к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр

Инновационные циклы: стадии и этапы

Современное развитие экономики и науки предполагает непрерывность и цикличность инновационного процесса. Его детальное проектирование позволяет в дальнейшем произвести оптимальную корректировку выпуска продукции и проанализировать соответствие новшества потребительским ожиданиям. Инновационный цикл включает в себя несколько крупных фаз, стадий и их этапов, которые взаимосвязаны между собой. Построение стратегии, согласно которой производство движется от инноваций к качеству продукции, а затем к издержкам, дает значительные конкурентные преимущества.

Определение

к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть картинку к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Картинка про к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр

Под инновационным циклом понимают модель, которая описывает процесс внедрения новшества от начального этапа (освоение информации) до конечного – потребления готового инновационного продукта. В современной литературе нет общепринятого понятия для этого процесса. Существует 2 основных подхода к этой проблеме: общеэкономический (описание институциональной структуры внедрения технологий будущего) и в рамках развития отдельной организации.

В менеджменте инноваций используется несколько видов моделей:

Использование вышеописанных моделей позволяет проводить анализ, планирование систематической работы по выпуску инноваций и управление инновационной деятельностью предприятий. В более узком смысле жизненный цикл новшества – это период времени, в течение которого оно приносит производителю или продавцу какую-либо выгоду.

Фазы инновационного цикла

к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть картинку к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Картинка про к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр

В общем случае выделяют 5 крупных фаз жизненного цикла инноваций:

Детальные особенности структуры инновационного цикла зависят от типа инновации. Этот процесс может сопровождаться различными видами деятельности и финансовыми составляющими.

Стадии

К основным стадиям инновационного цикла продукта относят следующие:

Для описания инновационной операции (технологии) выделяют 4 ее стадии:

Длительность и количество стадий, их влияние на развитие цикла определяется особенностями того или иного новшества.

Этапы

На каждой стадии можно выделить несколько этапов, характеризующих определенный вид проводимых работ. Для продуктовой модели этапами инновационного цикла являются:

Для организационно-управленческой и технологической модели выделяют следующие сходные этапы:

Конечным этапом для всех моделей является реализация инновации и ее улучшение в процессе использования потребителями.

Фундаментальные исследования

к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть картинку к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Картинка про к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр

Фундаментальные исследования являются наиболее важными в управлении технологиями будущего. Особенностями их проведения являются:

Фундаментальные и прикладные исследования могут не проводиться, если имеющийся объем знаний позволяет сформировать инновационные идеи.

Прикладные изыскания

Прикладные исследования базируются на фундаментальных. Проводится отбор результатов, которые могут быть пригодны для практической реализации и извлечения определенной выгоды. Производится техническое и экономическое обоснование использования новых продуктов и технологий. Результатом деятельности на этом этапе могут быть:

На этом этапе в рамках инновационного цикла проводятся лабораторные и опытные производственные испытания, определяющие долговременные тенденции развития, осуществляется обобщение и оценка научно-исследовательских работ.

Проектирование

к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть картинку к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Картинка про к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр

На основе полученных результатов в процессе прикладных исследований начинается изготовление документации (технические и экономические расчеты, схемы, пояснительные записки, сметы и калькуляции, графики и другие) для производства новых продуктов или технологий. Разработки на этом этапе различают по их видам: конструкторские, технологические, организационные, проектно-изыскательские, изготовление первых образцов продукции для проведения испытаний.

Эти работы являются подготовительными перед массовым запуском в производство. Данный этап часто объединяется с предыдущим в рамках НИОКР и его можно определить как процесс, основной целью которого является реализация ожиданий и требований потребителей в инновационной продукции. Здесь уже становятся известными такие параметры инновационного цикла, как:

Производство

к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть картинку к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Картинка про к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр

На данном этапе можно выделить 2 ступени:

Этот этап может включать в себя следующие работы:

Управление

Управление инновационными циклами проводится в двух основных направлениях:

Государственное регулирование осуществляется с помощью следующих инструментов:

Управление на уровне организации производится на всех этапах жизненного цикла инновациями и состоит из таких элементов, как:

Источник

К какой стадии инновационного процесса относятся ниокр

к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть картинку к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Картинка про к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.

Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.

Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до её разработки и распространения.

В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Рой Росвелл, автор статьи «Изменение характера инновационного процесса», выявляет несколько поколений моделей инновационного процесса [4, с. 36].

к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть картинку к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Картинка про к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр

Рис. 1. Первое поколение инновационного процесса

к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть картинку к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Картинка про к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр

Рис. 2. Второе поколение инновационного процесса

к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть картинку к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Картинка про к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр

Рис. 3. Третье поколение инновационного процесса.
Интерактивная модель инновационного процесса

Непосредственно инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых научно-исследовательских работ (НИР), в ходе которых происходит выдвижение научно-технических идей о материализации имеющихся теоретических знаний и открытий. Завершаются поисковые НИР обновлением и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые НИР проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности персоналом высокой научной квалификации. Финансирование поисковых НИР осуществляется, в основном, из государственного бюджета и на безвозвратной основе. При этом многие поисковые НИР имеют бюджетное финансирование по заданиям из государственных программ по решению важнейших научно-технических проблем. В конечном итоге выигрывает общественное производство, так как результаты эволюции научного знания включаются в производительные силы в виде законченного решения важной научно-технической проблемы на основе экспериментальной проверки научно-технических идей.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания [2, с. 17].

С целью уменьшения риска инвесторов финансирование ОКР целесообразно осуществлять в две стадии. На первой стадии финан­сируются работы, связанные с разработкой аванпроектов и эскизно-техническим проектированием. Здесь обычно выполняется общая компоновка макета проектируемого изделия и проводятся его стендовые испытания. Прогрессивность новшества оценивается по числу авторских заявок на изобретения при безусловном соответствии макета изделия заданным техническим требованиям.

Только лишь по результатам такого рода предварительной оценки можно принимать решение о целесообразности дальнейшего финансирования инновационного процесса. Продолжение финансирования на второй его стадии связано с разработкой рабочей конст­рукторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов новой продукции.

Обоснованность финансирования работ третьего этапа инновационного процесса по двум стадиям аргументируется тем, что инвестиции в ОКР имеют рисковый характер. При этом следует иметь в виду, что затраты на первой и второй стадиях соотносятся как 1,0:2,5. Поэтому, если предварительная оценка результатов работ после первой стадии финансирования свидетельствует об их неперспективности, то дальнейшее финансирование третьего этапа инновационного процесса можно и не проводить. Инвестору целесообразно ограничиться финансированием только эскизно-технического проектирования, тем самым избежав неоправданных затрат по заведомо отрицательным результатам работ на второй стадии финансирования.

В зависимости от сложности инновационного проекта (разработки и освоения нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразными. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов НИР, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом.

Исполнителями работ на предварительном этапе являются творческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-технических центров (НТЦ).

Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным фазам жизненного цикла товара. При запуске в производство требуются крупные инвестиции для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведения ещё неизвестна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны. Поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер. На финансирование работ по четвертому этапу, связанных с освоением масштабного производства новой продукции, и последующее совершенствование технологии за счет нововведений-процессов потребуется в 6-8 раз больше затрат, чем на расходы, связанные с исследованиями и разработками. Увеличение затрат зависит от принятой масштабности освоения производства новой продукции (мелкосерийный, серийный или крупносерийный тип производства). Учитывая большие затраты на освоение масштабного производства новой продукции, на данном этапе инновационного процесса проводится эмиссия ценных бумаг. Она позволяет привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить их прибыльное использование при условии поддержания конкурентоспособности продукции. Однако основным источником инвестиций являются собственные средства организаций, аккумулируемые в специальных фондах на эти цели, а также заёмные средства (банковские кредиты).

Финансирование работ по четвёртому этапу инновационного процесса может привести к организации технологического освоения неконкурентоспособной продукции, если ничего кардинально нового не будет создано на предыдущих трёх этапах. В условиях рыночных отношений такая продукция не найдёт покупателя, на неё не будет спроса. Четвертый этап инновационного процесса можно рассматривать как инвестиционный проект, ибо он совпадает со второй фазой жизненного цикла продукции, а затраты на его осуществление, как отмечалось выше, в 6-8 раз больше, чем на расходы по исследованиям и разработкам, проводимым на трёх первых этапах того же процесса. С другой стороны, если новшества, созданные на первых трех этапах инновационного процесса, позволяют организовать технологическое освоение и коммерциализацию новой продукции, не имеющей зарубежных аналогов или замещающей импортные товары, то государство принимает частичное участие в финансировании этих работ.

На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

Уже на начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчёт кривую жизненного цикла изделия, т.е. периоды её подъёма и снижения, обусловленные воздействием рыночной конкуренции [3, с. 15].

В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей.

Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения инновационной среды определяется равновесным распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая и сферу оказания услуг. В конечном счёте, диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики. Когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляются, деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

Рецензенты:

Макаров А.Д., д.э.н., профессор кафедры прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург;

Бирюков В.Д., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций», г. Санкт-Петербург.

Источник

16. Основные этапы инновационного процесса. Ниокр как составная часть инновационного процесса.

1. Фундаментальные исследования. Основная задача данной стадии инновационного процесса состоит в теоретическом изучении закономерностей определенной области науки и техники. Фундаментальные исследования не предполагают непосредственного внедрения полученных результатов в производство, а для своей конкретизации требуют проведения специализированных прикладных научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР). Отличительной особенностью данной стадии также является то, что она достаточно редко выполняется самими предприятиями-изготовителями новой продукции (исключение составляют только крупные промышленные компании), а в большинстве случаев реализуется силами специализированных исследовательских организаций (НИИ). В соответствии с логикой развития инновационного процесса появление нововведения начинается с генерации идеи нового продукта.

Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые. Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые фундаментальные исследования проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Финансирование фундаментальных исследований ведётся из государственного бюджета или в рамках государственных программ.

2. Могут выполняться как силами исследовательских подразделений самого предприятия (его лабораториями, опытно-конструкторскими службами и т.д.), так и специализированными НИИ. В рамках данной стадии инновационного процесса широко используются различные формы межфирменной кооперации.

Прикладные научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение. На данном этапе проверяется техническая осуществимость идеи, анализируются масштабы потребностей рынка, а также потенциальные возможности предприятия по разработке и производству нового продукта. Выполнение работ на данном этапе связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научных исследований. Финансирование прикладных научно-исследовательских работ ведётся, во-первых, из государственного бюджета, во-вторых, за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных фирм.

Этап 3. Опытно-конструкторские работы

Под опытно—конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований для создания образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы — это завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.

К опытно-конструкторским работам относятся:

выпуск рабочей проектно-конструкторской документации, в том числе чертежи на детали, сборочные соединения, изделие в целом;

изготовление и испытание опытных образцов;

разработка определённой конструкции инженерного объекта или технической системы;

разработка идей и вариантов нового объекта;

разработка технологических процессов;

определение наименования продукта, товарного знака, маркировки, упаковки.

Основные научно-технические результаты опытно-конструкторских работ: прототип, промышленный образец, полезная модель, компьютерные программы, базы данных, научно-техническая документация. Опытно-конструкторские работы проводятся при финансовой поддержке из государственного бюджета или за счёт собственных средств предприятия-заказчика.

Этап 4. Внедрение продукта на рынок

На данном этапе предприятие-изготовитель производит пробную партию продукта. Также фирма проводит маркетинговое исследование в виде зондирования рынка малыми партиями нового товара. Если зондирование рынка проходит успешно, начинается подготовка к широкомасштабному продвижению товара на рынок. Подготовка ведётся по двум основным направлениям:

1.создание соответствующих мощностей для резкого увеличения объёмов производства. В этих целях проводится техническая подготовка производства и, в случае необходимости, осуществляется строительство новых производственных мощностей; через маркетинговые подразделения проводится сильная рекламная кампания новшества и организуется сбытовая сеть.

2. Запуск товара в производство требует крупных инвестиций для реконструкции старых или строительства новых производственных мощностей, подготовки персонала, проведения рекламной кампании. На этом этапе инновационного процесса ещё не известна реакция рынка на нововведение, существуют риски отторжения предлагаемого товара. По этой причине инвестиции носят рисковый характер. По расчётам специалистов, финансирование работ, связанных с освоением масштабного производства новой продукции и последующим совершенствованием технологии, на этом этапе в 6-8 раз больше, чем расходы на исследования и разработки. Основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий, которые они аккумулируют в специальных фондах, а также заёмные средства, в основном банковские кредиты.

Конкурентный анализ в инновационной деятельности.

Классификация конкурентов согласно Ж.-Ж. Ламбену: прямые, косвенные, товарные, неявные конкуренты

Конкурентная стратегия предназначена для определения того, каким образом компания создает себе выгодное положение в отрасли и как она намерена конкурировать в ней.

Прямые конкуренты предлагают аналогичные товары и услуги тем же категориям покупателей

Косвенные конкуренты продают различные товары предприятиям одной и той же отрасли

Товарные конкуренты продают одинаковую продукцию разным типам покупателей

к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Смотреть картинку к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Картинка про к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр. Фото к какой стадии инновационного процесса относятся ниокр

Основные вопросы, связанные с конкурентным анализом, являются неотъемлемой частью процесса создания общей стратегии предприятия и описаны в фундаментальной литературе. В последние годы наметились новые тенденции изменения внешней деловой среды, непосредственно влияющие на конкурентную борьбу на всех уровнях (от уровня предприятий, до уровня государств). Во многом эти тенденции связаны с глобальной активизацией инновационных процессов и стремительной диффузией инноваций.

К основным тенденциям изменения внешней деловой среды могут быть отнесены:

глобализация (в производстве и торговле);

рост числа конкурентов и источников конкуренции;

изменяющиеся основы конкурентоспособности;

широкое использование новых технологий;

Подавляющее большинство продуктов инновационной деятельности представляет собой продукты, заменяющие существующие.

Исключение составляют радикальные инновации, имеющие скачкообразный характер и устанавливающие новые потребности.

Инновационный субститут может внести драматическое изменение в баланс сил в отрасли не только в отдельной стране, но и в глобальном плане. Типичным примером может служить появление на рынке дигитальных ручных часов с жидкокристаллическим дисплеем, резко пошатнувшим позиции часовой промышленности Швейцарии.

Анализ рыночных сил субститутов, в период инновационной деятельности, должен производиться на стадии анализа инновационной идеи.

Положение фирмы на рынке и потенциальная возможность завоевания новых рынков в значительной степени зависит от выхода на рынок модернизированных и качественно новых товаров. Однако создание новой версии товара требует предварительных научных и конструкторских разработок (НИОКР). Размер затрат на НИОКР, их доля в общей стоимости товара, срок разработки проекта и создания эталонного образца – все это показатели научного потенциала фирмы. К научно-техническому потенциалу следует также отнести наличие и стоимость патентов и ноу-хау.

Внешний и внутренний анализ в инновационной деятельности.

Принадлежность пользователя к той или иной группе определяет уровень его доступа к источникам информации об инновационной деятельности предприятия, что, безусловно, сказывается на возможностях и качественных характеристиках проводимого анализа.

Представленная группировка субъектов инновационного анализа позволяет разделить данный вид аналитического исследования на внешний и внутренний. На практике внутренний и внешний анализ зачастую осуществляются параллельно и пересекаются. Внутренний анализ проводится соответствующими службами предприятия, консультантами, его результаты используются для планирования, контроля и в целом управления инновационной деятельностью предприятия. Его цель заключается в рациональном использовании ресурсов, повышении эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия. Целью внешнего анализа может быть установление возможностей выгодного вложения средств, максимизация прибыли и др.

Целью инновационного анализа является определение целесообразности осуществления инновационных внедрений в деятельность хозяйствующего субъекта.

При проведении анализа инновационной деятельности администрация предприятия решает следующие задачи для достижения поставленной цели:

разработки стратегии инновационной деятельности предприятия;

рациональной организации этой деятельности (технология, оборудование, ресурсный потенциал, кадры и т. д.);

оценки и анализа предполагаемых показателей эффективности использования ресурсов предприятия в результате инновационной деятельности;

анализа и оценки финансового состояния предприятия в результате инновационной деятельности;

повышения эффективности управления инновационным потенциалом.

мегафакторы (мировые тенденции), макро­факторы (изменения на национальном уровне), мезофакторы (отраслевые сдвиги) и микрофакторы (уровень отдельных предприятий)

Мегафакторы (стабильность мировой валютной системы, снижение национальных барьеров, эффективные коммуникации, концентрация па мировом рынке)

Мезосфера (инфраструктура) региона характеризуется системой сле-дующих его отраслей: рыночная инфраструктура региона; мониторинг окру-жающей природной среды; здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; промышленность; строи-тельство; жилищно-коммунальное хозяйство.

К факторам микросреды фирмы мы относим: непосредственных конкурен-тов фирмы по выпускаемым ею товарам; всех конкурентов поставщиков («вхо-да»); маркетинговых посредников фирмы по «входу» и «выходу» системы; кон-тактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, проф-союзы, пресса и т.д.). Чем выше конкуренция по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых фирмой товаров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *