к какой структурной части относится общие конкретные цели и содержание учебного материала
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ
При проведении структурно-функционального анализа, проводится анализ стандарта, программы, учебного пособия, а также выбирается материал из учебно-методической литературы и научных публикаций, необходимый для конкретного урока. Такой отбор материала, и его тщательный анализ помогает разработать содержание урока, сделать акцент на его основных составляющих, спланировать цели и результаты урока, выделить самые эффективные методические средства и приёмы, а также организовать познавательную деятельность обучающихся.
Структурный анализ позволяет: выделить главные составляющие от второстепенных; разложить на структурные компоненты содержание учебного материала; отделить теоретический материал от неглавных и главных фактов; сделать теоретические выводы; обобщить ценностные ориентиры.
Нужно отметить, что особенности содержания курса «Обществознание» в 11 классе, а также его интегративный характер, «диктуют» учителю использовать иллюстрации для наиболее глубокого понимания явлений и процессов прошлого и современности, овладения теоретическим содержанием курса, а не только для иллюстраций.
Для формирования у обучающихся ценностных ориентиров, знаний, способов деятельности, учителю необходимо оптимально совмещать теоретический и фактический материал.
Функциональный анализ помогает определить образовательные, развивающие, воспитательные задачи и спрогнозировать результаты урока; а также остановить выбор учителя на необходимых средствах и приёмах учебной работы (с учётом структурного анализа).
Цель — это, результат деятельности по преобразованию какого- либо объекта, который предполагается заранее, и планируется вербально или мысленно.
В деятельности учителя, объектом такого преобразования (т.е. целью) является деятельность учащегося, а результатом выступает уровень обученности, воспитанности и развитости обучающихся.
Цель урока должна быть конкретной, необходимо указывать средства её достижения через призму чётких дидактических задач.
Для достижения цели урока, нужно в первую очередь решить три основные дидактические задачи:
1) актуализация знаний, умений и навыков, которые прямо связаны с заданной темой урока;
2) формирование у учеников новых понятий, а также способов действий;
3) организация применения обучающимися этих полученных новых знаний и опыта деятельности, преследуя цель формирования у них новых познавательных и учебных навыков и умений.
При формулировке образовательных, развивающих и воспитательных задач урока, необходимо чётко определить, будет ли достигнуты предполагаемые результаты, и каким образом они будут достигнуты. Учитель может делать определенный алгоритм действий, который помог бы ему получить планируемый результат через предопределенные шаги.
Конечно, можно пойти по простому пути – найти готовые конспекты уроков, поурочных разработок, методические пособия. Но не всегда это может привести к положительному результату в обучении.
Какими же ещё способами можно определить поурочные цели? Можно пойти по второму пути, и проанализировать учебный материал.
Итак, как же учитель это может сделать?
Во-первых: нужно начинать с классификации фактов.
Например: факты-явления, факты-события и т.д.; разбить сложные обществоведческие факты на более простые и элементарные; также если есть возможность, определить, где в тексте параграфа автор учебника представляет теорию в «открытом», а где в скрытом виде.
Во-вторых: сравнить содержания аналогичных параграфов в других линиях учебников. Выделить, есть ли между ними существенные различия в отборе главных понятий и фактов. Изменена ли вообще подача материала? С чем это может быть связано?
При окончании проведения структурного анализа выделяются главные и неглавные понятия и факты, составляются таблицы или схемы, и основные теоретические положения.
После этого, нужно определить: достаточны ли эти приведённые факты и определения понятий, для того, чтобы сформировать у учеников целостное представление об изучаемой теме. Подумать, необходимо ли что-то включить дополнительно, привести какие-либо примеры?
Далее проводим функциональный анализ текста параграфа:
Какие картины, образы, представления формируются у учащихся при изучении главных теоретических понятий и фактов?
Что в тексте параграфа является скрытой теорией( может быть определена только под руководством учителя), и какие теоретические факты могут быть выделены учениками самостоятельно?
Происходит ли овладение какими-либо познавательными фактами при работе учащихся над данной темой?
Какие черты личности, убеждения, взгляды, воспитываются при помощи содержания изучаемой темы?
Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К. Методика преподавания обществознания/ Л.С.Бахмутова, Е.К.Калуцкая. –М.Юрайт,2016. –С.55-57.
Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе/ Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М.:Дрофа,2008. –С.124-143.
Боголюбов Л.Н. О перспективах развития обществоведческого образования //Преподавание истории и обществознания в школе.2012. –№5.–С.12-18.
Поляков Л.В. Обществознание, Глобальный мир в XXI веке, 11 класс, Методическое пособие/ Поляков Л.В., Иоффе А.Н. – М.: Просвещение 2008. —С.14.
Рудакова Е.И. Историко-обществоведческое образование в современной школе//Новая наука: стратегии и векторы развития.2016.№9.
«Структурный анализ содержания учебного материала, его роль в научном подходе к методической организации учебной работы учителя и учащихся на уроках обществознания».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«Структурный анализ содержания учебного материала, его роль в научном подходе к методической организации учебной работы учителя и учащихся на уроках обществознания».
Сумёдова Инна Юрьевна
1. Современный урок: понятие, функции, требования с.4
2. Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока с.8
3. Реализация воспитательного процесса урока с.16
Список литературы с.17
Сегодня мне бы хотелось затронуть вопросы, которые волнуют, я думаю многих из нас: «Каким должен быть урок в ХХI веке, не устарел ли он как форма организации учебного процесса, каким должен быть современный учитель и какая роль принадлежит ему на современном уроке?».
Почему так бывает: учитель готов к уроку, полон интересных замыслов, предвкушает, как он вместе с ребятами будет их осуществлять, но. Урок начался, урок закончился, а класс остался равнодушным, вяло реагировал на все то, что с энтузиазмом предлагал учитель. Другая ситуация: ребята активны на уроке, заинтересованы, хорошо отвечают, а результаты контрольных работ ужасны. Или другой пример: на уроке обсуждается интереснейшая тема, но несколько не участвует в работе, отвлекает всех остальных. Учитель постоянно делает замечания, звучат враждебные нотки с обеих сторон, темп урока снижается. Еще одна неудача учителя: ваш коллега с помощью игрового момента за несколько минут организовал детей в классе. Вы запомнили, что говорил ваш коллега и на ближайшем уроке вы решили повторить прием. Вы предлагаете то же задание, говорите те же слова, но никакого впечатления на детей ваши старания не производят. Почему? Каждый из нас наверняка сталкивался с такой проблемой. Причин подобных ситуаций может быть много: одни не зависят от учителя, другие зависят от него. В каком бы состоянии ни был класс к началу урока (возбужден после физкультуры или утомлен после контрольной), учителю всегда нужно установить с ним контакт, дать возможность расслабиться, в мгновенье ока оценить ситуацию в классе и скорректировать как план урока, так и свое поведение – а оно должно быть выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству.
А. С. Макаренко говорил, что педагогом можно стать лишь тогда, когда научишься двадцатью шестью способами говорить “пойди сюда”.
Итак, первостепенная роль в современном уроке принадлежит современному учителю. Учитель должен помнить, что он сам, его личность всегда были и будут главным, средством обучения. Все остальные средства его помощники, привлечение которых должно быть оправданным и обоснованным. Применение учителем каждого средства оправданно тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока, улучшает восприятие учебного материала учениками, позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Каждому учителю необходимо научиться актерским техникам: входу в класс, проходу, подачи реплики, уходу из класса, умению держать паузу, влиять на детей мимикой, жестами, поразному садиться, вставать, поворачиваться.
На мой взгляд, целью данной работы можно определить следующее : выделить основные условия для проявления познавательной активности учеников, позволяющую воспринимать в полном объеме учебный материал.
Современный урок: понятие, функции, требования
Под этим подразумевается следующее:
— вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности;
— обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями;
-формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;
-эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников;
-воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения;
-формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности;
— воспитание культуры чувств и т.д.
… К современному уроку предъявляют следующие требования:
. Логически завершенный, целостный учебно-воспитательный процесс;
. Основная форма обучения и воспитания в школе;
. На каждом уроке осуществляется комплексное решение задач образования, воспитания и развития школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
. Урок строится на основе научно-теоретических положений;
. Оптимальным называется такое обучение, которое обеспечивает достижение максимальных возможностей для данных условий результатов в образовании, воспитании и развитии при рациональном расходе времени;
На каждом уроке реализуется принцип научности, выражающийся в соответствии содержания урока, методов и форм организации учебной деятельности уровню современной науки;
Полноценный урок формирует у учащихся уровни усвоения знаний и способов деятельности, осознанное восприятие, применение по образцу и творческое их применение в разных ситуациях;
На уроках необходимо осуществлять межпредметные связи как основы формирования системы мировоззренческих понятий;
На уроках систематически необходимо проводить повторение, закрепление знаний, умений, навыков, что должно быть направленно на осмысление и усвоение ключевых идей урока;
Существенной стороной урока является систематический контроль за качеством знаний, умений и навыков, позволяющий выявить пробелы и наметить пути их преодоления с учетом индивидуального подхода;
В соответствии с целями и задачами урока, его содержанием и методами необходимо применять разнообразные средства обучения, включая технические, дидактические, наглядные, максимально используя возможности кабинет;
Важной стороной урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода, как необходимое условие для всестороннего развития личности;
Таким образом, урок можно считать эффективным, если на нем обеспечивается оптимальное решение всего круга учебно-воспитательных задач, побуждает и развивает познавательные интересы, формирует потребность в знаниях.
2.Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока
Комплексная схема урока позволяет проанализировать выполнение учителем различных дидактических принципов, степень учета педагогом психологических аспектов и целесообразность использования им тех или иных методов обучения, организаторскую деятельность учителя и учебно-познавательную деятельность учащихся. Она может использоваться как в полном объеме, так и частично для оценки указанных выше аспектов.
Выполнение дидактических принципов обучения
а) соблюдена логика изложения учебного материала;
б) содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний;
в) в процессе изложения учитель не обходит научные проблемы, спорные вопросы, освещаются перспективы развития научных знаний.
а) учитель использует проблемное изложение учебного материала;
б) на уроке проводится поиск решения учебной задачи совместно с учителем;
в) в ходе занятия учащиеся ищут решение учебной задачи самостоятельно.
а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное его содержание;
б) наблюдения учеников систематизированы, соотношение причин и следствий могут быть ими установлены;
в) речь учителя информативна, выразительна, понятна.
. Принцип активности и сознательности:
а) всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи предстоящей работы;
б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно;
в) учение опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику.
а) на уроке выполняется правило постепенного усложнения учебного материала;
б) на учебном занятии используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию;
в) при первичном знакомстве с новым материалом изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания.
. Принцип систематичности и последовательности:
а) структура урока хорошо продумана учителем; не оставляется без внимания ни один вопрос;
б) обеспечивается преемственность обучения;
в) реализуется логика формирования теоретических знаний: объект изучения-теория-инструментарий-следствия-границы применения знаний.
. Принцип завершенности обучения:
а) применяемые методы обучения соответствуют его содержанию;
б) переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и третьему осуществляется с обязательной фиксацией факта усвоения;
в) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления.
. Принцип развития учебной деятельности:
а) степень осознания учеником познавательной задачи, актуализации мотивов ее решения;
б) степень восприятия и понимания новой информации; в) вхождение ученика в «зону ближайшего развития» и перенос освоенных способов деятельности в новые условия.
. Принцип воспитательного воздействия урока:
а) положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя;
б) требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции;
в) на всех этапах урока эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся.
Учет психологических аспектов обучения:
Организация внимания учащихся
а) учитель способен мобилизовать внимание учащихся различными способами:
-через прямое требование;
-связывая изучаемый материал с жизнью школьников;
— с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций;
б) учитель умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение.
. Использование различных видов памяти:
а) на уроке создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка;
б) используются на уроке ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).
а) ставятся учебные задачи, требующие осмысления, объяснения, доказательства;
б) учитель добивается от ученика овладения приемами самоконтроля и самоанализа ошибок.
Целесообразность примененных методов обучения:
. Объяснительно-иллюстративные методы обучения:
а) применение объяснительно-иллюстративных методов при объяснении нового и объемного материала в ходе рассказа учителя, его беседы с классом, чтения учениками учебника или дополнительной литературы, показа видеофильма;
б) резюмирование и краткое изложение учителем законченного фрагмента учебного материала, обобщение выводов по теме беседы;
в) предъявление учащимся готового плана изложения нового материала, переформулирование вопросов, облегчающих понимание учениками их смысла, инструктаж по выполнению учебных действий.
а) применение для воспроизведения знаний по образцу, правилу, с опорой на схему или алгоритм;
б) воспроизведение уже изученного материала, для заполнения схем и таблиц, раскодирования алгоритма, описания объекта;в) приведение учащимися собственных примеров, подтверждающих правило, свойство, закон.
. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения:
а) для организации творческой деятельности учащихся применялись: выдвижение и аргументация гипотез, поиск «скрытых» звеньев рассуждения, выбор правильного пути решения, поиск ошибок в «якобы» правильных рассуждениях;
б) организация наблюдений для постановки исследовательской проблемы самими учащимися, для вычленения сущности явления;
в) самостоятельное решение нестандартных заданий и задач повышенной трудности, составление учащимися аналогичных заданий.
Организационная деятельность учителя на уроке:
. Готовность учителя к уроку:
а) классная доска содержит необходимые для урока записи;
б) подготовлены нужные наглядные пособия и оборудование;
в) учителем разработана тактика проведения урока на основании его целей и задач.
Целевая установка урока:
а) учитель может сформулировать цели и задачи урока в соответствии с местом урока в образовательном процессе и особенностями класса;
б) учитель способен донести до учеников цели и задачи урока на доступном для их понимания языке.
. Эстетика учебного труда: а) выполнение санитарно-гигиенических правил при организации образовательного процесса: освещение, вентиляция, посадка детей в классе;
б) соблюдение техники безопасности и требований по сохранению здоровья учащихся;
в) выполнение режима двигательной активности учащихся на уроке.
. Индивидуальная работа с учащимися:
а) на уроке наблюдается пассивная работа учителя с учеником в виде предложения выполнять индивидуальное задание самостоятельно;
б) учитель активно работает с одним учеником или группой учащихся;
в) учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся.
. Мотивация учебной деятельности учащихся:
а) за счет четкой организации учебной деятельности;
б) эмоциональное поощрение и похвала учеников как стимуляция их работы в ситуации «здесь и теперь»;
в) выставление отметок с учетом нормативов и их стимулирующей функции.
Рациональное использование времени на уроке:
а) классическое распределение времени на комбинированном уроке (опрос, объяснение нового материала, закрепление, инструктаж по выполнению домашнего задания);
б) потери времени с точки зрения разумности и смысла происходящего в контексте нетрадиционного урока;
в) занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока.
Характер общения учителя с учениками:
а) наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение «над» детьми;
б) сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и учениками, положение учителя «вместе» с детьми;
в) заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение «под» детьми.
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке:
Готовность учащихся к уроку:
а) организация рабочего места, необходимых для проведения урока инструментов и материалов;
б) готовность учащихся отвечать на поставленные вопросы в течение всего урока;
в) умение учиться с оптимальной работоспособностью.
Внешние проявления умений и навыков на уроке:
а) грамотные и полные ответы учащихся у доски и с места;
б) демонстрация практических умений в предметной деятельности;
в) качество письменных ответов учащихся.
Самостоятельная учебная деятельность:
а) выполнение заданий «с опережением», «на удачу», повышенной трудности по собственному желанию;
б) умение самостоятельно выполнить предложенные учителем задания;в) проявления инициативы при организации образовательного процесса, принятие организаторских функций учителя на себя или регулирование этого процесса с целью улучшения его эффективности.
Самоконтроль (взаимоконтроль) и самооценка (взаимооценка):
а) для самооценки и самоконтроля используются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке;
б) учащимся предлагается оценить работу друг друга без предъявления эталона решения учебной задачи, но с учетом обоюдного согласия;
в) на уроке появляется необходимость самим ученикам дать оценку деятельности товарища и обосновать свое решение.
Межличностное взаимодействие (парная и групповая работа):
а) осознание и реализация общей цели;
б) установление коммуникации и взаимопонимания, диктуемые характером включения учащихся в их совместную деятельность;
в) взаимоконтроль и рефлексия, через которую устанавливается адекватная коррекция совместной деятельности.
Развитие устной и письменной речи:
а) на уроке преобладают монологические или коллективные, «хоровые» ответы;
б) коррекция речи осуществляется самим учителем или к этому привлекаются ученики;
в) процесс формирования лексического запаса слов данной предметной области.
3.Реализация воспитательного процесса урока
Практика показывает, что учителя, готовясь к урокам, наибольшие затруднения испытывают при формулировании воспитательных целей и задач, планировании путей их осуществления. При анализе уроков внимание, как правило, акцентируется на образовательных и развивающих задачах и способах их решения. Подобное пренебрежение воспитательной функцией обучения настолько широко распространено в массовой практике, что давно сложился «порочный круг» игнорирования ряда воспитательных возможностей урока: учитель не стремится максимально использовать эти возможности, а завуч не требует постановки и решения на уроке воспитательных задач. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным. В результате сегодня, если речь идёт о воспитательном процессе, то почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах повсеместно возложена на классных руководителей, педагогов-организаторов, завучей по ВР – на кого угодно, только не на учителей-предметников, которые ведут в школе основную образовательную деятельность. Насколько высока эффективность воспитания при таком подходе? Сможет ли классный руководитель, общаясь с учащимися в промежутках между уроками и проводя один классный час в неделю, воспитать у школьников необходимые качества, если воспитательный процесс не будет целенаправленно и систематически осуществляться учителями на уроках? Ответ на эти вопросы очевиден. Таким образом, реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания
учащихся в любой школе. Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализация этих возможностей на уроке изначально определяет успешность учебно-познавательной деятельности школьников. Классно-урочная система, призванная упорядочить процесс обучения, дисциплинирует учащихся независимо от содержания образования и вида учебной деятельности. Очевидно также, что на каждом уроке учитель должен воспитывать у школьников сознательную дисциплину, в основе которой находятся осознание школьником важности дисциплины, убеждённость в том, что дисциплинированный человек добьётся большего успеха в любом деле. В воспитании сознательной дисциплины на уроке решающую роль играет умение учителя показать значения учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины, преимущества чёткого выполнения необходимых действий перед недисциплинированностью, тактично и наглядно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся продемонстрировать зависимость успехов класса и отдельных учеников от уровня их дисциплинированности. Возможностями для решения перечисленных задач воспитания обладает каждый урок. Реализация этих возможностей позволяет повысить воспитательный эффект обучения. Урок входит в систему учебно-воспитательной работы, следовательно, он должен детерминироваться этой системой, занимать в ней совершенно определённое место, его воспитательная направленность должна соотноситься с общей направленностью воспитательной работы школы. Поэтому, выявляя воспитательную ценность урока, необходимо определить его роль и место в воспитательной системе школы.
… Комплексная схема урока позволяет проанализировать выполнение учителем различных дидактических принципов, степень учета педагогом психологических аспектов и целесообразность использования им тех или иных методов обучения, организаторскую деятельность учителя и учебно-познавательную деятельность учащихся. Она может использоваться как в полном объеме, так и частично для оценки указанных выше аспектов.