер категории залога.

Также существует личное спряжение и богатая система причастных и деепричастных форм.

Синтаксис

С точки зрения контенсивной типологии бурятского языка относится к номинативному типу языка. Типичная структура простого предложения: «субъект + объект + предикат». Определение предшествует определяемому, обстоятельство — сказуемому. Наиболее устойчивую позицию занимает определение, наиболее подвижно — обстоятельство.

Лексика

В бурятском немало заимствованных слов. Ранний пласт заимствований представляют тюркизмы, арабизмы и персидские слова, проникшие через посредство тюрков. Бытовая лексика в виде обиходных слов типа бал (мёд), таяг (костыль), термины животноводства, охоты, гидронимы, топонимы, этнонимы, термины родства были заимствованы устным путем при контактах протобурятских племен с тюркскими.

Отвлечённые понятия из области общественных отношений и культуры, религии проникли преимущественно письменным путем. Китаизмы занимают незначительное место. Они проникли через монгольский язык. Тибетизмы в основном представляют термины буддийской религии и материальной культуры, антропонимы, проникшие вместе с распространением буддизма среди бурят.

Маньчжуризмы и эвенкизмы относятся к обиходно-бытовой и промыслово-хозяйственной лексике.

Самый значительный пласт заимствований составляют русизмы, проникшие в вначале устным путём, затем, начиная с XVII в., и устным и письменным способом.

Примечания

Литература

Словари

Первый большой словарь составлен сотрудником Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры Константином Михайловичем Черемисовым (1899—1982) под редакцией Ц. Б. Цыдендамбаева.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Бурятский язык» в других словарях:

Бурятский язык — входит в состав монгольской группы (см.) и представляет собою наиболее северную ветвь ее. Район географического распространения Б. Яз. современная Бурято монгольская АССР, обнимающая собою части прежней Иркутской губ. и Забайкальской обл.… … Литературная энциклопедия

Бурятский язык — язык бурят (См. Буряты), живущих в Бурятской АССР, Усть Ордынском бурятском национальном округе Иркутской области, Агинском бурятском национальном округе Читинской области РСФСР, в северной части МНР и на С. В. КНР. Число говорящих на Б.… … Большая советская энциклопедия

БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК — относится к монгольской группе языков. Письменность на основе русского алфавита … Большой Энциклопедический словарь

бурятский язык — относится к монгольской группе языков. Письменность на основе русского алфавита. * * * БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК, относится к монгольской группе языков. Письменность на основе русского алфавита … Энциклопедический словарь

Бурятский язык — Бурятский язык один из монгольских языков. Распространён на территории Бурятской АССР, бурятских автономных округов Усть Ордынского Иркутской области и Агинского Читинской области РСФСР, на севере МНР и в северо восточной части КНР. Число… … Лингвистический энциклопедический словарь

Бурятский — язык Самоназвание: Буряад хэлэн Страны: Россия, Монголия, Китай Регионы: Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область, Якутия Официальный статус … Википедия

Бурятский — Нэгэ садшан хүбүүдээ садай хэрэгтэ һургаха гэжэ бодобо. Тиин наһа бараха дээрээ тэдэнээ дуудажа асараад, хэлэбэ: „3ай, хүүгэдни, минии наһа бараһан хойно виноград таридаг сад соогоо юун тэндэ хадагалаатай байнаб гэжэ бэдэрээрэйгты“. Хүбүүдынь… … Определитель языков мира по письменностям

Бурятский государственный университет — (БГУ) Год основания 1995 Тип … Википедия

БУРЯТСКИЙ — БУРЯТСКИЙ, ая, ое. 1. см. буряты. 2. Относящийся к бурятам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к Бурятии, её территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у бурят, как в Бурятии. Б. язык (монгольской… … Толковый словарь Ожегова

Язык когурё — Когурёский язык Страны: царство Когурё (ныне КНР, КНДР, Россия) Регионы: Дальний Восток, Маньчжурия Вымер: ок. 8 в. н. э. Классификация … Википедия

Источник

Буряты — таинственный народ Байкала

Буряты — населяют Западное и Восточное Прибайкалье. Численность — 550–690 тыс. чел. Язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Являются северным форпостом монгольского мира. По антропологическому типу буряты принадлежат центрально-азиатскому типу монголоидной расы. Традиционное хозяйство — скотоводство и земледелие.

Происхождение бурятов и ареал проживания

В России буряты проживают в Республике Бурятии, Усть-Ордынском Бурятском округе на юго-востоке Иркутской области и бывшем Агинском Бурятском автономном округе в Читинской области, который в 2008 вошел в состав Забайкальского края.

Говорят на бурятском языке северной подгруппы монгольской группы алтайской языковой семьи (к этой же группе относятся тюрские языки, многие элементы которых присутствуют и в бурятском). В бурятском языке выделяют западную и восточную группу диалектов. Всего — 15 диалектов, некоторые из них различаются на уровне непонимания. Диалекты соотносятся с племенным делением бурятского народа. Основными субэтносами являются эхириты, булагаты, хоринцы, хонгодоры и селенгинцы, причем последнее название не этническое, а географическое. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект.

Буряты единственный народ в Сибири, обладающий письменным историческим достоянием! С конца 17 в. до 1931 г. буряты пользовались старомонгольским вертикальным алфавитом на основе уйгурского письма. Им пользовались только восточные буряты (селенгинские, агинские, баргузинские и особенно хоринские). Западные буряты (нижнеудинские, аларские, балаганские, капсальские, тункинские, кудинские, эхирит-булагатские, баргузинские) не имели письменности. В 1931 была введена латинская графика, а в 1939 — вариант кириллицы. По архивным данным, в 27 действовавших в 1934 г. дацанах имелось 150 тыс. книг. А ликвидированных к этому времени 20 дацанах находилось в среднем по 5 тыс. книг в каждом. Например, в библиотеке Агинского дацана находилось 15 тыс. томов».

«…Абай Гэсэр в это время С важностью восседает, Имеющей власть красивой рукой Праматеринскую книгу листает. Листает он ее при свете луны, Все буковки в книге ему видны. Абай Гэсэр в это время Торжественно восседает, Имеющей силу белой рукой Праотцовскую книгу листает. Листает он ее при солнечном свете, Каждая буковка на примете». (Из бурятского эпоса «Гэсэр»)

О том, почему буряты зовутся «бурятами» ученые до сих пор спорят. Впервые этот этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемым 1240 годом. Затем на протяжении более чем шести веков слово «буряты» не упоминается, снова появляясь только в письменных источниках конца XIX века.

Есть несколько версий происхождения этого слова. Одна из основных возводит слово «буряты» к хакасскому «пыраат», который восходит к тюркскому термину «бури», что переводится как «волк». «Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец».

Такая этимология связана с тем, что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем.

Древние времена

Территория Бурятии была заселена со времен глубокой древности. На стоянке «Туяна» в Тункинском районе Бурятии были обнаружены старейшие кости человека Евразии возрастом в 50 тысяч лет.

Также в Забайкалье были обнаружены одни из древнейших музыкальных инструментов человечества. В культурном слое, предполагаемый возраст которого 30–38 тыс. лет, был обнаружен фрагмент свистковой флейты.

Флейта из Забайкалья, 30-38 тыс лет.

Около 1800 года до нашей эры на Байкале появились и прожили здесь почти 500 лет первые монголоидные племена Глазковской культуры. Откуда они пришли, неизвестно, но по данным антропологов считаются предками современных эвенков, эвенов, юкагиров и, возможно, некоторых маньчжурских племен. Согласно исследованиям генетиков, глазковцы состояли в близком родстве с американскими индейцами и в некотором родстве с азиатскими и палеосибирскими народами.

Самыми известными их захоронениями считают восемь могил на острове Ольхон, одна из которых находится в сакральном для современных бурят месте — на мысе Бурхан. Считается, что именно здесь живет дух-хранитель острова, к этому мысу до сих пор съезжаются камлать (общаться с духами) бурятские шаманы.

Протомонгольские племена, проживавшие на территории нынешней Бурятии, создали так называемую культуру плиточных могил (от 1300 до 300 гг. до н. э.).

Плиточная могила в этнографическом музее в Березовке

В Ольхонских пещерах найдены остатки культуры железного века в большинстве принадлежат курыканам — народности тюркского происхождения (по-видимому, предки якутов), обитавшей в пределах Прибайкалья в VI—Х вв. н. э.

На рубеже нашей эры Прибайкалье составляло северную часть государства Хунну (самые северные поселения найдены рядом с Иволгинским дацаном) — древнего кочевого народа, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявшего Монгольское плато. Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны. Также на территории Бурятии жили племена Меркитов, к которым возводят свой род некоторые семьи.

Пластина поясная с изображением горного барана и рыси III в. до н.э.- I в.н.э.; Культура хунну.

Предполагаемые предки бурят (байырку и курыканы) начали осваивать земли в районе оз. Байкал начиная с VI века. Курыканы заселили земли к западу от Байкала, а байырку расселились на землях от Байкала вплоть до р. Аргунь. В это время они находились в составе различных кочевых государств. Распад Уйгурского каганата и усиление монголоязычных киданей в X веке привело к перемещению ядра расселения байырку из восточной в западную часть Забайкалья. Это вероятно послужило поводом для начала более тесного взаимодействия байырку и курыкан. К моменту создания Монгольской империи основная часть населения, проживающая в районе оз. Байкал, имела общий этноним баргуты. Территория, находившаяся под контролем баргутов, называлась Баргуджин-Токум.

В 10 веке в прибайкалье распространились Монголы. В 1207-1727 территория Бурятии входит в состав Монгольской империи (1207-1368), а позднее находится в зависимости от монгольских ханов, которым платили дань.

С 1620-х гг. начинается проникновение русских в Бурятию. В 1631 был основан Братский острог (Братск), В 1641 — Верхоленский острог, в 1647 – Осинский, в 1648 – Удинский (Нижнеудинск), в 1652 — Иркутский острог, в 1654 – Балаганский острог, в 1666 — Верхнеудинск (современный Улан-Удэ). Многочисленные военные столкновения бурятов с русскими казаками и ясашными бурятами относятся к 1-й половине XVII в. 1648-1658: принятие русского подданства западными бурятами, назначение им уплаты ясака. В 1630-х — 1660-х гг. часть племен перекочевала в Монголию, однако, после начала гражданской войны в Монголии и вторжения джунгарского правителя Галдана-Бошокту-хана (1671-1697) в 1688, началось обратное переселение монголов в Бурятию, продолжавшееся с 1665 по 1710 (хондогоры). Во 2-й половине XVII в. русское подданство приняли восточные буряты, куда с 1672 стали часто вторгаться отряды монголов.

Ко времени прихода русских буряты состояли из из 5 основных племен: булагаты — на Ангаре и ее притоках Унге, Осе, Иде и Куде; эхириты (эхэриты) — по верховьям Куды и Лены и притокам последней Ман-зурке и Анге; хонгодоры — на левобережье Ангары, по низовьям pек Белой, Китоя и по Иркуту; хоринцы — на западном берегу Байкала у р. Бугульдеихи, на острове Ольхон, на восточном берегу Байкала в Кударинской степи, по р. Уде и у Еравнинских озер; табунуты (табангуты) — по правобережью р. Селенги в районе низовьев Хилока и Чикоя. После присоединения к России также прекратились внутренние конфликты, начался процесс консолидации различных групп и племён, обладавших культурной и языковой близостью, образовав к концу XIX в. новую социальную общность — бурятский народ, располагавший экономической и культурной общностью. Смешиванию с русскими и распространению русской культуры способствовало переселение в XVIII-XIX вв. в Забайкалье старообрядцев-семейских, а в конце XIX — начале XX в. — крестьян — аграрных переселенцев. Результатом крещения бурятов явилось складывание новой этнической группы бурятов — метисов карымов.

Все современные города и деревни были основаны русскими переселенцами. Казаки строили остроги, старообрядцы семейские селились в деревнях. Города постепенно начали обживать буряты, ранее ведшие кочевой образ жизни. За последние 30 лет буряты заняли прочные позиции во всех органах власти. Сейчас идут процессы по переписыванию истории. Например, высказывается мнение, что буряты потомки гуннов, а Улан-Удэ, недалеко от которого найдена остановка гуннов надо считать древним городом, основанным не русскими, а предками бурятов. Также считается достойным возводить свой род к предкам Чингизхана.

Традиционные занятия у западных бурятов — скотоводство и земледелие, у восточных — только скотоводство (мелкий рогатый скот, коневодство, верблюдоводство).

Религия и верования

Для бурятов характерен религиозный синкретизм. Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера). С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг — «шара шажан» (желтая вера). Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.

Западные буряты исповедуют шаманизм, ламаизм и православие, а восточные в основном шаманизм и буддизм ламаистского толка. До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.

Дацан в Улан-Удэ на горе

Приход буддизма ознаменовался развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства. Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.

На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи. Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба. Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *