к какой вере относятся китайцы
Религия в Китае
Из Википедии — свободной энциклопедии
Контакты с Индией, Арабским миром и Европой исторически способствовали религиозному и культурному разнообразию на территории Китая.
В Китае существуют различные религиозные культы. Хуэй, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяне, салары и баоань исповедуют ислам, в то время как религия тибетцев, монголов, так и жёлтых уйгуров — буддизм, а у некоторых представителей мяо и яо распространено христианство. Помимо трёх мировых религий — буддизма, ислама и христианства — в Китае ещё существуют своеобразные традиционные религиозные учения — даосизм и конфуцианство. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств всё ещё сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожие, например, у большинства дауров, орочонов и эвенков — шаманизм.
Некоторые китайцы (ханьцы) являются приверженцами христианства или буддизма, но большинство верующих исповедуют традиционную китайскую религию — даосизм.
В Китае распространён синкретизм: традиционно в китайской религии и философии сплетаются конфуцианство, даосизм и буддизм. Они благополучно сосуществуют, причём зачастую — в пределах одного храма. [1]
В годы культурной революции религия в Китае была запрещена.
Религия в Китае. Во что верят китайцы
Человек всегда пытается найти объяснение происходящим вокруг метаморфозам. Желание верить и приписывать непонятные для нас процессы на сверхъестественные силы присуще человеку. Так и зарождались основы религии и учений. В Китае к религии относятся по-особому. Тонкая восточная натура китайцев внесла в нее свои коррективы. Она отличается своим многообразием и принципами. Все существующие на сегодняшний день религии мирно соседствуют между собой, не создавая каких-либо конфликтов на этой основе.
Философия и главные особенности религии в Китае.
Китайская философия влияет на все стороны политической и экономической и духовной жизни Китая. Велико ее действие и на традиционную медицину, и на политику, и на религию. Главной особенностью китайской религии является многообразие ее видов, религиозный плюрализм. Защита вероисповедания закреплена в конституции Китая. В Китае широко распространены два основных философских направления:
Конфуцианство
Философско-этическое направление конфуцианство зародилось в 6 веке до нашей эры. Официально основателем является великий мыслитель Конфуций, но не стоит забывать о двух других философах, внесших вклад в развитие этого учения: Мен-цзы, Сунь-цзы. Их философские труды также легли в основание конфуцианства.
Основными источниками являются: 4-книжие; 5-книжие; 13-книжие; сборник цитат Конфуция «Луньуй».
Конфуцианство закладывает в себя основу взаимоотношений:
Издревле изучение конфуцианства считалось признаком аристократичности. Это философское течение пользовалось активной поддержкой императорского дворца. Все взаимоотношения были построены на основе данного учения. Основной мыслью является гуманизация социума, где каждому члену общества присуще свое место в общественном строе. Стремление стать благородным мужем «Цзюнь-цзы» развивало в человеке: доброту, честность, гуманность, верность, ответственность. Конфуцианство актуально и в современном мире. Это учение получило широкую огласку во всех уголках Земли.
Даосизм
Ровесник конфуцианства. Согласно историческим данным, появился на территории северного Китая. Основоположником является древнекитайский философ Лао-цзы. В состав этого учения входит около 1500 книг и трактатов. В разных провинциях может разъясняться по-разному.
Основной идеей является следование пути Дао, соблюдение ее устоев канонов. Он представляет собой путь, по которому происходят все события в мире. Они подчиняются его воле и эта материя преобладает во всех сферах жизни человека, вселенной.
Последователи этого учения верят в бессмертие души. Постоянные поиски его и является истинным путем Дао. Вселенная представляет собой макромир, а человек микромир. После смерти душа человека присоединяется в общий поток макромира. Главный принцип даосизма – не вмешиваться в процесс, а попробовать слиться с вселенной, почувствовать ее ритм. Постулаты этого учения резко противоречат идее конфуцианства. Идеалом человека, согласно даосизму, является отшельник, практикующий медитацию и способы вхождения в контакт с окружающим миром. В конфуцианстве сохраняется идея о служении правителю.
Главный принцип – невмешательство. Все идет своим чередом и не следует нарушать течение событий своими действиями. Этот путь истинен и не должен встречать усилий со стороны человека. Человек должен быть инертен и обособлен от других, пассивен в действиях.
Подразделяется на 2 школы: северная и южная.
Взаимодействие религии в Китае с государством
В Китае существует свобода вероисповедания. Все учения сохранились и на сегодняшний момент имеют своих последователей.
Политика всегда тесно взаимосвязана с религией. Она является удобным инструментом управления обществом. В годы существования Империи активно пропагандировались идеи конфуцианства, основные принципы которой заключались в служении государству и поддержке традиционного строя. Даосизм напротив, получил распространение у обычных крестьян и рабочих слоев населения.
Китайская империя раньше во многих аспектах опиралась именно на философские и религиозные учения, многие политические решения принимались в соответствии с ними. Сам государственный строй не противоречил традиционным устоям.
Религия активно использовалась как инструмент политической борьбы за влияние. Европейские миссионеры и оппозиционеры использовали эти противоречия в своих целях.
Сейчас религия рассматривается как самостоятельный субъект общественной, духовной и культурной жизни государства. Китай многонациональная страна и влияние религии на государственную политику нецелесообразно.
Причины распространения религии в Китае
Существуют учения и религиозные культы, которые зародились внутри самой Поднебесной. Ими являются: даосизм, конфуцианство.
Религии, которые пришли на территорию Китая извне:
Христианство
Первые представители Христа на территории Китая были в 7 веке в лице иезуитских миссионеров. Они были представителями несторианского течения. Сейчас в Китае официально существуют: православие, католицизм, протестантство. При назначении главного духовного наставника, китайцы всегда прислушиваются мнения международных центов христианства.
Представителей христианства в Китае около 80 миллионов человек.
Ислам
Появился с помощью представителей арабских духовных проповедников и торговцев. Миграция некоторых народностей(казахи, уйгуры) также заложила фундамент исламской религии. Существует Китайская Исламская организация, целью которой является сохранение ислама как традиционной мировой религии, контактирование с международными исламскими религиозными центрами. По всему Китаю насчитывается около 26 миллионов мусульман. В основном центрами исламской культуры являются Западные и Юго-Западные провинции Китая.
Буддизм
Пришел из Индокитайского полуострова намного раньше других. Она более адаптирована и распространена среди китайского населения. В Китае приобрел свои черты, отличающиеся от традиционного индийского буддизма. Основными последователями являются ханьцы (самый многочисленный этнос Китая). Основой его является достижение состояния нирваны, получаемой путем длительного соблюдения канонов буддизма и духовных практик. Послушание и самопожертвование во имя искупления своих грехов, вот основная идея буддизма. Здесь внимание верующего направлено на очищение сознания от искажающих ум состояний, таких как: злость, страх невежество. Наличие кармы у человека обязывает его искать правильный путь на протяжении всей жизни. Основные постулаты буддизма противоречат как канонам конфуцианства, так и даосизму. География паломников велика, и охватывает почти все провинции Китая. Самая многочисленная армия последователей именно у буддизма.
Основные причины прихода иностранных религиозных культов в Китай:
Великий Шелковый путь берет свое начало с двух великих китайских рек: Хуанхэ и Янцзы. Это был самый масштабный в истории человечества торговый путь. С помощью него вели свою торговлю государства и целые цивилизации. С помощью него люди могли не только осуществлять торговлю, а также передавать мысли и идеи. Так от приезжих торговцев китайцы постепенно узнавали о других религиях, обрядах, традициях.
Ученые синологи предполагают, что китайская нация согласно одной из теорий возникла в результате больших миграционных потоков извне. Соответственно народы переселявшиеся на территорию Китая. Образовывали здесь поселения и населенные пункты. Совместно с этим приносили элементы духовной культуры: религия, вероисповедание, традиции, обычаи, язык, праздники, обряды. Происходила непрерывная ассимиляция, в результате которой иностранные верования плотно укрепились в Китае.
Китай, ранее представлял для зарубежных стран большой интерес. Сейчас Китай является одной из самых сильных и прогрессивных стран в мире, а раньше был лакомым кусочком для чужеземцев. Китай продолжительное время придерживался политики «закрытых дверей» и почти не имел связей с внешним миром. Это привело государство к постепенному ослаблению.
Еще в начале 12 века монголы, претендовавшие на территории Китая, пытались ввести несторианство. Племена кереитов, входивших в состав монгольского войска, являлись последователями несторианства, и активно занимались ее проповедованием.
Рассмотрим на примере христианства. Путешествующие проповедники были в Поднебесной не раз. Пришлые миссионеры пытались внедрить различные религиозные учения. Например, в 7 веке в Китае побывали представители христианства несторианского толка, прибывшие из Персии, первая попытка оказалась неудачной, и не принесла ожидаемого эффекта. Сюда приезжали и представители ордена иезуитов, проспонсировавшие активную деятельность христианских волонтеров. Их работа принесла значительный эффект, в Китае начали строить церкви, появились представители духовенства.
Центры паломничества в Китае.
— Шанхайский храм нефритового Будды
— Пекинский храм Юнхэ
— Сианьский Большой дикий гусь
— Чунцинские наскальные рельефы Дацзу
— Тибетский Дворец Потала
— Сычуаньская гора Эмей
— Шанхайский Собор святого Игнатия
— Харбинская церковь Святой Софии
— Гонконский Собор святого Джона
— Шаньдунская гора Тай
— Аньхойские Желтые горы
— Шанхайский храм богини-хранительницы
— Кашгарская мечеть Идгар
— Кучанская великая мечеть
— Сининская мечеть Дуньгуань
— Шаньдунский мемориальный комплекс
— Нанкинский квартал «Храм Учителя»
Китай всячески способствует строению религиозных учреждений, позволяя гражданам быть ближе к богам. Наличие религиозных достопримечательностей является несомненным плюсом в развитие туристической инфраструктуры и развитию паломничества.
Китайская религия.
Интересно, что всем приходит на ум, когда речь идет о Китае. Ведь у них существует культ поклонения драконам, а в данной статье о них даже речи и не шло? Почему?
Этот вопрос было решено оставить напоследок.
Помимо всех вышеизложенных существующих религий есть еще одна религия, которая существовала еще до появления философских учений. Соответственно можно смело назвать ее самой древней религией. Она называется Шэнизм.
Шэнизм подразумевает собой поклонение предкам и духам. Много схожего у нее с традиционным шаманизмом и политеизмом в Древней Греции. Смысл заключается в поклонении божествам, коих велико множество. В состав этой религии вошли элементы китайской мифологии и философии.
Наиболее почитаемыми божествами являются: Мацзу и Хуанди.
Также в Шэнизме проповедуется культ поклонения мифическим созданиям – драконам. Принято считать что драконы являются национальным символам Китая. Не одно торжество не проходят без его участия. В среде драконов существуют как герои, так и антигерой.
Герой обитают в чудесных замках на дне рек, морей, озер. Питаются жемчугом, и оберегают мирных жителей от несчастий и напастей. Дракон является повелителем воды. Он покровительствует крестьянам при посеве, а также при сборке урожая. Он дает людям воду и возможность использовать ее дары (рыба, водоросли, жемчуг).
Антигерои обитают в массивах гор. Всячески пытаются помешать мирному существованию китайцев. Поэтому нужно было всячески задобрять его жертвоприношениями.
В Китае хороших людей принято называть драконами, это является высшим комплиментом.
Последователями традиционной китайской религии является около 500 миллионов человек по всему Китаю.
Дракон действительно является частью культуры Китая. Праздничные народные костюмы всегда имеют рисунок величественного дракона. Он является символом удачи и благополучия китайского народа.
Дракон является главным героем многих мифов и легенд. Он является поистине культурным феноменом Китая!
Религия и религиозный состав Китая
Китаю удалось стать страной, где мирно уживается не только несколько местных, но и мировых религий хоть они и имеют разные основы. Китайская религия заметно отличаются от общих мировых своими принципами и многообразием.
История развития и возникновения религиозных течений в Китае
Местные религиозные вероисповедания (даосизм, буддизм конфуцианство) имеют кардинально отличительные характеристики, если сравнить их с религиями Европы, Америки и стран Ближнего Востока. Первоначально они возникали как философское течение, а не религия. Их главными заданиями было саморазвитие человека и познание мира, понять смысл жизни и быстрее найти место в обществе.
Главной отличительной особенностью китайской религии является то, что здесь нет таких понятий, как «Бог», «рай и ад». Особое внимание уделяют тому, чтобы все конфессии мирно уживались, что редко заметишь в других религиях. Местная религия допускает исповедать сразу несколько верований или придерживаться элементов обрядов нескольких из них.
Многообразие религий в Китае
Из-за того, что Китай долго был закрыт для других стран, его религиозные течения могут казаться однообразными. На самом деле это не так, ведь местное население исповедует до десятка мировых религий. Каждый город (особенно большой) имеет свои этнические группы, свою историю возникновения местной веры, традиции и обряды, которые практикуются только здесь.
Религия современного Китая основана на том, что в ней очень тесно сплетены особенности философии и религиозных учений. Например, местные конфуцианство и даосизм считаются религиями, но они зарождались как философское учение.
Главные причины притока иностранных религиозных течений в Китай
Как бы китайцы не старались, но религиозные иностранные культы также проникли в страну. Главными причинами, которые этому послужили, являются:
Какие 2 религии являются основными в Китае
Вера современного человека плотно вошла во все сферы жизни в Китае. Она имеет влияние на политику и медицину, экономику. Невзирая на то, что сегодня здесь активно уживаются все религиозные конфессии, в Китае все же выделяется 2 основные религии:
Конфуцианства обычно придерживались даже конфуцианские чины и считали его аристократической религией. По этому вероисповеданию каждый член общества должен найти свое место в социуме. И сегодня оно актуально в Китае, поскольку его основные догмы развивают в человеке верность, честность, гуманность и доброту, учат быть ответственными.
Те, кто придерживается идеи даосизма, должны строго следовать его канонам. Дао – своеобразная материя, которая существует только в воображении и является основой религиозного верования. В основу дао входят такие направления философии:
Те, кто придерживается этого вероисповедания, верят, что души бессмертные и после смерти душа просто переходит в общий макромир. Даосизм проповедует не вмешательство в процессы, которые происходят в обществе и природе. Лучше найти способ соединиться и жить в гармонии с миром. Если сравнить эту религию с конфуцианством, то можно найти много различительных характеристик. Если в конфуцианстве человек должен служить только правителю, то по даосизму, чтобы полностью слиться с окружающим миром, нужно стараться стать отшельником и познать законы медитации. По даосизму человек также не имеет право вмешиваться в то, что вокруг происходит. Все будет так, как должно быть. Те, кого заинтересует это вероисповедание, должны знать, что оно разделяется на 2 школы: южную и северную.
Какая религия в Китае в настоящее время
В современном китайском мире основными религиями являются даосизм и конфуцианство. Мирно уживаются с ними и представители других мировых религий. Среди людей старшего поколения много атеистов. Все из-за периода, когда все религии были запрещены, а любое верование наказывалось. Во время «культурного переворота» количество людей, которые не придерживались ни одной религии доходил до 80%.
Религиозный состав Китая в процентах
Аналитическое агентство провело опрос среди китайцев, цель которого было узнать % соотношение современного религиозного состава в стране (в 21 веке).
Получились такие данные:
Выходя из полученных данных можно говорить о том, что основной религией считается даосизм.
Отношение к религии в Китае
Все стало намного проще только после того, как в 1978 году принято новую Конституцию КНР. По ней выражалась свобода вероисповедания для каждого гражданина. После этого начали активно возобновлять храмы, пытались вернуть церковные реликвии. Политику, направленную на возобновления религии в Китае можно назвать удачной. Сегодня в Китае успешно одновременно существуют десятки религий, это мультирелигиозная страна. Разные мировые религии не только мирно существуют, у них получается дополнять друг друга. Самыми популярными религиями сегодня считаются традиционные китайские верования (даосизм, буддизм, конфуцианство). Не так давно сюда пришли христианство и ислам. В меньшинстве остаются религия Белого Камня, моз, дунба.
Китайские религии: гармония и основа великой нравственности
Какая религия оказала больше всего влияние на государство, культуру, общество и политику Китая, пока ещё не совсем разрешённый вопрос. Каждая из религий или философско-нравственных учений, сыграли в истории свою роль. Всё-таки, знакомство с ними весьма интересно. Все древние религии способствовали формированию особой китайской цивилизации, которая в свою очередь имела влияние на соседние государства: Корею, Вьетнам, Японию, Россию.
Когда речь идет о Поднебесной, важно учитывать, что некоторые верующие могут исповедовать сразу несколько религий.
Выделяют три основных религиозных учения для Китая:
По разным данным около 40% населения страны считает себя атеистами.
Буддизм: формирование китайской традиции
Буддизм, зародившийся в Индии в 5 веке до н. э., на основе учений принца Сиддхартха Гаутамы, проникает в Китай во 2 веке н. э., в эпоху царствования императора Мин-ди. К этому времени относятся строительства первых буддистских храмов. Ничего удивительного в том, что буддизм нашёл на китайской земле благодатную почву, нет. Китайцы узнавали в буддизме даосизм. Тот же принцип не деяния, отрешённость от реального мира и самосозерцание. Как религия древнего Китая, буддизм выполнял крайне важную роль в воспитании и смирении людей.
Формирование китайской традиции буддизма считается монах Ань Шигао, который впервые перевёл на китайский язык буддийские сочинения. Благодаря усилиям китайских и индийских монахов, трудившимися над буддийскими трактатами и строившими дацаны, буддизм становится весьма популярным и актуальным. Как правило, такие религии или философские учения, а также призывы к нравственности появляются в эпоху смут и кризисов. Так и в этом случае, когда в 4 веке Китайское государство переживало кризис.
В 6 веке буддизм стал господствующей религией Китая при императоре У-ди. Развитие учения претерпевало изменения, но всё-таки оставалось религией для всех. Упадок буддизма происходит уже с начала 20 века, когда Китай испытал на себе революции и строительство нового государства. В 60 — 70-е годы буддизм был запрещён, а монахи были отправлены на «перевоспитание».
Буддизм является одной из основных религий для современного Китая, сегодня порядка 18% населения следует за этим учением.
Конфуцианство: или как стать «благородным мужем»
Из всех религиозно-философских учений, конфуцианство (или Лунь юй) пережило взлёт и падение, вознесение в ранг религии и неистовые гонения со стороны власти. Зародившись в 5 — 6 веках до н. э. это учение, считавшееся изначально социально-этическим направлением, ставило своей целью формирование «благородного мужа», преданного служителя государства. Обратившись к природе человека, конфуцианство призывало последнего к познанию небесного предопределения, гуманности. На основе познания «небесного» в человеке, конфуцианство приобретает уже религиозные черты, становясь основной религией Китайского государства. Учения о духе, сокровенном и тайном, о небе или сверхъестественном, определило религиозную составляющую конфуцианства.
Наибольшую известность и признание конфуцианство получает через 300 лет, после смерти основателя. Это на 2 тысячи лет определило всю историю Китая. Ни одна сфера, будь это культура, политика, экономика или социальные отношения, не обошлась без сильного влияния учения Конфуция.
История диктовала свои условия и, естественно, учение подвергалось изменениям. Появлялись различные школы, целые направления, которые по разному интерпретировали Конфуция сообразно времени. Возникает неоконфуцианство и самое последнее – постконфуцианство. При образовании Китайской Народной республики, в 1949 году, конфуцианство было всецело раскритиковано и заменено коммунистической идеологией.
Сегодня коммунистический Китай рассматривает возможность возвращения идей Конфуция. Наверняка, это будет правильным решением, так как моральный кодекс строителя коммунизма по многим позициям совпадает с идеей «благородного мужа».
Конфуцианства придерживается по разным данным примерно 12% китайцев.
Даосизм: альтернатива конфуцианству или основа жизни
В Даосизм верует около 20% жителей Китая.
Согласно историческим источникам, основателем даосизма в Китае был Лао-цзы. Есть предположения, что основателем учения Дао (или Дао дэ цзин), зародившееся параллельно с конфуцианством, является император Хуанди. Учитывая тот факт, что китайским императорам хорошо были знакомы различные философские учения, можно допустить, что Хуанди внёс некоторые дополнения или уточнения в учение Дао. Эта религия в Китае нашла своих сторонников и одно время успешно развивалась. Опять же, необходимо уточнить, что даосизм больше философское и нравственное учение, нежели религия.
Даосизм или «Путь вещей» представлял человека, как часть природы или микрокосм, субстанцию. Дао – это всеобщий закон или абсолют, начало всего и конечная точка. Счастье человека заключается в познании Дао. Целью жизни человека является понимание самого себя, через созерцание и медитацию. Именно погружение в свое «Я» – смысл силы человеческого сознания.
Даосизм стал смыслом деятельности народных масс или отшельников. Время от времени в Даосизме зарождались различные идеи, вдохновлявшие учёных и политиков, религиозных деятелей и философов.
Даосизм должен был стать альтернативой конфуцианству. Ведь в первом случае речь идёт о внутреннем созерцании, а во втором – служение государству. Исходя из исторической оценки, даосизм не смог противостоять конфуцианству своим учением, так как отрывал личность от мира, от общества. Но всё-таки, заслугой учения Дао является попытка глубокого восхождения в мир сознания. В этом отношении даосизм схож с учением буддизма.
Христианство и ислам в Китае
Христианство проникло в Китай во время правления династии Тан, в 7-8 веке н. э. Но наибольшее распространение получило во время деятельности католиков (13 век). Тогда появляются первые христианские общины и строятся первые храмы. Православное течение появляется при появлении первых русских пленных.
В целом, христианство не получило широкого распространения в Китае и на сегодняшний день христиан в Поднебесной всего 5%.
Ислам появляется в Китае в средние века. В процентном соотношении мусульман в Китае не более 2%.
Необходимо отметить тот факт, что 20 век стал во многом переломным для многих религий, существующих в Китае. Некоторые были запрещены, потом восстановлены. Христианство и ислам часто подвергались преследованию или как минимум находятся под строгим контролем.
Современный Китай, несмотря на объявленную свободу совести, всё-таки старается поддерживать свои традиции в религии, культуре и философии.