к какой вере относятся азербайджанцы
Религии Азербайджана
Азербайджан или Азербайджанская Республика — это страна в Закавказье, бывшая советская республика. Граничит с Россией, Арменией, Грузией и Ираном, омывается водами Каспийского моря. Государство многонациональное и поэтому многоконфессиональное.
По Конституции религия Азербайджана отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом. В стране запрещается распространять религии, которые бесчеловечны и унижают достоинство личности.
В Азербайджане нет официальной религии по Конституции
Большинство азербайджанцев — мусульмане. Но какая официальная религия в Азербайджане?
По закону «О свободе вероисповедания» каждый азербайджанец «вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии». Кроме того, азербайджанцы могут участвовать в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях.
В Азербайджане нельзя разжигать расовую, национальную, религиозную, социальную неприязнь и вражду. Родители могут воспитывать своих детей по своим религиозным убеждениям.
Большая часть населения страны — мусульмане.
Шамахинская Джума-мечеть — место поклонения мусульман в Азербайджане. Это один из самых древних храмов не только на территории страны, но и на Ближнем Востоке в целом. Построен в 743 году, во времена халифа Халида ибн Валиядина
92,5% азербайджанцев — мусульмане
Кроме мусульман есть и представители других религий — православные, католики, протестанты, иудеи.
Какая вера в Азербайджане наиболее слабо распространена? По результатам общенационального социологического опроса о количестве и качестве верующих в Азербайджане, проведенного в 2004 году, азербайджанцы-мусульмане составляют 55,6%, мусульмане-шииты — 28,5%, мусульмане-сунниты — 8,4%, православные азербайджанцы — 2,1%, азербайджанцы христиане других конфессий — 0,8%, по 0,3% приходится на иудеев, нурчу и ваххабитов.
Меньше всего среди населения Азербайджана бахаистов, баптистов, а также хенефи и ибрагими — по 0,1% респондентов опроса. Всего опросили 1200 человек, это были совершеннолетние жители 12 городов и районов страны.
Ислам в Азербайджане распространился менее чем за сто лет
До ислама на территории Азербайджана были распространены зороастризм, иудаизм и христианство. Ислам там появился во время правления Второго праведного Халифа Абу Хафс Умара ибн аль-Хаттаба аль-Адавия (639-644 гг.). Менее чем за сто лет ислам распространился на всей территории Азербайджана. Евреи и христиане, не принявшие ислам, платили подушную подать и получали покровительство мусульман.
Когда в начале XIX века Азербайджан присоединили к Российской империи, начался новый этап исламизации страны. Политика российского правительства: привлечь на свою сторону мусульманское духовенство и создать в исламской религии структуру, как в христианской церкви. В 1832 году Николай I написал Сенату письмо. В нем он просил подготовить положение об Управлении по религиозным делам мусульман Закавказья. Не одобрил ни один из документов, которых ему прислали.
И только в 1872 году Николай I утвердил «Положение о шиитском и суннитском магометанском духовном Управлении Закавказья». За основу взял принцип организации русской православной церкви. Были созданы два мусульманских административных органа: суннитское и шиитское духовные управления.
Шиитский муфтий, глава Управления мусульман Аллахшкюр Пашазаде на Играх Исламской солидарности в 2017 году. Это спортивное мероприятие объединяет суннитов и шиитов из разных стран.
Игры должны были открываться с суннитского азана. Это вызвало протест у Пашазаде, так как большая часть населения страны — шииты. В итоге от открытия игр азаном отказались
В чем суть ислама
Основатель религии — Великий Пророк Мухаммад. Священная книга мусульман — Коран. В переводе с арабского слово «Коран» означает «чтение вслух». Существуют два Корана: небесный (или оригинал) и земной (или копия).
Какие сверхъестественные существа есть в исламе? Аллах, ангелы, добрые и злые джинны, гурии и Бурак (в переводе с арабского «Молниеносный», крылатая лошадь с человеческой головой).
Бурак — крылатая лощадь с человеческой головой. В исламе считается, что именно они вознесут праведников на небо
Бог у мусульман создал Землю, всех живых существ, семь небес. Ниже первого неба находится ад. Как и в любой другой религии, в исламе существовали посланники и пророки. Шариат (в переводе с арабского «правильный путь») устанавливает правила — что можно и нельзя делать.
Мусульмане считают, что душа — невидимая сверхъестественная сущность человека. Она может существовать и без тела. Душа не является совокупностью мельчайших частиц, как в буддизме, а представляет собой целостное образование. Все людские души сотворил Бог и сотворил их бессмертными. От поведения человека в земной жизни зависит то, куда отправится душа после смерти тела.
Как и в христианстве, в рай после смерти отправляются праведники, в ад — грешники. Надо жить правильно, соблюдать заповеди, молиться, творить добрые дела.
Отличия ислама от христианства:
Азербайджанцы-иудеи
В столице Баку и других городах Азербайджана находятся 6 синагог, одна из которых, построенная недавно, является крупнейшей в Европе. Еврейские общины – очень активные в Азербайджане.
Азербайджанцы-христиане
Вера азербайджанского народа — важная часть их жизни. Уважение к другим религиям у азербайджанцев в крови.
Религии в Азербайджане
Религии в Азербайджане представлены совокупностью разных религиозных течений, распространенных среди этнических групп, проживающих на нынешней территории страны. Кроме того, в республике действует ряд религиозных общин. Большинство жителей Азербайджана исповедует Ислам, около 99% населения страны.
Ислам
После обретения Азербайджаном независимости, Духовное Управление Мусульман Закавказья, именуемое ныне Управлением Мусульман Кавказа (УМК), прилагает все усилия для распространения своего влияния на весь Кавказ. На Х съезде кавказских мусульман, состоявшемся в Баку в 1998 году, УМК осуществляются шаги, направленные на реализацию этого стремления. Открытие представительств УМК в Грузии и Дагестане также привлекло к себе внимание общественности.
Председатель УМК последовательно налаживает связи Управления с международными исламскими организациями, добивается установления тесных взаимоотношений с мусульманскими странами в религиозной сфере.
Сегодня УМК в рамках своих полномочий руководит в Азербайджане общинами исламской направленности, контролирует правильность соблюдения канонов шариата, проводит значительные работы в области подготовки религиозных кадров на базе созданного в 1991 году Бакинского исламского университета, несет ответственность за процессы, протекающие в религиозной жизни страны. Помимо этого, с 1992 года теологический факультет Бакинского Государственного Университета готовит специалистов по богословию и исламоведению.
В Азербайджане ислам представлен течениями шиитов-имамитов, а также суннитов-ханафитов и шафиитов. В последнее время «открытость» республики обусловила проникновение в нее ряда других религиозных направлений и суфийской секты.
В процессе исламизации суверенного Азербайджана наблюдается усиление почитания святых: наряду с традиционными, создаются новые священные места поклонения (пиры). Бахаиты, создав собственную общину, с каждым годом расширяют сферу своей деятельности.
Иудаизм
По религиозным убеждениям горские евреи являются реббани. Наряду с Ветхим Заветом, Талмуд и учение «раввинов» также воспринимаются ими в качестве основных источников религии. Ввиду того, что горские евреи долгое время не могли получать высшее духовное образование, Талмуд толковался ими в несколько искаженном виде; кроме того, они восприняли некоторые воззрения кавказских народов, связанные с идолопоклонничеством.
Евреи-ашкенази, являясь европейскими евреями, происходят из средневековой Германии.
Община грузинских евреев хоть и малочисленна, но активна. В 1997 году при финансовой помощи еврейского комитета «Джойнт» была восстановлена их синагога.
После обретения Азербайджаном независимости действующие в республике еврейские общины еще больше активизировались, укрепили свои связи с международными еврейскими организациями, создали религиозные школы-иешивы, культурные центры (например, Культурный центр еврейской общины), общества (например, женское общество «Ева», благотворительное общество «Хесед-Хершон»), клубы (например, молодежные клубы «Алеф», «Килель», видеоклуб «Мишпаха»), учредили газеты (например, «Аз-Из», «Башня», «Амишав»).
Христианство
В Азербайджане христианство представлено православным, католическим и протестантским направлениями, а также различными сектантскими общинами. Кроме того, государственную регистрацию прошли 5 армяно-григорианских церквей.
В настоящее время православие представлено в республике русскими и грузинскими церквями. Русские православные церкви страны объединены в Бакинской Прикаспийской Епархии, учрежденной в 2000 году. В Азербайджане также действует 11 молоканских общин, придерживающихся старообрядчества, отделившегося от православия. Молокане не имеют церквей, а их догмы содержатся в специальных «обрядных книгах». Они отрицают церковную иерархию, имеющую особые полномочия.
Регистрация албано-удинской христианской религиозной общины явилась знаменательным событием с религиозной и политической точек зрения, хотя формально она не отличается от регистрации других общин. На сегодня в мире насчитывается около 10.000 представителей удинского этноса, причем 6000 их них живут на территории Азербайджана. 4400 удинов компактно проживают в селении Нидж Габалинского района.
Российский император, поддавшись на хитрость армян, переселенных царской Россией в Карабах, подписал в 1836 году рескрипт, упразднивший Албанскую церковь: ее храмы, имущество и документы были переданы армянской апостольской церкви. В сложившейся ситуации удины должны были либо принять григорианство, либо превратиться в неверующих, беззащитных «дервишей». Однако они, проявляя более 160 лет беспримерное геройство, остались верными своей религии, своим обычаям, традициям, языку и исторической родине. Удины не приняли григорианства, а, наоборот, всегда старались ликвидировать историческую несправедливость, имевшую место в 1836 году. Давно доказанные теоретически факты истории материализовались с возрождением албано-удинской христианской общины. Таким образом, справедливость и права удинов хоть частично, но восстановлены.
Католицизм представлен в Баку римско-католической общиной.
Религия Азербайджана
1. Основные религии в Азербайджане
Одним из вернейших способов знакомства с населением государства, является изучение его религиозных особенностей. Чтобы понять, чем живут народы, проникнуть в культуру, понять их образ мышления, исследователю необходимо обратиться к самым истокам их мировоззрений – к верованиям.
Содержание статьи:
Если говорить об Азербайджане, то его народ, в религиозном плане, чрезвычайно многолик и многообразен.
1.1. Официальная религия в Азербайджане
Мусульмане и христиане и даже зороастризм
Религия и законодательство
Начнём наш рассказ с того, что повторим уже высказанный выше факт: по действующему законодательству, официальной религии в современном Азербайджане нет. Но законодательная база страны огней разрешает свободу веры, а потому Азербайджан изобилует религиозными течениями разного толка.
1.2. Основной религией, исповедуемой населением Азербайджана, является ислам.
Ислам (İslam с арабского мир, покорность) базируется на следующем догмате: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – Пророк Его». Доктрина о том, что Бог един, носит название «тавхид», и лежит в основе всего мусульманского вероучения, которому в Азербайджане, следует около 93,4% населения.
1.2.1. Появление и распространение ислама в Азербайджане
Новое учение сплотило разрозненные арабские племена, и вскоре на территории Ближнего Востока появилась новая религиозная община (арабское – умма, мать), исповедующая совершенно необычные для языческого народа принципы – принципы ислама. Прошло немного времени, и объединённые племена создали новое государство – Арабский халифат, которое быстро укреплялось, и вскоре стало занимать солидную территорию, захватив также и те земли, что сегодня принадлежат республике Азербайджан.
Разумеется, халифат насаждал свою религию во всех народах, которые захватывал, и именно таким образом ислам пришёл на ту территорию, где ныне существует государство Азербайджан. Здесь он распространился менее чем за 100 лет и очень хорошо прижился.
1.2.2. Суннизм и шиизм на протяжении веков
Ислам в Азербайджане пережил многое. Начиная с того момента, как первоначальная умма распалась на две ветви – суннитов и шиитов, в Азербайджане постоянно шла некая борьба между приверженцами этих течений.
В эпоху Ширваншахов, азербайджанский народ, в большинстве своём, исповедовал суннитский ислам, потом, в период с XVI по XVIII века, когда династия Сефевидов преследовала суннитов гонениями, пропорция постепенно стала выравниваться, и к 1830 году, когда Азербайджан был уже частью Российской империи, лагерь азербайджанских шиитов стал количественно преобладать над суннитским.
В советское время, власти, ислам в Азербайджане (как и любую, впрочем, религию), стремились уничтожить. Они закрывали мечети, преследовали духовенство и вели ожесточённую антирелигиозную пропаганду. В те времена ислам ушёл в глухие деревушки, и провёл там почти весь двадцатый век – вплоть до тех времён, когда СССР распался, и Азербайджан получил независимость.
1.2.3. Ислам в Азербайджане в наши дни
Сегодня в Азербайджане преобладает шиитская исламская школа. Доля шиитов в исламском обществе республики составляет порядка 70%.
Одной из самых больших и влиятельных радикальных исламских группировок является группировка в Гяндже. Эти люди стремятся упразднить светские порядки в Азербайджане, и подчинить всю правовую систему законам шариата. Стремление это выражается в очень агрессивном поведении с их стороны, проведении протестов, нападении на сотрудников госорганов.
Они также часто становились зачинщиками различных беспорядков. Взять например, события, происходившие в Гяндже в 2011 и 2012 годах. Или инцидент, произошедший во время празднования праздника Ашура в 2015 году, повторившийся потом в комплексе имам-заде. Заведующий отделом межнациональных отношений, мультикультурализма и вопросов религии, Э.Наджафов, считает, что группировка эта имеет поддержку из-за рубежа.
1.2.4. Праздник Ашура
Мусульмане Азербайджана, как и всё мировое мусульманское сообщество, вне зависимости от принадлежности к суннитскому или шиитскому обществам, празднует праздник Ашура. Празднуется он ежегодно, и являет собой траурный день поминовения шиитских мучеников (для шиитов), или день добровольного поста, по случаю избавления пророка Мусы (Моисея) и сынов Исраила (Израиля) от войск фараона, и возвращения Ноева ковчега на сушу (для суннитов). Праздник отмечается в 10 день месяца Мухаррам.
1.2.5. Влияние ислама на культуру Азербайджана
Любая религия, живущая в народе, влияет на его культуру. Мировоззрение народа неизменно отпечатается на его искусстве, отразится на его архитектуре, музыке, живописи и любом другом виде творческой деятельности. Так и ислам, являясь основным вероучением для азербайджанцев, не мог не проявить себя во внешнем облике страны огней.
Больше всего исламская культура проявила себя в архитектуре республики. Во времена завоеваний, когда Арабский халифат утверждал на территории Азербайджана своё господство, здесь появилось много архитектурных сооружений: мечети, минареты и мавзолеи.
Кроме того, в Азербайджане есть много священных мест,святилищ, или пир. Наиболее знаменитыми считаются пиры: Курбан Кесилен Зачасы, Асаф Кехф и Бенефша, а также пир Хыдыр Зунджа.
Помимо пиров, большим почитанием пользуются имамзаде, где, по преданию, захоронены останки потомков пророка Мухаммеда от Али и Фатимы. Самым знаменитым, пожалуй, является имамзаде, расположенный примерно в 7 километрах от Гянджи.
1.3. Иудаизм – древняя религия с множеством последователей
1.3.1. История азербайджанского иудаизма насчитывает около 1300 лет.
Главный принцип иудаизма очень схож с основным догматом ислама – Бог един, и единственен. Бытует даже мнение, что ислам во многом скопировал основные положения иудейского вероучения. Не будем сейчас рассуждать, так это, или нет; просто отметим, что сходства между исламом и иудаизмом есть, и довольно значительные. Различий, несомненно, тоже много, даже сами объекты поклонения разные: в исламе – Аллах, в иудаизме – Яхве.
Принципы иудаизма:
Иудаизм – уникальное учение. Именно иудеи первые начали поклоняться Богу, как Личности.
Иудеи в Азербайджане делятся на три общества:
1.3.3. Евреи в годы гонений.
Удивительно, но даже в самые страшные для евреев времена, когда буквально весь мир проявлял антисемитские настроения, евреи Азербайджана жили в относительном спокойствии. Этот факт можно считать доказательством цитаты о «спокойной обстановке, способствующей религиозной терпимости и свободе вероисповедания», приведённой выше. И сегодня, как и всегда, евреи активно участвуют в общественно-политической, культурной и экономической жизни страны.
1.4. Христианство в республике Азербайджан
Азербайджан приютил на своих просторах и ответвления христианской религии: католики, протестанты, православные и некоторые малые группы нашли здесь свое место.
1.4.1. История возникновения
Христианство начало появляться в Азербайджане с IV века.
1.4.2. Церковь Кавказской Албании
Но официальное становление христианства на территории Кавказской Албании, произошло в IV веке, когда Албания приняла христианство от Армении. Начальной точкой принято считать крещение албанского царя Уйнара, совершённое святым Григорием Просветителем. Св. Григорий крестил царя, и назначил предстоятелем Албанской Церкви своего внука, по имени Григорис.
1.4.3. Католическая церковь
Католическая церковь тоже пришла в Азербайджан, ещё на заре ХIV века, когда сюда стали прибывать миссионеры различных монашеских орденов. Католики создавали в этой земле свои миссии, монастыри и образовательные учреждения.
Римский папа, Иоанн XXIII, учредил в стране огней епархию, входящую в состав митрополии Сольтание.
Сегодня, католическая церковь имеет здесь около 2000 последователей, и всего один храм.
1.4.5. Албано-Удинская Христианская Община – отдельно от РПЦ
Азербайджан находится в юрисдикции Бакинско-Азербайджанской Епархии Русской Православной Церкви. Но есть здесь ещё одна община, не принадлежащая к упомянутой Епархии.
Речь идёт об Албано-Удинской Христианской Общине, появление которой связано с восстановлением Кишского храма в Шеки, который, по преданию, был заложен ещё самим Апостолом Елисеем.
Несмотря на попытки РПЦ присоединить Албано-удинцев к Бакинской Епархии, на сегодняшний день община живёт и священнодействует отдельно.
1.4.6. Протестантство и 20 тысяч последователей азербайджанцев
По состоянию на 2010 год, насчитывается около 7 000 прихожан традиционных протестантских церквей, и ещё немногим более 10-ти тысяч свободных протестантов.
Одним из ответвлений протестантизма в Азербайджане является баптизм. Он пришёл в Баку вместе с бывшим молоканином Ивановым-Клышниковым, а отсюда благополучно распространился по территории страны.
1.5. Зороастризм в Азербайджане – Земле вечного огня
1.5.1. Зороастризм – одна из древнейших религий.
Основоположником вероучения стал пророк Заратуштра, которого древние греки прозвали Зороастром. Собственно говоря, именно от его имени и произойдёт слово, которое станет в далёком будущем наименованием конфессии. Сам же Заратуштра назвал своё вероучение «Маздаясна», потому что объектом поклонения в зороастризме является верховное божество – Ахура-Мазда.
1.5.2. Ахуда-Маздра – Мудрый Бог
Зороастрийцы поклонялись Ахура-Мазде. Их поклонение верховному божеству выражалось, в первую очередь, в поклонении огню. Огонь был символом духовного роста, очищения и стремления к небесам. Поэтому зороастрийцев и стали называть огнепоклонниками.
1.5.3. Зарождение религии
Зародился великий культ поклонения огню в Иране. Поначалу новая религия не смогла набрать популярности – на первых порах Заратуштре удалось обратить в новую веру только одного человека – своего близкого родственника. Однако вскоре дела пошли в гору – учение прижилось и набрало обороты. Как и в случае с исламом, идеи зороастризма были распространены в ходе завоеваний. Сначала зороастризм укрепился в Персии времён Ахеменидов. Это государство распространило зороастризм по миру с помощью завоеваний.
В 330 году до н.э. династия Ахеменидов распалась. Роль завоевателей-распространителей на себя взяли Сасаниды, которые подчинили себе почти весь Ближний Восток, и насадили свою религию во всех захваченных землях. Государство Сасанидов просуществовало с 226-652 гг. нашей эры. Сасаниды и принесли огонь зороастризма в Азербайджан.
1.5.4. Приход зороастризма на Азербайджанские территории
Конечно, такая земля сразу понравилась служителям зороастрийского культа. Вокруг мест, где горело негаснущее пламя стали возводиться храмы. Один из них, сохранившийся до сей поры, находится в деревушке Сураханы. Храм носит название «Атешгях», что в переводе со среднеперсидского языка означает «дом огня». Сегодня это скорее музей, нежели храм, однако до сих пор сюда приходят паломники, чтобы поклониться Ахура-Мазде.
1.5.5. Зороастризм в республике в наши дни
1.5.6. Колоссальное влияние на современный уклад жизни азербайджанцев
Многие их праздники и традиции уходят корнями в учение Зороастра. Например, игры и обряды, столь любимые у молодого деревенского населения страны, очень тесно связаны с культурой огнепоклонников. И даже у истоков самого главного азербайджанского праздника – Наурыза Байрамы стоят традиции, заложенные когда-то зороастрийцами. Культура огнепоклонников проступает и в мелочах; например, главная восточная сладость – пахлава по форме напоминает знак «бута», который у зороайстрийцев являлся символом огня.
1.6. Религия Бахаи – вера в Бога, которого невозможно познать
Религия Бахаи – возникла в середине 19 века в Персии. Сначала учение было ответвлением шиитского ислама, однако вскоре стала отдельной религией. По крайней мере, в 1925 году, суд Египта признал бахаизм самостоятельной отдельной религией.
Бог объясняется им как единое существо, которого невозможно познать. По этой причине, ни одна мировая религия не может дать полноценного объяснения концепции Бога, утверждают адепты религии Бахаи. Ни одна мировая конфессия не в силах в одиночку нарисовать полноценную, исчерпывающую картину мира, но все вместе, они дополняют рисунки друг друга.
Откровения о Себе Бог давал человечеству через нескольких Своих Посланников. Каждый из них основал собственный культ, однако на самом деле, они описывают одного и того же Бога и их следует рассматривать вместе, не отделяя друг от друга.
Учение было сформировано человеком, по имени Сайид Аль Мухаммед (называл себя «Баби»), в начале 19 века, который провозгласил себя Пророком Божиим. Популяризовал же его идеи другой человек, по имени Бахаулла. В сегодняшнем бахаизме он почитается как реинкарнация Кришны, и как последний Посланник Бога на земле. Именно в его честь и была названа данная религия.
1.7. Секты и нетрадиционные общины страны огней.
1.7.1. Идолопоклонство
Древние народы, населявшие эти земли задолго до прихода Сасанидов с их зороастризмом, Византии с её христианством и Халифата с его исламом, были язычниками, или идолопоклонниками.
Первобытные племена, жившие на территории нынешнего Азербайджана, поклонялись многим богам, каждый из которых управлял определённой стихией. Силы природы настолько пугали первых людей, что было принято обожествлять их.
1.7.2. Манихейство
В период распространения христианства в мире появилась ещё одно учение, о котором стоит упомянуть. Речь идёт о манихействе. Религия возникла в третьем веке нашей эры в, уже упомянутом выше, государстве Сасанидов. Базировалось манихейство на специфическом понимании Библии, однако со временем впитало и элементы буддизма и зороастризма.
В Азербайджан его, как нетрудно догадаться, доставили Сасаниды.
2. Азербайджан: религия и отношение к женщине
Религиозные вопросы сильно влияют на уклад жизни Азербайджана. Так, например, ислам, придя сюда, установил в республике особое отношение к женщинам. К сожалению, отнюдь не всегда уважительное.
2.1. Права женщин по конституции. Раскрепощение женщины.
По Конституции республики, женщины обладают ровно теми же правами, что и мужчины. Более того, в истории страны огней женщины играли, и играют значительную роль. Однако мусульманское мировоззрение долгие годы держало прекрасную часть Азербайджана в определённых рамках.
Например, ислам обязывает всех женщин носить чадру и хиджаб. Это обстоятельство, конечно же, не нравилось многим. Ещё в XIX веке некоторые видные люди республики высказывались против подобного. Но ситуация в целом не менялась, пока к власти не пришли советы. В 1920 году, по инициативе ЦК АКП, в республике был создан первый женский клуб, и на первом же собрании семь женщин сбросили с себя чадру. С этого началась кампания «по снятию чадры» и раскрепощению женщин в Азербайджане. В середине двадцатых годов движение начало набирать обороты и получило название «худжуб». Советские власти старались, как могли, чтобы провести в Азербайджане «раскрепощение женщины».
2.2. Реакция населения на кампанию по раскрепощению женщины.
Однако народ такие изменения принял далеко не сразу. Людям казалось, что женщин Азербайджана пытаются осквернить, что все эти движения являются «вражьими происками», поэтому ветер перемен был встречен отрицательно.
По некоторым данным, в сторону женщин, решившихся на снятие чадры, сыпался шквал насмешек, принимавших всё более оскорбительный характер. Дело даже доходило до изнасилований.
2.3. Отношение к «хиджаб-проблеме» сегодня.
Отчасти такие настроения вызваны желанием мужчин сохранить уважение и почитание их жён, выработанное в женщинах исламской традицией. Это справедливо и для мужей прошлого, и для мужчин современности.
2.4. Бережное отношение к женщинам.
С другой стороны, отношение к женщине в Азербайджане можно охарактеризовать как бережное и нежное. Женщина для азербайджанца – показатель того, насколько заботлив мужчина. Поэтому мужчины страны огней готовы часами воспевать представительниц прекрасного пола, будь то их мать, жена, сестра или дочь. Они заботливы, добры, нежны к своим женщинам, и очень обходительны с ними.
3. Религия в Азербайджане в процентах
4. Какие религиозные праздники в Азербайджане
5. Заключение
Подведём итоги:
Азербайджан – светская республика по конституции, одна из самых веротерпимых земель исламского мира. Здесь прижился не только ислам, со своими основными направлениями, но и множество представительств других религий, включая христиан, иудеев, огнепоклонников, и многих других. Люди, живущие здесь, не притесняли евреев, не организовывали гонения на христиан, и в целом вели себя так, как и полагается вести себя в цивилизованном обществе.
Но, к сожалению, есть в Азербайджане и те, кто не хочет мириться с таким жизненным укладом, и старается дестабилизировать обстановку, дабы превратить страну огней в государство, где главенствует шариат. Эти настроения стали более отчётливо прослеживаться в последнее время.
Коренное население Азербайджана, по большей части, исповедует ислам шиитского толка. К христианской конфессии, в большинстве случаев, причисляют себя русские и грузины, а иудаизм, преимущественно, исповедуют евреи.
Религиозная история в стране огней очень богата и насыщенна. Здесь встречаются и язычество, и христианство, и ислам, и даже зороастризм. Последний, кстати, как уже говорилось выше, оставил огромный след в культуре Азербайджана. Его влияние сохраняется даже до сих пор, что уже было показано выше.
Надеемся, что повествование сделало Вас ближе к народу и религии Азербайджана.