к какой языковой семье относятся башкиры
Библиографии
Зеленин Д.К. О левирате и некоторых других обычаях башкир Екатеринбургского уезда // Этнографическое обозрение. Кн. 78. (1908. № 3). М.,1909.
Казанцев Н. Описание башкирцев.СПб.,1866.
Никольский Д.П. Башкиры (этнографическое и санитарно-антропологическое исследование). СПб.,1889.
Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л.,1955.
Рычков П.И. История Оренбургская (1730-1750). Оренбург,1896.
Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург,1887.
Общие работы
Амиров Г.Д. Башкиры. Этнографический очерк // Тр. научн.общ-ва по изуч. быта, истории и культуры башкир. Вып.2 (1922). Уфа,1922.
Кузеев Р.Г., Шитова С.Н. Башкиры. Историко-этнографический очерк. Уфа, 1963.
Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М.,1985.
Исследования отдельных аспектов культуры и этнической истории
Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир 19-20 вв. М.,1991.
Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа, 1977.
Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа,1978.
Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М.,1992.
Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.,1974.
Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. Уфа, 1980.
Смирнов А.П. Железный век Башкирии. Материалы и исследования по археологии СССР. № 58. 1957.
Шитова С.Н. Народная одежда башкир // Археология и этнография Башкирии.Уфа, 1968. Т.3.
Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М.,1984.
Исследования, характеризующие отдельные региональные группы
Бергхольц Л. Горные башкиры-катайцы // Этнографическое обозрение. 1893. № 3.
Публикации источников
Декрет ВЦИК и СНК о государственном устройстве Автономной Башкирской Советской Социалистической Республики//Собр.узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства.№ 45.1920.
Татарский и башкирский языки: отличия
Чего больше — сходств или различий между башкирским и татарским языками? Можно ли опредедить разницу на слух? Разбираемся в отличиях двух родственных языков.
Татарский и башкирский языки относятся к алтайской языковой семье, кыпчакской группе тюркских языков. Считается, что их «родоначальником» был кыпчакский (половецкий, куманский) язык, сегодня не существующий.
Исторические причины обусловили схожесть двух языков. Многие исследователи в своих работах используют термин «татаро-башкиры», акцентируя внимание на единстве народов. Близость территорий и административный фактор привели к тому, что в результате переписей XIXвека наблюдались интересные случаи двойственной этнической идентификации. Жители башкирских деревень при переписи могли отнести себя к сословию башкир, при этом обозначив национальность как «татарин».
Границы взаимопроникновения языков сильно отличаются от современных административных границ между республиками. Так, в языке жителей восточного Татарстана можно услышать характерные признаки, присущие башкирскому языку. В свою очередь, и сегодня велика доля татароязычных башкир, проживающих в северо-западных районах Башкортостана.
Существует мнение, что по основным признакам языки схожи на 95%, и к ним метафора «башкиры и татары — два крыла одной птицы» применима больше, чем к самим народностям. Интересно мнение некоторых ученых о том, что нет таких слов, каких бы не понял носитель башкирского, а вот в башкирском литературном найдется несколько десятков слов, непонятных татарину. Например, для обозначения слова «лягушка» в башкирском используется и баҡа, и тәлмәрйен, тогда как в татарском только бака.
Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким. Но всё-таки они есть. Разделение языков произошло в начале XX века, когда в составе РСФСР выделили Татарскую АССР и Башкирскую АССР, и возникла необходимость разграничения народов по административному, этническому, лингвистическому признакам. В советское время сформировались литературные языки, и выяснилось, что татарский и башкирский в основных своих чертах идентичны. Преимущественно различия между двумя языкам касаются фонетики и грамматики, в меньшей степени — лексики.
Лексические отличия
В лексическом составе можно найти некоторые расхождения, поэтому, безусловно, перевод с башкирского языка на русский имеет свои особенности относительно татарского языка. Приведем примеры различий среди базовых слов.
Слово | Башкирский | Татарский |
кошка | бесәй | песи, мәче |
далеко | алыҫ | ерак |
нос | танау | борын |
мать | әсәй, инәй | әни, инәй |
Фонетические отличия
1. В татарском языке отсутствуют специфические буквы и звуки «ҫ», «ҙ», характерные для башкирского. Поэтому наблюдается различие в написании и звучании таких слов, как «мы» (без — беҙ), «где» (кайда — кайҙа), «короткий» (кыска — кыçка) и т.д.
2. Аналогичная ситуация наблюдается с согласными «ҡ» и «ғ» башкирского языка. В татарском они заменяются на «к» и «г»: алабуга — алабуға (окунь), кайгы— ҡайғы (горе) и т.д.
3. По сравнению с татарским, в башкирском происходит замена некоторых букв и звуков (в парах первое слово из татарского языка, второе из башкирского).
ч — с: чәчәк — сәсәк (цветок), чәч — сәс (волосы) и т.д.
с — h: син —һин (ты), суыру — һыуырыу (сосать), салам — һалам (солома) и т.д.
җ — й, е: җидәү — етәү (семеро), җәяү — йәйәү (пешком) и т.д.
Из-за фонетических особенностей башкирский язык на слух воспринимается как более мягкий.
Различия в окончаниях
(в парах первое слово из татарского языка, второе из башкирского)
и — әй: әни — инәй (мать), нинди — ниндәй (вопр. каков, что за) и т.д.
у — ыу, оу: су — һыу (вода), яту — ятыу (лежать), йөгерү — йүгереү (бегать) и т.д.
ү — еү, өү: китү — китеү (уезжать), көю — көйөү (обгорать) и т.д.
Несовпадение окончаний также характерно при образовании множественного числа существительных (первое слово из татарского языка, второе из башкирского):
дуслар — дуҫтар (друзья), урманнар — урмандар (леса), байлар — байҙар (богачи) и т.д.
В целом же, если использовать список Сводеша (инструмент для оценки родства между различными языками), то можно увидеть, что из 85 базовых слов 66% слов будут идентичны, а в 34% случаях наблюдаются фонетические различия. Таким образом, два языка имеют больше сходств, чем различий.
Башкирский язык
Как с помощью аффиксов создается ткань языка
— Начиная с 20-х годов ХХ века осуществлялся процесс башкирского нациестроительства. Башкирам вследствие некоторых геополитических соображений дают собственную автономию, эта автономия имеет государственный статус. У них появляется своя администрация, возникает необходимость в обособлении по многим параметрам, в том числе и по языковому, возникает свой литературный язык. Поэтому сейчас, спустя век работы над созданием собственного литературного языка, для башкир ход мысли, что они не являются отдельным народом, безусловно, оскорбительный.
— Вопрос о разделении языков, в том числе татарского и башкирского, почти неизбежно требует уточняющего вопроса: а что называть отдельным языком? Это очень большая проблема, которой посвящено значительное количество литературы.
Надо учитывать социолингвистический аспект. Национальный состав Башкортостана по переписи 2010 года: 36% — русские; башкиры — 39,5%; татары — 25,4%. И если вы приедете в деревню в западном Башкортостане, то, скорее всего, в этой деревне часть населения будет татарами.
Есть и чисто лингвистическая проблема: даже те, кто считает себя башкирами, говорят не на одном языке, а на разных диалектах. Условно говоря, в местах, где больше татар, в речи носителей башкирского языка будет больше черт татарского языка.
Однако в общем и целом, если применять стандартные мерила разделения языков и диалектов к башкирскому и татарскому, то, да, определенно можно сказать, что это два разных языка.
Башкирский язык — Башҡорт телe
Этнический язык башкир. Башкирским также владеют татары (об этом заявили более 130 тыс. представителей этноса), русские (20 тыс.), чуваши (6 тыс.), а кроме того, марийцы, удмурты, казахи и узбеки.
Алтайская макросемья 6 > Тюркская семья > Кыпчакская группа 7 > Поволжско-кыпчакская (кыпчакско-булгарская) подгруппа > Башкирский язык
Башкирский язык — один из самых распространенных в России. По данным переписи населения 2010 года, на нем говорили 1,15 млн человек, из них 977 тыс. — башкиры. 8 Подавляющее число носителей башкирского (931 тыс. человек) живут в Башкортостане. Также носители башкирского есть в Татарстане, Челябинской, Оренбургской, Тюменской, Свердловской, Курганской областях, Пермском крае, Удмуртской республике, ХМАО, ЯНАО.
Хотя на башкирском языке говорят более миллиона человек, число его носителей значительно сократилось с предпоследней переписи населения, прошедшей в 2002 году: тогда о том, что они владеют башкирским, заявили свыше 1,37 млн человек, то есть на 220 тыс. человек больше, чем в 2010 году. 9 По данным ЮНЕСКО, башкирский относится к уязвимым (vulnerable) языкам. 10
Башкирский наравне с русским — государственный язык Республики Башкортостан. Изучается в начальной и средней школе, вузах. В 2018 году был принят федеральный закон о родных языках: их изучение остается обязательным в школе, но родители ребенка могут выбрать, какой язык является его родным. 11 Если в качестве родного выбран русский, то ребенку не будут преподавать в школе государственные языки республик, в том числе башкирский, — таким образом, их изучение перестало быть обязательным.
На башкирском языке выходит литература, ведутся исследования, издаются СМИ.
Современный башкирский алфавит
— Наличие звуков һ, ҙ, ҫ дает почву для ненаучных спекуляций на тему того, что башкирский не тюркский язык — раз там есть такие звуки, которые не встречаются в тюркских, но встречаются в иранских языках. Иранские языки — индоевропейские, здесь включается политика: может быть, башкиры особенные среди тюрков, как-то ближе к европейцам.
— Чтобы обозначить реалии, которые раньше отсутствовали в языковом пространстве, в башкирском предпочитают слова, непохожие на русские. Например, «аптека» по-башкирски — дарыухана (персидское заимствование). Но при этом отдельные аптечные пункты называют просто — аптека пункты, все слова заимствованы из русского. Это значит, что в принципе допустимо сказать и просто «аптека», но желание особости требует и особых слов.
— Как показало наше исследование, 15 в башкирском языке одним из принципов номинации является звукоподражание. Характерные примеры можно найти, например, среди названий птиц. Есть такая птица — полевой конек. По-башкирски она называется деүет, потому что издает звуки: «деүет-деүет». По такому же принципу названы коростель (тартай), кукушка (кәкүк), ворона (kарға), индюк (күркә).
Некоторые названия даны по тому, как человек слышит. Например, есть птичка серая славка, ее официальное название — һоро килейек, а в диалектах ее называют шәғүрәкәй. Почему? Потому что башкирам казалось, что она свистит: Шәғүрәкәй, килеп кит, килеп кит, то есть «Шагура, приходи, приходи». Или певчий дрозд — сафураҡай. Его трель похожа на слова: Сафураҡай, Сафураҡай, көйләй-көйләй сәй ҡой, сәй ҡой, то есть буквально: «Сафура, Сафура, налей чаю, налей чаю», из-за этого птицу так и назвали.
Мы исследовали 16 около трех тысяч наименований, относящихся к флоре, и выяснили, что в номинации прослеживаются следующие принципы. Функциональный принцип (выявлен в 12,8% фитонимов) — указывает на то, для чего используется то или иное растение. Относительный принцип номинации (24% названий растений) — по тому, к чему относится название, например «волчья ягода». Самым частым принципом оказалась признаковость (61,9%), то есть башкиры в растениях в первую очередь замечают именно внешнюю сторону. А звукоизобразительность самым редким — составляет только 0,5% в названиях растений. Например, шартый — это лесная земляника: звук, когда ее рвешь, трактуется как «шарт».
Народ очень бережно относится к слову и старается заложить в него максимум информации. Например, чтобы указать на несъедобность растения, добавляют слово эт («собака»), в результате образуются названия ядовитых растений: эт емеше («волчье лыко») и эт үләне («безвременник осенний»).
Башкиры
Всего: около 2 млн (оценка) [12] Россия : 1 584 554 (перепись 2010 г.) [1] [2]
Казахстан :
17 263 (перепись 2009 г.) [4]
Украина :
4 253 (перепись 2001 г.) [6]
Узбекистан :
3 707 (оценка 2000 г.) [7] Киргизия :
1 111 (перепись 2009 г.) [8] Таджикистан :
900 (перепись 2000 г.) [9] Белоруссия :
607 (перепись 2009 г.) [10] Латвия :
267 (оценка 2010 г.) [11] Эстония :
152 (перепись 2000 г.) [6] Литва :
136 (перепись 2001 г.) [6] Молдавия
[1]
Национальный язык — башкирский. Традиционная религия — ислам суннитского толка.
Содержание
Этноним
Галерея
Башкирский военачальник. Английская акварель. 1806.
Народы России. Т. 1. Париж, 1812 (на франц.). Башкира провожают в поход.
Башкирский лучник. Немецкая гравюра начала XIX века.
Стоянка (лагерь) башкир Париж. 1835.
Французская акварель, Башкир 1811. Большая французская литография, выполненная Jazet (1788-1871) по рисунку Horace Vernet. Около 1840 года.
Башкир. Художник: Орловский, Александр Осипович, нач. 19 века.
Орловский, Александр Осипович «Башкир» 1814 год.
Два всадника-башкира. Художник: Орловский, Александр Осипович, 1814.
Башкир-старшина с медалью. Фото Дж. Фишера, 1892.
Башкир у своего дома. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909—1915.
Башкирка в национальном костюме. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909—1915.
Молодой башкир. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909—1915.
Башкир-стрелочник на Транссибирской магистрали. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909—1915.
Башкирский национальный костюм. Фото Людмилы Яковлевой, 2011.
История
Ранняя история
К IX веку восходят первые письменные сведения о башкирах арабских авторов. Саллам ат-Тарджуман (IX в.), Ибн Фадлан (X в.), Аль-Масуди (X в.), Аль-Балхи (X в.), ал-Андалузи (XII в.), Идриси (XII в.), Ибн-Саид (XIII в.), Якут аль-Хамави (XIII в.), Казвини (XIII в.), Димашки (XIV в.), Абульфред (XIV в.) и другие писали о башкирах.
Башкиры в Венгрии
Эпоха монгольского нашествия
В составе Золотой Орды
Вхождение в состав России
Установление московского сюзеренитета над башкирами не было единовременным актом. Первыми (зимой 1554 года) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану. Вслед за ними (в 1554—1557 годах) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой. Зауральские башкиры были вынуждены пойти на соглашение с Москвой в 80-90-х годах XVI века, после развала Сибирского ханства.
Исключительность отношений башкир и России отражено в «Соборном Уложении» 1649 года, где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать».
С 1557 до 1798 годы — в течение более чем 200 лет — башкирские конные полки воевали в рядах Русской армии; будучи в составе ополчения Минина и Пожарского, башкирские отряды приняли участие в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году.
Башкирские восстания
При жизни Ивана Грозного условия соглашения всё же соблюдались, и он, несмотря на свою жестокость, в памяти башкирского народа остался как добрый, «белый царь» (башк. аҡбатша ). С приходом к власти дома Романовых в XVII веке политика царизма в Башкортостане сразу же стала меняться в худшую сторону. На словах власти заверяли башкир в своей верности условиям соглашения, на деле — встали на путь их нарушения. Это выразилось, в первую очередь, в расхищении вотчинных башкирских земель и строительстве на них застав, острогов, слобод, христианских монастырей, линий. Видя массовое расхищение своих земель, нарушение исконных прав и свобод, башкиры поднимались на восстания в 1645, 1662—1664 гг., 1681—1684 гг., 1704-11/25 гг. Царские власти были вынуждены удовлетворить многие требования восставших. После башкирского восстания 1662—1664 гг. правительство ещё раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю. В период восстания 1681—1684 гг. — свободу исповедания ислама.
После восстания 1704-11 гг. (посольство от башкир вновь присягнуло на верность императору только в 1725 г.) — подтвердило вотчинные права и особый статус башкир и провело судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством, что и послужило одним из поводов к восстанию. В ходе восстаний башкирские отряды достигали Самары, Саратова, Астрахани, Вятки, Тобольска, Казани (1708 г.) и гор Кавказа (при неудачном штурме своими союзниками — кавказскими горцами и русскими казаками-раскольниками, Терского городка, был пленен и позже казнён один из предводителей башкирского восстания 1704-11 гг., Султан Мурат). Людские и материальные потери были огромны.
Следующее восстание разразилось в 1755-1756 гг. Поводом послужили слухи о религиозных гонениях и отмена лёгкого ясака (единственного налога на башкир; ясак брался только с земли и подтверждал их статус вотчинных землевладельцев) при одновременном запрете бесплатной добычи соли, которую башкиры считали своей привилегией. Восстание было блестяще спланировано, но сорвалось из-за спонтанного преждевременного выступления башкир рода Бурзян, убивших мелкого чиновника — взяточника и насильника Брагина. Из-за этой нелепой и трагической случайности планы одновременного выступления башкир всех 4 дорог, на этот раз — в союзе с мишарями, и, возможно, татарами и казахами, оказались сорваны. Наиболее известным идеологом этого движения был ахун Сибирской дороги Башкортостана, мишарь Габдулла Галиев (Батырша). В плену мулла Батырша написал своё знаменитое «Письмо императрице Елизавете Петровне», дошедшее до наших дней как интересный образец анализа причин башкирских восстаний их участником. При подавлении восстания, ряд участвовавших в восстании эмигрировали в Киргиз-Кайсацкую Орду. [58]
Башкирское войско
Самой значительной из реформ по отношению к башкирам, проведённых царским правительством в XVIII в., было введение кантонной системы управления, действовавшей с некоторыми изменениями вплоть до 1865 года. По указу от 10 апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России. В административном отношении были созданы кантоны. Зауральские башкиры оказались в составе 2-го (Екатеринбургский и Шадринский уезды), 3-го (Троицкий уезд) и 4-го (Челябинский уезд) кантонов. 2-й кантон находился в Пермской, 3-й и 4-й — в Оренбургской губерниях. В 1802—1803 гг. башкиры Шадринского уезда были выделены в самостоятельный 3-й кантон. В связи с этим изменились и порядковые номера кантонов. Бывший 3-й кантон (Троицкий уезд) стал 4-м, а бывший 4-й (Челябинский уезд) — 5-м.
Крупные изменения системы кантонного управления были предприняты в 30-х годах XIX в. Из башкирского и мишарского населения края было образовано Башкиро-мещерякское войско, включавшее 17 кантонов. Последние были объединены в попечительства. Башкиры и мишари 2-го (Екатеринбургский и Красноуфимской уезды) и 3-го (Шадринский уезд) кантонов входили в первое, 4-го (Троицкий уезд) и 5-го (Челябинский уезд) — во второе попечительства с центрами соответственно в Красноуфимске и Челябинске. Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску.» от 22 февраля 1855 г. тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-Мещерякского Войска. Позднее название было изменено на Башкирское Войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском. 31 октября 1855 г.»
С присоединением казахских земель в 1731 г. к России Башкортостан стала одной из многих внутренних областей империи, и необходимость привлечения башкир, мишарей и тептярей к пограничной службе отпала. В ходе реформ 1860—1870-х гг. в 1864—1865 гг. кантонная система была отменена, и управление башкирами и их припущенниками перешло в руки сельских и волостных (юртовых) обществ, аналогичных русским обществам. Правда, за башкирами оставались преимущества в области землепользования: норматив для башкир был 60 десятин на душу населения, при 15 десятинах для бывших крепостных.
История в XX—XXI веках
Образование Башкирской АССР
После революций 1917 года проходят Всебашкирские съезды (курултаи) на которых принимается решение о необходимости создания национальной республики в составе федеративной России. В итоге, 16 ноября 1917 года образованное Башкирское областное (центральное) шуро (совет) провозглашает создание на территориях с преимущественно башкирским населением Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской губерний Республики Башкортостан.
В декабре 1917 года делегаты III Всебашкирского (учредительного) съезда, представлявшие интересы народонаселения края всех национальностей, единогласно проголосовали за утверждение постановления (Фармана № 2) Башкирского областного шуро о провозглашении национально-территориальной автономии (республики) Башкортостан. На съезде было образовано правительство Башкортостана, малый парламент и другие органы власти и управления, а также были приняты решения о дальнейших действиях.
В марте 1919 г. на основании Соглашения Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством была образована Башкирская Советская Автономная республика.
Образование Республики Башкортостан
11 октября 1990 года Верховным Советом республики была провозглашена Декларация о государственном суверенитете. 31 марта 1992 года Башкортостан подписал федеративный договор о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в её составе и Приложение к нему от Республики Башкортостан, определившие договорной характер отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Этногенез башкир
Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.
В литературе об этногенезе башкир можно увидеть, что существуют три основные гипотезы происхождения башкирского народа [62] :
Антропологические типы башкир
Сложность антропологического состава башкир неоднократно подчеркивалась исследователями ещё в XVIII—XIX веках. Антропологический состав башкир неоднороден, представляет собой смешение европеоидных и монголоидных признаков. Выделяют 5 основных антропологических типов:
Этнограф Кузеев Р. Г. в своей работе «Народы Среднего Поволжья и Южного Урала» (1985 г.) отмечает, что антропологические типы башкир разнятся в зависимости от их принадлежности к тем или иным родовым объединениям. Так наибольшая доля европеоидного компонента достигает у юго-западных башкир (до 90%), наименьшая — у гайнинских (до 35%). Доктор биологических наук Хуснутдинова Э. К. в исследовании «Молекулярная этногенетика народов Волго-Уральского региона» (1999 г.) указывает, что монголоидные характеристики присущи в среднем 37% башкир.
Генетика башкир
Башкирская культура
Традиционные занятия и ремёсла
Жилище и быт
В XVII-XIX веках башкиры от полукочевого хозяйствования полностью перешли к земледелию и оседлой жизни, так как многие земли были заняты иммигрантами из центральной России и Поволжья. Среди восточных башкир частично ещё сохранялись полукочевой уклад жизни. Последние, единичные выезды аулов на летовку (летнее кочевье) были отмечены в 20-х годах XX века. Типы жилища у башкир разнообразны, преобладают срубные (деревянные), плетнёвые и саманные (глинобитные), у восточных башкир на летовках была ещё распространена войлочная юрта (башк. «тирмә» ).
Башкирская кухня
Полукочевой образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир: зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях вносило разнообразие в рацион и возможности приготовления пищи.
Традиционное башкирское блюдо «бишбармак» готовится из отварного мяса и салмы, обильно посыпается зеленью с луком и сдабривается курутом. Это другая заметная особенность башкирской кухни: к блюдам часто подаются молочные продукты — редкое застолье обходится без курута или сметаны. Большинство башкирских блюд отличаются простотой приготовления и питательностью.
Такие блюда как айран, кумыс, буза, казы, бастурма, плов, манты, и многие другие считаются национальными блюдами многих народов от Уральских гор до Ближнего Востока.
Национальная одежда и украшения
Народные праздники, обычаи и обряды
Помимо свадебного празднества (башк. туй ) известны религиозные (мусульманские): Маулид (башк. Мәүлет байрамы ), Ураза-байрам (башк. Ураҙа байрамы ), Курбан-байрам (башк. Ҡорбан байрамы ), Ашура (башк. Ғәшүрә байрамы ), Раджап (башк. Рәжәп байрамы ), а также народные праздники — праздник окончания весенне-полевых работ — Сабантуй (башк. Һабантуй ) и Каргатуй (башк. Ҡарғатуй ).
Устное народное творчество
Башкирское народное творчество было разнообразно и богато. Оно представлено различными жанрами, среди которых имеются героический эпос, сказки и песни. Одним из древних видов устной поэзии был кубаир (башк. ҡобайыр ). Среди башкир нередко встречались певцы-импровизаторы — сэсэны (башк. сәсән ), соединяющие в себя дар поэта и композитора.
Среди песенных жанров встречались народные песни (башк. йырҙар ), обрядовые песни (башк. сеңләү ). В зависимости от мелодии башкирские песни разделялись на протяжные (башк. оҙон көй ) и короткие (башк. ҡыҫҡа көй ), в котором выделялись плясовые (башк. бейеү көй ), частушки (башк. таҡмаҡ ).
У башкир имелась традиция горлового пения — узляу (башк. өзләү ; также башк. һоҙҙау, ҡайҙау, тамаҡ ҡурайы ).
Наряду с песенным творчеством у башкир была развита музыка. Среди музыкальных инструментов наиболее распространены были кумыз (башк. ҡумыҙ, ҡубыҙ )) и курай (башк. ҡурай ). Кое-где встречался трехструнный музыкальный интрумент думбыра (башк. думбыра ).
Танцы башкир отличались своеобразием. Пляски всегда совершались под звуки песни или курая с частым ритмом. Присутствующие отбивали такт ладонями и время от времени восклицали «Эйе!».
Эпические произведения башкир
Некоторые эпические произведения башкир, такие как «Алпамыша» и «Кузыкурпес и Маянхылыу», встречаются также в эпосе других тюркских народов.
Башкирская литература
Башкирская литература своими корнями уходит в глубокую древность. Истоки восходят к древнетюркским руническим и письменным памятникам типа орхоно-енисейских надписей, к рукописным произведениям 11 века на языке тюрки и древнебулгарским поэтическим памятникам (Кул Гали и др). В XIII—XIV веках башкирская литература по типу складывалась как восточная. В поэзии преобладали традиционные жанры — газель, мадхия, касида, дастан, канонизированная поэтика. Самым характерным в развитии башкирской поэзии является её тесное взаимодействие с фольклором.
С XVIII века по началу XX века развитие башкирской литературы связано с именем и творчеством Баик Айдарa (1710—1814), Шамсетдина Заки (1822—1865), Гали Сокроя (1826—1889), Мифтахетдина Акмуллы (1831—1895), Мажита Гафури (1880—1934), Сафуана Якшигулова (1871—1931), Даута Юлтыя (1893—1938), Шайхзады Бабича (1895—1919) и многих других.
Театральное искусство и кинематограф
В начале XX века в Башкортостане имелись лишь самодеятельные театральные коллективы. Первый профессиональный театр открылся в 1919 году почти одновременно с образованием Башкирской АССР. Это был нынешний Башкирский государственный академический театр драмы им. М. Гафури. В 30-х годах в Уфе появилось ещё несколько театров — кукольный, театр оперы и балета. Позднее государственные театры открылись в других городах Башкортостана.
Башкирское просветительство и наука
Период, который охватывает историческое время с 60-х годов XIX столетия до начала ХХ века можно назвать эпохой башкирского просвещения. Наиболее известными деятелями башкирского просвещения того периода были М.Бекчурин, А.Куватов, Б.Юлуев, М.Уметбаев, М.Акмулла, М.-Г. Курбангалиев, Р.Фахретдинов, М.Баишев, Ю.Бикбов и другие.
В начале XX века сформировались такие деятели башкирской культуры, как Заки Валиди, Абдулкадир Иман, Галимжан Тоган, Мухаметша Бурангулов.
Религия
С X века среди башкир распространяется ислам. Арабский путешественник Ибн Фадлан ещё в 921 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам.
По мере утверждения ислама в Волжской Булгарии (в 922 году) ислам распространился и у башкир. В шежере башкир племени Мин, проживающих по реке Дёме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская». В предании об излечении ханской дочери говорится, что булгары «послали своих учеников-табигинов к башкирам. Так ислам распространился среди башкир в долинах Белой, Ика, Дёмы, Таныпа».
Заки Валиди приводил сообщение арабского географа Якута аль-Хамауи о том, что в Халбе тот встретил башкира, прибывшего на учёбу.
Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 20-30-е годы XIV века и связано с именем золотоордынского хана Узбека, который утвердил ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.
К древнейшим свидетельствам введения ислама в Башкортостане относятся развалины памятника близ посёлка Чишмы, внутри которого лежит камень с арабской надписью, гласящей, что здесь покоится Хусейн-Бек, сын Измера-Бека, скончавшийся в 7 день месяца мухаррем 739 года хиджры, то есть в 1339 году. Есть также свидетельства того, что ислам на Южный Урал проникал и со Средней Азии. Например, в башкирском Зауралье, на горе Ауштау в окрестностях деревни Старобайрамгулово (Аушкуль) (ныне в Учалинском районе) сохранились захоронения двух древних мусульманских миссионеров, датируемые XIII веком.
Язык и письменность
Численность и расселение
Численность башкир в мире — около 2 млн человек. В России, по данным переписи 2010 года, проживает 1 584 554 башкир, из них 1 221 302 — в Башкортостане. Башкиры составляют 31,3% населения республики Башкортостан. [1] [2] [3]
Помимо собственно Республики Башкортостан башкиры так же живут во многих субъектах Российской Федерации: в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Тюменской, Самарской и Саратовской областях, в Пермском крае, в республике Татарстан, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в государствах ближнего и дальнего зарубежья. За пределами Республики Башкортостан в настоящее время проживает, примерно, треть всех башкир.
1897 | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СССР | — | 713 693 | 843 648 | 989 040 | 1 239 681 | 1 371 452 | 1 449 157 | — | — |
Российская Федерация (РСФСР) | 1 321 363 | 712 366 | 824 679 | 953 801 | 1 180 913 | 1 290 994 | 1 345 273 | 1 673 389 | 1 584 554 |
Республика Башкортостан (Башкирская АССР) | 899 910 | 625 845 | 671 188 | 737 711 | 892 248 | 935 880 | 863 808 | 1 221 302 | 1 226 789 |
Данные по переписи 1897 г. приведены по территории Российской империи и Уфимской губернии.
Интересные факты
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
БАШКИРЫ — (самоназвание башкорт) народность общей численностью 1450 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 1345 тыс. чел., в т.ч. Башкирия 864 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан 42 тыс. чел., Узбекистан 35 тыс. чел., Украина… … Современная энциклопедия
БАШКИРЫ — (самоназвание башкорт) народ в Российской Федерации, коренное население Башкирии (864 тыс. человек). Всего в Российской Федерации ок. 1,35 млн. человек (1992). Живут также в Казахстане (42 тыс. человек ), Узбекистане (35 тыс. человек) и др. Язык… … Большой Энциклопедический словарь
БАШКИРЫ — БАШКИРЫ, башкир башкиров, ед. башкир, башкира, муж. Тюркская народность, живущая на южном Урале. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БАШКИРЫ — БАШКИРЫ, ир, ед. ир, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Башкирии (Башкортостана). | жен. башкирка, и. | прил. башкирский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БАШКИРЫ — (самоназвание баш корт), народ в Российской Федерации (1345,3 тыс. человек). Коренное население Башкирии (863,8 тыс.). Живут также в Казахстане, странах Средней Азии, на Украине и др. Язык башкирский кыпчакской группы тюркских языков. Верующие… … Русская история
Башкиры — (самоназвание башкорт) народность общей численностью 1450 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 1345 тыс. чел., в т.ч. Башкирия 864 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан 42 тыс. чел., Узбекистан 35 тыс. чел., Украина… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Башкиры — или башкирцы народ тюркского племени, живут преимущественно на западных склонах и предгорьях Урала и в окрестных равнинах. Но во второй половине XVI стол. им, за небольшими исключениями, принадлежала вся земля между Камой и Волгой до Самары,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
башкиры — кир; мн. Народ, коренное население Башкирии; представители этого народа, жители этого региона. ◁ Башкир, а; м. Башкирка, и; мн. род. рок, дат. ркам; ж. Башкирский, ая, ое. Б. язык (один из тюркских языков). По башкирски, нареч. Говорить,… … Энциклопедический словарь
БАШКИРЫ — (самоназвание башкорт) нация. Составляют коренное население Башк. АССР. Живут также в Оренбургской, Челябинской, Саратовской, Куйбышевской обл. РСФСР и Тат. АССР. Числ. 989 т. ч. (1959). Башк. яз. принадлежит к тюрк. языкам. Верующие Б.… … Советская историческая энциклопедия