к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо

Эпикуреизм

Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности.

Эпикур основывает свою школу в 310 г. до н. э. сначала в Колофоне, а затем, в 306 г. до н. э., переносит её в Афины. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов». В школу принимались женщины и рабы, причем отказываться от своего имущества не требовалось. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо».

Школу эпикуреизма застал апостол Павел, во время путешествия в Афины (Деян.17:18).

Содержание

«Четвероякое лекарство»

Физика

Этика

Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

Наиболее известные представители Эпикурейской школы

Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Римский эпикуреизм представляли Лукреций и Каций; это направление повлияло также на римский эклектизм.

Судьба эпикуреизма

Исчезнув с распространением христианства, эпикуреизм возродился в эпоху Возрождения, став одним из источников французского материализма (Пьер Гассенди) [2] [3]

Примечания

Ссылки

к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо. Смотреть фото к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо. Смотреть картинку к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо. Картинка про к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо. Фото к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо

Полезное

Смотреть что такое «Эпикуреизм» в других словарях:

ЭПИКУРЕИЗМ — 1) одна из основных послеаристотелевских филос. школ античности; 2) филос. система Эпикура; 3) этико нормативная традиция гедонистического эвдемонизма. 1. Эпикур стал учить философии в 310 до н.э. в Колофоне, а с 306 в Афинах. Местом собрания… … Философская энциклопедия

ЭПИКУРЕИЗМ — (от сл. эпикуреец). Учение философа Эпикура о том, что цель жизни есть наслаждение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПИКУРЕИЗМ нравственно философское учение, которое высшей целью в жизни ставит… … Словарь иностранных слов русского языка

эпикуреизм — ЭПИКУРЕИЗМ, ЭПИКУРИЗМ а, м. épicuréisme, épicurisme m. 1. Учение, система взглядов древнегреческого философа Эпикура. БАС 1. Эпикуреизм и новоплатонизм, разгул чувственности и умервщление плоти вызваны одною историческою причиною. Писарев… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Эпикуреизм — Эпикуреизм ♦ Épicurisme Учение Эпикура и его учеников. Радикальный материализм, продолжение атомизма Демокрита: не существует ничего, кроме бесконечного числа атомов в бесконечной пустоте; все происходящее – это их движение и их встречи друг … Философский словарь Спонвиля

ЭПИКУРЕИЗМ — ЭПИКУРЕИЗМ, учения, исходившие из идей Эпикура. Школа в Афинах Сад Эпикура; крупнейший представитель эпикуреизма в Риме Лукреций. Идеи эпикуреизма вновь привлекли внимание в эпоху Возрождения, затем в материалистических и просветительных течениях … Современная энциклопедия

ЭПИКУРЕИЗМ — учения, исходившие из идей Эпикура. Школа в Афинах Сад Эпикура; крупнейший представитель эпикуреизма в Риме Лукреций. В новое время развивался в эпоху Возрождения, затем в течениях 17 18 вв. (П. Гассенди), Как этический принцип родствен… … Большой Энциклопедический словарь

ЭПИКУРЕИЗМ — ЭПИКУРЕИЗМ, эпикуреизма, мн. нет, муж. 1. Философское учение древнегреческого философа Эпикура (филос.). 2. Мировоззрение, выросшее на почве одностороннего истолкования этого учения и видящее смысл человеческой жизни в удовлетворении чувственных… … Толковый словарь Ушакова

ЭПИКУРЕИЗМ — ЭПИКУРЕИЗМ, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЭПИКУРЕИЗМ — (от имени др. греч. философа материалиста Эпикура) англ. Epicureanism/Epicurism; нем. Epikurismus. epicureisme; 1. Направление в древнегреческой и римской философии, объяснявшее мир на основе атомистического учения, отстаивавшее достоверность… … Энциклопедия социологии

эпикуреизм — сущ., кол во синонимов: 1 • эпикурейство (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Эпикуреизм — – Эпикур негіздеген антикалық философиядағы бағыт. Ол Афинада өз мектебін ашты, «Эпикур бағы» («Сад Эпикура») деген ат алды және 8 ғасырдай жұмыс істеді (б.д.д. ІV ғ. бастап б.д. ІVғ. дейін). 300 ге жуық шығармалары болған, бірақ бірнеше хаттар… … Философиялық терминдердің сөздігі

Источник

Эпикур

Почему святые отцы защищают философа

«Не сошли ли с ума те люди, которые распространяли об Эпикуре такие сказки?» – писал древнегреческий историк философии. На самом деле представление об эпикурействе как о вседозволенности – миф. Даже святитель Григорий Богослов защищал Эпикура как целомудренного и благопристойного человека, а преподобный Иоанн Дамаскин фактически дублирует в своих трудах некоторые положения греческого философа… В чем же состояла философия удовольствия Эпикура?

Варвары – тоже люди!

Философы эллинистической эпохи ставят перед собой, прежде всего, вопросы этические, из которых главный – о счастье

Вместе с Эпикуром мы входим в период эллинистической философии, возникшей после завоевательных войн Александра Македонского. Задачи, которые ставят философы этой эпохи, несколько другие, чем прежде: грек вдруг открывает, что мир на самом деле огромен. Раньше он жил в своем уютном греческом мире, иногда сталкиваясь с набегами, и понимал, что греки – люди, а остальные предназначены грекам в рабы. Это слова Аристотеля: «варвар и раб по природе своей понятия тождественные». Остальные народы, по мнению греков, не могут мыслить свободно, у них нет философии – поэтому они не являются полноценными людьми. А в эпоху эллинизма греки вдруг открывают обратное: оказывается, у варваров тоже есть культура, религия и наука. И другая сторона этого открытия: мир огромен, и человек чувствует себя в нем песчинкой. Но в любом случае человек хочет быть счастливым, и поэтому задачи, которые ставят перед собой философы эллинистической эпохи, – это, прежде всего, задачи этические. Онтология, гносеология уходят на второй план, они интересны уже не сами по себе, а как средства для того, чтобы решить вопросы добра и зла – и прежде всего счастья.

К таким школам относятся три самых известных школы эллинистического периода: школы Эпикура, стоиков и скептиков.

Эпикур: преодоление страхов

Биография Эпикура проста. Он родился на острове Самос, малоизвестным приехал в Афины в возрасте около 35 лет и там обосновался. Поскольку он не был афинянином, то не мог поселиться в самих Афинах. Поэтому он купил себе сад в пригороде и в этом саду создал свою школу. Неслучайно школу Эпикура часто именуют просто словом «Сад». Над ее вратами Эпикур повесил слова: «Гость, тебе будет здесь хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо». О том, что такое удовольствие в понимании Эпикура, мы поговорим чуть позже.

Его философия имеет одну цель: сделать человека счастливым. Для этого и нужна философия! «Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией, – пишет Эпикур. – Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно».

Почему человек несчастен? Потому что всего боится! В конце концов, – говорит Эпикур, – существует три вида страха: страх перед природой, перед богами и перед смертью.

Страх перед природой решается посредством изучения физики: Эпикур, как и Демокрит, уверен, что всё состоит из атомов и пустоты и поэтому все естественные явления объясняются с помощью атомной теории. Человек боится непонятного, а когда он знает, что всё вызывается столкновениями атомов, ему спокойнее.

Страх перед богами Эпикур решает следующим образом. Кто такие боги? Боги – существа, во-первых, бессмертные, а во-вторых, блаженные. В нашем мире всё разрушается, поэтому тут бессмертные существа жить не могут – они живут где-то за пределами нашего мира, а поскольку миров много – то между этими мирами. Появись они в нашем мире, стали бы смертными – вот и не появляются. И вместе с тем боги блаженны, и потому мы им не интересны. Человек может бояться только того, кому от него что-то нужно. У богов есть всё, и люди им не нужны. Так что наши представления о богах, – пишет Эпикур, – совершенно неправильные: богов бояться не надо.

Мы со смертью никогда не сталкиваемся, потому что, когда мы живы, смерти нет, а когда она придет, тогда не будет нас

А смерти? Смерти тоже бояться не надо. Во-первых, душа тоже состоит из атомов, и после смерти атомы души разлетаются в пространстве. А во-вторых, мы со смертью никогда не сталкиваемся, потому что, когда мы живы, смерти нет, а когда она придет, тогда не будет нас! Бояться же можно только того, с чем столкнешься.

Счастье – в удовольствии

Вопрос со страхами решен, и Эпикур идет дальше и развивает положительный аспект своей философии: недостаточно не бояться, это лишь избавит нас от несчастий – нужно стремиться к истинному счастью. Очевидно, что человек стремится к удовольствию, поэтому для него счастье – это удовольствие. Следовательно, нужно разобраться, к каким же удовольствиям стоит стремиться, а каких следует избегать. «Нельзя жить счастливо, не живя разумно», – совершенно справедливо замечает Эпикур.

А какие же бывают удовольствия? Философ указывает на существование трех типов удовольствий:

В качестве естественного и необходимого удовольствия Эпикур приводит следующие примеры. Когда человек испытывает жажду, ему необходимо выпить воды, и это будет для него естественно. Когда человек голоден, ему необходимо поесть, для этого вполне достаточно простой еды, скажем хлеба.

Естественными и не необходимыми удовольствиями Эпикур называет роскошный стол. Допустим, я хочу пить – мне дают воду. Я говорю: «А можно квасу?» Пить квас – это естественно, но не необходимо. Можно обойтись и простой водой. Можно обойтись простым куском хлеба или кашей, роскошный стол не обязателен для того, чтобы утолить голод.

Примером неестественных и не необходимых удовольствий Эпикур называет венки и почетные статуи, то есть славу. Слава совсем неестественна для человека, не соответствует его природе и не является необходимостью для его жизни.

Почему люди несчастны? Потому что они стремятся к неестественным и не необходимым удовольствиям!

Так почему люди несчастны? Потому что они стремятся к неестественным и не необходимым удовольствиям! «Я никому неизвестен, у меня нет славы» или «Мой стол не так шикарен, не так разнообразен», – говорят они. А если ты хочешь находиться постоянно в состоянии блаженного, счастливого духа, то должен стараться обходиться только естественными и необходимыми удовольствиями. Получается – элементарный призыв к аскезе!

А как же понимать фразу на вратах эпикурова Сада: «Гость, тебе будет здесь хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо»? Представим себе: жаркое лето, пыльная дорога, гость идет в Афины, устал, проголодался, хочет пить, заходит в Сад – его встречает один из друзей Эпикура, предлагает ему чашку воды и миску простой каши на воде, говоря: «Насыщайся, утоли жажду, и ты почувствуешь неизъяснимое удовольствие». И это настоящее удовольствие.

Откуда возник миф?

Миф об эпикурейцах как прожигателях жизни – памятник нашей греховной природе

А откуда возник миф об эпикурейцах как воспевателях покоя, лени и чувственных удовольствий? Этот миф, скорее, памятник нашей греховной природе. Представим себе: человек видит слова: «Здесь удовольствие – высшее благо». А что такое удовольствие в его понимании? Это пьянки, гетеры, роскошный стол. «Ой, нет-нет, я туда не пойду», – думает этот человек, а прибыв в Афины, рассказывает: «Проходил я мимо Сада Эпикура – там кошмар творится, ужас, разврат, пьянство!» И в Афинах действительно распространяется слух, что в этом месте царит разнузданное удовольствие. Поговаривают, что самого Эпикура несколько раз на дню рвет от переедания. Хотя, как честно замечает греческий историк философии Диоген Лаэртский в книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», «все, кто такое пишут, не иначе как рехнулись».

Не знаю, читал ли святой Иоанн Дамаскин Эпикура (в то время не принято было обязательно ссылаться на источник) или же сам таким образом классифицировал удовольствия, но его терминология и классификация точно соответствуют эпикуровым…

Источник

Эпикур и эпикуреизм. Кратко о философии и учении Эпикура

к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо. Смотреть фото к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо. Смотреть картинку к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо. Картинка про к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо. Фото к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо

Важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных, таких как тщеславие и жажда богатства. Самыми главными наслаждениями Эпикур считал духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу.

В Средние Века христианские авторы осуждали эпикурейцев, превратив название их философской школы в синоним безбожников. Однако Эпикур не был атеистом. Боги существуют, учил мыслитель: они бессмертны и блаженны, но им нет дела до людей, поэтому они никого не вознаграждают и не карают.

Развратник или скромный мудрец? Что известно о жизни Эпикура

Эпикур, как утверждается, написал почти триста произведений. Однако до нашего времени от них уцелели только фрагменты и афоризмы. О самом Эпикуре известно из сочинения Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и трактата римского эпикурейца Лукреция Кара «О природе вещей».

Про Эпикура ходили нехорошие слухи: будто он развратник, обжора и хам, ругающий других философов последними словами и ворующий их идеи. Диоген Лаэртский уверяет, однако, что все это ложь.

В действительности Эпикур был благодетельным и благочестивым человеком, мудрым учителем, ко всем относился с теплотой, писал биограф. Жизнь его была скромной и неприхотливой: философу было довольно воды и простого хлеба, даже сыр он считал роскошью.

к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо. Смотреть фото к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо. Смотреть картинку к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо. Картинка про к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благо. Фото к какой школе относится фраза гость тебе здесь будет хорошо здесь удовольствие высшее благоЭпикур на картине Рафаэля «Афинская школа»

Философия Эпикура: познание и истина

Учение Эпикура о природе

Эпикур о богах и загробной жизни

В пространстве между мирами живут бессмертные и счастливые боги. Мир людей и сами люди не заботят их, поэтому нет смысла ждать божественной награды или божественного наказания. Получается, что судьба человека зависит от него самого, а не от богов.

Душа человека состоит также из атомов. Без тела она существовать не может, поэтому погибает в момент смерти человека. Стало быть, загробной жизни не существует, и заботиться о ней нет смысла. Мы бренны, так что жизнь нужно прожить счастливо и со смыслом.

Этика Эпикура: учение о наслаждении и страданиях

Эпи­кур ввел иерар­хию удо­воль­ст­вий: например, духовные удовольствия он считал выше телесных. Духовные радости более долговечны и сильны, они охватывают и прошлое, и настоящее, и будущее.

Все потребности человека Эпикур делил на три группы:

Есте­ствен­ные и необ­хо­ди­мые (как телес­ные, так и духов­ные). Не терпеть голода и жажды, холода; понимать устройство окружающего мира, чтобы не сойти с ума etc.

Есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые. Например, это любовь, дружба, родительские чувства.

Мни­мые, пустые желания. Амбиции, жажда богатства и почестей.

Источниками страданий, беспокойства, являются страх перед бога­ми, боязнь смер­ти и лож­ные взгляды на доб­ро и зло, учил Эпикур. Поэтому он выдвинул четы­рех посту­ла­та:

Подлинное благо достигается легко

Зло лег­ко уни­что­жить

Боли нель­зя избе­жать, но можно и нужно взять над ней верх и ста­рать­ся ее смяг­чить тер­пе­ни­ем и твер­до­стью духа. Стра­да­ния не исклю­ча­ют радо­сти, а силь­ная боль или длит­ся недол­го, или уби­ва­ет, писал Эпикур. Сам он умер в муках от тяжелой болезни, но до конца находил утешение в воспоминаниях о философских беседах с друзьями.

Эпикур о человеке и обществе

При этом Эпикур опередил свое время, выдвинув идею общественного договора, которая вновь появилась лишь в XVII веке. Люди стали жить в обществе, когда заключили негласный договор друг с другом: не причинять и не терпеть вреда, рассуждал философ.

Источник

Эпикурейство

Истоки и исторический контекст

Эпикурейство зародилось еще в Античной Греции, а главным предшественником этого течения был Аристипп. В этой части познакомимся с ним.

Почему эпикурейство интересно нам сегодня?

🏛 Эпикуреизм или эпикурейство — философское учение, созданное Эпикуром и развитое его учениками и последователями — эпикурейцами.

🙅🏻‍♂️ Эпикур был ярким философом, очень нетипичным для своего времени, внесистемным. Он не признавал авторитет Платона, Аристотеля и других классических мыслителей. Критиковал обывательское представление о религии и учил наслаждаться жизнью.

🧍🏼‍♂️Эпикур в античной философии следует заветам Сократа — смещает акцент с космологии (учение о природе) на этику (учение о добре и зле), делает человека центром своего учения.

🌠 Его взгляды были близки к материализму и эмпиризму. Это делает его учение вполне совместимым с современной научной картиной мира. Более того, эпикуровское учение об атомах и об их «отклонении» (клинамен) во многом предвосхитило так называемую «новую физику», отказавшуюся от классического детерминизма.

🌳 Эпикур основал свою философскую школу в собственном саду. Туда принимались даже женщины и рабы, причем отказываться от своего имущества не требовалось. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо».

💊 Главная цель философии, по его мнению, врачевание душевных страданий, что в каком-то смысле сближает эпикурейство с психотерапией.

📜 Эпикур много писал (около 300 книг-свитков), но, увы, почти все его сочинения были утеряны (большая часть уничтожена его идейными врагами во времена гонений на эпикурейство).

Римский поэт и философ Лукреций в поэме «О природе вещей» пишет об Эпикуре в восторженных тонах 👇

Он, кто впервые нашел ту основу разумную жизни,
Что называем теперь мы мудростью.
Он, кто искусно Жизнь из волнений таких и такой темноты непроглядной
В полную ввел тишину, озаренную ярким сияньем.

Мраморная скульптура с изображением восседающего на троне Эпикура

Мы отобрали 10 самых ярких цитат Эпикура 👇

1️⃣ Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым.

2️⃣ Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.

3️⃣ Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.

4️⃣ Кому мало немного, тому мало всего.

5️⃣ Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.

7️⃣ Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдет это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти — насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям.

8️⃣ Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.

9️⃣ Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.

🔟 Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни из души.

Какие из этих цитат показались вам наиболее верными и интересными?

Часто, когда мы в быту называем кого-то эпикурейцем, мы всего лишь хотим сказать, что этот человек умеет наслаждаться жизнью. Умение наслаждаться жизнью — это часть эпикурейской философии, но нельзя сказать, что этим эпикурейство полностью исчерпывается. Необходимо обозначить различия между эпикурейством и так называемым принципом гедонизма.

🍇 Гедонизм (от древнегреческого «гедоне» — удовольствие) — это учение о том, что удовольствие есть высшее благо и высшая цель в человеческой жизни. Этот принцип открыли еще до Эпикура, и не только в Древней Греции — мы находим гедонистические учения в философии Древнего Востока, Древней Индии.

🙌🏼 Психологический гедонизм — описательный тезис, который говорит о том, что люди естественным образом стремятся к удовольствиям, таковы факты, такова природа человека.

🥳 Этический гедонизм — это учение о том, что люди должны стремиться к удовольствию, что стремление к удовольствиям, это не просто факт, а норма, это морально правильно. Это учение о том, что благо, добро, свобода и счастье — заключается в том, чтобы наслаждаться.

Одним из самых ярких предшественников Эпикура был Аристипп из города Кирена (колония на севере Африки), который больше знаменит своей жизнью, чем философскими трудами. Последователей Аристиппа называют киренаиками.

👨🏻‍🏫 Учителем Аристиппа был Сократ. Он никогда не брал деньги за уроки, а вот Аристипп — первый из его последователей, кто стал брать деньги за обучение. Так он уподобился софистам, за это его критиковали другие ученики Сократа.

💰 Аристипп относился к упрекам абсолютно безразлично. То что его называли развратным, утонченным, чересчур женственным — его совсем не волновало. На критику за то, что он тратит деньги изысканную еду, он отвечал:

«Ты считаешь, что вот это дорогое блюдо — это чересчур? Скажи-ка, если бы я предложил его тебе бесплатно, ты бы от него отказался? Нет! Тогда разница между нами не в отношение к наслаждениям, а просто в отношение к деньгам, просто ты более жадный чем я».

🍷 Аристипп позаимствовал у Сократа легкое отношение к жизни. Аристипп по-своему понял Сократа. Сократ ходил в старой, поношенной одежде, но умел и наслаждаться жизнью: умел пить вино, любил хорошие беседы, приятное время препровождение. Аристипп позаимствовал у Сократа это легкое отношение: не страдать, не хмурить брови, не сжимать челюсти, не заниматься аскетизмом и героизмом, улыбаться и наслаждаться жизнью.

👉 Философ дал определения удовольствию и страданию, как движению души.

😊 Удовольствие — плавное, мягкое движение души.

😫 Страдание — грубое, прерывистое, резкое движение души.

✨ По Аристиппу душа — это нечто, что постоянно находится в движении.

➡️ Аристипп говорит, что человек рожден для того, чтобы наслаждаться — все мы, когда есть выбор, предпочитаем плавное движение души, предпочитаем удовольствие страданиям. Аристипп считает, что это совершенно очевидно и спорить с этим не возможно.

🍎 Путь к счастью лежит именно через наслаждение. Аристипп учил ценить момент наслаждения, как бы застревать в нем, чувствовать всю ту свободу, которую дарит наслаждение и игнорировать ханжеские упреки лицемеров, которые говорят, что наслаждение это не правильно.

🌟 Смысл жизни в наслаждениях. Согласно Аристиппу, смысл жизни в том, чтобы стремиться к самым разным наслаждениям, в том числе к физическим. Если последующие философы часто противопоставляли удовольствия духовные удовольствиям физическим, считая последние чем-то предосудительным, то Аристипп утверждал, что физические удовольствия — те самые настоящие удовольствия, и не надо проводить никакого различия.

💆🏻‍♂️ Через наслаждение проявляется свобода. Последователи Аристиппа, киренаики, не просто были фанатами наслаждений, наслаждение для них — это философский принцип, а не просто желание удовольствия. Они не максимизируют удовольствия, а наслаждаются ими. Для киренаиков удовольствия — эта та отдушина, в которой человек находит свою свободу. Русский философ Алексей Лосев писал 👇

🗣 «Принцип киренаиков заключался не просто в наслаждении, но в свободе духа, который всегда наполнен наслаждениями, что бы на него ни действовало, независимо от внутреннего самонаслаждения духа от каких бы то ни было внешних влияний».

⛓ Аристипп понимал, что когда человек гонится за наслаждениями, он может стать их рабом, но где провести границу, как почувствовать, что ты уже стал зависимым от удовольствий, он не объясняет:

🗣 «Главное, чтобы ты обладал удовольствием, а не удовольствие обладало тобой».

Аристипп не имел бороды, у него была очень аккуратная короткая стрижка. Он носил дорогую одежду и дорогие сандалии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *